(74, 1) Однако вопреки мнению ересиархов, Бог по своей природе не имеет ничего сходного с нами. При этом не важно, сотворены ли мы из ничего или из материи, поскольку первое не существует вовсе, а вторая должна быть признана совершенно отличной от Бога, если только не считать человека частью Божества, ему единосущным (ομοοσιους). 320 (2) По правде сказать, я не пониманию, каким образом можно высказывать хладнокровно такие воззрения, особенно если бросить взгляд на нашу жизнь и на бедствия, которыми она полна. (3) В этом случае окажется, что некоторыми частями своего существа Бог может грешить (а это совершенно неприемлемо). Ведь эти части должны быть действительно частями целого (если они не составляют целое, значит они не являются частями). (4) Будучи по существу своему богатым милосердием, Бог в силу своей благости заботится о нас, хотя мы и не являемся по естеству своему ни частями Его, ни детьми. (75, 1) Величайшее доказательство благости Божией в том и состоит, что, несмотря на нашу подвластность и полнейшую инородность, Он все же заботится о нас. (2) Привязанность животных к своим детям, равно как дружба, возникающая из близости единомышленников, основаны на естественной связи. Божественное же милосердие изливается на нас в изобилии, хотя мы и не имеем никакого сходства с Богом ни по существу нашему, ни по происхождению, ни по каким-либо особенным свойствам, разве только по тому одному, что мы – дело его творческой воли. И если кто при содействии учения и наставлений добровольно избирает познание истины, тому Бог обещает усыновление, величайшее из приобретений. (3) «Беззакония человека уловляют, и каждый связывается путами своих грехов» ( Притч. 5:22 ), но «не Бог тому виной» 321 ; и поистине «блажен человек, который из благоговения проникается ко всему страхом» ( Притч. 28:14 ). XVII. Виды и способы познания 322 (76, 1) Научное знание – это предрасположенность к знанию ( επιστμη πιστητικ στιν ξις), из которого последнее возникает и приводит к уяснению того, что уже не может быть опровергнуто рассуждением. Невежество же, напротив, подобно призрачным видениям, которые разрушаются силою разума. Приобретение как тех знаний, которые могут быть разрушены разумом, так и тех, которые разумом утверждаются, зависит от нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Относительно закрытия царских врат можно и так поступать, что оставлять их отверстыми до 7-го евангелия включительно, потом затворять только пред началом чтения остальных евангелий. Пред чтением последнего царские врата следует отверзать и держать их отвезтыми до конца утрени (последний образ действий более сообразен с духом богослужения) (Р.д.С.П., 1900 г., Правильно ли, что у нас литургию в Великий четверток совершают в темных ризах? Обыкновенно при этом надеваются не темные, а не вполне светлые (не воскресные) облачения. Так, в древних триодях (изд. 1754 и др.) указано, что на вечерне пред божественной литургией этого дня, после предначинательного псалма и ектении, при пении «Господи, воззвах», священник «изменяет» священную одежду, исходит из алтаря и кадит (см. Никольский: «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», изд. 6-е, 1900 г., стр. 74) (Ц. В, 1902 г., В Великий четверг заготовляются запасные Дары для причащения больных, при чем на практике все четыре части агнца идут в запасные Дары. Следует ли так поступать, строго держась Служебника, по которому мирян можно причащать только частицами Hi и Ka? Не следует. Агнец для запасных Даров должен делиться на четыре части, при чем часть 1C должна полагаться в потир при соединении Даров, часть XC должна раздробляться на случай причащения заболевших священнослужителей, части же Hi и Ka должны раздробляться для причащения больных мирян (Ц. В, 1893 г., Как просушивать св. Дары? Руководственное значение в решении этого вопроса имеет определение Большого Московского собора 1666–1667 гг., по которому сушение св. Даров должно совершаться неприменно в алтаре, со всяким благоговением и в присутствии священника. Священник полагает на престоле камень на краю антиминса и на нам ставит сосуд с горящими углями: потом, с благоговейным поклоном берет св. дискос с Божественными Тайнами, раздробленными со всяким вниманием, и возлагает его вверху сосуда; при этом наблюдает за просушиванием и переворачивает частицы копием, дабы они не пригорели; затем, снимает дискос и полагает его на св. антиминсе для некоторого охлаждения, а потом опять поставит на сосуд с углями. «Сия же твори и многажды, донже изсушатся Божественные Тайны»… (Деян. Московск. соб 1666–1667 гг., изд. 1881 г., л. 43–44. Ср. Учит. изв. При Служебнике). (Р.д.С.П., 1897 г.,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

