М. сохранилось, очевидно, на иконе «Свт. Алексий, митр. Московский, с 19 клеймами жития» письма Дионисия , кон. XV в. (ГТГ), в 2 клеймах: свт. Алексий просит у прп. Сергия Радонежского А. М. на игуменство в Спасский мон-рь (7-е), свт. Алексий благословляет А. М. на игуменство (8-е). А. М. представлен в монашеском одеянии (в 7-м клейме в клобуке, в 8-м - с непокрытой головой), средовеком с короткой русой бородой. Эта иконография А. М. повторяется на более поздних житийных иконах свт. Алексия, напр. 3 -й четв. XVII в. (ГИМ). Миниатюры с изображением А. М. имеются в лицевом житии прп. Сергия Радонежского (РГБ. Ф. 304/III. 21. Л. 214-223об., 80-е - нач. 90-х гг. XVI в.; БАН. 34.3.4, кон. XVII в.), в лицевом житии свт. Алексия (РНБ. ОЛДП. F 137. Л. 122-130, нач. XVII в.). Предположительно преподобный представлен на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, с избранными святыми», ок. 1592 г., из Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ) - рядом со свт. Леонтием Ростовским и прп. Кириллом Белозерским; на окладе иконы «Рождество Богородицы», сер. XVII в., из Новодевичьего мон-ря (ГИМ) - под образом прп. Сергия; на прориси с иконы XVII в.- в рост, в молении Спасителю (БАН. СВ. 751. Л. 8). Среди Московских святых А. М. изображен в одном из медальонов на иконе «Древо государства Московского» работы Симона Ушакова , 1668 г., из ц. Троицы в Никитниках в Москве (ГТГ) - с развернутым свитком в руках; на левом поле гравюры «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» гравера М. Нехорошевского , 1-я пол. XVIII в. (РНБ); на иконах «Собор Московских святых»: 2-й пол. XVII в. из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища в Москве; 2-й пол. XIX в. на юго-вост. столпе Успенского собора ТСЛ; на 2 аналойных иконах «Избранные Московские святые пред Владимирской иконой Божией Матери» нач. XX в. (ЦМиАР) и подобной иконе большего размера нач. XX в. из собора Покрова на Рву (ГИМ). В числе учеников прп. Сергия А. М. представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками, в молении Св.

