Ориген рассматривает также ответный на это аргумент иудеев христианам. Иудеи говорят, «что князь от Иуды еще пребывает, – именно тот, который служит начальником их народа и которого они называют патриархом» [там же]. И в рассеянии у иудеев был предводитель, а значит, мол, не оскудел у них князь от Иуды и вождь от чресл его. На это заявление Ориген возражает, приводя слова пророка Осии: Дние многи сядут сынове исраилевы, ни сущу царю, ни князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику, ни жречеству, ниже явлениям ( Ос. 3:4 ). В синодальном переводе текст звучит так: Ибо долгое время сыны Израилевы будут оставаться без царя, и без князя, и без жертвы, без жертвенника, без ефода и терафима. Для Оригена очевидно, что эти слова пророка Осии исполняются со времен Христа, а значит, и слова праотца Иакова следует относить к этому времени: «То, конечно, вполне несомненно, что с тех пор, как разрушен храм, – и с тех пор, как не приносятся жертвы, не существует жертвенник, и нет священства князья от Иуды, как написано, оскудели, оскудел и вождь от чресл его Дóндеже приидет отложенная ему» [там же]. Ориген , следуя Септуагинте, слово (Шило) приводит как определено ( πκειται) и поясняет, что со времени оскудения князя и вождя у Иуды «придет Тот, Кому определено, – т.е. (определено) царство». Отнятое у иудеев царство отлагается и определяется Христу-Мессии. В трактате «Против Цельса» Ориген пишет также: «Не отойдет князь от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет отложенное ему и Тот чаяние язычников. Действительно, пришел Помазанник ( Χριστς) Божий, Которому принадлежит отложенное, – Князь, о Котором говорят обетования Божии. И, очевидно, только Он один был предметом чаяния для язычников, всех, которые жили до Него, и, – скажу дерзновенно – были после Него. Ведь от всех народов произошли те, которые уверовали через Него в Бога, и на Его имени основали народы свою надежду» Против Цельса, кн. 1, п. 53]. Св. Киприан Карфагенский (III в.), говоря о том, «что язычники предпочтительнее [чем иудеи. – Г.Ф.]. уверуют во Христа» Три книги свидетельств против иудеев, кн. 1, п. 21], приводит в удостоверение слова праотца Иакова сыну своему Иуде ( Быт. 49:8–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Левит и в некоторых других слово суббота употреблено в смысле иудейских праздников, но во многих других местах, напр.: в 1 кн. Паралипоменон (23:30–31), 2 Паралипоменон (2:4), Числ (28:9), Неемии (9:14; 19:31, 33; 13:15–22), Иезекииля (46:1–4), ясно разумеется седьмой день недели. Точно также и ап. Павел, говоря о необязательности для христиан субботы, разумеет под субботой определенный день недели, а не субботу вообще, потому что выделяет ее из других праздников, да и по смыслу его слов видно, что иудействующие христиане упрекали Колоссян за непразднование субботы, как недельного дня. 703 Что же касается слов апостола из послания к Евреям (4:9), то, как видно из текста, в них говорится не о субботе, как недельном дне, а о субботстве –покое. Этих покоев, по апостолу, три: первый покой – это покой Божий, о котором сказано: «и почил Бог в день седьмой от всех дел своих» (ст. 4); второй покой–это «земля обетованная», обещанная всем евреям, но не всеми достигнутая вследствие их ропота и непокорства; третий покой – субботство, т. е. царство небесное,так как только там люди успокоятся от дел своих. До Иисуса Христа этого покоя не было и потому проповедь о необходимости «войти в покой оный» раздалась лишь после воскресения Христа ( Евр. 4:1–3, 7 – 11 ). 704 в) По предсказанию пр. Исайи (66:22– 23), «когда проклятие будет уничтожено и земля обновится, спасенные народы вечно будут праздновать, во славу своего Искупителя, субботу, день Его покоя и на новой земле» (Маслина 1905 г., кн. 8, стр. 125). Значит, суббота должна праздноваться, говорят адвентисты, не только во все время существовала человека на земле, но и в будущей жизни. – Прор. Исайя, действительно, предсказал: «ибо как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорить Господь, так будет к семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» ( Ис. 66:22–23 ). Но слова его нельзя понимать буквально, так как в будущем царстве «ночи не будет и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном; ибо Господь Бог освещает их» ( Откр. 22:5 ); следов., там не может быть и счета дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Здесь было и седалище языческой магии, исходившей из мистерий Артемиды: написанные на клочках пергамента таинственные и непонятные слова носились в качестве амулетов, так же как и изображения богини и ее храма, что составляло для многих доходный промысел. В Ефесе жило и немало Иудеев, имевших здесь свою синагогу. Основателем Ефесской церкви был святой Апостол Павел, который, как видно из 18-ой главы кн. Деяний Апостольских (ст. 19-21), впервые посетил Ефес около 54 года по Р.Хр. при своем возвращении в Иерусалим из второго благовестнического путешествия. Спеша из Коринфа в Иерусалим на праздник, святой Апостол Павел лишь не надолго задержался в Ефесе, но все же " вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями: когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса (Акила же и Прискилла, сопровождавшие Апостола из Коринфа, остались в Ефесе) " (Деян. 18:19-21). Так произошло первое оглашение Ефеса христианской проповедью из уст святого Апостола Павла и его сотрудников Акилы и Прискиллы. Очевидно, это оглашение имело успех, поскольку Апостола просили там остаться подольше. На помощь оставшимся в Ефесе Акиле и Прискилле вскоре пришел Аполлос, ученый Иудей из Александрии, который первоначально знал только Иоанново крещение, но затем подробно был наставлен в учении Господнем Акилой и Прискиллой, о чем также рассказывает книга Деяний (18:24-28 [ 1 ]). Судя по свидетельству кн. Деяний, Аполлос, как " муж красноречивый и сведущий в Писаниях " , много содействовал утверждению христианства в Ефесе. Но вскоре ему пришлось отправиться в Ахаию, и он отплыл в Коринф, не дождавшись возвращения святого Павла. Главная проповедническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе произошла в третье его благовестническое путешествие, — и повествование об этом составляет исключительное содержание 19-ой главы книги Деяний. По удалении Аполлоса из Ефеса и во время пребывания его в Коринфе, — рассказывает Дееписатель, — святой Апостол Павел, побывавши в Иерусалиме и Антиохии и прошедши Фригию и Галатию — " верхние страны " — прибыл, согласно обещанию своему, в Ефес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Гл. 27, 4 И бýдет егдá прéйдете Иордáн, да постáвите кáмение сиé, яже áз повелевáю вáм днéсь, в горе Гевáл, и побелиши их мелом Когда перейдёте Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал, и обмажьте их известью «Великие и положенные на возвышенном месте камни, – по мнению того же св. Отца, – указывают нам на лик св. апостолов, которые поистине велики, возвышенны и дивны» (тв. ч. 5, стр. 311). Гл. 27, 5 и да созиждеши тáмо олтáрь Гóсподеви Бóгу твоемý, олтáрь от кáмения: да не возложиши на них железа и устрой там жертвенник Господу Богу твоему, жертвенник из камней, не поднимая на них железа «Алтарь сей есть Еммануил», – кратко замечает св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 591). Гл. 28, 5 благословéны житницы твои и остáнцы твои Благословенны житницы твои и кладовые твои По замечанию св. Ефрема Сирина , «сим напоминается о святой трапезе и о Плоти с неё преподаваемой» (тв. ч. 6, стр. 592). Гл. 28, 43 пришлéц, иже éсть у тебé, взыдет над тя выше выше, ты же низидеши низу низу Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже Гл. 28, 44 сéй взаим дáст тебе, ты же емý взаим не дáси: сéй бýдет главá, ты же бýдеши хвóст он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом Св. Киприан Карфагенский в этих словах видит пророчество о том, что первые по призванию в Царство Христово иудеи оказываются в нём последними, уступая первенство пришельцу; а «пришельцем называется народ из язычников, уверовавших во Христа» (тв. ч. 2, стр. 27). С ним в этом согласен и преподобный Нил Синайский (тв. ч. 2, стр. 306). Гл. 28, 66 и бýдет живóт твóй висящь пред очима твоима, и убоишися во дни и в нóщи, и не бýдеши веры яти житию твоемý жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днём, и не будешь уверен в жизни твоей По объяснению св. Иринея Лионского , этими словами «Моисей даёт разуметь, что Слово, изначала сотворившее людей и в последние времена нас искупляющее и оживотворяющее, оказывается висящим на древе» («Против ересей» кн. IV, гл. X, 2, стр. 435; кн. V, гл. XVIII, 3, стр. 630).