Баян выполняет их требование. Сеф отправляет аварских послов в Константинополь, хаган же продолжает строить мост.) VII Фр. 64 88 580 г. (579 г.?) [Менандр повествует о том], что, когда послы аваров прибыли в царственный [град] 89 и просили императора приготовить корабли на Истре для хагана и войска аваров для переправы против славян – ведь хаган, полагаясь на его [императора] дружбу, уже строит мост на реке Саве и хочет истребить славян, общих врагов и своих, и ромеев, – когда они это сообщили, то сразу же император ясно понял намерение и замысел хагана – что он строит мост, желая захватить город Сирмий, желая воспрепятствовать подвозу припасов, чтобы голодом принудить город к сдаче, – ведь [император] не сделал в нем заранее достаточных запасов, полагаясь на заключенный с аварами мир, – но, испытывая нехватку в войсках не только, полагаю, чтобы противостать силе аваров, но и вообще имея войско малочисленнейшее, так как все воинские соединения были заняты на войне с персами в Армении и Междуречье, делал вид, будто не понял замысленного хаганом и отвечал, что и сам хочет, чтобы они двинулись против славян, разоряющих 90 многие [области] ромейской державы, но что время не благоприятствует намерению аваров, так как тюрки уже стали лагерем у Херсона 91 и быстро узнают, если °ни [авары] переправятся через Истр 92 . (Тиверий обещает аварам вскоре узнать и сообщить, куда собираются в дальнейшем двинуться тюрки. Посол аваров понял хитрость императора, однако сделал вид, что поверил ему, и пообещал удержать хагана от выступления. Получив дары, он покинул Константинополь.) И случилось, что он, проезжая по [земле] иллирийцев вместе с немногими сопровождающими ромеями, был убит совершавшими набег на эту землю славянами 93 . (Далее М. рассказывает о приезде в столицу другого посла, открыто объявившего императору о том, что авары намерены захватить Сирмий. Разгневанный император отправляет военачалъников для охраны города.) Комментарий 1 . О датировке см.: Stein. Histoire, II, 536 и сл., 818 и сл.; Дьяконов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Итак причина зла падших ангелов заключается не в природе их; их природа, как и всякая другая, даже материальная природа, как создание Бога, необходимо добра, не заключает в себе зародышей зла и не противна Богу, так как Ему противно только небытие 815 и уклонение от природы. Это-то уклонение от природы, как вредное для самой природы, есть преступление, грех , зло. „Само по себе зло очевидно не существует; одно может существовать только добро» 816 . Истинная причина блаженства ангелов есть привязанность их ко Всевышнему; истинная причина злополучия злых – отвращение от Него и привязанность к себе самим, то есть гордость. То и другое есть дело воли. Но где причина неестественного направления воли злых духов? Действующей причины этого явления нет. Воля, будучи причиной дурных действий, сама не есть действие и не имеет причины. Две воли, при одинаковых условиях проявления их, обнаруживаются различно только потому, что одна хочет так, другая иначе 817 . „Итак никто пусть не спрашивает о действующей причине злой воли, – такой причины нет; злая воля не есть воля действующая, но недомогающая, – причиною ее служит не напряжение, но ослабление ее энергии, и искать причины этого ослабления тоже, что желать видеть тьму или слышать безмолвие» 818 . Но как эта дурная воля принадлежит своему обладателю только потому, что он хочет ее, то недомогание воли справедливо наказывается, как свободное 819 . „Но если у злой воли нет естественной или, если так можно выразиться, бытийной (essentialis) причины, потому что зло изменяемых духов, портящее добро природы, берет свое начало в ней самой, и потому что такою делает ее недомогание, по которому оставляется Бог, недомогание, не имеющее конечно причины»; то нельзя того же сказать о воле ангелов добрых. В отношении к ним Бог есть виновник их воли, как и их природы. Он дал им одновременно и природу и благодать, и они никогда не были без доброй воли и без любви к Богу 820 . – В моральной природе святых ангелов Августин находит возможность общения между ними и людьми и соединения их в общее царство Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

