Апостольское же чтение на Литургии – знаменитый текст о пришествии Сына Божия, Который «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человека и по виду став как человек» ( Флп.2:5–11 ). А евангельское чтение (тоже как и утреннее, общее для всех Богородичных праздников) говорит о женщине «из народа», которая прославляет Матерь Божью, а Господь отвечает ей, что все «слышавшие слово Божие и соблюдающие его» не менее благословенны ( Лк.11:27–28 ). Поэтому в праздник Рождества Богородицы мы провозглашаем и то, что каждый христианин может обрести ту же «благодать», которая была обретена Ею, и ту же «великую милость», которая дана была людям благодаря рождению Христа от Девы. Введение во храм Пресвятой Богородицы Второй великий Богородичный праздник – это Её Введение в Иерусалимский храм (21 ноября/4 декабря). Так же, как и Её рождество, этот праздник не основывается на непосредственных евангельских или исторических свидетельствах, но и он исполнен огромным духовным смыслом для верующего христианина. В богослужебных текстах говорится о том, что родители привели в храм трёхлетнюю девочку Марию, чтобы она росла там среди дев, посвящённых Господу; и храмовая община, во главе со священником Захарией, отцом св. Иоанна Крестителя, торжественно встретила Её. Девочка была введена в святое место, чтобы там быть «вскормленной ангелами» и сделаться «святыней святынь» Господней, живым святилищем и храмом Божественного Младенца, который родится от Неё. Совершенно очевидно, что строки 44-го псалма, цитируемого в богослужениях этого дня, вдохновили празднование посвящения Марии службе Божьей в Иерусалимском Храме: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему… Вся слава дщери Царя внутри; одежда Её шита золотом. В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее. Приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя. Вместо отцов твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы, будут славить Тебя во веки и веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) То же чувство благоговения к святым иконам требует от нас того, чтобы мы прикасались к ним или возжигали перед ними лампаду не иначе как при строгом соблюдении чистоты телесной. в) Также всегда и везде с откровенной главой должно предстоять святым иконам, и никто да не глумится над неправильно изображенными иконами, чтобы не быть звероуловленным от диавола, чтобы не подвергнуться участи тех безумных детей, которые посмеялись над пророком Елисеем и за то растерзаны были медведицами. г) Особенно должно строго соблюдать то, чтобы никаких изображений соблазнительных не было при святых иконах, потому что допускающий это явно уничижает и оскверняет святыню и некоторым образом уподобляется тому римскому императору, который из ненависти к христианству повелел на святейшем месте Распятия Спасителя поставить капище одной языческой бесстудной богине. Но, благодарение Богу, редки между нами такие примеры. Видим же мы очень часто особенные примеры истинного иконопочитания; так, например, многие православные очень часто износят торжественно из храма в дома свои святые иконы, несмотря ни на отдаленность своих жилищ, ни на жар или холод и другие воздушные перемены; и даже самые дети их, дети малолетние, с радостию встречают святые иконы и простираются к ним для лобзания. При виде этих нежных отраслей Церкви Христовой, так сказать, обвивающих ее, невольно с глубоким сердечным умилением представляешь Ангелов небесных, окружающих престол Царя Небесного, или тех блаженных детей, которых благословил Спаситель, когда они были приведены к Нему родителями. Благословен тот дом, в котором можно видеть такое умилительное зрелище! Несомненно Господь благословит такой дом, как благословил Он некогда дом Аведара за принятие Кивота Завета ( 2Цар. 6 ). Аминь. (Составлено по «Беседы о Божественной Литургии», свящ. В. Разумовского). Приложение к беседе 1. Доказательства истинности иконопочитания в Православной Церкви а) Первое доказательство: библейские свидетельства об иконопочитании. Священные предметы (под коими нужно разуметь и святые иконы в православных храмах и жилищах) помещались в скинии и Храме ветхозаветных: «И сделай из золота двух Херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки (Кивота Завета)», – говорил Господь Моисею. ( Исх. 25:18 ). – «И поставил он (т. е. царь Соломон) Херувимов среди внутренней части храма. Крылья же Херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого Херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом» ( 3Цар. 6:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Богослужения торжественный зенит, Свет в круглой храмине под куполом в июле, Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули О луговине той, где время не бежит. Евхаристия, как вечный полдень, длится – Все причащаются, играют и поют, И на виду у всех Божественный сосуд Неисчерпаемым веселием струится». (О.