Бэр Иоанн, свящ. Дева Матерь – Дева Церковь 410 /Пер. с англ. Н.И. Колотовкина под ред. В.Л. Шленова//Богословский вестник 2004 В православном богослужебном почитании Девы Марии, Божией Матери, обращает на себя внимание то, что на трех из четырех двунадесятых Богородичных праздников: Рождества Ее, Введения во храм и Успения (за исключением праздника Благовещения, в отличие от указанных выше, посвященного событию, описанному в канонических Евангелиях), – на Литургии предписывается читать то место из Евангелия от Луки (10:3842), где деятельное служение Марфы противопоставляется созерцательному сидению у ног Иисуса Марии, внимавшей слову Его. Евангельское чтение заканчивается стихом, взятым из середины следующей главы, где Иисус обращается к народу со знаменательными словами: «Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: „Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!“ А Он сказал: „Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его“» ( Лк.11:2728 ). Слова Христа поражают тем, что отводят наше внимание от Матери Его по плоти: чрева, носившего Его, и сосцов, питавших Его, и сосредоточивают наш духовный взор на самом состоянии веры, на соблюдении услышанного нами слова. Напомним, что и —124— ранее в том же Евангелии от Луки Христос, Которому сказали, что Матерь и братья Его, стоящие вне, желают видеть Его, отвечает: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» ( Лк.8:21 ). Те, кто слышат слово Божие, принимают и исполняют его, по словам Самого Христа, суть Его мать и братья. Однако в то же самое время в Новом Завете не встречаем никого, кому вполне удалось бы соблюсти слово Божие в чистоте сердца, за исключением одной только Марии, Матери Иисуса. Напомним о том, что торжественно и благоговейно празднуется в день Благовещения: Пречистая Дева, услышав слово Бога, возвещенное Ангелом, принимает его и зачинает во чреве Христа. Поскольку Сама Она являет доподлинное усвоение того слова, о Котором говорит Христос, совсем не случайно в праздничном богослужении Благовещения опущено высказывание Христа, всегда читаемое на богослужениях других Богородичных праздников: «Блаженны слышавшие слово Божие и соблюдающие его» ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ахпатском Евангелии 1211 г. (Матенадаран) миниатюра Входа Господня в Иерусалим решена совсем иначе: художник изобразил торжественный въезд Христа как уличную сценку встречи кем-то из горожан приехавшего к нему гостя, – именно гостя, почетного, уважаемого, – но не царя. Кроме Иисуса Христа и сопровождающих Его двух апостолов, остальные участники одеты в светские костюмы – хозяин нарядного дома встречает Христа, слуга стелет на дорогу одежду, хозяйка из окна приветствует подъезжающих, а две дочери на балконе принимают ветви, срубленные юношами с удивительно реально исполненных деревьев (юноши вскарабкались на дерево) Заметим, миниатюра некоторым образом перекликается с праздничными чтениями, звучащими в армянском богослужении на Вход Господень в Иерусалим: Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам… Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку… Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние… (Песн. 2:8, 9, 11–13). Еще одна интересная миниатюра Входа Господня в Иерусалим находится в лекционарии киликийского царя Этума II (1286 г., Матенадаран). Как и в Солунской церкви Св.Апостолов, везущий Господа осел пробирается через плотную толпу людей и движется не Иерусалим, а от него. Впрочем, подчиняясь воле своего Седока, животное пытается повернуть в нужном направлении. Укажем еще несколько интересных памятников более позднего времени, выполненных в разной технике. Это миниатюры рукописей Евангелия XIV века из Калифорнийского университета и Евангелия XIII века из Иверского монастыря на Афоне, резная створка двери 1300 г. из церкви Богородицы в Старом Каире. В иконографии XV–XVI вв. есть, как нам представляется, некоторая общая особенность, созвучная богослужебным текстам праздника: Господь, в смирении движущийся «во град Иерусалим, исполнити писание» (стихира на стиховне), показан именно тем Царем Кротким, о котором пророчествовал Захария (Зах. 9:9). Царем, царствующим во веки, но идущим на вольные страдания ради общего воскресения. Не только печать наступающих страстей отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, но и близость грядущего Воскресения Христова. Самый Вход в Иерусалим, в котором царственное достоинство Христово проявилось с такой очевидностью для множества жителей Иерусалима, вышедших Ему навстречу, образно свидетельствует о Воскресении, о Втором Пришествии Христовом и о Царстве Будущего Века, в котором Христос «всяческая во всем» «Общее воскресение прежде вольныя страсти Твоея, во уверение всех предпоказавый …во святый град со ученики Твоими вшел еси, седя на жребяти осли, пророческая исполняя проповедания, якоже на херувимех носимый» (стихира на хвалитех).

