Бог христиан покрывает и защищает от диавола (4:15, см. БОГ, 75). Одна благодать Божия спасает от вражиих козней Где ни быть, от козней сатанинских не уйти. Едина Христова БЛАГОДАТЬ спасает (1:243). Враг без попущения Божьего ничего не делает Сатана, дух злобы и враг мой, невидимый мне, но присутствием злых своих советов мне познаваемый, страшен; но без воли Божией, не токмо надо мною – человеком – но и над скотами и свиньями власти не имеет ( Мф. 8, 31 ) (5:329) (также 3:306, см. ИСКУШЕНИЕ , 410). Бог попущает диавола искушать нас для пользы нашей (4:36, см. ЛЮБОВЬ , 454). Искушение научает познавать врагов наших и противу их подвизаться (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404). Вражиих козней без помощи Божией избежать не можем От сих и прочих сетей вражиих никакий человек «сам собою» не может избавитися. Что убо нам, христианине, делать, чтобы в сети вражии не впасть? Пророк святый своим примером указует на посредствие, которым от сетей его избавляемся, и глаголет: «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя» ( Пс. 120, 1 )... Вот, посредствие спасительное – помощь Божия? Все наше тщание и труд и старание «без помощи Божией» есть безполезно и суетно ( Ин. 15, 5 ). Нужна убо нам всегдашняя и усердная молитва , дабы нам помогл Господь в так важном деле (4:314). От диавола избавиться своей силой невозможно (3:12, см. ВЕРА , 157). Никто не может избавиться от диавола без Христа (3:13, см. СПАСЕНИЕ , 972). Сатана лестно поработил человека, но Христос избавил нас от плена его (4:23, см. ИСКУПЛЕНИЕ , 402). Сатана завладел (человеком), но Христос искупил (2:37, см. ЧЕЛОВЕК , 1168). Искупление из плена диавола людей есть радость для Ангелов (4:290, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402). Не бояться борьбы с врагом, т.к. имеем Помощника Христа (3:442, см. БОРЬБА, 126). Помощь в подвиге против диавола подается Духом Святым (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 136). Диавол злобой испортил сердце, исправляет только благодать Святого Духа (2:107, см. СЕРДЦЕ , 853). Дух Святой помоществует в подвиге против греха и диавола (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Схолия . Следует отметить, что лживы и презренны те, кто говорит о детских чудесах Христа. Итак, если Христос в течение 30 лет был искушен во всем из всех наших свойств, как говорит [апостол] Павел, 1074 то пусть еретики узнают, что Он, рожденный добровольно как Бог от Святой Девы, как человек по-младенчески плакал. И в течение всех Своих первых трех лет Иисус был искушен во всем по нашему подобию: по природе много раз по-младенчески плакал, много раз испытывал голод и жажду и добровольно по детской природе ел и пил, много раз спал природным и безгрешным сном, много раз плевал и через кожу и уста проявлял текучесть тела, много раз утомлялся, добровольно и в образе раба, как говорит евангелист Лука, подчинялся Своим родителям, 1075 много раз как дитя, но без страсти и греха, тревожился и тяготился; «Ибо Христос имел тело свободным от греха, не освобождаясь от телесных потребностей», 1076 как учит Иоанн Златоуст в толковании На Евангелие от Матфея. Ведь если бы Он отклонил природные и безупречные слабости и потребности нашей природы, то тогда отклонил бы и саму природу, как снова нам указывает сам Златоуст. Этот богомудрый отец сказал это не от себя, но будучи наученный [апостолом] Павлом, ведь он услышал в его [Послании] К Евреям о Христе: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» 1077 Пусть, наконец, еретик мне скажет, какие есть страстные природные безупречные свойства плоти детей, которые Слово причислило [Себе] незадолго до этого [в момент Рождества] и которым Христос был причастен, если не еда, питье, сон, усталость и так далее? Вот ведь апостол о Христе говорит: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным», 1078 и далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха» 1079 Искушен в чем? Ясно, что в наших безупречных природных немощах, из-за которых Он добровольно вочеловечился. Итак, когда [апостол] Павел свидетельствует, что «Христос искушен во всех немощах нашей природы кроме только греха», ты возмущайся уже больше не из-за наших слов о том, что, родившись, Христос воспринял все наши природные детские свойства тела и безупречные страсти. Поэтому я и привел эти свидетельства, в которых не мной было сказано: «Откуда ясно, что Христос, став человеком без семени и без греха, воспринял все наши чистые и безупречные природные действия?»

