Имеющие раны не могут вовсе держать поста, точно также и те, которые несут траур. См. рукопись Иакинфа. Религия ученых в Китае 171 стр. 131 И-цзин со своими символическими указаниями на элементы мира (Куа) у древних китайцев была то же, что Vaticinia Sibyllina у римлян. Доныне китайцы бросают зерна на эти идеографические знаки и судя по тому, на какой знак упадет зерно, обсуждают ответ на заданный вопрос. Windischmann. Die Philosophie im Fortgang der Weltgeschichte. Theil. p. 377. Сновидения и грезы также и потому же в Китае издавна служили предсказаниями будущего. Там же р. 379. 143 Ibid. Chap. VIII, 1. Человек не целостен (partiale), когда любит кого-либо, – в нем нет, поэтому, средины. Он также не целостен, когда ненавидит, скорбит о ком-либо, беспокоится. 146 Частные добродетели, как и все нравственное учение, не излагаются в системе. Но исход и основа всех их всегда указывается в средине или мерности, – этой основной из добродетелей. 149 Кто не возмущается удовольствиями, гневом, скорбью, душа того находится в состоянии равновесия. Ibid. Chap. I, 4. 161 Confucian Analects. Book. I, 1. Учитель говорил: не приятно ли учиться с прилежанием и постоянством? 170 Китайские миссионеры сообщили вместе с тем и ни на чем не основанное и противоречащее всем понятиям Конфуциевой религии известие о том, будто Кун-цзы ожидал великого мудреца, имеющего впоследствии пересоздать нравственный быт человеческого рода. Во всех почти католических богословских сочинениях, излагающих содержание древних религиозных преданий (см. Lücken. Dic Traditionen des Menschengeschlects. § 69. Sepp. Das Heidenthum und ihres Bedeutung für das Christenthum. В. 1 Kap. 3) указывается на это ожидание имеющего явиться великого мудреца, высказанное самим реформатором китайской религии, как на доказательство распространения мессианских преданий на востоке. То совершенно справедливо, что китайцы с запада ждали мудрости, – там они полагали и первоначальное, счастливое пребывание человека и свое древнее отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Поэтому предостережение иеромонаха Серафима надо принять очень серьезно. Так, в наше время ряд исследователей, начав с достоверных медицинских случаев клинической смерти, перешли к личным опытам внетелесных состояний. Не руководствуясь христианским учением и многовековым опытом Православной Церкви, они стали изучать состояния «астрального» тела и попали в дебри оккультизма. К сожалению, это случилось с д-ром Муди, с женщиной психиатром Е. Kubler-Ross и некоторыми другими. Д-р Муди, например, написавший три ценных книги с достоверными данными, потом стал экспериментировать по рецептам теософии и трансцендентальной медитации. Недавно на эту тему он издал книгу, озаглавленную «Возвращение назад» (Comming Васк), в которой приводит типичные индусские бредни о перевоплощении. (Смотри в приложении разбор этого учения). Рассказы самоубийц В то время как души людей, умерших естественным путем, испытывают в том мире облегчение и даже радость, души самоубийц, напротив, попав в тот мир, испытывают там смятение и страдание. Один специалист в области самоубийства выразил этот факт следующей меткой фразой: «Если вы расстаетесь с жизнью с мятущейся душой, то и в тот мир вы перейдете с мятущейся душой.» Самоубийцы накладывают на себя руки, чтобы «покончить со всем,» а оказывается, что там-то все для них только начинается. Вот несколько современных рассказов, иллюстрирующих потустороннее состояние самоубийц. Один мужчина, горячо любивший свою жену, покончил с собой, когда она умерла. Он надеялся так соединиться с ней навсегда. Однако оказалось совсем иначе. Когда врачу удалось его реанимировать, он рассказал: «Я попал совсем не туда, где находилась она ... То было какое-то ужасное место ... И я сразу понял, что сделал огромную ошибку» стр. 143]. Некоторые возвращенные к жизни самоубийцы описывали, что после смерти они попадали в какую-ту темницу и чувствовали, что здесь они останутся на очень долгий срок. Они сознавали, что это наказание им за нарушение установленного закона, согласно которому каждому человеку надлежит претерпть определенную долю скорбей. Самовольно свергнув с себя возложенное на них бремя, они должны в том мире нести еще большее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2616...

