Османские султаны: Селим I (1512–1520); Сулейман Кануни (1520–1566); Селим II (1566–1574); Мурад III (1574–1595); Мехмед III (1591–1603); Ахмед I (1603–1617); Мустафа I (1617–1618); Осман II (1618–1622); Мустафа I (вторично) (1622–1623); Мурад IV (1623–1640); Ибрагим (1640–1648); Мехмед IV (1648–1687); Сулейман II (1687–1691); Ахмед II (1691–1695); Мустафа II (1695–1703); Ахмед III (1703–1730); Махмуд I (1730–1754); Осман III (1754–1757); Мустафа III (1757–1773); Абдул Хамид I (1773–1789); Селим III (1789–1807); Мустафа IV (1807–1808); Махмуд II (1808–1839). Глоссарий Ага – османский почетный титул. Акче – мелкая османская серебряная монета. Чеканилась с XIV в. Изначально ее вес составлял 1,154 г, при пробе 90%. В XVI–XVII вв. содержание серебра в акче и вес монеты резко падали (к середине XVII века вес уменьшился в 6 раз, а проба серебра – до 50%). В 1687 г. акче, ввиду ее крайнего обесценения, была заменена другой денежной единицей – киршем (см. кирш). Алтын – русская монета достоинством 3 копейки. Аяны (араб.) – представители региональной элиты Османской империи («знать», «нотабли»). Блистательная Порта, Высокая Порта (осм. Баб-и ‘али) – наименование центрального аппарата власти в Османской империи. Берат (тур. «грамота», «свидетельство») – жалованная грамота, выдававшаяся османскими султанами патриархам и митрополитам при их вступлении на кафедру. Содержала изложение прав, обязанностей и привилегий церковного иерарха. Билад аш-Шам (араб.) – Большая Сирия, историко-географическая область, включающая территории современных Сирии, Ливана, Израиля, ПНД и Иордании. Вакиль (араб.) – заместитель. Вакфы – земельные владения и иное имущество религиозных организаций, переданное им с благотворительными целями и пользовавшееся налоговыми льготами. Вали (араб., тур. бейлербейи) – наместник, губернатор провинции (эялета, или пашалыка) с титулом паши. Везир (араб. вазир) – высший сановник Османской империи, член аппарата центральной власти в ранге трехбунчужного паши. Звание везира носили многие правители провинций. В европейской и русской литературе часто употребляется как синоним термина садразам (великий везир), глава аппарата центральной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Репортажи Научная конференция «Христианские церкви России, Европы и Китая в Новое и Новейшее время» состоялась в Институте всеобщей истории РАН 18.04.2024 10:36 Москва, 18 апреля, Благовест-инфо. Научная zoom-kohфepehцuя «Христианские церкви России, Европы и Китая в Новое и Новейшее время: международная деятельность, проблемы приходов, религиозные практики» состоялась 16 апреля по инициативе Института всеобщей истории РАН (ИВИ РАН). Историки организовали этот «пир науки», посвятив его 50-летию своего коллеги – руководителя Центра истории религии и Церкви ИВИ РАН (ЦИРЦ), доктора исторических наук Алексея Беглова. Беглов известен как специалист по истории России (СССР) XX в., государственно-церковных отношений в России, истории Русской Православной Церкви в XIX–XX вв. и русской аскетической традиции XIX–XX вв. Он автор ряда монографий, участник крупных научных и издательских проектов, лектор и преподаватель. После поздравлений от президента Российской академии образования Ольги Васильевой, председателя Синодального миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия и предшественницы Беглова на посту руководителя ЦИРЦ Евгении Токаревой прозвучали разноплановые доклады, в обсуждении которых юбиляр принимал живое участие. Федор Гайда (МГУ) в докладе «Политический контекст приходского вопроса в начале ХХ в.» представил «заметки на полях» монографии Беглова «Православный приход на закате Российской империи». В частности, он обратился к реформе 1808 г., которую Беглов трактует как «закрепощение прихода», что диссонирует с общим настроем александровской эпохи. Задачи духовного просвещения решались за счет сбора средств с приходов, теперь же они «уплывали из рук помещиков» и подчинялись государству. Это было одной из причин приходского кризиса, который вполне созрел к концу Российской империи. Предотвратить этот кризис не смогло столыпинское реформирование «по славянофильской модели». По словам докладчика, из-за «чрезмерной политизации» приходского вопроса в начале ХХ века он стал «сверхрезонансным» и «застрял». «Насколько этот вопрос имеет общественную актуальность до сих пор?» – спросил Гайда и сам ответил: «Конечно, имеет: автор (Беглов. – Ред. ) доводит исследование до 1917 г. и написал пособие о том, что сейчас делать с приходом».