По одному только человеколюбию воспринял Он нашу плоть, дабы нас помиловать. В этом — единственная причина такого Его домостроительства».    Тайна Боговоплощения приносит нам в себе и тайну спасения: ведь цель воплощения Бога — спасение человека и мира от греха, зла, смерти и диавола. Господь Христос пришел в мир «взыскать и спасти погибшее» (Лк.19:10; ср.: Мф.18:11), спасти грешников (см. 1Тим.1:15; Мф.9:13; Мк.2:17; Лк.5:32), очистить нас Своей Кровию от грехов (см. Рим.3:25; 1Ин.1:7, 4:10), избавить нас от всякого беззакония (см. Тит.2:14), сокрушить смерть и диавола (см. Евр.2:14), благодатью научить нас спасению (см. Тит.2:11—12), просветить нас, помраченных грехом, и ввести в вечный свет и истину (см. Ин.12:46, 3:19—21, 18:37), вновь соединить нас с Богом и даровать нам вечную жизнь (см. Ин.17:21—23, 3:16, 6:40). В самом имени Иисус ­ Спаситель (см. Мф.1:21, 25), данном Богом, заключена вся сущность спасительного подвига Христа на земле. Спасти людей от греха, зла, смерти и диавола, а через них и всю падшую тварь — вот цель воплощения Спасителя.    Богооткровенное учение о спасении как цели воплощения Церковь выразила в вечном Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася». Этой истиной исполнено вселенское чувство и сознание единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, и она источается (букв.: «с силой вырывается».— «Примеч. пер».) из богоносных душ святых отцов и учителей Церкви.    Погруженный молитвенно и трепетно в великую тайну Боговоплощения, святой Афанасий Великий говорит: «Мы — причина того, что Он сошел, мы своим преступлением вызвали человеколюбие Слова, и Господь пришел к нам и явился среди людей. Мы, следовательно,— повод к Его воплощению; ради нашего спасения явил Он такое человеколюбие, что воспринял на Себя человеческое тело и явился в нем». «Какова причина того, что Бог ради нас воспринимает человеческое естество? — спрашивает благодатный Богослов и отвечает: — Несомненно, наше спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24. Молитва человека, не примирившегося с братом, – недостойная молитва ( Мф. 5:23; 18.23-25 ), 25. Нет “религии” как некой изолированной системы ценностей. Все совершается перед лицом Бога. Царство Божие, жизнь с Богом и в Боге превосходит в ————————— Раздел 25 не завершен. 26. Тот, кто гордится своими “религиозными подвигами”, живет во власти заблуждения. Исполнение заповедей есть долг человека перед Богом, а не заслуга ( Лк. 12,7 .) —————————————– В разделе 27 в авторских списках – лакуна. Тема 6. Жизнь по Евангелию (продолжение) 2). Отношение людей друг к другу 29. Христос подтверждает древнюю заповедь “Люби ближнего, как самого себя” ( Лев. 19:18.34 ; Мф. 5.43 ). Но в отличие от ветхозаветной заповеди Он расширяет понятие “ближний”. Оно может относиться к любому человеку, независимо от его веры и народности (см. притчу Лк. 10.30-37 ). Любовь есть деятельное служение, которое “выше всесожжений и жертв” ( Мк. 12:33 ; см. Мф. 25.31-46 ). 30. Живя среди других людей, ученик Христа следует древнему “золотому правилу” (известному у многих народов) – поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой ( Мф. 7:12 ). 31. Новой заповедью Христос называл заповедь о самоотверженной жертвенной любви ( Ин. 13:34 ), т. е. не просто о доброжелательстве и сочувствии, а о любви-самоотдаче, подобной любви Самого Христа (см. парадоксальные слова ап. Павла в ( Рим. 9:1-4 ). 32. Христос осуждает месть ( Мф. 5:39 ) и даже призывает любить врагов (желать им добра, учиться прощать их). Это, однако, не исключает борьбы со злом (Он Сам обличает фарисеев, изгоняет торгующих из храма). 33. Священна не только древняя заповедь “не убий”, но и несправедливый гнев является грехом ( Мф. 5:21-22 ). Примечание: Допустимо ли для христианина участие в войне. Вопрос этот долго дебатировался в Церкви. Наиболее распространенное решение сводится к тому, что хотя война и есть зло, но нельзя отказываться от защиты своего отечества, “ибо нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Василий Великий, Письмо 234, 1 — Courtonne 3, 42 — PG 32, 868С–869А. 873 1 Тим. 1:7. 874 Ин 1:18. 875 1 Тим 6:16. 876 См.: 4, 22, 57. 877 напр.: 878 Дан 7:18. 879 Вариант: окончания. 880 1 Сол. 4:17. 881 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 1, 4 — PG 3, 592ВС. 882 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О воплощении Бога Слова 4 — PG 28, 96А. 883 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 AB. 884 Ср.: 1 Сол. 5:5; Лк. 16:8. 