«Следовательно, заключает Лактанций , ни одно из упомянутых трех мнений несообразно с истиной. Надобно однако признаться, что кровь, теплота и воздух значительно споспешествуют поддержанию нашей жизни. Душа обитает только в таком теле, где эти вещи встречаются 602 . Такое же опровержение все вышеприведенные мнения находят и в творениях других отцов церкви и христианских писателей 603 . 510 S. Мах. Conf. ер. mixt. tom. sec. pag. 241. У Кашменск. 105. Примеч. Впрочем, бл. Феодорит невидимость души не признавал столь характерною чертою образа Божия в человеке, как особенность природы общую с духами бесплотными, хотя в тоже время указывал на другие богоподобные черты, свидетельствующие о духовной природе человека, а именно – его ум «в одно мгновение обтекающий и восток и запад, и север и юг, и небесное и преисподнее». (На кн. Быт. ч. I. 30). 515 О природ. чел. Христ. Чт. 1846. , 59. Примечание. Среди ученых патрологов долгое время держалось мнение будто бы сам Иустин Философ почитал душу частью Божества и, следовательно, допускал в этом случае эманатизм. Но еще Земишь старался поколебать это мнение, и его доказательства в защиту православия Иустина заслуживают полного внимания. «То правда», говорит Земишь, «что в отрывке о воскресении душа называется частью и дыханием Божества; но эту мысль апологет высказывает не от своего лица, а от лица еретиков».., (Филос. отц. и уч. церк. К. Скворцов . Киев. 1868 г. стр. 24, 25). 522 Orat. VIII, n. 11, col. 321, см. Догмат. уч. св. Гр. Бог. свящ. Ник. Виноградова, стр 367. 544 Сл. при вступ. в пр. Четыред. Хр. Чт. 1835 г. I. 125. Сн. Злат. Бесед. 12 на кн. Быт. Хр Чт. 1851 г. 5, стр. 195. 555 О душе и воскр. стр. 223. Тоже: Св. Вас. Вел. Бес. на сл. «внемли себе». Тв. св. отц. IV. 44; S. Maximi. Confes. Ер. mixt. tom. sec. pag. 239. См. у Кашм. стр. 102; Св. Иоан. Дам. Изл. пр. вер. кн. 1, гл. X. 556 Сл. 5. О непостпж. против Апол. Хр. Чт. 18. 42. . 29. Сн. Св. Гр. Бог. Сл. 7 О душе. Тв. св. отц. IV. 240. Читать далее Источник: Святоотеческое учение о душе человека/В.Ф. Давыденко. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908 (обл. 1909). - 271 с.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

975 Огл. поуч. III, n. 8, стр. 50—51. 976 О Св. Духе, гл. 15, в Тв. св. Отц. VII, 285. 977 Слов. на св. светы явл. Господн., там же — III, 268. 978 In Joann. T. VI, п. 26; Exbort. ad martyr, n. 30; in Jud. homil. VII, n. 20. 979 De baptism. c. XVI; adv. Scorpiac. c. VI. 980 Pass. S. Pamphil. n. VI. 981 In Ps. CXVIIU, n. 14; Orat. funebr. in obit. Valentin. n. 53. 982 Chrysost. homil. in S. Lucian, martyr, n. 2; Didym. de Trinit. 11, 12; Augustin. de baptism. IV, 22, n. 28; de civ. Dei XIII, 7. 983 «Крещение кровию и мученичеством, каким сам Христос крестился за нас, есть самое славное и блаженное, потому что уже не оскверняется последующими сквернами» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239). 984 Gennad. de dogm. eccles. c. LXI; Cassian. Coll. XX, 8. 985 На это правило Вальсамон делает такое замечание: δια τοτο δ πισκπων και πρεσβυτρων μνον μνσθη ο κανων , διτι ετρων τνι οκ φεται βαπτζειν . 986 A­ λλ ’ μνοις επισκποις και πρεσβυτροις εξυπηρετουμνων αυτος των διακνων . Lib. III, c. 11. 987 Epist. ad Smyrn. n. VIII. 988 De baptism. c. XVII. 989 Dionys. Areop. de hier, eccles. c. II, n. 11, § 7; Ambros. de myst. c. III, n 8; de sacram. III, 1; Hieronym. adv. Lucif. c. IV; Epiphan. haeres. VII, n. 34; LXXIX, n. 3. 7; Hilar. in Ps. LXVII, 32; Didym. Alex. de Trinit. 