44. Те, которые во дворе благочестия со страхом и трепетом положили доброе основание веры и надежды, и ноги свои незыблемо утвердили на камне послушания духовным отцам, слушая заповедуемое ими, как из уст Божиих, и на сем основании послушания без колебаний в смирении души устрояя исполнение того, – скоро преуспевают. И исправляется в них великое и первое дело, состоящее в том, чтобы отвергнуть себя самих. Ибо исполнение чужой, а не своей воли не только самоотвержение душевное укореняет, но и умертвие всему мipy производит. 45. Тому, кто прекословит отцу своему, сорадуются демоны; тому же кто до смерти смиряется перед ним, удивляются Ангелы. Ибо таковой дело Божие совершает, уподобляясь Сыну Божию, Который исполнил послушание Отцу Своему даже до смерти, смерти же крестные. 46. Безмерное и безвременное сокрушение сердца о чем-либо чувственном омрачает и возмущает ум, Оно изгоняет из души чистую молитву и умиление, а всаждает в неё болезненное томление сердечное. Отсюда жесткость и томление безмерное; а через это демоны обыкновенно отчаяние наводят на взявшихся жить духовно. 47. Когда случится с тобою таковое, монаше, ты же между тем находишь в душе своей ревность и великое желание совершенства, так что сильно стремишься исполнить всякую заповедь Божию, не погрешить даже в праздном слове, и нисколько не отстать от древних святых, ни в деянии, ни в ведении, ни в созерцании, но видишь, что тебе препятствует в этом враг, всевая плевелы малодушие и не попуская тебе воспарить на такую высоту святости, тем, что наводит расслабление, через возметание помыслов страшливых такими внушениями: невозможно тебе спастись среди мipa и неопустительно исполнять все заповеди Божии; тогда ты, седши в угол, сожмись и собери помыслы свои, – и дай благой совет душе своей, сказав ей: «вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему. Спасение лица моего» не дела мои, а «Бог мой " есть ( Псал. 41, 6 ). Кто оправдится от дел закона? И Царепророк говорит: «не оправдится перед Тобою всяк живый» ( Пс. 142, 2 ). Но верою, какую имею в Бога моего, надеюсь спасённым быть по неизреченному благоутробию Его даром. Ступай прочь с глаз моих Сатана! Господу Богу моему поклоняюсь и от юности моей служу Ему, могущему спасти меня по единой милости Своей. Отступи же от меня. Бог , создавший меня по образу и подобию Своему да сокрушит тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

И тем не менее – одиночество, в особенном климате которого, преимущественно, прорастают и развиваются в душе ростки как обостренного честолюбия, затаенных мечтаний, так и поэзии, служения людям, красоты. «По вечерам в деревне, во время бесконечного виста, я тихонько прокрадывалась в сад и, лежа на траве, уносилась мыслями, глядя в темную безграничную высь, усыпанную тысячами звезд. Я была еще ребенком, но душа моя уже так много выстрадала, пережила. А время тянулось однообразно, не принося с собой никакого облегчения». Это томление души при медленно тянущемся времени, не приносящем никаких изменений и, следовательно, облегчения, как видим, подмечено самой Марией Клавдиевной еще в детские годы, но она не знала еще сама, какую неуемность энергии хранит в себе и несет в жизнь, какая жажда деятельности будет ее всегда преследовать. Да, конфликт томящейся души с тянущимся временем сохранится и на все последующие годы, но только Мария Клавдиевна научится сама распоряжаться временем, подчинять его течение своим желаниям, действиям и, если хотите, капризам и прихотям. Все же она женщина и ею пребудет, а судьба сделает ее очень богатой женщиной – условие, при котором как-то легче и сподручнее распоряжаться временем и быть хозяйкой положения, а не плыть по течению. Впрочем, последнее замечание может быть спорно. Имея деньги и не имея необходимости предпринимать что-либо ради борьбы за существование, легче как раз плыть беззаботно по течению жизни. Ну что же, значит, отметим лишний раз, что первое значение