Вспомнив об этом, сопоставим полное благоговения и покорности Богу отношение к браку израильтян с нынешней гражданской регистрацией. Что выходит из тех браков, которые чужды Божиему благословению? Как часто теперь побуждением к браку бывает только похоть, плотское стремление мужчины к женщине, без всяких нравственных обязанностей, без глубокого понимания значения брака. А ведь Господь Своим присутствием освятил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2, 1-11). И если Он Сам счел нужным так сделать, не надо ли всем нам свой брачный союз освящать великим Таинством Венчания? Однажды приступили к Господу фарисеи и спросили, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: " Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их " . И сказал: " Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф. 19,3-6). Вот что такое брачный союз в очах Господа. Он повелевает не разводиться, разве только в том случае, когда нарушена супружеская верность. А как много теперь среди нас несчастных прелюбодеев. Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворять свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают своих жен с детьми на произвол судьбы. И вы, несчастные прелюбодеи, дадите Богу страшный ответ за ту кровь, которой обливалось сердце вашей жены, покинутой ради прелюбодейки. Ведь вас же сочетал Бог с женами вашими. Вам невинные добрые девушки отдали все драгоценное, что имели, и прежде всего, свое девство, чистоту тела и сердца, свое стремление к любви, не только семейной, но и высшей любви Любви Божественной. Они ждали и ждут, чтобы вы были хранителями их, чтобы помогали им идти путем святости, целомудрия. С ними должны были вы всю жизнь идти вместе по трудной каменистой дороге, ведущей в Царство Божие. А вы пошли в дом блудницы. Неужели не слыхали никогда слов апостола Павла: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2031...

Вячеслав Пономарев Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью. Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… ( 1Кор. 12; 28 ). Как говорит апостол Павел: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5; 4 ). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону. Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (п/ж – ред.) ( Деян. 6; 5, 6 ). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Главная задача катехизации – воспитание любви к Богу и людям, благоговения перед Церковью и её Таинствами. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога . Плодами катехизации являются обретение православного мировоззрения и воцерковление, то есть сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо внушения осознанного участия в Евхаристии, важнейшей составляющей катехизации является научение нравственности, духовной жизни, молитве и делам любви к ближним, ибо, по слову ап. Иакова: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " . В докладе протоиерея Николая Карыпова, прочитанном им на 13-м Съезде Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, перечисляются некоторые конкретные меры для более эффективной катехизации нашего церковного народа: " а ) Подготовки людей к крещению . Это должно относиться не только к взрослым , кто должен пройти подготовку в течение 6-12 месяцев или больше , но также должно включать по крайней мере 2-3 подготовительные сессии с родителями и крестными крещаемых детей . б ) Подготовки молодых людей к венчанию : объяснять , что такое христианский брак , что такое любовь . Да , да – людям сейчас нужно это объяснять , а то число разводов будет расти . в ) Помогать людям во время их скорби после потери близких , объясняя причину и необходимость молитвы за умерших . г ) Организации системы посещений духовенством и мирянами престарелых и больных людей . е ) Организации хорошего качества библиотеки духовных книг , журналов , видео – и аудио – кассет и компактных дисков . Мы можем и должны наладить систему небольших публикаций , производить запись видео – и аудиоматериалов поучительного и познавательного характера " .

http://religare.ru/2_29356.html

Далее авторы, переходя к библейским основам брака, приводят цитату из Послания к Ефесянам апостола Павла (Еф. 5, 22–33), говорящую о том, что брак есть образ единения Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Но основополагающие слова Библии об установлении брака (Быт. 2,18) и о Суде Божием (Быт. 3, 16–17), произнесенные над первозданной четой, документ не приводит. Конечно, можно сказать, что слова из книги Бытия разъясняются при чтении Послания к Ефесянам во время венчания. Но представляется весьма важным упомянуть в документе о первичных, онтологических, библейских основах брака. Кроме того, самим пастырям нелишне было бы напомнить, что жена, помимо деторождения и влечения к мужу, спасается и самоохотным подчинением ему, а муж, кроме работы в поте лица своего, должен быть способным властвовать над женой без принуждения и насилия над ней как «сонаследницей в вечной жизни». Гармоничный брак предполагает свободное подчинение жены мужу и вместе с тем мудрое и благое руководство мужем жены без какого бы то ни было подавления ее личности. Супруга – не безгласное существо, но благодатная помощница своему мужу. Неплохо было бы обозначить эту сторону церковного понимания христианского брака, поскольку мы живем в обществе, значительно отошедшем от библейских основ бытия. Пусть эта часть церковного учения о браке и вполне не сродна сознанию иных современных людей, развращенных ядом феминистского учения. Однако Церковь не должна приноравливаться к светскому сознанию и раболепствовать духу времени, но призвана являть обществу красоту «здравого учения» о человеке. Затронуть эту тему в документе было бы весьма ценно. В данном документе говорится о том, что целью брака и супружеских отношений является любовь, а деторождение – это важная, хотя и не конечная цель: «Христианская жизнь супругов предполагает взращивание в любви полученного в таинстве Брака дара благодати, что проявляется, в том числе, в деторождении». «Целью христианского брака является совместное достижение супругами нерушимого единства со Христом в Его Невечернем Царстве».

http://pravmir.ru/protoierey-artemiy-vla...