правильности молитвенного подвига, отсутствие их – признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести, или бесплодия ( 108, 233–234 ). Воспоминание о смерти – дар Божий, говорят отцы. Он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения ( 108, 385 ). Страшно не признать себя грешником! От непризнающего себя грешником отрекается Иисус: «Ибо Я пришел призвать не праведников, – говорит Он, – но грешников к покаянию» ( Мф. 9, 13 ) ( 108, 412 ). Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и во врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей, следовательно, спасение предоставлено... всем при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию ( 108, 506 ). Верующий во Христа, если и умрет смертью греховной, то опять оживет покаянием ( 108, 506 ). Чтобы последовало к нам благоволение Божие, нужно предочищение себя покаянием. В покаянии совмещаются все заповеди Божии. Покаянием вводится христианин сперва в страх Божий, потом в Божественную любовь ( 109, 74 ). Не наследовал я покаяния, потому что не вижу греха моего. Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом и позволяющий себе вкушения его – хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца ( 109, 122 ). Делание покаяния должно быть соединено с деланием молитвы в единое делание ( 109, 155 ). Дело покаяния совершается при посредстве следующих трех добродетелей: очищения помыслов, непрестанной молитвы и терпения встречающихся скорбей ( 109, 156 ). Делание покаяния и молитва – одно, но оно совмещает в себе два различных вида добродетелей ( 109, 157 ). Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог ( 109, 161 ). Печаль мысли о грехах есть чистый дар Божий; носящий ее в груди своей с должным хранением и благоговением носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги при недостатке сил для совершения их ( 109, 162 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Так, наприм., Казы–Бяйзави говорит, что буква Н (нун) представляет сокращение араб. название рыбы, как видно из эпитета пророка Ионы «Дзу-н-нун» что означает «товарища рыбы» 69 . Но должно заметить, в 68–й гл. Корана о прор. Ионе не упоминается. Объяснение, или вернее только прием Нольдеке, какой он считал более приложимым к объяснению таинственных букв Корана, не признается однако окончательным. Он говорит, что самая возможность читать различным образом эти знаки делает все сомнительным, ненадежным 70 . Тем не менее объяснение его заслуживает внимания, потому что буквы эти имели влияние на распределение глав Корана. Почитая текст Корана не просто священным, но божественным, мусульмане обращают строгое внимание на правильное чтение каждой буквы этого текста, на долготу и краткость гласных и на остановки. В этих видах арабский текст Корана снабжен соответствующими знаками, стоящими над строками, под строками и на полях текста. Даже невольное нарушение этих правил составляет грех , для очищения которого, по прочтении Корана, читается особая молитва. Руководимые тем же чувством благоговения к тексту Корана и из опасения умышленного и даже не намеренного искажения его, мусульмане, подражая древним евреям 71 , сосчитали не только количество стихов Корана, но и число слов и отдельных букв его. Из семи древних списков Корана, в первом мединском списке было 6000 стихов, во втором (мединском же) 6214 стихов, в третьем (меккском) 6219 стихов, в четвертом куфском 6236 стихов, в пятом (басрском) 6214 стихов, в шестом (сирском) 6226 стихов и в седьмом 6225 стихов 72 . Все эти списки Корана содержат в себе, по вычислению мусульманских ученых, одно и то же, число слов – 77.639 и одно и тоже число букв – 323.015 73 . Происхождение Корана и обнародование его По верованию мусульман, Коран есть истинное слово Божие, предвечно написанное на небесной скрижали, тщательно сохраняющейся на небе 74 , под престолом Аллаха, и известной под именем Умму-л-китаб 75 . Ангелы охраняют эту скрижаль со всех сторон, чтобы демоны не проникли в тайны её содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

