Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его ( Деян. 8:36–38 ). Ясно, что Филипп отличал веру от водного крещения и не считал одной веры, без водного крещения, достаточной для спасения. То же самое видно из повествований о совершении крещения и над многими другими лицами: Корнилием, Лидией, темничным стражем в Филиппах, да и самим апостолом Павлом. Согласно с этим, по требованию Православной Церкви, раньше крещения, крещаемый произносит исповедание веры. Возражения молокан против учения православной церкви о таинстве миропомазания совершенно голословны. «Таинственно очищая верующих от грехов – учил сам Уклеин, – Божественное учение невидимо преподает ему и духовное помазание». Но такое понимание явно противоречит Св. Писанию, которым, будто бы, руководствуются молокане в своих верованиях, и которое учит о миропомазании, как о самостоятельном таинстве. По учению Св. Писания, в этом таинстве, которое первоначально было совершаемо через возложение апостольских рук, верующему преподаются особые дары Духа Святого, потребные для его укрепления и возрастания в духовной жизни. ( Деян. 8:15–17; 2:38; 19:1–6 ; Ин. 7:37–39 ; 1Ин. 2:20–27 ; 2Кор. 1:21–22 ). Молокане упрекают Православную Церковь в том, что таинство миропомазания в ней ныне совершается не через возложение рук, а через помазание миром. Но упрек этот несправедлив. Нет сомнения, что нынешний способ совершения этого таинства, также ведет свое начало от Апостолов. Так, ап. Иоанн пишет: «вы имеете помазание от Святого» ( 1Ин. 2:20 ). Пусть речь идет здесь о внутреннем действии таинства, т. е., допустим, что слово «помазание» ап. Иоанн Богослов употребил в переносном смысле; но, по общему закону развития всех языков и наречий, переносный смысл слова получают лишь долгое время после того, как они были употребляемы в собственном смысле. Ап Павел так же говорит: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Связь между Крещением и Пасхой, между Крещением и воскресением Христовым, подчеркивается и в апостольском чтении, следующем за крещальным шествием: …Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 6:3–11 ). Это чтение из Апостола как бы подводит итог таинству Крещения, в то же время раскрывая его глубинный смысл. В свете слов апостола Павла оживает вся символика погружения в воды крещальной купели как подобия смерти Господа. Благодаря Крещению и жизнь, и смерть, и воскресение Христа становятся частью духовного опыта христианина. В то же время апостол подчеркивает нравственный смысл Крещения как смерти для греха и воскресения к «обновленной жизни». По словам Иоанна Златоуста, «если ты умер в Крещении, оставайся мертвым, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь дар Божий» . После Апостола следует евангельское чтение, повествующее о заповеди крестить во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, которую Христос дал ученикам ( Мф. 28:16–20 ). Это чтение возвращает таинству евангельскую перспективу, свидетельствуя о его богоустановленности и в то же время напоминая верующим о том, что Христос постоянно присутствует в Церкви: «се, Я с вами до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Завершение таинства. Обряды восьмого дня Чтение Евангелия является смысловым завершением Таинства Крещения. Оно, собственно, даже выходит за рамки изначального чина Крещения как такового, поскольку читалось уже на пасхальной литургии (и сегодня на литургии Великой субботы читаются те же Апостол и Евангелие, что и в таинстве Крещения). Крещением и богослужением пасхальной ночи вступление новых членов в Церковь не заканчивалось. В течение всей пасхальной седмицы они приходили в храм слушать тайноводственные поучения. На восьмой день, то есть в следующее за Пасхой воскресенье, они приходили вновь, и над ними совершались обряды восьмого дня. В современной практике эти обряды нередко совершаются сразу же после Крещения и даже включаются в его чин (несмотря на предписание Требника совершать их именно в восьмой день).

http://azbyka.ru/katehizacija/kak-prijti...