Действительно, непросто представить себе, что Христос благословил не только брак, но и всё свадебное веселье: и вино, и песни, и танцы, и шутки, и смех! Но, более того, невозможно и предположить, чтобы во время всего этого веселья Христос, Его Мать и ученики сидели молча и не принимали никакого участия в этом прекрасном празднике. Этот эпизод из жизни Христа открывает ещё одну важную сторону Его учения. Он не только не отрицает никаких естественных, необходимых потребностей человеческой природы: есть, пить, радоваться, вступать в брак и т.д., но благословляет их и научает молиться: Отче наш, хлеб наш насущный дай нам ( Мф. 6, 11 ). А о браке говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мк. 10, 9 ). Величайший же проповедник христианства апостол Павел в послании к Тимофею с гневом осуждает видящих в браке что-то низкое, противное совести: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак ( 1Тим. 4, 1–3 ). Но и сейчас есть «старцы», запрещающие вступать в брак или считающие, что супружеские отношения дозволены только для зачатия детей. Однажды пришлось разговаривать с двумя девушками, которые приехали из Сибири и со слезами рассказывали, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что «вот-вот наступит конец света». Брак с самого начала бытия человеческого был благословлён Богом и остаётся таковым всегда, независимо от того, каких убеждений и верований придерживаются вступающие в него. Поэтому законно заключённый брак по обычаям любого народа и религиозных верований всегда является действительным браком. Христианский же брак имеет то огромное преимущество, что верующие могут получить в нём и особое вспомоществующее благодатное средство в их супружеской жизни, в их совместных трудах – таинство Брака (венчание). В чине венчания священник, обращаясь к Богу, просит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Для того чтобы построить Третий Иерусалимский храм, израильтянам нужно избавиться от мусульман и их святынь. Это возможно только в том случае, если Израиль начнет реально контролировать весь Иерусалим, а не только его западную часть. Иудеи, не принявшие Иисуса Христа, продолжают ждать исполнения ветхозаветных пророчеств и своего мессию, стараясь их приблизить. Потому, конечно же, христиане с большой опаской смотрят на то, что сейчас происходит в Израиле. Если произойдет разрушение мечети, и евреи смогут приступить к возведению храма, тогда, конечно, события примут уже очевидный эсхатологический оттенок. Ведь, согласно Преданию Церкви, именно в нем будет венчан на царство антихрист. Но это будет служить и одним из признаков близости Второго пришествия Мессии-Христа. — Есть ощущение, Ваше Высокопреосвященство, что в мире происходит управляемая эскалация хаоса. Двойные стандарты Запада под руководством США привели к локальным войнам по всей Земле, грозя их объединить в одну. Третья мировая война и приход антихриста на пороге? — Православные христиане ждут Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа, но прежде мы должны пройти тяжелые испытания. Похоже, антихрист из колена Данова спешит — слышен цокот копыт. Пророчество Иеремии гласит, что «от Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:16). Нынешняя мировая война охватывает все новые страны, приводя к многочисленным жертвам, сменам режимов и оккупации различных территорий. Всякая дипломатия рухнула, политика строится на гнусной лжи и цинизме. Убийства, насилие, восхваляемые всевозможные пороки — это орудия диавола, так готовится появление антихриста. Из «Откровения» святого Иоанна Богослова мы знаем, что антихрист станет главным политическим правителем мира и дана ему будет «власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» (Откр. 13:7). Следует быть внимательными к происходящему, не отвлекаться от молитвы, приступать к Церковным Таинствам — это наша главная защита от всех страхов и соблазнов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/27/...

Духовная жизнь в Церкви и деньги Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Духовная жизнь в Церкви и деньги Размышления священнослужителя Протоиерей Владимир Сушков   03.07.2008 365 Время на чтение 6 минут " Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания " (Мф. 10: 8-10) " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их, и распудит овцы: а наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах " . (Ин. 10: 11-13) Три года назад, выступая на ежегодном Епархиальном собрании Московского клира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на опаснейшую тенденцию " коммерциализации " Церкви и уподобил храмы, торгующие " церковными услугами " , коммерческим фирмам. " Ничто так не отторгает от веры людей,- подчеркнул он, - как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом " . Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что " материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное " и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать " церковными услугами " . Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал " тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления " . Проблема обращения благодатного дара священства в средство наживы явилась в Церкви с самых давних времен. Уже в " Деяниях апостолов " описывается, как Симон волхв, " увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:18-20). И услышал в ответ строгое прещение апостола Петра: " серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом " (Деян.8:20,21). От этого случая посвящение в священный сан за деньги (прямо или косвенно - через " пожертвование на храм " ) получило в Церкви название " симонии " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/03/...