http://pravmir.ru/vxod-gospoden-v-ierusa...

В небесных сферах как бы происходило торжественное богослужение, совершавшееся наподобие того, как оно совершалось в храме иерусалимском: когда жертва возлагалась на алтарь, то священная музыка раздавалась в три отдельных приема, отмечаемых звуком серебряной трубы священников, так что священное песнопение представляло собой постоянно форму «Трисвятого». Такую же форму трисвятого имел и ангельский гимн в его трех отдельных предложениях, обнимавших собой все три существенные области бытия – небо, землю и сердце человеческое. Из всей ветхозаветной истории известен еще только один случай, когда смертный человек удостаивался слышать песнь небесного лика. Это когда пророк Исаия в своем восторженном видении сподобился лицезреть славу Господа Саваофа, и когда окружающие Его серафимы непрестанно взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» 42 . Тогда от этих громоносных восклицаний «колебались верхи врат» и сердце слышавшего их пророка трепетало от ужаса. Теперь ангельская песнь, слышать которую сподобились простодушные пастухи, разливала в душе их блаженство, радость и мир. Когда смолк ангельский хор и пораженные всем виденным и слышанным пастухи опять пришли в себя, то они тотчас же порешили отправиться в Вифлеем, чтобы посмотреть, что именно случилось там и о чем возвестил им Господь. Но пути они зашли в пригородную гостиницу, и там именно, в прилегающей к ней пещере «нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях», все именно так, как было возвещено им, и первые поклонились новорожденному Христу. Они же первыми из людей сделались и благовестниками Его пришествия, так как тотчас после этого начали рассказывать всем «о том, что было возвещено им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария (которой более всех известны были странные, божественно-дивные обстоятельства совершившегося события) сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что слышали и видели, как им сказано было» 43 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В ответ на живую преданность христианина Богу и на его жалобный вопль о множестве врагов, восстающих на него, раздается уверительное слово Самого Бога, обещающего ему Свою Божественную помощь при всех нападениях врагов его. «Так как он, т. е. истинный христианин, возлюбил Меня», – вещает Отец небесный, – «избавлю его, защищу его, так как он познал имя Мое. Призовет Меня, – и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его; долгоденствием насыщу его и явлю ему спасение Мое». Светлым лучом ободрения и надежды кажется кающемуся христианину уверение это Всевышнего Господа: «с ни Я в скорби, избавлю его и прославлю его». Оно производит всеобщее радостное движение в сердцах всех молящихся в храме; оно раскрывает их уста, умиляет сердце, вливает бодрость и свежесть в душу их при дальнейшей борьбе со врагами. Тотчас после этого Божественного уверения, попеременно на два хора поется велегласно и со сладкопением отрывок из пророчества св. Исаии: «с нами Бог ! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог ! Услышите до последних земли: яко с нами Бог!» Вот самое пророчество: «С нами Бог ! Враждуйте, народы, но трепещите. Замышляйте замыслы, но они рушатся. Изрекайте повеления, но они не исполнятся, потому что с нами Бог (VIII 9, 10). Иегову (Господа), Бога воинств, Его чтите свято; Он для вас страшен, и Он для вас ужасен. Он будет и священным убежищем (13, 14). Вот я и дети, которых дал мне Иегова (13). Народ, ходящий во тьме, увидит великий свет. Над сидящими в земле смертного мрака возсияет светило (18, 2); потому что у нас родилось Дитя, нам дан Сын, Которому на рамена будет возложена власть, и нарекут имя Ему: чудный Советник, Бог крепкий, вечный Отец, Князь Мира. Величию власти и благоденствию не будет меры» (5, 6). В заключение всего этого мы единодушно иовторяем первые слова пророческого сказания Исаиина: «с нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся: яко с нами Бог». Так радостно, торжественно и громогласно это воскликновение наше среди великого повечерия. Это радостный, торжественный клик воинов, узревших своего началовождя и получивших от того новую бодрость, мужество и силы. И тем радостнее, тем торжественнее это восклицание, что до него мы слышали или монотонное чтение псалмов, или молитвенный стон о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