Э.Мандельштам. 1915 г.). Отступая от принятого словоупотребления, поэт называет Чашу дароносицей, потому что в ней находятся Святые Дары, вынесенные из алтаря для причащения верующих. В руках священника под ярким июльским светом, струящимся из-под купола, она похожа на солнце – образ, усвоенный Церковью, Христу Спасителю: лице Его, как солнце, сияющее в силе своей( Откр. 1:16 . Евхаристия при общем причащении переживается как приобщение к вечности (вечный полдень) и нескончаемой радости. В слова играют и поют метафорически передано состояние внутреннего ликования (ср. выражение взыграла душа моя), которое соединяет всех у св. Чаши. «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении» (Св. Симеон Солунский ). Нужны ли Богу обряды, посты и молитвы? иеромонах Иов (Гумеров) В поисках ответа обратимся к Божественному откровению. Первое обрядовое действие, которое упоминает святая Библия – жертвоприношение Авеля: он «принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт. 4:4 . После потопа Ной, спасшийся с семьей в ковчеге, в знак благодарения «устроил жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» ( Быт.8:20–21 ). Обратим внимание: обонял Господь приятное благоухание. Так говорит Слово Божие. В той же книге Бытия читаем: «Бог сказал Иакову: встань, пойди в Вефиль и живи там, и устрой там жертвенник Богу, явившемуся тебе» (35:1). Бог сказал Иакову: устрой там жертвенник Богу. Значит не люди придумали.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бот до чего может дойти фарисейство: оно уже отстаивает ненавистную для всего народа власть римлян, оно уже отрекается от свободы чад Божиих, что евреи считали неотъемлемым своим достоянием, и что возвратить пытались при всяком удобном случае. Пусть римляне, но лишь бы сгиб Тот, который разоблачал их внутреннюю гадость! И для Пилата не могло быть выбора между гневом римского императора и спасением этого одинокого, беззащитного страдальца, как ни глубоко сознавал он Его невинность, как ни торжественно заявлял ее перед народом. Много ли нашлось бы судей, и не из язычников, которые поступили бы иначе? «Он вышел на помост перед судилищем и сказал им: вот царь ваш! Но они закричали: смерть, смерть Ему! Распни Его! Пилат говорит: царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря». В словах Пилата звучит уже насмешка, которой он платит им за свою неудачу спасти невинного. В воплях народа и особенно в словах первосвященников слышится конечное решение судьбы всего народа еврейского. Тогда наконец Пилат предал им Иисуса на распятие. Это «была пятница перед пасхою и час шестой», или по нашему счету двенадцатый час дня. Евангелие пятое Страстей Евангелие пятое страстей, Матфея, зачало 111 ( Мф. 27:3–33 ). Здесь прежде всего рассказывается судьба предателя. Когда увидел Иуда, до чего дошло дело, то сам возмутился от своего поступка, пошел к первосвященникам и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». – «А нам что до этого? – отвечали ему, – это твое дело». Он бросил им деньги, пошел и удавился. Так и всегда бывает: пока человек в ослеплении страсти, он готов на все: и продать, и предать кого угодно; удовлетворена страсть – он сам себе кажется ненавистным, равно как отвратительными и средства удовлетворения. И благо еще тому, кого укоры совести не доведут до иудина отчаяния, за которым неизбежно следует самоубийство. Не все потеряно для человека, пока он сам не наложит на себя рук. Сам Господь Бог сказал, что Он не хочет гибели никакого грешника, но хочет, чтобы «он обратился к нему в раскаянии и жив был».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Бывший предводителем разбойничьей шайки, вразумленный и обращенный к Богу преподобным Адрианом Ондрусовским и принявший у него в обители пострижение в иночество под именем Киприана, впоследствии на месте разбойничьего притона (на мысу Ладожского озера, где и он сторожил и грабил пловцов и потому называющемся Сторожевским), он основал обитель во имя святителя Николая Чудотворца. Подвижническою своею жизнью здесь, отличающеюся благотворительностью и милосердием, Киприан загладил свою прежнюю жизнь, заставил забыть все свои прежние злые дела, и перед Богом обрел такое щедрое помилование, что был по смерти прославлен многими чудесами. Мощи его покоятся в бывшей монастырской, ныне приходской церкви. День двадцать восьмой Святого праведного Езекии, царя Иудейского, жившего между 721 и 691 годами до Р. Х. Езекия, сын Ахаза, нечестивого царя Иудейского, двадцати пяти лет сделался царем Иудейским и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид… он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан ( 4Цар. 18, 3, 4 ). Ревностный поклонник Истинного Бога, Езекия, по вступлении на престол, прежде всего позаботился о том, чтобы снова храм Соломонов был открыт для Богослужения, которое было прекращено при его