Во Фрибуре уже в нач. XVII в. К. почитался в народе как святой; в городских архивах сохранилось неск. свидетельств жителей о чудесах, происходивших после обращения к нему с молитвами ( Waeber. 1942. S. 82-83; о др. чудесах см.: Boero. 1864. P. 391-465). Известно о споре между собором Сен-Никола, где был похоронен К., и принадлежавшей иезуитской коллегии ц. Сен-Мишель, которая заявила претензии на хранение останков К. Согласившись на перенесение останков, капитул собора заявил о желании оставить в качестве реликвий голову и ребро К. Лишь при посредничестве городских властей удалось достичь согласия: тело К. перенесли полностью, однако иезуиты дали обещание после офиц. канонизации К. вернуть в собор Сен-Никола часть его мощей (подробнее см.: Waeber. 1942. P. 83-99; Delgado. 2010. S. 289-290). Торжественная церемония перенесения останков К. в ц. Сен-Мишель состоялась 31 марта 1625 г. Последняя рекогниция мощей К. была проведена в 1942 г., когда их поместили в новый реликварий (скульптор М. Фёйа), представлявший собой статую К. в полный рост, и положили под центральным престолом ц. Сен-Мишель, где они находятся и поныне ( Waeber. 1942. S. 81; Schneider. 1968. Col. 812). Подготовка материалов для беатификации К. велась в XVII-XVIII вв. в неск. еп-ствах Швейцарии и Германии, с к-рыми была связана его жизнь (см.: Foresta. 2004. P. 292). В 1734 г. собранные материалы были переданы для изучения в Рим (мат-лы см.: Processus Beatificationis et Canonizationis. 1734-1739), однако рассмотрение дела сначала замедлилось, а потом вовсе прервалось в связи с запретом ордена иезуитов в 1773 г. Беатификационный процесс был возобновлен при папе Григории XVI (1831-1846), но вновь затянулся и завершился лишь во 2-й пол. XIX в. (см.: Boero. 1864. P. 484-493). В июле 1864 г. папа Римский Пий IX (1846-1878) подписал декрет о беатификации К. и объявил о ней в апостольском бреве «Qui contra Ecclesiam» от 2 авг. 1864 г. (текст см.: Ibid. P. 511-518). Торжественная месса в честь беатификации К. была совершена папой 20 нояб. 1864 г. (AAS. Vol. 17. P. 358).

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Между прочим, подобные тексты Плотина показывают, как близко подошел к подлинному пониманию платонической идеи P. Natorp, который существенным моментом ее считает тождество «смысла» и «души». «Der Logos ist auch ihm» (для Платона, как и идея Гераклита) «Logos der Psyche, der Logos «selbst» auch die Psyche «selbst»» (Plat. Ideenl. 1921 2, 468, ср. мое изложение новых взглядов Наторпа на Платона — в «Античн. Косм.», 517—522). Хороший комментарий на III 9, 1 можно найти у Фичино (Plot. орег. omn, Mars. Ficini interpr. Basil 1480, p. 353), который также полагает, что Плотин следует тут за «viam Jamblichi Proculique». 507. Плотину принадлежит лучшая во всей античной философии формула диалектики — I 3, 4—5 (переведено мною в «Античн. косм.», прим. 25). 508. II 4, 2—5, посвященные умйой материи, переведены мною в «Античн. косм.», 322—325. 509. Учение Плотина о вечности изложено с соответствующими переводами в «Античн. косм.», 342—348. 510. О триадах Прокла более подробно см. в «Античн. косм.», стр. 522—528. 511. Procl. in Crat. 29, 28—30. Все цитаты из Прокла даны в моем переводе. 512. Многочисленные тексты на эту тему я уже приводил в «Античн. косм.», прим. 65, 71, 75. 513. Вся эта неоплатоническая диалектика, включая Прокла, подробно изложена мною в «Античн. косм.», главы 4—10 (с примечаниями). 514. In Plat, theol. I 27, p. 63. 515. Ibid. 1 3, p. 5. 516. Ibid. I 27, p. 63. 517. О Ямвлихе в том смысле см. «Античн. косм.», стр. 522. 518. Inst, theo!., 1. 519. Ibid., 5. 520. Ibid., 2. 521. Ibid., 3. 522. Ibid., 4, 6. Главы 1—6 из Inst, theol. переведены мною в «Античн. косм.», 55—59. 523. Inst, theol. 29, 32. 524. Ibid., 30, 35. 525. Ibid., 33. Перевод гл. 29—35 в «Античн. косм.», 81—84. 526. В дальнейшем bmecto.Inst theol. я буду писать просто §. 527. В первом изд.: из более цельных. 528. Portus неправильно понял: «Non fuerit in se ipsa, sed extra se ipseum». 529. «Античн. косм.», 330—331. 530. Там же, 290. 531. Совершенно правильно пишет Крейцер: «Suspicor legendum esse τοις αιτιατος».