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако промысловые комплексы, эргастирии, в том числе пожароопасные, существовали в самом городе и в эллинистическое, и в римское время, и после IX в.; подобные случаи встречались и в других греко-римских и византийских городах, а законодательство было нетвердо и непоследовательно в отношении запретов на размещение «экологически грязных» производств в жилой зоне 1808 . Следует учесть, что некоторые ремесла нуждались в обильном водоснабжении, возможном не в любом месте и не в любом городе 1809 . Поэтому мастера, решая эту проблему, были вынуждены приспосабливаться к тем условиям, которые диктовал природный, геоэкологический фактор. Очевидно, охотнее других покидали пределы города именно гончары, для которых близость к источникам сырья – обильным выходам пластов глины, воде, песку, топливу – было более важным, чем эргастирий в бойком месте, среди жилых кварталов. Железоделательное, литейное производство было гораздо гибче и проще связано с доставкой к мастерской необходимого сырья и отсюда находки его следов на территории города еще более часты. В слое разрушения раннесредневековых домов в XXVIII квартале в северном районе Херсона, недалеко от пересечения XIII поперечной улицы с продольной оказалось огромное количество кусков железного шлака, большинство из которых имело овальную форму, округлую поверхность с одной стороны и плоскую с другой 1814 . Основная масса их лежала в черной земле на полу помещения 3, где, вероятно, находилась мастерская с печами для плавки железа, позднее разрушенная. Материал слоя, сопровождавший шлак, не выходит за пределы IX–X вв., когда, очевидно, существовал эргастирий, предназначенный для «горячего» производства – выплавки чугуна из руды. К слову, результаты анализов показали, что руда не относилась к керченским месторождениям, как можно было бы ожидать. Здесь же, в подвале помещения 5, оказался массивный железный предмет с плоской стороной 10 х 11 см, сужающейся к концу до 6 х 6 см, высотой 17 см, скорее всего, наковальня 1815 . В том же северном районе, в квартале X «А», в слоях, содержавших материалы IX–X вв., на месте помещения средневековой усадьбы в 1991 г. найдено более 30 обломков глиняных льячек для цветных металлов, что указывает на существование где-то здесь мастерской литейщика, которая не могла функционировать без печи (рис. 455) 1816 . Крупные камни (длиной 0,40 и 0,55 м) со следами длительного воздействия огня, куски спекшегося шлака, обрезки листовой меди, проволоки, изделия из железа – следы деятельности еще одной металлообрабатывающей мастерской того же времени были обнаружены во время раскопок Е. Г. Сурова в 1958–1960 гг. в помещении около западной античной оборонительной стены, то есть в пределах средневекового города, на месте монастырского комплекса, идентифицируемого с житийным «домом св. Леонтия» 1817 . Следы ранневизантийской литейной мастерской прослежены раскопками И. А. Антоновой на юго-востоке города, в «цитадели».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Федотов излагает точку зрения М.Н. Сперанского, несколько смещая при этом акценты. В тексте, на который ссылается Федотов, сказано следующее: «…конец XV—XVII в. — время создания стиха в той форме, как мы его знаем теперь» ( Сперанский М.Н.