«Пошли за ним», – говорит Божий Пророк. И послал Иессей, и привели Давида. И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Так совершилось священное помазание юного Давида на царство. До сего времени °н был юнейший в дому отца своего, теперь он – Божий избранник. До сего дня был простой пастух овчий, теперь – Помазанник Божий, Царь народа Божия, избранный по сердцу Божию. Мог ли Давид забыть этот священный для него день? Мог ли не воспоминать его каждый год благодарной ко Господу Богу молитвой? То было, братие мои, во времена ветхозаветные. Тогда еще не было столь явного, столь обильного излияния благодатных даров Духа Божия на верующих, какое возможно стало только во времена новозаветные, когда от исполнения Христова «все мы приняли и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ), когда живоносные токи благодати Божией текут непрерывно в Таинствах святой Церкви Божией. И однако же вот, Священное Писание свидетельствует, что Дух Божий почивал на богоизбранном царе Израилевом. Это значит, что Он просвещал ум его царственной мудростью, воспламенял сердце его к царственному служению во благо народа своего, укреплял все существо его царственным мужеством на предстоящий ему высокий подвиг сего великого служения. Если такую благодатную силу имел ветхозаветный обряд помазания на царство, то кто из верующих дерзнет усомниться в сугубо благодатной силе новозаветного Таинства священного Миропомазания боговенчанных царей наших? И если для царя Израилева день помазания его на царство был днем священным и светлорадостным, то какой же день, как не день священного Миропомазания и Богом благословляемого венчания на царство есть самый радостный, самый торжественный, самый священный день во всей жизни нашего православного самодержца всероссийского? До сего дня он царствовал как царь наследственный, по реченному: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем ( Пс. 131:11 ). Но так царствуют и другие цари земные, наследующие свои престолы от царственных предков своих, – отныне наш царь царствует как Божий помазанник, не только Богом избранный, но и Богом превознесенный, по слову Господа: «Вознесох избранного от людей Моих,...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Таинство миропомазания дает человеку не жизнь духовную, а те благодатные силы, которые необходимы для развития и укрепления новой духовной жизни, дарованной крещением. Подобно тому, как естественные силы природы – воздух, свет и тепло солнца – развивают и укрепляют органическую, телесную жизнь, полученную человеком через плотское рождение. Как акт плотского рождения совершается только в один определенный момент времени, а естественные силы природы – воздух, свет и тепло солнца – сопровождают человека всю его жизнь с минуты рождения до минуты смерти, так и благодать крещения действует на человека только в один определенный момент, чтобы дать ему новую, духовную жизнь, а благодатные силы, сообщаемые таинством миропомазания, сопровождают человека для развития и укрепления его новой духовной жизни, в течение всей его жизни с минуты миропомазания до минуты смерти. Из Священного Писания также можно видеть, что миропомазание есть особое установление Божие, отдельное от крещения. Так самаряне были крещены апостолом Филиппом, ученики Иоанновы – самим Иоанном Предтечею, но ни те, ни другие не получили Духа Святого, пока на первых не возложили с молитвою рук апостолы Петр и Иоанн ( Деян.1:12–17 ), а на последних апостол Павел в Ефесе. Приэтом, апостол Павел предварительно окрестил их, потому что они были крещены от Иоанна только крещением покаяния ( Деян.13:1–7 ). Отличали крещение от миропомазания и древние святые отцы и писатели церковные. Так, например, святитель Киприан (III в.) Карфагенский писал: «Необходимо помазываться тому, кто будет крещен, чтобы, получив хрисму (помазание), мог иметь благодать Христову» 246 . Ориген (III в.): «Крещение и миропомазание совершаются по преданному церковному чину» 247 . Святитель Кирилл, епископ Иерусалимский (IV в.), написал целую беседу о таинстве миропомазания, которое он отличает от таинства крещения 248 . Несомненно, что таинство миропомазания установлено самим Иисусом Христом, но когда именно, в Священном Писании прямых и ясных указаний нет. Вот, например, что сказал Иисус Христос в