5) Если во время движения дела будет опорочено лицо обвинителя, то он лишается права продолжать обвинение (Карф. соб. прав. 28, 29). 6) Если при многих обвинениях и нескольких обвинителях против одного лица выставленное первым обвинение не будет доказано, то прочие обвинения остаются без рассмотрения (Карф. соб. прав. 145). 7) Обвинитель должен доказать свое обвинение в присутствии обвиняемого доводами и аргументами. Чем же руководствовался церковный суд IV и V веков при оценке представляемых сторонами доказательств? В одном из своих полемических сочинений (о Святом Духе) святой Василий Великий , доказав истинность догматов, исповедуемых православной церковью, их древностью, говорит в заключение: «Итак, аще мы как бы на суде при недостатке письменных доказательств представили в пользу нашего дела множество свидетелей, то не получим ли от вас оправдывающего приговора? Я так думаю. Ибо при двою, или трех свидетелях станет всяк глагол. Аще укажем вам и на долговременность, ясно свидетельствующую в нашу пользу: то не явимся ли пред вами право глаголющими, яко прение не может успешно быть против нас? Ибо древние догматы некоторым образом внушают благоговение, представляя в своей древности как бы в некоей седине досточтимый вид» 362 . Из этих слов ясно открывается, что система юридических доказательств того времени представляла собой ряд отдельных частей, которые или в отдельности, или в совокупности взятые, представляли собой вполне достаточное основание для произнесения приговора. Выражаясь ученым языком должно сказать, что суд церковный времен святого Василия имел свою теорию доказательств. В составе этой системы или теории доказательств на церковном суде IV и V вв. имели силу следующие частные доказательства: 1) собственное сознание подсудимого; 2) показания свидетелей; 3) письменные документы; 4) давность и некоторые другие. 1) Собственное сознание подсудимого почиталось важнейшим доказательством, равносильным всем остальным, взятым вместе. Ибо всё обличение при помощи этих последних употребляемо было только тогда, когда недоставало сознания подсудимого. Это основное правило церковного судопроизводства весьма ясно выражено было еще Апостольским 74-м правилом: «Епископ обвиняемый, аще предстанет и признается или обличен будет: да определится епитимья». Из многочисленных правил IV и V-ro вв., выражающих то же основное начало, для примера представляем следующее: «Прикосновенный к которому-либо из вышереченных грехов и не исповедавший, но обличённый, да будет под епитимьею столько же времени, на сколько подвергается епитимьи делатель зла» 363 . «Возбудивший сам себя к исповеданию грехов, как уже начавший врачевание своего недуга тем самым, что решился по собственному побуждений быти обличителем своих таин и как показавший знамение своего изменения к лучшему, да будет под епитимьею более снисходительною: а уловленный во зле или по некоему подозрению, или обвинению невольно обличенный, подвергается продолжительнейшему исправлению» 364 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

71 Главное произведение Канта в его докритическую эпоху ( " Всеобщая естественная история и теория неба " была написана Кантом в 1755 г.). 72 Ограничиваемся здесь только этими двумя, так как вопрос о свободе воли входит в другой порядок мыслей. 73 Лучше другими языков эту субъективную основу религии выражает язык немецкий в словах " Ehrfurcht, ehrfurchtsvolle Liebe " (благоговение, благоговейная любовь — нем). Можно даже назвать это восходящею любовью, amor ascendens, см. заключение этой книги. 74 Здесь я, конечно, должен ограничиться общим логическим указанием. Реальное решение вопроса возможно только на основании метафизического исследования о существе Божием и о происхождении зла в мире. 75 Такой аргумент, как справедливо полагает Кант, недостаточен для философии теоретической, и мы еще будем в своей гносеологии заниматься вопросом о бытии вещей; но в нравственной философии можно ограничиться указанным аргументом, так как он по совести у бедителен. 