Духовные стихи из Курской губернии//ЭО, 1901, т. 50, 3, с. 18. В последние десятилетия в результате открытия новых письменных источников была уточнена хронология ряда духовных стихов. Например, установлено, что духовный стих о царевиче Иоасафе сложился на основе стиха покаянного 8-го гласа «Приими мя пустыня…» не позднее середины XVI в. и первоначально вообще не был связан с Повестью Варлааме и Иоасафе (см.: Петрова Л.А.К вопросу об истоках рукописной традиции цикле стихов о Варлааме и Иоасафе//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987, с. 39—51). Однако в целом вопрос о времени появления духовных стихов до сих пор не может считаться решенным. Не использованы в полной мере и возможности, которые открывают новейшие публикации покаянных (умиленных) стихов по рукописям XV—XVII вв. 49 Утверждение имеет принципиально важное значение для Федотова, поскольку позволяет рассматривать духовные стихи, зафиксированные в XIX в., в контексте русской средневековой культуры, ср.: «В России — в народных слоях ее — средневековье удержалось до середины XIX века» (Фед. НГ, с. 82—83). 50 Петр Васильевич Киреевский(1808—1856), русский фольклорист, археограф, публицист, создал огромное фольклорное собрание, публикация которого продолжается и в наши дни. При жизни П.В. Киреевскому удалось издать лишь небольшую часть духовных стихов, имевшихся в его распоряжении (Русские народные песни, собранные П. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи//М., 1848). Материалы из архива П.В. Киреевского легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов — «Калеки перехожие», подготовленного к печати П.Л. Бессоновым. 51 Это утверждение не вполне точно. Хотя в XIX—XX вв. былины действительно бытовали главным образом на Русском Севере, однако фиксировались они также и в центральных губерниях России, Поволжье, Приуралье, на Дону и в некоторых других местах. 52

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Декан Исторического факультетаМГУ, член Совета ИППО подчеркнул необходимость эффективного управлениясоздаваемым Институтом, призванным содействовать подготовке молодых ученых вобласти византиноведения. Программа возрождения Института будет осуществлятьсяпри содействии РАН, Министерства иностранных дел, ОВЦС МП и Историческогофакультетом МГУ им. М.В. Ломоносова. Несмотря на очевидные трудности которые могутвозникнуть в деле возрождения Института, в частности, отмечалось возможноепротиводействие Константинопольского Патриархата, члены ИППО единодушноподдержали планы его возрождения.             Другой проект, который будетосуществлять ИППО в наступившем году получил название " История отношенийРусской Православной Церкви с Патриархатами Востока XIX - нач. XX в. " Онпредполагает выявление, изучение и публикацию корпуса переписки ПатриарховИерусалимских со священноначалием Русской Церкви указанного периода, корпусапереписки Патриархов Антиохийских со священноначалием Русской Церкви и ИППО, атакже грамот Патриархов Иерусалимских и Антиохийских на имя Российскихгосударей. Программа   осуществляется    совместно    с   ОВЦС    МП,    Антиохийской    и   Иерусалимской Патриархиями. Планируется исследовательская работа вроссийских архивах (Архив внешней политики Российской империи, Российскийгосударственный исторический архив, Отдел рукописей РГБ, Отдел рукописей ГИМ идр.), а также в архиве Иерусалимского Патриархата в Иерусалиме. Кураторомпроекта является епископ Егорьевский Марк (Головков). Целью проекта является академическое   издание  на   греческом    и  русском   языках   с  историческим    введением    и комментариями полного корпуса патриаршихграмот и посланий. Еще один проект посвящен теме " Христианские народы вСвятой Земле: противостояние и взаимодействие: XIX-XX вв. " Основныминаправлениями исследований выбраны следующие: Православная Россия икатолическая Франция (1808-1917), Россия и Германия на Ближнем Востоке(1840-1917), Русские и английские научные и гуманитарные проекты в СвятойЗемле.

