(16) Пророк Михей говорит о Рожденном от Девы в Вифлееме следующее: Которого происхождение от начала, от дней вечных ( Мих. 5:2 ). Как же происхождение Его от начала, от дней вечных, если Он же не есть и Бог предвечный? (17) Господь, свидетельствуя о предвечном Своем существовании, говорит: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь ( Ин. 8:58 ), и также: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3:13). Как от семени Давидова Сын Авраамов был прежде бытия Авраама, если не как Бог ? И как Он же Сын Авраамов, если не потому, что в последние времена стал Человеком? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Как Сын Человеческий сошел с небес и есть на небе? И как сущий на небесах восходит на небо, если не потому, что Один и Тот же, будучи Бог и Человек, поскольку Он Бог, по снисхождению нисходит, и воплощается, и делается Человеком, но не покидает небес и лона Отчего, а поскольку Человек, «восходит туда, где был прежде», как Бог, согласно тому, что опять-таки Сам Он, неложный, воипостасная Истина, изрек: Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде ( Ин. 6:62 ). Ибо как Бог Он предвечен и неописуем, даже если говорится, что он сошел, – потому что сошествием у Него мы назовем снисхождение, и смирение, и явление на земле, – а как явившийся человеком ограничен и подпадает времени. (18) Предтеча и Креститель Иоанн говорит: Сей есть, о Котором Я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что был прежде меня. Я не знал Его: но для того пришел, чтобы крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю ( Ин. 1:30–31 ) и вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Заметьте, как, называя Его Мужем и именуя Агнцем, он не говорит, что другой берет на Себя грех мира, и [именно] Ему уделяет великое и воистину небывалое и боголепное достоинство. И говорит, что Он впереди и прежде него, хотя и идет позади, я имею в виду по времени рождения по плоти. Ибо хотя Еммануил и рожден недавно как человек, но Он был прежде веков как Бог. Так что Ему принадлежит и новизна по-человечески, и вечность по-Божески. Потому и Захария, отец Иоаннов, прорицая собственному сыну, говорит: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа при­готовить пути Ему ( Лк. 1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

4:1–5 О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; два сосца твои – как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Такова Невеста! Такова Святая Земля! Таковы праведники святые! Глаза твои голубиные – провидцы и прозорливцы израильские, как Моисей, Самуил, Даниил. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской . Галаад означает «холм, свидетель». На горе Галаад Иаков и Лаван после примирения воздвигли холм из камней в знак своего мирного союза. Весь покрытый волосом Исав был отвергнут, ибо продал первородство и не был предан Ягве. Иакова же, человека гладкого, как прекрасный ниспадающий волос, покрывала верность и преданность Ягве. Праотец Иаков был как холм свидетельства о Завете с Ягве всюду, от Месопотамии до Египта. Ниспадающий волос Самсона был залогом его божественной силы, которой он поражал врагов святого Израиля. Ниспадающий нестриженый волос – признак назарейской посвященности Богу Ягве. Покрытая длинными волосами голова назорея уподобляется холму свидетельства о Господе – Галааду. Зубы твои – как стадо выстриженных овец ... – народ, паства Пастыря Израилева, ухожена и плодовита. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны – уста Израилевы – уста Господни, прекрасные святые пророки изрекают Слово Божие. Это и первосвященник Аарон, ставший устами брата своего Моисея ( Исх. 4:16 ), это и пророк Исаия, уст которого горящим углем коснулся огнекрылый серафим, очистив их и украсив Духом, как ленту алую. С того дня источали эти уста слова Господни, слова чистые, слова любезные. Блаженный Феодорит: «Чрез вервь червленную (с которой сравниваются уста) жених приводит невесте своей на память историю блудницы Раав, ...ибо когда она приняла соглядателей, посланных от Иисуса Навина, то чрез сие вечнаго достойною учинилась спасения. Имела и Раав знаком спасения своего вервь червленую, которую повелено было ей из окошка спустить, дабы по пришествии в город израильтян, видимый сей знак спас ее от общаго поражения, и тем ей даровал жизнь: таковой знак жених во устах своей невесты, так как бы с окошка свешенной, видит, и яко вервь червлена, приветствует ей: устне твои, и беседа твоя красна».