В отличие от полководцев, победно въезжавших в город на коне, Христос входит на осле, показывая, что Он не Мессия-Освободитель, но Царь кроткий, праведный и спасающий – не от власти римлян, но от вечной смерти. Смерть вошла в мир как последствие гордыни, гордого желания людей стать богами без Бога, Христос послушанием Отцу и смирением «даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп. 2: 8 ) исправляет последствия их греха. Смиренный въезд на осле предвосхищал Страсти: Господь явил Себя как Царь, Царство Которого «не от мира сего» ( Ин. 18: 36 ). Среди паломников много было очевидцев чудес, совершенных Христом; особенное впечатление произвело на народ чудо воскрешения четверодневного Лазаря. Когда они узнали, что Иисус Христос идет в Иерусалим, все вышли Его встречать. Весь Иерусалим, со всем его огромным населением праздничных дней, пришел в движение и возбуждение. Воздавая царские почести Христу, ученики постилали на дороге свои одежды, народ же резал пальмовые ветки и бросал их под ноги осленка, на котором Он ехал. Все множество людей, сопровождавших и встречавших Господа, громко прославляло Бога за все чудеса, которые совершил Христос: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» ( Мф. 21: 9 ). Фарисеи, видя восторг толпы, негодовали, но, боясь народа, ограничились лишь дерзким криком: «Учитель! запрети ученикам Твоим» ( Лк. 19: 39 ). Они хотели, чтобы ученики перестали славословить Христа, но на злобные выкрики Господь кротко ответил: «Если они умолкнут, то камни возопиют» ( Лк.19: 40 ) – истину нельзя заставить замолчать, это бесполезно. Если человеческие сердца станут неспособными прославлять Бога, то камни и вся природа прославят Творца. Когда Спаситель вступил в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму – для молитвы. Так как было уже позднее время, Господь не стал учить народ и возвратился в Вифанию (селение, где жил Лазарь с сестрами). В богослужении Православной Церкви праздники воскрешения Лазаря и Входа Господня в Иерусалим тесно связаны (даже тропарь общий), хотя указания Ин. 11: 54 («Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими») и Ин. 12: 1 («За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых») позволяют видеть, что Вход был не сразу на следующий день после воскрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

В последующее время эта посадка деревьев вокруг святилища выродилась в идолопоклонический обычай, когда народ совращался с пути истинного богослужения, и даже сама Вирсавия сделалась центром ложной религии 154 . Но вот наконец пришло время, когда должно было исполниться великому обетованию, полученному Авраамом от Господа. Аврааму было 100 и Саре 90 лет, когда у них, по-видимому во время стоянки в Вирсавии, родился давно желанный сын. По установлению он был обрезан в восьмой день, и ему дано имя, уже предназначенное ему раньше. Это имя обыкновенно принято произносить Исаак, согласно с греческим и латинским переводами, хотя в других местах оно произносится как Иитшак; но как бы ни произносили его, по своей этимологии оно находится в связи с значением «смех», на что и указывается три раза. Когда впервые сделано было предсказание об этом Аврааму (17), он засмеялся от восторга и радостного изумления, что он и его престарелая жена могут быть родителями сына, в котором благословятся все народы земли. «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался» ( Ин. 8:56 ). Затем, когда Сарра услышала, как Ангелы говорили об имеющем родиться от нее сыне (18), она тоже засмеялась от смешанного чувства сомнения и радости; и когда наконец исполнилось само обетование и младенец был принят в завет с Господом, она, подобно пресвятой Деве Марии, произнесла благодарственную песнь и, намекая на божественно данное имя, восторженно воскликнула: «смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? Ибо в старости его я родила сына». Имя это получало особое значение не только вследствие предшествующих обстоятельств, но и вследствие этого радостного и довольного настроения родителей, и более всего от его прообразовательного характера, как предвозвещающего Мессию, радость всей земли, и орудие обетованного благословения, которое должно было озарить мрачный мир радостным ликованием о примирении с Богом. Две тысячи лет спустя, в том же самом округе иудеи, и в том же духе пресвятая Матерь Иисуса Христа торжественно воспевала свою торжествующую песнь: «величит душа моя Господа: и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды; воспринял Израиля, отрока Своего, вспомянув милость, как говорил отцам нашим, Аврааму и семени его до века» ( Лук. 1:46–55 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