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Христос есть цельность всего, содержит в Самом Себе эту цельность и полноту. «Христос, Который вместил в Себе всё » (п. 5. Хрестоматия, с. 410); « Который есть Всё » (п. 9. Хрестоматия, с. 410); «И вот, заклание овцы и пасхальное празднество, и писание закона – заключены во Христе, через Которого было всё в древнем законе, но ещё более – в новом слове» (п. 6. Хрестоматия, с. 410). Христос соединяет в Себе все пределы истории, её начало, сердцевину и конец, что свт. Мелитон показывает самой структурой произведения, в которой можно проследить начало замысла Божия о человеке, осуществлённое в Боговоплощении, соединении Бога и человека (1–34), затем в реализации этого замысла через Пасху Господню (66–71), и наконец в окончательном торжестве Христа, Которому не может противостать никто (100–105). Произведение завершается гимном торжествующему и победившему Христу. В последних словах этого гимна богословие единения Христова переходит в интуицию богословия внутритроического единства и общения. «Кто спорящий со Мною? Противостань Мне Кто противоречащий Мне?» (п. 101–102. Хрестоматия, с. 430); «Сей есть Альфа и Омега. Сей есть начало и конец – начало неизъяснимое и конец непостижимый . Сей есть Христос. Сей есть Царь, Сей есть Иисус, Сей – Полководец, Сей – Господь, Сей – воскресший из мёртвых, Сей сидящий одесную Отца. Он носит Отца и носим Отцом . Ему слава и держава во веки. Аминь» (п. 105. Хрестоматия, с. 431–432). Особенно важно ясное исповедание свт. Мелитоном Христа Спасителя Богом и человеком, причём Богом и человеком по природе. Вероятно, именно у него мы впервые находим столь ясное в своей догматической формулировке основание христологического догмата. «Ибо вместо агнца был Бог , и вместо овцы человек» (п. 5. Хрестоматия, с. 410); «И как человек погребён, воскрес из мёртвых как Бог, будучи по природе Бог и Человек » (п. 8. Хрестоматия, с. 410); «Человек – как погребаемый, Бог – как воскресающий» (п. 9. Хрестоматия, с. 410); «Сей, сошедший с небес на землю ради страждущего, облёкся в него благодаря утробе Девы, из которой Он вышел как человек, воспринял страдания страждущего через тело, способное к страданию, и разрушил страдания плоти, а духом, который не мог умереть, умертвил человекоубийцу – смерть» (п. 66. Хрестоматия, с. 422).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

(21) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 410. (22) См.: Любовь Борисовна (Софья) кн. Болховская [Электронный ресурс]//«Geni.com» («А MyHeritage Company»): сайт. - URL: (дата обращения: 08.01.2018) (23) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 104. (24) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 410. (25) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 104. (26) См.: Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 410. (27) См.: [Невоструев К.И.] Описание Симбирского Спасского девичьего монастыря. В пользу Симбирского училища девиц духовного звания. - Москва: «В типографии В. Готье», 1852. - С. 34. (28) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 90. (29) Зеленецкий А. Указ. соч.//Известия по Казанской Епархии. - 1910. - 13 (1 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 410. (30) См.: Современный журнал о пребывании в Казани Его Императорского Величества, Павла I-ro. 1798//Осмнадцатый век (исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым). - Книга четвёртая. - Москва: Типография Т. Рис, 1869. - С. (464) - 469. (31) См.: Путешествие Императора Павла I в Казань в 1798 г.//Русская Старина. - 1892. - Том LXXVI. - С. (24) - 36. (32) См.: Сказание о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани//Известия по Казанской Епархии. - 1867. - 17. - С. (449) - 465. (33) См.: Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - С. 12 - 13. (34) См.: Записки Льва Николаевича Энгельгардта. 1766 - 1836//Издание «Русского Архива» (с примечаниями и указателем). - Москва: Типография Т. Рис, 1868. - II, 238, (2), VI, (1) с.