286. Достаточно ли подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых? Подразумевать под Воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное Воскресение из мертвых, недостаточно, ибо не будь телесного Воскресения Христа из мертвых: 1) не было бы уверенности, что Он нас действительно спас; 2) не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о Воскресении Господа Иисуса Христа? О Воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем Воскресении на земле? По Своем Воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое Тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов исчезла бы бесследно. Однако Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов восторгом, воодушевлением и вызвали у них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырасти столь велелепное учреждение, каким является Христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его Воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова, считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

В этом и состоит торжество Православия — в тихом голосе Бога, созидающем море и горы, государство и Церковь, счастье, веру, надежду и любовь. Этим тихим голосом и благожелательностью создается надмирное и вечное Царство. Это и есть проект, чертеж здания, завершенного в IX веке. Что изображено в нем? Еще раз вчитаемся в Евангелие. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Филипп одним из первых встретил человека, говорившего с такой силой, властью и верой, какой не может быть у простого смертного. Исполнившись радости он побежал, именно побежал, к другу: — Друг, я нашел Мессию!!! Легкий на подъем Филипп, неспроста решил привести Христа к Нафанаилу, видя в нем человека трезвого, знающего Закон, и не склонного к пустым восторгам. Именно, твердость веры и сила характера позволила ему позднее принять смерть в Баку, где его распяли вниз головой. Мучители сдирали ему кожу, а он не уставал проповедывать Христа, которого он так странно встретил на берегу Генисарета. А тогда у смоковницы происходила странная сцена. Стоит Бог, перед ним сидит деревенский праведник и ехидничает: — Может ли быть что доброе из Назарета? Вот основнные детали чертежа Церкви. Господь смиренно и, возможно, с доброй улыбкой (а невозможно представить этот диалог без улыбки) чествует Нафанаила, выделяя важнейшее основание Церкви – отсутствие лукавства. Не лукавое, цельное и чистое сердце – это кирпичи здания Церкви. Итак, нежная любовь Самого Бога и чистое сердце — это раз. Вежливость Господа, доброжелательность позволяет Ему подойти к сердцу человека и постучаться и ждать, когда человек позволит войти. Нафанаил разрешил постучать в свое сердце, потому что он и сам давно искал Бога – это два. И Христос напомнил ему о чем-то очень важном, что праведник переживал под смоковницей, когда рядом с ним никого не было, и никто не мог слышать его мысли. Это было чем-то очень личным и тайным, что знать мог только один Бог.

http://pravmir.ru/o-smokovnice-i-prazdni...