http://predanie.ru/book/72544-dialektika...

Ibid. 21, 697A, p.514 [р. п. I,174]; ср. ibid.4, 672C, p.498 [р. п. I,161]. 565 См. выше, с.76,93. 566 Mystagogia 24, PG.91, 701D-705A, p.518 [р. п. I,177]. 567 Ibid. 14–21, PG.91, 692D-696D, p.511–514 [р. п. I,171–174]. 568 9 Ibid. 21, 696D-697A, p.514 [р. п. I,174]. В толковании литургии Ареопагит оказывает влияние на преп. Максима только в некоторых деталях (Eccles. hier. III, III,4. 7, PG.3, 429D,436C; Mystagogia 10,11,18, PG.91, 689В–С. 696В, р.509–510. 513 [р. п. I:170,173]). 569 Mystagogia 24, PG.91, 704D-705A, p.519 [р. п. I,179]. 570 Mystagogia 7, PG.91, 685B-C, p.507 [р. п. I, 168]. Св. Григорий Богослов, Or.6 (de pace I), n.14, PG.35, 740C; р. п. I.3,188; Or.7, n.21, 781C-784A; р. п. I,213; Or.32, n.8; Or.38, n.11. PG.36, 184В. 324С; р. п. III.3,116,200. Cp. Ambigua, PG.91, 1157B, f.159a. 571 Ambigua, PG.91, 1252A, f.199b-200a. Св. Григорий Богослов, Or.7, n.21, PG.35, 784A; р. п. I,213. 572 Ambigua, PG.91, 1348D-1349A, f.239a. 573 Ep.1, PG.91, 380C-381A, p.211–212; Ep.4, 416C, p.233. Страшный суд описывается словами св. Григория Богослова, Or.16, n.9. 8, PG.35, 945С. 944С; р. п. II.3,47. 46. 574 Ambigua, PG.91, 1088В–С. 1392C-D, f.127a-b. 255a-b. Блаженство обожения будет состоять в созерцании Бога: 1088А–В, f.127a; св. Григорий Богослов, Or.16, n.9, PG.36, 945С; р. п. II.3,47. 575 Ер. 1, PG.91, 389АВ, р. 217. Oral. Dom. expositio. PG.90, 893D, p.357 [р. п. I, 195]. 576 Ambigua, PG.91, 1392C-D. 1252В. 1172В, f.255b. 200a. 165b. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 524C, p.159 [р. п. II, 193] (cap. quing. III, 42). 577 Quaest. et dubia, 13, PG.90, 796B, p.304; 73, 848A, p.330. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 684A, p.245. Души грешников получат способность духовного ведения и нравственной оценки, для того, чтобы они могли признать силу Бога и глубину своего падения, и, таким образом, επιγνσει, ου τη μεθξει των αγαθων достигнуть αποκατστασις " а (Quaest. et dubia 13; ср. схолию анонима на соч. св. Григория Нисского De anima et resurr., PG.46, 136D; р. п. IV,305:«b рассуждении богопознания все будут согласны между собой, грешные и праведные; но не одинаковой будут пользоваться участью»). Восстановление, таким образом, коснется λγος " а ειναι человека, но не приведет к тому содержанию, которое дается λγος " ом ευ ειναι, а следовательно, и αει ευ ειναι. — Сам преп. Максим большей частью говорит или об αποκατστσις " е в сей жизни — к добродетели: Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [р. п. II, 112–113] (cp. XVI,301D, p.36); XLVII,425D, p.106 [р. п. II, 142]; LIV, schol.27, 533C, p.163 [р. п. II,315] (cap. quing. III, 44), или о восстановлении в будущей жизни в нетление при воскресении: XLII,408A, р.95 [р. п. II, 130]; Or. Dom. expositio, PG.90, 876C, p.346 [р. п. I,186]; Ambigua, PG.91, 1240A, f.194b (св. Григорий Нисский, De anima et resurr., PG.46, 148A; р. п. IV, 314). Оригенистического апокатастасиса он не признает. См. гл.«Преп. Максим как выразитель…», прим. 2. 578

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

219 Александра Афродизского (М. gr. 76, 596А, 741А), Амелия неоплатоника (ibid. 936А), Амфиона лирика (ibid. 517D), Анаксагора (521В), Анаксимандра (521А), Анаксимена (521С), Аполлодора (697D), Архилоха (519D), Аристобула перипатетика (705В), Аристофана (521В), Аристоксена (520D), Аристотеля (521В и мн. др.), Гесиода (520В и мн. др.), Гераклида (521В), Гомера (520С и мн. др.), Диагора (789В), Диогена (572А), Диодора историка (525А), Дорофея историка (697В), Зенона стоика (579В), Иппократа (521В), Иппонакса (520D), Исократа (814С), Истра историка (698D), Кастора историка (697В), Ксенофана (521А), Ксенофонта (552А), Лина ритора (5I7D), Митродора (572А), Монима историка (697А), Орфея (511 А), Парменида (521В), Питтака (521 А), Пифагора (518 и мн. др.), Платона (576D и мн. др.), Плотина (929В и мн. др.), Плутарха (609А), Полемона историка (525А), Порфирия (697В и мн. др.), Птоломея Мендезского (525А), Симонида (521А), Сократа (761А), Солона (760D), Софокла (519D), Стезихора (521 А), Ферекида историка (521В), Филохора (525А), Фокилида (521В), Фриниха философа (521В), Хилона (ib.), Хирила (ib ), Хризиппа (756В), Эмпедокла (521В и мн. др.), Эпикура (521 С), Фалеса (520D и мн. др.), Феогниса (521В), Феономна (697А), Фимела эпическ. поэта (520D) и др. Срав. Борис, архим., Ист. хр. просвещ., пер. II, Казань, 1890, стр. 345 – 346. 225 Гиббон, История упадка и разруш. римской имп., перев. Неведомского, М, 1885, ч. V, 226, и по его указанию – La Croze, Hist. du Christian, dis Indes, t. I, 521; Dupin, Bibliothèque Ecclesiastique, t. IV, 42 – 52. Все они повторяют, вероятно, сведения из Renaudom’a, Historia patriarcharum Alexandrinorum Iakobitarum ad Marco usque ad finem saeculi XIII, Paris, 1717, р. 106. 230 Ibid. , kh.XIV, русск. пер. III, 60, kh.VI, русск. пер. I, 366, kh.XVI, русск. пер. III, 212, kh.XVII, русск. пер. III, 244, 256; Γλαφυρ, из кн. Исх., кн. II, русск. пер. V, 99, кн. III, 108, 128 – 129, из. кн. Второз., русск. пер. V, 320 – 321, Толк.на пр. Ис., kh.III, отд. V, русск. пер. VII, 350, и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

493. Festugiere AJ. Op. cit, p. 42. 494. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 151. 495. Rerum gestarum, XXV, 4, 17. 496. Minucius Felix. Octavius, 6. 497. Bayet J. Histoire politique et psychologique de la religion romaine. Paris, 1969, p. 268. 498. Tertullien. De idol, 14. 499. См, например: Апулей. Золотой осел; Овидий. Фасты, III, стих 325. 500. Carcopino J. La vie quotidienne a Rome, p. 238. На основании его работы мы описываем зрелища. 501. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать «Жизнь 12 цезарей» Светония. См. также: Novatianus. De spectaculis. 502. Lukian. De saltatione, 45; 68; 80. 503. Ювенал. Сатиры, I, 35; VI, 41,63. 504. Valerius Maximus, II, 18, 8. 505. Martial. Epigr., Ill, 86. 506. Seneca. De tranquilitate animi, II, 13- 507. Однако еще до христианства философы — стоики и киники — предостерегали от подобного рода зрелищ. 508. Augustinus. In Ps., 147, 7; ibid., 50, 1; 19,6. 509. Causse A Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 56. 510. Ис. 53- И Тертуллиан, и Ориген цитировали пророка Исайю явно в полемическом смысле, понимая его буквально. 511. Tatien. Orat., 30—34. 512. 1 Apol., 9, 1–5. 513. Отсылаем читателя к исчерпывающему исследованию: Cerfaux L.; Tondriau J. Le culte des souverains. Paris- Tournai, 1957, pp. 313–397. 514. Ibid., pp. 391,394. 515. Mart. Pol., 9. 516. Tertullien. De fuga, 13. См. также: Lopuszanski G.//Antiquite classique, 20,1951, p. 6. 517. Justin. 2 Apol., 2. 518. Cagnat R. Praefectus Urbi//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 620. 519. Pline. Ер., X, 34(43). 520. Dig., XLVII, 22, 1, 3- См. также: Gag6J. Les classes sociales dans l " Empire romain. Paris, 1964, p. 308. 521. В «Дигестах» (XLVII, 22) говорится: «Однако не запрещается собираться в религиозных целях, поскольку это не противоречит постановлению сената, коим исключается создание недозволенных коллегий». 522. Homo L Les empereurs romains et le christianisme. Paris, 1931, p. 39. 523. Ibid. 524. Tertullien. Ad nationes, I, 7, 9MoreauJ. La persecution du christianisme dans l " Empire romain. Paris, 1956, pp. 50—51; GaudementJ. Institutions de l " Antiquite. Paris, 1967, p. 689-

