Скачать epub pdf Аннотация «Таинства Церкви» Александра (Милеанта) – краткое, элементарное толкование Таинств Крещения и Миропомазания (и отдельный разбор Крещения младенцев), Покаяния, Причащения, Брака, Священства и Таинство Елеосвящения (Соборования). В предисловии к «Таинствам Церкви» Александр (Милеант) пишет: «Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью. Все, что Бог дал Церкви является проводником Его благодати – Его слово в Священном Писании , молитвы, богослужения, церковное пение, церковное искусство, наставления святых угодников Божиих… Особое место среди этих благодатных проводников занимают так называемые таинства. Они установлены или непосредственно Самим Господом Иисусом Христом, или Его апостолами. Всего их семь: крещение, миропомазание, покаяние, причащение (Евхаристия), брак, священство и елеосвящение. Таинства – это своего рода высоты в длинной цепи холмов других богослужений и молитвословий. Как в человеке духовная сущность скрывается за его физической оболочкой, так и в таинствах за видимым и ощутимым священным действием незримо и таинственно действует благодатная сила Божия. Слова благословения, сопровождаемые внешними священными действиями, есть как бы духовные сосуды, которыми черпается и подается членам Церкви благодать Святого Духа. В этой работе мы кратко расскажем о сущности каждого таинства, о том, как оно было установлено, что является главным в нем и как оно совершается». Введение Волей Божией все живое в природе призвано расти и развиваться. В растительном и животном мире это осуществляется при помощи тех элементов, стихий и средств, которыми Господь обогатил природу. Человеку, как носителю образа Божия, тоже надлежит расти, развиваться и совершенствоваться, – но не столько внешне, сколько внутренне, духовно. И он это осуществляет также не сам по себе, а при помощи особой животворящей силы Божией, именуемой Благодатью .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Смерть Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самого Господа, глаголющего в Евангелии: Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф. 24, 44 ). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душой, а не телом (2, ч. 3, с. 139). ...Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном – о приготовлении себя к смерти (2, ч. 2, с. 187). ...Приготовление к смерти много может воспользовать душу 102 того, кто с верой и упованием ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что «спасение христианина обретается между страхом и надеждою, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться» (2, ч. 1, с. 11–12). Внешнее... приготовление , как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство Елеосвящения по предварительной исповеди и причащении (2, ч. 1, с. 12). ...Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (1, ч. 1, с. 101). В страхе... наводимом слухом чумы, скажу. Если мы всегда будем в памяти содержать евангельское слово Господа: Будьте готовы на всякое время, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (см. Мф. 24, 44; 25, 13 ), тогда страх этот потеряет свою силу. Готовиться же к смерти всегда полезно... Только более всего старайся иметь мирный дух, предавая все и всех суду Божию (2, ч. 2, с. 189). ...Преподобный Марк Подвижник пишет, что если человек склонен к отрадной жизни, то исход его бывает не легкий, а тяжкий по причине приклончивости к сластолюбивой жизни, как сказано в 20-й главе о законе духовном: «Сластолюбивое сердце темницей и узами бывает душе во время исхода; трудолюбивое же сердце – дверь есть отверстая 103 » (2, ч. 3, с. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Содержание Введение Глава 1. У истоков болезни Изначальное совершенство Первоисточник болезней – первородный грех Виноват ли человек в появлении болезней? Исцеление человеческой природы воплощенным Словом Причины возникновения болезней Болезни тела и души Переменчивость состояния здоровья Глава 2. Духовное значение болезни Двойственное значение здоровья и болезни Благотворное значение болезни и страдания Знак провидения Возможности духовного роста Помощь Божия и дело человеческое Значимость терпения Основополагающая роль молитвы Пути святости Глава 3. Путь христианина к исцелению Исцеление во славу Божию Христос-врач Святые исцеляют именем Христовым Духовные пути исцеления Молитва Молитва о ближнем Молитвы святых Дар исцеления: происхождение и пределы Елеосвящение (Соборование) Принятие святой воды Крестное знамение Экзорцизм: сущность и значение Значение светской медицины Крайние взгляды Духовное восприятие светской медицины, предполагающее её оправдание через соотношение с волей Божией Исцеление приходит от Бога Пределы возможностей медицины Забота об исцелении души Выздоровление тела символизирует и возвещает духовное исцеление всего существа Недуги души опаснее болезней тела Относительность физического здоровья Обетование будущей нетленности и бессмертия Христос явился спасти также и плоть Библиография Список сокращений Источники 1. Литургические тексты 2. Тексты святых отцов и учителей Церкви Без автора Исследования Об авторе Сочинения Ж.