– «Слушайте, слушайте», – мрачно шептались вчерашние богохулители: Гамлеты с «бить иль не бить»... губернатора. И тогда с бычьим рявком Свенцицкий взлетал, и кровавые очи втыкал в «священную жертву». И механикой трех-двух, для «батюшки», ехидных вопросов, изученных перед зеркалом, «батюшке» мат делал он. Мат заключался в прижатии к стенке, и в громоподобном рыкании: к аудитории: – «Видите, отец Владимир Востоков отрекся от Бога!». – Нет – я не за «батюшку», я – против шулерства. В эти минуты воняло так явственно от Валентина Свенцицкого ! Раз попытался он со мною откровенничать, неожиданно похвалив мое стихотворение «Не тот», которого тема – разуверенье в себе, и в связи со стихотворением, заговорил о себе самом, посапывая, и дергая себя за рыжеватый ус: – «Иной раз такое переживаешь, что...» – усмехнулся он, и – нехорошо усмехнулся! Махнул рукою, дав понять, что имеет какие-то им таимые от всех, «свои собственные» переживания. И я подумал: – «Этот „пророк” еще покажет себя!». Он действительно себя показал. Пока же вера в «пророка» Свенцицкого начинала расти. Он был «козырем» по женским курсам, студентам, стареющим барынькам, ветеринарам, и преподавателям даже. Взяв в шуйцу, как бы динамитную бомбу, в десницу взяв крест, их скрещал, как скрещает дикирий с трикирием 71 золотоглавый епископ. Слияние бомбы с крестом – личный-де опыт его. С бомбою он стоял-де, кого-то подкарауливая. Не мог бросить-де, ему-де открылось, как Савлу, что бомбой небесной пора убивать губернаторов. Так видение бомбы, спадающей с неба молитвами нашими, он проповедовал. Кроме того, в Македонию ездил-де, вместе с повстанцами ниспровергать падишаха. 72 и как провожали! Уехал же... куда-то в русскую провинцию. Там мрачно скрывался, и вернулся в Москву. Его встретили с благоговением. Освобождал македонцев! Да, злая судьба на смех выкинула звероватого вида больного, бросавшего в обморок диких девиц, извлекавшего у бородатых, почтенных, седых, уже виды видавших общественников суеверные шепоты. Флоренский уже тогда не сочувствовал своим друзьям, Свенцицкому и Эрну. Но он таился. Вообще, в те годы он не слишком много распространялся на различные темы. Росла слава Свенцицкого. Флоренский как бы сел в тень. Из теневого угла своего вытягивался длинный нос его, и раздавались мудренейшие рассуждения о математике и о символизме. Скоро он перестал меня посещать, на что-то обидевшись. В «Новом пути» напечатал он сочувственную рецензию о моей «Северной симфонии». 73 Потом я встречал его только издали. Скоро он отпустил длинные кудри, и когда молча сидел позднее на религиозно-философских заседаниях, то выглядывал перепуганный из кудрей чем-то его нос. Мы его называли в те дни: «Нос в кудрях». Кличка придумана, разумеется, Эллисом. 74

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Точно также и в области строго нравственных воззрений Нила право личности, как нравственного существа, последовательно выдвигается им и не стушевывается пред массою внешних предписаний. Все достоинство человека, по Нилу, заключается в его духе, в его свободной воле, от собственной личной энергии которой зависит все благо человека. Вообще Нил вносит в жизнь человека саморазвивающееся свободное начало нравственной деятельности. 74 Свой принцип свободного критического исследования церковных источников вероучения и морали Нил осуществлял и на деле. Он занимался проверкою и исправлением житий святых и скептически относился к сказаниям о чудесах некоторых святых, но большей части произведениям позднейшего времени. 75 Все вообще направление Нила Сорского можно справедливо охарактеризовать названием критического, если иметь в виду исторические условия его возникновения и исходную точку отправления и отношение его к источникам христианского вероучения и морали; его можно назвать направлением нравственным, если брать во внимание главный предмет и содержание учения Нила, – и, наконец, это направление можно назвать либеральным, если брать во внимание общий дух и характер его воззрений. Впрочем, название «либеральный» имеет здесь более узкое значение. Либерализм Нила есть либерализм истинный, законный, и, строго говоря, воззрения Нила получают значение либеральных исключительно по сравнению с противоположным направлением одностороннего консерватизма. В общем характере воззрений Нила Сорского заключается та замечательная черта, которая избавляла его от благоговения установившимся традициям времени, и открывала ему возможность совершенно свободно и беспристрастно отнестись к явлениям современной жизни русского общества и указать на ее слабые стороны. Поставляя критерием для нравственной оценки современного строя русской жизни духовный, высокий принцип Евангельского учения, преп. Нил совершенно самостоятельно, не опасаясь нисколько впасть в ошибку и односторонность, заявляет русскому миру о неправильностях его нравственной и социальной жизни и предлагает новые коренные средства для поднятия нравственного уровня русской народной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Православное богословие утверждает, что реальность, понимаемая в широком богословском контексте, много шире, чем то, что известно человеку посредством разума и научных исследований. Если человеческий разум уступает соблазну всеохватывающего знания и не принимает во внимание духовный опыт человечества в постижении духовной реальности, находящейся над и вне видимого и постижимого разумом, он