Один из вдумчивых наблюдателей современности сказал о современной русской жизни, что она насквозь пропитана ненавистью». Безотрадная характеристика! Но если она верна относительно политических партий, сословий и бытовых групп русского общества и их взаимоотношений, то еще вернее она относительно чувств, питаемых ими к Церкви. И если ненависть часто слепа, то и в указанной сфере она остается такой же. Мы видим, что нарождающееся и усиливающееся сектантство в полном смысле слова живет и дышит только ненавистью к православию. Довольно беглого наблюдения над жизнью сектантства, чтобы видеть это: вполне верной является мысль, что если взять у сектантства ненависть к православной Церкви, то ему прямо нечем будет жить, – настолько оно лишено своего собственного положительного содержания. Но в сектантстве такая ненависть, если не извинительна, то, по крайней мере, с известной точки зрения, понятна. Совсем в ином виде представляются отношения к Церкви вне сектантства. И здесь ненависть не менее яростная, не менее слепая и неразборчивая в средствах борьбы, но совершенно необъяснимая и непонятная с точки зрения обычных и естественных человеческих чувств и отношений. Мы разумеем широкие, так называемые прогрессивные круги общества, и особенно нашу прогрессивную печать. В самом деле, если вы, ненавистники Церкви, по убеждениям и настроением – атеисты, то, что вам Гекуба и что Гекубе вы? Тогда бы вы были просто равнодушны к Церкви, к христианству, мусульманству, еврейству, ко всякой религии вообще. Но почему у вас такая ненависть именно к православной Церкви и такая нежная заботливость о сектах, и притом не о всех, а только о тех, которые особенно вредят православию? Почему на страницах прогрессивных газет сквозит уважение к католическим ксендзам, к протестантским пасторам, почему не сообщается мерзостей о монастырях армянских, католических, почему такая предупредительность к ламам калмыцким и бурятским, – и только по отношению к православным епископам, священникам, монахам, позволяются в печати невероятно гнусные ругательства и заведомо ложные обвинения, подрывающие всякий авторитет Церкви? Можно подумать, что православная Церковь по преимуществу чем-то озлобила прогрессивных мыслителей. Так и говорит: она слишком связала себя с господствующим политическим строем, и потому на нее заодно с этим строем обрушивается и направляется ненависть врагов рабства и защитников свободы. Но просмотрите печать Германии: там такая же, точно тактика, применяется к протестантству; во Франции и Италии, то же самое видим по отношению к католичеству, хотя оно уже никакого касательства не имеет там к политическому строю; даже в Турции та же тактика после революционного переворота стала применяться к мусульманству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Жить по Евангелию Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? 16 ноября, 2010 Почему у нас такое стремление все формализовать? Почему у нас такая непоколебимая вера в то, что сама форма, само прочитывание-вычитывание в любых условиях от корки до корки, от звонка до звонка имеет хоть какой-то смысл? Что такое люди, сидящие в толкучке метро с молитвословами? Кому это нужно? Кому, ради кого, ради чего? Вычитывание правила или Акафистов в метро, в суете, в беготне – кому нужна такая молитва? Мы продолжаем цикл бесед о духовной жизни, приуроченный к проходящей в Даниловом монастыре конференции «Жизнь во Христе» . Сегодня на вопросы корреспондента портала « Правмир » отвечает протоиерей Алексий Уминский. Жить по Евангелию — Отец Алексий, чем руководствоваться современному человеку в духовной жизни? Все серьезные книги написаны для монашествующих, как быть простому сегодняшнему мирянину? — Духовную жизнь современному человеку прежде всего нужно выстраивать по Евангелию. У нас любят читать книги, что-то говорящие о духовной жизни, но все ответы на все вопросы есть в Евангелии. Поэтому, если человек живет или, по крайней мере, старается жить по Евангелию , то он на правильном пути. Евангельские тексты или Евангельские Заповеди в контексте нынешней жизни могут вызывать какое-то недоумение или представление о том, что современному человеку их выполнить невозможно. Но, по сути своей, если человек не ставит перед собой евангельской планки, то ни о какой духовной жизни в принципе говорить нельзя. Жизнь по Евангелию – это одна составляющая духовной жизни, другая — стремление жить жизнью церкви, т.е. жить в церковном Богослужении, хорошо его зная. Для многих людей церковное Богослужение – как книга за семью печатями. Не потому что оно написано на церковно-славянском языке, не потому что оно очень сложное, а потому что человек просто не ставит перед собой цели его узнать, не утруждает себя ничем. Ему достаточно выстоять службу, вычитать правило.