г) Господь Иисус Христос во все установленные законом праздники приходил из Галилеи в Иерусалим в храм Божий, чтобы там молиться, учить и благодетельствовать. Так и последователь Христов посвящает святые дни праздников Господних Господу Богу своему: оставляя все дела свои, приходит в храм Божий, чтобы здесь принести Господу жертвы хвалы и благодарения за все благодеяния Его и испросить Его святое благословение на все дела и труды свои. Но и в дому своем он проводит святые дни Господни в молитве и благоговейном размышлении о делах Божиих, в поучении Слову Божию, в благотворении своим ближним. д) Господь Иисус Христос терпел безчисленные наветы и козни, преследования и гонения, истязания и муки от врагов Своих, не преставая благодетельствовать им, плакал об отвергшем Его и предавшем Его на смерть народе, молился за распинавших Его на кресте. Так поступает и истинный ученик Христов. «Он любит и врагов своих, добро творит ненавидящим» его, «благословляет кленущих» его, «и молится за творящих» ему «напасть, не воздавая злом за зло, но промышляя добрая ко всем». Кто таким образом подражает во всем Господу И. Христу, имея непрестанно пред очами высочайший пример Его святейшей жизни, тот очевидно, идет во след Господа, и придет несомненно туда, «идеже есть Христос одесную Бога седя. Аще кто Мне служит», говорит Сам Господь, «Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». III. Видите-ль как, и не оставляя ни дома, ни сродства своего, ни обыкновенных дел и занятий своих, можно последовать за Христом, быть всегда с Ним и служить Ему. Не подумайте, чтобы от этого пострадали сколько-нибудь ваши земные дела, чтобы последовало какое-либо важное упущение и ущерб в вашем хозяйстве, когда будете помышлять только о том, «како угодити Господеви», думать только о небе, искать только царствия небеснаго. Напротив, тогда-то именно все житейские дела ваши примут правильный и благоуспешный ход, все труды ваши сопровождаться будут благословенным успехом, все занятия ваши, каковы бы они ни были и в чем бы ни состояли, одухотворятся, освятятся благословением свыше, примут богоприятный вид богобоязненного исполнения воли Божией. (Сост. по проп. Дим., арх. херс, т. III. стр. 143–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Корр.: Бывают моменты, когда духовное, религиозное развитие человека вступает в конфликт с его познанием мира посредством творчества - писательским, допустим, методом. И тогда наступает кризис... Скажем, Гоголь, который сжигает 2-й том " Мертвых душ " . Ю.В.: Это был не Гоголь. Это был уже не тот Гоголь. Гоголь - это человек, который писал гениальные произведения, а потом с его гением что-то стало. Может быть, он навсегда его покинул. И вот этот самый новый человек и написал " Выбранные места из переписки с друзьями " . Но, повторяю, это был уже не Гоголь. Корр.: Вы считаете, что эти вещи не связаны с его подлинным религиозным ростом? Ю.В.: Думаю, что Гоголь - это один из создателей русской литературы, которая освещает весь мир своим светом. Конечно, очень сложным светом. Но Гоголь, который отказывается от всего того, что он написал... Нам он уже абсолютно не интересен: таких людей тысячи... ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ Другого мнения придерживался И.М. Андреев, который писал: " В " Авторской Исповеди " , написанной после " Переписки " , Гоголь впервые серьезно заговорил о возможности ОТКАЗА ОТ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПУТИ СВОЕГО, во имя высшего подвига... С годами неуклонного духовного роста Гоголя - выросло желание сжечь свой последний, законченный труд и замолчать. Сожжение перед смертью второй части " Мертвых душ " было самым великим подвигом Гоголя, который он хотел скрыть не только от людей, но и от самого себя. За три недели до своей кончины Гоголь написал своему другу Жуковскому: " Помолись обо мне, чтобы работа моя была истинно добродетельна и чтобы я хоть сколько-нибудь был удостоен пропеть гимн Красоте небесной " . Красота небесная - несоизмерима с красотой земной и земными словами невыразима. Вот почему - " молчание есть таинство будущего века " . Перед смертью Гоголь это до конца понял: сжег написанное и умолк, а потому и умер " . Проф. И.