http://pravenc.ru/text/115424.html

Более подробное описание порядка троицкой вечерни встречаем в 1685 году. В этом году патриарх, по обычаю, со всеми властями служил литургию в Успенском соборе. «Стали петь причастен, в то время ключари благовестить посылают в новой большой, и щипаной лист велят сторожам в жертвенник внести, и докладывают ключари, кому в понедельник служить архимандритом и игуменом в соборе и у праздника на рву. И по отпусте литургии 9 час говорят без начала, и ключарь на налой переменяет образ Сошествия Святого Духа, и ставит Святые Троицы. А как 9 часа славу станут говорить, звонить посылают, и патриарх пойдет на место, идеже облачается, во всем облачении, и архиереи, архимандриты и игумены в малом облачении. Как станут говорить молитву Владыко Господи Иисусе Христе, звонить перестают. Вечерню начинает протодиакон, патриарх сам говорит слава Тебе Боже наш и Царю небесный и псалом. В ход ходят все власти и соборяне, и пропев свете тихий, и в олтарь войдут, и как окадит, ключари лист в Царских дверях на ковре патриарху кладут, управляют подиаконы, ключари ж и властем лист кладут. Молитвы говорил патриарх в Царских дверях на запад, а у книжного стола ключарь говорил Сподоби Господи, и Ныне отпущавши говорил он же, и священники соборные в патрахелях стояли по прежнему для чину. А когда цари бывают, и им ключари на их лист свой кладут, а их лист приносит постельничий и кладет, в аптеку для травы и водки гуляфной посылают ключари сторожей, траву поливают государем; а выходу государем не было, в походе были». Церковная служба в этот день совершалась с особой торжественностью. Мы видели уже, что с патриархом служили все наличные высшие духовные власти. Вся утварь церковная в этот праздник употреблялась самая лучшая. В соборе зажигались все свечи у всех икон. «Ко всей службе выносили пелены большие и покровы и сосуды златые и на Чудотворцев покровы и на гробы белые пелены. На обедни в Деисусах свечи зажигали все и у местных икон налепы все засвечали, на престол и на жертвенник одежду клали». В тех случаях, когда в собор выходил государь, после службы «ради государскаго пришествия многолетна» пели.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В XV-XVI вв. в Пскове производились т. н. керамиды, рельефные погребальные плиты с зеленой поливой, на к-рых были эпитафии и иконные изображения в рамках-киотах; возможно, керамические киоты были и на домашних иконах ( Плешанова. 1966; Кильдюшевский, Паничева. 1987). В кон. XV-XVI в. фасадную К., в т. ч. поливную, использовали как для декоративной облицовки, напр. ц. Покрова Пресв. Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного) в Москве (1555-1561), так и для изготовления крупных иконных композиций, таких как иконы в Борисоглебском соборе княжеского удела в Старице (1558-1561, разобран в XVIII в., сохр. «Спас Нерукотворный» и «Распятие», ныне - ГИМ). Вероятно, подобные уникальные рельефы, как и керамические икона «Св. Георгий (Чудо Георгия о змие)» и 2 композиции «Распятие», сделанные в этот же период для Успенского собора в Дмитрове (1509-1512), были созданы в столичной, «государевой мастерской» ( Баранова. 2006. С. 93-96). Знакомством со средиземноморскими традициями, где глазурованные блюда (в основном вост. происхождения) широко использовали в храмовой декорации, можно объяснить появление подобных изделий на фасадах некоторых визант. и рус. церквей, напр. храма Св. Троицы с. Хорошёва, Москва, 1596-1598 гг. ( Беляев. 2007). Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Херувим. Изразцовая икона. 1702 г. Мастер С. Полубес (фасад трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, Москва) Производство фасадной изразцовой К. с полихромной эмалевой рельефной поверхностью было налажено в России при участии мастеров из Речи Посполитой (Литва, Белоруссия, Польша) и Зап. Европы (Германия, возможно Голландия). По инициативе патриарха Никона оно было организовано сначала в вотчинах Валдайского Иверского мон-ря и в Воскресенском Новоиерусалимском мон-ре на Истре, откуда перенесено в Москву и Ярославль ( Баранова. 2006. С. 70-75; Она же. 2011; Новый Иерусалим: Образы горнего и дольнего: [Альбом]/Авт. текста: Г.

http://pravenc.ru/text/1684211.html

Отголоском Смутного времени явились события 1635 года, когда Патриарх Иоасаф I встречал с крестным ходом в Москве останки царя Василия Шуйского, который скончался в польском плену и теперь был погребен в Архангельском соборе 58 . Красную площадь украшают два выдающихся памятника; собор Покрова на рву построен в XVI веке при Митрополите Макарии в связи со взятием Казани, а Патриарх Иоасаф освятил Казанский собор, воздвигнутый на Красной площади в память окончания Смутного времени и прославления Казанского чудотворного образа Богоматери. Во время пожара в 1626 году сильно пострадал Патриарший двор. Поэтому при Патриархе Филарете велись интенсивные ремонтно-восстановительные работы, причем сам двор при этом претерпел “обширную перестройку” 59 . “Преемник царственного Патриарха святитель Иоасаф I- é çàñòàë ñâîå äîìîâîå õîçÿéñòâî â âåñüìà óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè è çà 8 ëåò óïðàâëåíèÿ Ïàòðèàðõèåé íå ïðîèçâîäèë êàïèòàëüíûõ ïåðåñòðîåê Ïàòðèàршего двора. Но и при Иоасафе был постоянный ремонт, только довольно мелкий, обыкновенно вызываемый большим хозяйством. При этом святителе произведены были значительные постройки только на даче в Троицком-Голени­щеве” 60 . Вскоре после своего восшествия на престол Патриарх Иоасаф повелел написать перед столовой палатой образ Христа Спасителя “Недре­манное око”, а также заново переписать изображения Богоматери Знамение, Живоначальной Троицы и святых 61 . В домовой патриаршей казне среди различных икон был образ “Соловец­ких чудотворцев” 62 . По благословению Патриарха Иоасафа на Руси основывались монашеские обители. В 1637 году “черным попом Ионою” был основан Троицкий Шенкурский монастырь 63 . В Нерехте по благословению Первосвятителя был освящен храм и при нем была устроена Сретенская обитель. В обители находилась икона, принесенная из Ярославля, от которой совершались чудеса. Затем в Ярославле была написана еще одна икона для Нерехты, от которой также начали совершаться чудеса. В Ярославль прибыл Ростовский митрополит Варлаам (1619–1652) и повелел принести ее в Успенский собор. После этого жители не захотели отдавать икону в Нерехту, поэтому посланцы из Нерехты обратились к Патриарху Иоасафу с просьбой о содействии в перенесении иконы в Нерехту. В связи с этим Патриарх послал “свое писание к Ростовскому митрополиту Варалааму, повелеша отдати чудотворную икону” 64 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

