Завершим наш очерк молитвенным назиданием современного учителя кротости, преп. Силуана Афонского: «Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живёт; чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля. Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя смиренную любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь» («Преп. Силуан Афонский », стр. 130). Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся Все мы заботимся о хлебе насущном, дабы поддержать наши физические силы. Но голодный думает о хлебе постоянно, всюду его ищет. Истомившийся от жажды готов что угодно променять на стакан холодный воды, готов заплатить любую цену за глоток свежей воды. Точно так же должен христианин искать небесный хлеб и воду живую, которая навсегда духовно утолит его духовную жажду. Вся жизнь человека должна состоять из искания, — алкания и жажды правды, и через это искание обретёт он праведность. Принимая крещение от Иоанна Предтечи, Христос назвал правдой исполнение Закона Божия, т.е. того, в чём заключается истина: Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:15 ). В четвертой Заповеди Блаженства Христос обещает блаженства тому, кто мучительно негодует на всякую неправду (грех) и пламенно ожидает торжества истины. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавшись от грехов, жили для правды ( 1Пет.2:24 ). …Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? - наставляет Спаситель Своих последователей, — потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам ( Мф.6:31-33 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

Затем на архиерея возлагается панагия с произнесением слов: Сердце чисто созиждет в тебе Бог и дух прав обновит во утробе твоей 553 . Сердце чистое да сотворит в тебе Бог и дух правый да обновит внутри тебя. Эти слова основаны на одном из стихов 50-го покаянного псалма. Сердце в библейской традиции воспринималось не только как физический орган и не только как центр эмоциональной активности человека. Это еще и духовный центр, определяющий его поступки, жизненный выбор, отношение к Богу и окружающим людям. В сердце созревают мысли, решения, в сердце человек ведет диалог с самим собой и с Богом. Сердце – это та духовная глубина в человеке, в которую всматривается Бог ( 1Цар.16:17 ; Иер.17:10 ). С другой стороны, именно «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Очищение сердца – важнейшая задача христианина, и об этом должна напоминать панагия, которую архиерей за богослужением носит возле сердца. Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ). Чистота сердца необходима, в том числе, для совершения богослужения. Однако чистоту сердца невозможно приобрести только собственными усилиями человека: здесь необходима помощь Божия. Об этом и напоминает стих из 50-го псалма. Наконец, при возложении на архиерея митры произносятся следующие слова: Положи, Господи, на главу Твою венец от камений драгих, живота просил еи, и даст Ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков. Возложи, Господи, на голову Твою венец из драгоценных камней. Ты просил жизни, и он даст Тебе долгоденствие всегда, ныне и присно и во веки веков 554 . Эти слова представляют собой парафраз двух стихов из 20-го псалма, начинающегося словами: «Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется» ( Пс.20:2 ). Под царем в псалме понимается Давид, один из ключевых персонажей ветхозаветной истории. Произнесение этих слов напоминает о символическом значении митры как царского венца и об архиерейском служении как продолжении служения ветхозаветных царей и священников. Данная символика, присутствующая уже в словах Апокалипсиса о христианах как царях и священниках ( Откр.1:5–6; 5:10 ), пронизывает собой всю архиерейскую службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