М. АНДРЕЕВ, " Очерки по истории русской литературы XIX века " . Джорданвилль, Нью Иорк, Т968, стр.142-143. ...которые ничего не напишут. Были, правда, после этого какие-то сочинения, но они тонут в море таких же " каких-то " сочинений. И если бы мы не знали, что этот человек написал " Мертвые души " , " Петербургские повести " , " Тараса Бульбу " , - тот Гоголь, которого мы собственно Гоголем и называем, - то этот мятущийся человек, со своими размышлениями, иногда очень смешными (потому что " Выбранные места " очень неровные, иногда там просто чистая дидактика идет и весьма наивная), - это уже кто-то совсем другой. Я не уверен, что я правильно формулирую мысль, но это уже не Гоголь.

http://foma.ru/we-trust.html

138 . См. выше, стр. 188. 139 В полемике по вопросу об исхождении Святого Духа латиняне обычно упрекали греков в употреблении термина «причина» в тринитарном богословии. См., напр., у св. Фомы (I a , q. 33, a. 1, ad 1 um ): Dicendum quod Graeci utuntur, in divinis, indifferenter nomine causae, sicut et nomine principii: sed latini Doctores non utuntur nomine causae, sed solum nomine principii. [«Следует сказать, что греки пользуются, говоря о вещах Божественных, безразлично терминами «причины» и «начала», но латинские учители не пользуются словом «причины», но только словом «начала».] — Ср. Contra err. Graec. [«Против заблужд. греков»], c. 1. 140 Lib. Parabol. Genes., Cus., f. 26 rb , ll. 15–16. См. выше, прим. 45. 141 Там же, f. 26 va , ll. 16–25: Hinc est primo, quod in divinis is qui proc edit et producitur, sed non educitur aut extraducitur, extra unum scilicet, — puta filius et spiritus sanctus, qui non sunt extra unum sed sunt idipsum quod unum et ipsa una unitas, — non sunt effectus patris cui unitas attribuitur, nec sunt facti nec effecti, quasi extra unum et extra patrem facti. Propter quod in ipsis non cadit divisio, nec extraneitas, nec quippiam implicans quidquam premissorum. [Отсюда следует, во–первых, что в Божественной природе есть Кто исходит и производится, но не изводится или выводится вовне, то есть вне Единого, — а именно, Сын и Дух Святой, Которые не суть вне Единого, но суть То же, что Единый, и одно Единство, — Они не являются «произведениями» Отца, Которому усваивается единство, они не «соделаны, как будто сотворенные вне Единого и вне Отца. Поэтому в Них не случается разделения, или отчуждения, или чего бы то ни было, предполагающего какие-нибудь предпосылки.]. 142 Там же, ll. 6–13: Omne quod unum producit non ut effectum sive extra factum ipsum neces- sario est unum, utpote manens in uno, non effectum sive extra factum, sed ante factum, prius natura facto, non divisum ab uno sed unum cum uno, ab uno, per unum et in uno unum, inquan- tum in unitate, entitate, sapientia et omnibus similibus que intra manent, producta quidem sed non facta, nec aliud, nec creata. [Все, что производит Единый не как «результат», или произведенное вне Его, необходимо есть единое, ибо пребывает в Едином, не является «произведением», или произведенным вовне, но оно предшествует «соделанному», предваряет соделанное природой, не отделено от Единого, но — Едино с Единым, от Единого, чрез Единого и в Едином едино во всем, что относится к единству, бытию, мудрости и всему подобному, что пребывает внутри, будучи произведенным, но не соделанным, не иным, не сотворенным.] — См. вообще все развитие темы об изведении в Едином и вне Единого вплоть до конца «первого изложения» (ff. 26 rb , l. 1 — 27 ra , l. 39). 143

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

