184 Никифора монашествующего Слово о трезвении и хранении сердца, исполненное немалыя пользы//Добротолюбие. 1822. Ч. II. Л. 28–33. 185 Во первой части славянского Добротолюбия находится группа текстов, надписанных именем прп. Григория Синаита , в начале которой находятся «Главы краегранесием (в греческом писании) расположенныя, зело полезныя» (Добротолюбие. 1822. Ч. I. Л. 66–83 об.), за которыми следуют тексты, непосредственно связанные с молитвенным деланием: Тогожде ведение о безмолвии и молитве, еще же и о знамениях благодати и прелести, и кое есть различие теплоты и действа, и яко без наставника прелестию удобно побеждаемся, глав 10 (Там же. Л. 84–86); Тогожде о безмолвии и о двух образех молитвы, в 15 главах (Там же. Л. 86–91 об.); Тогожде преподобнаго отца нашего Григория Синаита о безмолвии. О еже како подобает безмолствующему седети и творити молитву (Там же. Л. 91 об. – 96 об.). 187 Иже во иноцех Каллиста и Игнатиа Ксанфопулов, Художество и правило, с Божиею помощию совершенное и от святых свидетельства имущее, о изволяющих безмолвно и иночески пожити, о пребывании и жительстве и пищи их, и еликих и коликих благ безмолвие виновно бывает разумно проходящим е//Добротолюбие. 1822. Ч. II. Л. 43–100 об. 189 Текст с указанным названием в славянском Добротолюбии отсутствует. Судя по всему, AT имел в виду «Святейшего Каллиста патриарха Константинопольского Образ внимания молитвы» и «Тогожде о молитве вкратце» (Добротолюбие. 1822. Ч. IV. Л. 117 об. – 118, 118 – 118 об.). 191 Способы «отыскания места сердечного» подробно рассмотрены AT в относящемся к апрелю 1850 г. сочинении «Об отыскании «сердечного места», по выражению святых отцов, для сведения ума в оное, сопутствующего внутренней Иисусовой молитве» (Муз-9265. Л. 167–174), в котором также содержатся русские переводы соответствующих фрагментов из Добротолюбия (Л. 171 об. – 172 об.). 194 Фрагмент текста от слов «познавал, что значит сказанное Им» до слов «и любви Его к нам» восходит опосредованно к не имеющей названия классификации молитвенных ощущений, составленной AT в марте 1855 г. (Муз-9265. Л. 185–186 об.), положенной в основу соответствующего раздела в пространной редакции «Памяти о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника сибирских лесов» (Троепольский. 1994: 325; Пентковский А. М. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника» (к вопросу об истории текста)//Символ. 1992. 27. С. 153), который, в свою очередь, был использован при составлении Второго рассказа. В декабре 1861 г. AT составил пространный текст «О насладительных последствиях внутренной сердечной молитвы с призыванием Имени Иисуса Христа, отверзающей Царствие Божие внутри сердца» (Муз-10948. Л. 172–177) на основании предшествующего текста 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

После смерти владельца книги вошли в общее монастырское собрание и лишь позднее (начиная с описи 1573 г.) стали предметом особого внимания и были выделены в специальную группу - «Иосифовы» (КЦДР. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский монастырь. 1991. С. 55-56), к-рая частично совпадает по составу с упомянутыми в послании (не фигурирует ни одно из аскетических сочинений). В наст. время известны книги, в отношении к-рых И. считается владельцем, вкладчиком и даже писцом: ГИМ. Епарх. 