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Введение (С. 408–409/226–228 116 ) – здесь даются краткие биографические данные о свт. Филофее (Коккине), предлагается оценка его влияния на духовное наследие для Руси, его усилий по защите исихазма в паламитских спорах, описывается вклад в прославление свт. Григория Паламы , в частности составлением последования в его честь. В завершение Введения автор подчеркивает, что «богословие, содержащееся в этой хвалебной песне… становится основным для нашего понимания исихастского наследия на Руси» (С. 409, строки 12–14/228, строки 13–15). Свт. Григорий Палама как Nouissimus Sanctorum (С. 409–410/229–231) – Автор статьи описывает тот образ свт. Григория Паламы , который создает свт. Филофей (Коккин) в своем последовании. В нем свт. Григорий сравнивается с ап. Павлом, свт. Иоанном Златоустом , приравнивается в боговидении к Моисею. В качестве кульминации свт. Григорий образно возводится на гору Фавор, что представляет аллюзию на самого Христа, и тем самым предстает как живой образец обожения. «…святой Григорий представляет для Филофея пример живого богословия» (С. 410, строка 17/231, строки 7–8) и пример того, что «величайшая святость все еще может быть достигнута» (С. 410, строки 23–24/231, строки 15–16). Григорий как Regula Monachorum (С. 410–413/232–238) – в этом разделе статьи объясняется то, как свт. Филофей раскрывает аспект монашеского делания в свт. Григории. Свт. Филофей (Коккин) пишет, что свт. Григорий «усвоил каждую заповедь и каждую добродетель» (С. 410, строка 2 с конца/233, строки 1–2) перед тем, как достиг высот созерцательности. Далее указывается, какие именно труды свт. Григория описывает свт. Филофей. Также автор указывает метафоры, используемые свт. Филофеем по отношению к свт. Григорию: «другое солнце» (С. 411, строка 2 с конца/234, строка 4 с конца), «второй Свет» (С. 412, строка 5/235, строка 3), «зерцало Бога» (С. 412, строка 20/236, строка 1), «жилище сияния Святой Троицы» (С. 413, строка 1/236, строка 3 с конца). Наконец, автор статьи делает вывод к разделу: «…образцом сбалансированной монашеской жизни… был для Коккина, без сомнения, свт. Григорий Палама » (С. 413, строки 13–15/238, строки 1–3).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Нечто подобное сей мысли находим у Апостола Павла, когда он о подвигах Самого Иисуса Христа говорит: «в немже бо пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» ( Ebp. II. 18 ). Неужели Он не мог бы помогать искушаемым, если бы не пострадал и не был искушен Сам? Без сомнения, мог бы по Своему всемогуществу и благости: но закон правды и премудрости, и порядок Божественного домостроительства спасения нашего требовал, чтобы Спаситель Своими, по человеческому естеству, искушениями, подвигами, страданиями, вошел как бы в соприкосновение с нашими искушениями, подвигами, страданиями. Чрез сие Он с глубоким человеколюбием принял на Себя наши искушения и страдания к их облегчению (подобно как, и по нашему опыту, пострадавший сам тем более глубоко сочувствует и состраждет страждущему); и заслугою Своих чистых, из человеколюбия подъятых страданий приобрел право, и открыл путь, и на нас искушаемых, подвизающихся, страждущих и притом всегда небезвинных, простирать благодатное причастие Божественной силы, которою Он подъял для нас свои безмерно великие искушения, подвиги и страдания. Что во Христе Спасителе по Его естеству, по Его собственной силе, в полноте, без меры: тому нечто подобное и сообразное в спасаемых и спасенных Им, в которых Он «воображается» ( Гaл. IV. 19 ), бывает по благодати, по дару, по причастию, в меру. Посему можно полагать, что и в них, особенно в избранных между ими, в своем роде и степени действует открытый Апостолом закон благодатного домостроительства: «в немже... пострада Сам искушен быв, может и искушаемым помощи». Кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения, и действительно приял благодатную помощь к отражению оного; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно прейдти поприще неповинного страдания: тот «может» и другим «искушаемым» и подвизающимся «помощи»; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом «вселяе тся в него сила Христова» ( 2Kop. XII. 9 ), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом, предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Нечто подобное сей мысли находим у ап. Павла, когда он о подвигах самого Иисуса Христа говорит: в немже бо пострада, сам искушен быв, может и искушаемым помощи ( Евр. 2:8 ). Неужели Он не мог бы помогать искушаемым, если бы не пострадал и не был искушен сам? Без сомнения, мог бы по своему всемогуществу и благости: но закон правды и премудрости, и порядок божественного домостроительства спасения нашего требовал, чтобы Спаситель