Веками Церковь Божия, веками верующие христиане вели борьбу с грехом, со злом, и веками мир ополчался на них, и апостол Павел говорит о нас с вами, о себе, обо всех христианах, о всей Церкви Божией: «…притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. …нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. …я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей» ( 2 Кор 4:8-10; 6:9,10; 7:4 ). Дорогие братья и сестры! Это не просто случайность, в этом есть глубокий смысл и промысел Божий, что во время Великого поста, совершая наши пассии, т.е. воспоминания страданий Христа, и укрепляя твердость веры в страдания Христа, мы вместе с тем утверждаем силу свою и торжество свое. Ибо мы на прошлой неделе праздновали Торжество Православия, несмотря на все стесненные обстоятельства, несмотря на все страдания, которые претерпел Христос и с Ним Церковь Божия на протяжении веков, и, несмотря на всю слабость и ничтожность на этой земле, несмотря на всю греховность и беззакония наши, мы смеем с великой верой и дерзновением утверждать в эту неделю Православия, и это звучит в наших сердцах вечно, что мы имеем веру, и «сия есть вера апостольская, сия есть вера отеческая, сия есть вера православная, сия вера Вселенную утверди». Дорогие братья и сестры! Здесь, с одной стороны, есть мотив страдания и бессилия нашего по грехам и историческим условиям существования, а с другой — уверенность в конечной победе Правды Божией, Истины Божией, уверенность в том, что мы имеем, содержим в себе веру апостольскую, веру отеческую, веру, которая утвердила всю Вселенную. Это два величайших мотива, которые постоянно переплетаются в жизни нашей, которые органически соединены. И мы — бессильны, и мы страдаем по образу Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Если предположительно мы и говорим, что спасение возможно для тех, кто находится вне Церкви, то отсюда никак не следует, что спасение в принципе возможно без Церкви и помимо Христа, что существуют какие-то иные пути спасения. Мы не утверждаем, что те, кто во время своей земной жизни находились вне Церкви, не спасутся. Но если даже они и спасутся, то, конечно, не благодаря, а вопреки своим заблуждениям; спасутся именно через Церковь, через Христа, даже если их встреча с Ним состоится уже за пределами их земной жизни. В целом эта проблема не имеет точного догматического решения; правильнее всего в этом вопросе придерживаться совета апостола Павла: " Внешних же судит Бог... " (1 Кор. 5, 13). Лучше предоставить этих людей суду Божию и не заниматься вопросом о том, какова будет их загробная участь. 4.10. Союз между Церковью земною и Церковью небесной Православная экклезиология проводит различие между Церковью странствующей и Церковью торжествующей, которые различны по формам бытия своих членов, но, вопреки протестантскому мнению, не изолированы друг от друга полностью. И та и другая составляют единое стадо единого Пастыря, единое тело, Глава которого — Христос. По словам Спасителя: " Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы " (Лк. 20, 38). Поэтому мы, находящиеся на земле, не отделены от наших умерших братьев в вере, для нас возможно общение с Церковью торжествующей. An. Павел обращается к своим современникам, членам земной Церкви: " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства " (Евр. 12, 22—23). Поскольку все истинно верующие, как живые, так и умершие, составляют единое тело, единый организм, следовательно, между членами этого тела должно быть взаимодействие, общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения. По словам ап. Павла, " ...страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены " (1 Кор. 12, 26). 4.10.1. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

И вот по поводу высказанных Нафанаилом самых искренних слов сомнения Господь и говорит, когда видит его пришедшим: вот, мол, поистине израильтянин, в котором льсти несть. На это Нафанаил вполне резонно спросил Его: Како мя знаеши? ( Ин 1,48 ) – как, откуда меня знаешь? И Спаситель ответил ему: прежде нежена позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин 1, 48 ). Эти слова не находившегося там тогда Спасителя (и все же видевшего Нафанаила) так поразили, так удивили его, что он тут же – и как всегда весьма непосредственно – в ответе своем исповедал Иисуса Божественным Мессией, воскликнув: Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин 1,49 ). Духовных учителей в Израиле было и прежде немало, и признать в этом новом Учителе явившегося наконец миру Сына Божия было нелегко. Однако Нафанаил совершает это самым прямым образом, мгновенно и горячо. И Господь в ответ на этот его порыв тут же обещает ему подтвердить в грядущем всеми Своими действиями искреннюю веру Нафанаила в Него как именно в Сына Божия. Христос обращается к нему: хотя ты и уверовал потому, что убедился в Моих особых дарах, но и ты, и все израильтяне станете отныне свидетелями гораздо большего: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин 1,51 ). Будем же и мы, дорогие братие и сестры, жить такою же искренней и горячею верой, какую проявил перед Спасителем Нафанаил; будем стремиться без всякой лукавой льсти видеть свои грехи, препятствующие нашему восхождению к Богу, со скорбью противоборствуя им; но в то же время будем – с радостью уповая на Господа – видеть также и отверстое нам небо Его животворящей любви, чая войти в него подлинными сынами Божиими. Аминь. Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия (1952) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Первая Неделя, первый воскресный день Великого поста называется Неделей Торжества Православия в память победы православных иконопочитателей над еретиками- иконоборцами и восстановления повсеместного поклонения образам Спасителя, Божией Матери и святых, то есть всем, представленным в церковных иконных изображениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И теперь в этот день, как и прежде, каждый православный христианин, каждый верующий спешит прийти в храм Воскресения. Тысячи и тысячи людей приезжают из разных стран, чтобы увидеть своими глазами Благодать Божию. Благочестивые паломники приходят с вечера и всю ночь прибывают в храме, стремясь занять удобное место поближе к Кувуклии во время Пасхальной службы и стать свидетелями великого торжества. Из России в этом году к Пасхальной Субботе прибыло 450 наших соотечественников. Каждый покупает специальные пучки свечей — по 33 в каждом (по числу лет Спасителя). В Великую Пятницу вечером, после службы Погребения Господа Иисуса Христа, во всем храме и в Часовне гасят свечи, лампады. Не остается ни одного огонька. Храм погружен в полную темноту. Арабские стражники (кавасы) и еврейские охранники наблюдают за этим и располагаются возле Кувуклии и по всему храму в целях обеспечения порядка. На Ложе Живоносного Гроба, рядом с неугасимою, постоянно стоящею здесь Лампадою, ставят большую золотую лампаду, заправленную маслом, но не зажженную, а также кладут вату; а по краям Ложа прокладывается лента. После осмотра охранниками, хранитель Гроба Господня Митрополит Даниил закрывает Кувуклию и запечатывает ее двери восковой, так называемой, Кустодиевой печатью. Опечатывание Кувуклии происходит во исполнение евангельских слов об опечатании Гроба с телом Христовым: на другой день, который следует за пятницей собрались первосвященники и фарисеи и стали просить Пилата чтобы приказал охранять гроб до третьего дня, ибо Он, еще, будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Ученики Его могут придти ночью и украсть Его и сказать народу, что Он воскрес из мертвых. И получив разрешение, «пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать» ( Мф. 27:62-66 ). Вместе со священнослужителями из России (в количестве 16-ти человек) я находился всю оставшуюся часть ночи (до самого прихода Патриарха и Сошествия Благодатного Огня) в алтаре храма Воскресения Христова в преддверии величественного Торжества, в объемлющей душу радости светлого его ожидания, выбрав заранее удобное для обзора место.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/dushepol...