http://pravmir.ru/zhit-po-evangeliyu/

«Милосердие – это такая же составляющая человека, как и все остальное Беседа с кинорежиссером Верой Сторожевой В российском кинопрокате появился хороший фильм о любви и милосердии – «Скоро весна» режиссера Веры Сторожевой, рассказывающий на примере жизни монастырского подворья о двух главных христианских добродетелях. О том, как снимался фильм, – беседа с его автором режиссером Верой Сторожевой .   – Вера Михайловна, сегодня отечественный кинематограф не часто балует фильмами о милосердии. Почему вы решили снять такое кино? – У меня все фильмы о любви и милосердии, поэтому не могу сказать, что эта картина для меня какая-то эксклюзивная и выбивается из ряда остальных моих работ. Режиссер-документалист Ирина Васильева снимала документальное кино о подворье минского Елисаветинского женского монастыря, который основал отец Андрей Лемешонок. После съемок фильма она написала игровую историю. – То есть у одной из главных героинь фильма есть реальный прототип? – Одного прототипа нет. Мы взяли за основу ситуацию, когда люди приходят в монастыри, на подворья, живут трудниками. Что касается главной героини, то она такая же, как монахини-настоятельницы – образованные женщины, которые по какой-то причине оставили мир и ушли в монастыри. Поэтому здесь можно говорить лишь о прототипе в небуквальном смысле. – Насколько вам было интересно снимать фильм о милосердии на примере монастырской жизни? – Строго говоря, в фильме речь идет не о монастыре, а о подворье, где собравшиеся там люди живут, как могут. На реальном подворье ситуация такая же: кто-то срывается и уходит, потом возвращается, приходят новые, кто-то приходит только перезимовать, кто-то зацепляется за возможность даже физического спасения – там есть кров, еда и т.д. В этом смысле история интересна тем, что она о любви и милосердии и о треугольнике отношений: монахиня Екатерина, послушница Ольга и бизнесмен Павел. Ольга пока всего лишь послушница, но у нее есть дар милосердия. А матушке Екатерине до этого приходится подниматься. В фильме показаны разные состояния человеческой души. Одни люди идут целую жизнь к определенной душевной высоте, а другим это даруется.