76 Как известно, по диалектике Гегеля, чистое бытие переходит в чистое ничто. Ввиду одной ученой критики замечу, что, признавая камень вообще типичнейшим воплощением и символом неизменного бытия, я ничуть не отождествляю камень с категорией бытия и не от рицаю механических и физических свойств всякого действительного камня. Все считают, например, свинью типичнейшим воплощением и символом нравственной категории неограниченного плотоугодия, которое поэтому и называется свинством, причем нисколько не отрица ется, однако, что у всякой действительной свиньи кроме свинства есть еще четыре ноги, два глаза, два уха и т. д. 77 Здесь говорится о камне как о наиболее характерном и конкретном образчике неорганических тел вообще. Такое тело, в отдельности взятое, не имеет собственной и действительной жизни, чем нисколько не предрешается как вопрос о жизни природы вообще, так и вопрос об одушевленности более или менее сложных природных совокупностей, или целых, каковы море, реки, горы, леса. Эти вопросы должны быть отнесены к метафизике. — Впрочем, и отдельные неорганические тела, как, напр., камни, не имея жизни в себе, могут

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

231. Памятники византийской литературы IV—IX веков. Μ., 1968. С. 73-74. 232. Epistola ad Romanos VII, 15—20, 23. 233. Cp.: Nemesii De natura humana//PG. 40. Col. 512. 234. Platonis. Timaeus 44 d. 235. Psalmus L/LI. 19. 236. Evangelium secundum Lucam XIV, 11. 237. Iacobi Epistola I, 9—10. 238. См.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109—126;.: Адрианова В. П. Житие Алексея Человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917; Мурьянов Μ. Ф. Алексей Человек Божий в славянской рецензии византийской культуры//ТОДРЛ. XXIII. Л., 1968. С. 109—126; Baumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86—87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889.aumstark А. Die christliche Literaturen des Orients. I. Leipzig, 1911. S. 86—87; La legende syriaque de St. Alexis. Paris, 1889. 239. «Поющей сию народную песнь, называемую Алексеем Божиим Человеком, был слепой старик, сидящий у ворот почтовою двора, окруженный толпою по большей части ребят и юношей. Сребровидная его глава, замкнутые очи, вид спокойствия в лице его зримаго, заставляли взирающих на певца предстоять ему со благоговением. Никто из предстоящих не остался без зыбления внутрь глубокаго, когда Клииской певец, дошед до разлуки своего Ироя, едва прерывающимся ежемгновенно гласом изрекал свое повествование. Сколь сладко неязвительное чувствование скорби! Колико сердце оно обновляет, и онаго чувствительность. Я рыдал в след за ямским собранием, и слезы мои были столь же для меня сладостны, как изторгнутыя из сердца Вертером…» (глава «Клин». — Радищев А. А/. Поли. собр. соч. М.; Л., 1938. С. 373—374). В лице Радищева культура сентиментализма открывает для себя сбереженную тысячелетней народной традицией «слезность» ранневизантийской легенды. 240. Diogenis Laertii De vita et moribus philosophorum VIII, 48.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

( 74 , 1) Однако вопреки мнению ересиархов, Бог по своей природе не имеет ничего сходного с нами. При этом не важно, сотворены ли мы из ничего или из материи, поскольку первое не существует вовсе, а вторая должна быть признана совершенно отличной от Бога, если только не считать человека частью Божества, ему единосущным (o(moousi/ou»).   (2) По правде сказать, я не пониманию, каким образом можно высказывать хладнокровно такие воззрения, особенно если бросить взгляд на нашу жизнь и на бедствия, которыми она полна. (3) В этом случае окажется, что некоторыми частями своего существа Бог может грешить (а это совершенно неприемлемо). Ведь эти части должны быть действительно частями целого (если они не составляют целое, значит они не являются частями). (4) Будучи по существу своему богатым милосердием, Бог в силу своей благости заботится о нас, хотя мы и не являемся по естеству своему ни частями его, ни детьми. ( 75 , 1) Величайшее доказательство благости Божией в том и состоит, что, несмотря на нашу подвластность и полнейшую инородность, он все же заботится о нас. (2) Привязанность животных к своим детям, равно как дружба, возникающая из близости единомышленников, основаны на естественной связи. Божественное же милосердие изливается на нас в изобилии, хотя мы и не имеем никакого