Святые, тихие, кроткие, смиренные служители Христовы Зосима, Савватий и Герман, жившие здесь в начале 15-го столетия, а за ними еще многие десятки святых, о которых рассказывает «Соловецкий патерик», – вот в ком оправдался монастырь и сделался святым местом. Святитель Филипп восемнадцать лет был здесь игуменом и отсюда был вызван в Москву, на митрополию, Иоанном Грозным, чтобы потом за слово обличения и неподкупной правды принять смерть от руки своего прежнего почитателя. Патриарх Никон здесь, в Анзерском скиту, пробыл семь лет простым монахом. В числе умерших в монастыре состоял знаменитый советник Иоанна Грозного сосланный им сюда священник Сильвестр, великий деятель смутного времени келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицын, касимовский царь Симеон Бекбулатович, какой-то Гетман украинский, добровольно оставшийся здесь и после получения свободы. Отдаленный суровый монастырь был тюрьмою для многих государственных преступников, а потом местом ссылки для провинившегося духовенства, для сбившихся в секту и ересь духовных и недуховных православных людей. Наконец, это – старинная крепость, так оцененная с 16-го столетия. Здесь стояло стрелецкое войско, отбивавшее частые нападения шведов и сами монахи были вооруженными воинами, имея во главе старшего военачальника в лице игумена. В 17-м столетии монахи семь лет геройски защищали свою обитель и отражали приступы правительственных войск, не желая подчиниться церковной реформе своего бывшего монаха патриарха Никона . Царь Петр Великий дважды посещал монастырь и пожаловал ему двести пудов пороху. В Крымскую кампании англичане бомбардировали монастырь, но архимандрит Александр отказал сдать его и очень удачно отвечал огнем своих орудий. Там в монастырской ризнице хранились драгоценные дары монастырю российских царей, сабля князя Пожарского и много, много чего интересного. Но кто теперь помнит и ценит это? кому это нужно? Все забыто и поругано. Здесь теперь огромный лагерь заключенных, или «Соловецкие лагеря особого назначения», сокращенно – «слон», как пишется и говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   О жизни и трудах святогорца Никодима см. Душеполезн. Чтен. 1865 г. ч. III.    Неверно исправитель 17 ноября Максима патриарха, вместо бывшего в 431—434 годах, ищет в лице патриархов позднейших 1206 и 1450 годов.    Второе полугодие, вероятно, и не выходило в виду неисправностей, оказавшихся в первом.    Мы сравнивали для сего древний славянский стишной пролог 1429 и 1469 г. в троицко-лаврской библиотеке и греческий в минеях константинопольского издания1843 г. и Никодимов.    Сего рода сказания из рукописного стишного в печатный пролог перешедшие суть следующие: 7 сент. Стефана папы римского (есть в греч. рукоп. 390 1295 г.), 9 о вселен. соборе в Ефесе (нет и в 1295 г.). 23 муч. Иранды, октября 7 мучч. Сергия и Вакха, 10 пр. Феофила (оно 2 окт. 1295 г.), 12 Космы, еп. маюмского (в слав. прологе 1429 оно 15 янв.), 15 мучч. Сарвила и Вевеи, ноября 23 Григория, еп. акрагантийского, 24 муч. Екатерины, муч. Меркурия (в 1429 нояб. 26; о Меркурии тоже в печат. греч. минее 1870 г.), 28 Стефава нового, декабря 24 муч. Евгении (в греч. минее писано стихами), 26 муч. Евареста, янв. 18 пр. Маркиана кирского (есть в печ. греч. минее 1818 г.), 20 мучч. Евгения, Кандида и других, 23 6 вселенского собора, 25 Григория Богослова, 26 пр. Ксенофонта, 27 пренесение мощей Иоанна Златоустого, 30 пр. Зинона, 9 марта 40 мучч. (сокращено сказание греческих миней), 12 пр. Феофана сигрианского, 13 перенесение мощей патриарха Никифора (сокращено сказание греческих миней), 29 Марка арефусийского, Евстафия вифинийского, Иоанна в студенце, мая 22 муч. Василиска, 24 пр. Симеона дивногорца (сокращено в слав.), 29 первого вселенского собора, июня 8 о Феодоре стратилате, июля 13 пр. Стефана Саваита, 17 муч. Марины, 30 Иоанна воина.    См. очерк библиогр. Ундольского. 1871 г. У нас есть дополнения.    Правосл. Обозр. 1864 г. Ч. 3. стр. 39.    