Апостольское же чтение на Литургии – знаменитый текст о пришествии Сына Божия, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человека и по виду став как человек» ( Флп.2:5–11 ). А евангельское чтение (тоже как и утреннее, общее для всех Богородичных праздников) говорит о женщине «из народа», которая прославляет Матерь Божью, а Господь отвечает ей, что все «слышавшие слово Божие и соблюдающие его» не менее благословенны ( Лк.11:27–28 ). Поэтому в праздник Рождества Богородицы мы провозглашаем и то, что каждый христианин может обрести ту же «благодать», которая была обретена Ею, и ту же «великую милость», которая дана была людям благодаря рождению Христа от Девы. Введение во храм Пресвятой Богородицы Второй великий Богородичный праздник – это Её Введение в Иерусалимский храм (21 ноября/4 декабря). Так же, как и Её рождество, этот праздник не основывается на непосредственных евангельских или исторических свидетельствах, но и он исполнен огромным духовным смыслом для верующего христианина. В богослужебных текстах говорится о том, что родители привели в храм трёхлетнюю девочку Марию, чтобы она росла там среди дев, посвящённых Господу; и храмовая община, во главе со священником Захарией, отцом св. Иоанна Крестителя, торжественно встретила Её. Девочка была введена в святое место, чтобы там быть «вскормленной ангелами» и сделаться «святыней святынь» Господней, живым святилищем и храмом Божественного Младенца, который родится от Неё. Совершенно очевидно, что строки 44-го псалма, цитируемого в богослужениях этого дня, вдохновили празднование посвящения Марии службе Божьей в Иерусалимском Храме: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… Вся слава дщери Царя внутри; одежда Её шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы, будут славить Тебя во веки и веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иринею (Тафуне), епископу Орскому и Гайскому 22 ноября 2011 г. 14:54 22 ноября 2011 года, в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской, в Покровском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы торжественно отметили 130-летие со дня рождения старицы Матроны. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего Покровской обители, за которой была совершена хиротония архимандрита Иринея (Тафуни) во епископа Орского и Гайского. По окончании Литургии Первосвятитель обратился к епископу Иринею с напутственным словом. Преосвященный епископ Ириней! Волею Всевышнего Архиерея и избранием Священного Синода призван ты к служению в епископском сане, к отеческому попечению о клире и пастве Орской и Гайской епархии. Ныне через возложение архипастырских рук и соборную молитву снизошла на тебя благодать Святого Духа, освящающая твое естество и возжигающая в нем пламень Божественной Любви. Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Архиерей же пребывает в сугубой любви к Богу, Его Святой Церкви и ближним, которые составляют его паству. Каким образом в наш век, когда уже заметно умножаются беззакония (см. Мф. 24:12), архипастырь может явить миру пример этой христианской любви? Бог, в Троице покланяемый, должен быть центром и целью твоего служения, содержанием твоего сердца и помышлений, Альфой и Омегой (см. Откр. 1:8) твоего бытия: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Свидетельствуй миру свою любовь к Творцу, дабы по твоему примеру иные искали и стяжали это спасительное чувство. Только так — тебе в подражание — твои соработники будут воодушевляться на неослабные труды, а в народе сохранится сыновняя преданность Создателю и живая, деятельная вера.