361 от вырезывать указывает песню, сложенную по известной мере, тоже что и обыкновенное название большей части псалмов. Частное оно значит петь с аккомпанементом, как в греч. Переводе ψαλμς от ψáλλειν, бить по струнам, играть, на инструменте. LXX всему собранию псалмов дали название ψαλτριον, точно также, как напр. словом Lyra называется собрание лирических стихотворений. 362 восходить. Употребляется о восходе солнца н всходе посевов. Этот образ пророки, и в особенности Исаия, нередко употребляют, когда говорят о явлении Мессии, ожидаемого избавителя. 363 . Древние переводчики этому слову давали значение: так, таким образом. LXX: σπερ τατα ποθανουνται; точно также и блаж. Иероним:ет habitatores sicut haec interibunt. Но Людовик de Dien указал в этом слове имя существительное; и действительно в множ. ч. это слово встречается Исх. 8, 16 в описании казней египетских: κνíψ, σχνφες, род мошки, особенно распространенной в болотных местностях нижнего Египта, – culex replans Линнея. 365 Эту метафору часто повторяют классические, писатели. Так у Гомера об Аяксе говорится: (Jliad. XVIII, 157) одетый силой бранною. 366 поэтич. имя Египта, по происхождению египетское. – (См. Jablonskii opuscc. ed. te Water. I, 228). 367 чудовище морское вообще, Быт. 1, 21 ; здесь дракон или крокодил, – эмблема Египта. На римских монетах, выбитых по случаю побед импер. Августа в Египте, Египет изображён в образе крокодила, привязанного к пальме. В ветх. завете часто царь египетский сравнивается с крокодилом: Пс. 77, 13 ; Иез. 29, 3; 33, 2 . Это сравнение стало до такой степени ходячим, что в нынешнем языке арабском, наоборот, титул царя – фараон стал названием крокодила. 369 Этот стих буквально сходен с 35 гл. 10 ст. (см. стр. 143 оригинала – прим. эл. редакции), с тем только различием, что слово стоит без парагогического. Там он оканчивает главу, а здесь отдельную строфу в главе. 370 Состояние пленного народа представляется под образом ареста, коему подвергались нарушители общественного спокойствия. Иерем. 38, 6. 37, 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот циркуляр, необходимо прежде всего отдать себе отчет в том, что разумеет циркуляр под именем школ грамоты. Дело в том, что в этом отношении замечается в самом законе некоторая двойственность. Правила 13-го июня 1884 года под именем школ грамоты разумеют «домашние крестьянские школы... открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода» (§ 6). Совсем иной взгляд на школы грамоты проводится в Правилах 4-го мая 1891 года; здесь под этим именем разумеются уже не домашние крестьянские школы, но все «школы начального обучения, открываемые в приходах городских и сельских, а равно и при монастырях» (§ 1). Вследствие такой двойственности во взгляде самого закона, на практике к разряду школ грамоты причисляются обыкновенно начальные школы довольно различных типов. Чтобы убедиться в этом, достаточно просмотреть списки школ грамоты, приложенные к отчетам Московского Кирилло-Мефодиевского Братства. Мы тут находим с одной стороны такие школы, в которых и учредителем и преподавателем является какой-нибудь унтер-офицер, или крестьянский мальчик, окончивший курс в двухклассном училище, или отставной рядовой, или же какая-нибудь раскольническая начетчица (стр. 133, 141:143). Все эти лица, учреждая свои домашние школки, имеют в виду лишь получить известный заработок; они взимают поэтому в свою пользу плату с учеников. Это – своего рода частные учебные заведения, существование коих тесно связано с личностью самого учителя; они помещаются там, где живет в данную минуту учитель, ибо занятия с учениками происходят на квартире учителя; с ним вместе школа перекочевывает иногда из селения в селение. Есть основания думать, что и обучение в этих школах ведется по таким способам и такими приемами, которые резко отличаются от всего того, что принято теперь во всех правильно устроенных начальных школах, как земских, так и церковно-приходских. Ha ряду с этим в том же списке помещены школы, открываемые обществами, или отдельными благотворителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

