Этому противоречит сказанное в «Декреталиях»: «Чем достойней священник, тем вернее он знает о нуждах тех, о которых молится». Отвечаю: в литургии нужно различать две вещи, а именно: главное, что в ней есть, то есть само таинство, и молитвы, которые возносятся в литургии за живых и мертвых. Что касается непосредственно литургии, то литургия, отслуженная нечестивым священником, столь же значима, что и литургия, отслуженная священником праведным, поскольку обоими предлагается одна и та же жертва. Что же касается возносимой во время литургии молитвы, то ее можно рассматривать в двух отношениях: во-первых, в том, в каком ее действенность связана с благочестием просящего священника, и в этом случае, несомненно, литургия лучшего священника более плодотворна. Во-вторых, в том отношении, в каком литургическая молитва священника произносится от лица всей Церкви, служителем которой является священник, каковое служение сохраняется и за грешниками, как мы уже показали выше (5), говоря о служении Христу. Следовательно, в этом отношении молитва греховного священника тоже плодотворна, причем не только та, которую он возносит в литургии, но и любая, произносимая им во время богослужений от имени Церкви. С другой стороны, его частные молитвы не приносят плода, согласно сказанному [в Писании]: «Кто отклоняет ухо свое от слушания Закона, того и молитва – мерзость» ( Прит. 28, 9 ). Ответ на возражение 1. В данном случае Григорий говорит о святости божественного таинства. Ответ на возражение 2. В таинстве крещения, в отличие от литургии, торжественные молитвы возносятся не за всех верных, и потому в этом отношении аналогия неудачна, хотя есть сходство со стороны следствия таинства. Ответ на возражение 3. Благодаря силе Святого Духа, Который сообщается всем благословляемым членам Христовым вследствие их единения в любви, частное благословение в литургии доброго священника приносит плод всем. Частная же злоба одного человека, как говорит Августин, не может повредить другому иначе, как только с некоторого согласия последнего. Раздел 7. МОГУТ ЛИ ОСВЯЩАТЬ ЕРЕТИКИ, СХИЗМАТИКИ И ОТЛУЧЕННЫЕ?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Обзор Божественной Литургии Православной Церкви открывает нам, что она запечатлена характером глубокой древности, представляет из себя правильное развитие общих историко-догматических основ ее, проникнута глубоким символическим знаменованием и отличается духовною простотою и вместе с тем высокою торжественностию своих обрядов и символов. В меньшей степени эти черты присущи литургиям двух важнейших и обширнейших церквей – римско-католической и протестантской. Римско-католическая литургия, хотя свое начало ведет от времен апостольских, однако в разное время изменялась разными лицами и настоящий свой состав получила только во второй половине шестнадцатого века. Главнейшие ее отличия состоят: 1 . В употреблении опресноков. Обыкновенно освящается один опреснок для Евхаристии и другие, меньшие, для причащения народа. 2 . Вследствие употребления опресноков в римской литургии нет тех действий, которые у нас совершаются на проскомидии, и литургия состоит, таким образом, только из двух частей. 3 . Освящение и преложение даров, по учению римско-католической литургии, совершается при произнесении слов Господа: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя. 4 . Евхаристия мирянам преподается под одним видом хлеба. 5 . Римско-католическая литургия отличается большею краткостью в обрядах, песнопениях и молитвах. Литургия протестантской церкви совсем не имеет за собою никакой древности. Преобладающее значение в ней имеют чтение Священного Писания и поучения. Самая Евхаристия совершается так же, как и в римско-католической литургии, на опресноках. Пресуществления даров протестанты не признают. Заключение и краткие наставления Велико действие Божественной Литургии на душу христианина, если он во время богослужения не отвлекает своего внимания на посторонние предметы, но благоговейно, прилежно и со вниманием следит за всеми совершаемыми священнодействиями. Вникая в их содержание и представляя в своем воображении те священные моменты, которые отображены в Божественной Литургии, душа приобретает высокое религиозное настроение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Отметим, прежде чем продолжить наше исследование, что праздник Пасхи остается вне этих классификаций. Пасха, действительно, — это праздников праздник. Ее статус, если можно так выразиться, совершенно особый. Она выше всех других праздников и дней памяти святых. Степень ее торжественности не может изменяться по произволению настоятеля; настоятель может поступать по своему изволению лишь в пределах семи выше упомянутых категорий праздников. Исключая тот случай, когда необходимо определить час для начала Божественной Литургии в странах вне Палестины (гл. 8, лист 15 об.), принцип свободного произволения настоятеля позволяет относить память святого или праздника к категории, отличной от той, какая указана для них в Месяцеслове. В самом деле, если настоятель предпочитает вместо всенощного бдения служить в воскресный день великую вечерню (гл. 7, лист 13 об.), то он низводит службу из второй категории в третью, что по смыслу есть умаление торжественности. В гл. 6, лист 13, напротив, настоятелю дозволяется увеличить торжественность службы, если он благословляет чаще, чем это указано в Типиконе, совершать всенощное бдение, то есть петь службу 4-й или 3-й категории как службу 2-й категории. Торжественность службы также увеличивается, если настоятель изволит служить всенощное бдение в субботу, несмотря на отдание гласа Октоиха, равно и тогда, когда суббота совпадает с предпразднеством или попразднеством и Типикон в этих случаях обычно предписывает службу четвертой категории (гл. 15, лист 27). Степень торжественности усугубляется и данным настоятелю правом заменять субботнюю службу Октоиха, то есть службу по усопшим, обычным богослужением (гл. 13, лист 24 об.). Однако до каких пределов может доходить это разрешение изменять степень торжественности праздников и памяти святых? Ответ на этот вопрос вытекает из приведенной выше классификации служб и из общего смысла Типикона. Настоятель не может править службу празднику или памяти святых с тем чинопоследованием песнопений и с той торжественностью, какие положены для двунадесятых Господских и Богородичных праздников первой категории. Немыслимо также перевести один из этих праздников в низшую категорию. Более того, настоятель должен строго соблюдать правила избранной им категории, определяющие состав службы и последование песнопений в том, что касается количества стихир и тропарей. Свобода выбора, которую Типикон предоставляет настоятелю, на самом деле достаточно ограничена. Настоятель, правда, может облегчить немалое число служб, переведя их в низшую категорию. Однако Типикон не дает ему права сокращать службу той категории, которую он выбрал: он должен сохранять все присущие ей особенности. Мало того, и в большинстве случаев, где в Типиконе говорится о свободном произволении настоятеля, это свободное произволение ориентировано в сторону усугубления, а не умаления торжественности памятного дня или праздника.