11, 12; Augustin. de civit. Dei XXII, 18; adv. epist. Parmen. 11, 13. 990 Tertull. de baptism. XVII; Кирилл. иерус. Оглас. поуч. XVII, п. 35, стр. 401—402; Theodoret. in 2 Paral. quaest. 1. 991 Διακονος ... ο βαπτζει . Lib. VIII, c. 28. 992 Haeres. LXXXIX, n. 4. 993 Alioquin et laicis jus est... (Tertull. de baptism. c. 17). Baptizare, si tamen necessitas cogit, scimus etiam licere laicis (Hieronym. adv. Lucif. c. 4). 994 Moschus, Prat. spirit. c. III; Nicephor. confess. can. LI. Впрочем, если младенец, крещенный, по нужде, мирянином, чрез погружение во имя Пресв. Троицы. останется жив, правила Церкви требуют, чтобы над этим младенцем выполнен был священником весь остальной чин крещения, кроме того, что уже было совершено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (Декабря 29 дня), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев. за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме.    Epist. LXXVIII ad Jubaian.; Exhort. ad martyr. praef.    Огл. поуч. III, n. 8, стр. 50—51.    О Св. Духе, гл. 15, в Тв. св. Отц. VII, 285.    Слов. на св. светы явл. Господн., там же — III, 268.    In Joann. T. VI, п. 26; Exbort. ad martyr, n. 30; in Jud. homil. VII, n. 20.    De baptism. c. XVI; adv. Scorpiac. c. VI.    Pass. S. Pamphil. n. VI.    In Ps. CXVIIU, n. 14; Orat. funebr. in obit. Valentin. n. 53.    Chrysost. homil. in S. Lucian, martyr, n. 2; Didym. de Trinit. 11, 12; Augustin. de baptism. IV, 22, n. 28; de civ. Dei XIII, 7.    «Крещение кровию и мученичеством, каким сам Христос крестился за нас, есть самое славное и блаженное, потому что уже не оскверняется последующими сквернами» (Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 9, стр. 239).    Gennad. de dogm. eccles. c. LXI; Cassian. Coll. XX, 8.    На это правило Вальсамон делает такое замечание: δια τοτο δ πισκπων και πρεσβυτρων μνον μνσθη ο κανων, διτι ετρων τνι οκ φεται βαπτζειν.    A­λλ’ μνοις επισκποις και πρεσβυτροις εξυπηρετουμνων αυτος των διακνων. Lib. III, c. 11.    Epist. ad Smyrn. n. VIII.    De baptism. c. XVII.    Dionys. Areop. de hier, eccles. c. II, n. 11, § 7; Ambros. de myst. c. III, n 8; de sacram. III, 1; Hieronym. adv. Lucif. c. IV; Epiphan. haeres. VII, n. 34; LXXIX, n. 3. 7; Hilar. in Ps. LXVII, 32; Didym. Alex. de Trinit. 11, 12; Augustin. de civit. Dei XXII, 18; adv. epist. Parmen. 11, 13.    Tertull. de baptism. XVII; Кирилл. иерус. Оглас. поуч. XVII, п. 35, стр. 401—402; Theodoret. in 2 Paral. quaest. 1.     Διακονος... ο βαπτζει. Lib. VIII, c. 28.    Haeres. LXXXIX, n. 4.    Alioquin et laicis jus est... (Tertull. de baptism. c. 17). Baptizare, si tamen necessitas cogit, scimus etiam licere laicis (Hieronym. adv. Lucif. c. 4).    Moschus, Prat. spirit. c. III; Nicephor. confess. can. LI. Впрочем, если младенец, крещенный, по нужде, мирянином, чрез погружение во имя Пресв. Троицы. останется жив, правила Церкви требуют, чтобы над этим младенцем выполнен был священником весь остальной чин крещения, кроме того, что уже было совершено. См. Евхолог. или Требник, изд. Киев. 1651, стр. 40.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Гавриил, архиеп. Ряз. 499, пр. 2. Гавриил, архиеп. Тв. 367. Галич А., филос. 113. Гарелин Я.П., писат. 144, пр. 1. Геннадий, еписк. 19, пр. 1. Геннадий, сын дьяк. 441. Георгий Влад. Долгорукий, Вел. Кн. 88. Георгий Всеволодович, благоверн. кн. 88. Гервасий, иерод. 493. Герман, свят. Каз. 427. Геронтий, иер. эк. ак. 306. Гертиг А.А., помещица. 203. Герцег М.Н., дворянка. 225. Гиббон, историк. 239. Гиляров, см. Гилярое-Платон. Гиляров-Платоновь Я.