Когда так подумаешь о любви, о том, что делает двух чужих прежде людей не только — и не столько — одним телом, но и одной душой, единым духом, тогда совсем с иной глубиной вдруг постигаешь дивные слова апостола Павла, которые, к сожалению, не читают во время таинства Венчания: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я отдам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»(1.Кор.13.1-8). Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее нигде «в мире сем прелюбодейном и грешном» о любви не сказано, сколько бы ни старались поэты, сколько бы ни искали слов, сколько бы ни ловили минуты вдохновения… И, вместе с тем, нет ничего более страшного, более неотвратимого, нет ничего более строгого и неумолимого, чем этот прекрасный и взыскательный закон любви! Вы только вслушайтесь: «Любовь не ищет своего…» То есть, если ты любишь — забудь о себе! Если ты любишь — не учитывай сколько ласковых слов сказал ты, и сколько сказали тебе. Не ищи своего, когда ты любишь! Ибо если уж передвигание гор силой молитвы — ничто без любви, тогда что же такое любовь? Очевидно, что так любить нужно еще научиться. А учиться этой тяжелой науке любить приходится в мире, который о любви забыл и называет любовью то, что не всегда можно назвать даже похотью. Помните, как некий школяр написал в своем сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают.» Многие из нас выросли на таком понимании счастья и, видимо, потому так до счастья, похоже, и не дожили. А ведь, казалось бы, так легко понять, что, на самом деле, счастье — это когда ты всех понимаешь, а значит — жалеешь, а значит, в конце концов, и любишь.

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-vencha...

Короче, людей, которые создают хорошее настроение, радуют, а не сеют печаль, не так уж много. И если хотите, чтобы в семье было тепло и хорошо, старайтесь радовать мужа, тогда он в ответ также перестанет Вас печалить. Да, соглашусь, что нормально, когда именно муж радует, а жена отвечает взаимностью. Но согласитесь и с тем, что лучше Вы приложите чуть больше сил и в итоге все вместе будут радоваться, чем если станете ждать этого от мужа и в итоге ничего не будет — ни радости, ни сил. Если чувствуете, что уже нет сил, напоминаю: источник силы — это Господь Бог. Муж не прощает У меня ситуация следующая. Мой муж у меня не первый, до него я встречалась с молодым человеком и не сберегла себя для мужа. Я каялась, этот грех исповедовала. Мне повезло меньше, чем мужу (я у него первая и единственная). Мы венчаны. Живем 15 лет, и при любом удобном случае муж обязательно дает понять, что я «второй сорт», даже не скрывает, что уважения ко мне нет. Как побочный эффект — он ревнует меня ко всем, проверяет мою переписку. В целом у нас очень хорошая семья, взаимопонимание, прекрасные дети, я мужа не пилю, всегда поддерживаю, как и он меня, но как найдет коса на камень, то все, меня вкатывают в асфальт! Если Ваш муж христианин и признает Библию авторитетом, пусть прочтет следующие слова апостола Павла: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25-27 ). Что значат эти слова? В момент таинства Крещения человек в каком-то смысле выходит замуж за Христа, рождается новая духовная семья, где Жених — это Христос, а новокрещеный — невеста Христа. В момент Крещения человек получает полное оправдание своей прошлой жизни, то есть становится невиновным во всех своих делах до Крещения. Так вот, апостол Павел сравнивает свадьбу с Крещением: муж должен, как Христос, не только простить своей жене все досвадебные ошибки, но и признать ее невиновной — не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но чтобы она была свята и непорочна.

http://azbyka.ru/fiction/o-hristianskoj-...

Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог творяй чудеса [ Пс. 76,14–15 ]. Десница Твоя, Господи, прославилась во мне силою; десница Твоя, Господи, сразила врага. Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя [ Исх. 15,6–7 ]. Почти всю ночь с 13 на 14 февраля я не спал от беспорядочного венчания чиновника Яковлева: сердечная тоска и какое-то судорожное трепетание во всем теле происходили всю ночь. Боже мой! Как страшно смущаться и запинаться, теряться при совершении св. обрядов и Таинств веры! Дай в сердце твоем устояться, утвердиться любви Божией, а то она у тебя только кратковременная посетительница. И ты часто притом выгоняешь ее. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [ 1Кор. 3,16 ]. Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты [выронил] реку слез. Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О, ослепление человеческое! О, Душе благий! Святые Божии одним воздеянием рук испрашивали у Бога великие милости для множества людей. А твое воздеяние рук так ли сильно, и если не так сильно или вовсе не сильно, то отчего? – От неверия. Помыслы, наводимые сатаною, в существе своем ничто: они – паутина, пустое мечтание. Только с верою воззови ко Господу – и все исчезнет. Тебе ли возмущаться от прилогов лукавого? Ты знаешь по опыту, как истинен, верен и всемогущ Господь! Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Митрополит Иларион: Во-первых, если Вы внимательно послушаете эту передачу (она выложена на нашем сайте vera.vesti.ru), то я не говорил, что когда преподаватель домогается студенток, то это нормально. Я говорил лишь о том, что если речь идет о людях совершеннолетних, то я надеюсь, что они отдают себе отчет в своих действиях. В то же время я говорил о том, что у преподавателей по отношению к студентам есть особая ответственность, а, кроме того, есть такие меры воздействия, которые могут быть применены, чтобы добиться своей цели. Если речь идет действительно о домогательствах, а тем более об изнасиловании, то здесь действуют не просто этические нормы, а уголовное право. Вот, собственно, что я сказал в прошлой передаче. А если говорить о церковных нормах, то вполне естественно, что Церковь всегда учила и всегда будет учить о том, что полноценным браком является брак, который освящен таинством венчания. Вопрос: Каково Ваше мнение о притче Иисуса Христа о работниках в винограднике? Митрополит Иларион: Притчи Иисуса Христа в разные эпохи толковались по-разному, но в данном случае речь идет о притче, в которой некий человек нанимает работников в свой виноградник. Он выходит утром, потом в полдень, затем под вечер и, наконец, выходит уже совсем на закате, и каждый раз нанимает новых людей. Когда день заканчивается, он каждому платит одинаково, и те, которые работали с самого утра, увидев, что он расплатился со всеми поровну, начали возмущаться и говорить: почему ты им столько же заплатил, если мы работали с самого утра, а эти пришли только под вечер. И тогда господин сказал возмущавшимся: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:1-15). Эта притча — о Божественном милосердии, она говорит о том, что наши отношения с Богом невозможно выстраивать по рыночным правилам. Бог не всегда вознаграждает человека пропорционально его заслугам и наказывает пропорционально грехам. У Бога есть Своя справедливость и Своя милость, и очень часто Он гораздо более милостив к человеку, чем человек этого заслуживал. По сути, эта притча как раз и говорит о милосердии Божием, о том, что оно не имеет границ, о том, что Бог — это не Тот, Кто считается с каждым человеком, но Тот, Кто готов каждого человека помиловать. Только очень важно, чтобы на призыв Бога поработать в Его винограднике мы откликались согласием. Если человек на этот призыв откликается согласием, то даже если он был призван на закате своей жизни, Бог все равно принимает его, как если бы он служил Ему всю жизнь.