817 Isidori Synon. II.86: In ambiguis Dei judicio serva sententiam, quod nosti tuo, quod nescis divino committe judicio; non potest condemnari humano examine quern Deus suo judicio reservavit. 818 Isidori Synon. II.86: Incerta non judicemus, quousque veniat Dominus, qui latentia product in lucem, qui illuminabit abscondita tenebrarum, qui manifestabit consilia cordium... (Исидор. Синонимы. II.86: Мы не будем судить о непонятном, пока не придет Господь, который прольет свет на сокрытое, откроет темные тайны, явит замыслы сердец...). 820 Lact. Div. inst. 1.3; Lact. Div. inst. III.18; Lact. Div. inst. VI.18; Lact. Div. inst. VII.2. 821 Hier. Ep. 69.4: Omnia, inquit, nobis in baptismate condonata sunt crimina: nec post indulgentiam, judicis est metuenda severitas, dicente Apostolo... 823 См., например, его переписку: Hier. Ep. I.1.9; I.18.15; II.36.6; III.62.19; IV.108.20; IV. 112.4; IV.114.1; IV.123.16; IV.126.2; IV.130.10; IV.140.6; etc. 825 Isidori Differ. I.25 (350): Nam misericordia affectus tantum cordis est quo compellimur ut miseris subveniamus. Quapropter misericordia condolere misero novit, etsi non sit unde tribuatur; miseratio autem ex opere comprobatur. 826 Isidori Sent. III.50.3: Reddere malum pro malo vicissitudo justitiae est: sed qui clementiam addit justitiae, non malum pro malo culpatis reddit, sed bonum pro malo offensis impertit (Исидор. Сентенции. III.50.3: Справедливости свойственно воздавать злом за зло, но тот, кто добавляет к справедливости добросердечие, не воздает виновным злом за зло, но платит оступившимся добром за зло). 827 Isidori Sent. III.50.2: Multi adversus principes conjurationis crimine deteguntur, sed probare volens Deus dementiam principum, illos male cogitare permittit, istos non deserit (Исидор. Сентенции. III.50.2: Многих изобличают в преступлении заговора против правителей, но Господь, желая испытать добросердечие правителей, тем позволяет замышлять дурное, а этих не оставляет). 830 Ambr. Med. De off. min. I.11.39; Ibid. II.16.78; Ibid. II.21.102; Ibid. II.21.111; Ibid. III.7. 47; etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Впоследствии, эта общая мысль о бессмертии поставлена в связь с учением о происхождении и составе человека. Человеческий дух, как дух, нисшедший с неба и существующий независимо от тела, живет и по разрушении его и исчезновении жизненной силы. После смерти тела он восходит на гору Альбарда, от которой к жилищу Ормузда и месту блаженства ведет мост Цинват или Синват (Cinvat) 815 , страшный для нечестивых и безопасный для праведных. Только те проходят через него, кто верно служил Ормузду; нечестивый, наоборот, низвергается в бездну ада. Добрые проходят чрез этот мост, устроенный Ормуздом, в сопровождении охраняющих их яцатов. Частнейшие описания состояния душ по смерти к этому прибавляют, что души, в продолжении трех ночей по смерти, находятся вблизи тела, затем удаляются от него. Их добрые дела следуют за ними в виде прекрасной женщины, которая направляется в рай, где встречают ее яцаты и сам Ормузд и где она забывает все ужасы смерти. С нечестивыми иначе. Их встречает, по смерти, злая, ненавистная женщина 816 , которую с ругательствами отводят в ад злые дэвы 817 . Так устроен мир и таково назначение человека. Ариман не успел в своих планах. Мир и человек созданы, хотя злой дух и внес в него свой вредный элемент. Но за то последний и не остановился на этом в своих враждебных стремлениях. Как при самом сотворении мира и человека, он вредил своей деятельностью, так и по создании, в истории человека, с самых первых дней существования его, он не переставал и не перестает влиять на него враждебным образом. Первые люди – Мешиа и Мешиана, как создание Ормузда, должны были тяготеть к нему своей мыслью и чувством. Ариман постарался отвратить их от него; они пали, потеряв благоговение к Ормузду. Такова мысль Зороастровой религии о первобытном состоянии человека, но развивалась она не одновременно. В древнейших частях Авесты мы находим только общее понятие о том, что в человеке живет зло, что он уклонился от своего пути 818 и от божественной премудрости, что источник этого – злой дух 819 , что он влияет на него посредством искушений, и нечестивые люди его порождение 820 , что они – жилище злого духа, его тела 821 , что в человеке борьба двух начал – доброго и злого, и его внутреннее состояние представляется как бы во владычестве двух противоположных сил 822 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Больше всего случаев пришлись на Москву, Подмосковье и Петербург 15 июня. ПРАВМИР. За сутки в России выявили 14 185 случаев коронавируса, сообщает федеральный оперштаб по борьбе с распространением COVID-19. Наибольшее число больных зарегистрировано в Москве — 6 805 случаев, Московской области — 1 135, Санкт-Петербурге — 902, Бурятии — 205, Нижегородской области — 192. Умерли от коронавирусной инфекции за последние сутки 379 человек. Всего в России с начала пандемии выявили 5 236 593 случая коронавируса, выздоровели 4 818 244 человека , умерли 127 180 больных. Из-за роста заболеваемости регионы начали возвращать ограничительные меры и увеличивать число коек для больных COVID-19.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 12 февраля, 2024 9 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-rossii-vyyavili-bole...