885 Иоанн Златоуст, Увещевательное слово к Феодору, 11 — Dumortier 136–140/PG 47, 291–292. 886 Он же, К молодой вдове, 3 — SC 138, 130/PG 48, 603. 887 Мф. 13:43. 888 Кирилл Александрийский, Толкование на Иоанна, 12 — PG 74, 716D. 889 Лк. 17:21. 890 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 10 — PG 96, 561AB. 891 Ср.: 5, 6, 17. 892 Быт. 3:19. 893 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 932С–933В. 894 Там же, 930CD. 895 1 Петр. 2:9. 896 На самом деле этот отрывок принадлежит Григорию Нисскому: Григорий Нисский, In sextum Psalmum — McDonough, J. (ed.), Gregorii Nysseni opera, vol. 5, Leiden, 1962, p. 189–190. 897 Пс. 44:4–5. 898 Василий Великий, Беседа на псалом 44, 5, PG 29, 400С. 899 Он же, Беседа на 29, 5, PG 29, 317В. 900 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 793С. 901 Деян. 9:3. 902 2 Кор. 12:2. 903 Схолия: «воссиянием по ипостаси здесь он называет воссияние духа, как пребывающее [неизменным]. Ибо [осияние, бывающее] посредством [открытия] смыслов, подобно молнии, бывает мимолетно, как и Григорий Богослов говорит». 904 Макарий Египетский, О свободе ума, 23 — PG 34, 957АВ. 905 Он же, О возвышении ума, 1 — PG 34, 889С; Беседа 5, 11–12 — PG 34, 516В–517В. 906 Он же, О свободе ума, 21 — PG 34, 956ВС. 907 Григорий Богослов, Слово 39, 9 — PG 36, 344В. 908 Пс. 17:12; 2 Цар. 22:12. 909 Григорий Богослов, Слово 32, 15 — PG 36, 189D–192A. 910 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 55 — PG 88, 813АВ. 911 Мы исходим здесь из значения «τμνω» как «вырезывать». В русском переводе Исаака Сирина это место читается: «Молитва есть чистота ума, которая одна, при изумлении человека, уделяется от света Святой Троицы» (Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина слова подвижнические, М., 1993, с. 67.), а в английском: «…, and it is terminated only by the light of the Holy Trinity» (The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian, Holy Transfiguration Monastery, Boston, Massachusetts, 1984); а новогреческий переводчик Паламы: «…πο μνο ατη αποσπται απ τ φς της αγας Τριδος» (которая только одна отрывается от света Святой Троицы). 912

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Истинный» явился, но люди не узнавали Его (Ин.1:10). Событие безмерно превосходило их разумение. Первым познавшим Его был Иоанн Креститель, почему и назван, и достойно, величайшим «из рожденных женами», концом Закона и Пророков (Мф.11:13). Действительно, какого духа был Креститель: в уничиженном виде человека он узрел Предвечного (ср. Ин.1:27, 34)! Моисей, как земнородный, нуждался в видимых свидетельствах данной ему свыше власти. Однако не без смущения и ужаса читаем мы Пятикнижие и некоторые места из исторических книг Ветхого Завета: все совершалось во Имя Яхве, включая геноциды (см. Втор.2:34, 3:6, 20:16) и избиения непокорных (Исх.32:7–29). Все, сопротивлявшиеся Моисею, бывали сурово наказаны и нередко даже казнены. Подведенный к подножью Синайской горы, «пылающей огнем, и ко тьме и мраку и буре; к трубному звуку и гласу глаголов», который был нестерпим (ср. Евр.12:18–20), народ от страха трепетал. Обратное мы видим во Христе. Он пришел в крайнем смирении, как последний нищий. Он не имел места, «где приклонить главу Свою» (Мф.8:20). Он не имел никакой власти не только в Государстве, но даже и в Церкви Законной, основанной на Синайском откровении, данном Моисею Им же Самим (Ин.5:46). Его рождение ни для кого не было пугающим, кроме Ирода. Он не противится тем, кто отвергает Его. И мы познали Его как Вседержителя именно потому, что Он истощил Себя даже до рабьего образа (ср. Флп.2:7), до непротивления совершающемуся над Ним насилию и убийству. И естественно, как Создатель, как истинный Владыка всего сущего, Он не мстил никому. Он пришел «спасти мир» (ср. Лк.9:56; Ин.3:17, 12:47), давая нам полноту познания Единого Истинного Бога и Отца нашего. Он открыл нам Имя Отца, Он дал нам слово, которое Сам принял от Отца (Ин.17:8). Он явил нам Бога, как «Свет, в котором нет ни единой тьмы» (см. 1Ин.1:5). Через Него нам открыта самая прекрасная тайна: Бог есть существо Персональное, но Он не единая Персона, а Троица Ипостасей. Мы «крещены Духом Святым и огнем» (Мф.3:11) , «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19). Во свете сего познания мы теперь знаем путь к вечному совершенству (ср. Мф.5:48).

