За ним иподиакон держит поднос с митрой. Митра — головной убор, символизирующий корону — знак высокого служения (в древности на Востоке такие короны носили императоры). На Востоке митры появились после падения Византии и гибели византийского императора. Еще в XIV веке они не были приняты, но постепенно входят в употребление. (Митры были только в Александрийской Церкви.) Митру имеет право надевать епископ или архимандрит (настоятель монастыря). Указом Императора Павла в 1797 году митру стали давать как высокую церковную награду и заслуженным священникам — протоиереям . Митра епископа от митры священника отличается только тем, что на епископской вверху есть крест. После облачения владыка принимает дикирий с трикирием и благословляет народ. Воздев руки, епископ молится перед началом всесвятой службы, призывая Святой Дух прийти и действовать на сей службе. «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже вездесый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси Блаже, души наша». Затем, воспевая пришествие Спасителя, подобно Ангелам, присутствовавшим при Рождестве Христовом, архиерей произносит: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (что переводится как: Слава в вышних Богу и на земле мир людям Его благоволения )». И, прося укрепить его уста в произнесении страшных и ответственных слов Литургии: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Начинается Литургия. Подробно говорить о чинопоследовании Литургии мы не будем — для этого в книге есть отдельная глава. Мы коснемся тех моментов, которые имеют отношение к рукоположению. Во время начальных песнопений Литургии ( антифонов ) владыка стоит на архиерейском амвоне и молится. Как во время служения Литургии священник читает определенные тайные молитвы , так и владыка про себя или в полголоса читает особые тайные молитвы по особой книге — Чиновнику . Перед службой (по другой традиции — в начале службы) иподиакон приносит кувшин и омывает руки епископу. Это нужно для того, чтобы владыка совершал богослужение и касался святыни. При омовении рук читается молитва: «Омою в невинности руки мои и обойду жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа». Видимое омовение рук символизирует освобождение души от всего постороннего и отвлекающего от молитвы, ибо «приходящим на всесвятейшее священнодействие подобает очиститься даже от окраинных фантазий души» (св. Дионисий Ареопагит ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

– Ваше недоумение, Козьма Трифонович, с совершенною ясностью разрешено в Слове Божием. Свящ. Писание нас учит, что дар знать всё, происходящее во вселенной, принадлежит одному Богу ( Лк. 16, 15 ). Святые угодники своею силой не могут видеть и слышать того, что делается среди людей. Однако угодники Божии, по озарению от Духа Святаго, могут слышать наши молитвы к ним и видеть такие события на земле, которые нам, слабым людям, кажутся тайными. Вот что об этом читаем мы в Священной Библии. К пророку Ахии пришла однажды жена Иеровоамова. «Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая» ( 3Цар. 14, 4–6 ). Убеждайтесь, Козьма Трифонович, что святые, Божиим содействием , отличались великою духовною прозорливостью. Они, не видя плотскими очами, знали, однако, что происходило вокруг их. А вот свидетельство, что праведники, по внушению Духа Святого, знали то, что совершалось вдали от них, – даже в чужих землях. В 4 кн. Царств рассказывается про царя Сирийского, как он многократно задумывал напасть на Израильтян. Коварные замыслы этого царя не исполнялись: «посылал человек Божий (Елисей) к царю Израильскому сказать: берегись проходить сим местом, ибо там Сирияне залегли» ( 4Цар.6:9 ). «И встревожилось сердце царя Сирийского по сему случаю – читаем в 4 книге Царств – и призвал он рабов своих и сказал им: скажите мне, кто из наших в сношении с царем Израильским? И сказал один из слуг его: никто, господин мой царь; а Елисей пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты говоришь в спальной комнате твоей» ( 4Цар.6:11–12 ). Отсюда легко убедиться, что праведники Божии, по озарению от Духа Святого, с ясностью знали события самые тайные, самые удаленные от них. Поэтому неудивительно, если они могут слышать наши молитвы к ним... – В том то и дело, – возразил Козьма Трифонович, – что из Слова Божия мы не видим, будто святые могут слышать наши молитвы. Особенно, когда они умирают плотию. Тогда наши сношения с ними прекращаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