и о творении рук Его повествует твердь;  3 День дню передаёт речь и ночь ночи открывает знание. 4 Нет у них языка, нет слов и не слышен голос их, 5 Но по всей земле прошла весть их и до краёв мира – речь их. Он поставил в них шатёр для солнца, 6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как воин, пробегая путь свой; 7 На крае небес восход его, и закат его – на другом крае их; ничто не скроется от жара его. 8 Закон Господень непорочен, обновляет души; 54 Завет Господень верен, умудряет простых; 9 Повеления Господни праведны, веселят сердце; Заповедь Господня светла, просвещает очи; 10 Страх Господень чист, пребывает вовек; Суды Господни истинны, все праведны, 11 Вожделенны более золота, множества золота чистого, слаще мёда и сотовых капель. 55 12 И раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 13 Ошибки свои кто осознает? От неведомых мне грехов очисти меня 56 14 И от гордости удержи раба Твоего, чтобы ей не обладать мною; Тогда я буду непорочен и чист от тяжкого греха,  15 И слова уст моих и мысли сердца моего Всегда будут угодны Тебе, Господи, помощник мой и избавитель мой! Псалом 19 (20) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Да ответит тебе Господь в день тревоги, да защитит тебя имя Бога Иаковлева! 3 Да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона поддержит тебя! 4 Да вспомнит о всех жертвах твоих и всесожжение твоё примет! () 5 Да сделает Он по желанию сердца твоего и все замыслы твои исполнит, 6 Чтобы возрадоваться нам о победе твоей и во имя Господа, Бога нашего, поднять знамёна. 57 Да исполнит Господь все просьбы твои! 7 Ныне познал я, что Господь дарует победу помазаннику Своему, Ответит ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. 8 Одни колесницами, другие конями, а мы – именем Господа, Бога нашего, хвалимся. 9 Они будут разбиты и падут, а мы поднимемся и утвердимся. 10 Господи, спаси царя и отзовись в тот день, когда мы призовём Тебя! Псалом 20 (21) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Господи, о силе Твоей веселится царь

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

И это при условии, что тебе посчастливилось найти духовника, и что он действительно духовник, а не младостарец. А если такого нет? Если вокруг – поросшие бородой, а подчас и седовласые мальчики семи пядей во лбу? Они в рясах, они служат у Престола, они отлично знают слово Писания, они специалисты по св. отцам и церковной истории… но свою церковную жизнь провели в настолько правильных условиях, что твои поиски того, что «и так понятно», кажутся им суетой, безумием и проявлением прелести (да-да, Игнатий Брянчанинов ведь писал о прелести то-то и то-то). Они не хуже и не лучше тебя, просто они – теоретики, а ты – странный какой-то! – не успокоишься, пока не пропустишь сквозь себя всё, о чём они только читают. Ты не вписываешься в стереотип, созданный их мозгом на основе проглоченных книг; твоё внешнее поведение отличается от их представлений о практическом христианстве. Они передадут тебе сколько угодно чьих-то авторитетных мнений и наставлений, но самого тебя не поймут. Потому что они – теоретики, их функция – хранить чужие знания, а не понимать живых людей. Не стоит ждать от них больше, чем они могут дать.     Не будем о грустном. У нас есть Тот, Кто не оставит нас сиротами (Ин 14:18). К кому ещё обратиться, когда не знаешь, куда идти, как не к Нему? И вдруг обнаруживаешь, что твоё одиночество на своей стезе – не одиночество, а школа доверия Ему. Никто из людей не знает твоего пути, но тебе уже и не нужно, чтобы его кто-то знал. Тебя ведёт Тот, Кто Сам есть Путь (Ин 14:6). Твой путь непредсказуем, потому что невозможно предугадать действия Творца. Он от нас этого не скрывает: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (Ис 55:8-9) Всё-таки мы в надёжных руках, и это радует. А инструкций ко спасению по-прежнему нет. Что делать? Мыслим конкретнее. Чего именно мы хотим? Что есть спасение? Как объяснить себе самому, о чём идёт речь, когда мы употребляем это слово?

http://blog.predanie.ru/article/put-gde-...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:4—8), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: «Сей путь повелений моих, и закон сей во век. Вей держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждому. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть» (Вар. 4:1—4). «Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир» (Вар. 3:14). «Посему любовию вечною возлюбил тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися» (Иер. 313—4). «Стоните на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим» (Иер. 6:16). И опять говорится через Исаию: «Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская» (Ис. 48:17—18). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: «блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего» , — то есть [совлек] «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», и облекся в благолепие, яже от славы Божией вовек , — то есть [облекся], — в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного» , — то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему «Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и снова благочестия» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3629...