В притче о талантах, которые господин вверил слугам своим, отправляясь в далекую сторону, с тем чтобы они возвратили ему вверенное с ростом, Он указал, что ждет тех, которые не употребляют на добро данные им от Бога таланты, не увеличивают их внутренней ценности непрерывной деятельностью и не пользуются ими сообразно с целями провидения. Под талантами разумеются, во-первых, душевные силы – ум, воля и т. д.; во-вторых, внешние преимущества, в чем бы они ни состояли, будет ли то сила, власть, обилие имущества и т. д. Горе тем, которые употребляют вверенные им от Бога таланты лишь для себя, на свою личную пользу, а не на благо ближним: не услышат они радостного привета от Судии всех. Дальше Спаситель описывает самый суд всеобщий. Здесь, главным образом, указывает на чрезвычайную важность дел милосердия. Так, основа этих дел – любовь. Значит, чуждый милосердия, чужд и любви к ближним. А не любящий ближних, поэтому самому, не может любить и Бога. Что ж может ждать такого, кроме муки вечной? А чтобы еще больше возвысить значение милосердия, Спаситель сказал, что всякая помощь ближнему, в чем и как бы она ни проявлялась, Он принимает как личную заслугу Себе Самому: «Мне сотвористе»! И заключил Свою беседу следующими словами: «Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие». Великая среда В Великую среду воспоминается женщина, возлившая миро на главу Господа Иисуса. Евангелие на утрени Иоанна с конца 41 до 44 зачала. ( Ин. 12:17–50 ). В нем рассказывается об еллинах, желавших видеть Иисуса, и о беседе Его по этому случаю. Чудо воскрешения Лазаря произвело не только то, что народ так торжественно встретил Господа Иисуса при входе Его в Иерусалим, но и то, что еллины (иностранцы, не евреи), собравшиеся на поклонение в праздник, пожелали видеть Его. Апостолы сказали об этом Спасителю. Он ответил им: «Пришел час прославиться Сыну человеческому», и объяснил необходимость своей крестной смерти. После этой беседы Он отошел и скрылся от народа. «Столько чудес Он сотворил перед ними, и они не веровали в Него», – замечает евангелист и, в объяснение этого, приводит пророчество Исаии о том погибельном ослеплении и окаменении людей, на которые не может уже действовать ничто! «Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него, – прибавляет евангелист, – но ради фарисеев не исповедали, чтобы не быть отлученными от синагоги, потому что возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В сегодняшнем Апостольском чтении описано чудо воскрешения апостолом Павлом некоего юноши, молодого последователя Христа (см. Деян.20:7-12 ). Дело происходило в Троаде. Местные христиане собрались для преломления хлеба. Апостол Павел был среди них, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. На следующий день он намеревался отправиться в дальнейший путь, а вопросов у троадских христиан к своему духовному наставнику оставалось еще много. По этой причине беседа сильно затянулась. Это было не простое духовное общение, а общение прощальное. И апостол Павел, и ученики его понимали, что расстаются навсегда. Поэтому никому не хотелось прерывать беседы, трудно было им прощаться с возлюбленным учителем, а апостолу Павлу разлучаться с учениками, в которых он вложил любовь и тепло своей души. Автор Деяний, который был непосредственным свидетелем происходящих событий, рассказывает: В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Случилось страшное несчастье. Храма Божия, где можно было бы совершать Богослужения, у первых христиан еще не было, местом собрания служила обычно просторная горница в доме. Чтобы придать большую торжественность Божественной службе, зажгли множество светильников. И вот, сидевший на подоконнике открытого окна юноша, утомленный долгой беседой, заснул и по неосторожности выпал из окна. Мы слышали, что он был поднят мертвым. Слова эти значат, что юноша действительно умер. Естественной реакций собратьев были скорбь и отчаяние. Но Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Подобным же образом, как мы помним из Ветхого Завета, были воскрешены пророком Илией сын вдовы сарептской и пророком Елисеем сын сонамитянки. Апостол говорит: …душа его в нем. Не следует понимать это как то, что юноша и не умирал, не расставался со своей душой.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

