По мнению московского архитектора А.Б.Бодэ, типологически памятник близок к группе клетских церквей Костромской, Ивановской и Владимирской областей, но отличается особо островерхим покрытием и наличием выразительного повала. По силуэту он похож на церковь из села Билюково рубежа XVIIXVIII вв., перевезенную в Плес. Однако, в отличие от аналогов, церковь Козьмы и Дамиана имеет архаичный план с симметричными прямоугольными прирубами, роднящий ее с постройками XVI – XVII вв. Ориентировочно ее можно датировать XVII в. Интересно, что на здании нет следов переборки, т.е. сруб церкви сохранился в подлинном виде. Леждомский погост труднодоступен. Вместо дороги – две глубокие колеи, заполненные болотной жижей. Зимой - это направление на делянки, но непосредственно к церкви проезда нет. В феврале 2012 года группа сотрудников музея в составе Вороничевой О.В., Смирновой М.В. и Вороновой Н.А. отправилась в неизведанную даль посмотреть то ли на церковь, то ли на то, что от нее осталось… Из местных жителей только лесники и охотники знают о существовании храма и о его месторасположении. Проезжая по лесным делянкам было обнаружено множество больших нежилых деревень с двумя-тремя улицами огромных руинированных домов. Особенно привлекает внимание и ждет своего исследователя деревня Родниково, в XIX веке называвшаяся Дураково. Люди, когда-то жившие здесь, имели немалое хозяйство, о чем свидетельствуют полуразрушенные деревенские избы с большими хлевами и поветями, санными въездами, и красивыми яблоневыми садами. Сохранилась клировая ведомость за 1913 год, в которой описано, что приход состоял из 377 дворов с общим населением более двух тысяч человек. Имелись в приходе школы: «одноклассная смешанная церковно-приходская школа Космодамиановская Леждомская при церкви открыта 6 ноября 1885 года и земское училище - Леждомское, открыто в 1898 г. в селе Власове в расстоянии 4 версты от церкви, и Филинское, открыто в 1912 году в деревне Филино в расстоянии 5,5 версты». Церковь Козьмы и Дамиана погоста Леждома впервые упоминается в 1752 году. Имеется описание 1808 года, в котором упоминается паперть «глухая, досчатая, с двумя сходами». В 1818 году церковь была закрыта, и иконостас был перенесен в построенную рядом каменную церковь. В 1855 – 1856 годах храм Козьмы и Дамиана отремонтирован и возобновлен. В 1890 году была перекрыта кровля, устроены новые главы и на них железные кресты.3По клировой ведомости 1913 года: «Деревянная церковь, древняя, снаружи и внутри опушена тесом, крыша на ней деревянная; снаружи окрашена масляною краскою; довольно прочная, но снизу подгнивает и садится, а поэтому необходимо подвести под нее каменный фундамент и покрыть ее железом, на что не изыскивается еще средств». В советское время памятник был закрыт и заброшен.