последний великий день праздника: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»; «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». А святой апостол Иоанн Богослов объяснил эти слова так: «Сие сказал Он о Духе Святом, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.1:37–39 ). Может быть, даже в самом крещении Иисуса Христа от Иоанна уже указаны были символы двух таинств: крещения – в погружении Иисуса Христа в Иордане и миропомазания – в том, что на Иисуса Христа сошел Дух Святый из отверзтых небес в виде голубя. По сказанию евангелиста, сошествие Святого Духа на Иисуса Христа последовало не во время погружения, а после погружения, когда Спаситель, крестившись, уже вышел из воды ( Мф.1:16 ). Потому-то, может быть, Спаситель и приложил к Себе слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне: ибо Он помазал Меня» ( Лк.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Втор.5:6–21 ). 4) Основные евангельские заповеди ( ; Ин.13,34 ). 5) Символ веры (см.с.50) 6) Утренние и вечерний молитвы по краткому Молитвослову. 7) Число и значение таинств. Таинство нельзя смешивать с обрядом. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство же – это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Божия и благодать Его нисходит на верующих. С XIII века на Западе, а вскоре и на Востоке среди этих священнодействий выделили семь основных. 1) Крещение – знак вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству верных во Христе, к «Телу Христову» ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Ин.3:5 ). Совершается по вере крещаемого (взрослого) или по вере родителей (младенца). Христос заповедал крещение водой (символ очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть использованы снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин. Восприемниками (крёстными) называются те, кто берёт на себя обязанность духовно помогать крестившемуся на первых порах его жизни в Церкви (см. гл. VI). 2) Евхаристия , или Причащение, – участие в Тайной Вечере Господней (см. гл. III). 3) Миропомазаниетаинство схождения Духа Божия на члена Церкви ( Ин.3:5; 15:26 ; Деян.10:44; 19:1–7 ). Знаменует посвящённость верных Богу, или их «царственное священство» ( 1Петр.2:9 ). При этом таинстве крещённого человека помазуют миром, благовонным маслом, которое священник получает от епископа (освящает миро Патриарх). В Восточной церкви миропомазание совершается сразу после крещения, в Западной – по достижении сознательного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Этот дар и откровение человеку Самого Бога, во Святой Троице Сущего, знание Его, единение с Ним. Святой Дух – дар! Как проникнуть в неописуемую глубину этой тайны, выразить ее нашими земными словами?! Миропомазание – это поистине личная Пятидесятница. Мы получаем в дар Того, Кого только Христос имеет по природе: Святого Духа, сообщенного от века Богом Отцом Сыну Своему, Который нисходит на Иисуса у Иордана, являя Его как Помазанника, Сына Возлюбленного и Спасителя. Святой Дух нисходит на нас и пребывает в нас как личный дар Христа, дар Его жизни, Его Сыновства, Его единения со Отцом. «Дух от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин. 16, 14–15 ), – говорит Христос. Во Христе мы принадлежим Отцу, принимаемся Им как сыны. Во Христе, истинном Храме, ибо «Он говорил о храме тела Своего» ( Ин. 2, 21 ), мы становимся храмом Духа Святого: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3, 16 ), – говорит апостол Павел. Христос – Царь, Священник и Пророк, и мы во Христе становимся царями, священниками и пророками; и, по словам святого Иоанна Златоуста , «в изобилии обладаем не одним, а всеми этими тремя достоинствами». В ранней Церкви слово «печать» (греч. – «сфрагис») имело много значений. Но основное открывается в помáзании Святым миром: это печать на нас Того, Кто владеет нами. Эта печать сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожéния («теозиса»). Перед совершением Миропомазания следует насухо вытереть тело крещеного, особенно те места, которые будут помазаны. Помазывать части тела Святым миром следует «не скудно», и до омовения никто не должен прикасаться к ним руками. Но не следует смущаться, если часть Святого мира попадет случайно на пелены. Шествие вокруг купели В