816. Mignë malevolum: Krab.: malivolum. 817. Ibidem: Nam quos improbos, maleficos, fraudulentos etc. 818. Ср. Исаии III, 3. 819. Cp. Cic. De off. II, 10, 37: Quis non admiretur splendorem, pulchritudinemque virtutis? 820. Krab. Sobrietatem enim docet; Mignë Sobrietatem docet. 821. Cp. Cic. De off. II, 11, 38: Nemo enim justus esse potest, qui mortem etc. 822. В греческой Библии XXXIV, 9. 823. Cic. De off. II, 9, 82: Ac primum de illis tribus, quae ante dixi, benevolentiae praecepta videamus, quae quidem capitur beneficiis maxime. См. также II, 15, 54: Non numquam tamen est largiendum nec etc. 824. Ibidem, II, 18, 61: In illo autem altero genere largiendi etc. 825. Mignë De eo enim loquor; Krab.: De eo loquor. 826. Ibidem, II, 18, 62: Propensior benignitas esse debebit in calamitosos etc. 827. Cic. De off. II, 18, 63: Atque haec benignitas etiam rei publicae etc. 828. Cic. De off. II, 16, 56: liberales autem qui suis facultatibus etc. 829. Mignë arctetur; Krab.; artetur. 830. Апостол предостерегает здесь от тех злоупотреблений, когда родители склоняли своих дочерей, оставшихся вдовами, вступать в штат церковных служительниц, напр., диаконисс. К этому они часто побуждались исключительно материальными разсчетами, желанием свалить с себя обязанность содержать своих вдовых дочерей. С другой стороны, и сами эти вдовы зачастую совсем не имели необходимаго к прохождению своей должности расположения, а между тем оне отнимали содержание у вдов, действительно богобоязненных и преданных своему служению. 831. Cic De off. II, 15, 52. Deinceps de beneiicentia ac de liberalitate dicendum est: cujus est ratio duplex. Nam aut opera benigne fit indigentibus aut pecunia. 832. Некоторыя издания вместо — пятилетие имеют «семилетие» — septennium, но другия издания, а также все манускрипты имеют «пятилетие». Очевидно, предполагается, что в течение первых 2 лет голода народ питался своими частными запасами и не делал заимствований из государственнаго фонда. 833. Cic. De off. II, 15, 52: largitioque, quae fit ex re familiari, fontem ipsum benignitatis exhaurit.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Естественно, таким образом, что в латинских рукописях Иеронимова перевода: A[mandinus], B[on-garsianus], F[reherianus], P[etavianus], R[eginensis], (S[fragments Petaviana]), M[iddlehillensis], и в армянских: N [токатская], XG [иерусалимская], оказалось немало вариантов. Шоне отдавал вообще предпочтение (почти всегда принимает в тексте) датировкам В. При помощи ориенталистов Петерманна (армениста) и Рёдигера (арамаиста) он старался на основании восточных переводов восполнить и исправить редакцию Иеронима и восстановить таким образом текст Евсевия. Но, к сожалению, Рёдигер указал ему на отрывки сирийского перевода, не имеющие почти никакой ценности (список событий без годов) и просмотрел весьма важный памятник, именно «Хронику» Дионисия телль-махрского (Teil-Mahr), монофиситского патриарха антиохийского (818–845), сирийский текст которой еще в 1850 г. издал Тулльберг (Upsala); Дионисий выписал почти буквально большую часть хроники Евсевия. В немецком переводе эту часть хроники Дионисия издали в 1884 году Зигфрид (арамаист) и Гельцер (историк, исследователь остатков хроники Юлия Африкана ). Итог этому новому приросту критического аппарата к Евсевию подвел тот же Альфред фон Гутшмид в расширенной своей ректорской программе: Untersuchungen über die syrische Epitome der Eusebischen Canones. Stuttgart 1886 [также в 1 томе Kleine Schriften, S 483–529]. Результат обширного сравнения дат в разных рукописях получился следующий: а) Мы имеем дело с двумя рецензиями хроники Евсевия: 1) армянской и 2) латиносирской. б) Из 115 (=99+16) событий рецензия армянская датирует правильно 45 (=29+16) событий, латино-сирская 44.Igitur: достоинство