А когда Он исцелил его, говорит нам на этот раз евангелист Лука, толпы, собравшиеся вокруг, поразились силе Спаса Иисуса Христа. Апостолы же, оставшись одни с Господом, подошли к Нему и спросили: – Господи, почему мы не могли изгнать его? (Мк. 9: 28). Они задавали этот вопрос вполне по праву: они ведь получили от Господа нашего Иисуса Христа власть изгонять из людей всяких злых духов и поэтому теперь недоумевали, почему не смогли изгнать его. И Спаситель говорит: – По неверию вашему (Мф. 17: 20). То есть «ваша вера умалилась, а поскольку ваша вера умалилась, то умалилась и ваша сила». Видите, какая связь между верой человека и его силой? И говорит Спаситель дальше: – Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17: 20). Если бы у вас была вера хотя бы с горчичное зерно! Зерно, вы знаете, очень маленькое, но его аромат пропитывает всё блюдо. Пусть же у нас будет хотя бы такая малая вера, чтобы она пропитала всю нашу душу и тело. Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения?! Вы могли бы сказать горе сей: «перейди отсюда туда»… Но какая гора тяжелей для души, чем грех и мирские попечения? Душу человека даже ночью, когда спит, гнетет забота о завтрашнем дне. Она огромна, как гора, и человек уже не может расслабиться от этой горы на душе, если у него нет достаточной веры. Поэтому, как говорил Спаситель, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 31–33). Еда и питие тоже очень важны, но не ищите первым делом их, бросая духовное! Спаситель сказал апостолам еще одно: – Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9: 29). То есть вера должна проявляться и в нашей молитве к Богу, и в воздержании, посте. Когда человек воздерживается от злых похотений, когда человек воздерживает глаза от того, чтобы смотреть на всякие мерзости, которые с такой щедростью предлагает нам нечистый, когда человек воздерживается от того, чтобы смотреть на картинки в этом волшебном ящичке, называемом телевизором, когда человек перестает искать в таблоидах всякие «диковинки», убийственные для души, когда человек воздерживается не только от еды, потому что не только это значит поститься, тогда он приготавливает свою душу к тому, чтобы она приняла Спаса Иисуса Христа в сердце, и тогда вера его становится крепче, тогда вера его становится способной сдвинуть горы.

http://pravoslavie.ru/105709.html

" А кто нас будет учить смирению? В первую очередь, конечно, Господь. Он говорит в Евангелии: " Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место " (Лк. 14:8-9). То есть надо, когда приходим в гости, всегда занимать последнее место, а мы норовим сесть на первое, как будто там еды больше или она лучше. Это ведь по гордости бывает - стараемся оказаться в " президиуме " , а не в хвосте. Пример смирения Господь показывает и на Тайной вечере, когда, опоясавшись полотенцем, омывает ноги ученикам. Мы любим, чтобы нам кто-то прислуживал, а надо самим прислуживать людям. В Писании много примеров смирения. Можно еще вспомнить царя Давида, которому какой-то человек стал кричать: " Ты кровопийца, беззаконник, преступник! " Стража хотела его тут же убить, но царь сказал: " Остановитесь! Этого человека послал мне Господь за мои грехи " . Мы иногда думаем: почему нас поносят? За грехи! Пусть не за эти - иногда и клевета бывает. За наши грехи Господь посылает кого-то нас оклеветать, и нам нужно подставлять себя под этот " камнепад " обвинений, поношений, поруганий, иначе мы никогда смирения не достигнем. Нужно избегать людей, которые нас хвалят. От похвал мы не вырастем. А если ругают - эти люди посланы от Бога, чтобы смирить нас. Блаженная Ксения своей жизнью показала это. Она понесла страшное бесчестье - как над ней надругались, смеялись! А у нее ведь одна была цель: спасти себя и мужа, чтобы там, на том свете, они могли быть вместе. Вы не думайте, что на том свете муж и жена обязательно будут вместе - нет! Если один подвизается, в храм ходит, а другой нет, как они могут быть вместе? Для этого надо все вместе делать: молиться, в храм ходить, причащаться. Тогда и на том свете будете вместе. Ксения блаженная молилась и вымолила мужа, и себя спасла. Более того - на ее могилу ходят люди и спасаются, получают подкрепление в вере. И многих она привела ко Христу за двести с лишним лет, которые прошли после ее смерти. Поэтому сегодня мы и молились, благодарили ее за милость к нам и всем, кто сюда приезжает, просили, чтобы она и детей наших вразумляла, и пастырям помогала иметь ревностную веру, и всем, кто ее почитает, помогала в жизни, чтобы все мы пришли ко Христу и спаслись. Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас! " - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