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

506 В. Г. Василъевский. Epirotica saeculi XIII. — ВВ, т. III, 1896, с. 233—229. 507 Так в тексте А. А. Васильева, причем уже в исходной русской версии. Учитывая же бесспорное французское происхождение этого императора, более правильным было бы назвать его Пьер Куртене. Примечание научного редактора. 508 A Gardner. The Lascarids of the Nicaea... p. 93. 509 Среди наиболее новых работ об обстоятельствах смерти Пьера Куртене см.: A. Gardner. Ibid., p. 94; W. Miller. The Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204—1566). London, 1908, pp. 82—83; The Cambridge Medieval History, vol. IV, p. 427; П. Ников. Принос къмъ исторического изворознание на България и към историята на Българската църква. — Списание на Бъгарската Академия на науките. София, 1921, с. 40. 510 В. Г. Василъевский. Обновление болгарского патриаршества. — ЖМНП, т. 238, (1885), с. 21. 511 См.: A­ Μηλιαρακης . Ιστορα του βασιλεου της Νικαας κα του δεσποτατου της Ηπερου . Αθναι , 1898, ρ . 125, note 2. 512 W. Miller. The Latins in the Levant. A History of Frankish Greece (1204—1566), p. 83. 513 Georgius Acropolita. Annales, cap. 21, ed. A. Heisenberg, p. 33. 514 J. B. Pitra. Analecta sacra et classica spicilegio Solesmensi parata. Paris — Rome, 1891, VI, ep. 114, 488—490. См.: M. Дринов. О некоторых трудах Димитрия Хоматина. — ВВ, т. 2, 1895, с. 11 и прим. 1. 515 В. Г. Василъевский. Epirotica saeculi XIII. — ВВ, т. 3, 1896, с. 285. 516 Он же. Там же, с. 299. 517 Он же. Обновление болгарского патриаршества. — ЖМНП, т. 238, (1885), с. 18—19. 518 Иногда годом основания Фессалоникийской империи называют 1223 г. 519 Мы не будем говорить о Трапезундской империи. (О Трапезундской империи см. подробно: Г. Г. Литаврин. Социально-экономический и политический строй Никейской империи, Эпирского царства и Трапезундской империи В кн. История Византии, т 3 M , 1967, с 46—49 — Науч ред ). 520 Recueil des historiens des Gaules et de la France, vol XIX, Paris, 1833, p 754. 521 К. Иречек. История болгар. Перевод Ф. Бруна и В. Палаузова. Одесса, 1878, с. 333; В. Златарски. Иван Асен П. — Българска Историческа Библиотека. Т. 3, София, 1933, с. 1—55.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1925 См. Th. Kliefoth, Christliche Eschatologie, S. 48–49, и cp. у Ed. Zeller в «Theologische Jahrbücher» VI (1847), 3, S. 407–408. 1927 Здесь только обратная сторона католических тенденций в учении об opus operatum, почему даже св. Григорий в. (540–604 гг.), допуская воскресение тел, полагал, что – после искупления – «все праведные без всякого замедления (uequaquam morarum spatia), по слову Апостола ( 2Кор. 5:1 ), упокоются в небесных чертогах: mox quippe, ut а carnis colligione exeunt, in coelesti sede requiescunt». См. опыт исследования памятников христианской агиологии и эсхатологии проф. А. И. Пономарева: Собеседования св. Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении, Спб. 1886, стрн. 10. 1929 Paton J. Gloag, Introduction to the Catholic Epistles, p. 198: «In general, the Reformers seem to have overlooked the doctrine of an itermediate state, and to have regarded death, as to all intents and purposes the same to every person as the jugement». См. еще St. D. F. Salmond, The Christian Doctrine of Immortality, p. 5, и «The Church Quarterly Review» XLIV, 87 (April 1897), p. 63. 1931 Указания на промежуточное посмертное состояние не находит в учении Христа Спасителя и St. D. F. Salmond, The Christian Doctrine of Immortality, p. 350–352, но см. против в «The Church Quarterly Review» XLIV, 87 (April 1897), p. 60–62. 