http://sobory.ru/article/?object=24894

В. И. Ленина. М., 1928–1938. 4 т.; Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1938–1990. 49 т.); Научно-исследовательского отдела рукописей Библиотеки Академии наук – БАН (Описание рукописного отделения Библиотеки императорской Академии наук. СПб., 1910–1915. 2 т.; Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Л., 1959–1989. 8 т.); Российского государственного исторического архива – РГИА (Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Синода. СПб., 1868–1914. Т. 1–9; Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего Синода. СПб., 1904–1910. Т. 1–3; Дела Комиссии духовных училищ. 1808–1839. СПб., 1910). В 1993 и 1995 гг. были изданы указатели фондов центральных и местных архивов, рукописных отделов библиотек и музеев, содержащих материалы о РПЦ: «История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов Москвы и Санкт-Петербурга: Аннот. справ.-указ.» (М., 1995); «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России: Аннот. справ.-указ.» (М., 1993). Систематическая библиография публикаций источников и исследований по истории РПЦ различных периодов содержится в соответствующих книгах «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова) . 3. Труды по истории Русской Церкви X-XVII вв. Сочинения XI-XVIII вв. Сохранение памяти об исторических событиях – неотъемлемая часть христианской церковной традиции, обретенной Русской Церковью вместе с православным вероучением. Создание первого памятника русской историографии – «Повести временных лет» (начало XII в.) – связано с Киево-Печерским монастырем, и в дальнейшем монастыри и митрополичья кафедра участвовали в составлении летописных сводов. Русские летописи включали статьи о русских святых, монастырях, чудотворных иконах, различных событиях церковной истории, списки иерархов. Особое место в средневековой историографии заняла созданная при участии Московского митрополита Афанасия в 60-х гг. XVI в. Степенная книга, в которой впервые проведена систематизация русской истории по московским государям и их предкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XIX в. иркутские иконописцы интенсивно работали для городских и сельских церквей Иркутской, Нерчинской и Якутской епархии: П. И. Одуевский - в 1808-1811 гг. в Якутске; Д. В. Пшеничный и И. Г. Гундерин в 1826 г. написали иконы для иконостаса церкви в с. Громы Братской вол.; в 1845 г. Пшеничный и И. Д. Старцев изготовили иконостас для церкви с. Шипицина Нижнеудинского у.; Н. Фролов в 1865 г. написал иконы и выполнил ремонтные работы в Одигитриевском соборе Верхнеудинска; И. А. Нефедьев написал иконы для Посольского Преображенского мон-ря, Воскресенского собора Нерчинска, Борогонского улуса Якутской обл. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в Иркутске выросло число иконописно-иконостасных мастерских, к-рыми владели Н. И. Туголуков, А. И. Треухов, М. А. Кроненберг, Ф. Г. Долгов, М. Б. Оловин, П. К. Сизых, Е. Г. Крылов, Г. С. Гилевич и др. Хотя масштабы иконописных работ в XIX в., судя по строительству новых церквей, ширились (в Иркутске было возведено 27 церковных зданий и создано 86 иконостасов), художественный уровень иконописи по сравнению с XVII и XVIII вв. резко снизился: высокого духовного достоинства икон XVII в., а также мастерства и виртуозности барочных икон XVIII в. уже не наблюдается. Точкой отсчета в возрождении иконописания в регионе стала организация в 1994 г. епархиальной иконописной мастерской. Мастерская разместилась на 2-м этаже над папертью Богоявленского собора, переданного в том же году И. и А. е. (ранее в течение 9 лет в соборе находился отдел сибирского искусства ИркОХМ). С сер. 90-х гг. стремительно развивалось совр. иконописание в Прибайкалье, это было связано с восстановлением старых и со строительством новых храмов. Специального иконописного учебного заведения в Вост. Сибири нет, большинство сегодняшних иконописцев - выпускники Иркутского училища искусств и курсов, проводимых об-вом «Икона в Иркутске» в 1999-2000 гг. За 1,5 десятилетия иконописцами расписаны собор Богоявления, церкви блж. Ксении Петербургской и Рождества Христова, Всех святых, в земле Российской просиявших, в Усть-Илимске, Св. Троицы в Байкальске и др. Кроме росписей иконописцами Е. А. Алёшиной, С. В. Вершининым, И. И. Горбуновой и М. Б. Лутаенко, свящ. И. Малых, С. Н. Фроловым и др. написаны сотни икон в храмы И. и А. е. Декоративно-прикладное искусство