сходства с Богом ни по существу нашему, ни по происхождению, ни по каким–либо особенным свойствам, разве только по тому одному, что мы — дело его творческой воли. И если кто при содействии учения и наставлений добровольно избирает познание истины, тому Бог обещает усыновление, величайшее из приобретений. (3) «Беззакония человека уловляют, и каждый связывается путами своих грехов»   , но «не Бог тому виной»   ; и поистине «блажен человек, который из благоговения проникается ко всему страхом»  . Способы познания Х Виды и способы познания  ( 76 , 1) Научное знание — это предрасположенность к знанию (h( e)pisth/mh e)pisthtikh/e)stin e(/ci»), из которого последнее возникает и приводит к уяснению того, что уже не может быть опровергнуто рассуждением. Невежество же, напротив, подобно призрачным видениям, которые разрушаются силою разума. Приобретение как тех знаний, которые могут быть разрушены разумом, так и тех, которые разумом утверждаются, зависит от нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

66 «Я знаю, – сказал, между прочим, Горемыкин, – что в некоторых думских кругах выражаются опасения, что народное движение может оказаться сильнее Думы, и что отсутствие ее только ускорит взрыв. Там вообще болтают много всякого вздора». 67 «Он сам по себе мало причастен к той популярности, которой он пользуется в России... Это было создано самим Государем». «Для поднятия престижа Н.Н. – отмечает автор – в церковных службах была установлена для него особая молитва». 69 Популярность Н.Н. «не была даже поколеблена последним периодом войны, когда нашей армии пришлось все отступать». (Ср. мнения, высказанные в Совете министров). Лемке в свою хронику «250 дней в Ставке» занес такое суждение о популярности Н.Н. в армии – о нем говорят «не иначе, как с восторгом, а часто с благоговением». 70 О необходимости смены Янушкевича говорил Царю еще в июне Кривошеин. Царь посоветовал ему сказать об этом Н.Н., Кривошеин сказал и «потом говорил мне, – писал Царь жене, – что Н. явно не понравилась его откровенность». Сам «недоброй памяти сухомлиновец», как именуют некоторые мемуаристы Янушкевича («милого и талантливого» профессора, сделавшегося, по словам Поливанова, «весьма неожиданно» для себя начальником Верховного Штаба), просил о своем увольнении еще в феврале (письмо его Сухомлинову). 71 Пришлось высказаться по тому же поводу в Совете министров 11 августа и ген. Рузскому, назначенному главнокомандующим выделенного особо северного фронта. Рузский считал, что в вопросе о принятии Царем верховного командования есть «много за и против». Все дело в выборе начальника штаба. Признавая выбор Алексеева «удачным», сам Рузский высказался бы за Эверта, если бы можно было назначить на такой пост лицо с иностранной фамилией. 73 Насколько в августовские дни А.Ф. во вне не выступала самостоятельно, показывает то же письмо 22 августа, где она спрашивает мужа: может ли она повидать, по совету «Друга», Крупенского и расспросить его про Думу – «без всякого шума». 74 Отсюда английский историк Пэрс делает вывод, что А.Ф. принудила мужа занять стратегический пост для того, чтобы самой управлять тылом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

ное дело ib. 144. 145… и предатель уходит для исполнения замысла диавола 13, 31–32. 145. Называется «диаволом», как слуга диавольских желаний 6, 70–71, – «сыном погибели», как обреченный на погибель по собственной воле, вернее – по своей негодности и нечестию 17, 12–13. 73. По собственной воле, а не по принуждению, осужден, ожидая дня погибели, как бы мук рождения и плача ib. 74. Наравне с другими учениками Иуда имел ограду божественной благодати, но по собственному желанию упал в ров погибели, хотя Христос соблюл и его, как и других, оказав ему Своё милосердие, и спас бы его, если бы он сам по собственной воле не пожелал подвергнуться погибели ib. 76. Идя с воинами и архиерейскими слугами взять Господа, Иуда действовал как человек, потерявший не только совесть, но и рассудок. Имея испорченный нечестием ум и как бы опьяненный чрезмерною дерзостью, он уже не смотрит, куда стремится, и не сознает неисполнимости своего предприятия… Другому уже отдав распоряжение над своею душою и продав диаволу власть над своими желаниями, он весь уже принадлежал неистовству его, раз уже напавшего на него и подобно ядовитому змею подкараулившего его 18, 3. 