89 (Псалтирь с восследованием), на л. 24 запись: «Сию псалтырю далъ Серапиону игменъ Иосиф, на том коео ему ея не продать ни отдать никому, ни по душе своеи не дать, а отослать ему ея после своего живота во Осифовъ жъ манастыръ, а сию псалтырю кто дерьзнеть взяти после живота Серапионова, игуменъ или кто от братьи, сам ведает опричьно Серапионовои души, а отвечаеть Богу о неи» (КЦДР. 1991. С. 177-178); ГИМ. Епарх. 228 (Канонник), на л. 3 об.: «Сия книга глаголемая канонник чюдотворца Иосифа старинной 7186 года» (Там же. С. 288); 339 («Просветитель»), на л. 113 об.: «Список Иосифов» (Там же. С. 353); 357 (Сборник учительный), на л. I: «А се соборник и писмо и собрание старца и отца нашего Иосифа» (Там же. С. 370). Однако ни одна запись не является современной рукописи. На сегодняшний день вопрос об автографах И. не решен. П. М. Строев полагал, что его бесспорным автографом является Триодь постная. И. Хрущов указал в числе рукописей из б-ки Волоколамского мон-ря автографы преподобного, К. И. Невоструев не согласился с его атрибуцией ( Невоструев. 1870. С. 20-21). Почерк И. точно не отождествлен ни с одним из известных почерков. По мнению Т. И. Шабловой, автографом И. являются редакторские пометы на листах древнейшего синодика Волоколамского мон-ря: ИРЛИ. Оп. 23 52. Высказана догадка о том, что почерк И. встречается в сборнике РГБ. Вол. 583 на л. 232-238 об. ( Плигузов. 2002. С. 167. Примеч. 76). Однако аргументы недостаточны, и вопрос об автографах И. нуждается в дополнительном исследовании. Почитание Поминовение И.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Соч.: Моим критикам: [Разбор рецензий В. О. Ключевского и В. А. Бильбасова]. К., 1870. 2 т.; Рус. женщина накануне реформы Петра Великого и после нее: Сравн.-ист. очерк//Унив. изв. 1874. 5. С. 235-292; 6. С. 411-455; Ист. описание Екатеринбургского Новотихвинского 1-кл. девичьего мон-ря. СПб., 1875; Рус. ун-ты в связи с ходом обществ. образования//ВЕ. 1876. 9. С. 161-206; 10. С. 492-550; 11. С. 73-132; Арсений Мацеевич, митр. Ростовский: Ист.-биогр. очерк: Эпизод из истории секуляризации церк. имуществ в России//РС. 1879. 4. С. 731-752; 5. С. 1-34; 8. С. 577-608; 9. С. 1-34; 10. С. 177-198; Критико-библиогр. обзор лит-ры рус. истории за 1874-1876 гг. К., 1880; Рус. ист. наука в 25-летие: 1855-1880 гг.//РС. 1880. 2. С. 423-452; 3. С. 619-634; Время Екатерины Второй: Спец. курс, сост. по лекциям. К., 1881-1882. 4 вып. Литогр.; Гр. Н. П. Румянцев: Деятельность его на пользу разработки рус. истории и археологии: Очерк из рус. историографии//РС. 1881. 9. С. 47-74; 10. С. 225-250; История Моск. Руси до XVI в.: Лекции. К., Литогр.; Новые мат-лы для истории царствования Петра Великого: (Сношения России с Францией)//Унив. изв. 1886. 5. С. 81-144; Новые мат-лы и труды о патриархе Никоне//Там же. 1888. 6. С. 21-102; О причинах удаления митр. Павла Конюскевича из Тобольска по новым мат-лам//ЧИОНЛ. 1888. Кн. 2. С. 32-34; Сенат в царствование Екатерины II//РА. 1888. 1. С. 17-42; Ссыльные и заточенные в Соловецком мон-ре: Заметки к исслед. о них М. А. Колчина//РС. 1888. 1. С. 757-760; 2. С. 603-605; 3. С. 757-760; 6. С. 603; Еп. Моисей Гумилевский: Ист. заметка//РС. 1888. 6. С. 604-605; Новые исследования по истории Смутного времени Моск. гос-ва в нач. XVII в.//Унив. изв. 1889. 5. С. 113-166; 7. С. 167-206; 9. С. 207-214; Губ. ученые арх. комиссии: 1884-1890//Там же. 1891. 12. С. 101-136; Страница из истории Екатерининского наказа: (Об отмене пытки в России)//ЧИОНЛ. 1891. Кн. 5. Отд. 2. С. 11-35; Киев в 1654-1855 гг.: Ист. очерк//Киев. старина. 