http://pravoslavie.ru/34333.html

Костюнька умирал, и все об этом знали. А больше, чем другие, знал плюшевый мишка: он всегда сидел возле Костюнькиной кроватки и спал на Костюнькиной подушке, рядом. Костюнька рассказывал мишке все тайны, в том числе и то, что ему говорили вне детской, когда мишка не слышал. Он, конечно, знал главный вопрос Костюньки, потому что малыш его задавал много раз за день: «Какая такая смерть ?» Костюнька думал, что старенький дедушкин мишка все уже повидал и все может объяснить. И поэтому настойчиво просил его показать эту смерть, такую непонятную и похожую на сказку: крутил пуговку мишкиного носа, дергал его за лапки. Но тот молчал, и тогда Костюнька крепко его обнимал и отвечал себе сам: «Никакая. Никакая! Какая такая смерть?!» Про эту самую смерть он услышал в больнице, когда оказался там в первый раз. Однажды утром он проснулся раньше других мальчиков своей палаты и тихо лежал. Скрипнула дверь – вошли тетя врач и мама мальчика, что спал у самого окошка. Тетя врач неслышно пробежала к ярко освещенной кроватке, откинула простынку, пощупала мальчика и тихо сказала маме: «За ним приходила смерть, она его забрала». Мама мальчика держала у рта полотенце и, кажется, плакала. Потом пришли дяди с носилками и навсегда унесли мальчика из палаты. Эта таинственная смерть, про которую сказала тетя врач, что она «приходила», стала с тех пор очень интересовать Костюньку. Он думал: «За этим мальчиком приходили дяди и забрали его. Кого же тогда забрала смерть, которая приходила раньше? И кто она такая? И почему ее никто не видел? И кто ее пропустил?» Потом, после больницы, была Пасха . Костюнька знал, что сам он родился «на Пасху» и что эта Пасха – пятая в его жизни. И еще он знал, что, если растопырить все пальчики на ладошке, будет «пять», а если загнуть один из них, взрослым будет понятно, сколько ему сейчас годков. Господь стоял во весь рост, в белоснежном хитоне, но босиком – протягивал навстречу Костюньке руки Костюнькин папа, протоиерей Павел, служил в храме маленького поселка на окраине одного известного городка с давней историей. Храм был старый, каменный, ярко выбеленный, и вся жизнь Костюньки протекала в нем и возле него. Рядом с храмом стоял небольшой деревянный домик, в котором все и жили – отец Павел, матушка Анна и сам Костюнька. Вокруг храма и дома давно образовался таинственный лес из яблонь и вишен. Возле них, в ульях, поживали пчелы, а рядом с домом, в будке – пес Верный, и в самом доме – кот Добрый. Еще у Костюньки был велосипед, игрушки, книжки и, главное, большая-большая икона Иисуса Христа, на которую он любил смотреть по вечерам, когда мама, помолившись вместе с ним, уходила в комнату к папе. Господь стоял во весь рост, в белоснежном хитоне, но босиком – протягивал навстречу Костюньке руки и, казалось, собирался шагнуть из иконы.

http://pravoslavie.ru/90617.html

Мы удивительным образом попали на Афон в такое время, это было поздней осенью. Первые два дня была осень настоящая, с дождями, с туманами, с громом и молнией, потом два дня была зима, все завалило снегом, мы сняли зиму, потом началась весна, расцвели азалии – это в ноябре, засыпанном снегом! – и весна, когда все стало таять. То есть, Богородица нам послала все четыре времени года за одну неделю, понимая, что очень часто на Афон не съездишь. Самое сильное впечатление у меня было от посещения Иверского монастыря, где хранится самая главная афонская святыня – икона Иверской Божией Матери. Она по-гречески называется «портаитисо», в переводе – «вратарница». Раньше она, приплыв чудесным образом по морю, была помещена над воротами обители Иверской, но монахи решили, чтобы ее не украли, поставить в храме. И трижды она являлась опять на прежнем месте, и, явившись ночью настоятелю, сказала: «Не надо Меня беречь, Я вас буду беречь». Придти вот к этой иконе чудотворной – это было таким чудом и радостью, что, когда мы вошли – ну, мы все знаем, икона такого обычного стандарта, размера – а тут вдруг стоит Богородица живая перед тобой, такая огромная икона, вся черная, лика не видно, и вот в этом лике темном была такая тайна, такая настоящая Богородица смотрела на тебя, пронзая тебя свои взглядом, и все видела насквозь, и просто оставалось упасть на колени и только в плаче молиться, потому что ты стоял как перед Страшным судом, Она все знала про тебя, все видела. И вот это потрясение, которое испытывает, я думаю, каждый приходящий с верой, оно очень важно для очищения твоего и пребывания на Афоне. И ночью в монастыре монах начинает стучать в било – это такая доска длинная, и вот он стучит вместо колокола, и по поверью вот эти удары била означают удары молотка Ноя, строящего ковчег. «Бдите, скоро придет Господь, готовы ли вы к этому приходу?» И вот это очень интересное сочетание этих ударов и связи с Ноем. Вот я хочу прочитать мои ощущения от ночной службы: «Торжественная строгая монашеская служба в темном храме при свете лишь нескольких свечей и лампад, протяжное древневизантийское пение, пронизанное восточным ароматом молитв, раннехристианских пустынножителей, рождает сильное ощущение пребывания в самых первых катакомбных храмах, лишенных поздней золотой роскоши и пышных праздничных служб. Сосредоточенные, отрешенные от всего суетного мира молятся одухотворенно красивые, высокие молодые монахи. Возле стен в стасидиях, низко склонив головы в куколях, молят Бога о всеобщем спасении два очень старых молчальника. По их вдохновенным бледным лицам видно, что они видят Бога и беседуют с Ним, и от Его присутствия рядом с тобой становится так страшно, что только и можешь, заикаясь, пролепетать: «Боже, милостив буди мне грешному!» Здесь во время таинственной благословенной ночной службы вместе с иноками постепенно исчезает ощущение земли, и душа, наполненная горячим счастьем, как шар, наполненный горячим воздухом, воспаряет ко Господу».