имели тут личные качества человека. Ведь отметила же лучшая подруга всей жизни Марии Клавдиевны Екатерина Константиновна Святополк-Четзертинская (Киту) в некрологе, когда умерла княгиня Тенишева: «Могу сказать, что, проживши на этом свете много лет, я видела много богатств, употребленных на всякие прихоти, но лучшего употребления своего состояния, как княгиней Марией Клавдиевной, я не встречала». Томление от бездействия эта вот именно неуемная натура испытывала недолго и только лишь в раннем детстве, а тут и жизнь сама пошла ломаться, причем очень рано. Прямо из гимназии (со школьной скамьи, как сказали бы мы теперь) ее выдали замуж. Конечно, выдали ее не силком, не как это бывало, скажем, в купеческих домах: сосватали и – конец. Зависело это и от нее самой, и, возможно, не последнюю роль сыграла здесь все та же неуемность, тот же напор натуры, еще не нашедшей (и очень не скоро найдет) нужного и верного русла.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Образы «Песни Песней», но с еще более подчеркнутой струей тоски и томления, которая не только пронизывает всю драму искания Возлюбленного, но и все картины природы, дышащие какой-то потусторонней, мистической устремленностью. Какой-то иной мир, более богатый и цветущий, чем знакомый нам, более полновесный, и полнозвучный, и вместе с тем более загадочный, встает перед нами, исполненный неясных шептаний и зовов и напоминаний о преизбыточествующей Божественной Полноте. Y todos cuantos, vagan, De ti me van mil gracias refiriendo Y todos mas me llagan, Y dejame muriendo Un по ce que que quedan balbucendo. И все, кто только встречаются мне, Говорят мне о бесчисленных потоках Твоей благодати, И все они только еще больше меня ранят, И то, что они неясно лепечут, заставляет меня умирать от томления. Все, что есть в мире прекрасного, захватывающего, умиляющего и умиряющего душу, есть отображение Возлюбленного, есть напоминание о Нем: «Мой Возлюбленный, это – горы», читаем дальше в том же «Cantico espiritual». Уединенные, поросшие лесами долины, Таинственные, странные острова, Звучание рек, И шепот охваченных любовью ветерков. Это – тихая ночь Перед самым восходом зари, Безмолвная музыка, Звучное уединение, Трапеза, что обновляет и исполняет любовью. Так обращается Возлюбленный ко всей твари: A las aves ligeras, Leones, ciervos, gamos saltadores, Montes, valles, riberas, Aguas, aires, ardores Y miedos de las noches veladores. Рог las amenas liras Y canto de sirenas os conjuro, Que cesen vuestras iras. Y no toqueis al muro, Porque la esposa duerma mas seguro. Обращаюсь к вам, легкокрылые птицы, Львы, олени, скачущие серны, Горы, долины и реки, Воды, ветры и порывы зноя, Заклинаю вас сладостным звуком лир И пением сирен – Да утихнет вся ваша ярость, Не прикасайтесь к стене, Чтобы сон Супруги не был нарушен! Супруга обращается к своему Возлюбленному с такими словами: «Давай услаждаться, о Возлюбленный, и пойдем созерцать Твою красоту – туда к горе и к холму, где вытекает чистый источник, уйдем поглубже в чащу леса...» Это – образ Невыразимого, встречи души с ее Царем и Владыкой. И далее:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

И рече святый отец: аще кто даст село монастыреви, на пагубу своей души даст, и приемлющим несть спасения! Тако же кто даст милостыню ходатаем, таковый не милостыню творит, но величаеться, таковый не приимет мзды. (Сборн. XIV в. Рум. Муз.) 551 Вотчины и волостей с христианы не подобает в монастыри давати, и приимати: то есть царское ко иноком немилосердие, и душевредство, и безконечная гибель. Пог. Сборн. 1316. 552 Неправдою зиждены церкви, якоже поведают, хытростьми оукрашены вельми неправдами и порабощением сирот и оубогих насилием, скверно еже здати. Рук. XV века П. Б. 204. 554 Иже богатыя церкви приносити, кая се польза; во многих бо церквех собраная или от татей украдено, или от ратник, или огнем сгоре; еже церкви утваряти никому не запрещано, а еже убогых не миловати родство огнено обещано. 