-Кл. Ларше     Известный православный богослов Жан-Клод Ларше пытается выработать квинтэссенцию учения о телесных болезнях и их излечении. Исследуя эту тему, автор опирается на Священное Писание , труды святых отцов, литургические тексты и учение о Таинствах Церкви. Первая часть книги посвящена вопросам об источниках и причинах появления болезней, о взаимосвязи болезни со злом и грехом. Вторая часть книги раскрывает духовное значение болезней. В третьей части описаны христианские пути выздоровления, основанные на принципах церковной жизни и традициях Древней Церкви и православия. Данное исследование не имеет аналогов. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Содержание Человек свободный и радостный. О протоиерее Александре Шмемане Беседы «Я верю в Бога…» Предельно личная религия Каково мое истинное «я»? «Я верю» – что это значит? В какого Бога? Всечеловеческое достояние Опыт веры – мой ли он? Единственное имя Непрекращающийся спор Время сравнить Необъяснимое неверие На последней глубине Исконное содержание Высшая разумность Растворяя ставни Беспомощная трактовка Познается по плодам Новая «религиозная война» «Религия» против религии Две веры Спор о Боге и богах Начало всего Главная тема Универсальное знание Доказательство от света Доказательство от полноты Возможность невозможного Историческое лицо, Господь, Учитель Заново поверить в непобедимость добра Почему замалчивается Рождество? Блаженны не видевшие и уверовавшие Враги одухотворения Во имя чего? Контрабандный идеал Объект ненависти Поразительное мировоззрение Парадокс нашей веры Слепота и зрячесть Псевдонаучность Одно из главных обвинений Догматизированная пропаганда Смешение понятий «Борьба» с наукой? Порабощенное знание Объективно и честно Подлинно научный подход Скучная помеха Обывательщина Сверху или снизу? Единство веры и разума Полярные объяснения Цена отказа «Како веруеши?» Общее – поиск Нужда в безмерно большем За пределами науки Радость или сытость? В едином мире Разоблаченный «гуманизм» Мнимый антагонизм Основополагающее различие Неоправданное разделение Отказ от подлинного знания Путь к соединению Метафизический «уклон» Сближение исходных позиций Современная наука о начале и конце Ложная предпосылка Два пережитка Встреча смирения и мудрости За жизнь мира Предисловие Глава первая. Жизнь мира Глава вторая Глава третья. Время Глава четвертая. Водою и Духом Глава пятая. Таинство любви Глава шестая. «Смертию смерть поправ» Заключение. «Вы же свидетели сему...» Литургия и жизнь. Христианское образование через литургический опыт Предисловие Литургия и образование 1 2 Пост: время наставления 3 Церковь: новая жизнь во Христе Обучение: «вкусите и видите» Возрождение концепции церкви 4 Опыт церкви Домашняя атмосфера Школа: ее значение Библия и Литургия Память о Христе Значение таинств Евхаристия как центр Православное богослужение Введение Основные элементы литургического богослужения Язык богослужения: язык библии Основные обряды Литургические формулы Богослужебные тексты Святой Храм Священник и приход Божественная литургия Проскомидия Литургия оглашенных Благословенно Царство Великая Ектения Антифоны и вход Литургия Слова Сугубая Ектения Молитва об оглашенных Литургия верных Приношение Исповедание веры и любви Благодарение Освящение Ходатайственные молитвы Причащение Освящение времени Праздник Воскресения Пятидесятница и Пасха Пришествие Христа Преображение Память Божией Матери Празднование: приготовление и исполнение Освящение жизни Дух и материя Крещение и миропомазание Приготовление Крещение Миропомазание Покаяние и исцеление Таинство покаяния Таинство Елеосвящения Брак Обручение Венчание Рукоположение Статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что гостинником или врачом Христос назвал только епископа, видно из евангелия. «Самарянин же некто грядый, прииде над него (израненного), и видев его, милосердова: и приступль обвяза струпы его, возливая масло и вино: всадив же его на свой скот, приведи его в гостинницу и прилежа ему: и на утрия изшед, иземь два сребрениика, даде гостиннику и рече ему: «прилежи ему: и еже аще прииждивеши, аз, егда