А он говорит: «Я, господин мой, не настолько искусен, чтобы сделать угодное тебе». Я же сказал: «Я хочу, чтобы ты сделал для моей семьи, как бы оно ни получилось. Но давай пообедаем вместе, а после еды договоримся». Он же говорит: «Как это ты собираешься, господин мой, обедать в этой нашей нищей каморке?» Я же снова сказал: «Это ничего. Ибо дом далеко, и сегодня я хочу поесть здесь». И когда мы пообедали вместе с ним и с его женой, говорю я женщине: «А сейчас пойди куда-нибудь; я хочу поговорить с твоим мужем наедине». Когда она ушла, я сказал этому человеку: «В субботу я был на бдении в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии и видел, как ты прилежно молился; и ты вышел при пении петухов. Я пошел вслед за тобой, и когда ты пришел ко вратам честного храма Евангелиста Иоанна Богослова, я увидел, как ты сотворил три поклона, и врата отворились сами собой, и ты вошел туда. А после того, как ты вышел, они сами затворились. И увидев это, я удостоверился, что ты – раб Божий. Итак, побойся Бога и не сокрой от меня твои добродетели, чтобы и я поревновал им и, начав их исполнять, улучил прощение множества моих грехов». Он же, услышав это, покраснел и, став задумчивым, отвечал: «Я, господин мой, чужд всякой добродетели. А поскольку ты принудил меня сказать тебе о том, что я делаю, то, укрепляемый Богом, я не скрою от тебя этого. Однако, ради Господа, не говори никому об этом, пока Бог не отрешит меня от земли. Как видишь, я занимаюсь башмачным ремеслом, и если что зарабатываю, делю это на три части: одну – для наших нужд, другую – для моих братьев, бедняков, а третью – чтобы купить потребное для моего ремесла. Пощусь я каждый день до вечера, – я и эта раба твоя, – ничего не вкушая, кроме хлеба и воды, и молимся всю ночь. И сегодня – двадцать семь лет с того дня, как мы поженились, и Господь Бог сохранил нас в девстве». И я, услышав это и прославив Бога, по кончине этого человека дерзнул рассказать об этом на пользу слушающих. [Здесь в тексте рукописи находится новелла, уже приведенная в данном томе под названием «Рассказ о сенаторше, той, что в пустыне Иорданской» по изданию Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А через несколько лет ситуация изменилась. Я, с подачи все той же тети, перешла из обычной школы в православный лицей. Про храм и Таинства я уже узнала и даже старалась все делать «как надо». Только с одним «но». Среди наших родителей и учителей бытовало мнение, что учащимся подросткам никак нельзя поститься, поэтому ели мы все, кроме мяса. Возможно, это правильно, конечно. Только во «все, кроме мяса» включались и шоколадки, и всякого рода фаст-фуд. Сильно я сейчас сомневаюсь, что это жизненно необходимые продукты для растущих организмов. А вот в том, что подростки могут и должны пытаться себя в чем-то ограничивать, не сомневаюсь. Отказаться как раз от этой вредной еды было бы гораздо полезнее. Во всех смыслах полезнее. Точно такой же странный максимализм, как и с работой. «Раз можно всё, кроме мяса, будем есть шоколадки с чизбургерами». Чудная логика-то, но с ней было тоже проще. Проще, чем себя ограничивать хоть в малом… Человеку вообще свойственно искать простые решения. Это не всегда плохо. Лень, как известно, двигатель прогресса. Но если в быту это действительно так, то на самом деле сложно понять, зачем человек пытается упростить христианство. Последние дни земной жизни Спасителя как раз и должны нам напоминать о том, что нет у нас права на упрощение. Как можно пытаться упрощать свою и так-то несложную жизнь, когда Он на Кресте? Твои шоколадки — и Гефсиманский сад… Твое желание поспать лишние два часа и — Голгофа… Ведь дело даже не в запретах есть молочный шоколад или долга быть на службах. Дело просто в любви, как мне кажется. Ведь если мы стремимся быть с Ним, то мы же не можем не пытаться прочувствовать, что происходило в эти дни. А точно ли происходило, точно ли тут уместно прошедшее время? Мне кажется, что каждую Великую Среду Иуда предает Его, каждый Четверг Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» — и каждую Пятницу Он умирает на Кресте. За нас. За каждого из нас.