http://pravmir.ru/ashhe-izvolit-nastoyat...

Пункт двенадцатый предусматривает поминовение священноначалия на Великом входе и запрещает как бы то ни было дополнять предложенные формулировки. Тринадцатый и четырнадцатый пункты «Правил» посвящены указаниям относительно завершения литургии. В тринадцатом пункте содержится указание на новую редакцию заамвонной молитвы, в четырнадцатом – требование непременно исполнять 33-й псалом, во время которого необходимо потреблять оставшиеся Святые Дары. В пятнадцатом пункте составители «Правил» призывают строго соблюдать уставные требования относительно открытия и закрытия царских врат на литургии, совершаемой иерейским чином. Два заключительных пункта «Правил» содержат новые редакции многолетствования в конце литургии, а также порядок возглашения многолетий на торжественных молебнах . Если сравнить данные указания с положениями доклада «Об упорядочении богослужения», то можно заметить множество прямых параллелей. Ни один пункт правил не вступает в прямое противоречие с рекомендациями отдела «О богослужении, проповедничестве и храме» Поместного собора 1917–1918 гг. И все же в «“Правилах” при совершении Божественной Литургии» содержится целый ряд отличий от доклада соборного отдела. В число отличий данного документа входит более подробный характер содержащихся в нем указаний, что в особенности относится к регламентации пения тропарей и кондаков после Малого входа и особенностей исполнения апостольских и евангельских чтений на литургии. Это обусловлено, по всей видимости, тем, что на петроградских приходах именно в этих элементах чинопоследования литургии было больше всего злоупотреблений в те годы. В целом можно констатировать, что указания, содержащиеся в соборном докладе «Об упорядочении богослужения», по сути, воспроизводятся в приложении православного церковного календаря на 1922 год Петроградской епархии с некоторыми уточнениями и дополнениями, обусловленными местной спецификой церковной жизни. В заключение заметим, что «“Правила” при совершении Божественной Литургии» сохраняют преемственность подходов к решению проблемы соотнесения богослужебной практики с нормами действующего Типикона, которые были сформулированы в рамках обсуждения литургической проблематики на Поместном соборе 1917–1918 гг., творчески их развивая.