неизбежно приходит к идолу научного прогресса, который может знать эту реальность только «объективно» (то есть не изнутри ее собственного существования) и манипулировать ею с помощью техники, так что всякое смирение в постижении смысла существования потеряно: «Мы настолько привыкли к месту науки и техники в нашей жизни, что потеряли способность обращаться к реальному миру в его целом, видеть в нем источник жизни и ее поддержания, отвечать ей благоговением и восприимчивостью и предавать ей самих себя с готовностью и любовью. Мы потеряли способность отвечать всем нашим существованием на бытие Абсолютно Другого, который открывает нам себя через сотворенную им вселенную» 73 . Апофатизм становится синонимом смирения, если кто-то берется рассуждать о природе и жизни в терминах конечной реальности. В этом случае истинное знание о природе может быть выражено такими словами, как премудрость и дух, которые неизбежно ведут к Создателю и Вседержителю всего, что существует. Наука, однако, никоим образом не исключается из человеческих поисков истины: просто она имеет дело с сотворенными вещами, которые неким таинственным образом содержат в себе указатели на Божество – основание и истину всего мироздания. Как сказал об этом епископ Диоклийский Каллист (Уэр) : «Бог-Творец всегда пребывает в сердце каждой твари, поддерживая ее существование. На уровне научных исследований мы выделяем некий процесс или чередование причин и следствий. На уровне духовного видения, который не противоречит науке, но выходит за ее пределы, мы везде распознаем творческие энергии Божьи, поддерживающие все, что существует, и составляющие глубочайшую сущность всех вещей. Однако, хотя Бог и присутствует во всей вселенной, его нельзя отождествить с миром» 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Понижающий свой голос пред посланником Божиим – это те, которых сердца Бог расположил к благочестию; им прощение и великая награда. Из тех, которые громко вызывают! тебя из внутренних комнат, очень многие неблагоразсудительны. Но если бы они ждали, когда ты выйдешь к ним, то это было бы для них лучше: Бог прощающий милосерд” (сура 49, ст. 2–5). Летом этого года состоялся поход в Табук, бывший последним походом Мохаммеда. Этот поход имел целью дать острастку сирийским племенам, собравшимся по подстрекательству Рима, на границе Сирии и Аравии. Малоревностная партия мединцев и даже некоторые из искренних последователей Момаммеда, побоявшись жары и неудобств похода, воздержались от участия в нём; но другие высказали горячую готовность и в значительной мере способствовали вооружению ополчения. По возвращении из утомительного похода, во время которого некоторые из еврейских и христианских шейхов изъявили покорность, Мохаммед провозгласил полную возмущения Филиппику против лицемеров, которые своим отсутствием под разными предлогами, навлекли на себя Божескую немилость (сура 9, ст. 74–107). С искренно раскаявшимися в своей вине Мохаммед обращался более снисходительно, а о „плачущих”, т. е. о тех верующих, которые оплакивали свою бедность, не давшую им возможности экипироваться к походу, упомянуто с особенной похвалой (ст. 93). В это время недовольство Мохаммеда возгорелось против одной партии, построившей мечеть в одном из пригородов с неблагонамеренной целью. Мохаммед не только заставил их разрушить здание, но охарактеризовал фундамент его как „построенный на песчаном берегу и имеющим быть унесенным со своим строителем в огонь геенный: „О тех, которые построили себе мечеть, чтобы производить вред, нечестие, разрыв между верующими, чтобы она была местом засады для воюющих и сперва против Бога и посланника Его, и которые клянутся, говоря: „мы желаем только лучшаго”! – о тех Бог свидетельствует, что они лжецы. В ней никогда не становись на молитву. Есть мечеть, которая с первого дня основана по благочестивому чувству: в ней должно тебе становиться на молитву; в ней есть люди, любящие быть чистыми: Бог любит чистых. Тот ли лучше, кто свое здание основал на благоговении к Богу и на желании угодить Ему, или тот, кто свое здание – на береге песчаном, осыпающемся? Он вместе с ним обрушится в огонь геенны. Бог не вождь людям нечестивым. Здание их, которое построили они, дотоле не перестанет быть недоумением в сердцах, их, доколе сердца их не будут истерзаны. Бог знающий мудр (сура 9, СТ. 108–111).