http://pravoslavie.ru/70015.html

Авва Иперехий был известен глубиной своей веры. Многие приступали к нему с вопросами об истинной мудрости, отношении к ближнему и пути спасения. – Поистине мудр тот, кто не словом поучает, но назидает делом. Хорошо есть мясо и пить вино и не съедать плоти брата, клевеща на него. Змий нашептывал Еве, и она лишилась Рая. Подобен ему бывает наговаривающий на ближнего: он губит душу слушающего, не спасая и своей, – отвечал авва. Один юноша пожаловался старцу, что его часто одолевают греховные помыслы. – А ты веди себя так, как будто проходишь по рынку мимо харчевни. Из нее доносятся аппетитные запахи вареной и жареной пищи… Многие войдут в харчевню и станут есть. Ты же, считая это греховным для себя, пройди хотя бы немного вперед. С каждым шагом запах еды будет ослабевать – как и твои греховные помыслы, – посоветовал старец. Некто жаждал творить добрые дела. Но не хотел размениваться по мелочам, желая угодить Богу только самыми значительными поступками. Так и не решив, с чего начать, он спросил старца: – Какое бы доброе дело сделать мне? Старец удивился вопросу: – Не все ли добрые дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив – и Бог был с ним; Давид был кроток – и Бог был с ним. Чего желает доброго душа твоя, то и делай. И блюди сердце твое! Один из братьев как-то попросил авву Серапиона: – Скажи слово, полезное моей душе. Старец отвечал: – Что я могу сказать тебе? Разве то, что ты удержал у себя достояние вдов и сирот и положил его на этом окне? – И указал на множество книг, лежащих на подоконнике. Авву Пимена Великого особенно почитали за строгий образ жизни и подлинное человеколюбие. За мудрым наставлением к нему отовсюду стекались люди. И ни для кого он не жалел доброго слова. – Не живи в том месте, где видишь, что тебе завидуют; иначе не достигнешь успеха, – говорил авва. Также он любил повторять: – Зло никаким образом не изничтожает зла. А потому если кто сделает тебе что плохое, то отвечать ему надо добром, чтобы так истребить зло. Большое благо, если кто услышит оскорбительную речь или будет оскорблен поступком ближнего, но потрудится стерпеть и не отплатить той же монетой. Такой человек полагает душу свою за ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15: 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Андрей 21 мая 2013, 20:07 Что плохого делают те, кто на вопрос " А где твое отечество? А где твой родной город? " , отвечают: " Мое отечество на небесах! Мой родной город Небесный Иерусалим! " ? Разве это не исповедание Бога? Разве это не напоминает Вам вопросы, которые задавали мученикам гонители-язычники? Прежде чем осудить таковых, предлагаю лучше вспомнить следующие слова Бога: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35) и искренне порадоваться такому радостному ответу, который по своей радости является отблеском слов которые в сердцах каждого христианина звучат великой радостью: " Христос Воскресе! " А еще есть одна очень страшная, губительная современная болезнь многих православных христиан.....убедиться в том, что Вы не больны ей легко - задайте себе вопрос: " Я осеняю ли я себя крестным знамением до и после еды в кафе, или на корпоративном вечере? А стыжусь ли я поставить на рабочем месте икону, или говорить о Боге в присутствии людей? " . Большая редкость встретить в кафе такого человека, а если увидите такого то передавайте ему мой низкий поклон, так как он не постыдился Христа. Андрей 21 мая 2013, 20:07 Посмотрите повнимательнее хотя бы на эти слова апостола Павла(Евр. 11, 13:16) " Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. " Так и мы крещеные, боящиеся и любящие Бога, не считаем что надо привязываться к земному, стараемся не оглядываться в пропасть греха из которой нас вывел Бог, а ожидаем жизнь будущего века, жизнь в Царстве Небесном, возможность уверения в существовании которого может получить каждый реально ощутив в себе. Для этого надо просто хотеть, довериться Богу, и стараться хранить заповеди Бога жизнью.