Царствие Божие, - сказал Господь, - подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и, как семя всходит и растет, не знает он (Мк.4,26-27). Господь был спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, и отвечал им: Не придет Царствие Божие приметным образом и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие, внутрь вас есть (Лк.17,20-21). Оно хоть и неприметно начинается здесь, но будет общезримым в тот последний день этого старого мира, когда Господь придет со славою. Ибо дальше в Евангелии говорится: Как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба - так будет Сын Человеческий в день Свой (Лк.17,24). Вот что говорит святой Симеон Новый Богослов о Царствии Божием: " Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении, благодатию Пресвятаго Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтоб опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам престать и очиститься от грехов. Но как мы не могли сего сами собою сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою, и еще без воды, то пришел наконец Сам, могущий обмыть нас и очистить, чтоб очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в пас и Царствие Его вселить в пас. Сие совершается в таинстве святого Крещения, а кто согрешит после Крещения, в таинстве Покаяния. И в том и в другом случае от тебя требуется покаяние " (Слово 29,2). Если еще здесь в настоящей жизни не войдет в душу Христос и не воцарится в ней, то не будет здорова она и нет ей надежды спасения, закрыт для нее вход в Царство Небесное. Надлежит человеку здесь на земле родиться свыше от Божественной благодати, и тогда сможет он увидеть Царство Божие! (ср.: Ин.3,5,7). Тайна Крещения велика. Мы молимся, чтобы крещаемый изменился, отложил образ ветхого человека, тлеемого в похотях прельщения, и облекся, в нового, по образу Создавшего его (ср.:Кол.3,9-10;Еф.4,22-24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/342/...

Что я сказал сейчас о подвигах духовных, то применимо и к подвигам всякого доброделания. Путь смирения один и тот же: и для монаха, и для мирянина. Будет ли то подвиг молитвы и поста, или же подвиг милостыни, храмоздательства, или же всякого служения ближнему - все будет ценно в очах Божиих только тогда, когда будет совершаться в смирении, в отсечении своего смышления, при проверке своего доброделания церковным о нем учением, дабы действовать так, как подобает члену Церкви - в единении с Церковью и Самим ее главою - Господом Иисусом Христом. В этой проверке себя, в этом искании единения, как я выше уже сказал, и заключается добродетель " рассуждения " , которая должна руководить всяким начинанием нашим, всяким нашим доброделанием. Скажи же нам, Господи, путь в онь же пойдем и научи нас непогрешительно творити волю Твою!.. Наше крещение и наш крест Скоро исполнится тысяча лет с того благодатного дня, как наша Русь просвещена святым крещением, все мы имели счастие сподобиться сего великого таинства еще в первые дни своего земного странствования; но многие ли вдумывались в глубокий смысл самого слова: крещение? Где корень этого слова? И в греческом, и во всех европейских языках это понятие обозначается словом погружение, омовение чрез погружение в воду. Но наши мудрые первоучители христианства, наши предки - славяне для обозначения благодатного таинства, вводящего человека в новую жизнь, избрали другое слово, корень которого есть слово крест. Мудрое избрание, знаменательное слово! В самом деле: что такое крещение для христианина? Это есть духовное возрождение в благодатную жизнь. Как оно совершается? Чрез смерть для греха и воскресение для Христа Господа. " Неужели не знаете,- говорит Апостол Павел,- что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни..; зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам уже не быть рабами греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним " (Рим. 6, 3-8). Но Христос умер на кресте: следовательно, смерть со Христом есть крестная смерть, а крещение и есть сораспятие Христу, спогребение Ему. Вот почему при крещении иерей вопрошает крещаемого: отреклся ли еси сатаны? Сочетался ли еси Христу? Если же ты сочетался со Христом, ради тебя распятым, то и пребывай Ему верным, не отлучайся от Него, и тогда Он воскресит тебя с Собою, и твой крест, воспринятый тобою при святом крещении, обратит тебе в крылья, чтобы вознести тебя ими на небо и спосадить с Собою одесную Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Это и значит родиться свыше, от воды и Духа: мы умираем в воде, но Дух сотворяет в нас жизнь» 198 . Основополагающее сотериологическое исповедание христианства – «Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ) – созерцает очами веры человека Иисуса как помазанника Духом Божьим. Святой Дух почивает на Иисусе Христе и является знамением Его Богосыновства: в день Богоявления Дух видимым образом сходит на Иисуса Христа, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ). Свт. Кирилл Иерусалимский видит здесь образец, в соответствии с которым и выстроено основное чинопоследование таинства вступления в Церковь : между погружением в воду и помазанием миром не должно быть значительного временного интервала, ибо новопросвещенные должны соединиться со Христом во всей полноте и совершенстве, а это значит – принять Святого Духа непосредственно после крещения, по примеру и подражанию Спасителю. «Помазанными вы соделались, – пишет свт. Кирилл, – когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа... Вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святой.» 