http://pravenc.ru/text/674055.html

О покупках братией книг известно уже по «Духовной изустной памяти» строителя Авраамия 1640 г.: «А куплено тех книг, опричь прикладных, на тридцать рублев с полтиною» ( И. М. Духовная изустная память. 1850. С. 46). Позднее подобные записи неоднократно встречаются в приходно-расходных книгах обители (см. подробнее: Соколова. Роль. 1989. С. 162-163). В 1847 г. по предписанию Нижегородского и Арзамасского еп. Иакова (Вечеркова) архим. Варлаам передал монастырский архив (829 документов XVII-XVIII вв.) в Древлехранилище при Нижегородской ДС. В Троицком соборе хранилась главная святыня М. Ж. м.- чтимая икона прп. Макария. В мон-ре считалось, что именно этот образ в 1620 г. принес строитель Авраамий ( Снежницкий. 1901. С. 38). Перед иконой, украшенной сребропозлащенной ризой, висела лампада, вложенная в обитель, согласно надписи, в 1805 г. черкасскими казаками войска Донского. По распоряжению Нижегородских архиереев в дни проведения ярмарки икону прп. Макария приносили в ярмарочную часовню, носили по г. Макарьеву, в лавках перед ней служили краткие молебны. В том же храме почитались иконы Божией Матери «Одигитрия», свт. Николая Чудотворца, а также «старинный местный» образ Вседержителя в «среброкованной позлащенной ризе изящной работы» (2 пуда 32 фунта); у «подножия» образа Вседержителя изображены преподобные Макарий Желтоводский и Григорий Пельшемский ( Титов. 1887. С. 622-623; Снежницкий. 1888. С. 308). До 1868 г. в Макариевском храме хранилась икона прп. Макария, присланная в 1661 г. архиеп. Рязанским и Муромским Иларионом. Образ украшала серебряная риза с золотым венцом, жемчугом и драгоценными камнями. Др. чтимыми святынями Макариевской ц. являлись Толгская икона Божией Матери, украшенная жемчугом, изумрудами, яхонтами, стразами, а также Нерукотворный образ Спасителя в серебряной ризе (дар 1808 г. ярославских купцов). В Успенской ц. находился воздух (XVII в.), шитый по золотому глазету золотом, серебром и шелками,- вклад Д. А. и Г. Д. Строгановых. В ризнице, устроенной при храме, хранились серебряные потиры, ковчеги, рипиды и др. предметы XVII в., серебряные вызолоченные кресты с частицами мощей, пожалованные архиеп. Тобольским Симеоном в 1658 г. и еп. Иларионом в 1673 г., крест (вклад 1665 г. старца Феодосия Девятовского), крест с мощами (вклад 1672 г. старца Игнатия), митра, шитая по черному бархату (вклад 1667 г. Б. М. Хитрово), серебряный вызолоченный архиерейский жезл с надписью на греч. и рус. языках о его принадлежности митр. Нижегородскому и Алатырскому Павлу († 1696), проживавшему в обители под надзором.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

В начале XX в. знаменательным было то, что в 1913 г. вместе с Патриархом Антиохийским Григорием в Петербурге одновременно находился и Предстоятель Сербской Церкви Митрополит Димитрий. В честь обоих Предстоятелей были устроены приемы у митрополита Санкт-Петербургского Владимира и у обер-прокурора Святейшего Синода. Митрополит Димитрий посетил также Петербургскую Духовную Академию. На грани XVII и XVIII вв. сотрудничество Русской Православной Церкви с Румынской Церковью проявилось в действенной духовной и материальной поддержке православного населения Трансильвании. В середине XVIII столетия союз двух братских Церквей укрепил старец преподобный Паисий Величковский. Его деятельность — выходца из украинской семьи, схиархимандрита Нямецкой Вознесенской обители — направлена была на обновление и возвышение православного благочестия в Румынии. Во время пребывания русских войск в Молдавии и Валахии в 1808—1812 гг. Церковь этих земель с целью ускорения ликвидации существовавших внутренних нестроений была временно подчинена Святейшему Синоду Русской Православной Церкви. Экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии, членом Святейшего Синода был назначен митрополит Киевский Гавриил (Банулеску-Бадони), много потрудившийся для устроения церковных дел. После открытия в XIX в. в России Духовных Академий в них получил образование целый ряд известных иерархов Румынской Православной Церкви: епископы Филарет (Скрибан), Мелхиседек (Стефанеску), Сильвестр (Баланеску), второй Патриарх Румынский Никодим (Мунтяну) и многие другие. В трениях с Константинопольской Церковью, возникших при объявлении румынами независимости своей Церкви, Святейший Синод Русской Православной Церкви старался занять примирительную позицию, что привело к получению в 1885 г. законной автокефалии Румынской Церковью. «Не найдется ли еще средство, — вопрошал Святейший Синод, — словом сей любви и убеждения твердых в церковной правде ободрить, колеблющихся утвердить, возвести дело на путь мирных совещаний и неизменность существенного охранить некоторым снисхождением к допустимому» (2, 26).