«Богоматерь «Знамение» с избранными святыми». Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») «Богоматерь «Знамение» с избранными святыми». Икона. 80-е гг. XVIII в. (ГИМ, музей «Покровский собор») многочисленны изображения В. Б. в сонме рус., и особенно московских, чудотворцев, как правило рядом с др. московскими юродивыми. Вместе с рус. преподобными и святителями он представлен на створке складня рубежа XVI-XVII вв. (СПГИАХМЗ). Наиболее ранний пример включения В. Б. в число московских чудотворцев - складень рубежа XVI-XVII вв. письма Истомы Савина (ГТГ), где вместе с Московскими митрополитами Богоматери молятся В. Б., блаженные Иоанн и Максим. Изображение В. Б. наряду с др. рус. святыми находится на одной из дробниц покрова 1637 г. (ГММК), выполненного для гробницы вел. кнг. Евфросинии в московском Вознесенском мон-ре; В. Б., блаженные Максим и Иоанн изображены на иконе «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Российского») письма Симона Ушакова из ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ), где медальоны с их образами размещены по соседству с московскими преподобными, а медальон с В. Б. симметричен изображению царя Феодора Иоанновича, при к-ром состоялось прославление святого. Особенность иконографии В. Б. в этом произведении - наличие у него свитка с надписью, прославляющей Богоматерь: «...радуйся, аромате благовонный, объюхавше сердца верных». В сонме московских чудотворцев, а также ростовских святых (в т. ч. юродивых) В. Б. представлен на иконе посл. четв. XVII в. из с. Демьяны под Ростовом (СПГИАХМЗ), с московскими чудотворцами - на нижнем поле фресковой иконы «Богоматерь «Знамение», с избранными святыми» 1-й четв. XVIII в. на вост. фасаде собора Покрова на Рву, на нижнем поле иконы 80-х гг. XVIII в. над входом в придел во имя В. Б. собора (ГИМ, музей «Покровский собор»), композиционно близкой фреске, а также на широко распространенных литых старообрядческих складнях XVIII-XX вв. с изображением двунадесятых праздников на 4 створках (наиболее ранний - складень, 1711 г., ГИМ), где в одном из клейм на фоне Московского Кремля представлены молящиеся перед Владимирской иконой Божией Матери Московские митрополиты, В. Б. и Максим.

http://pravenc.ru/text/150789.html

30 . Св. Мученика Иоанна Воина. Церковь на Калужской улице, построена при Петре Великом в 1717 году. Придел при церкви Воздвижения Честного Креста, что на Старом убогом доме. – Николая Чудотворца, в Воробине. – Великомученика Георгия, на Ордынке. – Благовещения Богородицы, что на Бережках. – Рождества Иоанна Предтечи, за Преснею. – Живоначальной Троицы, на Капельках. – Введения Пресвятой Богородицы, что в Семеновских слободах, освящена в 1730 году. Придел при церкви Св. Иоанна Крестителя, что в Кречетниках, вновь устроен и освящен в 1825 году. Август 1 . Происхождение древ животворящего Креста Господня. В Симонове монастыре церковь над западными воротами. Церковь близ Сухаревой башни, известная под именем Св. Панкратия, построена в 1700 году. –В Чигасах, построена в 1483 году Игуменом Чигасом, а потом перестроена купцом Г. Т. Мушниковым в 1733 году. 2 . Пренесение мощей Св. мученика Архидиакона Стефана. Церковь настоящая за Яузой. И преставление Св. Василия Блаженного. Церковь в Покровском соборе, что на Рву, где по преставлении честное его тело погребено. 6 . Преображение Господа Нашего Иисуса Христа. Церковь соборная в Кремле, что на Бору, построена Великим Князем Иоанном Даниловичем Калитой, в 1328 году, и чрез два года учинен был тут монастырь, но В. Кн. Василий Дмитриевич, взявши землю около его под дворе Великокняжеский, построил вместо его монастырь Новоспасский, а сей переименован Собором и перестроен вновь в 1527 году. Церковь Соборная в Алексеевском третьекласном монастыре, который первоначально построил Св. Алексей Митрополит на том месте, где ныне находится Зачатейский монастырь, но после оный переведен в каменный город на Чертолье, где и ныне существует. Церковь у Григория Богослова , что на Дмитровке. – на Тверской. – на Глинищах, у Ильинских ворот, перестроена вновь в 1780 году старанием купца Уварова. – на Песках, что на Петровке. – в Пушкарях, на Сретенке, построена в 1683 году. – у Священномученика Власия, в Старой Конюшенной. – на Песках, что на Арбате.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