128–129. Господь «возмутился» духом, справедливо негодуя на безнравственность и нечестие Иуды, который, будучи чрезмерно почтен наравне с другими учениками и помещенный в число избранников, променял любовь ко Христу на совершенно ничтожное количество денег и, вкушая хлеб Его, помышлял не о чести, славе, законе любви и Богу подобающем благоговении и подобном, но, взирая на одни только скверные сребренники иудейские, за совсем малые деньги продал душу свою и предал Невинную и Правую Кровь в руки мерзких убийц 13, 21 (в пропусках к т. 3, стр. 135, – т. 4, стр. 307) ср. 18, 3. 129. Если бы Иуда, искренно предав Господу своё сердце, исповедал несомнительною верою, что Сын есть Бог от Бога, – и любовь к Нему, несчастный, поставил бы выше скверных стяжаний, то не оказался бы предателем и не соделал бы себя таким, кому лучше бы совсем не быть (таким образом св. Кирилл с корыстолюбием соединяет в предателе и отсутствие веры во Христа, как Сына Божия и Истинного Спасителя Мессию, и любви к Нему) 13, 20. 135. Уловленный в погибель и отсеченный от духовной лозы, то есть Христа, легкомысленный и продажный Иуда «засох» некоторым образом, вместе с достоинством ученичества лишившись и животворной силы Духа, ибо «бросается вон», по слову Спаси-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Письмо твое получил, в котором объясняешь безотрадное твое положение по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению, и менее достойных. С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны, я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно думала о имеющих находиться в подобном положении и по опыту знала, как горько такое положение, и здраво об этом судила и рассуждала. Верховным апостолам попущено было искушение: Петру отречение от Христа, а Павлу гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим. Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только через одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных на земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святый, всем управляющий, к пользе нашей полезное устрояющий, неполезное отстраняющий. Держись за эту мысль, и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и кого презираешь (2, ч. 3, с. 85). Монашеская жизнь Учись понимать и монастырскую жизнь, когда поймешь, тогда можешь понуждаться и на самое дело, от которого укореняется мир в душе, премогающий всякие неудобства (2, ч. 3, с. 74). ...В обители... будут спасаться девы и вообще лица женского пола, желающие уневестить души свои Христу, хотя по немощи человеческой живут и будут тут жить с некоторыми ошибками. Святой апостол Павел пишет: Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор. 1, 29 ). И в Ветхом Писании сказано: несть человека, иже поживет и не согрешит (см. 3Цар. 8, 46 ). Наконец, часто повторяется многими и русская пословица: «Ошибка в фальшь не ставится " (2, ч. 1, с. 49–50). ...Старайся жить в монастыре страннически, себе внимая и помалкивая и не входя ни в какие дела. Тогда и уразумеешь самим делом апостольское слово: Любящим Бога …все содействует ко благу ( Рим. 8, 28 ). Сказано в псалмах: Много скорбей у праведных ( Пс. 33, 20 ) и Много наказаний грешному ( Пс. 31, 10 ). В каком бы положении христианин ни находился, не может избежать скорбей и болезней (2, ч. 3, с. 53). Сердечно желаю тебе, по возможности, успокоительного жития, елико возможно есть в юдоли сей плачевной, в ней же плачевным житием со смирением достигаем радости неизменной и нескончаемой, юже да сподобит нас Всеблагий Господь получити терпением и долготерпением, так как и праведным многи скорби, и грешным многи раны и уязвления, то кроме смиренного претерпевания переносить все это неудобно. Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою, и веру, и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей, и молитвенного келейного правила, и прежде сего хождения на церковные службы со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении сестер и матерей благопокорным и благоприличным обращением и подобающим поклонением, памятуя евангельское слово: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф. 7, 12 ). Просто – в новой келье желаю тебе обновления духовного и успокоения душевного (2, ч. 3, с. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