П., проф. ак. 381.382.386.410. 468, пр. 1. Гирсамов П.Ст., окон. сем. 200. 207. Гирсамов Ф.Емм. 208. Глинка Ф., поэт. 97. Глеб Андреев., благов. кн. 88. Голицын Ал.Бор., князь. 305. Голицын М.М., князь. 305. Голицын С.М., князь. 367. Голубинский Иос.П., ст. ак. 420. Голубинский Ф. А., проф. ак. 94. 128 и пр. 1. 313, 317. 3)8. 335. 356. 360. 361. 309. 370. 372, 497. Горбатые Дим. и Васил. удел. князья. 11. Горицкая О.А., девица д. зван. 12. Горицкий А.А., стряпч. 12. 15. 175. 224. 225. 277, пр. 2. 354. 404. 479. Горицкий Я., сын. свящ. 21.196. Горский А.В., проф. акад. 307. 323, пр. 1. 381. 386. 393. 395. 452. 486. Граменицкая Ел., д. свящ. 432. Граменицкая Ол., дочь свящ. 255. Грамениикий Д., сын свящ. 327. 431. Граменицкий М..Д., уч.-к сем. 106. 152. 154. 161. свящ. 165. 168. 171. 177. 191. 215. 220. 234. 254. 296. 326. 332. 413. 421. 422. 424. 429. 431. 436. 440. 442. 445–447. 455. 463. 473. 478. 501. 504. 506. Грандицкий И.Ф., свящ. 187. Григорий (Миткевич), архим. р. ак. 439. Григорий (Постников), еп. Ряз. 185. арх. Каз. 452 и пр. 1. 461, пр. 1. Груздев Як., ст. ак. 420. Гундобин П.И., куиец. 26, пр. 2. 33, пр. 1. Гурий, свят. Каз. 427. Гурьев В., уч.-к сем. 152. Д. Даниил, преподоб. 309. Делицын П.Спир., прот. проф. акад. 314. 318. 360. Державин Г.Р., поэт. 96. Державин Кир.Д., ст. ак. 420. Димитрий (Муретов), архим., впосл. архиеписк. 340, пр. 1. Димитрий Ростовский, св. 12 68. 76. 431. 438. Димитрий (Самбикин), архим. (после еписк.). 7, пр. 1. Диев М.Я., свящ. 109. Дионисий (Дм. Аннинский), иер. преп. сем. 128, 130. 141. 148. 374. 375. 429.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра Бог повелел „не оставлять манны на утрие”, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – для того, «чтобы под утром ты разумел время, в которое явилось пришествие Христово» (тв. ч. 5, стр. 87). Гл. 16, 33 И речé Моисéй ко Аарóну: возми стáмну златýю едину и вложи в ню гомóр пóлный от мáнны, и положиши тýю пред Бóгом в соблюдéние в рóды вáша И сказал Моисей Аарону: возьми один сосуд [золотой], и положи в него полный гомор манны, и поставь его пред Господом, для хранения в роды ваши «Златая стамна, заключавшая в себе чувственную манну, – по объяснению того же св. Отца, – являет нам свыше, т. е, от Отца, сошедшее и животворящее Слово как бы в священном и нескверном теле», причём в прообраз того, что „в Том живет всяко исполнение Божества телесне” ( Кол.2, 9 ), стамна была полна манны (тв. ч. 2, стр. 205–206). Гл. 16, 35 Сынове же Изрáилевы ядóша мáнну лет четыредесять, дóндеже приидóша в зéмлю обитáемую, и ядóша мáнну, дóндеже приидóша во странý Финикийскую Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской Как Моисей, так и все израильтяне, когда вкушали небесную манну, предварительно научаемы были через сие, – по мнениюсв. Григория Нисского , – «таинству Девы, ибо тело хлеба сего не возделывало ни орание, ни сеяние, но земля, оставаясь такою, какова она есть, оказывалась исполненной сей Божественной пищи» (тв. ч. 1, стр. 306), по образу чего и Дева Мария „без Семене зачала Сына” (9 п. кан. Вел. Суб.), „давшего нам есть плоть Свою” ( Ин.6, 52 ). Прообраз Иисуса Христа в манне видят также св. Василий Великий (тв. т. 7, стр. 278), Киприан Карфагенский (тв. ч. 1, стр. 322), Епифаний Кипрский (тв. ч. 4, стр. 155) и св. Иоанн Златоуст , который потому-то и говорит, что «мы получили вместо манны тело Господне» («Толкование на 2 Кор.» стр. 157–158; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 532). В этом смысле и бл. Феодорит говорит, что «ветхозаветное было образом новозаветного... манна – божественной пищи» (тв. т. 1, стр. 124). Изведение воды из скалы в Хориве