555 Кая есть вам помощь, еже чюжим милостиню творити; несть бо та на ползу вам; и чюжим милостиня творити от неправедного собрания – не спастися никомуже. Рук. XV века II. Б. 209. 556 Князь или богатый и в ересь вошли, быша съгрешающе и даяли быша зася, а сами не трудящеся, и ходити к церкви ленящеся, а всегда в объядении и в пьянстве и во блужении пребывающе день я нощь, то ни на кий успех таких милостыни есть, таковых приносы гнюсны есть Богу, и скаредни, иже оскорбляють вдовицы и насилие творять сиротам. 557 Милостыню дал еси оубогому, богатый, и добре сотвори, по инде рабы твои, пасуще стада волов твоих, потравивши ниву худых сосед твоих, ихже ты примучи злым томленьем и казньми неправедными в работу себе, да луче бы ти, безумне, помиловати домочадца твоего, да не скорбяще ходят, и остатися от насилья и томленья, нежели дарити безумно томленьем неправедным. Рум. Муз. 186. 558 Начнет злато совокупляти, дóндеже сведут его бесове в ров сребролюбия; да еще преж принесет ему некто что мало, отвращается, то глаголя: не хощу сие, не бо приемлю что от кого; тоже аще паки принесут ему злато или сребро, или одеяние, или что угодно ему; с радостию то приемлет и, поставль трапезу, начнет ясти с ними, убогы же, паче же Христос вне врат его стоя моляся к никто же милуя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

И вот я, окончившая гимназистка, после 8-летнего школьного томления очутилась на свободе. Что дала мне гимназия – только гордость и высокомерие. 16-летняя девушка уже возомнила о себе, что она стала большим человеком и высоко подняв голову, вздумала важничать и самодурничать. После усиленной школьной казуистики стали разом ощущаться скука и томление. Родители, желая дополнить мое образование, в ущерб своим силам и здоровью представили мне уроки музыки, они хотели возрастить меня светской благонравной девицей, но они забыли, что бессмертная душа человека тоже требует пищи и удовлетворения, они забыли, что только Господь – единственная её радость и утешение, а без Него никакие отрады, никакие увеселения не могут удовлетворить сердечной жажды. Господь – единственное наше счастье, Один только Он может усладить наши мысли чувства и желания; без Него – всюду скука и томление. Я была лишь внешней христианкой, ходила в храм, молилась, изредка говела, но я все это исполняла не от сердца, не от души, а как бы машинально. Так проходили годы. Душа ничем не удовлетворялась,– видимо она чего-то искала, а чего – в это ты и сама не могла дать себе отчета. Пустые знакомства, пустое препровождение времени на балах, театрах – все это так было пусто, томительно, однообразно, – что тяжело и вспоминать об этом. В 18 лет я была уже отжившей старушкой: ни целей, ни стремлений. Молодых людей я вообще избегала, так как высоко нравственное начало, вложенное моей мамой, избавило меня от легкомыслия; выходить же замуж я нисколько не рассчитывала, так как, при отсутствии красоты и богатства – должна была более рассчитывать на девичью долю. Итак, я страшно скучала. Бессмертный дух рвался наружу, он тяготился однообразностью и бесцельностью жизни, он требовал пищи и удовлетворения... Наконец, нашел и возрадовался: он увидал светлый маяк, который ярко, величественно засветил ему среди бушующих волн грозного житейского моря, он нашел пастыря, который все раскрыл ему: и духовное небо с его непостижимыми красотами и Всеблагость Творца – Промыслителя и духовную красоту созданий Божьих и пользу труда и деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