(Вот) свидетельства об истинной молитве! Подобно орлу опустившись на жертву, он невидимою силой поглотил все. Это сделал великий служитель Божий и ревнитель Илия, приводя нас чрез бывшее тогда к духовному (разумению), чтобы и мы, от сердца взывая к Богу, испрашивали неизреченный огонь Духа на жертвенник нашей души и чрез это делались совершенной жертвой Господу. Молитва дала Израилю Моисея законодателя-ходатая пред Богом и воздвигла израильтянам памятники побед над врагами (Исх.17:11—15). Посредством молитвы и Иисус, сын Навина, великую и самую блестящую на небе звезду, солнце, бывшее уже посреди небесного свода, остановил на том же месте в продолжение дня (Нав.10:12—13). И Господь показал старшинство этой заповеди пред другими тем, что, удаляясь из городов, селений и от собственных учеников, оставался ради молитвы в пустынных местах (Лк.5:16, 9:10), чтобы, за пределами шума и человеческого смятения, в тишине заниматься ею с полным одушевлением, вместе с тем научая нас, что благовествующему это царство нужно избирать пустынные места, совершая это в уединении. Молитвою сподобился и великий сонм апостолов принять в этот день Утешителя (Деян.2:4), вследствие чего о ней и предложена вам сегодня беседа. В то время, когда тело остается на земле, молитва уносит душу к небесному источнику и, напояя ее из него, открывает в душе «источник... воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Она дает истинное удостоверение в будущем, принося лучшее, чем вера, познание уготованных там благ, открывает сокровенные, невидимые, тайные сокровища, показывает тебе врага, поражает ряды противников, истребляет вражеские силы и ведет к самому Царю. Когда говорю, то не разумей одни слова (молитвы). Это есть стремление к Богу, любовь неизглаголанная; она совершается не (одними) силами человеческими, но божественною благодатию, как говорит и апостол: «ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8:26).    Если Господь дает кому такую молитву, то это — неотъемлемое богатство и небесная пища, насыщающая душу; кто вкусил этой пищи, тот приобрел вечную любовь к Господу, (приняв) как будто сильное пламя, согревающее его сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Большинство прихожан никогда не слышали прекрасных и возвышенных молитв, которые произносит священник в самый важный момент Литургии. До людей, стоящих в храме, доносятся лишь возгласы, окончания молитв, читаемых в алтаре беззвучно или тихим голосом. А как обстояло дело в древности? Когда и почему возникла нынешняя практика? Анафора (в пер. с греческого «возношение») Главная часть Божественной литургии, сохранившаяся в общем содержании молитв от древнейших времен, называется Евхаристическим каноном или Анафорой. В ее центральном моменте совершается возношение Святых Даров и преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Анафора начинается после пения Символа веры , когда диакон возглашает: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити». Раньше все было понятно Чрезвычайно простой была церковная жизнь в апостольскую эпоху. Христиане собиралась «по домам… хваля Бога» ( Деян.2:46-47 ), то есть в небольших помещениях, пространство которых подчеркивало общинный характер христианского богослужения. Поэтому все произносимые молитвы были слышны и понятны присутствующим. Единственная упоминаемая в Новом Завете проблема т. н. глоссолалии, или «говорения на языках», заключалась в том, что верующие слышали, но не понимали слова молитв на непонятном языке: «…если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет “аминь” при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» ( 1Кор.14:9,16 ). Короткое слово «аминь» (евр. «истинно», «да будет так»), до сих пор сохранившееся в нашем богослужении, видимым образом объединяло молитву всех присутствующих. Записанных богослужебных текстов еще не было, поэтому предстоятель читал молитвы в свободной форме, а своим заключительным «аминь» община подтверждала согласие с произнесенным и тем самым выражала свое литургическое единство. Продолжением и высшей точкой единства в молитве логически становилось причащение от одного Хлеба и одной Чаши, когда все христиане глубочайшим образом соединялись со своим Спасителем и друг с другом.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-evxarist...