Они следующие: 3 декаб. пр. Саввы сторожевского, 7 дек. пр. Антония сибского, 21 дек. св. Петра митрополита московского, 10 янв. пр. Павла комельского, 11 янв. пр. Михаила клопского, 31 янв. Никиты, еп. новгородского, марта 2 св. Арсения тверского, 11 марта св. Евфимия, еп. новгородского, 17 марта пр. Макария колязинского, апр. 17 св. Зосимы соловецкого, марта 26 св. Стефана пермского, марта 28 св. Кирилла, еп. туровского, мая 7 пр. Антония печерского, мая 14 св. Исидора твердислова, 15 мая Исаии, еп. ростовского, пр. Евфросина псковского, св. Димитрия царевича, 20 мая первое перенесение мощей св. Бориса и Глеба, мая 25 св. Георгия нового, июня 3 Иоанна белогородского, 9 июня пр. Кирилла белозерского, июня 25 свв. Петра и Февронии — князей муромских, июня 12 свв. мучч. Феодора и Иоанна варягов, июля 25 пр. Макария желтоводского, авг. 24 св. Петра митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

16 В память своего прибытия на епархию, преосвященный Афанасий установил во всех холмогорских церквах в честь соборного храма, праздновать в 19 день октября преображение Господа. 17 Кроме архангельского монастыря, основанного в XII в. на Пур-Наволоке в Заволочье с X V века являются следующие монастыри: Корельский св. Николая при Белом море, основанный около 1418 года знаменитою посадницею новгородскою Марфою Борецкою над могилами ее детей, потонувших в море во время осмотра своих вотчин. Знаменитый Соловецкий, основание которого относится к первой половине X V века, Богословский при реке Вага, основанный около 1460 года новгородским посадником Своеземцовым, Шелексенская Троицкая пустынь на реке Шелексе, основана в 1513 году препод. Антонием сийским. Сийский-Троицкий, основанный также препод. Антонием в 1520 г. по удалении его из шелексенской пустыни. Троицкий-Печегский, основанный препод. Трифоном в 1533 году. Лявимский-Успенский а архангельском уезде основан был в XVI веке новгородскою посадницею Афанасиею. Покровкий, Ивановский, Кривецкий и Моржегорский в нынешнем холмогорском уезде. Время основания их неизвестно. Троицкий-Шенкурский в г. Шенкурске. О времени основания его также неизвестно. Макарьевский в 15 верстах от Шенкурска основан в 1607 году, Клоновский, Кодемский и Уздринский в нынешнем Шенкурском уезде. О времени основания их известий нет. Пертоминский, на берегу Белого моря в Унской губе, основанный в 1599 году старцем Троицко-Сергиевой лавры Мамонтом. Богородицкий-Кандалакский, Кокуев и Яренский, при Белом море, Кяндский в нынешнем Онежском уезде. Об основании их сведений нет. Ламбисский, Красногорский и Веркольский при р. Пинеги. Время основания первого не известно; другие два основаны в XVII веке. Красногорскй основан в 1603 году иноком Макарием, а Веркольский в 1635 году. Спасскйй-Новоприлуцкий основан в 1618 году иноком Свирского монастыря Иосафом, Верхошеренская пустынь была основана в 1650 году сийским старцем Иовом по грамоте Алексея Михайловича. Ущельский и Чернигова пустынь в Мезенском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАНИЯ (XVII в.?), прав. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Сольвычегодская, Ульяновская. Об И. сведений почти не сохранилось. Согласно преданию, записанному этнографом Ф. А. Арсеньевым во 2-й пол. XIX в., святая была дочерью священника. Захваченная в плен разбойниками, к-рые грабили селения по берегам р. Вычегды, она выбросилась из лодки в реку напротив места, где позднее была основана Спасская пуст. (в совр. пос. Ульяново Усть-Куломского р-на Республики Коми; см. в ст. Стефанов во имя Св. Троицы муж. мон-рь ). После гибели И. место стало называться Ульяново плёсо. Топоним Ульяновский плёс впервые встречается в грамоте 1671 г. царя Алексея Михайловича яренгскому воеводе М. Мусорскому об отводе земли Спасской пуст., созданной в 1667 г. по благословению патриарха Иоасафа II иером. Филаретом (Тюрниным). (По монастырскому преданию, ранее на месте пустыни находился Троицкий мон-рь, основанный не позднее 1396 свт. Стефаном Пермским ; мон-рь пришел в запустение в 1-й пол. XV в.) В 1667 г. иером. Филарет прибыл в эту местность из Москвы с сыновьями Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном и вскоре построил храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). Иером. Филарет привез из Москвы благословенную грамоту патриарха Иосафа II на строительство мон-ря, мощи (вероятно, частицы мощей мц. Иулиании Никомидийской, в XIX в. хранившиеся в Спасском мон-ре) и антиминс для церкви. Земли вокруг новосозданной обители стали объектом тяжбы между иером. Филаретом и крестьянином дер. Деревянный Кряж Вишерского у. А. Дементьевым, к-рый «с товарыщи» незадолго до прибытия монаха «на пустых местех из черного лесу розчистили в пашни и в сенные покосы, и дворы поставили, и дани дают». 4 июня 1671 г. Спасской пуст. было отведено 15 четей (815 дес. 1116 кв. саж.) земли. В грамоте 1671 г. сообщается, что в 1628-1629 гг. земли в верховьях Вычегды были безлюдны. Согласно переписным книгам 1678 г., Спасская пуст., в к-рой не было ни братии, ни «церковных причетников», являлась приписной к погосту Усть-Кулом (находился в 20 верстах от пустыни) ( Мельников. 1861. Стб. 145). К сер. XIX в. ульяновская Спасская ц. была бесприходной. В 1860 г. обитель была возобновлена по распоряжению Святейшего Синода иноками упраздненного Лальского Михаило-Архангельского мон-ря (находился в Великоустюжском у. Вологодской губ.) как Троицко-Стефано-Ульяновский заштатный мон-рь. 1 авг. 1866 г. сюда для введения общежительного устава прибыли монахи Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря .

http://pravenc.ru/text/1237857.html

На иконе «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, свт. Стефан Пермский, мц. Иулиания» (до 1882; Нац. музей Респ. Коми) святая изображена 2-й слева, в рост, вполоборота вправо, с непокрытой головой, в зеленой тунике, короткой синей узорной столе и розовой мантии, перекинутой через левую руку, в поднятой правой руке - пальмовая ветвь (или рогоз?). Надпись: «Koniя съ чюдотворн. обра(за) находящаяся въ Троицком-Стефано-Ульянове м[о]н[ас]тыр Волог. губ. Оустьсысол. оузда оу зырянъ.». Можно предположить, что в обители хранилась икона, послужившая образцом для данной иконографии (в описях церковного имущества мон-ря иконы подобного извода не упом.). Аналогичная композиция воспроизводилась на 4-5-вершковых паломнических «раздаточных» образах, которые заказывались у Таланова (70-е гг. XIX в., Нац. музей Респ. Коми). На ее основе был создан расширенный вариант с 5 святыми (в центре - свт. Николай Чудотворец), известный по хромолитографии 1890 г., отпечатанной в мастерской В. Тиля в Одессе (РГБ, Нац. музей Респ. Коми), с подписью: «Блarocлobehie Троицко-Стефано-Ульяновскаго Монастыря». В местном ряду иконостаса (написан в 1872-1874 в мастерской поставщика имп. двора В. М. Пешехонова в С.-Петербурге; см. ст. Пешехоновы ) верхнего храма Троицкого собора Ульяновского мон-ря, слева от царских врат, находилась икона «Свт. Николай Чудотворец, свт. Стефан Пермский и мц. Иулиания» (НА Респ. Коми. Ф. 232. Оп. 1. Д. 297. Л. 3). В местном ряду иконостаса нижнего теплого храма, справа от царских врат, был помещен «образ св. Павла, патриарха Царя-града, преподобного Максима Исповедника и мученицы Иулиании» (Там же. Л. 19; автор и время создания неизв.). Иконостас был написан в 1870-1871 гг. в мастерской В. В. Шокорева в Москве, однако местный ряд состоял из разновременных икон. В описи имущества монастырской ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в местном ряду назван образ «Блгв. кн. Александр Невский и мц. Иулиания» (Там же. Л. 35). Иконы для этого иконостаса были заказаны в мастерской П. А. Зыкова в С.-Петербурге. В подгорной 2-престольной деревянной церкви (бывш. Спасской) в приделе мц. Иулиании в местном ряду, справа от царских врат, находился «образ Похвалы Пресвятой Богородицы и святой мученицы Иулиании на одной доске» (Там же. Л. 44; автор и время создания неизв.). В описи имущества церкви подворья Ульяновского мон-ря в Усть-Сысольске 1878 г. в местном ряду слева указана икона «Мученицы Иулиания, Варвара и Екатерина» (Там же. Д. 107. Л. 2). Иконостас был написан в мастерской Воскресенского Новодевичьего жен. мон-ря в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/1237857.html