http://pravoslavie.ru/61669.html

Безумный Косма не отнесся со вниманием к слову святого аввы Яфкерана-Эгзиэ; он вернулся в свое место и усугубил воздержание, как мы говорили раньше, не вкушая ничего к чему прикоснулся огонь, и даже перестал приобщаться. Святые, находившиеся в этом монастыре, узнав об этом, скорбели весьма и сказали настоятелю (aba-ment): «отче, мы весьма скорбим о сем отшельнике, ибо прошло много времени, как он не приобщается, и мы думаем, что вошел сатана в сердце его». Настоятель, услыхав это, позвал Косму и сказал ему наедине: «почему ты не приобщаешься?» Косма отвечал: «отче, прости меня, ибо я ради греха моего начал молчание». Такой предлог выдумал он, чтобы тот оставил его, и (этим он) устроил сердцу своему позорную погибель. Настоятель, услыхав это, подумал, что это ради покаяния, и оставил его. Потом настоятель пошел к митрополиту, по имени авва Салама, и рассказал ему о деяниях этого отшельника. Митрополит, услыхав, весьма разгневался и сказал: «вошел сатана в сердце его. Накормите его мясом, напойте вином и сикером, свяжите ноги его оковами и руки цепью, чтобы изгнал он превозношение из сердца своего, если это возможно». Пророчествовал, ибо был святой этот митрополит. И этот настоятель, находясь на пути, послал к чадам своим, говоря: «мы вернулись в мире». Безумный Косма испытывал посланных, говоря: «вернулся ли отец ваш от митрополита?» И они рассказали ему приказанное митрополитом, чтобы накормить его мясом, напоить вином и сикером. Услыхав это, он был опечален, и зачем ночью ушел и отправился на три дня пути в пустыню, именуемую Самен, и другую–Цаламет. Здесь он жил, питаясь корнями деревьев. Жители Самена и Цаламта пребывали в вере иудейской, были весьма злы и легкомысленны. Когда сии неверные увидали Косму, обитавшего в пустыне, давали ему хлеб для еды, а он не взял и сказал им: «если есть у вас медь, дайте мне». Они спросили его: «умеешь ли писать?» Он ответил: «да». Они принесли ему меду и молока, а он написал им Тору, и дал им воды, прочитав (над ней) молитву; они окропляли (ей), и исцелились больные их.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

Беседа с самарянкой (см.: Ин 4, 1–54) Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.      Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным. В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