537 С успехами современной внешней культуры, в основании своём глубоко материалистической, направленной к собиранию сокровищ исключительно на земле (вопреки заповеди Христа Мф.6:19–21 ), люди опять начали проникаться горделивым чувством своей силы, стремясь проявить её в предприятиях, не имеющих ничего общего с истинным человеческим благом. С развитием техники вообще и в частности искусства строить из железа люди как бы обрадовались возможности возводить колоссальные постройки и стали, из одного тщеславия, на удивление самим себе, строить фантастические здания. Не одному ли хамитскому тщеславию обязаны своим происхождением такие сооружения, как поражающие своей величиной – статуя свободы, (от кого и от чего?) в Нью-Йорке и башня Эйфеля в Париже? 538 Свобода в сатанинском смысле та, которой падший дух соблазнил прародителей и подобие которой проповедуется современными безбожниками, философами и не философами. 539 Но очевидно, в это же самое время и по той же именно причине люди получили способность и наклонность разнообразить звуковое выражение своих мыслей и далее, почему первые три ветви подверглись дальнейшему распадению. Поэтому-то впоследствии образовалось такое множество языков и наречий. Даже близко-родственные племена стали обособляться в языке. 541 С. Глаголев говорит: «если бы дело шло о раздаче людям в дар различных языков, то богодухнов. автор говорил бы не о смешении (языков), а разделении языков» (там же. Стр. 105). На это нужно сказать, что Моисей знал логику языка вообще и в частности языка еврейского лучше, чем г. Глаголев. Если бы Моисей говорил по-русски, то рассказывая о том расстройстве речи, которое происходит от сильного испуга или при параличе и которое г. Глаголев предполагает у строителей башни, он сказал бы: люди лишились языка, или: у людей повредилась речь. Но он употребил слово «смешал», – на том же, очевидно, основании, на каком мы, слушая какого-либо человека, постоянно вставляющего в свою родную речь слова и целые фразы другого языка, говорим о нём: он говорит смешанным языком; т. е. Моисей употребил слово, указывающее не на косноязычие, а на разноязычие. Обращаясь же к еврейскому языку, на котором писал Моисей, необходимо принять к сведению следующее. Смущение, смятение, расстройство, смешение того, что было в порядке (напр., воинского строя) по-еврейски обозначается глаголами или и именами, от них происходящими. Когда египетское войско вошло в море. Господь «воззрел на стан египтян... и привёл его в замешательство » ( Исх.15:24 ). «Пусти стрелы Твои и расстрой их ( Пс.143:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

15). Начальникам губерний поставить в обязанность, посылаемым для увещания раскольников, духовным лицам оказывать со своей стороны нужное содействие. 16). Епархиальных Архиереев уполномочить в те места, где есть раскольники, или вновь будут открываться, определять надежнейших священников, а замеченных в неспособности к обращению заблуждающих перемещать к другим приходам по своему усмотрению. 17). Епархиальные Архиереи, через первенствующего Члена Св. Синода, а Начальники губерний через Управляющего Министерством Внутренних Дел имеют доставлять Комитету ежегодно сведения об успехе обращения раскольников к Православной Церкви, с изложением, употребленных ими для сего, мер и своих мнений о способах к обращению, какие им по опытам и местным обстоятельствам представятся полезными. 