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

40 Евр. 13, 8. 94. 41 2 Кор. 12,9. 42 Апок. 2,10. 43 Иов. 1,1. 44 1 Кор. 13, 8. 45 Канонник. Москва, 1986. С. 121. 46 Данные слова Старца нуждаются в пояснении, в противном случае они могут быть поняты неверно. Потому что когда ктолибо не обращается к врачу, «побуждая промысел Божий взять на себя заботу о его исцелении», тогда он действует по отношению к Богу как вымогатель, как искуситель, чего всегда избегал отец Порфирий. Однако когда человек в простоте, ненавязчиво, с полным доверием вручает себя в руки Божии, не прося об уврачевании, как делал и сам Старец, тогда часто благодать Божия производит исцеление. В этом случае больной, полностью доверившись любви Божией, не просит об исцелении, и даже потаенно, глубоко внутри у него нет такого желания. Он принимает любое определение Божие о нем. Хотеть выздороветь и, не обращаясь к врачу, требовать от Бога исцеления — это ошибка. Женщина в приводимом нами примере сказала: «Воля Божия да будет». Она не говорила: «Бог исцелит меня». Именно такой подход к болезни Старец и приводит в пример для подражания. Об этом же говорит и нижеследующая глава «Искренне предоставь свою болезнь на волю Божию». — Прим. греческого издателя. 47 Мф. 19,12. 48 2 Кор. 12, 7. 49 Священник, о котором повествуется в этой главе, был тяжело болен раком, и он просил отца Порфирия помолиться о том, чтобы над ним исполнилась воля Божия. — Прим. греческого издателя. 50 Мф. 17,4. 51 Ср.: Лк. 15, 24. 52 Ср.: Мф. 5,39. 53 Исх. 21,24. 54 Ср.: Пс. 50,19. 55 Ср.: Мф. 5, 44. 56 Лк. 6; 35. 57 Через три с половиной года, согласно принятому в Греции проценту с займа, сумма, с процентов становится равной самой ссуде. — Прим. перев. 58 Лк. 6,35. 59 Главная площадь Афин. — Прим. перев. 60 Никодим — один из членов Синедриона, тайный ученик Христа. См.: Ин. 3,1–21; 7, 32–53; 19, 38–42. Здесь имя Никодим используется в переносном смысле. — Прим. перев. 61 На Афоне всенощные бдения начинаются с заходом солнца и продолжаются всю ночь, до утра. Умилительное богослужение сопровождается торжественным пением и проходит с большим духовным молитвенным подъемом. — Прим. перев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2417...