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Поликарп удивился, что я не придал «силы» его доказательству. Сказано ведь Христом: «кто будет веровать и креститься, спасет будет»... Куда же «яснее», что крестить можно только одних верующих? Это подтверждает и кн. Деяний. Там написано, что люди, слушавшие проповедь Апостолов в день первой христханской пятидесятницы, «умилились сердцем» и спрашивали их: «что нам делать, мужи и братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа»( Деян.2:37–38 ) – Вот какой порядок указывает Слово Божие для крещения, – закончил свою речь Поликарп. Сначала надо «умилиться сердцем» от слушания проповеди Евангельской, потом «покаяться» – и тогда уж креститься. А дети разве могут каяться? Значит, и крещение их не законно… Я ответил: – «Напрасно, брать Поликарп, ты удивляешься, что я не придал «силы» твоим доказательствам. Насколько было в них истины, – я принял их. Я не отвергаю и, Боже, сохрани меня от этого! – что Господь «во всем мире» велел ученикам Своим крестить только верующих. Но я еще раз прошу тебя подумать, о каком «мире» говорит Господь. Ведь не о детях же и грудных младенцах, а о взрослых и сознателъных людях, способных слушать Евангельскую проповедь. Таких людей, без веры, он не велит крестить, ибо никого насильно не влечет к себе в церковь ( Мф.22:2–14 ; ср. Рим.8:21 ; Ин. 8:32 ). В этом мы все согласны. Да и о том ли у нас речь?.. Мне странным кажется после того твое последнее доказательство. Ты прочитал нам из кн. Деяний рассказ об обращении ко Христу, в день Пятидесятницы, трех тысячь человек. В пояснение прочитанного, ты добавил, что вот и Апостолы, подобно Христу, требовали от приступающих к крещению, «сердечнаго умиления» и раскаяния во грехах.– Что же? Разве церковь православная оспаривает порядок крещения, указанный Ап. Петром для «мужей иудейских», слушавших Его проповедь? ( Деян. 2:14,29 )? Нет: и она учит, что никто из взрослых, способных принимать евангельское благовестие ( Деян. 2:38,41 ), не может сочетаться со Христом в крещении без предварительного сердечного и искреннего раскаяния во грехах своих. Но как применить этот порядок крещения к младенцам? Личных преступлений пред Богом на них нет: они не нарушили ни одной заповеди Божией. Значит, и каяться им не в чем, и они без покаяния могут быть крещены для очищения от Адамской скверны…

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

PL XXII, col. 431-432 Цит. по: Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002, сс. 64-65. Святитель Иоанн Златоуст . О священстве 4, 5-8//Творения. т. 1. кн. 2. СПб., 1898. сс. 453-460. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911. С. 568. Творения святителя Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 353. Там же. С. 353-354. Святитель Иоанн Златоуст . Толкование на Второе послание к Коринфянам, 23, 2//Творения: В 12 т. Т. 10. Кн. 2. СПб., 1905. С. 664. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов (ср.: 2 Кор. 11, 2-5). См.: Septuagint with Apokrypha: Greek and English. London, 1851. Р. 739. См.: Юнгеров П. Псалтирь в русском переводе с греческого текста 70-ти. Троице-Сергиева Лавра, 1997. С. 106. Святитель Афанасий Великий . Толкование на псалмы//Творения: В 4 т. Т. 4. М.,Троице-Сергиева Лавра. 1903. С. 239. Послание старца Филофея, Елеазарова монастыря, к дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю против звездочетцев и латинян. Публ. в: Малинин В. Старец Елеазарова моанстыря Филофей и его послания. Историко-литературное исследование. Киев, 1901. Приложения. с. 37. В ином послании: «Я человек селской и невежа в премудрости. Не во Афинех родился ни у мудрых философ учился» (Послание о покорении разума отковению//3)м же. х родился ни  умудрых филсооф учился " , с. п ослания.буквам, а еллинских борзорстей не текох, и риорских атсроном ни чиТам же. С. 33) цит. по: Ключевский В. О. Курс русской истории, часть 3, лекция 54//Сочинения в 9 томах, т. 3. М., 1988, с. 278.