18). К ограждению народа от ересей и расколов нужно поставить духовенство в такое состояние, чтобы причетники и диаконы могли заниматься обучением малолетних детей своих прихожан славянороссийской грамоте, а священники преподавать им Катихизис. От сего учреждения можно надеяться, что простой народ постепенно будет приобретать познание в догматах христианской Веры и в прихожанах утвердится любовь и почтение к духовенству, каковое обыкновенно бывает в учениках к своим учителям. 134 Напечатан бы л в Самарских Епарх. Ведомостях из воспоминаний бывшего Самарского Преосв. Герасима. 135 В рукописи г. Карачева, из которой мы приводили уже часть сведений и еще будем приводить из неё же в своем месте. 136 В своем месте, именно в III-eм Томе о Киеве, мы увидим факт, что из Казани одна купеческая жена приходила даже пешком, чтобы поклониться в Бозе почившему за дарованное ей исцеление. 143 Горестное известие о холере появилось в Казани в Августе. Лето было жаркое, а в Августе были палящие жары. С возвращением торговцев с Нижегородской ярмарки, появилась холера на Бакалде (старая пристань на Волге близ Казани), куда был послан чиновник для надзора за порядком; но посланный тут же умер от сильных судорог. Татары привезли с собою из Нижнего, умершего там, ахуна (духовное лицо в роде протоиерея) и тем распространили заразу. 9-го Сентября разнеслась в городе молва о холере: многие из богатых жителей оставили город, а другие запаслись съестными припасами на полтора месяца. Сперва холера появилась на Сенной площади, а оттуда она бросилась в Ямскую и Мокрую (улицы) и распространилась по всем частям города и проч. См. Историч. Записки о 1-й Казанской Гимназии В. Владимирова. Казань. 1868 г. Отд. 2, ч. 2, стр. 165–167, 206–207.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

Октября 22-го он презентовал Императрице, в знак сыновней любви и рабского подданства, серебряный сервиз. 265 232 Письмо Феофана к Толстому. «Сиятельнейший граф, Петр Андреевич, государь мой и благодетель особливый. Возвратяся я от вас в Синод, спросил секретаря Герасима, бывает ли у архиерея новгородского? Сказал он, что бывает, да за изволением-де Антона Мануйловича. И мы до справки велели его взять за арест. Когда же я стал при своей братии говорить с удивлением, что если секретарю-де да ходить позволяется, то для чегож другим прочим и запрещать: тогда отец архимандрит троицкий, отвед меня на сторону, сказал: у меня де вчера был от новгородскаго архиерея судья его монастырский (Головачев), спрашуя, кто наступает на его архиерея; и я де спрашивал его, бывает ли у архиерея; и судья-де сказал, что он от архиерея и прислан, а его-де судью пускают к архиерею караульные. Сие доношу вашему сиятельству, пребывая доброжелательный ваш слуга и богомолец, Феофан архиепископ псковский, 1725 г. мая 3-го». Там же, стр. 143. 235 Высочайший именной указ св. Синоду: «Св. Синод! По делам, следующимся в генеральном дворе, касается нечто до ассессора Варлаама Овсянникова. Того рода объявите ему, Овсянникову, арест, дабы не ушол, и когда дело его будут следовать, тогда дадут вам ведение. В то время отправьте двух депутатов от себя для того следования. Петр. 5-го февраля 1723 г. в Преображенском». 236 Высочайший именной указ св. Синоду: «Св. Синод! По делам, следующимся в канцелярии вышняго суда, игумен Овсянников и дьякон Чуркин явились в не малых преступлениях, которыми приличились они к розыску. Того ради велите с них священство и монашество снять. Петр. 11-го декабря 1723 г.» 241 Расстрига Варлаам Левин, казненный в 1722 г. за дерзкие речи против Государя. Подробности о нем в статье г. Есипова: Варлаам Левин. (Русское Слово 1801 года). 244 С бывшего архиерея новгородского Феодосия – сказано в высочайшем указе – за его злоковарное воровство, «что он будучи в С.-Петербурге говаривал злохулительныя слова про их императорское величество и мыслил впредь чинить некоторый злой умысел на российское государство, сан с него, Феодосия, архиерейский и иерейский снять и быть ему простым старцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010