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(8) И снова вопросил: Господи, как долго это продлится на земле? И услышал голос, говорящий мне; слушай, праведный Иоанн, три года продлятся времена те, и сделаю те три года как три месяца, и три месяца как три дня, и три дня как три часа, и три часа как три мгновения. Как и пророк Давид говорит: престол его поверг на землю, сократил дни. времени его, покрыл его стыдом (Пс 88/89:45-46). Тогда пошлю Еноха и Илию для обличения его (Антихриста), во свидетельство лжи и обмана его. И [он] убьёт их у жертвенника , как сказал пророк: тогда возложат на алтарь Твой тельцов (Пс 50/51:21). (9) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда умрет вся природа человеческая и не останется живого человека на всей земле . И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда пошлю ангелов Моих принести бараньи рога, лежащие на облаках. И спустятся с небес, и вострубят Михаил и Гавриил в рога те, как предрёк пророк Давид: при звуке трубы роговой (Пс 97/98:6). И будет слышен звук трубный от [одного] конца до [другого] конца вселенной. И от звука труб тех сотрясется вся земля, как предрёк пророк, и от звука малой птицы восстанет всякое растение; то есть от гласа архангельского воскреснет вся природа человеческая. (10) И ещё спросил: Господи, умершие от Адама и доныне, и которые пребывают в аде от [начала] века, и которые умрут при кончине века, как воскреснут? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, вся природа человеческая воскреснет в тридцатилетнем [возрасте] . (11) И ещё спросил: Господи, мужской и женский пол умерший, одни в старости, другие в молодости, другие во младенчестве, как восстанут в воскресении? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, ибо как пчёлы не различаются между собою, но все вместе единый вид и возраст имеют, так будет в воскресении с каждым человеком; не будет ни белого, ни красного, ни черного, и не будет никакой смуглости в лице, но все восстанут в едином образе и возрасте. Вся природа человеческая воскреснет бесплотной, как и прежде говорил вам; ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божии на небесах (Мф 22:30).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   Покаемся же и мы, признаем себя недо­стойными ничего, и Христос Бог, как челове­колюбец, удостоит нас милости Своей. Ибо Он на смиренных взор Свой обращает и пода­ет им благодать Свою.    Спасайся. Письма 71 — 80    Послушаем теперь, возлюбленный, что о Царе Небесном ангел Его, плотью обложен­ный, свидетельствовал. Святой Иоанн еван­гелист говорит: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Бо­жий, Который берет на Себя грех мира», и про­чее (Ин 1:29).    Видишь:    1) Называет его не Судией, судящим мир, хотя Он и есть Судия, но Агнцем Божиим, бе­рущим на Себя грехи мира, то есть свидетель­ствует людям, что Он пришел в мир не судить грешников за грехи, но взять их грехи, как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:17). Согласно этому и апостол Его написал: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тим 1:15).    Отсюда почерпнем утешение себе, греш­ники, что Царь Небесный пришел к нам на землю, как Агнец, взять грехи наши, а не как Судия, судить нас за грехи. Благодарим Его за человеколюбие Его. Да последуем и мы Ему, как Агнцу кроткому, и да будем к ближним нашим незлобивыми: будем молчать пред ху­лящими нас и обижающими нас, как агнцы пред стригущими их безгласны. Тогда возьмет Он нас на плечи Свои, как Пастырь, и прине­сет к Отцу Своему.    2) Видим, что один Он берет на Себя гре­хи всего мира, но берет грехи тех, которые ка­ются истинно, и перестают грехи ко грехам прилагать, и к Нему с верой прибегают, и про­сят отпущения грехов, — тем Он отпускает грехи. Покаемся же и мы, перестанем грехи собирать и ими, как долгами, себя обреме­нять, и приступим к Агнцу Сему, чтобы и на­ше бремя Он взял и облегчил нас, дабы, осво­бодившись от бремени грехов, удобно благо­датью Его вошли мы в отечество небесное.    3) Надо нам помнить и другое слово Пред­течи, которое он о Христе сказал: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк 3:17). И еще: «Всякое де­рево, не приносящее доброго плода, срубают и бро­сают в огонь» (Мф 3:10). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взять грехи, но во втором придет, как Судия, судить за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатой пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небес­ное царствие соберет, и прочее (Мф 25:34), а грешных, как плевелы негодные, сожжет ог­нем неугасающим, и прочее (Мф 25:41; 13:42).