http://sedmitza.ru/lib/text/436414/

Енисейск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Спасо- Преображенский храм (мужской монастырь), г. Енисейск. Имеет престолы: Преображения Господня – освящён архиерейским чином 11 мая 2002 года, Нерукотворенного Образа Спасителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Усекновения главы Иоанна Крестителя – освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года, Пророка Илии- освящён архиерейским чином 28 сентября 2008 года. Источник: сайт Енисейской епархии http://eniseiskoe.narod.ru/xram_enblag.htm Возведен собор на месте сгоревшей деревянной соборной церкви. Строительство каменного собора начато в 1731 году, освещены теплые церкви в 1750 году. Последним построен южный Ильинский придел в 1808 году. В конце XVIII-XIX вв. появились западные пристройки — палатки. После ликвидации монастыря в 1930 годах в соборе долгое время размещался склад. Спасский собор Спасо-Преображенского мужского монастыря в Енисейске — типичное произведение культовой ар­хитектуры Сибири середины XVIII в., сохраняющее арха­ичные черты русского зодчества XVII в. и формы «ураль­ского барокко», своеобразно освоенные местными масте­рами. Это одно из ранних сооружений времени становле­ния енисейской школы. Собор размещается в центре восточной (передней) половины монастырской территории, является главным сооружением и композиционным центром ансамбля. (Монастырский ансамбль состоит из: Спасского собора, надвратной церкви, корпуса келий, ограды) Спасский Собор продольной трехчастной структуры храм с глубокой полукруглой абсидой, широтно скомпонованной трапезной и трехярусной колокольней, размещенных на одной оси. Трапезную фланкируют два повышенных придела. Нарушающий осевую симметрию крайний южный придел т западные палатки построены позже. Храм — " восьмерик на четверике " перекрыт восьмилотковым куполом с высоким световым барабаном, одноглавый. Диагональные стены восьмерика опираются на тромпы. Двухсветные приделы перекрыты сомкнутыми сводами. Двухстолпная трапезная перекрыта коробовыми сводами. Центральная часть собора отличается несколько грубоватыми, разнообразных форм, крупными деталями. Боковые приделы декорированы значительно скромнее. Восьмерик и главная алтарная абсида завершены профилированными карнизами на крупных кубических консолях, очень характерных для уральской и сибирской школы. Такой же карниз — под ярусом звона колокольни. Четверик храма завершается арктурным поясом и карнизом. Ребра колокольни и восьмерика подчеркнуты узкими переломленными пилястрами.

http://sobory.ru/article/?object=15136

Я[вленная] К[азанская] и[кона] помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников ( " Зачатие Пресв[ятой] Богородицы " ( " Встреча Иоакима и Анны " ), " Рождество Пресв[ятой] Богородицы " , " Введение во храм Пресв[ятой] Богородицы " , " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Собор Пресв[ятой] Богородицы " , " Сретение Господне " , " Успение Пресв[ятой] Богородицы " , " О Тебе радуется " , " Похвала Пресв[ятой] Богородицы " , " Покров Пресв[ятой] Богородицы " ), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я[вленной] К[азанской] и[коны], на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум[еньи] Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798 - 1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А.И. Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29 - 31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон[асты]ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол[овине] XIX в. Я[вленная] К[азанская] и[кона] воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы (Булгаковский [Д.Г.]. [Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшия от неё чудеса. Санкт-Петербург]. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок (Малов. [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я[вленной] К[азанской] и[коны] рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: " Мра и подобе вленной иконы Kaзahcki Пре(с)ты Бцы " , выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол[овины] XIX в. (частные собрания)».(165)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