http://bogoslov.ru/event/268166

Весьма производительными винодавильнями обзаводились, похоже, даже монастыри 1808 . Только на территории Качи-Кальона насчитывается свыше 120 таких давилен, способных одновременно переработать более 2500 ц винограда 1809 . Винодельческие комплексы вв. открыты на северных склонах Главной гряды, в долине реки Биюк-Карасу (городище у С. Вишенное), в среднем течении р. Качи, в усадьбах городища Кыз-Кермен, в 3 км южнее Чуфут-Кале, в Чилтер-Кобе, Чилтер-Мармаре, у подножия Сюйренской крепости, на Эски-Кермене и в других местах 1810 . Они с трудом поддаются учету и редко сопровождаются описанием. К примеру, группа из четырех тарапанов, соединенных канавками-стоками с прямоугольными или округлыми резервуарами для сока (0,64x0,85, 0,75x0,95, 1,0x1,0 м, глубиной 0,4–0,6 м), находилась при дороге на восточном краю плато Кыз-Кермен, несколько в стороне от усадеб 1811 . Возможно, эти давильни предназначались для общего пользования. Они имели прямоугольную форму (1,75–2,35x1,95–2,35), были, как положено, ограждены плетнем или каменной оградой и накрыты навесами из деревянных стояков. Ни размеры, ни конструкция таких традиционных тарапанов, ни обилие выпускаемой местными мастерскими тарной гончарной керамики не дают оснований для заключения о том, что «...производство вина было здесь очень ограниченным, лишь для домашних нужд и отнюдь не товарным» 1812 . На Мангуле найдено к настоящему времени более 20 таких комплексов, в том числе девять вырубленных в скале крупных винодавилен и резервуаров для сбора сусла, преимущественно вдоль обрыва, в восточной части плато, где концентрируются жилые усадьбы, а в 2001 г. на мысе Тешкли-Бурун обнаружено вырубное основание для станин винтового пресса 1813 . С виноделием А.Г. Герцен полагает возможным связать и находки многочисленных костяных спиц для плетения 1814 . В культурном слое преобладает тарная керамика, производившаяся в гончарных комплексах в соседних долинах, откуда доставляли и виноград, что указывает на значительные перемены в хозяйственной жизни, а именно возрастание к концу VIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕДЕЛЬ [Ведельский, Веделев] Артемий Лукьянович (1767, Киев - 14.07.1808, там же), укр. композитор, дирижер, певец. Сын резчика по дереву, члена Киевского иконописного цеха. Образование получил в Киево-Могилянской академии (1776-1788), где еще в студенческие годы прославился как солист-тенор, скрипач, дирижер академического хора и оркестра. В 1788-1792 гг. по рекомендации Киевского митр. Самуила (Миславского) руководил в Москве капеллой ген.-губернатора П. Д. Еропкина, затем - капеллой А. А. Прозоровского; по возвращении в Киев - капеллой ген. А. Я. Леванидова (1794-1796). В 1796-1798 гг. в Харькове руководил наместническим хором и капеллой слободско-укр. губернатора А. Г. Теплова (с 1797), был капельмейстером вокального класса в казенном уч-ще (в т. ч. занимался подготовкой певчих для Придворной певческой капеллы ). В 1798 г. переехал в Киев. В янв. 1799 г. поступил послушником в Киево-Печерскую лавру , но вскоре покинул мон-рь. 25 мая 1799 г. был арестован и последние годы жизни провел в киевских смирительных домах. Истинные причины случившегося являются предметом острой полемики исследователей. Все известные на сегодня произведения В. написаны на богослужебные и библейские тексты. Стиль В. сформировался на основе традиций отечественной правосл. музыки, интонационной природы укр. народной песенности, а также под влиянием городской бытовой муз. культуры и западноевроп. оперной и инструментальной музыки. Для произведений В. характерно необыкновенное мелодическое богатство, композиционная стройность, мастерство владения хоровой фактурой, особая развитость ансамблей, прежде всего трио в медленных темпах. А. Л. Ведель. Концерт 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326) А. Л. Ведель. Концерт 8 «Услыши, Господи, глас мой». Автограф (НБУВ ИР. ДА П. 326) Возрождение творческого наследия В. началось на рубеже XIX-XX вв.: благодаря А. А. Кошицу в КДА сложилась исполнительская манера, связанная с именем В.; его произведения зазвучали в серии Исторических концертов, проводившихся в Москве по инициативе С. В. Смоленского ; появились публикации его сочинений, но с многочисленными упрощениями. В кон. ХХ в. критическое издание сочинений В. подготовлено В. Колесником, его работу продолжил Н. Гобдыч, к-рый осуществил также их фонозапись.