И все бежали к пролому, и каждая женщина стремилась опередить другую. Множество женщин сбежалось к проломному месту, и там великую помощь и облегчение принесли они христианским воинам. Одни из них, как уже сказал, сильные женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвой бились и одолевали литву; другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею; третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и ретивые их сердца утоляли водою. Было это в пятницу, в праздник Рождества Пречистой Богородицы, уже близился вечер, а литовские воины все еще сидели в Покровской башне и стреляли в город по христианам. Государевы же бояре и воеводы вновь Бога на помощь призвали, и христианский бросили клич, и в едином порыве все, мужчины и женщины, бросились на оставшихся в Покровской башне литовцев, вооружившись кто чем – чем Бог надоумил: одни из ручниц стреляли, другие камнями литву побивали; одни поливали их кипятком, другие зажигали факелы и метали их в литовцев и так по-разному их уничтожали. Под Покровскую башню подложили порох и подожгли его, и так с Божьей помощью всех оставшихся в Покровской башне литовцев уничтожили, и по благодати Христовой вновь очистилась каменная псковская стена от литовских поганых ног. Когда наступила ночь, свет благодати воссиял над нами по Божьему милосердию и отогнали их от стен города. И побежала литва от города в свои станы. Христиане же выскочили из города и далеко за ними гнались, рубя их; тех, кого настигли в псковском рву, поубивали, многих живыми взяли и самых знатных пленных привели в город к государевым боярам и воеводам с барабанами, трубами, знаменами и боевым оружием. А сами невредимыми вернулись в Псков с победою великою и бесчисленным богатством, принеся бесчисленное множество оружия литовского, дорогих и красивых самопалов и ручниц самых разных. И так по Божьей благодати и неизреченному милосердию Пребожественной Троицы и молитвами и молением Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев спасен был великий град Псков в день честного и славного Рождества Богородицы; в третий час ночи Бог даровал христианскому воинству великую победу над горделивой и безбожной литвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. Глядкова (НГХМ?; см.: ПЭ. 2005. Т. 9. С. 34-35). На нижнем поле иконы представлены 3 Московских святителя, Черниговские чудотворцы, св. царевич Димитрий, юродивые Василий, Максим и И.; эти изображения повторяются и на поздних списках, напр. на иконе рубежа XIX и XX вв. из собрания И. Тарноградского (Святые образы: Рус. иконы XVIII-XX вв. из частных собраний: Прил. к изд. 2006 г./Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. ст.: И. Бусева-Давыдова. М., 2007. Кат. 14). Дальнейшее развитие той же темы представлено иконой Симона Ушакова «Похвала Богоматери Владимирской» («Древо государства Московского») из московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1668, ГТГ): медальоны с полуфигурами 3 московских юродивых помещены над изображениями преподобных, симметрично образам царей Михаила Феодоровича, Феодора Иоанновича и св. царевича Димитрия (образ последнего сопоставлен с образом И.). Как и др. святые, И. представлен в молитвенной позе, со свитком, текст которого прославляет Богородицу («Радуйся, Винограде тайный, израстивший Живот»); остальные атрибуты юродивого традиционны, колпак имеет большой размер и серый цвет. Др. вариант трактовки этой темы представлен произведениями, исполненными для собора Покрова на Рву. В 1-й четв. XVIII в. на его вост. фасаде (в цокольной части Троицкого придела, между приделами-усыпальницами Василия Блаженного и И.) иконописцем-юродивым Тимофеем Архиповым было написано изображение Богоматери «Знамение», окруженной полуфигурами русских, в т. ч. Московских, святых; молящиеся Василий Блаженный и И. представлены в нижней части правого и левого полей, над преподобными, ниже святых царевича Димитрия и Бориса и Глеба (композиция могла быть создана ранее 1-й четв. XVIII в., т. к. на верхнем поле представлены св. Иоанн Предтеча и ап. Петр - в данном случае, вероятно, патрональные святые царей Иоанна и Петра Алексеевичей, совместное правление к-рых окончилось со смертью Иоанна в 1696). 80-ми гг. XVIII в. датируется реплика этой росписи - большая икона Божией Матери «Знамение», размещавшаяся над входом в придел Василия Блаженного (ГИМ, музей «Покровский собор»); на иконе изменен состав святых, Василий и И.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Деревянный храм на Ширковом погосте сохранился и поныне, как и несколько напоминающий его по очертанию и конструкции деревянный столпообразный храм в Торжке. Пожар 1665 года полностью уничтожил все строения Ниловой Пустыни, но благодаря древней иконе мы узнаем о целиком утраченном, но очень выразительном облике еще деревянного монастыря. В ранних иконах Блаженного Василия, Московского юродивого Христа ради, можно рассмотреть некоторые городские реалии Москвы конца XVI - начала XVII века, например, архитектурные детали храма Покрова на Рву - Собора Василия Блаженного, исчезнувшие или измененные при дальнейших перестройках. В сопоставлении с письменными источниками, современными тем или иным иконам, фрескам, книжным миниатюрам, мы можем выявлять очень интересную «скрытую» историческую информацию, которая существенно обогащает наши знания и представления о прошлом. Гораздо реже историки обращают внимание на связь чтимых икон с духовно-державной идеологией России. Как правило, такие суждения относят к общим характеристикам державного пафоса той или иной эпохи, к «претензиям» Митрополитов и Великих Князей, Царей и Патриархов на тот или иной статус, духовно усваиваемый ими от Палестинского Иерусалима, от Константинополя или Первого Рима. Что же конкретно стоит за этими «претензиями», их духовный смысл, конкретное содержание и их обоснование чаще всего светских историков мало интересует. Пожалуй, единственным и весьма знаменательным исключением из этого научного «обычая» можно назвать великолепные работы замечательного русского ученого, заведующего Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Преподобного Андрея Рублева и преподавателя церковной археологии в Свято-Тихоновском Университете Олега Германовича Ульянова - «Наша национальная идея - это Рублевская «Троица»» и «Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы», очень кстати опубликованные на «Русской А другие церковные историки и светские специалисты по исторической иконографии, хотя и уделяют внимание Богословскому значению тех или иных икон в истории Российской государственности, устраняясь от «политики», стараются особенно не углубляться в идеологические аспекты.