1942 Cp. C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 6=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 506. 1944 C. Bruston ibid., p. 11. 16–18. 20=511. 516–518. 520. Конечно, в этом же смысле нужно понимать и довольно странную фразу у Prof. G. F. Georg Heinrici (Erklärung der Korinthierbriefe II, S. 591): «...findet auch der Gedanke an eine Zwischenzeit zwischen Tod und Erweckung bei ihm (Paulus) keine Aufname». 1945 C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 15=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 515. 1946 C. Bruston, La vie future d’après Saint Paul, p. 24=«Revue de théologie et de philosophie» 1894, 6, p. 524.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

( Gregorius Naz. Supremum vale (orat. 42) 36, 480:13. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 42:18//ПТСО 1 (2011), 504.) 501 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 504:35–36. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:105//ПТСО 1 (2011), 57.) 502 ( Ibid. Orat. 2, 35, 449:25. См. pyc. пер.: Богосл. Слово 3, 42//ПТСО 1 (2011), 39; De theologia (orat. 28) 21:7. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 28:21//ПТСО 1 (2011), 343.) 503 ( Gregorius Naz. Contra Arianos et de seipso (orat. 33) 36, 237:3–4. Cp. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 33:17//ПТСО 1 (2011), 415.) 504 ( Gregorius Naz. Ad patrem (orat. 12) 35, 844:16–17. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 12:1//ПТСО 1 (2011), 170.) 506 ( Gregorius Naz. Epistulae 6, 4:4. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 6//ПТСО 2 (2011), 421.) 507 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 500:10–11. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 3:96//ПТСО 1 (2011), 55.) 508 ( Gregorius Naz. In pentecosten (orat. 41) 36,437:3–5. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово 41:5//ПТСО 1 (2011), 490.) 509 ( Gregorius Naz. Supremum vale (orat. 42) 36, 465:10–11. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 42:6//ПТСО 1 (2011), 499.) 510 ( Gregorius Naz. De spiritu sancto (orat. 31) 27:10. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 31:27//ПТСО 1 (2011), 388.) 511 ( Gregorius Naz- Funebris oratio in laudem Basilii M. (orat. 43) 69, 5:1–7. Cp. pyc. nep.: Григорий Богосл. Слово 43, 69//ПТСО 1 (2010), 547.) 515 ( Gregorius Naz. Carmina dogmatica 483:9. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Письмо 18//ПТСО 2 (2011), 35.) 516 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 536:18–20. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:5//ПТСО 1 (2011), 62.) 517 ( Gregorius Naz. Apologetica (orat. 2) 35, 504:29–32. См. pyc. пер.: Григорий Богосл. Слово З:104//ПТСО 1 (2011), 57.) 518 ( Gregorius Naz. In patrem tacentem (orat. 16) 35, 936:32–34. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 15:2//ПТСО 1 (2011), 197.) 519 ( Gregorius Naz. Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 35, 533:22–26. См. рус. пер.: Григорий Богосл. Слово 4:4//ПТСО 1 (2011), 61–62.)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

502. небо ни для кого не открыто, пока земля цела. 503. TERTULLIANI. De anima, 55. 504. в благих делах. 505. в мире, в благе, в свете, в утешении. 506. Ср. С. M. KAUFMANN. Die sepulcralen Jenseitsdenkmiler der Antike und des Urchristentums, 1900. 507. он перенес душу на небо. 508. наконец, он возликовал в раю. 509. Тела темницу расторгший, дух меж созвездий ликует, 510. молю, чтобы ты молил. 511. Здесь покоится в мире Хильдульф, молись за нас. 512. Le BLANT, Inscriptions, n. 677. 513. Ibid, n. 4. Римские катакомбы дают особенно богатую жатву молитвенных обращений к мертвым, собранную у Delehaye, Les origines du culte des martyrs, p.p. 23 —27. 