Другой знаток памятников нашей древней письменности и вместе собиратель их, В.М. Ундольский, высказал свое мнение даже прямо применительно к рассматриваемому нами вопросу. «Известно, говорит он, что еще в 1787 году передано было из Типографской Библиотеки в Синодальную 534 рукописи и в том числе 65 греческих. Поэтому все рукописные Славянские и иноязычные книги необходимо присоединить к Синодальному книгохранилищу. Часть книг печатных иностранных (то есть, типографских) еще прежде поступила в цензурный комитет, находящийся теперь при московской Академии. Туда могут быть отосланы и остальные, чтобы не дробить собрания Св. Димитрия Ростовского … Что же касается до книг церковной печати, им всем достойно и праведно храниться при самой Типографии, как первоначальнице, всех Русских типографий. Дублеты могут быть разосланы по усмотрению 6 ». Мы слышали так же, что едва рассматриваемый проект сделался известен, к нему высказали свое сочувствие и некоторые духовные лица, по праву пользующиеся известностью истинных знатоков дела, именно: высокопреосвященный Исидор, прежний экзарх Грузии, а ныне митрополит Киевский, высокопреосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, автор Истории Русской Церкви. Прибавим к сказанному, что окончательное соединение обеих московских библиотек духовного ведомства вовсе не будет фактом отрывочным, выходящим из ряда других. Стремление переносить рукописные сокровища, особенно находящиеся в отдаленных монастырях, в места, где они более могут принести пользы, в этом ведомстве не только более и более сознается, но и приводится к осуществлению. Так еще при митрополите Платоне значительная часть рукописей троицко-лаврской библиотеки передана была в библиотеку Московской духовной академии (прежней лаврской семинарии), из чего главным образом и составилась там коллекция рукописей. Затем не дальше, как пять тому назад, богатая рукописная библиотека Соловецкого монастыря перевезена в Казань и присоединена к библиотеке тамошней духовной академии; в начале нынешнего года библиотека Новгородского Софийского собора перемещена в библиотеку Духовной академии С.-Петербургской; наконец, несколько тому месяцев назад, большая часть рукописей (236 рукописей; странно, от чего не все?) Иосифо-Волоколамского монастыря, с разрешения высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, и при содействии автора описания патриаршей библиотеки, профессора А.В Горского, перевезены в Троицкую лавру и присоединены к собранию рукописей тамошней библиотеки академической.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

5) В силу обета послушания, монахи обязаны подчиняться всем распоряжением монастырского начальства, исполнять указываемые им работы и занятия и воздерживаться от некоторых занятий. 6) С пострижением в монашество родительская власть над детьми прекращается. Все внешние отличия по службе, при пострижении, отбираются (кроме орденов, полученных на церковной службе); прекращается даже производство пенсии 70 . Монастыри и их настоятели находятся в ведении местного епархиального епископа, который наблюдает за ними чрез особых благочинных. Только некоторые монастыри изъяты из подчинения епархиальным епископам и состоят под непосредственным управлением св. Синода или Московской Синодальной конторы. Сюда относятся четыре лавры: Александро-Невская в С.-Петербурге, Троицко-Сергиевская в Сергиевом посаде Московской губ., Киево-Печерская в Киеве и Почаевская в Волынской губернии, а также ставропигиальные 71 монастыри – Соловецкий на Белом море; Донской, Симонов, Новоспасский, Воскресенский и Заиконоспасский – в Москве. § 33. Потеря монашеского состояния и ее последствия Потеря монашеского состояния может произойти: 1) добровольно, в силу собственного желания сложить монашество, и 2) по суду. Древние церковные правила (7-е пр. Халкид. соб. 451 г.) и греко-римские законы (7-я новелла ими. Льва Философа) не допускают сложения монашеского сана. Тог же взгляд господствовал и у