О, как тяжко, тяжко было! И был момент, когда я хотел (с болью и покаянным чувством вспоминаю об этом) отказаться от своего решения, подойти к ней и поговорить. И, о, конечно, если бы не благодать Божия поддерживающая, я отказался бы от своего решения, ибо страшно было. Но нет — лукавый был посрамлен. Завидя, что Т. Ф. подходит по направлению ко мне и так славно, участливо посматривает на меня, я поспешил скорее войти в вагон и там скрылся, чтобы нельзя было видеть ее. Поезд тронулся. В Зосимовой пустыни старец много дивился и не велел больше медлить с прошением. «Иначе, — сказал он, — враг и еще может посмеяться». Так с помощью Божией я одержал блестящую победу в труднейшей борьбе. Теперь глупостью непролазною, пустяком, не стоящим внимания, кажется мне то давнее увлечение. 10 сентября я подал прошение. 26 сентября назначен день пострига. " Быстро, пронеслось время от 10 до 26. В этот период времени я так чувствовал себя, как будто ожидал приближения смерти. Со всем мирским прощался и со всеми прощался, и со мною прощались. Ездил в Москву на один день, прощался с нянькой и со всеми знакомыми. Словом, все чувства умирающего: и тревога, и недоумение, и страх и в то же время — радость и мир. И чем ближе становился день пострига, тем сильнее замирало сердце и трепетала и тревожилась душа, и тем сильнее были благодатные утешения. Знаешь ведь: «Чем ночь темней, тем ярче звезды», так «чем глубже скорбь, тем ближе Бог». В 3 часа пришел ко мне ректор, стал ободрять и утешать меня, затем приходили студенты, некоторые прощались со мною, как с мертвецом. И какой глубокий смысл в этом прощании: то, с чем простились они, не вернется больше, ибо навеки погребено. С 4 часов началось томление души, и какое ужасное это томление, родной мой, страшно вспоминать! Какая-то сплошная тоска, туча, словно сосало что сердце, томило, грызло, что-то мрачное, мрачно-беспросветное, безнадежное подкатило вдруг, и ни откуда помощи, ни откуда утешения. Так еще будет только, знаешь, перед смертью, — то демон борол последней и самой страшной борьбой; веришь ли, если бы не помощь Божия, не вынес бы я этой борьбы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3888...

Поэтому не торопитесь предвосхищать желание ребенка. Пусть оно у него созреет. Дождитесь, пока он сам вас попросит, а потом постарается заслужить просимое своим хорошим поведением, учебой, помощью по дому, заботой о близких. Избалованность всегда шла рука об руку с пресыщенностью и скукой. Так что некоторый дефицит в игрушках и развлечениях очень даже полезен. Это отчетливо видно, когда много ездишь по стране и имеешь возможность сравнить детей, живущих в Москве и в других городах и весях. В провинции, где дети особо не избалованы ни впечатлениями, ни материальными благами, гораздо реже встретишь пресыщенное, скучающее выражение лица, ребята больше читают, проявляют больше любознательности, по-прежнему живо, по-детски реагируют на предложение поиграть, что-то вместе сделать, куда-то пойти и т.п. Нужна духоподъемность взрослых! Но главное, пожалуй, не перегрузки и не пресыщенность, а то, что современный мир уже в значительной мере захвачен духом постмодернизма. А это сплошной нигилизм и ирония, отрицание идеалов, попытка полностью изменить картину мира, дискредитировать и осмеять все высокое, перемешать его с низменным. В мире, пропитанном духом постмодернизма, ниспровергаются авторитеты. А если нет высокого, чему можно подражать и к чему стремиться, то дети тоже заражаются этим настроением. Неблагодарность и цинизм неизбежно порождают скуку. А вслед за ней — тоску. Посмотрим в словаре, что такое скука: «Тягостное чувство от косного, праздного, недеятельного состояния души, томление, бездействие, ДУХОВНАЯ ПУСТОТА». А еще это ощущение БЕССМЫСЛЕННОСТИ жизни и томление от ощущения НЕПРАВИЛЬНОГО УСТРОЕНИЯ жизни. Конечно, антимир, который пытается сотворить постмодернизм, в корне неправильный, извращенный, и душа человеческая это чувствует и томится. Она начинает вести себя, как болезненный ребенок, который не радуется новой игрушке, которую он только что просил купить. Казалось бы: вот она, наслаждайся! А он, чуть поиграв, бросает ее и больше не вспоминает, потому что ему не игрушка нужна, а что-то другое. Что именно, он объяснить не может, но чувствует, что творится неладное, что мир устроен неправильно.