стиля в архитектуре XIX - нач. XX в. принадлежит старообрядцам Орловской губ. В 1841 г. орловские единоверцы перестроили каменную поповскую часовню в Успенскую (Новоблагословенную) единоверческую ц. Она получила формы, отдаленно напоминающие рус. посадские храмы XVI-XVII вв.: кубический центральный четверик, завершенный 4-гранной кровлей и 5 главами на 8-гранных барабанах с луковичным завершением; фасады были декорированы 3 лопатками с рельефным полуциркульным завершением. Деревянная однопрестольная Никольская ц. (1884) на старообрядческом Лутовом кладбище (возникло не позже 1-й пол. XIX в., ликвидировано во 2-й пол. ХХ в.) построена на месте старой церкви, перестроенной в 1841 г. из старообрядческой часовни (закрыта в 1929, разрушена). Начиная с 1-й трети XIX в. было перестроено и расширено большинство церквей XVIII в. Приделы переносили из трапезной в симметричные пристройки по сторонам главного храма, из-за чего сооружения становились крестообразными в плане, а в интерьере появлялся поперечный неф («трансепт»), увеличивали трапезные, возводили новые колокольни, меняли стилистику декора. В 1837-1838 гг. в Орле перестроена приходская Богоявленская ц. (70-80-е гг. XVII в.): трапезная расширена, а фасады декорированы в стиле ампир, с юж. и сев. стороны добавлены портики с 4 колоннами. Всехсвятская ц. (1808-1820) в Болхове, при к-рой в 1857 г. был организован одноименный жен. мон-рь, перестроена в 1867-1870 гг. в формах рус. стиля с использованием кокошниковых завершений окон и дверных проемов. В 1889-1891 гг. была капитально перестроена в рус. стиле Георгиевская (Сретенская) ц. на ул. Болховской в Орле: центральный 8-гранный объем получил шатровое завершение, сооружены боковые Иверский и Георгиевский приделы, а также шатровая колокольня, восьмерик надстроен шатровым куполом. В Орле и губернии работали: архит. Ф. И. Петонди (1797-1894) - с 1813 по 1834 г.; городской и епархиальный архит. Н. Т. Ефимов (проектировал кафедральный Троицкий собор (1860-1879), Троицкую церковь-усыпальницу (1845) на архиерейском подворье, Смоленскую ц.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