200 . Креститься во Христа – значит обрести в Нем усыновление Небесному Отцу и стать помазанником Духа, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Сам Спаситель учит о Святом Духе как о посреднике, соединяющем учеников Христовых с Сыном и Отцом: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.15:26;16:14–15 ). Евангельское учение Спасителя о действии Святого Духа легло в основание святоотеческого осмысления таинства Миропомазания, в котором новопросвещенному даруется «печать дара Духа Святаго» 201 . Так, св. Николай Кавасила пишет, что «миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу» 202 . В последней молитве чина оглашения священник обращается к Богу Отцу и просит об оглашенном: «Исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего» 203 . Святой Дух являет Сына и соединяет с Ним, а в Нем и через Него – с Отцом. Это еще одна причина, по которой в православной традиции всегда подчеркивалась неразрывная связь таинств Крещения и Миропомазания, совершаемых в литургической практике Православной Церкви как одно неделимое таинство. Миропомазание может быть совершено отдельно от Крещения лишь в случае восполнения последнего – или по причине совершения его мирянином, или при приеме из неправославных церковных сообществ. Сотериологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

В таинствах через видимые действия подается действительно невидимая благодать, при этом так, что в каждом таинстве своя особая благодать. Таинства, несомненно, установлены Самим Иисусом Христом, ибо только Он один, как Бог, имеет власть и силу Свою Божественную благодать сообщить и соединить с определенными внешними действиями. Сам Иисус Христос непосредственно установил семь таинств и для каждого таинства в отдельности Сам определил внешнее действие. В Слове Божием определенно говорится об установлении таинств крещения и причащения, причем указываются даже установленные Иисусом Христом внешние действия для этих таинств. Если для этих двух таинств установил Иисус Христос внешние действия, то мог Он установить внешние действия и для всех других таинств. Мы знаем, что Апостолы называли себя только «строителями таин Божиих», но не установителями. Священное Предание учит, что таинства установлены непосредственно Самим Иисусом Христом, этому же всегда учила и христианская Церковь . Если христианская Церковь строго запрещала и всегда следила, чтобы не происходило никаких изменений в существенных частях Святых таинств, то это показывает, что она всегда считала их установленными Самим Иисусом Христом. Далее, в Ветхом Завете Сам Бог предписал различные внешние религиозные действия. Известно, что Иисус Христос пользовался часто внешними действиями при сообщении Своей благодати, например, преподавая Святого Духа Апостолам Иисус Христос «дунул и говорит им» ( Ин.20:22 ); при исцелении глухонемого «вложил персты Свои в уши его, и, плюнув, коснулся языка его, и, воззрев на небо, вздохнул, и сказал ему: еффафа, то есть, отверзись» ( Мк.7:33–34 ); при исцелении слепорожденного «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения, и помазал брением глаза слепому» ( Ин.9:6 ). Поэтому христианская Церковь , по примеру Иисуса Христа, всегда пользовалась внешними действиями для сообщения благодати. Эти внешние действия в таинствах для сообщения благодати, установленные или Самим Иисусом Христом или Апостолами, по повелению Его, всегда служили также для назидания верующих и надлежащей торжественности при совершении их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Евр. 6:1–6 – “Оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит. Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”. Может показаться, что здесь идет речь против таинства Покаяния. Позднее мы поговорим об этом подробнее. Но здесь говорится о том, что нельзя повторять таинства. Для нас же важно сейчас другое: таинства известны апостолу Павлу и они различны. Когда же возникло Миропомазание? Трудно сказать, при каких обстоятельствах это произошло, но существовало оно с самого начала. Христиане в Антиохии впервые стали называться христианами – как помазанные (от “хрисма”). Рано входит в употребление и таинство Миропомазания. Об этом можно судить по нескольким местам. Ин. 2:20,27 – “И вы помазание имате от Святаго и весте вся... И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы, но яко то само помазание учит вы о всем и истинно есть и несть ложно, и якоже научи вас пребывайте в нем”. Здесь говорится о том, что идет уже не внешнее научение чему-то в духовной жизни, а о том, что само помазание научает. Сама благодать Духа Святаго укрепляет и выращивает вас в духовной жизни. Кор. 1:21 – “Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый (“хрисас”) нас, Бог, Иже и запечатле нас и даде нам обручение Духа в сердца наша”. Здесь важен оттенок: с помазанием как таковым связано царское и первосвященническое достоинство. Вспомним слова о том, что каждый христианин является священником Бога. Видимая сторона таинства Миропомазания 1. Для этого таинства установлено специальное вещество Миро. Оно имеет сложный состав благовонных масел и трав и освящено епископом с призыванием Духа Святого специальной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Причина тому, как объяснил Сам Христос Спаситель, та, что рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Смысл этих слов, на основании употребления слова „плоть“, тот, что всякий человек, поскольку рождается от родителей, зараженных грехом прирожденным, сам имеет в себе этот грех, и потому не может быть участником в Царстве Мессии, доколе в крещении не очистится от сего греха, доколе не родится свыше 515 . Почему, помимо рождения от Духа, необходимо еще рождение от воды, на то слышим у Св. Григория Богослова следующий ответ. „Поскольку, говорит он, мы состоим из двух естеств, т.е. души и тела, из естества видимого и невидимого, то и очищение двоякое, именно – водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается не телесно и не видимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины 516 . Так как в человеческой природе склонность ко греху и после крещения не перестает заявлять о себе, то член Церкви, и по вступлении в нее, нуждается в благодатном для себя освящении. Таковое подается, по учению Христа Спасителя, в Таинстве Покаяния и в Таинстве Причащения. В Таинстве Покаяния чрез подаваемое от законно поставленных лиц разрешение грехов он может вновь быть таким же чистым и непорочным, каким вышел от купели крещения, а в Таинстве Св. Причащения, чрез приобщение Телу и Крови Его, он становится общником жизни Божественной. Кому простите грехи, говорит Он апостолам о Таинстве Покаяния, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:23 ). Истинно, истинно говорю вам, говорит Он о Таинстве Св. Причащения, если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Освящая себя благодатными средствами, член Церкви должен, по учению Христа Спасителя, быть, кроме того, в постоянном послушании всем тем, которые поставлены от Него наставниками и руководителями духовной жизни. Принимающий, говорит Он, того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня ( Ин.13:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

14:16–17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно  усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Без принятия Крещения невозможно быть православным христианином. В современной практике Православной Церкви в чинопоследование Таинства Крещения инкорпорировано также Таинство Миропомазания. Представляется поэтому логичным рассмотреть Таинства Крещения и Миропомазания в одной главе.   Формирование чинопоследования   Исторически христианскому Крещению предшествовало Крещение Иоанново, о котором рассказывается в Евангелии (Мф. 3:1–12; Мр. 1:4–8; Лк. 3:3–17). Это Крещение по форме напоминало ритуальные омовения, распространенные в иудейской среде. По содержанию же оно было  Крещением покаяния для прощения грехов (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

б) О священной иерархии, или пастырях Церкви Христовой Церковь , по обетованию Спасителя, будет существовать на земле вечно, ибо и врата ада не одолеют ея ( Мф.16:18 ); до кончины мира, по словам Его, будет проповедываемо на земле Евангелие Царствия Божия ( Мф.28:18–20 ; Мф.24:14 ), но апостолы не могли жить вечно ( Флп.1:21–23 ), а потому полученные от Бога права и власть еще при жизни своей они передали своим преемникам – пастырям Церкви, которых сами избрали и поставили в каждой Церкви. Рукоположивши же им пресвитеров в каждой Церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго они уверовали ( Деян.14:23 ; 1Тим.4:14 ). Рукополагая пастырей Церкви, апостолы исполняли волю Божественного Учителя своего и действовали по внушению Духа Святого ( Ин.16:7, 13:14 ), поэтому и внушали другим, что Сам Христос поставил не только апостолов, пророков и евангелистов, но и пастырей, и учителей ( Еф.4:11 ). Свои божественные права апостолы передали только пастырям. Им только они заповедовали учить народ. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ; 1Тим.5:17 ; Тит.1:9 ). Пастырям только дано право священнодействовать: болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне , – и молитва веры исцелит болящаго и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Пастырям только апостолы передали и право управления в Церкви. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь ( 1Тим.5:17 ; читай Деян.15:1–2, 4–6; 16:4 ). Избранным пастырям апостолы заповедали власть учительства, священнодействия и управления в Церкви передавать чрез рукоположение другим избранным и подготовленным лицам. Для того я оставил тебя в Крите, писал апостол Павел епископу Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ; чит. 2Тим.2:2 ; 1Тим.5:22 ). а) О таинстве крещения В таинстве крещения человек получает благодать Святого Духа, очищающую его от греха первородного и от всех грехов, соделанных до крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010