Кто же такие не видевшие и уверовавшие ( Ин. 20:29 ), которых ублажает Господь? Это то бесчисленное множество христиан, живших и ныне живущих силою Воскресения Христова, всем сердцем поверивших в Господа Иисуса, не видев Его. А нам легко ли, не видев Господа Иисуса Христа, уверовать в Него? Гораздо легче, чем было апостолам, потому что со времени Воскресения Его проповедь святого Евангелия покорила весь мир, угасила злой огонь язычества и просветила языческую тьму. Свет Христов воссиял над миром. И мы верою знаем, что Господь жив и пребывает со Отцом Своим, и обитает в каждом любящем Его чистом сердце, и ныне Он среди нас, в храме, и внимает нашим молитвам. Но наша вера гораздо слабее веры апостольской, хотя нет для нас никакого сомнения в том, что Христос воскрес; в то же время она требует постоянного укрепления и возгревания. Чем же мы укрепим веру нашу? Чем согреем ее? Тем, что, подобно апостолу Фоме, осяжем язвы Христовы. Ведь, хотя мы и не можем вложить в них персты свои, но можем мысленно припасть к этим язвам и духовным осязанием упрочить веру. Посмотрим же со страхом на окровавленные руки Господни. Ведь это те руки, которые прикосновением своим исцеляли слепых (см. Мф. 12:22 ; Мк. 10:46–52 ; Лк. 18:35–42 ), воздвигали расслабленных (см. Мф. 8:6–13, 4:24 ; Мк. 2:3–5, 10–12 ). Эти персты были вложены в уши глухого и косноязычного и излечили его (см. Мк. 7:32–35 ). Эти ладони коснулись одра умершего сына вдовы наинской – и убежала смерть, и дух жизни вошел в мертвеца (см. Лк. 7:11–15 ). Эти объятия раскрылись, чтобы принять всех нас, блудных сынов! Эти руки простерлись на Кресте, чтобы всех нас избавить от вечного проклятия и смерти. Именно они держат силою своей всю вселенную, управляют жизнью всего мира и свыше благословляют всю землю. И эти руки пробиты гвоздями. Как же не содрогнуться сердцам нашим при мысли об ужаснейшем злодеянии, сравниться с которым не могут даже все злодеяния, когда-либо совершенные людьми! Припадем же к рукам Христовым, мысленно облобызаем их.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

a. Прорастающего (славян.) - прим. ред. b. Колосья (славян.) - прим. ред. Комментарии 1. См., например: Монахиня Серафима (Булгакова). Разгон обители//Литературная учеба. 1991. С.127-128. 2. Новоселов имеет в виду Декларацию о лояльности митр. Сергия и его серьезные уступки государственному безбожию. 3. О ком здесь говорит Новоселов - установить не удалось. 4. Судьбы Церкви Божией на земле//Труды Киевской Духовной Академии. 1860, книга 1, паг.4. С.16-17. 5. Там же. С.20. 6. Ин.6:51. 7. Там же. С.17-18. 8. 1Тим.2:5. 9. " Стояние " по-славянски означает: " опора " . 10. Там же. С.19-20. 11. Там же. С.31. 12. У Щеголева: " Южных Европейских народов " . 13. Там же. С.31-34. 14. Там же. С.34. 15. В качестве примера такого государства Щеголев указывает на " земли Кавказские " , где " светильник Церкви Божией, возженный еще в первые времена... после не мог гореть во многих из них и затмился, между тем как судьбу этих народов Бог хранил и устроял так, что теперь возжигается там опять светильник веры Христовой и от сохранившегося света Церкви Грузинской, и от нового светильника Церкви Российской " (Там же. С.44). 16. Например, Русь в период татаро-монгольского ига. 17. Там же. С.39-46; ссылка Еф.5:11-13 (у Щеголева) ошибочна, возможно, подразумевалось: Еф.6:11-13. 18. Там же. С.52-53. С.46. 19. Там же, книга 1. С.53; книга 2, паг.2. С.3. 20. Мф.13:37-38. 21. Евр.9:15. 22. Там же, книга 1. С.53-54. 23. Там же, книга 1. С.57. 24. Там же, книга 1. С.62. 25. Там же, книга 1. С.60; Щеголев указывает, что эта мысль принадлежит блаж. Августину (Epist ad Hesychium. C.XII, п.48). 26. Там же, книга 1. С.60-62. 27. Мф.23:38; Лк.13:35. 28. Там же, книга 2. С.4. 29. Там же, книга 2. С.11-13. 30. Там же, книга 2. С.19. 31. Очевидная опечатка у Щеголева; по-видимому, имеется в виду Быт.1:26. 32. " Милость мира, жертву хваления " - литургийная формула (ответ хора на возглашение диакона: " Станем добре, станем со страхом, вонмем святое возношение в мире приносити " ), означающая, по объяснению Николая Кавасилы, что мы приносим " милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Милость же есть плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти, и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милости и жертвою хваления " . Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей она является величанием всего домостроительства Божия " (Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, YMCA-PRESS,1947. С.210-211).