http://bogoslov.ru/article/6191916

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И эти готовящиеся к крещению люди оглашались Словом Божиим и словом проповедническим, словом святительским. Поэтому они и назывались оглашенными. И на первой части литургии они могли присутствовать, в отличие от второй ее части — литургии верных, где могли находиться только крещеные, только уже ставшие верными. Именно поэтому первая часть литургии получила такое название, хотя, конечно, это не означает, что на ней присутствовали только оглашенные, а в конце литургии приходили верные. Вовсе нет: верные стоят с самого начала, а оглашенные должны будут потом уйти. Чтение Евангелия является кульминацией литургии оглашенных. Это самый торжественный, самый величественный момент, и было бы правильно в символическом толковании именно этот момент считать выходом Господа на проповедь, символизирующим выход Господа на проповедь. После чтения Евангелия в древности епископ или священник выходил на амвон и говорил проповедь, которая очень часто бывала толкованием на прочитанный евангельский текст. Потому что и в древности тоже Евангелие толковали. Мы имеем много свидетельств об этом у древних церковных писателей. Есть много древних толкований. Евангелие требует толкования не только потому, что оно читается по-славянски и трудно для понимания людям, не знающим славянского языка. Оно требует толкования, прежде всего, потому, что смысл евангельский чрезвычайно глубок, это есть Слово Божие, слово всеобъемлющее, несущее в себе Божественную глубину, слово, которое бесконечно велико, поэтому каждый, кто читает Евангелие, знает по своему опыту, что можно читать его всю жизнь, и каждый раз будешь понимать все больше и больше, глубже и глубже даже очень хорошо известное тебе место, хорошо известный текст. При чтении Евангелия всегда как бы открывается эта новая глубина, и недаром, поэтому, духовники всегда советуют Евангелие читать постоянно, каждый день. Известный многим из вас замечательный старец, отец Таврион, прямо так и говорил, чтобы все каждый день читали Евангелие, и при этом добавлял: «Будешь читать Евангелие — и будешь иметь ум Христов».