На Страшном суде Господь не будет толерантен, либерален, избыточно внимателен ко всяким отягчающим или смягчающим обстоятельствам, Он скажет: «прииди» или «отойди». Для того, чтобы у нас было радикальное мышление, способность к серьёзному мыслительному процессу, чтобы сказать: «это зло, я этого делать не буду» или: «это хорошо, я это принимаю, благословляю и согласен с этим», нам нужна также не только неделя о Страшном суде, которая именно даёт нам такой радикальный взгляд на вещи, заранее сообщая нам о будущем Страшном суде, но и неделя Торжества Православия, где мы должны услышать о том, что есть вещи анафематствованные. Кто считает, что таинства церковные не нужны для спасения — анафема. Кто считает, что церковная иерархия придумана людьми, а не Богом дана через домостроительство Церкви Христовой после пришествия Господа в мир — анафема. Кто называет иконы идолами — анафема. И т.д. А когда начали Церковь разрушать и мучить в известные времена прошлого столетия, то добавились следующие анафематствования: разрушающим храмы Божии, убивающим и позорящим священнослужителей, уничтожающим императорскую фамилию, позорящим историю предков своих, стремящимся истребить с лица земли всё славное, что было накоплено историей нашей. Т.е. всем богоборцам, всем ненавистникам нашей истории, всем тем, кто не любит Россию такой, какая она есть — анафема. Это чужие люди, это не наши люди, это волки в овечьих шкурах. Этот радикальный способ мышления нужен для того, чтобы люди не путались в трёх соснах, чтобы не называли, скажем, врача палачом, а палача врачом, чтобы не путали Божий дар с яичницей. Вот, заходя, я хочу прочесть ещё несколько проклятий, которые евреи произносили: 27: 23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. 27:24 Проклят, кто тайно убивает ближнего своего! И весь народ скажет: аминь. 27:25 Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь. 27:26 Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь.

http://radonezh.ru/text/nedelya-torzhest...

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер. И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И Соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное. Церковь не случайно во вторую Неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую Неделю мы совершали Торжество Православияторжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей. Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через таинство Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно — с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

http://patriarchia.ru/db/text/5608086.ht...