72. Аф. Синт., V,321-3. Zachariae, Jus gr.-rom., III,514-16. 73. Как видно, мы утверждаем совершенно обратное тому выводу, который сделал из этой новеллы Zhishman, а именно, " что в то время выбор епископов из мирского духовенства был всеобще употребительным " (Eherecht, S.467), и убеждены, что наше мнение не ошибочно. 74. Pachimeri, Hist. Andronici, I,34; II,28. 75. Symeon Thessalon., De sacerdotio ad piorum monachorum quemdam [Migne, s.g, t.155, col.964]. 76. De poenitentia, c.16 (al. c.266) [Migne, s.g., t.155, col.489. Cp. pyc. пер. в " Писаниях св. отцов и учителей церкви, относ. к толкованию православного богослужения " , m.II, стр.336]. 77. J. Michalcescu, Die Bekenntnisse der gr.-or. Kirche. Leipz. 1904. S.230-31. E. Kimmel, Monumenta fidei eccl. orient., II,143-144. Правило 13. Понеже мы уведали, что в римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые имеют быти удостоены рукоположения во диакона, или пресвитера, обязывались не сообщатися более со своими женами: то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожитие свяшеннослужителей по закону и впредь пребыло ненарушимым, отнюдь не расторгая союза их с женами, и не лишая их взаимного в приличное время соединения. И тако, аще кто явится достойным рукоположения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятствием к возведению на таковую степень сожитие с законною супругою; и от него во время поставления да не требуется обязательства в том, что он удержится от законного сообщения с женою своею, дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный, и Им в его пришествии благословенный брак. Ибо глас евангелия вопиет: яже Бог сочета, человек да не разлучает (Мф.19:6). И апостол учит: брак честен, и ложе нескверно (Евр.13:4). Такожде: привязался еси жене, не ищи разрешения (1Кор.7:27). Знаем же, что и в Карфагене собравшиеся, имея попечение о чистоте жизни священнослужителей, положили, чтобы иподиаконы, прикасающиеся священным таинствам, и диаконы, и пресвитеры, в свои урочные времена, воздерживалися от сожительниц своих. Таким образом, и от апостолов преданное, и от самой древности соблюдаемое, и мы подобно да сохраним, зная время всякой вещи, и наипаче поста и молитвы. Ибо предстоящим олтарю, в то время, когда приступают к святыне, подобает быти воздержными во всем, да возмогут получити от Бога в простоте просимое. Аще же кто, поступая вопреки апостольским правилам, дерзнет кого либо из священных, то есть, пресвитеров, или диаконов, или иподиаконов, лишати союза и общения с законною женою: да будет извержен. Подобно аще кто, пресвитер, или диакон, под видом благоговения, изгонит жену свою: да будет отлучен от священнослужения, а пребывая непреклонным, да будет извержен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Такой «господин свободной воли» заслуживает доверия, страха и благоговения, которые людьми доселе воздавались богам, потому что он господствует не только над самим собою, но и над обстоятельствами, над природою, над кратковольными и ненадежными творениями; его воля, долгая и непрерываемая, – масштаб ценностей 69 . Искупление это состоит в том, что сверхчеловек говорит вещами «аминь», и «да», т.е. признает их право на существование, не делал различия между добрыми и злыми, и благословляет их 71 . «Говорили ли вы когда-нибудь «да» радости? О, мои друзья, так скажите же «да» и всякому горю. Все вещи связаны вместе, сшиты, влюблены друг в друга» 72 , «все вещи крещены в источнике вечности и по ту сторону добра и зла»; над всеми вещами стоит чистое, светлое, невинное, безбедственное, произвольное небо, всему говорящее «аминь» и «да». И «благословение сверхчеловека заключается в том, чтобы «стоять над каждою вещью, подобно ее собственному небу» 73 . Ницше, таким образом, требует отрешиться от применений к миру обычных категорий оценки: добрый, злой, цель и т.