40. Каким образом святые, по отшествии своим на небо, могут слышать наши молитвы и знать наши нужды? Священное Писание представляет нам такие разительные примеры и доказательства действительного знания отшедшими святыми наших прошений и нужд, что никакое недоумение о сем не должно иметь в нас места. Так, оно, во-первых, свидетельствует, что угодники Божии, которых мы призываем в молитвах, нередко, находясь еще в теле, имели дар прозирать в глубину сердца человеческого, как напр. св. Петр обличил ложь Анании и Сапфиры ( Деян. 5 ), и знать события, совершившиеся в отдаленности, как пр. Елисей узнал о поступке слуги своего Гиезия, и, что еще удивительнее, открывал царю израильскому все тайные намерения двора сирийского (см. 4Цар. 5:20–27, 6:8–12 ); свидетельствует, что святые, находясь еще на земле, проникали духом в мир горний, и одни видели сонмы Ангелов, как Иаков (в видении лестницы) и Елисей (когда от царя сирийского был послан отряд, чтобы взять его за открываемые им царю израильскому тайны сирийского двора), другие удостаивались созерцать Самого Бога, как пророки Исаия и Иезекииль, третьи восхищались до третьего небесе и слышали там неизреченные глаголы, как св. Павел: «Знаю человека во Христе, – говорить о себе сей апостол, – который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:2–4 ). Если таким образом святые, еще будучи на земле, удостаиваются столь высокого дара знания и созерцания, то почему не допустить, что души праведников все удостаиваются такого же и еще большего просвещения от Бога на небе, и предстоя непосредственно пред престолом Божиим, созерцают происходящее на земле в свете лица Божия? " Теперь, – говорит апостол, – мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Н а Страшном суде кающиеся грешники будут иметь жребий со святыми, а нераскаянные грешники будут осуждены на вечную муку. Увидит вор своего друга-вора, с которым вместе воровал, стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит разбойник-грабитель своего друга – разбойника-грабителя стоящим среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. Увидит блудник блудницу, с которой творил темные тайные дела, стоящей среди праведников, а себя осужденным на вечную муку. За что эти грешники будут стоять среди праведников? За то, что они покаялись, исповедались во всех своих грехах, а Слово Божие говорит, что покаяние делает грешников чистыми и равняет их со святыми. Г осподь Бог говорит грешникам через пророка Исаию такие утешительные слова: Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю ( Ис.1:18 ) через искреннее покаяние. Г осподь знает, что человек окаянен, и потому даровал ему покаяние на все время земной жизни его. И действует на нас могущественно и спасительно покаяние до последнего издыхания нашего. П окаяние и смирение нужнее и выше всех добрых дел и до конца жизни не прекращаются. В о всякой погрешности твоей приноси покаяние – и не подвергнешься недоумению в час смерти. Господь приложил к дару крещения дар покаяния, действующий до последнего издыхания нашего; если бы не было покаяния, не было бы и спасающихся. Как надо каяться О днажды два инока, бывшие на исповеди у аввы Зенона, сошедшись вместе, спрашивали друг у друга, какое воздействие эта исповедь произвела на них. Первый сказал, что за молитвы старца Господь исцелил его и он чувствует облегчение от тяготы духовной. Другой сказал, что он хотя и исповедался, но не ощутил исцеления. Получивший пользу спросил: «Как ты исповедался старцу?» Тот ответил: «Я объяснил ему, что за мной такие-то грехи, просил молиться». Но получивший пользу сказал: «А я, исповедуя помыслы мои старцу, поливал слезами ноги его, и за его молитвы Бог исцелил меня». Ч то значит искренне исповедоваться? Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять (преподобный Амвросий Оптинский ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Но здесь может возникнуть возражение: каким образом угодники Божии, пребывающие на небе, могут знать наши молитвы и как они могут ходатайствовать за нас, когда Один есть только Ходатай между Богом и человеками, человек Христос Иисус? Верно то, что Один Бог всеведущ и что Один Иисус Христос есть Ходатай между Богом и людьми, но верно также и то, что святые угодники слышат наши молитвы и ходатайствуют за нас перед Богом. Поучая о том, как другоценна в очах Божиих душа обратившегося грешника, Спаситель говорил: «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся». Слова эти показывают, что Ангелы хотя и живут на небе, однако знают, что происходит на земле, и, в частности, замечают, как живут и что делают люди. А святые угодники, по учению Евангелия, подобны Ангелам и, следовательно, обладают таким же знанием, как и Ангелы. И действительно, святая история представляет нам и примеры такого знания. Так, о пророке Елисее повествуется, что он издали провидел недобрый поступок Гиезия, видел также тайные враждебные замыслы царя сирийского и открывал их в предосторожность царю израильскому. Припомним также притчу о богатом и Лазаре. Из нее мы видим, что Авраам, находясь на небе, слышал молитву богача, находившегося в аде, несмотря на великую пропасть, разделявшую их друг от друга. Замечательны при этом слова, которые высказал Авраам богачу, в ответ на его просьбу послать Лазаря к братьям его, чтобы предостеречь их от греховной жизни. Авраам сказал именно: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». Но Авраам жил несравненно ранее Моисея и пророков. Поэтому слова эти ясно показывают, что, и находясь на небе, Авраам знал, что делалось на земле. Точно так же подобно Аврааму и другие праведники имеют возможность знать, что происходит на земле после их кончины. «Если при помощи этого солнечного света, – говорит один из отечественных архипастырей наших, – так много мы видим, то не естественно ли предполагать и верить, что блаженные бесплотные духи и разрешившияся от тел души, во свете лица Божия, видят несравненно более и совершеннее».