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И, по мнению бл. Феодорита, здесь «Его указует Моисей» (тв. т. 6, стр 142). Гл. 18, 18 Прорóка возстáвлю им от среды брáтии их, якоже тебé: и вдáм слóво Моé во устá Егó, и возглагóлет им, якоже заповедаю Емý Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему По объяснению св. Кирилла Александрийского , в этих словах Бог дал Моисею обетование о Мессии, что Он «придёт и во плоти явится: подобным нам в виде Пророка, возвещающего всем живущим на земле неизглаголанную волю Бога и Отца» (тв. ч. 10, стр. 21, 293; ч. 11, стр. 295, 335; св. Киприана Карфагенского тв. ч. 2, стр. 24). При этом Бог говорит здесь о Мессии как о пророке, подобном Моисею, 104 «давшему завет и различные законы», по объяснению св. Ефрема Сирина , именно потому, что и Спаситель имел «дать новый завет и законы, возводящие людей к совершенству» (тв. ч. 6, стр. 582). Гл. 21, 1 Аще же обрящется убиéный на земли, юже Госпóдь Бóг даéт тебе наследити, лежáщь на пóли, и не ведят убившаго и: Если в земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе во владение, найден будет убитый, лежащий на поле, и неизвестно, кто убил его По поводу этого закона о неизвестном убийце св. Кирилл Александрийский , переносясь мыслью к евангельской истории, говорит: «Иудеи не знали убившего Его (т. е. Христа), не знали, как и каким образом это совершилось... ибо вожди их и те, которые участвовали в их нечестивом решении, не знали, что Он пострадал добровольно и, повинуясь воле Отца, Сам предал Себя за нас ( Ин.19, 11 ). Отец предал Сына и, так сказать, Сам убил Еммаиуила. Поэтому в книге Псалмов Христос изображается говорящим Небесному Отцу и Богу о нечестии иудеев – „кого Ты поразил, они ещё преследуют...” ( Пс.68, 27 )» (тв. ч. 5, стр. 289–290). Гл. 25, 3 и числóм четыредесять рáн да наложáт емý, и да не приложáт к семý сорок ударов можно дать ему, а не более «Достижение 40 ударов в наказание бичами для биющих или биемых указывает, – по мнению того же св. Отца, – на вожделеннейшее для нас время домостроительства Единородного с плотию, в каковое как за всех умер Он ( Ис.53, 5 ; 1Пет.2, 24 ), так за всех и бичуем был ( Ис.53, 4 ; Пс.31, 10 )... Рассекши же число 40 на число и 5 и 8 найдём полезным для обозначения этого времени, ибо пришёл Единородный в пятую часть времени ( Мф.20, 1–16 ), воскрес же Он в 8 день» (тв. ч. 2, стр. 105).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Иустина Мученика , «через прикосновение к стегну Иакова и через причинение ему онемения сделано предуказание на то, что нашему Христу надлежало быть в немощи, т. е. в труде и в восприятии страдания, когда имел быть распятым» («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 125, стр. 356). Гл. 32, 28 И речé емý: не прозовéтся ктомý имя твоé Иáков, но Исрáиль бýдет имя твоé: понéже укрепился еси с Бóгом и с человеки силен бýдеши И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь «Таинством борьбы, в которой Иаков боролся с тем, кто только явился как служитель воли Отца, а на самом деле Бог, Сын, рождённый прежде всех творений, и после которой Иаков переименован в Израиля, что значит – „человек, побеждающий силу” (ибо «исра» значит человек побеждающий, а «иль» – сила), – по объяснению того же св. Отца, – было предсказано то, что когда ко Христу пришёл дьявол , т. е. сила, называемая змием