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вот против кого возстали кореяне и рувинцы и бросали камни в Моисея, когда он молился и говорил: «не внимай на жертву их»! Но явившаяся слава Божия одних низвергла в землю, а других сожгла огнем, и таким образом земля, разверзши уста свои, поглотила предводителей заблуждения раскольнического, говоривших: «поставим себе начальника», и шатры их и имущество их, и сошли они в преисподнюю живые, а кореян погубил Бог огнем. 4 . Если Бог немедленно навел наказание на произведших раскол по любоначалию, то во сколько более накажет Он предводительствующих нечестивыми ересями? Не жесточайшее ли наведет Он наказание на тех, которые хулят Его промысл или творчество? Но вы, братья, наученные из Писания, берегитесь производить разделения как относительно мысли, так и относительно единства вашего; ибо зачинщики беззаконного мудрования становятся стражами погибели для народов. Подобным образом и вы, народ, не приближайтесь к тем, которые преподают учения, противные воле Божией, и не будьте общниками нечестия их; ибо Бог говорит: «отделитесь от общества мужей этих, чтобы не погибнуть с ними», и опять: «выйдете из среды их, и отделитесь, говорит ЯХВЕ, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас». 5 . Воистину должно бегать тех, кто хулит Бога. Ибо, тогда как большинство нечестивых страждет неведением Бога, эти недугуют зломыслием, как богоборцы; ибо от злобы еретиков, как говорит пророк Иеремия, «вышел разврат на всю землю». Господь Бог отверг уже лукавую синагогу и отринул дом, как говорит в одном месте Иеремия: «Я оставил дом Мой, оставил достояние Моё»; и опять Исайя: «оставлю виноградник Мой, и более не обрежется, ни окопается, и взойдет на нём, как на прогалине, терние, и облакам заповедаю, чтобы не изливали на него дождя». Он оставил народ Свой, «как хижину в винограднике и как шалаш в огороде, и как город сохраненный», и, отняв от него Духа Святого и дождь пророческий, исполнил благодати духовной Церковь Свою, как реку египетскую во дни новые, и превознес её, как дом на горе или как гору превысокую, как гору холмистую и гору плодоносную, «на которой благоволил Бог обитать и на которой ЯХВЕ будет жить во век», как у Иеремии говорит: «престол славы возвышенный – место освящения нашего»; и у Исайи говорит: «и будет в последние дни явлена гора ЯХВЕ и дом Божий наверху гор, и возвысится превыше холмов».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

«Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих» ( Откр.1:14–15 ). Часто люди спрашивают: почему это у Христа белые волосы? Это что, Бог Отец? На самом деле Христос является Ветхим Днями, и в знак Его древности у Него изображают белые волосы. Когда появился Иисус Христос ? Он рожден прежде всех веков, то есть до всякого времени. Перед Ним прошли все мгновения времени, а Он остался и останется в будущем тем же. Поэтому Христос и называется «Ветхий Днями», ибо Он властелин всех дней. Кроме того, седина – знак мудрости. 14 А Христос обладает полнотой мудрости, Он и есть та самая Премудрость, которая упоминается в Притчах Соломоновых, – Премудрость Бога Отца. Когда Иоанн записывал эти слова в Откровении, он имел в виду еще одно: белизна Христа является той белизной, которая подается прощеным. Помните, как сказано в книге пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:16–18 ). «Если ваши грехи будут, как заляпанные кровью одежды, как багряница, то Я вас очищу, – говорит Господь Бог , – сделаю так, что вы будете белее снега». И Книга Псалмов говорит: «Паче снега убелюся» ( Пс.50:9 ). Обеление наших грехов идет от волос Христа, от ума Христова, поэтому и волосы Его – белые, сверкающие, светящиеся, точно белый снег, они дают прощение и отпущение грехов. «И очи Его, как пламень огненный» ( Откр.1:14 ), потому что Он видит все, происходящее во мраке. Как сказано в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, люди иногда забывают, «что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир.23:27–28 ). Глаза Господа видят все, поэтому они и называются пламенными, горящими. Страшные в отношении грешников, они сожгут всех тех, кто выступает против Господа. То есть если глаза Божии посмотрят на праведника, они просветят его, а если посмотрят на грешника, вспыхнут и сожгут его.