http://ruskline.ru/analitika/2009/12/01/...

Календарь Материалы 29 сентября 2008 г. [Интернет-журнал/Общество] Сергей Мудров «Организовывать во Франции Поместную Церковь только на основе бывших приходов Русской Церкви – это абсурд, – с горечью говорит протоиерей Анатолий Ракович, настоятель парижского Александро-Невского собора, что в юрисдикции Константинопольского Патриархата. – А французские приходы экзархата еще не освоились, не окрепли, не укоренились, они еще очень слабые. И хотя большинство наших священников не русского происхождения, нам нельзя откалываться от Матери – Русской Церкви». [Встреча с Православием/Святые и святыни] Василий Писаревский Примечательно, что открытие реконструированного придела преподобного Александра Свирского в храме Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) пришлось именно на нынешний год, когда отмечаются три даты, связанные с именем глубоко почитаемого русского святого и чудотворца: 560-летие его рождения (15 июня 1448), 500-летие явления преподобному Святой Троицы (1508) и 475-летие со дня его преставления (30 августа 1533). [Встреча с Православием/Православная библиотека] Двадцать столетий прошло от величайшего события голгофской крестной жертвы Спасителя, когда Христос во славе вознесся на небо. Крест же остался на земле, продолжая делать великое дело, начатое на Голгофе. И по сей день живет Крест, как живая личность, как человек, принимая на себя и безграничную любовь, и столь же беспредельную ненависть. Наступает осень – «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид – симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом – беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым. Екатерина Корнеева Когда дети умыты, красиво одеты и молчат, нас недолюбливают еще сильнее. Вот три совершенно типичных иллюстрации того, как реагируют незнакомые люди на мое появление с тремя детьми, собранные за прошлую неделю. Реакция первая – «Иждивенцы явились». Реакция вторая – «Все план Путина перевыполняем?» Реакция третья – «Плодите нищету потихоньку». Новости 29 сентября 2008 г.

http://pravoslavie.ru/archive/080929

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010