нас на Руси до Петра Великого. По действующему законодательству, возможно просить о снятии монашеского сана (6-ти месячное увещание). Сложивший монашество возвращается в первобытное состояние, в котором он родился, при чем ему воспрещается навсегда вступать в гражданскую службу, проживать и приписываться к какому-либо обществу, как в той губернии, где он жил монахом, так и в обеих столицах в течении 7-ми лет (пока он состоит под эпитимией 72 . Лишенный монашества по суду также не может жить в столицах; ему навсегда запрещается жить в той губернии, где он жил монахом, и поступать на государственную службу 73 . Он не может участвовать с правом голоса в избирательных земских съездах, также в городских избирательных собраниях, не может избирать и быть избранным в члены Государственного Совета и Государственной Думы; не может быть поверенным по гражданским делам и присяжным заседателем по делам уголовным. Глава II. Органы церковной власти

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Приезжающие в Соловецкий монастырь богомольцы размещаются бесплатно в трех гостиницах: а) Преображенской каменной, трехэтажной, стоящей на набережной, вблизи пароходной пристани, б) Петербургской двухэтажной, деревянной, по северную сторону от первой, и в) тоже двухэтажной, деревянной Архангельской, находящейся на южном берегу гавани. Отдельных нумеров в гостиницах не полагается, а в каждом номере помещаются посетители по числу находящихся в нем диванов и кроватей. В монастырских гостиницах, равно как и на пароходах, буфетов не полагается; на пароходах в пути днем можно получать самовар каютным пассажирам и кипяток – палубным; а в гостиницах самовары можно получать ежедневно после ранней обедни, в 7 часов утра, и вечером не позже половины десятого. Богомольцы, оставивши свои вещи в отведенных номерах, идут в Преображенский собор, где летом совершаются поздние литургии, и в прилегающий к нему Троице-Зосимо-Савватиевский собор, в котором почивают мощи прпп. Зосимы и Савватия в богато украшенных раках. По окончании литургии братия и вместе с ними богомольцы идут на трапезу. Столы накрываются в трех трапезных: для простого народа так называемая нижняя трапеза, вход в которую со двора, братская – при Успенском соборе, в которой обедают и приезжие, по приглашению заведующего трапезой, и женская, отдельная, в восточном корпусе, вход же в нее через братскую трапезу. Богомольцы проживают в монастыре обыкновенно 3 дня, и во всё это время пользуются трапезою бесплатно. Желающие же сделать какое-либо пожертвование на содержание трапезы опускают оное в находящиеся в каждой трапезе кружки. Помимо трапезы, из съестного можно купить в монастыре только ржаной хлеб, булки и соленую рыбу. Желающие служить молебны или панихиды приобретают особые марки, продающиеся рядом с папертью Троицкого собора, и их подают служащему иеромонаху вместе с поминанием, деньги же на руки служащим не платятся. В четыре часа пополудни особым звоном богомольцы извещаются о начале служения молебнов и панихид, совершающихся в Троицко-Зосимо-Савватиевском соборе, и о начале исповеди для говеющих в больничной церкви св. Филиппа, находящейся в особом корпусе на южной стороне внутри ограды. Здесь с этого времени исповедуют три духовника: в самой церкви и в двух при ней исповедальнях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Алатырь. Троицкий мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Главный храм сооружен в центре монастыря. Изначально он был деревянным, затем в 1748 г. по указу Троицко-Сергиевской Лавры построен каменный храм. Строителями нового храма были Меркурий (Абрамов) и Иоанн(Никольский). Во время расчистки места под каменный храм был обретен гроб с мощами схимонаха Вассиана. Храм был выстроен в два этажа, без трапезы и колокольни. Верхний холодный во имя Живоначальной Троицы освящен в 1754 г. в скором времени была разобрана старая деревянная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, а также ветхая деревянная колокольня. В память об этом образ преп. Зосимы и Савватия теперь находится