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Ученики шли беседуя и рассуждая, другие путники догоняли их, шли некоторое время рядом, а потом и совершенно опережали. Отсюда они не придают важного значения тому, что, пройдя некоторую часть пути, видят, как присоединился к ним Кто-то третий. А это был Сам Господь. Ст. 16. Очи же ею держастеся, да его не познаета. Господь, «делающий мрак покровом Своим» ( Пс. 17, 12 ), могущественным действием на зрение, наблюдение, на самый рассудок учеников произвел то, что они не узнали Его. При дневном свете, при полном внимании к каждому слову, исходившему из уст Его, даже при известной наблюдательности, которая привела учеников к заключению, что Собеседник их не житель Иерусалима, а один из пришедших сюда на праздник (18), – при всем этом их очи были таинственной и чудесной силой удержаны от того, чтобы признать в Нем Учителя. Не следует предполагать, будто внешний вид Господа был иной, чем прежде (тогда сказано было бы, что этот иной вид снова изменился в прежний пред тем, как ученикам узнать Его, 31). Иное было только зрение учеников, иное было действие их познающих сил, удерживаемых таинственным влиянием Самого Христа, желавшего, чтобы Его не узнали. Зачем нужно было, чтобы ученики сначала не узнали Воскресшего? – это увидим потом. Ст. 17. Что суть словеса сия, о них же стязаетася к себе идуще, и еста дряхла? Этим вопросом Господь вызывает учеников на то, чтобы излить пред ним душу, переполненную разнообразными чувствами: благоговением к Иисусу Назарянину, пророку истинно (пред Богом и всеми людьми) великому по учению и чудесам (19), – негодованием на Его врагов, первосвященников и старейшин, предавших Его Пилату для осуждения на смерть и для распятия (20), – не сбывшимися надеждами на то, что этот Иисус имел даровать Израильскому народу избавление от настоящих бедствий, освобождение от иноземного ига для служения Богу в правде и преподобии (ср. 1, 74–75). «Со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло (21), прибавляют ученики, думая в горести, что быстрое время отнимает у них последние остатки надежды: третий раз после того заканчивает солнце свой ежедневный путь; что же пророчество Его: подобает Сыну человеческому в третий день воскреснути? и так оно оказывается несбыточным? К этим тайным мыслям относится далее следующее но, λλ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Неподалёку от Дионисиева уха, мы посетили пространную пещеру, коей чрезмерно плоские и обширные своды удивляют взор. Своды сии поддержаны кое-где высеченными из того же камня подпорами; там в прохладной тени нашли мы многочисленный круг пастухов и жён их, с пряслицами в руках; большая корзина Индейских фиг, коими обилуют сии каменоломни, стояла посреди общества, к коему причислено было несколько овец и коз. Уродливые пещеры и действие пересекающихся в них теней, образуют прекрасный ландшафт. Сии пропасти находятся во владении пастухов. Пользуясь осыпающеюся землею, они насадили в некоторых местах небольшие сады. Овощи и плоды составляют всю их пищу, а пещеры – домы; они напоминают дикие века Природы. Элиен повествует, 74 что многие несчастные, заключённые в сих латомиях вместе с своими жёнами, породили детей, и что сии последние, по освобождении своём оттуда, войдя в первый раз в Сиракузы, были поражены страхом, увидя запряжённые лошадьми колесницы. Оставляя памятники тиранства Дионисиев, где уже солнечные лучи, отражаемые нагими стенами скал, слишком сосредоточивались, – я с особенным удовольствием занялся видом роскошной Природы: шум источника привёл нас под тень фиговых дерев; воды его быстро стремились с каменного уступа и оживляли окрестность; когда мы приблизились к ним, чтоб утолить жажду, внезапный крик остановил нас, и быстрее стрелы мелькнул в миртовых кустах, белый стан и длинная чёрная коса; это была одна купавшаяся девушка, из числа тех, кои мыли тут платье; смех подруг её ещё более придал ей робости и ускорил её бег. Тут открылись нам остатки знаменитого театра Сиракузян. Уступы оного и всё поприще хорошо сохранились, но поросли кустами, мхом и плющем. Просениум был разрушен в царствование Карла V-ro, для крепостных построений. Можно ещё различить окружную стену, называемую подиум, – равно как и входы или вомитории. 75 Теперь, на одной половине сего театра, на самых уступах, утверждена водяная мельница, действующая посредством водопровода, (Сарацинского построения) направленного из предместия Тихи. Семья мельника отдыхала на мраморных ступенях, где восседал некогда Тимолеон, возбуждая или усмиряя окружающую его толпу Сиракузян, коих взоры устремлялись с благоговением на даровавшего им свободу. Когда сей великий муж уклонился от дел в сельское уединение, то сюда приносили они его на драгоценных носилках, для разрешения важных государственных дел. Потухшие от старости, очи его не видели уже благодарных граждан; но слух передавал сердцу героя благословения народа. Ничего не известно о времени сооружения сего театра; на одной из ступеней виден ещё следующий отрывок от надписи:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010