514. Gl. mart., c. 88. 515. Похоронена, отойдя в ад. 516. G. m., c. 105. 517. толпу погибших. 518. V. P. III, prol. 519. Позднее распространение христианства в Галлии, еще далеко не повсеместное в эпоху Григория Турского, и исключительное внимание этого писателя к народным культам могут оправдывать смелость построения, которое привлекает материал VI века для объяснения явления II и III веков. См. работу аббата Вакандара в Revue des Questions Historiques, t. 65, p. 424. 520. Юлиан Флавий Клавдий (331–363)— римский император (с 361 г.). Получив строгое христианское воспитание, Юлиан тем не менее проводил линию реставрации язычества, за что был наречен христианской церковью отступником. 521. боги Маны (лат.); подземные боги (греч.); боги родители (лат.). 522. Cp. KAUFMANN, «Jensietshoffnungen», «Die sepulcralen Jensietsdenkmaler». Для Галлии богатый материал в корпусе Espereandieux: «Recueil general des basreliefs de la Gaule Romaine». 523. святыня героя. 524. когда я умру, ты принесешь мне жертву и призовешь бога родителя. 525. Fragm. XII. Corn Nepos, ed Halm, p. 123. — Цит. у DELEHAYE, p. 12. Для греческого культа cp. DIETERICH. Nekyia, p. 88 —89, p. 59 not. 526. богам Манам. 527. Винценция во Христе, молись за Феба и за его Вергиния/проси за нас, ибо мы знаем тебя во Христе/Матроната Матрона, молись за твоих родителей/Благословенная, молись за твоих/Аттик, твой дух во благе, молись за твоих родителей/ты проси, ты проси за них.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Склонность автора «Ареопагитик» представлять зло в безличных терминах может быть причиной отсутствия у него интереса к экзорцизмам, практиковавшимся в Церкви его времени. И еще одно соображение в пользу гипотезы о константинопольском происхождении обрядов, описанных в рассматриваемом трактате. В двух местах (PG. 3. Col. 436C, и более определенно в: Ibid. Col. 425C) автор ссылается на обычай произносить Символ веры во время Литургии верных. Этот обычай был недавним, так как его ввел константинопольский патриарх Тимофей I († 518) вскоре после 511 года 427 . Учитывая, как правило, консервативный характер местных литургических традиций, трудно ожидать, что это «революционное новшество» (выражение Келли) распространилось в других Церквах империи в столь краткий срок. Таким образом, и уникальные особенности обряда отречения от сатаны, отмеченные в трактате «О церковной иерархии» и в константинопольском чине, и упоминание о произнесении Символа веры во время Литургии указывают на Константинополь как возможное место пребывания автора «Ареопагитик». Заключение Наше исследование преследовало двойную цель: обозначить упадок обрядов посвящения западносирийского типа к концу V века и вновь поставить вопрос о личности автора Ареопагитского корпуса и о его географическом месте пребывания. Упадок катехумената в период с IV по конец V века был стремительным. Всего лишь за два поколения до автора «Ареопагитик» катехуменат обычно включал несколько лет подготовки на первом этапе, после чего следовал период интенсивной катехезы в течение нескольких недель: беседы, поучения, молитвы, неоднократные экзорцизмы и акты покаяния. После Крещения тайноводственные наставления неофитов продолжались в некоторых местах в течение недели. В противоположность этому во время, о котором свидетельствует трактат «О Церковной иерархии», предкрещальное оглашение сводится к одной краткой встрече с епископом. Крещение теперь совершают не в канун главных праздников, но скорее по требованию. К середине V века Крещение взрослых становится менее обычным делом, чем Крещение младенцев и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010