http://pravoslavie.ru/37071.html

Разделы портала «Азбука веры» У меня никак не получается смириться с тем, что Бог кому-то дал больше. Вот например я к Богу пришел через позор, а кто-то другой как бы родился у Христа за пазухой. Например Николай чудотворец или Сергий Радонежский, или Иоанн Креститель. Они уже в утробе матери были как бы устремленный душой к Богу. Они уже подвигами устремления души к Богу с раннего детства прославились. Их родители были праведны. Вот как смириться с этим? Я например плод грешников и мне не нужен никто что бы я себя ненавидел, но ведь это не справедливо и у меня не получается с этим смириться. Что им досталась такая участь, а мне такая мерзкая. У человека нет ни одной причины ненавидеть Бога или любить грех, но вот изза этого мне просто жизнь не мила и я не хочу с одной стороны грешить, а с другой стороны жить. 8 Ответов Как Господь сказал ученикам, желающим быть у Его престола, “можете ли испить ту чашу, что испью Я?” Мк. 10:38 Святость не подарок, но труд веры. Все 12 апостолов погибли за Христа. Вы готовы на крест кверх ногами, как Апостол Пётр. Или готовы быть побиенным булыжниками, как Апостол Павел? Или голову на отсечение даёте, как Иоанн Креститель? Но есть предмет для Вашего подвига — покупаете билет в Киев и выходите публично в защиту храмов, отнимаемых в УПЦ. И тогда святость будет частью Вашей жизни, и кто-то по доброму оценит Ваших родителей. На мой взгляд, Ваши мысли имеют налёт хулы на святых людей. Святые люди, которых вы упомянули, являются совершенно уникальными личностями, каждый из них — это явление вселенского масштаба. За всю историю человечества святых подобного уровня было совсем немного, и довольно странно нам, обычным людям, сравнивать себя с ними. Полагаю, что значительная часть, если не большинство искренне верующих христиан, пришла к вере именно через скорби. Поэтому подобный путь к Богу можно считать за норму. Что касается вашего вопроса, то смиряться с тем, что есть люди лучше нас, необходимо точно так же, как с тем, что нельзя прелюбодействовать, воровать, лжесвидетельствовать  и т. п., хотя иногда очень хочется. Зависть является смертным грехом, она запрещена десятой Заповедью Закона Божьего. А значит, подобные чувства надо подавлять в себе в самом зародыше ради верности Богу. Такая внутренняя борьба — это наш путь к спасению.

http://azbyka.ru/vopros/kak-smiritsja-s-...