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

в визант. литургию вошла повторявшая содержание молитвы А. ad а. молитва «        », обряд великого входа становился все более торжественным, после него добавилась ектения, постепенно усложнялся диалог предстоятеля и сослужащих (в к-рый помимо прочего входят слова Лк 1. 35, обращенные к предстоятелю: «                                      »; нек-рые рукописи продолжают этот стих словами «      ». Этим выражается правосл. учение о преложении Даров в Тело и Кровь Христовы Духом Святым - см. Эпиклеза ). После X в. визант. А. ad а. утрачивает целостность. Это было связано с тем, что обряд принесения Даров усложнился за счет вставки тропарей («        » и др.) и участия в нем не только диаконов, но и священников, а также с развитием др. подготовительных чинов (см. Входные молитвы , Правило молитвенное ). Умовение рук при иерейском служении переместилось в начало литургии (после облачения и перед началом проскомидии ), при архиерейском служении стало совершаться или только в начале литургии, или дважды - в начале литургии и перед великим входом. В результате неправильно понятых переписчиками рубрик иерейского формуляра литургии ( Деснов. С. 181-189; Taft. The Great Entrance. P. 301-306) в греч. Евхологиях с XV-XVI вв., а в рус. Служебниках - с сер. XVII в. некорректно с богословской т. зр. изложен диалог священника и диакона после великого входа (слова Лк 1. 35 обращены не к священнику, к-рый совершает Евхаристию, а к диакону - Служебник. Т. 1. С. 131); в архиерейском Чиновнике диалог епископа и диакона изложен верно (Чиновник. Т. 1. С. 86). Процесс перемещения смыслового акцента преанафоральных священнодействий с духовной подготовки к анафоре на акт материального принесения Даров отражен в визант. литургических комментариях (см. Bornert. Commentaires). В «Ареопагитиках» при рассмотрении литургии свое истолкование получают умовение рук на литургии и А. ad а. при хиротонии (греч. πρς τ θεον θυσιαστριον προσαγαγ (приближение к Божественному жертвеннику) - Ecclesiastica Hierarchia.

http://pravenc.ru/text/63974.html

Наиболее мистичная и глубокая встреча Бога и человека происходит в Церкви, особенно во время Божественной литургии. Каждому церковному человеку известна литургическая красота. Сама литургия полна символизма, мистики, красоты. Это Царствие Божие, приходящее зримым образом по благодати Святого Духа. Служение Божественной литургии – величайший и красивый творческий акт Бога и человека. Таинственное соединение Христа и Его творения, происходящее на литургии, есть то, что невозможно познать умом и облечь в слова. Торжественность и красота литургии не оставляет равнодушным никого, даже тех, кто далек от Церкви. Все лучшие творческие силы человеческой души вложены в литургию: церковная архитектура, гимнография, иконопись, пение, облачения – всё это возвещает о литургии и о Красоте Самого Бога. Литургия невозможна без народа: само слово «литургия» переводится как «общее дело», и собрание людей для участия в главном таинстве Церкви есть первый и важнейший акт Евхаристии. И если красивы все литургические действия, то должны быть красивы и сами участники этих действий. Не будем вести речь о красоте внутренней – это то, к чему мы, дай Бог, стремимся всегда через исполнение заветов Христа. Печальным иногда является внешнее проявление христианского образа – связь формы и содержания никто не отменял. Чеховская фраза «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» может быть вполне применима к православным церковным людям. Сам Христос призывал к подобной красоте даже во время поста: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6: 17). Современная церковная реальность в вопросах внешней красоты и эстетики сейчас весьма разнообразна. Можно увидеть молодых парней и мужчин, не первый год ходящих в храм в чем придется, часто весьма затрапезного вида. Такое поведение они аргументируют тем, что сместили духовные приоритеты от внешнего к внутреннему. Аргумент, честно говоря, спорный. Неужели трудно погладить в воскресное утро или заранее рубашку и брюки, почистить обувь, привести в порядок внешний вид и прийти в храм красивым? Ведь ходим же мы на важные официальные встречи в совсем ином виде, а к Богу, значит, можно попроще?.. И скажут же: «Да Ему это и не надо», – и вроде бы не погрешат против истины. Однако это нужно нам , это вопрос нашей дисциплины, нашего отношения к священным местам. Если к князьям человеческим мы являемся на поклон «при параде», а к Небесному Царю – только лишь заботясь о внутреннем, то возникает вопрос: а так ли хорошо это наше внутреннее?..