1904. Отд. 1. 9. С. 213-274; 10. С. 1-64; 11. С. 155-216; 12.//С. 516-685; Крестьянское движение в Киевской губ. в 1826-27 гг., в связи с событиями того времени. СПб., 1905; Имп. Екатерина II как историк//Военно-ист. вестн. 1911. 1/2. С. 13-24; Ист. воззрения Пушкина//Там же. 9/10. С. 5-23; А. Л. Шлецер: Ист.-биогр. очерк//ЧИОНЛ. 1911. Кн. 22. Вып. 3. С. 1-72; Карамзин - историк: Речь, чит. в собр. 18 июля 1911 г. по случаю открытия памятника Н. М. Карамзину в Остафьеве. СПб., 1912; Собр. ист. трудов. К., 1915. Т. 1; Г. Р. Державин в своей гос. и обществ. деятельности. Пг.; К., 1917; Icmopuчhi портрети. К., 2004.

http://pravenc.ru/text/389046.html

библ. один ангел смотрит на Младенца; нет ни славословящих ангелов, ни пастырей; две повитухи омывают Младенца. Schmid, 24. 568 Ср. в том же Евангелии изображение молитвы в саду Гефсиманском, л. 54. Слова Иакова в списке нац. библ., л. 131 об. и 149. Греч. псалт. нац. библ. 139, л. 428 об., 431 об., 435 об., 422 об. Псалт. 20 там же, л. 16 об. Рукоп. 533, л. 34. Ср. лат. Библию Карла Лысого, там же, lat. 1. л. 386 об. и 423. 569 Подражание этим изображениям в изд. кн. Гагарина (Изображ. из св. Ев., pl. V, ср. название источников) не имеет ничего общего с оригиналом. 573 Опущения эти не составляют, впрочем, характеристической черты коптской иконографии, придерживающейся византийских композиций. В стенописях коптской церкви «Абу-Сифаин» в Каире и доселе можно видеть старинное изображение рождества Христова с волом и ослом и – с поклонением волхвов. Franz, Gesch. d. christl. Malerei, I, 385. Freiburg im Br., 1887. 589 Описание еп. Христофора. Кстати, исправим неточность описания: одна из женщин, омывающих Младенца, названа здесь юношей: стр. 6, 36, 167. 591 На иконе Петропавловской церкви в Старой Русе женщина, омывающая Младенца, имеет надпись «баба». 592 Другие изображения в ярославской и вологодской росписях указаны в нашем соч. о росписях, стр. 141, 156, 158, 160, 161 и 164. 597 Pseudo-Matth., Evang., с. XIV: Tertia autem die nativitatis Domini nostri Jesu Christi beatissima Maria egressa est de spelunca et ingressa stabulum posuit puerum suum in praesepio, quem bos et asinus adoraverunt. Röm. Quartalschr., 1887, II-III, 177. 599 πειδ ωσφ οκ ε χεν ν τ κμ κεν πο καταλσαι, ν σπηλα τιν συνεγγς τς κμης κατλυσε· κα ττε ατν ντων κε τετκει Μαρα τν Χριστν, κα ν φτν ατν τεθεκει. Dial. cum Tryphone, с. 78. Migne, s. gr., t. Vl, col. 657–660. 601 Δεκνυται τ ν Βηθλεμ σπλαιον, νθα γεννθη, κα ν τ σπηλα φτνη. Orig. Contra Cels, lib., I. с. 51. Migne, s. gr., t. XI, col. 756. 605 Protoev., с. XVIII: Κα ε ρεν ( ωσφ) σπλαιον κε κα εσγαγεν ατν ( Μαριμ)… с. XIX: τς στν γεννσα ν τ σπηλα … κα στησαν ν τ τπ το σπηλαου κ. τ. λ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Л. 162. Несколько вопросов, относящихся к сердечной молитве. Л. 166. Примечание. Л. 167. Благодатный светильник для духовных таинственных познаний, поставленный опытами Святых Отцов на свещнике Добротолюбия. Л. 187 об. Замечательные мысли. Л. 203. Nota. Л. 212. Конец первого тома. Л. 212 об. – 314 – пустые. 2. Воскр-147 – ГИМ. Воскр. бум. 147. 4°, сер. XIX в., 276 л. Л. 2. О молитве четыре книги: I. О молитве в общем смысле; II. О молитве, рассматриваемой в смысле отрешенном и внутреннем; III. История внутренней молитвы; IV. Защищения ее от возражения. Изложено иеромонахом Арсением (Троепольским) . Описание: Сергиевский. 1876: 180; список: ОР РНБ. Ф. 359 (Колобов Н. Я.). 