http://pravoslavie.ru/104234.html

Богодухновенный Павел считает воскресение из мертвых столь же легким и естественным, как и прорастание семени. Тому, кто возражает против этого, он отвечает: «Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело» ( 1Кор.15:36–37 ). Здесь важна и характеристика, даваемая Апостолом неверующему. Он называет его «безрассудным», то есть безумным, глупым! Апостол Павел, всегда очень «кроткий и смиренный», употребляет в этом случае обличительное слово для того именно, чтобы подчеркнуть, что воскресение тел – это нечто вполне естественное, поскольку и вся природа полна явлений воскресения из мертвых. Неверующий представляется поистине безрассудным, ибо он игнорирует то, что ежедневно совершается им самим. Забывая, что и сам он в сеянии семени становится «творцом воскресения», неверующий сомневается в Боге, что Он может воскресить мертвых. И то же самое, что неверующий считает аргументом в пользу невоскресения мертвых, Апостол выдвигает в качестве доказательства возможности воскресения. Неверующий говорит: «Мертвый истлевает». «Да, – отвечает Апостол, – и семя тлеет и умирает, но это становится причиной воскресения». 1022 Этот замечательный образ издревле использовали почти все божественные отцы. Святой Кирилл Иерусалимский , говоря о сеющейся пшенице, замечает, что зерно умирает, тлеет и делается не пригодным для еды. При этом, истлевая, семя прорастает «зеленым ростком» и, пав малым семенем, «восстает прекраснейшим». «Да и сами семена, – говорит он, – предназначены для нас. Если же они, предназначенные для нас, оживотворяются» прежде умерев, то почему мы, для которых они созданы, умерев, не воскреснем?». Святитель Кирилл заимствует другой образ у деревьев: если обрубленное Дерево потом «процветет» («зацветет»), то почему «не процветет срубленный человек»? «И лоза виноградная и других деревьев, совершенно обрезанная и пересаженная», оживляется и плодоносит, а человек, для которого она создана, «пав в землю, не воскреснет»? И заключает: «Бог каждый год совершает воскресение в этих природных явлениях, чтобы ты, видя, что происходит в неодушевленном мире, поверил, что то же самое случается и с одушевленными разумными существами». 1023

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Потребность в накоплении еды у моделируемых персонажей определяется, по аналогии с предыдущим рассмотрением, также неким психпотенциалом накопления или запаса еды P/Е), представленным на рис. 12. Этот потенциал сдвинут относительно психпотенциала сытости вправо по оси ординат, что означает, что насыщение удовлетворения от накопления еды происходит при больших количествах пищи, чем насыщение от еды, что соответствует тому простому факту, что объем хранилища больше объема желудка. Важно также отметить, что психпотенциал удовлетворенности от накопления еды более пологий, чем психпотенциал сытости, что означает, что чувство голода при маленьких Е значительно острее, чем желание к накоплению. Все остальные параметры моделирования в данной задаче такие же, как и в предыдущем случае. Результаты численного моделирования данной задачи можно увидеть на рис. 16–18. На рис. 16 представлена зависимость уровня наполнения желудка (в порциях еды) от времени. Видно, что наполнение желудка очень быстро возрастает в фиксированное время 7, 15 и 23 часа. Процесс еды занимает 1 час, что равно шагу наших симуляций. Затем идет естественный спад уровня наполнения желудка. Рис. 16 Зависимость уровня наполнения желудка (в порциях еды) от времени в часах при трехразовом питании для персонажей с разной производительностью труда. Верхняя кривая – производительность труда 400 порций еды/час, нижняя – 250 порций еды/час Рис. 17 Зависимость уровня бодрости от времени в часах при трехразовом питании для персонажей с разной производительностью труда. Верхняя кривая – производительность труда 400 порций еды/час, нижняя – 250 порций еды/час. По оси ординат отложено накопленное (и не истраченное) на данный момент количество эталонных часов отдыха На рис. 17 представлена зависимость уровня бодрости от времени. Эти графики качественно похожи на графики, представленные на рис. 14, 15 для персонажей-собирателей. Однако график зависимости запаса еды в хранилище от времени, представленный на рис. 18, оказывается гораздо более сложным, чем всё то, что мы видели до сих пор. Коренное отличие этого графика от предыдущих связано с наличием на нем плоских участков, которые обязаны периодам отдыха, когда еда не производится. В это же время не происходит и траты запаса еды в хранилище, в отличие от уменьшения запаса еды в желудке. Видно, что средняя динамика запаса еды в хранилище ведет себя достаточно разумно, демонстрируя насыщение через 5 суток.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010