и сатаною, искусить его и ниспровергнуть, требуя от Него поклонения себе, Христос поразил его, обличая его в том, что он лукав» (ibid.). Гл. 32, 31 Возсия же емý сóлнце, егдá прéйде вид Бóжий: óн же хромáше стегнóм своим И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро своё «Исчез вид Божий, боровшийся с Иаковом, – говорит св. Кирилл Александрийский , – т. е. взошёл на небеса Христос» (прообразом Которого он был) (тв. ч. 4, стр. 299). Бл. Феодорит замечает: «Здесь явился Иакову Единородный Божий Сын и Бог» (тв. т. 1, стр. 85). Иосиф Гл. 37, 3 Иáков же любляше Иóсифа пáче всех сынóв своих, яко сын в стáрости емý бысть: и сотвори емý ризу пéстру Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду Иосиф был прообразом Спасителя, по мнению святых Иринея Лионского («Отрывок» XVII, стр. 701), Киприана Карфагенского (тв. ч. 2, стр. 25), Кирилла Александрийского (тв. ч. 4, стр. 322–323, 330–332, 327–328) и бл. Иеронима (тв. ч. 14, стр. 192). Св. Ефрем Сирин считает Иосифа «истинным образом Сына Божия» – Христа (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца По мнению св. Иустина Медиоланского, разделяемому многими святыми Отцами Церкви 90 , Моисей, когда во время сражения Иисуса Навина с амаликитянами «молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «подняв руки вверх»), представлял собою «образ креста Христова» (или – по св. Киприану Карфагенскому , – «знамение и таинство» его). Почему, „егда воздвизаше Моисей руце, одолеваше Израиль: егда же опускаше руце, одолеваше Амалик”? «Не потому народ одерживал победу, – поясняет св. Отец, – что Моисей так молился, но потому, что он делал знамение креста, так что если он что-нибудь опускал из этого знамения, то народ был побеждаем; если же он оставался в этом положении, то Амалик был побеждаем, ибо сильный имел силу от креста» («Разговор с Трифоном Иуд.» гл. 90 и 111; стр. 299, 328–329). «Вообрази простертые руки Моисея, – говорит и св. Златоуст, – и ты увидишь сияющий образ креста» (тв. т. 6, стр. 623, 823). И по объяснению бл. Иеронима, «когда Моисей, поднимая руки к небу, молится, чтобы Иисус победил Амалика, этим изображает таинство креста» (тв. ч. 12, стр. 322; ч. 13, стр. 177), так что «Моисей победил Амалика знаменем креста своего» (тв. ч. X, стр. 31; XIII, стр. 177). По толкованию св. Григория Нисского , Моисей «через простертие рук даёт познать Простершего руки на кресте» (тв. ч. 1, стр. 283). И по св. Златоусту, «через Моисея, распростёртые руки которго были поддерживаемы Аароном и Ором, дан был образ, а истина совершилась через Иисуса Христа, Который Сам Собою держал Свои руки распростёртыми на кресте» («Беседы на Евангелие от Иоанна», ч. 1, стр. 166; преподобный Нил Синайский тв. ч. 2, стр. 303). И, по толкованию бл. Феодорита, «воздвизая руки, Моисей представлял образ Распятого за нас, ибо, – поясняет он, – как падал Амалик, когда воздвизал руки Божий раб – так, когда воздвиг руки Владыка, рассыпалось полчище дьявольское» (тв. т. 1, стр. 126).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 27, 4 И бýдет егдá прéйдете Иордáн, да постáвите кáмение сиé, яже áз повелевáю вáм днéсь, в горе Гевáл, и побелиши их мелом Когда перейдёте Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью «Великие и положенные на возвышенном месте камни, – по мнению того же св. Отца, – указывают нам на лик св. апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны» (тв. ч. 5, стр. 311). Гл. 27, 5 и да созиждеши тáмо олтáрь Гóсподеви Бóгу твоемý, олтáрь от кáмения: да не возложиши