http://bogoslov.ru/article/220385

К большему убеждению их ему способствовало и то, что он го­ворил это в отсутствии апостолов; и сладость его слов, и справедливость говоримого убеждали их. Он почти был для них проповедником евангелия; или лучше сказать, как бы обращается к ним с таким рассуждением: вы убедились, что вы не в силах разорить, – почему же вы не уверовали? Их проповедь так велика, что (получает) свидетельство и от врагов. Там восстали четыреста человек и затем много народа, а здесь первоначально было только двенадцать; следо­вательно, вам не нужно страшиться многочисленности, напада­ющей на вас. " Если это дело – от человеков, то оно разрушится " . Он мог бы указать еще на другого египетского (возмутителя); но об этом говорить было бы уже излишне. Видел ли ты, как он в заключение речи своей устрашил их? Для того он и не высказывает своего мнения прямо, чтобы не показаться защит­ником апостолов; но выводит заключение из последствий дела. Он не решился прямо сказать, что это дело человече­ское, или что оно от Бога; если бы он сказал, что оно от Бога, то они стали бы противоречить; а если бы (сказал, что оно) человеческое, то они тотчас бы восстали снова. Поэтому он советует им дождаться конца, сказав: " отстаньте от людей сих и оставьте их " . А они опять угрожают апостолам, хотя и зная, что нисколько не бу­дут иметь успеха, но все же настаивая на своем. Такова злоба: она часто домогается невозможного. После явился Иуда. Об этом подробнее можете узнать из книг Иосифа (Флавия), который обстоятельно излагает историю этих событий (Иуд. древн. кн. 18, гл. 1, и кн. 20, гл. 2). Ви­дел ли ты, какое Гамалиил имел дерзновение, когда сказал, что это " от Бога " , так как из самих дел убедил их в этом уже после? Действительно, велико дерзновение, велико беспристрастие!  " Они послушались его " , говорит (писатель), " и, призвав Апостолов, били их и, запретив им говорить о имени Иисуса, отпустили их " . Они устыдились мнения советника и потому оставляют намерение умертвить апостолов, только подвергнув бичеванию, отпускают  их.  " Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1670...

§ 29. О том мнении, что было широко распространено на востоке около времен Иудейской войны, упоминают ТАЦИТ и СВЕТОНИЙ. Пишет об этом также Иудей ИОСИФ, который жил тогда и принимал в этой войне важное участие. Однако Иосиф говорит, что это пророчество было найдено в священных письменах (Кн. 6 «Иудейской войны», Гл. 31). Если под священными письменами Иосиф понимал Священное Писание, поскольку он действительно ничего другого не мог почтить этим именем, следовательно, это мнение возникло на основании Священного Писания, и более того, должно было быть предметом веры. Ведь упорные Иудеи видели, конечно, что от них отнят скипетр Иуды, так что считали, что или уже пришел, или скоро придет тот, кому должны будут повиноваться народы, как предсказал Патриарх Иаков ( Быт. 49, 10 ). То же самое они могли заключать также из других мест, как и было в действительности. Хотя и Иосиф приложил это к Веспасиану, но нелепо и несообразно. Ведь Веспасиан не царствовал во всем мире; и что можно было позаимствовать из Священного Писания особенным образом относящееся к его владычеству, хотя бы немногое? Следовательно, пророчества провозглашали о царствовании Того, Кому Бог в Псалме говорит: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Ис.2:8 ), как хорошо замечает ЕВСЕВИЙ Памфил , – там, где он приводит тот же самый рассказ (Кн. 1 «Церковной истории», Гл. 8-я). § 30. III . Павел учит, что язычники познавали Бога ( Рим.1 ), притом познавали Его не иначе, как из созерцания устроения этого мира. Что можно, говорит он, знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны (ст. 19:20). Следовательно, достаточным началом для познания Бога (что, безусловно, является Богословием) будет это сотворенное и даже телесное, которое можно, конечно, видеть глазами, творение. Отвечаю. Человек может из созерцания природы заключать, что Бог – один, и что Он – всемогущ и премудр, но это – естественное Богословие, общее даже для неверующих и атеистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