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Священнические молитвы Вот эти молитвы, сегодня читаемые священником тайно: Достойно и справедливо – Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя восхвалять, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего. Ибо Ты – Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый, Вечный, Неизменный – Ты и Единородный Твой Сын и Святой Твой Дух. Ты – из небытия в бытие привел нас и после Грехопадения восставил и не прекратил на этом Своей заботы о нас, но возвел нас на Небо и даровал Царство Твое будущее. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа; за все ведомые и неведомые, явные и тайные благодеяния, излитые на нас. Благодарим Тебя и о службе этой, которую Ты изволил принять от наших, человеческих, рук, хотя пред Тобою предстоят тысячи Архангелов и бесчисленное множество Ангелов, Херувимы и Серафимы: шестикрылые, многоокие, парящие в воздухе, оперенные… (Рус.) Читая эту молитву, видишь мысленным взором картины, открывшиеся автору книги Апокалипсис, эти тьмы тем и тысячи тысяч Ангельских духов и среди них – высшие, предстоящие пред Богом, такие таинственные, что было непонятно, на кого они похожи… «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И посреди Престола, и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» ( Откр. 4, 2–8 ). Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Согласно же православному пониманию слов апостола Петра о «царственном священстве» (1Пет. 2,9), миряне не обладают благодатью священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина (например, мирянину, находясь в алтаре, строго запрещено прикасаться к святому Престолу, ко Святой Чаше, за исключением целования ее нижнего края во время причащения, и поэтому, в частности, крайне душевредным является чтение мирянами тайносовершительных молитв из Служебника во время евхаристического Канона, что практикуется в обновленческих общинах) и поэтому не могут сослужить священнику. Необходимость тайного чтения молитв также связана с природой самого священства. Тайные молитвы, как часть таинства, это священнические молитвы, а посему принадлежат священству. Их должен произносить священник единолично, а не миряне. Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм. Отделение священства (клириков) от мирян (лаиков) было и в Ветхом Завете, и в Новом. И подтверждение этому – наличие самого посвящения в священнослужители (в христианской Церкви – таинство хиротонии). А когда миряне пытались беззаконно восхитить себе права священства, это заканчивалось весьма плачевно. В Ветхом Завете Господь посрамил и покарал Корея и его дерзких единомышленников, дерзнувших восстать на Моисея и Аарона, говоря: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его говоря: завтра покажет Господь кто Его, и кто свят»; и посрамил Господь всех мужей, дерзнувших беззаконно восхитить ветхозаветное священство, страшно покарав их (см.: Числ. 16, 1–40). Вспомним также печальный пример Озии, у которого возгордилось сердце на погибель его (2 Пар. 26,16). Однажды Озия вошел в храм, чтобы самому воскурить Господу фимиам на алтаре кадильном. Азария священник и с ним 80 священников Господних не допускали Озию до этого, объясняя ему, что каждение Господу – дело священников, посвященных для каждения, и просили его выйти из святилища. Озия разгневался на священников и не уступил кадильницы. За это ослушание он был мгновенно поражен проказою на челе пред лицем священников. И проказа не покидала его до самой смерти. Вспомним еще и судьбу Озы (2 Цар. 6, 6–7), который дотронулся до Ковчега завета, чтобы придержать его от падения, и за это дерзновение был наказан от Бога мгновенною смертью.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/02/o_libe...

Угодны ли Богу молитвы св. Ангелов и Угодников? Весьма угодны: «Очи Господни, восклицает псалмопевец Давид, обращены на праведников, и уши его к воплю их. Взывают праведные, и Господь слышит их» ( Ис. 33, 16–18 ). «Много может усиленная молитва праведного» пишет св. ап. Иаков (5, 16). Имеются ли в Слове Божием указания на то, что люди поминали в своих молитвах имена св. Угодников и обращались к ним с молитвами? Имеются. Праведный Азария, по сказанию книги пророка Даниила, так молился Господу: «Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Твоего, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святого Твоего» (Дан. У, 35). Тот же Азария, совместно с двумя отроками в пещи, взывал ко всем Ангелам и св. Угодникам, восклицая: «Благословите, духи и души праведных, Господа, поите и превозносите Его во веки» ( Дан. 3, 86 ). Но как могут святые слышать наши молитвы к ним: ведь они не всеведущи? Слово Божие повествует, что даже во время земной жизни многие из Святых получают дар прозорливости, почему знают часто то, что недоступно обыкновенным людям. Так в четвертой книге Царств передается, что когда Царь Сирийский удивлялся, почему царь Израильский узнает его тайные замыслы, то один из слуг сказал ему: «Елисей, пророк, который у Израиля, пересказывает царю Израильскому и те слова, которые ты, царь, говоришь в спальной комнате» ( 4Цар. 6, 12 ). Подобным же образом в книге Деяний рассказывается о прозрении ап. Петра в сердце Анании и Сапфиры: «Некоторый муж именем Анания с женой своей Сапфирой, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли»? ( Деян. 5, 3–4 ). Если же Святые, еще находясь на земле, обладают высоким даром прозорливости, то тем более, совлекшись бренного тела и предстоя Престолу Божию, они могут знать все, что делается на земле, так как на небе способности каждого человека развиваются и совершенствуются ( 1Кор. 13, 9–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010