http://pravoslavie.ru/131718.html

Митрополит Сурожский Антоний (Блум; 1914–2003) проводил беседы о Таинстве с женихами и невестами. Если они не воспринимали его слов, он советовал им подождать. Для него важно было, чтобы жених с невестой были внутренне готовы это новое качество Христа и Церкви привнести в свои взаимоотношения. Без этого получается лишь формальное, обрядовое действо. От себя добавим: ситуация, о которой говорит митрополит Антоний, становится возможной потому, что в Таинстве Крещения крещаемые и не думают о сочетании со Христом, а значит, и во Христе сочетаться в супружестве не могут. Для уверовавших в Господа брак без Христа, без Таинства Венчания невозможен. Таинство Елеосвящения Мы называем его Соборованием. Это Таинство предназначено, прежде всего, для больных. Ученики Христовы многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Апостол Иаков пишет: Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14 ). Приходит исцеление телесной болезни, очищение от грехов. Каким образом присутствует Христос в этом Таинстве? Здесь Он – Врач душ и телес. В Новом Завете часто описывается, как Христос исцеляет больных. Для нас это действо совершается через Соборование. В этом Таинстве ХристосЧудотворец реально присутствует, реально действует и реально исцеляет. Таинство Священства (Рукоположение) Епископ возлагает руки и возводит человека в сан дьякона или в сан пресвитера. Собор епископов возлагает руки и возводит инока в сан епископа. Когда говорят: «священство», имеют в виду и епископов, и пресвитеров, и дьяконов. Каким образом в Таинстве Рукоположения присутствует Христос? Вопервых, Он его установил, избрав учеников. Мы уже вспоминали пасхальную вечерю, когда Господь, дунув на апостолов, сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите, — простится, на ком оставите, — останется» ( Ин.20:22 ). Можно сказать, что именно тогда Он дал им Дар Священства, который они, получив, передавали дальше через возложение рук.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. Еще в Ветхом Завете было сказано: «Не прелюбодействуй» ( Исх. 20:14 ). Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5:27-28 ). Но как возможно говорить о сохранении супружеской верности, когда сам «гражданский брак» является блудным сожительством? Ведь нераскаянный грех всегда порождает новый грех. Там, где нет ответственности перед супругом, всегда максимально увеличена возможность совершения блудодеяния. Недаром учит ап. Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр. 13:4 ). Блуд несовместим с любовью, ибо он разрушает ее. Поэтому оправдать «гражданский брак» любовью желающих вступить в него никак нельзя, ибо нераскаянный блудный грех сокрушит любовь, не дав ей взрастить добрые плоды. Господь учит: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» ( Лк. 6:43 ). Также и «гражданский брак», являясь блудным сожительством, никогда не принесет доброго плода. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» ( Мф. 7:19 ). Так и православные христиане должны осознавать, что ложное понятие «гражданского брака», являясь лживой подменой истинного понимания брака, должно быть отсекаемо от сообщества верных, ибо оно не приемлемо для него. Помимо всего вышесказанного, хочется также отметить один немаловажный духовный аспект вопроса о «гражданском браке». Люди, живущие в таком «браке», согласно церковным канонам, не могут быть допущены до церковных Таинств, пока не прекратят блудное сожительство и не принесут покаяние. В первую очередь, стоит сказать, что они не могут быть венчаны в Церкви. Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа.

http://azbyka.ru/semya/mozhno-li-nazvat-...