А вот какую славу воздавали благочестивые мужи угодникам Божиим – и не согрешали. В кн. Царств читаем: «и увидели его (Елисея) сыны пророков, которые в Иерихоне, издали и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар. 2,15 ; ср.: Чис. 22,31 ). Теперь сообразите сами, Козьма Трифонович, согласно ли со Словом Божиим ваше отношение к Святым Ангелам и Божиим угодникам? Довольно ли для благочестивых людей только рассказывать о делах праведников, а не «воздавать» им «хвалы» или прославлять их в песнях духовных? Козьма Трифонович согласился, что надо прославлять святых Ангелов и угодников Божиих в «песнях духовных». – Но «насчет поклонения им», – сказал он, – «воздержимся». Писание возбраняет всякое поклонение людям... Вон в кн. Деяний написано: «когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань, я тоже человек» ( Деян.10:25–26 ). Такие места Библии – упрекнул меня Козьма Трифонович – вы пропускаете, потому что они вам не на руку. А о них не следует молчать... Также надобно припомнить свидетельство из Откровения. Там мы читаем: «Я, Иоанн... пал к ногам Ангела... чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братъям твоим пророкам... Богу поклонись» ( Откр.22:8 ; ср.: Откр.19:10 ). Вот наши братья одному Богу и кланяются; Ему одному служат и мы надеемся, это согласно со Словом Божиим... § II. Я попросил, слушателей выйти на некоторое время из правления. Освежили комнату; попели к общему утешению, и я продолжал беседу. Я сказал: – Слава Богу, братья, мы согласились, что восхвалять духовными песнями святых угодников Божиих нужно. Теперь нам необходимо решить: можно ли поклоняться им? – Разумеется, все вы знаете, что, кланяясь пред святыми, мы тем самым не почитаем их за богов. Только по внешности , по наружности наше поклонение святым и Богу одинаково. На самом же деле мы твердо помним, что Божеская слава прилична одному Господу, а святых угодников мы почитаем лишь, как друзей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Ввиду такой важности пост установлен Самим Господом еще в раю, именно: сотворив первых людей, Он заповедал им не вкушать плодов дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Во время Моисея Богом был дан уже положительный закон о посте, и Библия свидетельствует, что многие ветхозаветные люди действительно постились, напр., Моисей на горе Синайской 40 дней и 40 ночей ( Исх. 34:28 ; Втор. 9:9, 18 ), царь и прор. Давид ( Пс. 34:13; 108:24 ), прор. Илия (3 Цар. гл. 19). Иоанн Предтеча ( Мк. 1: 6 ) и др.; постились жители Ниневии и этим спаслись от наказания Божия ( Ин. 3:5–10 ), а евреям Бог даже напоминал о посте, говоря через прор. Иоиля: «назначьте пост... и взывайте к Господу»; «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании ( Иоил. 1:14; 2:12 ). В Новом Завете Сам Спаситель показал пример поста, пропостившись пред выступлением на общественное служение 40 дней и 40 ночей ( Мф. 4:1–2 ), и даже разъяснил, как нужно соблюдать пост (6:16 – 18). По примеру и наставлению Спасителя апостолы тоже постились. Так, ап. Павел постился после призвания его Спасителем ( Деян. 9:9 ), перед отправлением из Антиохии на проповедь (–13: 2–3), при рукоположении пресвитеров (–14:23) и вообще часто пребывал в посте ( 2Кор. 11:27 ), советуя и другим делать это, чтобы получить венец нетленный ( 1Кор.9:24–27 ). По свидетельству истории, ап. Петр (Григорий Назианз. Слово о нищелюбии) и Матвей (Клим. Алекс. Педагог, кн. 2, гл. 1) питались одними только хлебными семенами, а ап. Иаков воздерживался от мяса и вина (Евсев. ист. кн. 2, гл. 22). Подражая апостолам, первенствующие христиане александрийские принимали пищу только вечером, а мяса и вина вовсе не употребляли (там же гл. 17); так же поступали и поступают великие подвижники Церкви Христовой до сих пор. 661 Вопреки указанным свидетельствам и учению, сектанты-рационалисты утверждают, что телесный пост не только не нужен, но даже вреден, так как, не приводя человека к спасению, обессиливает тело и вредит здоровью. Истинный пост, говорят они, должен состоять в воздержании от грехов, а не от той или другой пищи, и в делах благотворительности, как учит прор. Исайя: «вот пост, который Я (т. е. Господь) избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010