возвращуся, воздам ти». ( Лук. 10:33–35 ). Под Самарянином разумеется Христос, под израненным – всё человечество, покрытое грехами, как ранами, под маслом и вином – тайны 69 : крещение, миропомазание, елеосвящение и причащение, под гостиницей – церковь , в которой больные люди очищаются от грехов через таинства, без которых получить исцеление и спасение невозможно, под гостинником – епископ, как о том сказано в кн. о Вере. «Кто гостинницы; апостоли, и по них восприемницы их, пастырие и учителие, архиепископи и епископи... архиереями и пастырьми наречени суть епископи, яко начальными над иереями, их же рукополагают», (л. 69 об.; Злат. X. 919; Благ. Лук. 105 об.). А что означают слова: «прилежи ему»? (выше 46 прим.). Разъяснение сих слов находим у св. Киприана. «Мы (пастыри) должны отводить приходящих в ту евангельскую гостиницу ( Лук. 10:34 ), говорит он, где избитые и раненые разбойниками находят у гостинника приём, лечение и безопасность. Ибо может ли быть лучшее и совершеннейшее занятие для пастырей церкви, как помогать исцелению и сохранению овец усердным попечением и спасительным врачеванием?» (пис. 55, стр. 311). Что же это такое за спасительное врачевание? Это наши спасительные тайны 70 , строить которые могут только святители хиротонисанные или гостинники. «Ими бо (тайнами) вси освящаемся и спасение содержим», читаем в Бол. Катех. (л. 353). Там же: «(Тайны) дают благодать Божию, освящающую и оправляющую приемлющим я, ибо душу нашу очищают от грех и богоугодну содевают, даров же Божиих различных ко спасению потребных исполняют ю» (357). Ещё: «(Тайны) суть заступление и возбранение от грехов, или божественные цельбы нашего Христа Бога». (360 л.) «(Тайна) приносит нам от Господа Бога невидимую благодать, освящающую человека, и до вечного живота вспомогающую», читаем в М. Кат. (л. 37); Б. Кат. л. 358, 393; читай выше).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Январь 25 января 1870 года 25 января 1870 года; воскресение; день славной памяти вселенского учителя и святителя святого Григория Богослова , архиепископа Константинопольского. Молитвами его, Господи, помилуй и спаси нас. 26 января 1871 года Вторник. Святого Ксенофонта и Марии и чад их Иоанна и Аркадия. Воистину, крестными заслугами Христа Спасителя действуют все Таинства: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, оттого главное во всех Таинствах – знамение креста. Слава, Господи, Кресту Твоему. Если случится в Великий пост , в который-либо из постных дней высокоторжественный день Царский, то служба отправляется по храмовой главе (в уставе): накануне вечерня со входом, вечером – малое повечерие, поутру – великое повечерие с тропарями и кондаками святому (например, святому Порфирию Газскому, 25 февраля), после Нескверная, неблазная стихиры на стиховне, потом Богородице Дево, радуйся и тропарь святому; Буди имя Господне; священник благословляет. Затем шестопсалмие, кафизма; Хвалите имя Господне и прочее по уставу. «Бог с ним, пусть он живет, не нами он сотворен», – сказала Чуева о Петре Николаевиче Янише, когда я сказал о его болезни и что, быть может, Бог отзовет его из этой жизни, и гимназии дадут другого начальника. Заметки: Три воскресные дня сряду не пришедшие в церковь отлучаются от общения Церкви. VI Вселенский Собор. Картежники-священники извергаются из сана, если не исправляются. Святую Евфимию всехвальную по женским учебным заведениям, преимущественно духовным. Раковскому отдать сделать подножие для креста с распятием. В пост пить тепловатую воду с сахаром и черным хлебом. Чаю сладкого избегать пить: вредно для души и тела. О, вера святая в Господа моего Иисуса Христа! От скольких смертей духовных ты спасла меня по молитве моей, от какого смущения, каких теснот, насилия страстей исторгла меня! Давно прекратилась бы жизнь моя, и давно я был бы во аде, если бы не спасала меня вера Христова! Она исторгает меня от зверства страстей: злобы, зависти, гордости, тщеславия, блуда, пресыщения, своенравия и упрямства, ропота, хулы, уныния! Велиар давно поглотил бы меня и низринул бы во ад, если бы Господь не защищал и не спасал меня и не давал бы мне духа покаяния и умиления сердечного. Благодарение Господу Богу моему!