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53-54 ). Может ли священник отказать в венчании? «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист). Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. 1. Абсолютные препятствия: А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный; Б) Что касается священного сана, то 26е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6му правилу Трулльского Собора , вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам; В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора , 44-му правилу Трулльского Собора , 5му правилу Константинопольского Двукратного Собора , 18 и 19-му правилам святого Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов; Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901–907; 912–925), «никто не должен дерзать вступлением в 4й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

– Если речь идёт о верующих православных людях, то здесь вопроса не должно и возникать. Какие же это верующие, если пренебрегают церковным таинством, отказываются принимать дар благодати Святого Духа? Но согрешают они не тем, что будто незаконно сожительствуют, а своим маловерием, леностью, пренебрежением даром Божиим, подаваемым в таинстве. Брак установлен Богом при сотворении человека: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1, 27–28 ). Поэтому любой брак, в каком бы народе и какой бы религии он ни совершался, является законным браком, но никак не блудом. Поэтому тяжкий грех берут на себя те священнослужители, которые отлучают от причастия людей, живущих в невенчанном браке: – В блуде живёшь! Венчайся немедленно! – Батюшка, да ведь он неверующий и венчаться не будет… – Не хочет венчаться – разводись. Мнение, что невенчанный брак есть блуд – это или невежество, или же сознательное отвержение учения апостола Павла, который утверждает о невенчанных: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим ( 1Кор. 7, 14 ). – Способствует ли таинство Венчания созданию счастливого брака? – Только в том случае, когда супруги принимают его с верой и обещанием Богу и людям быть верными друг другу и проводить жизнь по заповедям Христовым и церковным установлениям. В таком случае супруги получают от Бога особый дар благодати, который помогает им в сохранении, прежде всего, семейного мира, а он – основа всего. В противном случае Венчание, как и любое другое таинство, остаётся пустым обрядом. Как писал святитель Иоанн Златоуст : «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение Таин… и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха» 48 . Более того, слова апостола Павла, предупреждающие о последствиях недостойного причащения, естественно, относятся и к принятию Венчания: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе... Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает ( 1Кор. 11, 29–30 ). А преподобный Симеон Новый Богослов писал о крещении младенцев: «Принявшие крещение Твоё от младенчества и недостойно его прожившие всю жизнь будут иметь большее осуждение, нежели некрещёные, как осквернившие, по словам Твоим 49 , святую одежду Твою» 50 . Поскольку проклят, кто дело Господне делает небрежно ( Иер. 48, 10 ). Разумеется, это относится к принятию любого таинства и, конечно, Венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Если мы посмотрим  на евангельский образ Иисуса Христа, то нам станет очевидно, что на всем Своем земном пути Он совершенно не соприкасался со стихией родовой жизни человечества. Спаситель имел всю полноту человеческой природы и первым Своим чудом благословил брак. Но при этом Его собственное рождение – безсеменное, Его Мать – Приснодева. А при чем здесь это?! Хочу напомнить отцу богослову, что в нашей православной церкви существуют праздники Зачатия Пресвятой Богородицы и Зачатия Иоанна Предтечи. Церковь празднует как величайшую радость и святыню супружеское соитие праведных Иоакима и Анны, Захарии и Елизаветы, результатом которых в мир пришло Спасение. Далее хочется вспомнить икону пресвятой Богородицы, где на одной из клейм изображены праведные Иоаким и Анна, нежно обнимающие друг друга как раз перед этим самым зачатием. А также в Москве существует монастырь, женский монастырь, посвященный этому событию – Зачатию. В таинстве венчания Церковь, помимо других сторон брачной жизни, недвусмысленно благословляет именно «телесное сопряжение». Но эта физиологическая сторона брака – это, видимо, некое Божественное снисхождение к нашей греховной страстности, окрашенное Его непостижимой любовью. Ну, почему же снисхождение?! Где сказано, что это снисхождение?! Из чего делается такой вывод? В статье нет ни одной святоотеческой мысли, нет ни одной цитаты из Священного Писания, где было бы сказано, что интимные супружеские отношения – это снисхождение. Наоборот, апостол Павел говорит очень возвышенно об этой стороне человеческих отношений: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7,4). Где в Священном Писании хоть одно слово гнушения этими отношениями в браке? Да, есть грех прелюбодеяния, блуда, но они – вне брака! Зачем отец дьякон нас обманывает?! «Брак честен и ложе нескверно» (Евр.13:4)! Чувство, которые испытывают супруги от близости – это радость! Хотя, к сожалению, всякое бывает, мне приходилось слышать, как одна женщина рассказывала, что во время соития с мужем специально читала Иисусову молитву, чтобы не испытывать никакой радости. Наверно, это плод подобных публикаций про волков и енотов.

http://pravmir.ru/kroshka-enot/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010