д., стать здесь по ту сторону добра и зла, и тогда всякий пессимизм будет побежден. Но ничто в мире не существует само по себе ни в нас, ни в вещах, и если душа наша только единственный раз задрожала и зазвучала, как струна, от счастья, то вся вечность необходима была для того, чтобы обусловить это одно явление, и поэтому вся вечность в этот каждый момент нашего «да» была благословлена, искуплена, оправдана и утверждена, так что, сказав «да» единственному мгновению, мы этим не только сказали «да» себе самому, но и всему бытию 74 . Отсюда связь учения Ницше о благословении бытия с учением о всеобщем круговороте жизни. Если человек желал когда-нибудь повторения, говорил чему-нибудь «да», говорил когда-нибудь: «ты нравишься мне, счастье!» то он желал уже возвращения всего 75 . Не связаны ли все вещи между собою так прочно, что это мгновение влечет за собою все грядущие, а, следовательно, еще раз и себя самого? 76 И Заратустра – учитель вечного возвращения: он учит тому, что все вещи вечно возвращаются, а вместе с ними и мы, что мы уже существовали бесконечное число раз и все вещи вместе с нами, что есть великий год бывания, чудовищнее всякий год, который должен, как песочные часы, переворачиваться каждый раз снова, чтобы протекать всякий раз опять сызнова, так что все эти годы похожи сами на себя, как в самом большом, так и в самом малом, так что и мы в каждом великом году похожи на себя как в самом большом, так и в самом малом» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

Истина заключается в том, что мысль и ее предмет могут бесконечно сближаться, взаимопроникая друг друга и составляя в пределе целостное двуединство мысли и мыслимого (в частности, имени Божьего и Бога), но никогда не могут отожествиться по сущности, поэтому и имя Божие, как человеческое слово, и Само открывающееся человеку Божество могут соединяться, но не отождествляться; при этом Бог не может быть принужден человеком действенно явиться ему в Своем имени единственно по воле человека: всякое богоявление – в слове или в силе – всегда есть действие произволения Божия или добровольно данного Им обетования, как например, в церковных священнодействиях 70 . Противоположное имябожию направление мы имеем в апофатическом богословии 71 . Общая мысль его та, что Бог Сам в Себе непознаваем и, следовательно, неименуем, так как все наши понятия имеют ближайшим своим содержанием нечто тварное и к Богу неотносимы. Однако, мы можем нечто познать о Боге из Его действий в мире и Церкви, прежде всего, из проявлений в мире Логоса. Поэтому и имена Божии, хотя и весьма несовершенны, однако, не бессмысленны и не бессильны. Такое учение мы находим уже у апологетов и у Климента Александрийского 72 . Подобно этому учил и Афанасий Великий , хотя его апофатизм сравнительно умерен 73 . Апофатическое богословие обостряется под влиянием споров с крайними арианами, евномианами. Так, Василий Великий усиленно подчеркивает непознаваемость Бога по существу 74 . Отрицательные наименования говорят лишь о том, что Бог не есть 75 . Вообще же имена суть некоторые примышления 76 , вполне осмысленные, но указующие лишь на проявления Божии и Его откровения, прежде всего, в Священном Писании 77 . Особое значение в богопознании имеет божественное просвещение 78 . Частичность нашего знания о Боге не означает еще полного неведения 79 . Имена Божии дают и положительное знание о Боге 80 ; из них можно делать о Боге умозаключения 81 . Имена Божии означают свойства, но свойства не суть сущность 82 . Имена могут выражать или сам предмет или его отношение к другому 83 ; они обычно указывают на предмет, как личность-индивид или бытие, а не его сущность 84 . Имен Божиих много, и каждое имеет свое значение, с которым мы должны считаться, но все они относятся к единому Богу 85 . Однако, сами по себе наши слова – многозначны, а потому и имена Божии – относительны 86 , даже имя «Бог», может быть, означает не Бога по существу, а лишь некие божественные свойства 87 . Сущность имени и Именуемого – различны 88 . Апофатизм не мешает, впрочем, Василию Великому относиться с традиционным благоговением к именам Божиим, особенно библейским 89 . Совершенное познание возможно только в Царстве Божием, которое и заключается в умозрении, в этой жизни лишь начинающемся 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010