в иконостасе нижнего Покровского храма (ранее он назывался Богоявленским). Теплая церковь в нижнем этаже каменного Троицкого храма в честь Богоявления Господня была устроена в 1767 г. В это же время пристроена новая каменная трапеза и колокольня. Впоследствии Богоявленский храм упразднен. После пожара в 1775 г. колокольня с двумя колоколами и боевыми часами сгорела, получили повреждения и другие монастырские постройки. Перестройка и обновление соборного храма началась только в 1805 г. во время настоятельства архим. Авраамия (Соловьева). За три года был устроен новый иконостас в три яруса с колоннами и богатой резьбой, вызолоченной на полименте червонным золотом. Началось строительство новой трехъярусной колокольни. В 1814 г. с западной стороны храма устроен придел во имя свт. Димитрия Ростовского. Летом 1906 г. из-за сильной жары и засухи начались пожары. В монастыре сгорели церкви, колокольня, корпуса и надворные постройки. К 1911 г. трудами о.Гавриила и братии восстановлен весь комплекс монастырских построек. В 1920 г. монастырь был закрыт и насельники изгнаны. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем под различные промышленные предприятия. Братия была репрессирована, по свидетельствам современников, расстреляна. На территории обители заработали две фабрики: баянная фабрика в Сергиевском храме, в начале войны перепрофилированная на изготовление лыж для нужд фронта, и махорочная в Троицком и Казанском храме, которые просуществовали до начала 1990-х годов. Внутренний и внешний вид Троицкого Собора пострадал не только от пожара 1947 г., но и от перестроек - были пробиты дополнительные оконные проемы, установлены новые перекрытия на несколько этажей. Когда в 1988 г. остановилось махорочное производство, местные власти решили вовсе снести уцелевшие монастырские строения, чтобы организовать производство медицинского оборудования, но благодаря поддержке верующих монастырь, как памятник культуры, удалось отстоять.

http://sobory.ru/article/?object=05441

Явленная икона Спасителя была написана на холсте. Во время крестного хода она была свернута в свиток. По прибытии в обительский храм, ее развернули и временно повесили за правым клиросом. В настоящее время она находится в колонне у правого клироса в соборном каменном храме. Спаситель изображен сидящим на троне; на главе его корона, в левой руке держава, а правая рука приподнята и сложена в благословляющий крест. Кроткий лик Вседержителя сияет святостию, навевая чудное спокойствие на верующие сердца. Во взгляде Его глубоких глаз так и высказывается тихий, ласковый, умиляющий призыв: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы!» На эту икону пожертвована усердными благотворителями серебряная вызолоченная риза, с таким же венцом и короной, украшенной драгоценными камнями. Образ размерами довольно велик: вышины 2 аршина 10 вершков, ширины 1 аршин 6 вершков, и потому риза очень ценная. На ней, внизу, вычеканена следующая надпись, объясняющая знаменательное явление иконы 23 : «Сей образ Господа нашего Иисуса Христа приобретен чудодейственно: По соизволению Государя Императора и указа Святейшего Синода в 1866 году для возобновления сей обители определены из Соловецкого братства строитель Иеромонах Матфей и четыре инока. Из числа оных, по скудности средств, казначей Иеромонах Паисий и эконом Иеродиакон Феофилакт были посланы за сбором доброхотных подаятелей и по прибытии в Москву в 1867 году на первый раз не без скорби продолжали приучать себя к возложенному послушанию, и в некоторое время могли собрать (кое-что) из ризнаго облачения и 11 Июля определили (собранное) послать в Монастырь, и по оказании потребности в клеенке, пошли в город и зайдя в дом купчихи Ольги Сергеевны Окороковой и по осведомлении их надобности (в клеенке) Окорокова предложила, не возьмут ли они старую с давнего времени находящуюся у ней на чердаке клеенку; по изъявлении согласия и по приказанию Окороковой принесли клеенку, на которой ко всеобщему удивлению оказался образ Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010