своими, по человеческому естеству, искушениями, подвигами, страданиями, вошел как бы в соприкосновение с нашими искушениями, подвигами, страданиями. Чрез сие Он с глубоким человеколюбием принял на себя наши искушения и страдания к их облегчению (подобно как, и по нашему опыту, пострадавший сам тем более глубоко сочувствует и сострадает страждущему), и заслугою своих чистых, из человеколюбия подъятых страданий приобрел право, и открыл путь, и на нас искушаемых, подвизающихся, страждущих и притом всегда не безвинных, простирать благодатное причастие божественной силы, которою Он подъял для нас свои безмерно великие искушения, подвиги и страдания. Что во Христе Спасителе по Его естеству, по Его собственной силе, в полноте, без меры: тому нечто подобное и сообразное в спасаемых и спасенных Им, в которых Он воображается ( Гал. 4:19 ), бывает по благодати, по дару, по причастию, в меру. Посему можно полагать, что и в них, особенно в избранных между ими, в своем роде и степени действует открытый апостолом закон благодатного домостроительства, в немже пострада, сам искушен 6ыв, может и искушаемым помощи. Кто с верою и любовию к Богу и Его закону, с надеждою благодатной помощи Божией, твердо стоял против искушения, и действительно приял благодатную помощь к отражению оного; кто ревностно и постоянно упражнялся в некоем благочестивом подвиге или добродетели, и действительно приял благодатную помощь совершить подвиг и добродетель; кто мужественно решился лучше пострадать и умереть, нежели изменить истине и правде, и действительно приял благодатную помощь победоносно прейдти поприще неповинного страдания: тот может и другим искушаемым и подвизающимся помощи; или вообще потому, что привлеченная его верою и подвигом вселяется в него сила Христова ( 2Кор. 12:9 ), и действует не только в нем, но и чрез него; и в особенности потому, что он, по опыту своего искушения и подвига, тем глубже сочувствует и состраждет другим в подобном искушении и подвиге, и тем ревностнее ищет им помощи, и, по опыту обретенной для себя благодатной помощи, тем с большим дерзновением веры и тем с большим успехом, предстательствует пред Богом и за других, требующих подобной помощи, находя притом в радости благотворения награду за свой подвиг 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Швайгеру, М. предположительно занимал кафедру с мая 307 по 16 янв. 308 г.; Евсевий наследовал ему в 308, 309 или 310 г. (см.: Davis. 1997. P. 440-441). Т. Д. Барнс пришел к выводу, что Маркеллин был низложен примерно в мае 303 г., а М. стал епископом скорее всего в нояб. или дек. 306 г. и скончался в изгнании 16 янв. 308 г.; в апр. 308 г. кафедру занял Евсевий. Однако исследователь допустил, что хронология Дюшена может быть правильной ( Barnes. 1981. P. 38, 303-304). Согласно Р. Дейвису, понтификат Маркеллина завершился в окт. 303 г., а Мильтиад вступил на Папский престол 2 июля 310 г., в воскресенье. Евсевий занимал епископскую кафедру весной-летом 308 г. Т. о., М. возглавлял Римскую Церковь между окт. 303 г. и апр. 308 г. Отмечая, что трудно определить, сколько времени прошло между кончиной (?) Маркеллина и избранием М., т. к. данные Каталога Либерия о вакации сроком 7,5 года недостоверны, Дейвис предположил, что М. был рукоположен в мае 305 г. (возможно, 20 мая, в воскресенье) и выслан из Рима в нояб. 306 г. Однако рукоположение М. могло состояться также 17 или 24 марта 306 г. ( Davis. 1997. P. 462-465). По мнению А. Ди Берардино, М. был избран в 306 или 307 г. и скончался 16 янв. 309 г. (менее вероятно, в 310). Его преемник Евсевий был рукоположен 18 апр. 308 г., в воскресенье ( Di Berardino. 2000). Б. Грин осторожно датировал правление М. кон. 306 - нач. 308 г. ( Green. 2010. P. 219). Противоречивые свидетельства папских списков и неточные хронологические указания позволили исследователям предположить, что в Каталоге Либерия и в Liber Pontificalis содержится ошибка: в действительности М.- то же лицо, что и Маркеллин ( R ö ttges. 1956; Schwarz. 1962; Pietri. 1976. Vol. 1. P. 392-393). По мнению Моммзена, М.- реальный исторический деятель, но он был не епископом, а пресвитером, возглавлявшим коллегиальное руководство Римской Церкви после смерти Маркеллина и до избрания Евсевия (Liber Pontificalis. 1898. P. LIII-LV). Однако большинство исследователей вслед за Дюшеном полагают, что М.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010