11 Возстали на меня свидетели неправедные, спрашивали меня о том, чего я не знал. 12 Воздали мне злом за добро и безплодием – душе моей, 13 я же, когда они притесняли меня, одевался во вретище и смирял постом душу мою, и молитва моя в недро моё возвратится. 14 Как ближнему, как брату нашему, так я угождал; подобно плачущему и сетующему, я смирялся. 15 А они против меня с веселием собрались, собрались на меня раны, а я не знал, разделились, но не смягчились: 16 искушали меня, насмешливо позорили меня, скрежетали на меня зубами своими. 17 Господи! Когда Ты увидишь? Отставь душу мою от злодейства их, от львов – единородную мою. 18 Прославлю Тебя в многолюдном собрании, среди народа многочисленного восхвалю Тебя. 19 Да не торжествуют надо мною враждующие против меня неправедно, ненавидящие меня напрасно и перемигивающиеся глазами. 20 Ибо мне говорили они мирное, но во гневе о коварстве помышляли. 21 Расширяли на меня рты свои, говорили: " Хорошо, хорошо видели глаза наши! " 22 Ты видел, Господи, не умолчи. Господи, не отступи от меня! 23 Возстань, Господи, вонми суду моему, Бог мой и Господь мой, в тяжбе моей. 24 Суди меня, Господи, по правде Твоей. Господи, Боже мой! Да не торжествуют они надо мною. 25 Пусть не говорят в сердце своем: " Хорошо, хорошо душе нашей! " Пусть не говорят: " Мы поглотили его! " 26 Да постыдятся и посрамятся все, радующиеся несчастьям моим; да покроются стыдом и срамом величающиеся надо мною. 27 Да возрадуются и возвеселятся хотящие праведности моей, пусть говорят непрестанно: " Да возвеличится Господь! " – желающие мира рабу Его. 28 И язык мой будет поучаться правде Твоей, весь день – хвале Твоей. Псалом 35 1 В конец. Отрока Господня Давида. 2 Говорит пребеззаконный в самом себе грешить: нет страха Божия пред глазами его. 3 Он слукавил пред собою, будто отыскал беззаконие своё и возненавидел. 4 Слова уст его – беззаконие и лесть: не хотел он научиться делать добро. 5 О беззаконии помышлял на ложе своем, становился на всяком недобром пути, и злом не гнушался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

286. Достаточно ли подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых? Подразумевать под воскресением Господа Иисуса Христа только торжество Его учения, а не телесное воскресение из мертвых, недостаточно, ибо, не будь телесного воскресения Христа из мертвых, 1. не было бы уверенности, что Он нас действительно спас, 2. не восторжествовало бы и Его учение. 287. Что сказал апостол Павел о воскресении Господа Иисуса Христа? О воскресении Господа Иисуса Христа апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( I Kop.15, 14 ). 288. Как долго пребывал Господь Иисус Христос по Своем воскресении на земле? По Своем воскресении Господь Иисус Христос пребывал на земле сорок дней. Пояснения: I. Если бы не было воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых, то христианская вера не пустила бы корней. Если бы жизнь Господа Иисуса Христа кончилась навсегда на Голгофе и в гробу, в котором было положено Его мертвое тело, то Его трехлетнее служение было бы эфемерным, преходящим событием, каким и хотели представить его противники Его. И вера самих апостолов заникла бы бесследно. Однако воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых было причиной того, что страшные переживания Великой Пятницы сменились у апостолов в восторг, воодушевление и вызвали в них готовность сделать все возможное для распространения Его учения среди людей и, если нужно, пожертвовать и жизни свои за правду этого учения. Из самообмана не могло бы взойти и вырости столь велелепное учреждение, каким есть христианская Церковь . II. Господь Иисус Христос воскрес из гроба в прославленной, бессмертной плоти. Его воскресение есть главное основание православной веры. Поэтому Пасха, т. е. праздник Воскресения Христова считается величайшим праздником и центром всего церковного года. В этот день богослужения преисполнены радости и восторга: «Христос воскрес из мертвых!» Это праздник взаимного прощения и примирения. Часто случается, что самые закоренелые враги подходят друг к другу и примиряются, услышав чудное пение: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие! и ненавидящим нас простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010