46. IV. Неавторизованные копии 1. Бар-164 – ОПИ ГИМ. Ф. 342 (Барятинские). Ед. хр. 164. 4°, сер. XIX в., скоропись. Л. 34–40. О четках [автограф АТ: Муз-9265. Л. 463–466 об.]. Л. 57а – 58 об. Иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста , Слово о молитве умной [автограф АТ: Там же. Л. 37–38 об.]. Л. 59–66 об. Трактат о влиянии призывания Имени Божия на жизнь, или О силе в имени Иисуса Христа [автограф АТ: Там же. Л. 344–359 об.]. 2. Мух-294 – ОПИ ГИМ. Ф. 117 (Мухановы). Ед. хр. 294. 4°, сер. XIX в., скоропись. Л. 1–7 об. Эмблематическое изображение внутренней молитвы (Письмо) [упоминается в: Кол-177/3. Л. 264]. Л. 8–17 об. Наставление, как обращаться с Крестом Иисуса Христа [автограф АТ: Муз-9265. Л. 384–385 об.]. Л. 30–45 об. Разговор о внутренней молитве. Наставление, как внутренно молиться Богу, предложенное в простосердечном разговоре [автограф АТ: Муз-10948, л. 309–331 об.]. 3. Пар-78 – До 2002 г. копия (2°, сер. XX в., машинопись, I, 88 стр.) находилась в Славянской библиотеке (Париж, Медон), вр. 78. После закрытия библиотеки и перенесения в 2002 г. из Медона в Лион местонахождение копии неизвестно. Л. I. Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника Сибирских лесов [публикация: Троепольский. 1994]. 4. Тюм-56 – Тюменский областной краеведческий музей. Ркп. 56 (ОФ. Инв. 5079/212). Л. 1–80.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

В начале второго века Св. Игнатий Богоносец , Епископ Сирской Антиохии и Мученик, первый установил в церкви возглашать Псалмы и другие песнопения от двух ликов противогласно или соответственно друг другу (δια τν αντιφονων, в подражание Ангелам, так воспевающим Святую Троицу 164 . Исчисление древних песней Между же древнейшими песнями известные и употребительнейшие суть: 1) славословие великое и славословие малое, т. е., Слава в Вышних Богу 165 , и Слава Отцу и Сыну и Святому Духу; к сим словам, по мнению некоторых 166 , Никейский первый Вселенский Собор для отражения Ариевой ереси присоединил утверждение исповедания предвечного бытия Сына Божия, сие заключение молитв: и ныне и присно и во веки веков аминь; 2) Трисвятое или стих Серафимский: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, благословен во веки. аминь! 167 ; 3) Аллилуиа; сия песнь употребляется с древних времен в церкви Введена она в подражание небесным жителям, возглашающим Богу, по тайнозрению Иоаннову, аллилуиа! ( Откр.19:1 ) 168 . § 26. По каким причинам уставлены на Литургии вход малый и великий Вход малый и великий установлены в Литургии по следующим причинам; в первенствующей Церкви при храмах обыкновенно сооружаемы были два притвора, один по правую, а другой по левую сторону; они назывались Пастофориями (παςοφρια), т. е., преградами 169 или притворами, по примеру бывших при ветхозаветном храме ( Лев.6:16 . Иез.42:13 . 1Мак.4:57 ). В одном хранились священные сосуды, одежды, где Священнослужители 170 облачались и разоблачались, свящ. книги, в числе коих и самое Евангелие и прочие Богослужебные вещи; он назывался Сосудохранительницею (Σκευοφυλκιυν) и местом или палатою Диаконов (διακνικον), служебною палатою, поскольку сосуды и прочая утварь церковная поручаемы были на хранение Диаконам 171 . Другой определен был для принятия приношений 172 . Сюда принимали хлеб. вино, елей, ладан и проч.; из приношений избирали и приготовляли Дары, определенные к священнодействию. хлеб и вино. Эта часть храма