Из них и через них создается благодать любви, которая ведет обоживаемого к Богу, Творцу человека. Ибо божественный Апостол, а вернее, глаголющий через него Христос, говорит: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает ( 1Кор. 13:4–8 ), поскольку она имеет Бога, единственного Неперестающего и Неизменного. И человека, живущего в соответствии с ней, любовь делает таковым же, как то показывает нам пророк Иеремия, изрекающий: Сей путь 546 повелений моих, и закон сей во век. Вси держащиеся ея, в живот внидут; оставивший же ю, умрут. Имися ея, чадо Мое, ходи к сиянию прямо света ея. Не дождь иному славы твоея, и полезных тебе языку чуждему. Блажен еси, яко угодная Богу тебе разумна суть ( Вар. 4:14 ). Научися, где есть смышление, где есть крепость, где есть мудрость, где есть долгожитие и жизнь, где есть свет очес и мир ( Вар. 3:14 ). Посему любовию вечною возлюбих тя, того ради вовлекох тя в щедроты. Яко возгражду тя, и возградишися ( Иер. 31:3–4 ). Станите на путех, и видите, и вопросите о стезях Господних вечных; и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете освящение душам вашим ( Иер. 6:16 ). И опять говорится через Исаию: Аз есмь Господь Бог твой, научих тя, еже обрести тебе путь правды, по нему же пойдеши, послушав заповедей Моих. Посему был бы убо аки река мир твой, и правда твоя яко волна морская ( Ис. 48:17–18 ). И я, радуясь вашим благам, осмеливаюсь говорить вместе с Богом, воспринимая [глаголы] от великого Иеремии: блажен еси, еже совлек ризы плачевные и озлобления твоего 547 – то есть [совлек] ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях; и облекся в благолепие, яже от славы Божией во век – то есть [облекся] в нового человека, созданного в Духе по Христу и по образу Творца; облекся во одежду правды, яже от Бога, возложи венец на главу твою славы вечного – то есть украсился ясным образом добродетелей и безошибочным словом мудрости, посему Бог явит всей поднебесней твою светлость и наречется бо от Бога имя твое во веки, мир правды, и слава благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Как же мы можем быть благодарны Богу? В первую очередь участием в Евхаристии. «Евхаристия» переводится как «Благодарение», и во время литургии мы, внимательно слушая слова молитв, и сами молимся: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим». Мы пришли благодарить Бога. С одной стороны мы соединяемся с Ним, получаем великие блага, дары, и в этом есть наше благодарение настоящее. Господь и исцеляет нас, и учит Его благодарить и пребывать с Ним в любви и единении. Сейчас для этого особое время, благодатное, Рождественский пост. В то же время мы сейчас входим в полосу очень сильных искушений. Приближается безумное предновогоднее торжество, которое сопряжено с обильным возлиянием, объедением и потоком совершенно тупой развлекательной информации, который десятилетиями обрушивается на сознание наших сограждан: одни и те же лица, одни и те же идиотские шутки, пошлые песни — бессмысленная попытка создать какую-то деланную радость. Люди уже сами изнывают от этого, устали, не могут уже это все воспринимать, но все это продолжается и продолжается. Нередко это настоящая мука для христиан. Объединение в деланной радости — это своеобразная псевдолитургия. Все это всеобщее феерическое шоу, это беснование, мнимая радость, тоже представляют собой попытку совместного служения, но для многих непонятно чему. Конечно, во всем этом немало искренних людей, которые просто желают ближним добра, мира, счастья в наступающем новом календарном году. Мы не должны надевать на себя маски какой-то такой злобной ревности, а должны отвечать им с любовью, но в то же время мы можем противопоставить потоку безумия свою любовь и благодарение Богу. Пусть кто-то радуется телесно, пьет, ест, пляшет, а мы в это время будем благодарить Бога за его благодеяния и объединяться в молитве, в причастии, в Евхаристии. Сегодня апостол замечательные слова сказал: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13).