http://pravoslavie.ru/159906.html

В правосл. традиции Л. помимо причащения используется при потреблении Св. Даров диаконом или священником в конце литургии с учетом того, что правосл. чин литургии после причащения мирян предписывает помещать в чашу абсолютно все частицы, включая поминальные; потребить (проглотить без остатка) Св. Дары без использования Л. невозможно, после этого Л. омывается водой. Л. также необходима, когда Св. Дары заготовляют впрок. Согласно Служебнику, при приготовлении преждеосвященного Агнца священник должен после его освящения изобразить на нем крест с помощью Л., омоченной в Св. Крови (Служебник. М., 2006. С. 227-228; на практике Агнец, как правило, вместо этого обильно напояют Св. Кровью, часто также с помощью Л.). В рус. практике совершения литургии Преждеосвященных Даров Л. вместе с копием используется и при поставлении преждеосвященного Агнца на дискос в начале службы - чтобы не касаться Его руками. Еще с помощью Л. напояют Св. Кровью частицы запасных Св. Даров, заготовляемые для причащения больных и умирающих. В правосл. традиции Л. считается неотъемлемой частью т. н. евхаристического набора - комплекта священных сосудов для совершения Евхаристии. В частности, прежде чем начать проскомидию , священник должен подготовить все эти сосуды и прочитать тропарь Великой пятницы       Согласно рус. традиции, во время чтения этого тропаря священник поочередно целует каждый из священных сосудов, так что на Л. приходятся заключительные слова:  ï                 Затем в ходе литургии Л. вместе с копием перекладывается на св. престол. При соборном совершении литургии в ходе торжественной процессии великого входа Л. и копие один из священников может перенести с жертвенника на св. престол, где они могут быть положены с 2 сторон креста, символизируя тем самым копье сотника Лонгина и губку с уксусом, к-рую воины поднесли к устам распятого Христа (Ин 19. 30, 34). Лит.: Leclercq H. Cuiller//DACL. 1914. T. 3. Col. 3172-3183; Braun J. Das christliche Altargerät in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. S. 265-279; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной литургии. М., 1951; Drower E. S. Water into Wine: A Study of Ritual Idiom in the Middle East. L., 1956; Hanssens J.-M. La cérémonial de la communion eucharistique dans les rites orientaux//Gregorianum. R., 1960. Vol. 41. P. 30-62; Taft R. F. A History of the Liturgy of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 2008. Vol. 6: The Communion, Thanksgiving and Concluding Rites. (OCA; 281).

http://pravenc.ru/text/2463633.html

В этот торжественный день в храме св. Луки молились не только его прихожане, но и верующие из других частей города. Во время Божественной литургии патриархом был возведен в сан архимандрита протосинкел Давид (Перович). Патриарх Ириней наградил всех благотворителей, которые помогли построить новое здание церкви, вспомогательные помещения на кладбище св. Луки, а также детский парк во дворе храма. 19 июля. — ПРАВМИР — Святейшим патриархом Сербским Иринеем 17 июля были освящены новые помещения приходского дома, находящегося во дворе храма св. апостола Луки в Белграде. Также на данной территории был открыт парк для детей. В этот торжественный день в храме св. Луки молились не только его прихожане, но и верующие из других частей города. Во время Божественной литургии патриархом был возведен в сан архимандрита протосинкел Давид (Перович). Патриарх Ириней наградил всех благотворителей, которые помогли построить новое здание церкви, вспомогательные помещения на кладбище св. Луки, а также детский парк во дворе храма. После литургии патриарх с сослужащим ему духовенством освятил новое здание, которое предназначено для миссионерской деятельности данного прихода: лекций, православных собраний, выставок и т.д. Дети с большой радостью ожидали прибытия Патриарха и открытия нового парка. Святейший патриарх прошел через детский парк, общаясь с детьми, и с радостным и с искренним любопытством расспрашивал их о назначении всех расположенных в парке аттракционов. Главными помощниками в этой «экскурсии» Патриарха были сами дети. Особенно интересно было наблюдать за тем, как дети показывали Патриарху свои умения по работе с Интернетом в летнем классе. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-irin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010