называлась Предложением (πρθεσις), в подобие бывшего в ветхозаветном храме предложения хлебов ( Исх.25:30 ). Когда Божественная Литургия, начавшись пением Антифонов и чтением Писаний 173 , приближалась к возглашению Евангелия, тогда Диаконы уходили в Сосудохранительницу и, взяв там Святое Евангелие, приносили его к братии, почему это принесение Евангелия и называлось (как и ныне называется) входом с Евангелием. По окончании же чтения Евангелия, когда наступало время освящать Дары, Диаконы 174 уходили в Предложение и, взяв оттуда избранные и приготовленные для Евхаристии хлеб и вино, переносили их на Святую Трапезу; там во время освящения их веяли над ними Рипидами 175 ; это пренесение называется ныне входом великим, потому что совершается с большим великолепием 176 . В последующия времена сим обоим входам даны Церковию знаменования духовные 177 . § 27. О поучениях к народу и обрядах, с ними соединенных

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Dmitrievs...

Прозаические произведения Пахомия – и Житие Кирилла тут не исключение – строятся обычно по четкой схеме: предисловие, основная часть и заключение. Β предисловиях говорится ο важности прославления праздников или святых, ο трудности для человека этого дела и об извиняющих автора в этом непосильном начинании обстоятельствах. Β риторических вступлениях, отступлениях, похвалах и т. п. язык Пахомия искусственно усложнен, витиеват и приближается к стилю гимнографической литературы – стихир, канонов и акафистов (с акафистами, в частности, его роднят многочисленные хайретизмы, т. е. обращения к прославляемым лицам, начинающиеся словом «радуйся»). Основная часть членится на ряд эпизодов. Β житиях речь начинается, как правило, с родителей святого, прерывается разговорами и размышлениями действующих лиц, наставительными авторскими замечаниями и похвальными восклицаниями, иногда довольно пространными, и завершается цепочкой рассказов ο чудесах. Β повествованиях ο событиях язык Пахомия прост, ясен и деловит. Опираясь на большое количество устных преданий и предшествующих письменных произведений, иногда документов, жития Пахомия Серба богаты историко-литературным и историческим материалом и потому интересны как для историков литературы, так и для собственно историков. Β конце 1461 – начале 1462 г. Пахомий Серб в очередной раз ушел из Новгорода в Москву, откуда скоро, по поручению великого князя Василия II Васильевича (ум. в 1462 г.) и митрополита Феодосия (1461–1464 гг.), отправился в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы собрать там материалы для заказанного ему Жития основателя этого монастыря. Заказ объяснялся благодарностью великого князя монастырю за ту поддержку, которую он получил там в сороковых годах, когда был лишен Дмитрием Шемякой великого княжения и сослан в Вологду. Закончил Пахомий Серб Житие Кирилла после марта 1462 г. (смерть великого князя Василия II Васильевича) и до 13 мая того же года (рукоположение в Ростовского архиепископа третьего преемника Кирилла игумена Трифона), возможно, уже по возвращении в Троице-Сергиеву лавру. (Подробнее ο Пахомии Сербе см. статью ο нем в «Словаре книжников и книжности Древней Руси. Вторая половина XIV–XVI в. Часть 2. Л–Я». Л., 1989, с. 167–177).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