http://patriarchia.ru/db/text/1750621.ht...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) То же чувство благоговения к святым иконам требует от нас того, чтобы мы прикасались к ним или возжигали перед ними лампаду не иначе как при строгом соблюдении чистоты телесной. в) Также всегда и везде с откровенной главой должно предстоять святым иконам, и никто да не глумится над неправильно изображенными иконами, чтобы не быть звероуловленным от диавола, чтобы не подвергнуться участи тех безумных детей, которые посмеялись над пророком Елисеем и за то растерзаны были медведицами. г) Особенно должно строго соблюдать то, чтобы никаких изображений соблазнительных не было при святых иконах, потому что допускающий это явно уничижает и оскверняет святыню и некоторым образом уподобляется тому римскому императору, который из ненависти к христианству повелел на святейшем месте Распятия Спасителя поставить капище одной языческой бесстудной богине. Но, благодарение Богу, редки между нами такие примеры. Видим же мы очень часто особенные примеры истинного иконопочитания; так, например, многие православные очень часто износят торжественно из храма в дома свои святые иконы, несмотря ни на отдаленность своих жилищ, ни на жар или холод и другие воздушные перемены; и даже самые дети их, дети малолетние, с радостию встречают святые иконы и простираются к ним для лобзания. При виде этих нежных отраслей Церкви Христовой, так сказать, обвивающих ее, невольно с глубоким сердечным умилением представляешь Ангелов небесных, окружающих престол Царя Небесного, или тех блаженных детей, которых благословил Спаситель, когда они были приведены к Нему родителями. Благословен тот дом, в котором можно видеть такое умилительное зрелище! Несомненно Господь благословит такой дом, как благословил Он некогда дом Аведара за принятие Кивота Завета ( 2Цар. 6 ). Аминь. (Составлено по «Беседы о Божественной Литургии», свящ. В. Разумовского). Приложение к беседе 1. Доказательства истинности иконопочитания в Православной Церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разуметь и святые иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и Храме ветхозаветных: «И сделай из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Кивота Завета)», – говорил Господь Моисею. ( Исх. 25:18 ). – «И поставил он (т. е. царь Соломон) Херувимов среди внутренней части храма. Крылья же Херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого Херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» ( 3Цар. 6:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он Его явил» ( Ин.1:18 ). Понятие «явления» или «откровения», столь часто встречающееся в Евангелии от Иоанна, находится также и у синоптиков: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам... Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:25, 27 ). Откровение Имени Отца проходит через всё учение Христово не только у синоптиков, но и в Первосвященнической молитве Спасителя: «Отче, Я открыл Имя Твоё человекам» ( Ин.17:6, 26 ). В этих словах заключается торжественное тайнонаучение спасительного Имени Отчего, в самом конце земного пути Спасителя. Вся полнота тайны Богосыновства Единородного и богоусыновления верующих сокрыта в этом Имени. Напомним также значение евангельских притч в этом процессе Откровения, даже там, где непосредственно речь не идёт об Отце. Притчи доносят до нас самый дух Откровения, они говорят о деятельной любви Божьей, о Его «благоутробии». Так, например, притча о блудном сыне ( Лк.15 ) раскрывает и изображает любвеобилие и милосердие Отца. Притча о злых виноградарях ( Мф.21 ) подчёркивает всю глубину любви Отца к Сыну. Отец и Сын взаимно открывают друг друга. Об этом говорят слова Христа: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). В этом первичном взаимооткровении Отца и Сына миру. Дух Святой ещё не упоминается по имени, но Он есть самый Дух Откровения. Всякий раз, когда идёт речь об «откровении», о «свидетельстве», неизменно присутствует Дух Божий, хотя и неприметным образом. В усвоении веры важнее указать на внутренний процесс просвещения Духом, нежели непременно называть Его по имени. Именование Духа наступит в своё время, в последние часы тайноводства учеников перед самыми Страстями. Не следует также забывать сакраментальную перспективу Троичного учения Христа, которая особенно ярко выступает в четвёртом Евангелии. Например, в беседе с Никодимом ещё нет Откровения о Духе Святом, как о Божественном Лице, но уже идёт речь о новом рождении в Духе: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» ( Ин.3:5 ). Также и в беседе о Хлебе Жизни ( Ин.6 ), притче о Добром Пастыре ( Ин.10 ), о Лозе виноградной ( Ин.15 ) опыт Троичности рассматривается в рамках сакраментальной и литургической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Богослужение в большинстве храмов Русской Православной Церкви совершается на церковнославянском языке. В некоторых странах богослужение совершается на национальных языках (в Молдавии – на молдавском, в Японии – на японском и т. д.). 