http://pravoslavie.ru/58324.html

Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах - не угодна Господу. Прерву на время слово о молитве. Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять. Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному. Сроднил нас Господь Духом Святым. Мил сердцу Господь,- наша радость и веселие, и крепкое упование. Благий Господи, взыщи милостиво создание Свое и покажи Себя людям Духом Святым, как Ты показываешь Себя рабам Твоим. Обрадуй, Господи, пришествием Духа Твоего Святого всякую скорбящую душу. Дай, Господи, чтобы все люди, молящиеся Тебе, познали Духа Святого. О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу. О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям, и будь доволен всем, и тогда ум твой очистится от суетных помыслов. Помни, что тебя видит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата; не осуди его и не опечаль его хотя бы видом, и Дух Святый возлюбит тебя, и Сам во всем будет тебе помогать. Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой - жалеет нас, прощает, исцеляет, и вразумляет, и радует, и познается Дух Святой во смиренной молитве. Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он. Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве. Для молитвы нам даны храмы; в храмах служба совершается по книгам; но и храма с собой не возьмешь, и книги не всегда имеешь, а внутренняя молитва всегда и везде с тобою. В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живет, но душа - лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом; но это не для всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Радуется небо и земля, небо умное грядущее зряще, в Божественный дом воспитатися честно, Деву едину и непорочную, к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй: познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево, и родится из Тебе Бог Слово, даруяй мирови велию милость. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея: искренния Ея приведутся Тебе. Анна Божественная благодать яве, от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий, призвавши ити пред Нею отроковицам свещи носящим, и глаголющи: пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще предходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна ликовствующе, яко родиша Творца Рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих, и питаема рукою ангеловою Всенепорочная, Христа явися Мати, подающаго миру велию милость. Слава, и ныне, глас 6. [Сергиа Агиополита:] Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим: предызбранну от всех родов, во обителище всех Царя Христа и Бога: девы свещи носяще предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение: матери печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей, и радости мира ходатаице. Вси убо радостно, еже радуйся, со ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших. На благословении хлебов, тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение: трижды. [писан на Малей вечерни.] Книга Исхода (XL, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35) И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Не приклоняй уха твоего к словам злобы. Часто, говоря что-нибудь неприличное, люди испытывают твой образ мыслей, охотно ли ты, дева, слушаешь, что говорят, разрешаешь ли что-нибудь смешное; что ты ни скажешь, хвалят; что отринешь— отрицают; называют тебя обходительной, и святой, и бесхитростной. «Вот, — говорят,— поистине раба Божия; вот всецелая простота. Не то что такая-то, отвратительная, постыдная, необразованная, отталкивающая, которая, быть может, потому не вышла замуж, что не могла найти жениха». Мы увлекаемся естественным злом. Мы охотно становимся на сторону своих льстецов, и хотя говорим, что мы недостойны, и жаркий румянец выступает на лице, но внутренне душа радуется похвалам. Невеста Христова есть ковчег Завета, посвященный внутри и снаружи, хранящий в себе закон Господень. Как в ковчеге не было ничего, кроме скрижалей Завета, так и в тебе не должно быть никакого внешнего помысла. На этом очистилище, как на Херувимах, хочет восседать Господь. Он посылает учеников Своих, чтобы воссесть на тебе, как на жребяти ослем, Он разрешает тебя от временных забот, чтобы, оставив египетскую мякину и кирпичи, ты последовала за Моисеем в пустыне и вошла в землю обетования. Никто да не останавливает тебя, ни мать, ни сестра, ни сродница, ни сродник: Господь тебя требует. Если они захотят воспрепятствовать тебе, пусть вспомнят о казнях фараона, который, не желая отпустить народ Божий для богослужения, потерпел все то, о чем написано. Иисус, войдя в храм, изверг то, что не принадлежало к храму. Ибо Бог есть ревнитель и не хочет, чтобы дом Отца был превращен в вертеп разбойников. В противном случае, как скоро считаются монеты, являются клетки с голубями и умерщвляется простота, как скоро в девственной груди пылает забота о временных делах, тотчас разрывается завеса храма, Жених встает во гневе и говорит: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38). Читай Евангелие и посмотри, как Мария, сидящая у ног Господа, предпочитается усердной Марфе. Конечно, Марфа прилежным служением гостеприимства приготовляла угощение Господу и ученикам Его; но Иисус сказал ей: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом; но немногое необходимо, как одно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее (Лк. 10, 41–42). Будь и ты Марией; яствам предпочитай учение. Пусть сестры твои суетятся и ищут, как им принять гостя Христа. А ты, раз отложив бремя века сего, сиди у ног Господа и говори: Нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его (Песн. 3, 4). Ион ответит: Единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей (Песн. 6, 9), то есть в небесном Иерусалиме.

http://pravoslavie.ru/2712.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010