обеих рецензий почти одинаково. Но в) в частности, из этих 115 событий 45 (29+16) верно датируются только в армянской рецензии, 15 – только в сирской, 16 – только в армянской и cod. P., 18 – только в Р, 11 – только в сирской и Р., 10 – только в армянской и сирской. Итак, г) достоинство сирской рецензии сравнительно с латинской неважное: из 59 событий, которые латино-сирская рецензия одна или вместе с армянской датирует верно, 34 записаны верно в Р и только 25 в сирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Однако богословие учит, что настоящее состояние человека и мира не есть нормальное, но есть следствие грехопадения человека, уклонения его от своего Первообраза 817 . Как было замечено выше, человек ныне представляет из себя как бы двойственное существо: он есть и образ Божий, и, вместе с тем, животное, сходное по природе со всеми прочими животными. Образом Абсолютного он не перестает быть по высшей стороне своей природы и в то время, когда является животным. Бог, абсолютный Дух, есть самосознательный дух, который производит все и во всем проявляется, и вместе с тем отличается и отличает Сам Себя от всего, производимого Им, и ни в чем не познаваем. Человеческий дух, хотя не творит ничего нового в собственном смысле, но проникает во все сотворенное своим познанием и освещает все как бы вторично светом сознания, причем порождение им самого познания из собственных недр о всем, что создано в нем же, может быть названо творением в некотором смысле 818 . Кроме того, душа сама творит себе ныне, хотя из готовых уже элементов, тело и проникает его, оживляя и приводя его в движение и управляя им, по образу отношений Творца ко всей вселенной; творимое ею тело является отображением ее, как бы «образом образа Божия». При этом сама она остается непостижимою по своей сущности, подобно Творцу, ни для себя, ни для иной твари. Так учит о природе человека св. Григорий Нисский , из которого Эригена приводит в данном случае длинные выписки 819 . Но Григорий же Нисский, рассуждая далее о степени подобия человеческой природы ее Первообразу, в низшей стороне ее, по которой человек является животным, в присоединенном к духу телесном организме, творимом самою же душою, представляющем различие полов мужского и женского и подверженном разрушению и смерти, – видит не что иное, как уклонение ее от совершенного подобия Творцу. Если бы человек не согрешил, он не имел бы нынешнего, общего с животными тела, размножение же человечества, созданного, по Григорию, вместе и в одно мгновение в едином человеке, совершалось бы не так, как оно совершается ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Между тем, по гласу саваофа, . Вслед за этим „праведный судья“, т. е. искупитель Петр III Феодорович станет судить всех „правым судом“ 818 , Суд начнется с пророков, которых он первыми потребует „на свое пречистое око“ 819 ; потом станет судить всех скопцов и не-скопцов. В это время многие от страха наказания будут „прятаться от страшного суда“; многим придется „до сыта наплакаться от своих дел“; отрадно будет только тем, которые „в боге находили предел“. „Слабым и старым слугам“, которые „дешево ценили божество и христа повинили“, будет сказано: „подите прочь, в темную ночь; вы свет христов проспали“... Праведным будет милость; с ними „праведный судья“ будет „беседовать, говорить и чудеса творить“ 820 . Окончивши суд над пророками и всеми скопцами и не-скопцами, искупитель Петр III Феодорович „смирит явного царя и весь его синод“ 821 . Первого он удалит с русского престола и сам „в пречистом своем теле“ воцарится „в обновленной и очищенной от всякой нечистоты“ России „на короткое время“ 822 . Для управления всею Россиею он примет „скипетр и державу“ 823 . Тогда-то исполнятся слова Апокалипсиса: „все цари земные и короли, падши, поклонятся