Мф.19:6 ). Но в этом случае они признают, что сочитывает Бог, совершая при этом таинство соединения двух людей во единое целое и во единую плоть, и происходит это посредством пресвитера. То есть, хотя пресвитер и человек, но протестанты верят, что через него Бог соединяет двух людей в единую семью и единое целое, и хотя всё делает Бог, но пресвитер участвует в этом акте и сотрудничает в этом деле с Богом. А если, по упрямству и своеволию, кто-то из протестантов не пожелает признать справедливость приведенных примеров, говоря, например, что ни крещение, ни причастие, ни венчание не есть в его понимании необходимые условия для спасения, то можно привести и другой, явный для протестанта пример того, что никто из спасаемых не спасается непосредственно Христом, а только при участии Христовых соработников – Слово Божие. Для протестанта ясно, что нельзя веровать без проповедующего, и нельзя узнать о Боге без Евангелия, как написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? ...вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим.10:13–17 ). Итак, протестант уверовал и, как он думает, спасся благодаря одному только Христу, или же и благодаря Апостолам, которые написали Новый Завет; благодаря тем безвестным людям, которые переписывали и сохранили для нас Евангелие; благодаря переводчикам и издателям, которые сделали возможным для нас прочтение Евангелия? Очевидно, что человек спасается Богом не непосредственно, а при посредстве многих людей. Вот так и таинство Духа, по православному учению, совершается Богом не непосредственно: Духа Своего подаёт верным Сам Господь, но подаёт Он Его посредством Своих соработников – епископов и священников. Один только тот факт, что книга Деяний свидетельствует, что через возложение рук Апостолов подавался Дух Святой, говорит о том, что для Бога посредство человека в этом деле вполне возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см. правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество. Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной — тайной Божественной свободы и нашей свободы). У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6–9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни. Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило — Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя. Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как–то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения «более духовной» жизни. Правильнее его поставить так: «Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?» Один семьянин спросил духовного отца: «Как я могу, живя в миру, пребывать всегда в присутствии Божием?» Старец отвечал: «Делай все так, как если бы ты был со–работником Богу». Быть со–работником Божиим в деле создания христианской семьи и воспитания детей христианами — роль поистине грандиозная и святая. Христианская жизнь есть жизнь по подобию Единого в Трех Лицах Бога — жизнь вместе с другими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Надев на жениха и невесту венцы, священник молитвенно обращается к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (их)» . Эти слова являются тайносовершительной формулой во время венчания. Священник произносит их трижды. Слова славою и честию венчай взяты из Псалтири (Пс 8, 5-6). Псалмопевец говорит, что человек при сотворении увенчан славою, потому что получил образ и подобие Божие. Он увенчан также честью, поскольку Бог даровал ему власть над всеми другими тварями. По мнению святителя Иоанна Златоуста, в венчании можно видеть благодатное восстановление того величества над тварями, которым были облечены Адам и Ева в то время, когда Бог изрекал им брачное благословение: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт 1, 28). Во время Таинства венчания супруги пьют из общей чаши. Чаша подается три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делить пополам, поровну. Существует благочестивая традиция для молодоженов — исповедаться и причаститься на литургии в день венчания. Этот обычай связан с тем, что в древности благословение супружеской пары происходило на литургии. Отдельные элементы литургии до сих пор присутствуют в чине венчания: пение «Отче наш», общая чаша, из которой пьют супруги... Исповедь и причастие перед венчанием имеют большое значение: рождается новая семья, у молодоженов — новый этап жизни, и начать его надо обновившись, очистившись в Таинствах от греховной скверны. Если никак не получается причаститься в день венчания, сделать это надо накануне. Таинство священства      Святые апостолы, ближайшие ученики Спасителя, избранные Им Самим, получили от Господа благодать совершать Таинства: крещения, исповеди (разрешения от грехов), Евхаристии и другие. Апостолы по наставлению от Бога (ибо Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4, 11), через возложение рук (рукоположение) стали поставлять людей в священные степени: епископа, пресвитера (священника) и диакона. Апостол Павел пишет епископу Титу, которого он поставил для Церкви острова Крит: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1, 5). Из этого следует, что епископы, как преемники апостолов, получили от них власть не только совершать Таинства, но и посвящать в священные степени. В Православной Церкви преемство епископских посвящений, рукоположений идет непрерывно от самих апостолов.

http://pravoslavie.ru/105021.html

«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2) Об одном недавнем каноническом открытии Иеромонах Иов (Гумеров) В наш век все возрастающих соблазнов христианин должен руководствоваться словом Божиим: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Чтобы исполнить этот совет апостола Павла, надо бережно и чутко относиться к традиции Церкви, в которой выкристаллизовался многовековой опыт благочестивых и праведных людей. Тогда нетрудно будет избежать всего того, что может быть соблазном в деле спасения. Недавно это искушение постигло молодого иеромонаха Димитрия (Першина), повторившего мысль иерея Даниила Сысоева. Отец Димитрий сделал открытие, заявив, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. Сделав это высказывание, он процитировал апостола Павла, не заметив, что слова первоверховного апостола однозначно опровергают его произвольное утверждение: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Мысль совершенно ясна: никто из супругов не должен самочинно под предлогом благочестия уклоняться от плотских отношений, а делать это только «для упражнения в посте и молитве». Значит, если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости. Поставим вопрос: действительно ли Церковь никак не определяет своего отношения к этому вопросу? На самом деле она точно выражает свою позицию, ведь в период постов не совершается таинство венчания . Почему? Потому что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

http://pravoslavie.ru/29586.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010