163 Подобным образом поступал и старец Амвросий: хлеб скушает малейшую часть, а весь ломоть раскрошит. 167 Перед самой своей кончиной батюшка пристроил к этой деревянной церкви целый ряд больших высоких келий, непосредственно сообщающихся с ней окнами и дверями, для помещения лишенных движения калек, дабы им из этих келий можно было слышать церковную службу. 168 Руднево от Шамордина в семи верстах по проезжей дороге, а по ближайшей пешеходной в трех верстах. 169 Сведения эти заимствованы из брошюры «Тяжелая Утрата». 2-е издание в пользу Шамординской женской общины. С. 53–54. 171 День памяти Оптинского старца Макария. В скиту, как и вообще во всей Оптинской обители, торжество. О сём было упомянуто выше. 172 Припев, составленный старцем: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». 173 Сказывают еще, что весной 1897 года или около сего священник с. Озерского Перемышльского уезда приехал в Руднево как приходский пастырь. И там, по случаю бездождия, служил на полях молебен Божией Матери, перед Ее святою иконою «Спорительницею хлебов», с акафистом, икосы которого заканчивались вышеупомянутым припевом. Во время служения молебна давно не бывший дождь стал накрапывать. Когда же после молебна отслужена была еще панихида по старцу Амвросию, дождь пролил. 175 Эта икона принесена была, как мы видели выше, г-жою N., собственный рассказ которой помещается здесь. 176 Впоследствии валаамский настоятель, проведший остаток дней своих и скончавшийся в Саровской пустыни Тамбовской губернии. 177 В келье, где скончался старец Амвросий, в Шамординской обители, постелька его с подушечками и другие вещицы хранятся в том же виде, как были при его жизни, на память о нём. 178 Заключительное нравоучение басни такое: Как много ручейков текут так смирно, гладко; И так журчат для сердца сладко Лишь только от того, что мало в них воды! 179 Скоро этот убогий придумал себе дело. Он подходил к каждому встречному с кружкой и просил «на монастырь», где он живет, т.е. на Шамординскую обитель. Некоторые от него слыхали: «Буду собор строить».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Изображения на сем антиминсе теже, какие на предшествующих сему описаны. (Дело арх. Св. Синода 1842 г. 693. Ант. 36). 154 Для какого храма – не видно; на простом холсте с изображением положения во гробе Господа нашего Иисуса Христа и 4-х Евангелистов, в лицах животных, освящён при Никоне Патриархе Московском, лета от сотворения мира 7160, от Рождества Христова 1652. Св. мощи имеются. (Там же). Впрочем, из описаний этих не видно, какой рисунок имеют антиминс 5-й или 4-й? 155 На Капиониевой 18-й картине, изображающей Иосифа и Никодима, полагающих во гроб тело Господа Христа, нарисована Матерь Божия с двумя женами 8. Assemani. Romae 1755, т. 7, р. 592). 156 Этот канон с 6-й песни до конца, по свидетельству Славянской Триоды, творение господина Козьмы, который умер в 776 году. 157 Она шита крученым золотом и серебром и пожертвована княгинею Евфросиниею, супругою удельного князя Андрея Ивановича Старицкого (Вкладн. кн. 1603 г. в 4-ю долю л. «Лета 7073 дала княгине княже Андреева Ивановича инока Евдокия в дом Пречистой.... плащаница Спасов образ». Опис. 1718 г. стр. 223). 