В таком смысле о Духе неоднократно сказано и в других местах Нового Завета, например у апостола Павла. Невеста же – это вся земная Церковь , ожидающая Христова пришествия. Затем мы слышим призыв «слышавшего»: «И слышавший да скажет прииди!» Мы понимаем, что «слышавший» – это всякий участник богослужебного собрания, который слушает чтение Книги Откровения. Это – конкретная христианская община. Мы еще раз видим, что здесь отражена ситуация богослужебного собрания. Произносит возглас пророк – ему отвечает возгласом церковь . То же происходит сейчас и на наших богослужениях. Только место пророка занимает священник или диакон. А место церковного народа – хор, а иногда и все собравшиеся на молитву. Третья часть стиха 17 представляет собой приглашение ко всем жаждущим припасть к источнику воды жизни, то есть к Иисусу Христу, призывая Его скорое пришествие, чтобы Он напоил блаженством вечной жизни в любви. Это напоминает нам о призыве пророка Исаии: «Жаждущие! идите все к водам!» ( Ис.55:1 ), а также о словах самого Иисуса: «Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:35 ). д) Традиционное предостережение ( Откр.22:18–19 ) 18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; 19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей. В стихах 18–19 речь снова берет Иоанн. Он вновь свидетельствует истинность всего написанного в книге. Торжественно провозглашается неизменность всего написанного им. В традиционном стиле говорится о равном воздаянии: кто отнимет – у того отнимется. Такие предостережения не искажать написанное или сказанное были обычными в то время. Иоанн использует принятую формулу, приведенную, например, в Книге Второзакония: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам [сегодня] заповедую» ( Втор.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Важно указание автора именно на этот момент богослужения. О чём эта Песнь? «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех приимем, Ангельскима невидимо дориносима чинми» (Царя всего сущего, окружённого, словно телохранителями, ангельским воинством). Составленная в Византии в YI веке, Песнь эта описывает действия, НЕВИДИМО ПРОИСХОДЯЩИЕ в данный момент Литургии. «Невидимо происходящее» откликнулось и в живой ещё душе Расторопного. И вот он, в свои «за шестьдесят», «каждый великий пост, в четвёртую неделю», исповедуется «батюшке, получает отпущение (грехов) и в следующий великий пост, словно не доверяя этому отпущению, опять, всё-таки, исповедуется в том же самом. Грех вцепился в душу Расторопного, и ни золочёная епитрахиль, ни торжественные слова: «Азъ iepeй, недостойный рабъ», ни причастие – ничто не могло смирить совести и сердца. Всё чаще и чаще приходит на ум мысль: - А не сходить ли в Иерусалим, ко Гробу Господню? От свечи огнём обпечься? Опалит, может быть?» Глава 3. Под куполом первозданного храма В первой Главе Книги Бытие Господь выступает как Зодчий. Его волей начертаны контуры созидаемого Им Первозданного Храма. Мы называем его Природой. К сожалению, цивилизованный мир давно забыл его изначальное предназначение. «… И назвал Бог твердь небом. … И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной … для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. … и звезды (поставил) на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днём и ночью…» И прекрасная земля – суша, покрытая травной зеленью и плодоносными древами, стала как бы подножием небесного купола. Земные храмы любой религии вычерчены земными людьми по лекалам небесной архитектуры. Купол – символ Божественного Неба, в христианской архитектуре многократно повторенный сводами портала, полукружьями апсид, закомарами на наружных стенах храма… Свечи, возжжённые в нём, - аналоги звёздных «светильников». Сакральная структура церкви резонирует «в рифму» её наружному облику. Алтарь символизирует Небо. Сам храм – олицетворение земли.

http://ruskline.ru/analitika/2017/07/03/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010