8. Евхаристия Главным богослужением суточного круга является Божественная Литургия, за которой происходит главное Таинство Церкви: Евхаристия. Греческое слово «литургия» буквально означает «общее дело»: этим словом с древних времен обозначалось богослужение, за которым совершалось преломление хлеба в воспоминание Тайной вечери. Слово «Евхаристия» означает «благодарение»: оно указывает на благодарственный по преимуществу характер молитв, возносимых священником и народом за этим богослужением. 8.1. Евхаристия – Таинство Церкви Евхаристия является главным Таинством Церкви. Ее называют «Таинством Таинств», поскольку она представляет собой сердцевину церковной жизни, фундамент, на котором построено здание Церкви. Без участия в Евхаристии невозможно спасение человека, его вхождение в вечную жизнь. Об этом говорил Сам Господь Иисус Христос: «Я есмь хлеб жизни... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:48–56 ). Патриарх Кирилл совершает Божественную Литургию Евхаристия – это возобновление и продолжение Тайной вечери, последнего ужина Иисуса с учениками, на котором Он преподал им Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Тайная вечеря. Икона. Афон, Греция. 1976 г. После Воскресения Спасителя Его ученики в каждый первый день недели собирались для того, чтобы в Его воспоминание совершить преломление хлеба. Евхаристическая трапеза начиналась с вечера и могла продолжаться до утра ( Деян.20:7–11 ). Трапеза носила торжественный, ритуально-литургический характер, и основным ее тоном было благодарение. За трапезой читались книги Ветхого Завета, произносились продолжительные поучения ( Деян.20:9,11 ), исполнялись «псалмы, славословия и духовные песни» ( Кол.3:16 ). Сама Евхаристия – преломление хлеба в воспоминание Иисуса Христа – совершалась в конце трапезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится». (О.Э.Мандельштам. 1915 г.). Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей( Откр. 1:16 . Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский ). Нужны ли Богу обряды, посты и молитвы? иеромонах Иов (Гумеров) В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 . После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт.8:20–21 ). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В день их памяти по Уставу церковному облегчается строгость Великого поста и даже, если день сей выпадет на понедельник, вторник или четверг, то непременно служится Литургия Преждеосвященных даров. Почему мы так торжественно вспоминаем этих благословенных мучеников? Потому что их пример являет для нас высшее выражение истинной веры и силы исповедания. Славой небесной возвеличены святые угодники Божии, в Севастийском озере мучившиеся. Господь наш Иисус Христос говорил: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Для святых мучеников Севастийских исповедание Господа составляло немалый труд, так как было сопряжено с многочисленными трудностями, гонениями и риском для самой жизни. Языческий мир негодовал, изливая на них всю свою ненависть лишь за то, что они, как и все христиане, утверждали, что Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и Бог, Который ради всех людей пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, принял смерть на кресте, погребен, но воскрес в третий день, возшел на небеса и пребывает ныне одесную Бога Отца. Вот за эту истину и приняли мученическую кончину сорок воинов. Высоту же чести мученичества явил Сам Сын Божий, распявшись на кресте, принеся искупительную жертву за род человеческий. Приняв на Себя человеческое естество, именно во время Своего мученического подвига воскликнул страдающий Господь: Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Мы знаем, что Спаситель наш являлся величайшим Пророком, пророчествовавшим о пленении Иеру салима, предсказавшим Страшный Судный день. Проходя по городам и селениям, Господь благовествовал Евангелие и явил Себя миру также величайшим Проповедником. Иисус Христос показал всем пример истинного пустыннического подвига и постничества: Поведен был духом в пустыню… и ничего не ел в эти дни ( Лк.4:1–2 ). Являлся Он и величайшим Преподобным, о Котором апостол Павел говорил: Святой, непричастный злу, непорочный ( Евр.7:26 ). Наконец, все мы знаем, что Господь наш – несравненный Чудотворец, исцелявший больных, слепых, глухих, хромых и расслабленных, воскрешающий мертвых, изгоняющий бесов. Но даже как Чудотворец не просиял Христос Божественной славой и не возвеличился в глазах людей.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