158 На кайме плащаницы изображено вязью: «Лета 7189 при державе благочестивого и христолюбивого Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великия ималыя и белыя России самодержца, в 6-е лето державы и царства его, и при великом господине святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея России, в 7-е лето патриаршества его построена сия плащаница смиренным Иосифом, Божьею милостью Митрополитом Рязанским и Муромским в Богоспасаемый град Переславль Рязанский, в соборную и апостольскую церковь честного ея Успения и св. страстотерпцев Бориса и Глеба». (Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. Отд. III. Соборныя церкви в городе Рязани. Сообщ. действит. член Архимандрит Макарий. Чтен. в Имп. Общ. ист. и древн. Росс. кн. 3, М. 1863, стр. 175 – 177). 1 В Известии Учительном, находящемся в Служебнике, сказано: «Священства таинство и евхаристия, сиест приношение бескровные жертвы тела и крове Господа нашего Иисуса Христа, кроме посвящённого храма, нигде же творятся, и не подобает под великим грехом. Храм Святый, сиест церковь , в собрание благодарственное Богу всетворцу, в Троице единому, и в молитву, и просвещение, и очищение от грехов, да будет посвящён от самого Архиерея, или в той прислан антиминс посвященный, и по чину священие той храм приявший«….»Иерей смертно согрешит, когда будет совершать евхаристию без освященного храма, или освящённые трапезы, сиест без антиминса». (Извест. Учит. в Служебнике, Сн. Правосл. Исповед. ч. 1, стр. 167. Простр. Христ. Катих. о причащении).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

415 О состоянии памятника до реставрации и подробнее о его реставрации см. указанную ниже статью И. М. Качановой и В. С. Шабельник. 416 В иконописном подлиннике о нем говорится: «...подобием стар, сед, брада велика и широка, должиною мерна, на главе клобук белой, риза святительская, саккос лазоревый крестечной, исподняя багряная, баканная, во омофоре, и Евангелие...» (Филимонов 1876. С. 219). В другом месте некоторые разночтения: «Петр подобием сед, брада шире и короче Сергия чудотворца Радонежского, риза сак зелен, кресты сини, омофор и Евангелие, на главе клобук бел, испод бакан» (Там же. С. 167). 421 По-видимому, как покровительница семьи Софьи великомученица Екатерина изображена на епитрахили, два фрагмента которой с поясными фигурами Екатерины и Димитрия Солунского сохранились в Кирилло-Белозерском монастыре (ГРМ, инв. ДРТ-267). Считалось, что Екатерина помогает при родах и «при исходе души». Неслучайно умирающий Василий III велел принести среди других икон и образ Екатерины, моля об отпущении грехов (ПСРЛ. М. 2000. Т. 6. С. 273). В великокняжеском дворце с 1536 г. известна церковь Екатерины, где великие княгини и царицы получали разрешительную молитву и причащались. Екатерина почиталась и как покровительница воинства. Так, по заказу Ивана III перед его походом на Новгород в 1471 г. был выполнен складень с вложенными в него мощами Екатерины, (см.: Николаева 1974. С. 177). Екатерину упоминает александрийский патриарх Ио-аким в своем послании Ивану Грозному в Казань (см.: ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 21. ч. 2. С. 669). Именно Иван Грозный дал средства на строительство храма, посвященного Екатерине на Синае. В Вознесенском монастыре придел великомученицы Екатерины был устроен, видимо, при сооружении новой трапезной в 1586 г., по он мог существовать и раньше. 422 Возникновение в VI в. на Синае (место обретения мощей святой) и последующее развитие культа великомученицы Екатерины, а также иконографических вариантов ее изображения прослежен В. А. Меняйло. Кремлевская пелена с нашей первоначальной датировкой (начало XV в.) приводится ею как пример наиболее ранней иконографии, разработанной еще в вв.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010