нечестивых предшественниках. На праздник Пасхи, совершенный с торжественностью небывалой после царя Соломона, Езекия собрал не только своих подданных, но и поданных Израильского царства. Во время этого празднества Езекия повелел истребить идолов во всем своем царстве, напомнив народу о наказаниях, постигших его предков за оставление истинного Бога; после того прекратилось идолослужение не только в Иудейском царстве, но и во многих местах в царстве Израильском, когда возвратившиеся на свою сторону бывшие на празднике сообщили и другим о благочестивых впечатлениях своих во время общего религиозного торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Быт. 21:23–34 Вирсава (Беэр-шева) означает: колодезь клятвы, или клятвенный. Он был выкопан Авраамом, но слуги Авимелеха, даря Филистнмского в Гераре, впрочем, без ведома его, отняли колодезь у Авраама. И когда Авимелех, около этого времени, пришел к Аврааму с предложением заключить взаимный союз, Авраам упомянул об их обиде, и признан бесспорным владетелем колодезя. На этом месте и Авраам и Авимелех утвердили клятвою свой союз. Авраам насадил тут рощу и совершил торжественное Богослужение Господу вечности. Около этих мест Авраам долго жил, как странник. Быт. 22:1–19 Так как Бог явил Себя особенным благодетелем Авраама, и его потомство избрал хранителем Своих откровений преимущественно пред всеми племенами земными, то дабы когда-нибудь пытливость человеческая не усумнилась в справедливости путей Его промысла, Он восхотел торжественно засвидетельствовать миру, что Авраам своею верою в Бога и послушанием велениям Его превосходил всех людей. Для этого Бог подверг его испытанию. Он сказал: «Авраам! возьми сына своего, единственного у тебя, которого ты любишь, Исаака, и поди на землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Несмотря на всю необычайность такого повеления, Авраам ни мало не усумнился, что оно от Бога и что его должно исполнить без прекословия; и в то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен умереть бездетным, согласно с обетованием, прежде данным, будет родоначальником избранного народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, что Бог и из мертвых силен воскресить ему сына обетования 17 . Итак, не открывая никому своего намерения, Авраам встал рано, оседлал осла своего, взял с собою двух рабов и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения и отправился к северу в нагорную землю Иевусеев, туда, где после был Иерусалим. На третий день, по какому-то особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидал гору, которая была назначена для великого жертвоприношения. Гора была та самая, где впоследствии Соломон воздвигнул храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Быт. 28:21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – Митрополит Филарет говорит, что хотя некоторые относят фразу «будет Господь моим Богом» к заключению периода, но правильнее понимать его в первой или условной части его. Поэтому наш перевод совершенно верно передаёт мысль подлинника. Английский перевод не согласен с нашим, он читает: если Бог сохранит меня… и даст мне хлеб и проч.,… и я в мире возвращусь… то Иегова будет моим Богом, и ( Быт. 28:22 ) камень… будет домом Божиим и проч. Но Англ. Комм. Библия делает то же замечание, как и митрополит Филарет, и в доказательство такого мнения присовокупляет, что хотя текст еврейский очень тёмен, также – и таргум Онкелоса, но, по-видимому, изменение условного смысла в простое будущее начинается лишь с 22 стиха. Все глаголы 20 и 21 стиха в еврейском имеют одинаковую форму, и только с 22 стиха изменяется условное будущее (с частицею воу) в простое будущее. Быт. 28:22 то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть. Исполнение этого обета смотри в Быт. 35:7, 15 , когда Иаков, возвращаясь из Падан-Арама, восстановил камень и нарёк ему торжественно имя дома Божия. Что же касается до десятой части, которую он обещал отдать или посвятить Богу, то Отто Герлах говорит, что десятая часть всегда выражала идею целого, и, посвящая её Богу, жертвователь тем самым признавал, что всё, что он имеет, получено от руки Божией и Ему одному принадлежит, и потому, отдавая десятину, он считал, что всё остальное имение его освящается посвящением подателю всех благ. Англ. Библия указывает на десятину, данную Мелхиседеку Авраамом, которая доказывает, что обычай посвящать Богу десятину древнее писаного закона. О способе принесения Богу десятины О. Герлах полагает, что, так как не было ещё учреждено точного богослужения или учреждений, которые были бы посвящены на дела Богу угодные, то, вероятно, Иаков повергал перед Иеговой свою десятину так же, как установлено было Второзаконием ( Втор. 14: 28–29 ): «Все десятины… клади в жилищах твоих; и пусть придёт… пришелец, и сирота, и вдова,… и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010