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как же мы тебя восхвалим, о досточестной и славный средь земных владык и премужественный Василий? Как же выразим восхищение твоею добротою, крепостью и силой? И какое воздадим благодарение тебе, ибо приведены тобою в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле твоей славится Христос? Или что тебе примолвим, христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости? Как уверовал? Как воспламенился ты любовью ко Христу? Как вселилось и в тебя разумение превыше земной мудрости, чтобы возлюбить невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай же, учитель наш! Откуда повеяло на тебя благоухание Святого Духа? Откуда испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда вкусить и видеть, «как благ Господь»? Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев Его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Посему со дерзновением и не усомнившись взываем к тебе: о блаженный! – ибо Сам Спаситель так назвал тебя. Блажен ты, ибо уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по неложному слову Его: «И блажен, кто не соблазнится о Мне»! Ибо знавшие закон и пророков распяли Его; ты же, ни закона, ни пророков не читавший, Распятому поклонился! Как разверзлось сердце твое? Как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился ты любви Его? Не видел ты апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего к смирению сердце твое. Не видел ты, как именем Христовым бесы изгоняются, болящие исцеляются, немые говорят, жар в холод претворяется, мертвые востают. Не видев всего этого, как же уверовал? О дивное чудо! Другие цари и властители, видев все это, святыми мужами свершаемое, не веровали, но и предавали еще тех на мучения и страдания. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и острым умом постигнув, что есть единый Бог, Творец видимого и невидимого, небесного и земного, и что Он послал в мир, ради спасения , возлюбленного Сына Своего. И сие помыслив, вошел в святую купель. И то, что кажется иным юродством, силой Божией тебе вменилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как только он вошел в Египет, " Египтяне увидели, что она женщина, весьма красивая " , – не просто " красивая " , но чрезвычайно привлекательна для всех, кто только видел ее, " увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону " . Не пройди этих слов, возлюбленный, без внимания, но подивись тому, как это египтяне не напали на жену, как на странницу, пришедшую из чужой земли, не поступили оскорбительно и с мужем, но пошли к царю и объявили. Это было так для того, чтобы самое дело стало известнее и разгласилось повсюду, когда мщение (Божье) совершится не над простым лицом, но над самим царем. " И взята была она в дом фараонов " . Тотчас разлучили праведника с женой, и она вводится к Фараону. Смотри, как долготерпелив Бог, – как Он не тотчас, не в самом начале являет свой промысел, но попускает совершиться всему, и жене впасть в самые почти челюсти зверя, а потом уже открывает всем и Свою силу. " И взята была она в дом фараонов " . В каком состоянии была в то время душа жены! Как возмущался ум ее! Какие поднимались волны! Как она не потерпела кораблекрушения, но пребыла неподвижна, как некая скала, полагаясь на помощь свыше! Но что я говорю о жене? Каково было на душе у праведника, когда жену его повели в дом Фараона! " И Аврааму хорошо было ради ее " , то есть, как брату, " и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды " . Но эти самые вещи, которые даны были ему для удобной и приятной жизни, какой разжигали в нем пламень! Мысль о причине этих даров как не опалила его души и не сожгла его ума? Видишь, как несчастья дошли почти до крайности? Видишь, как уже не оставалось, по человеческим расчетам, никакой надежды на лучшее? Видишь, как по человеческому суждению, дела были в отчаянном положении? Видишь, как жена впала в самые челюсти зверя? Посмотри же теперь на неизреченное человеколюбие Божье, и подивись безмерному величию силы Его. " И поразил " , сказано, " Господь тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову " (Быт.12:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда мыслишь о Сыне Божием, тогда представляй, как Он творил чудеса во времена Завета Ветхого, например, как истребил Содом и Гоморру, как казнил Египет десятью казнями, как преложил огонь в росу для трех отроков еврейских; так же как Он являлся Аврааму, Исааку, Иакову. Представляй также Его явление и пребывание на земле в Новом Завете: Его божественные речи, Его чудеса и пророчества, Его воскресение и вознесение. Когда же мыслишь о Духе Божием, вспомни, как Он говорил в пророках; представь, как в праздник иудейской Пятидесятницы, при многочисленных свидетелях, стекшихся в Иерусалим к иудейскому