Понятие индивидуального пастырства это особая и очень важная тема, потому что она имеет совершенно особый подход к человеку. Само понятие овцы, заблудившейся в «хищных» горах, где каждый поворот дороги, если вообще есть дорога, означает для этого одинокого существа опасность для жизни. В то же самое время эта овца знает, что она заблудилась, что она сбилась с дороги, что она отошла от всех остальных и поэтому это для неё ужасно. Надо сказать, что книга Нового Завета с исторической точки зрения и с точки зрения исторической науки один из самых блестящих источников, по которым можно увидеть жизнь и быт человека тех времён: как рос Спаситель, в каких условиях и обстоятельствах. Можно себе представить, как Иисус будучи мальчиком идёт с Матерью на этот далёкий колодец, несёт воду. Назарет весь окружён высокими холмами, горами. Гора, которую мы сегодня вспоминали, гора Преображения, самая высокая около Назарета и в тех местах. Забраться туда это не шутки. Я помню, как мы с нашими паломниками взбирались на эту гору. Действительно эта гора открывает чисто житейские тайны той жизни. И тут же неподалеку дальше – Капернаум, который совсем близко от Галлилейского озера. Там замечательная гора, которая называется гора Нагорной проповеди . Когда вы бываете там и знаете Евангелие и всё описание, то действительно можно сказать, что Палестина – это пятое Евангелие, там вы переживаете все эти события, слова, все эти моменты. На этой горе и там внизу на озере, и только что были они на лодке, и целую ночь ловили и не могли поймать рыбу и потом Спаситель говорит: «закиньте здесь» ( Лк. 5:4 ). Они закинули и вдруг вытащили такое количество рыбы. Начали считать. И подумать только – 153 рыбы! Такая подробность записана в Евангелии! Евангелист говорит: «и при таком количестве рыбы не прорвалась сеть» ( Лк. 5:6 ). Значит сеть была не такая крепкая как у нас сейчас. Этой сети можно было избежать несмотря на то, что можно оказаться в ней. Несомненно бывали моменты, когда сеть разрывалась и рыба уплывала. И такая горохищная овча удрала вот так, как рыба хочет уплыть. Как каждый из нас хочет избавиться, когда что такое общественное. И вот ушла она. И какой же результат? Она попала в «хищные» горы. Вот представте себе эти горы и они – хищные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Смерть и вера на Донбассе Слово архиепископа Новоазовского Варсонофия к духовенству Псковской епархии      Ситуация, конечно, для духовенства нашей епархии такая — крестоношение. Когда мирная жизнь, и вдруг это все разрывается, снаряды падают возле храмов, в храм, а у тебя семья, дети, супруга, и… Конечно, сначала было недоумение, потом благословили и на епархиальном совете владыка (митрополит Иларион) благословил выехать на время, вывезти семью, а священник возвращался на место служения. У нас нет закрытых храмов. У нас есть разбитые храмы, есть сожженные храмы, но там все равно проходят богослужения — в подвалах, в приспособленных каких-то помещениях. У нас нет закрытых храмов. У нас есть разбитые храмы, есть сожженные храмы, но там все равно проходят богослужения Люди передвигаются тогда, когда нет обстрелов. Перерыв есть — совершается служба. Нет литургии — обедница, нет обедницы (нет возможности) — служится молебен, Причащение запасными Дарами. Но службы есть — каждый священник на своем месте. Но это еще не самое страшное, ведь епархия наша разделена фронтом. И в Донецкой епархии 70 приходов находятся на украинской стороне. И там за одно слово, за поминание Святейшего Патриарха — это тюрьма, это пытки. А священники служат, служат исповеднически. У них там немножко потише, таких обстрелов нет, как у нас, но опасность не меньше, чем у нас. Очень много было и задержаний, очень было избиений много, и в тюрьмах были. И вот, буквально, в Горловской епархии зимой обменяли священника одного, которого арестовали и пытали, и благодаря вмешательству Святейшего Патриарха его обменяли, и он сейчас здесь, в Москве, проходит реабилитацию. Вот такая ситуация у нас… Митрополит Тихон (Шевкунов): — Владыка, простите, а стреляют в Донецке у вас по жилым домам прямо, да? — Ну ситуация такая, владыка. Вот, сегодня у меня тоже престольный день — я тоже являюсь настоятелем храма Святой равноапостольной княгини Ольги. Он находился в Торгово-промышленной Палате, где-то метров 800 от Донецкого аэропорта. 24 июля 2014 года я служил там последнюю литургию. В августе этот храм уничтожили, то есть в Торгово-промышленной Палате 2 крыла — в одном крыле служебные помещения, в одном крыле храм. Это крыло уничтожили.