http://pravenc.ru/text/150013.html

С 2019 г. сотрудники Отдела рукописей Российской национальной библиотеки осуществляют работу по проекту, направленному на поиск и изучение материалов по истории русского присутствия на Святой Земле. Его задачей является введение в научный оборот ранее не известного корпуса архивных материалов (писем, отчетов, официальных документов, описаний путешествий, мемуаров и дневников) из фондов Отдела рукописей, связанных с пребыванием жителей Российской Империи в Палестине в середине XIX – начале XX вв. Особое внимание уделено поиску нарративных памятников – описаний паломничеств и путешествий, дневниковым записям и письмам с рассказами авторов о Святой Земле. В ходе работы членами научного коллектива были обнаружены и опубликованы документы самых разных людей, описавших историю своего пребывания на Востоке и знакомство с христианскими святынями. Среди них выделяются такие памятники, как автобиографические мемуары И.Ф. Тюменева, дневник графини А.А. Шереметевой, описание паломнической поездки крестьянина И.Н. Бушуева. В них авторы отразили свои впечатления от посещения Палестины уже после завершения Крымской войны – в момент, когда на Святую Землю стали стекаться путешественники со всего христианского мира, а православное паломничество приобрело массовый организованный характер. Настоящая статья, напротив, посвящена проблеме исследования рукописи, созданной в период Крымской войны и связанной со «Святогробским делом», ставшим одним из поводов вооруженного противостояния мировых держав. Речь идет о неизвестном рукописном экземпляре перевода сочинения католического аббата Ж.-И. Мишона «Новое решение вопроса о местах святых с двумя раскрашенными планами Святогробского храма, обозначающими владения в нем разных христиан до пожара в 1808 г. и после оного» [Michon 1852], обнаруженном в собрании П.Н. Тиханова в Отделе рукописей РНБ 1 . Работа по переводу сочинения связана с творческим наследием двух выдающихся русских церковных деятелей – мыслителя и богослова святителя Феофана Затворника (Говорова) и христианского ученого епископа Порфирия (Успенского) , которые входили в состав первой Русской духовной миссии в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Тема классических древностей еще преобладала, но уже начиналась эпоха византинистики. Эдуард Гаспарович Муральт (1808–1895), швейцарец-протестант,– один из первых византинистов в России. Он служил библиотекарем в Императорской публичной библиотеке и одновременно помощником библиотекаря Иностранной библиотеки Эрмитажа. Муральт впервые составил и опубликовал каталог греческих рукописей, церковных и светских (178 рукописей), которые хранились в Депо манускриптов Публичной библиотеки; на основе сопоставления ряда рукописей издал «восстановленный» текст Нового завета. За свои труды он получил степень доктора богословия, был избран членом Историко-богословского общества в Лейпциге и ряда других ученых обществ. Он же составил византийскую Хронографию, в которой собрал свыше 3 тыс. фактов, с указанием источников. В 1857 г. при деятельном участии Муральта Публичная библиотека организовала выставку более 300 различных изданий Библии. Отметим также, что Муральт был автором одной из первых работ о знаменитой Синайской Библии (Codex Sinaiticus) обнаруженной в монастыре св. Екатерины и поступившей в Публичную библиотеку в 1860 г. 2643 Другой помощник библиотекаря Эрмитажа, который обратился к изучению русского Средневековья и Византии, – академик Иоганн Филипп (Филипп Иванович) Круг (1764–1844), специалист по русской нумизматике и византийским источникам 2644 . Эрмитажная коллекция серебряных сосудов вв. особенно богата, эти роскошные подарочные