на них железа и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа «Алтарь сей есть Еммануил», – кратко замечает св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 591). Гл. 28, 5 благословéны житницы твои и остáнцы твои Благословенны житницы твои и кладовые твои По замечанию св. Ефрема Сирина , «сим напоминается о святой трапезе и о Плоти с неё преподаваемой» (тв. ч. 6, стр. 592). Гл. 28, 43 пришлéц, иже éсть у тебé, взыдет над тя выше выше, ты же низидеши низу низу Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже Гл. 28, 44 сéй взаим дáст тебе, ты же емý взаим не дáси: сéй бýдет главá, ты же бýдеши хвóст он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом Св. Киприан Карфагенский в этих словах видит пророчество о том, что первые по призванию в Царство Христово иудеи оказываются в нём последними, уступая первенство пришельцу; а «пришельцем называется народ из язычников, уверовавших во Христа» (тв. ч. 2, стр. 27). С ним в этом согласен и преподобный Нил Синайский (тв. ч. 2, стр. 306). Гл. 28, 66 и бýдет живóт твóй висящь пред очима твоима, и убоишися во дни и в нóщи, и не бýдеши веры яти житию твоемý жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей По объяснению св. Иринея Лионского , этими словами «Моисей даёт разуметь, что Слово, изначала сотворившее людей и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе» («Против ересей» кн. IV, гл. X, 2, стр. 435; кн. V, гл. XVIII, 3, стр. 630).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Гл. 6, 23 Поя же Аарóн Елисавéту, дщéрь Аминадáвову, сестрý Наассóнову, себе в женý, и роди емý Надáва и Авиýда, и Елеазáра и Ифамáра Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара По объяснению бл. Феодорита, «Моисей, сделав нам известным не только отца, но и брата жены Аароновой, указывает соединение колен царского и священнического и тем показывает, что Владыка Христос произошёл от обоих колен, став по человечеству и Царём, и Священником» (тв. т. 1, стр. 115). Гл. 7, 20 И сотвориша тáко Моисéй и Аарóн, якоже заповеда им Госпóдь: и взéм Аарóн жéзл свóй, удáри вóду речную пред фараóном и пред рабы егó, и преложи всю вóду речную в крóвь И сделали Моисей и Аарон, как повелел [им] Господь. И поднял [Аарон] жезл [свой] и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь «Начало знамений Моисеевых – кровь и вода, – замечает св. Кирилл Иерусалимский , – и то же самое было окончанием всех знамений Иисусовых. Прежде всего, Моисей превратил реку в кровь, а Иисус после всего испустил из ребра воду с кровью ( Ин.19, 34 )» («Огласительные поучения» XIII, 21; стр. 258). Причём «в жезле Аарона, – по мнению св. Ефрема Сирина , – виден образ креста» (тв. ч. 6, стр. 476), а по мнению св. Кирилла Александрийского , он означает Самого Христа (тв. ч. 2, стр. 206). Агнец Пасхальный «Подзаконная Пасха (осмеливаюсь сказать и говорю), – пишет св. Григорий Богослов , – была неясным прообразованием прообразования» (тв. ч. 1, стр. 176). «Случившееся в Египте, – говорит и св. Иоанн Златоуст , – когда надлежало совершить Пасху, было образом настоящих событий» («Беседы на Евангелие от Матфея» ч. 3, стр. 198), а именно: «Иудейская Пасха есть образ, а христианская – истина. Та избавляла от телесной смерти, а эта прекратила гнев Божий, которому подпала вся вселенная. Та избавляла некогда от Египта, эта освободила от идолослужения. Та погубила фараона, эта – дьявола. После той – Палестина, после этой – небо» (тв. т. 1, стр. 677–678).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010