давние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании, называемом баптистéрий (крещальня). Поэтому сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, где уже собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную Литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Отсюда видим, что Дух Святой и Его дары преподавались только апостолами, только через возложение рук и только крещеным. И до нашего времени миропомазание, или «печать Духа Святаго», преподается после крещения, потому, во-первых, что Церковь унаследовала это от святых апостолов через Предание, и потому, во-вторых, что Писание определяет его как конечное удостоверение нашей веры в Евангелие: В Нем (то есть во Христе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, были запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его ( Еф.1:13–14 ). Итак, сперва засвидетельствование веры в Господа Иисуса Христа исповеданием и крещением, а после – удостоверение ее печатью Духа Святого. Сектант : Священное Писание нигде не говорит о помазании миром, но лишь о возложении рук, с которым ничего общего не имеет ваше так называемое таинство. Поэтому мы считаем его новшеством православных. Священник : Оно отнюдь не новшество, ибо и в Священном Писании действие, сообщающее человеку Дух Святой, называется помазанием (см.: 1Ин.2:20–27 ; 2Кор.1:21–22 ). И хотя в указанных мною местах говорится по преимуществу об укреплении христиан Духом Святым, помазание подразумевает и внешнее действие, через которое сообщается благодать. А то, что возложение рук на крещеных и помазание их миром составляют одно таинство, подтверждается святыми отцами и церковными писателями первых веков. Ибо они, желая указать библейские основания таинства миропомазания, приводили те же тексты Деяний апостольских, какие привел тебе я об апостолах Петре и Иоанне у самарян (см.: Деян.8:14–17 ) и об апостоле Павле в Коринфе (см.: Деян.19:6 ). И потому как возложение рук, так и миропомазание суть апостольские установления. Апостолы совершали таинство миропомазания двояким образом: и возложением рук там, куда являлись лично, и миром в общинах, которые не могли посетить из-за непрерывного их умножения и где помазание новокрещеных перепоручали поэтому епископам, ими же посвященным. Невозможно предположить, что помазание святым миром введено было в эпоху послеапостольскую, поскольку Церковь не вводила и не дозволяла вводить ничего, помимо установленного апостолами. А если бы ввела, то в себе самой встретила бы противодействие такому новшеству, но тогда и свидетельства об этом непременно сохранились бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Таким образом, в истории первоначального христианства собственно нет ни малейшего основания для протестантской теории всеобщего священства, как права всех на пастырское служение. Если и тогда различные служения в Церкви исполняли далеко не все, а только лица, одаренные соответствующими служебными дарами, то какое мы имеем право переносить это дело на все христианское общество всех последующих времен? Если протестанты хотят иметь оправдание в апостольской или новозаветной библейской истории, то должны доказать, что все верующие в то время получали такие или иные служебные дары. А если бы им удалось доказать это, то им оставалось бы доказать, что и всегда непрерывно во все последующее время доныне верующие получают подобные чрезвычайные дары, которые бы помазывали всех во священников. Иначе уж никак нельзя с точки зрения первоначальной истории доказать право всех и каждого на пастырское служение. Хотя по учению протестантов все верующие получают в крещении непосредственный доступ к божественной благодати и по учению православной Церкви все крещеные в таинстве миропомазания получают «печать дара Духа Святаго», однако, всякий видит, это далеко не то, что чрезвычайные дары первого времени. Тем более нет этого и собственно никакого одарения там, где таинство миропомазания отрицают и думают, что крещение вполне заменяет его. И при апостолах одно крещение не сообщало даров Св. Духа ( Деян. 8:12–17 ). Павел, придя однажды в Ефес и найдя там некоторых учеников, крестившихся крещением Иоанновым, сказал им: «приняли ли вы Св. Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый». Выслушав Павла, «они крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, (тогда) низшел на них Дух Святый и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян. 19:1–16 ). 43 II. Критико-экзегетический анализ Мф. 18:15–18 и 1Пет. 2:5,9 с точки зрения вопроса о происхождении Пастырства Пастырство первых дней христианства несомненно имело свое основание в божественной воле и получало для своего дела особые служебные дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

„Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же», как говорит Ап. Павел ко вразумлению всех времен и народов о жизненности закона Христова и правды Его, над которыми бессильны времена и человеческие мудрования ( Евр. 13:8 ) Глава 4-я. О миропомазании В ветхозаветной церкви помазание было установлено самим Богом ( 1Цар. 9:16–17 и 10, 27, а также 5, 3 и 4Цар. 2:3 ). Еще в богоучрежденной скинии завета хранился вместе с ковчегом завета святой елей, служившей для миропомазания. В христианской церкви было также по преемству от ветхозаветного закона установлено миропомазание, как признанное народом сзященнодействие, знаменовавшее собою видимый образ прикосновения к человеку благодати Божией. Ап. Иоанн говорит: – „Впрочем вы имеете помазание от святаго и знаете все» ( Ин. 2:20 ). Ап. Павел говорит: – „Утверждающей же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наша» ( 2Кор. 2:21–22 ). Его же слова: – „Все мы одним духом крестились в одно тело – иудеи или еллины, рабы или свободные, и – все напоены одним духом» ( 1Кор. 12:13 ). Наконец еще яснее свидетельствуют о существовании в первенствующей церкви таинства миропомазания слова Ап. Петра: – „Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» ( Деян. 2:38 ). Поэтому то Ап. Павел в послании к Ефесеям называет верующих „запечатленными обетованным Святым Духом ( Ефес. 1:13 )» и подтверждает; – „не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления» (4:30). Наконец, из события сошествия Святаго Духа на Апостолов, проявившегося во внешнем действии на все телесные чувства человека: – на слух, как шум, на осязание, как буря, на зрение, как схождение видимых огненных языков, и на все способности, как дар проповедания на новых языках, которых раньше не знали Апостолы – ясное свидетельство, что Дух Святой проявляет себя видимыми и чувствуемыми действиями. Слова „запечатлел, запечатлены» выражают собою видимое действие и именно в этом смысле употреблялись раньше и употребляются нами. Следовательно, миропомазание есть таинство, совершаемое со стороны человечества внешним образом, а со стороны Божией внутренним таинственным воздействием на чувства и способности человека. Глава 5-я. О елеосвящении

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Помочь нашим детям приблизиться к тайне Святой Троицы может только опыт такой молитвы, опыт любовного и молитвенного обращения к Богу. 3.4. КАК ОБЪЯСНЯТЬ ДЕТЯМ ТАИНСТВО СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ? Только в Православной Церкви к Причастию допускаются младенцы с самого их крещения и миропомазания. У католиков, лютеран и англикан «конфирмация» — таинство миропомазания — совершается позднее, когда дети достигают разумного возраста. И только после конфирмации подростки становятся членами Церкви и могут причащаться. В Православной же Церкви таинство миропомазания совершается вместе с крещением, и поэтому младенцев сразу допускают к Причастию. А начиная с семи лет дети приступают и к таинству покаяния — исповеди. Мне кажется, что причащение младенцев, у которых еще не может быть никакого понимания таинства, очень близко связано с тем отношением к младенцам, пример которого дал нам Христос: «Приносили Ему детей, чтобы он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих». Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: « Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их » (Мк. 10:13–16). Иначе говоря, Иисус Христос показал, что физическое общение, физическая близость к Нему так же реальны, как и общение умственное, интеллектуальное, и что непонимание младенцами «истин о Боге» никак не препятствует их действительной близости «с Богом». И веками приносили православные матери в храм своих младенцев и причащали их, и никто не смущался, когда в церкви были слышны писк и крик младенцев. Помню, как молодая мать трех детей говорила мне, что ее трехмесячная Таня любит ходить в церковь: «Дома мне всегда некогда, всегда я тороплюсь, суечусь, а вот в церкви целый час или полтора она лежит у меня на руках, так спокойно, и никто нам не мешает…» Но наступает момент, к двум годам примерно, когда ребенку, особенно если он не привык причащаться, надо как–то объяснить, что такое Причастие, что с ним в церкви будут делать. Мне кажется, что тут не надо мудрить, а достаточно сказать: «Вот батюшка тебе святого хлебца даст, вкусного…» или «Батюшка тебе причастие даст — святое, хорошее, вкусное…» А постепенно, из отношения к ребенку–причастнику взрослых, из–за того, что его поздравляют, хвалят, целуют, что в этот день его стараются одеть по–праздничному, ребенок начинает понимать, что причащение — радостное, торжественное, святое событие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

В Новом же Завете нет деления на «посвященных» и «прочих»: в Царстве Христа все являются «царями и священниками» ( Апок. 1:6 ), «родом избранным», «людьми, взятыми в удел» ( 1Пет. 2:9 ), а потому помазание совершается над каждым христианином. Через Миропомазание человек получает «печать дара Духа Святаго». Как поясняет протопресвитер Александр Шмеман , речь идет не о различных «дарах» Святого Духа, а о самом Святом Духе, Который сообщается человеку как дар. 178 Об этом даре Христос говорил ученикам на Тайной Вечери: «...Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Ин. 14:16–17 ); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16:7 ). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в Литургии святителя Василия Великого ). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел ( Гал. 5:22, 25 ). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Евхаристия «Таинством таинств» Православной Церкви является святая Евхаристия. Она – сердцевина Церкви, ее основа, фундамент, без которого немыслимо существование Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

То же совершено было и после Крещения Иоанновых учеников во имя Иисуса Христа: «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» ( Деян. 19, 6 ). Подобная практика существовала еще во времена святого Киприана Карфагенского (IV в.), писавшего, что «молитвою и возложением на самарян рук призван был и снизошел на них Дух Святый. То же делается и теперь у нас, крещаемые в церкви представляются начальниками церкви, и нашею молитвою и возложением рук приемлют Духа Святого и запечатлеваются Господнею печатью» 245 . Таинство Миропомазания уже в Апостольский век совершалось двояким образом – через возложение рук и через помазание частей тела освященным маслом. Это подтверждают достаточно определенные свидетельства в Священном Писании. В Соборном Послании Иоанна Богослова мы читаем: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно» ( 1Ин. 2, 20 – 27 ). О том же свидетельствует и апостол Павел в послании к Коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21 ). При этом нужно отметить, что здесь преимущественно говорится о внутреннем действии Таинства, но Апостолы используют в данном случае выражение, заимствованное от хорошо известного в те времена действа, т.е. помазания 246 . Последнее должно быть очевидным для нас, потому что Апостолы говорят здесь о помазании от Святого Духа как о явлении общеизвестном, не требующем пояснений. В приведенных выше цитатах из Апостольских Писаний говорится о совершении Миропомазания в Апостольские времена именно в том виде, в каком оно совершается и поныне 247 . Если все же допустить, что помазание над верующими не совершалось и они не знали никакого вещественного знака, символизирующего для них внутреннее помазание, то как верующие могли бы истолковать приведенное нами выражение Апостола? Из Ветхого Завета следует, что помазание совершалось над царями и священниками и называлось: «миро священного помазания». Но если бы христиане не получали обряда помазания, то, читая Писание, не могли бы уразуметь апостольских слов. Между тем Апостолы говорят о помазании от Святого Духа и запечатлении как о деле обыкновенном, известном, понятном и не требующем разъяснений. «Помазание, как внутренний духовный акт, составляющий едва ли не самый трудный пункт для уяснения, мог быть понятен лишь в связи с соответствующим символическим действием» 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010