празднику из разных стран, «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они (апостолы и другие верующие) находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:2–4 ). Научись чтить как должно три Лица Божественной Троицы и не смешивай Их никогда в одно Лицо в мыслях своих. Знай Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого – Единого Бога в трех Лицах (10). О Троице, Боже наш, простое Существо, создавший и душу нашу по образу Твоему, да в Тебе жизнь и мир свой имеем! О Троице, Питательница и Надежда наша! Даждь нам в Тебе единой всегда надежду свою полагать, в Тебе единой жизнь и покой обретать. О Троице! Ты, как мать, носишь всех нас на руках Своих и всех нас питаешь из рук Своих, как нежнейшая мать! Ты никогда не забываешь и не забудешь нас; ибо Ты Сам сказал: если и женщина забудет чадо свое – Я не забуду тебя (см. Ис. 49:15 ), то есть не перестану питать, охранять, защищать и спасать тебя. Еще Ты Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя» ( Евр. 13:5 ). Для чего же мы беспокоимся о пище, для чего жадничаем, пресыщаемся, лакомимся? Для чего жалеем уделить ближнему? О, окаянство! О, слепота! О, самолюбие грязное! О, нелюбовь к Богу и ближнему! Ведь в лице ближнего Бог – а мы Богу Самому жалеем Его же даров! Вспомни, как щедро наградил духоносный Елисей пророк женщину соманитянку, принимавшую его от всей души в дом свой и простосердечно его угощавшую! Он испросил ей у Бога сына и потом, когда сын умер, воскресил его (12). Читать далее Источник: Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Песн.7:2 .  О, как пре­красны ноги твои в сандалиях, дщерь име­нитая! Округле­ние бедр тво­их, как ожерелье, дело рук искусного художника; Песн.7:3 .  живот твой – круглая чаша, в которой не истощает­ся ароматное вино; чрево твое – ворох пше­ницы, обставлен­ный лилиями;: Песн.7:4 .  два сосца твои – как два козленка, двойни серны; Песн.7:5 .  шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой – башня Ливанская, обращен­ная к Дамаску; Песн.7:6 .  голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен тво­ими кудрями. Песн.7:7 .  Как ты пре­красна, как при­влекатель­на, воз­люблен­ная, твоею миловидностью! Песн.7:8 .  Этот стан твой по­хож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Песн.7:9 .  Подумал я: влез бы я на пальму, ухватил­ся бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей тво­их, как от яблоков; Песн.7:10 .  уста твои – как отличное вино. Данное здесь изображение красот невесты в общем напоминает два прежних описания ее: Песн. 4:1–7, 6:4–10 . Но отличается от них преобладающим чувственным характером (описание начинается снизу – с ног и бедер); при обилии здесь самых смелых сравнений в чисто восточном духе (ст. 2–6), реализм картины достигает высшей степени и даже переходит всякую меру (ст. 9). Ст. 3–4, сн. Песн. 4:4–5 . В ст. 5 Есевон и Батраббим – синонимы. Именем Есевона ( Чис 21.26 ; Втор 1.4 и др. Onomast 454) называлась столица Аммореев, а затем моавитян, при И. Навине назначенная в удел колену Гадову ( Нав 13.26 ), теперь Хесбан к юго-западу от Амман. Батраббим (у Кенник. код. 77) или Бат-раббим, у LXX: θνγατρος πολλων, слав., «дщерей многих», Vulg: filiae multitu dinis, указывает на большую населенность Есевона. Дамаск – главный город Сирии ( Ис 7.8 ), завоеванный Давидом ( 2Цар 8.6 ), теперь Димашк-еш-Шам (Onomast. 378). По объяснению проф. Олесницкого, рассматриваемая глава и вообще отдел Песн 6.4 – Песн 8.4 представляет «осеннюю песнь обетованной земли, теперь переполненной вполне уже созревшими плодами и политически окрепшей (годовым сезонам противостоят здесь периоды истории евреев, как это признают Таргум и Мидраш). Палестина покрыта стадами коз так густо, как голова человека волосами; ее созревшие гранатовые яблоки рдеют как девичьи ланиты; ее точила полны готового лучшего вина и проч. Особенно здесь выставляется на вид сопоставление невесты с пальмою, с ее осенними плодами, чего в предшествующих песнях мы не замечали… При этом естественном богатстве и величии, Палестина сильна политически: на ней красуются прекрасные и сильные города, напр.: Иерусалим, Тирца, Дамасская крепость, ее бранные полки выступают стройно, подобно хороводам ( Песн 8.1 по LXX). Образ плодовитой пальмы, служащий показателем богатства созревших земных плодов, обозначает вместе с тем высокое значение Палестины, как политической единицы; в таком значении фигурирует пальма между изображениями иерусалимского храма» (с. 376–377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010