В обращениях посланий апостола Павла мы находим имеющее чисто литургический характер торжественное благословение Имени Божьего как Отца. Присутствующее в тех же строках христологическое благословение разворачивается в истинно троичное призывание и показывает рост троичного сознания в Церкви: «Непрестанно благодарю Бога Моего (Отца) за вас ради благодати Божьей (Дух), дарованной вам во Христе Иисусе (Сын)» ( 1Кор.1:4 ). Другим примером этого может служить известный отрывок, употребляемый в анафорах литургий: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога (и Отца), и причастие Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор.13:13 ). Это самая сердцевина троичного сознания Церкви. Во многих отрывках посланий апостола Павла мы находим скрытые троичные образы, как, например: «Вы Божия [Отца] нива... Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос... Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор.3:9, 11, 16 ). Откровение Духа в Пятидесятницу является необходимой предпосылкой Откровения Отца. Грех отвержения Духа отдаляет от человека Божественное Отцовство, тогда Бог показывает Себя как грозный Судия, проявляя Свой гнев. Но Ветхий Завет говорит нам, что Господь «шедр, долготерпелив и многомилостив» ( Пс.102:8 ; Пс.144:8 ). Он указывает путь к новозаветному Свету. В Крещении Господнем на Иордане открывается путь к усыновлению нас Отцом в Святом Духе. Символическим выражением этого является то, что в чине христианского Крещения еще не произносится молитва «Отче Наш». Крещение лишь открывает дверь к усыновлению, которое в полноте даётся в Евхаристии, где молитва Господня находит свое место после молитвы призывания Святого Духа. Мессианский титул «Христос» становится собственным именем Спасителя со дня Пятидесятницы, о чём возвещает Пётр в своей первой проповеди: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ). Молитва , обращенная к воскресшему Спасителю не менее связана с именем Кириос (Господь), чем с именем Иисус. Восклицание «Маранафа» («Господь грядет» или «Гряди, Господи») ( 1Кор.16:22 ) показывает нам, что в первые века Церкви именование «Господь», «Кириос» часто употреблялось в арамейском произношении. Отрывок из Послания к Филиппийцам (2:6–11) не только выражает кенозис Христа. Он завершается прославлением Иисуса как Господа. Это имя, по словам апостола, «всякий язык исповедовал в славу Бога Отца» ( Флп.21 ). Это есть способ выражения Божественности Христа. К сожалению, в непрерывном повторении Церковью, термин «Кириос» очень быстро перестанет восприниматься во всей его глубине.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

В своем Евангелии Апостол Иоанн привел беседы Спасителя, сказанные Им в Иудее, и обращенные к ученым книжникам, т.е. иудейским богословам. Эти беседы были достаточно трудными для понимания первыми христианами, большинство которых были из людей простых и незнакомых с богословием и философией, и, вероятно, по этой причине эти слова Господни не были приведены первыми тремя Евангелистами. Приступая к написанию Евангелия, Апостол Иоанн назначил пост для всей Ефесской церкви, и удалился со своим учеником Прохором на гору, где и было написано Евангелие, носящее его имя. Евангелие от Иоанна с первых веков христианства называли духовным, так как в нем, преимущественно, по сравнению с первыми тремя синоптическими Евангелиями, содержатся беседы Господа о глубочайших истинах нашей Веры и спасения. В нем, главным образом, повествуется о воплощении Бога-Слова, о Божественном достоинстве Сына Божия, о тайне Святой Троицы, о спасении рода человеческого, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа, и о Тайне Тела и Крови Господней, через причастие которым мы становимся причастниками Божественных энергий и будущей вечной жизни через воскресение из мертвых. Апостол Иоанн с первых слов своего Евангелия возносит мысль верующего на высоту Божественного происхождения Сына Божия, Господа Иисуса Христа от Бога Отца: " В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть " (Иоан. 1:1-3). Эти первые, изумительно красивые и духовно возвышенные, строки из Евангелия от Иоанна, Православная Церковь всегда, во всех народах и странах своего пребывания, с особенной торжественностью на различных языках, читает на Божественной Литургии в Светозарную ночь Воскресения Христова. Цель написания своего Евангелия Апостол Иоанн выражает так: " Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его " (Иоан. 20:31). Написание такого, духовного Евангелия было важным еще и потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных гностических сект, которые отрицали Божественное достоинство Господа Иисуса, и тем разрушали все спасение, дарованное нам через Воплощение Бога-Слова, Его Крест и Воскресение по природе человеческой, в которой Он и Вознесся туда, откуда и нисшел в Своем Рождестве от Девы Марии. Необходимо было предохранить верующих от этих еретических учений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010