http://azbyka.ru/deti/sezon-neohoty-esli...

Чадо! Всячески оберегай себя от объедения и пьянства. Они – начало и корень блуду и нечистоте, ходатаи и предуготовители вечной муки. От них тягость души, помрачение ума, воспаление плотской похоти, возгорание гнева, удобный приступ к нам беса, а Божественной любви отчуждение. Напротив, жизнь воздержанная и трезвая есть рай – еще на земле, тогда как растленная и греховная – есть величайшее томление души и ад на земле. Господи, и мы должны давать себе труд, чтобы внимательно относиться к приему пищи и пития. Неумеренность в этом вопросе полагает начало и становится корнем блуду и нечистоте, а объедение и пьянство ходатайствуют и предуготовляют нам вечную муку, воспламеняют гнев, воспаляют плотскую похоть, создают благоприятные условия для пагубного воздействия на нас бесов и Божественную любовь делают для нас чужой. Господи, прости нас за то, что все эти признаки невоздержания мы видим в своей душе и даже исправиться желаем, но результат исправления все-таки далек от нас. И получается, что жизнь воздержанная и трезвая, которая есть рай еще на земле, удаляется нами из круга наших интересов, а растленная и греховная – величайшее томление души и ад на земле – поставляется нами в центр желаний. Господи, прости нас, что не ратуем за правильность своей жизни, за ее духовную зрелость. Чадо! Если бы грех наш, отчего сохрани Бог, превзошел всякую меру, и тогда не должны мы отчаиваться и безнадежно скорбеть, потому что нет греха, побеждающего милосердие Божие. Все наши грехи не сравняются с бездной щедрот нашего Господа, Который спасает нас туне милосердием Своим. Господи, мы так приучены смотреть на свои грехи, что они кажутся нам горой, за которой совершенно не просматривается бездна щедрот Твоих, Боже. В этом причина нашего отчаяния и безнадежной скорби. Господи, прости нас, что мы не видим бездны щедрот Твоих и не вводим себя в область милосердия Твоего, чтобы спастись. Чадо! Ты можешь приносить отраду душе усопшего брата. Эта радость приносится милостынями и молитвами за него, а особенно – бескровной жертвой, приносимой за него. Душа преставившегося обретается на время в некотором месте в удержании за свои прегрешения (которых у кого нет?), но совершаемые Церковью молитвы сильны искупить его от долгов, и мы, грешные, этим брату нашему поспешествовать можем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Останетесь одна со своею болячкою – и она, теперь несколько приостановленная, разыграется еще с большею силою. Так не упустите сего случая Божия вразумления и спешите переломить свою душу и сердце. Жалеть себя не следует: ибо в настоящем случае то и значит жалеть себя, если себя не пожалеете. Начало только трудно, а там все легче и легче будет. И наконец воротится тот покой и мирное устроение, которым Вы прежде наслаждались по милости Божией. Посмотрите: томление, тоска, отчаяние. Из-за чего все это? Что, Вы хуже других, чтобы Вам так страдать из пустяков? Последняя что ли вы, чтобы Вам бросить себя в грязь на попрание – ну бросьте все. И станьте же твердою ногою на прежний путь к Богу прибегания. Господни объятия отверсты на принятие всех кающихся. Какой нибудь грех оплачь только его, отвратись от него – и Господь тотчас даст всепрощение и примет в прежнюю милость. Но надо спешить, пока время есть. Нынче-завтра смерть. У Вас там