В нач. XIX в. в обители началась активная строительная деятельность, связанная с архим. Авраамием I Алатырским (1796-1827). В 1801 г. нижняя Богоявленская ц. была упразднена, а с сев. стороны Троицкого храма построена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с приделом свт. Димитрия Ростовского, освященным в 1814 г. В 1805-1808 гг. трудами архим. Авраамия был перестроен Троицкий храм и с юж. стороны его возведена трехъярусная колокольня высотой ок. 50 м. В 1818 г. рядом с Сергиевским храмом построены каменные двухэтажные настоятельские покои, а в 1825 г.- каменные двухэтажные монастырские кельи. В 1831 г. над трапезной Сергиевской ц. был устроен и освящен придел во имя ап. Иоанна Богослова, а также построен двухэтажный братский корпус. С 1796 г. А. Т. м. принадлежала Свято-Духовская муж. пуст. на берегу р. Суры, в к-рой находились древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери (к 2000 ее местонахождение неизвестно) и икона сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина с частицами мощей угодников, ныне находящаяся в А. Т. м. Особо почитались в обители икона Нерукотворного Образа Спасителя и Казанская икона Божией Матери. Нерукотворный Образ Спасителя, до 1613 г. находившийся над крепостными воротами города, а в 1754-1843 гг.- в питейном доме, в 1843 г. по ходатайству горожан был перенесен в А. Т. м. На месте питейного дома была построена часовня, в к-рой находился список с чудотворного образа. Казанская икона была обретена в XVII в. при роднике на Ключевском поле близ с. Четвертакова (ныне пос. Тургенево Ардатовского р-на Республики Мордовия) - «загородном дворе» А. Т. м., где в честь нее в 1768 г. был построен деревянный, а в 1807 г.- каменный храм. В память об избавлении Алатыря в 1848 г. от холеры по молитвам пред чудотворным Казанским образом Божией Матери ежегодно 9 авг. совершался крестный ход вокруг города. Чудотворная Казанская икона Божией Матери и Нерукотворный Образ Спасителя находятся в А. Т. м. В 1848 г. с левой стороны Сергиевской ц., над могилой схим. Вассиана, был заложен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, освященный в сент. 1849 г. В 1905 г. под этим приделом из усыпальницы схим. Вассиана была устроена пещерная церковь, в к-рую 5 дек. 1905 г. был перенесен из Сергиевской ц. придел во имя свт. Димитрия Ростовского. 4 июля 1906 г. во время пожара в Алатыре сгорели все церкви, колокольня, корпуса и постройки, б-ка мон-ря с книгами и рукописями XVII-XVIII вв., однако архив сохранился. Сохранилась и пещерная церковь, где до наст. времени под спудом покоятся мощи схим. Вассиана. Стараниями архим. Гавриила, настоятеля А. Т. м. с 6 марта 1903 г., обитель начала отстраиваться. В 1917 г. в ней было 13 монахов и 18 послушников.

http://pravenc.ru/text/82707.html

В повествовании прослеживаются традиционные для сказаний об обретении икон сюжеты: попытка перенести святыню из пустынного места в ближайший населенный пункт заканчивается неудачей («Чудо второе»); святотатца, пожелавшего ограбить икону в безлюдном храме, постигает кара — он слепнет («Чудо третье»); некий человек является во сне тяжелобольным и повелевает им идти на поклонение иконе, где они получают исцеление от преследовавших их недугов. Только в четвертом чуде этот человек прямо назван св. Алексием. Публикация «Сказания» позволит глубже исследовать историю православных святынь Архангельского края и Северной Руси в целом, а также будет способствовать изучению такого малоисследованного жанра, как повести и сказания XVIII в. о православных русских святынях.  Примечания: Климов А. И., Климова Е. В. Здравствуй, Ненокса! Архангельск, 1998. С. 23–25. Архив СПб ИИ РАН, кол. 174, оп. 1, 473. Ненокса — одно из древнейших поселений Летнего берега Белого моря, в 12 км от Куртяево и в 3 км от моря. Впервые упоминается в Белозерской уставной грамоте великого кн. Василия Дмитриевича 1397 г. Вероятно, в XIII–XIV вв. здесь вырос посад, несколько позднее — усолье, расцвет которого пришелся на XVI–XVII вв. (см.: Поморская энциклопедия. В 5 т. Т. 1: История Архангельского Севера. Архангельск, 2001. С. 261). Государственный архив Архангельской области (далее — ГА АО), ф. 29, оп. 31, д. 109, л. 31. Согласно рапорту о состоянии церкви от 1808 г., антиминс был выдан 2 ноября: «…церковь Преподобного Алексия, человека Божия низменная небольшом от Неноксы расстоянием в 15 верстах в лесу на престоле антиминс на полотне за подписанием Варнавы Архиепископа в 1721 году ноября 2 дня теплая, печь белая и потолок белой тесовой. При ней три покоя гостиных для богомольцев и сторожа, в них печи белые» (ГА АО, ф. 1025, оп. 5, д. 1236а, л. 34). Там же, ф. 1025, оп. 5, д. 149, л. 10. Архив Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Копия. Ненум. л. См.: Муравьев А. В., Турилов А.

http://sobory.ru/article/?object=16014

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010