блюда и кувшины украшены сценами как на языческие, так и на христианские сюжеты. Несколько предметов поступили в музей из семейной коллекции графов Строгановых, многие вещи были случайными находками, обнаруженными в отдаленных уголках Урала и Сибири 2645 . Археологическая комиссия, Русское археологическое общество, Православное Палестинское общество передавали в Эрмитаж находки из регулярных раскопок, клады, приобретения. Александр Петрович Базилевский (1829–1899), дипломат и коллекционер, собрал коллекцию произведений раннехристианского, византийского и западного средневекового искусства 2646 . Она была не очень велика по количеству: в изданном каталоге числится 561 предмет из бронзы и стекла, терракоты и кости, происходящий из римских катакомб Милана, Северной Африки, Равенны, Сирии и Египта. Однако это собрание отличалось очень тщательным отбором и большим количеством вещей высокого художественного уровня, среди них есть и настоящие уникумы, например раннехристианский бронзовый светильник в форме базилики, найденный в Алжире 2647 . Базилевский долго жил в Париже, участвовал во Всемирных парижских выставках 1865, 1867 и 1878 гг. Его ценную коллекцию в 1884 г. русское правительство приобрело специально для Эрмитажа. Она нашла свое место в новой экспозиции, которую разработал Кондаков, в 1888–1893 гг. бывший хранителем Отделения Средних веков и Ренессанса 2648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При жизни И. не было опубликовано ни одно из его произведений. Ему приписывается ок. 70 сочинений и комментариев. Лишь немногие труды (комментарий к «Шулхан Аруху», фрагменты комментариев к Писанию и др.) были написаны его рукой, большинство же были восстановлены его сыновьями и учениками по обрывочным записям на листах бумаги и на полях книг. И. составил комментарии почти ко всем книгам Свящ. Писания, к некоторым книгам Мишны, к мидрашам (Мехилта, Сифра, Сифре) и агаде. Наиболее значимые его произведения: «Адерет Элияху» - комментарий к Пятикнижию, опубликованный в сб. Hamishah humshe Torah. Dubrowna, 1804; комментарии к книгам Пророков и Писаниям (Притчей, Ионы, Аввакума, Паралипоменон, Песни Песней и др.), опубликованные с 1798 по 1854; комментарий к трактату Авот (Shklov, 1804); комментарии к 4 разделам «Шулхан Аруха» (1803-1858); «Дикдук Элияху» (грамматика иврита, Vilno, 1833). Его комментарии к каббалистическим сочинениям «Сефер йецира», «Бахир», Зохар, «Тикуне ха-Зохар» и др. оказали огромное влияние на мн. религ. мыслителей XIX-XX вв. Наиболее известным собранием изречений И. является кн. «Маасе Рав» (Изречения учителя), составленная Иссахаром Бэром из Вильны (Zolkiew, 1808). Лит.: Ackerman C. D., Singer Y., transl. and annot. Even Sheleimah: The Vilna Gaon Looks at Life. Jerusalem, 1974; Landau B. The Vilna Gaon: The Life and Teachings of Rabbi Eliyahu, the Gaon of Vilna/Adapted by Y. Rosenblum. N. Y., 1994; Schochet E. J. The Hasidic Movement and the Gaon of Vilna. Northvale (N. J.), 1994; Shulman Y. D. The Vilna Gaon: The Story of Rabbi Eliyahu Kramer. N. Y., 1994; Freedman Ch. Eliyahu " s Branches: The Descendants of the Vilna Gaon (of Blessed and Saintly Memory) and His Family. Teaneck (N. J.), 1997; The Book of Johan: «Journey of the Soul»: An Allegorical Commentary/Adapted from the Vilna Gaon " s Aderes Eliyahu by M. Schapiro. N. Y., 1997; The Gaon of Vilnius and the Annals of Jewish Culture: Materials of the Intern. Scientific Conf., Vilnius, Sept. 10-12, 1997/Comp. I. Lempertas. [Vilnius], 1998; Etkes I. The Gaon of Vilna: The Man and His Image. Berkeley (Calif.), 2002; EncJud. Vol. 6. P. 341-346.

http://pravenc.ru/text/389405.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010