холера. Подойдет и к Вам… что тогда?! Здесь у Господа все милости готовы к кающимся, а там – конец милостям. Настанет одна правда. А уж перед правдою кто устоит, особенно в Вашем положении? Сначала то у Вас как все легко шло?! А потом туго: и томление, и щемление сердца. Посему и знайте, что тут вражеское дело. Любовь есть блаженное и ублажающее чувство, когда она есть настоящая к Богу любовь. Любовь мучащая, щемлящая есть дело сатаны... который подделаться хочет под Божие, да не может и свое адское жжение воспаляет в сердце. Судите по сему, что у Вас натурального. И если что достойны жалеть, если оставить то. Все сие пишу Вам, соображаясь с тем, что Вы открыли. Но если бы и больше что было, не отчайтесь и не колеблитесь. Господь все готов покрыть – исправить так, что и следа не останется. Только надо решиться – отереть, омерзить допущенною худобою и отвратиться от нее, говоря: «Аз яко человек согреших, ты же яко Бог щедр помилуй мя, видя немощь души моея». Только бы возгреть сокрушение... а то Господь милостив, все пойдет по порядку. Наставления в молитвенном труде

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

...dizeis que me he perdido; Que andando enamorada, Me hize perdidiza, у fui ganada! Во внутренней горнице моего Возлюбленного Я испила от Его вина, и когда я выходила оттуда, То на всем ространстве этого луга Я уже ничего не знала, И я потеряла стадо, которое я стерегла раньше ... Моя душа посвятила себя, Равно как и все мое достояние, на служение Ему. Я уже больше не стерегу стада, И нет уже у меня других занятий, Так как вся деятельность моя теперь – только любовь! Поэтому, если на лугу деревенском С сегодняшнего дня меня никто не увидит больше и не найдет, Скажите, что я затерялась, Что, исполненная любви, я потеряла себя И была обретена! Утрата себя и обретение Бога как Владыки и Господа, или, вернее, обретение души Им и посвящение всей жизни Ему – новая жизнь. 4 Язык лирических поэм Juan de la Cruz полон выразительной краткости и силы. «Взгляни на подруг той, что увлекаема к далеким, незнаемым, таинственным островам». ...mira las companas de la que va рог insulas extranas. Или вот – душа стремится «к прикосновению Искры, к благоуханному Вину – излияниям божественного бальзама». ...al toque de centella, al adobado vine, emisiones de balsamo divino. Или душа томится и жаждет увидеть очи Возлюбленного: Oh cristalina fuente, Si e esos tus semblan tes plateados Formases de repente Los ojos deseados Que tengo en las eutranas dibujados! О кристальный источник, О если бы в твоем серебряном зеркале Ты мог отобразить внезапно Желанные очи, Что начертаны в глубине сердца моего! Все это красиво, все это чарует, все это захватывает красотою, уносит в глуби томления. Но больше: все это – слабые, смутно ощущаемые намеки (смутно ощущаемые, ибо «мудрость мистическая не требует ясного, теоретического познания себя, чтобы любовью охватить душу» 606 , намеки на то, что важнее всего. И в этом – оправдание этой мистической поэзии. Некоторые (или даже, может быть, большинство) из ее читателей будут увлечены поэтической красотой образов и напряженно-вдохновенного языка. Но, может быть, через эти образы или даже несмотря на эти образы их неожиданно коснется «жало» или «острие» любви божественной, или, что то же, томления по ней:

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010