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Гал. 5:22. 1592 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 1593 6, 10, 31; Ср.: 2, 15, 68. 1594 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1595 Евр. 11:32. 1596 Иоанн Синайский, Лествица, 25 — PG 88, 996А. 1597 Там же, 26 — 1033В. 1598 Там же. 1599 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 149. 1600 2 Кор. 3:11. 1601 2 Кор. 3:18. 1602 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1603 Григорий Богослов, Слово 44, 3 — PG 36, 609ВС. 1604 Ср.: Евагрий Понтийский, Деятельные главы к Анатолию, 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах, 18 — PG 79, 1221В. 1605 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 57–PG 88, 813 С. 1606 Цитата не идентифицируется. 1607 Т. е. апостолы. 1608 Тропарь Крещения Господня. 1609 Припев 9–й песни канона на утрени Пятидесятницы. 1610 Евр. 12:1. Св. Григорий Палама имеет в виду мучеников. 1611 Буквально: «священный список» (ιερς κατλογος). 1612 Ин. 14:21–23. 1613 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 1614 Ис. 6:1. 1615 На самом деле в видении Иезекииля (Иез. 1:1–28), упоминаются не колесницы, а колеса (τροχο). Колесницы же (ρματα) упоминаются в видении Захарии (Зах. 6:1–3). Однако, у некоторых отцов, которым, очевидно, и следует Палама, говорится про видение Иезекиилем «херувимской колесницы» (см., например: Иоанн Златоуст, Толкование на Пс. 76:4; Макарий Египетский, Духовные беседы, 1). 1616 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32. 1617 Цитата не идентифицируется. 1618 Григорий Богослов, Слово 41, 5 — PG 36, 436А. 1619 Ср.: 3, 1, 2. 1620 В гл. 9. 1621 Великая Лавра преп. Афанасия на Афоне. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

51 Песней канона 9: восемь из них взяты из Ветхого Завета и служат воспоминанием главнейших событий Церкви ветхозаветной; девятая песнь взята из Нового Завета и воспоминает воплощение Сына Божия от Преблагословенной Девы Богородицы. Вот эти песни: 1) Песнь пр. Моисея, воспетая по чудесном переходе чрез Чермное море „Поим Господеви, славно бо прославися“ ( Исх.15:1–21 ); 2) его же песнь, содержащая в себе обличения неверия и нечестия непокорных Иудеев „Вонми Небо и возглаголю“ ( Втор.32:1–44 ); 3) Благодарственная и, вместе, пророчественная песнь св. Анны, матери пр. Самуила „Утвердися сердце мое в Господе” ( 1Цар.2:1–10 ); 4) Песнь пр. Аввакума, провидевшего пришествие Христа на землю „Господи, услышах слух Твой и убояхся“ ( Авв.3 ); 5) Предвозвещение пр. Исаии рождения Христа от Девы и его восстания от мертвых „От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже“ ( Ис.26:9–17 ); 6) Песнь пр. Ионы во чреве кита „Возопих в скорби моей ко Господу Богу“ ( Ин.2 ), см. Мф.12:39–40 ; 7) и 8) молитва и Песнь трех отроков в пещи неопалимых „Благословен еси, Господи, Боже отец наших“ ( Дан.3 ); 9) хвалебная песнь Богородицы „Величит душа моя Господа” ( Лк.1:46–55 ) и песнь Захарии, отца св. Предтечи «Благословен Господь Бог Израилев, иже посети и сотвори избавление людям Своим» ( Лк.1:68–79 ). 52 Мудрецы эти разделялись на несколько классов, и из них в книге Даниила упоминаются хартумимы (хартумим – тайноведцы ( Дан.1:20 ), по-видимому, есть еврейское слово от Херет епшль или древнее письмо), которые вероятно были священными писцами, истолкователями предзнаменований или открывателями тайных вещей; ащафимы, или произносители волшебных заговоров. (В сирийском слово это прилагалось к тем, которые очаровывали скорпионов и змей посредством особого нашептывания. Это слово как еврейское, так и халдейское. В Дан.1:20 оно переводится словом «волхвы». Врата храма Бела назывались боб-ассапут – „врата прорицалища“, и в храме было особое помещение, известное под названием бит-ассапут – „дом прорицалища“. Denormant, ba Divination, рр. 133–4); мексаеримы, изрекатели разных заговоров, люди, признававшиеся находящимися в сношении со злыми духами; хаедимы или халдеи ( Дан.2:2 ), бывшие астрологами и истолкователями влияния звезд на человеческие дела, так как Халдея была родиной этой науки (хотя Египет может оспаривать эту честь); гакашимы или маги, т. е. мудрецы, каковым титулом назывались все перечисленные выше классы, и газеримы, быть может, – другое название для астрологов, так как слово это означает „бросание гороскопов“ и истолкование предполагаемого влияния звезд и планет на судьбу отдельных лиц и царств. Все эти мудрецы и тайноведцы и призваны были для разъяснения сна, встревожившего Навуходоносора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010