http://pravoslavie.ru/155195.html

Часть III. Основы христианства Молитва Господня «Отче наш» 195 Христос оставил людям только одну молитву, которая поэтому называется обычно «молитвой Господней». Когда ученики попросили: Научи нас молиться ( Лк.11:1 ), Он в ответ дал им следующую молитву: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь» (ср.: Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ). Эта молитва Господня безостановочно повторяется вот уже две тысячи лет. Нет часа, буквально нет минуты, чтобы в какой-нибудь точке земного шара люди не произносили ее, не повторяли те самые слова, которые когда-то произнес Сам Христос. И нет поэтому лучшего пути к уразумению самой сущности христианской веры и христианской жизни, чем эта такая короткая и по внешности такая простая молитва , хотя и не такая простая на деле, судя по тому, что меня не раз просили ее объяснить. Я начну прежде всего с неисчерпаемости ее смысла, с невозможности дать ей одно, окончательное объяснение. Как и Евангелие, молитва «Отче наш» всегда обращена к каждому из нас по-новому, и обращена так, что кажется только для меня и моих нужд, для моих вопросов и исканий составленной. И одновременно она вечна и неизменна в своей сущности и всегда зовет нас к главному, конечному, высшему. Чтобы услышать молитву Господню и войти в нее, нужно в первую очередь преодолеть в себе ту внутреннюю рассеянность, ту раздробленность внимания, ту духовную расхлябанность, в которой мы почти все время живем. Пожалуй, самое страшное в нас-то, что мы всегда прячемся от всего слишком высокого и духовно значительного. Мы как бы подсознательно выбираем для себя быть мелкими и поверхностными, ибо так легче жить. Вспомним Свияжского в «Анне Карениной» Толстого – человека, который как будто все понимал и мог рассуждать обо всем, но как только разговор доходил до главного – до заветных вопросов о последнем смысле и последней цели жизни, что-то в нем закрывалось и за эту защитную черту он никого уже не пускал. Это подмечено Толстым с гениальной верностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Мониторинг СМИ Митрополит Кирилл: В России есть интеллектуальный потенциал для преподавания " Основ православной культуры " 05.06.2008 13:47 - Здравствуйте. Это программа " Диалог " . Я - Иван Семенов, мы обсуждаем ключевые проблемы. И сегодня о возможности преподавания основ религии в средней школе мы говорим с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Добрый день, владыка. - Здравствуйте. - Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала " Нескучный сад " , который, как мне кажется, один из лучших журналов о православной жизни в нашей стране, и теме, о которой мы с вами говорим, посвящен целый номер в этом журнале. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая – дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего такое острое у нас разграничение позиций? Очень много каких-то, я бы даже сказал, партийных тезисов высказывается разными людьми как церковными, так и не церковными, вплоть до того, что некоторые говорят, что у кого есть сомнения в том, что нужно брать вот учебники Бородиной и преподавать в средней школе, тот является врагом церкви, врагом всего человеческого в нашей стране. Почему такая резкость в позиции? - Вообще для меня самого непонятно, что происходит. Вообще тема чрезвычайно проста. И тот факт, что она вдруг стала такой трудной, вы знаете, наталкивает на какие-то плохие мысли. Фантазия такая, что церковь предлагает преподавать православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Вот просто ясно нужно сказать, что никогда церковь этого не предлагала. Но именно вокруг этого тезиса весь благородный гнев. - И не только. А есть, понимаете, владыка, есть определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет, согласитесь. - Я дойду до церковной дискуссии и до методики преподавания. Значит, первое, что нужно постулировать – церковь не предлагает, чтобы преподавание религии, основ православия было обязательным предметом для всех школьников России.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010