отцу-искупителю – второму богу и великому страдальцу – и вручат ему короны свои и скипетры, весьма сожалея, что они не познали такого сокровища, находившегося между людьми 824 . Слава нового „царя-бога“ будет чрезмерно велика. Его величию будет удивляться „вся небесная сила“; его будут прославлять все люди и всех званий. Когда, говорят скопцы, „пречудное и пречистое живое лико“ его будет поставлено „на всех сооруженных и богом благословенных престолах“, тогда везде и всюду будет „трубушка трубить“, что это „не спадающий страдательной первой цвет, что таковых цветов и на земле нет“! Между тем, продолжают скопцы, искупитель, в своем неизреченном милосердии, пошлет во все концы вселенной апостолов и пророков, которые „посеят в каждой земле по зернышку пшеницы, каждое же зернышко произведет пшеницы на тридцать кораблей“ 825 . Иначе говоря, тогда весь род человеческий примет оскопление. Здесь, конечно, сам собою является вопрос: каким образом будет происходить продолжение рода человеческого? Одни скопцы полагают, что люди будут существовать бесконечно, не изменяясь в числе 826 ; по мнению других, продолжение рода человеческого будет зависеть не от плотского соединения, но единственно от целования, ибо, говорят они, „Бог силен и из камней воздвигнуть чада Аврааму“ 827 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Особенно невозможно было бы отрицать два [обстоятельства], очевидно присутствующие прямо с начала [главы] и являющие сверхъестественность созерцаемого в Боге, – а именно, что [Максим] богословствует по превосходному отрицанию и что богоречивый [муж] отказывается говорить о мышлении у Бога как о качестве, а не как об энергии. Однако сказав, что Бог прост в том и другом, божественный Максим доказал тут, что [Бог] имеет и сущность, и энергию, каковую [Максим] и называет здесь мышлением, но что при этом они взаиморазличны. Ведь ему принадлежит высказывание: «Невозможно обрести число без ( χωρς) различия» 814 . Но и отрицательное богословие не противоречит положительному 815 , но, скорее, показывает преестественность его, что мы справедливо прилагаем все [эпитеты] к Богу, но Бог имеет их превыше того, что мы можем говорить или мыслить. Глава 7. Что вследствие тех догматов о божественной сущности и энергии, которые насочиняли Акиндин и его [сторонники], они впадают более чем в пятьдесят худых мнений и, распахнув дверь, дозволяют войти попросту всем от века лукавым ересям Итак, Акиндин и все, кто за ним [следуют], не приняв во внимание ни одно из таковых [соображений], утверждают, что у Бога нетварная сущность и нетварная энергия – одно и то же, безо всякого различия. Следовательно, им неизбежно приходится говорить, что одно из этих имён – абсолютно пустой звук, а скорее, они сводят оба [имени] через каждое к этому каждому. Ибо как нельзя говорить, что природа Божия имеет и сущность, поскольку у Бога совершенно не различаются сущность и природа, так и они не смогут утверждать, [оставаясь] последовательными сами себе, что сущность Божия имеет энергию, раз, по ним, божественная энергия никак не отличается от божественной природы 816 . (1) Поскольку они говорят, что энергия – пустой звук, как будто нет божественной природной энергии, то впадают в безбожие, уничтожая бытие Божие. »Ибо нельзя действовать без действия, как и существовать без существования, а недеятельное – и несуществующее» 817 . Ведь говорит премудрый в божественном Дамаскин: «Невозможно существование неполной природы, а природная энергия не относится к внешним вещам, и ясно, что природа не может ни быть, ни познаваться без природной энергии " 818 . А божественный Максим снова говорит, приводя с собой всех со свидетельствующих ему богоносных [отцов]: »Святые отцы ясно говорят, что какая

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010