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава третья История образования схемы и состава чина елеосвящения по греческим рукописям Вводные замечания о характерных чертах чина елеосвящения по греческим рукописям Переходя к изложению истории чина елеосвящения по греческим рукописям, мы встречаемся с двумя характерными особенностями в чине за этот период: 1) чин св. елея тесно связывается с литургией и с другими службами суточного круга; 2) отдельные части его начинают повторяться по семи раз. К предварительному выяснению обстоятельств возникновения той и другой особенности греческих рукописных чинов елеосвящения мы сейчас и перейдем. Относительно первой особенности – связи елеосвящения со службами суточного круга можно сказать следующее. При историческом изложении литургической практики церкви относительно лиц, принимавших это таинство, мы указали уже, что наравне с болящими свободно допускались в греческой церкви к таинству елеосвящения кающиеся и вообще здоровые. Между тем, особого чина для лиц последней категорий в греческой церкви не существовало. И здоровые должны были пользоваться тем же чином елеосвящения, какой предназначался для больных. Следовательно, чин елеосвящения в греческой. Церкви должен был разрабатываться применительно и к совершению его над здоровыми. И мы имеем некоторые данные утверждать такое положение дела. Так, в рукописи Парижской Национальной библиотеки 1027 г. с чином елеосвящения, уже связанным с литургией, хотя последний и предназначался для больных, однако принимавший таинство в самом чине называется «празднующим» и ничем не дается понял, о его болезни. И из чина видно, что «празднующий» по принятии таинства св. елея приобщался 245 . В рукописи Софийской библиотеки 1054, 13 в. с Иерусалимским уставом чина елеосвящения и прямо указывается его совершать одинаково и над здоровым и над больным 246 и, следовательно, еще яснее подтверждается отмеченная нами выше мысль. Затем, нередко и сами детали чина елеосвящения предполагают принимавших таинство елеосвящения здоровыми физически или, по крайней мере, легко больными. Например, встречающееся в 12–13 веках указание чинов елеосвящения о пребывании принимавшего таинство в течение семи дней в храме 247 , очевидно, имеет в виду здорового или, в крайнем случае, легко больного, для которого поэтому не было затруднительным исполнение этого указания. О том же говорит и другая деталь чина елеосвящения, наметившаяся в нем в 13 веке: «И так входит хотящий творить св. елей посреди иереев и, сотворив на восток три поклона и один к иереям, говорит: «Благословите и простите меня грешного, если согрешил словом, делом, в ведении, в неведении, и помолитесь о мне» 248 . Если мы примем во внимание, что в этом указании: 1) субъект таинства называется «хотящим творить св. елей»; 2) его вход и поклоны и 3) испрошение им прощения грехов, – то нам станет ясным, что это замечание предполагает человека здорового, ищущего в таинстве св. елея духовного исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Историческое исследование литургической стороны таинства елеосвящения принадлежит к числу наиболее трудных предметов во всей литургической области. Причины этой трудности заключаются не в одной только обыкновенно указываемой скудости исторических свидетельств об этом таинстве, но и в характере самих свидетельств. Недостаточность исторических данных для таинства елеосвящения касается главным образом первых трех веков; в следующие же века взамен этого недостатка является относительное обилие свидетельств если не о составе “последования” таинства елеосвящения, то, по крайней мере, об употреблении помазания елеем в болезни; но тут встречаются весьма большие затруднения в пользовании этими свидетельствами; затруднения эти касаются надлежащей оценки, верного понимания и истолкования исторических данных. В виду последнего рода трудностей, изложению данных, относящихся собственно к истории „последования” таинства елеосвящения, предпосылаем изложение исторических свидетельств об употреблении елея древними христианами, – употреблении общем и сакраментальном. I . В древности елей, как средство против различного рода недугов, был широко распространен как в языческом, так и в христианском обществе. У христиан он имел разнообразное употребление: при крещении, как заклинательный елей, при болезни, как освященное молитвою врачебное средство, и, наконец, в таинстве, как видимый знак особенной благодати Божией, исцеляющей недуги душевные и телесные. Весьма легко опустить из внимания эти разнообразные способы употребления елея древними христианами, как это по большей части и бывает с исследователями; но в таком случае в результате получится смешение разнородных исторических данных, – смешение, которое поведет не к выяснению, а, напротив, к затемнению исторической судьбы употребления елея в таинстве. Но и при тщательном разграничении разного рода употребление елея, во многих случаях весьма трудно определить, к какому из этих родов употребления нужно отнести известный исторический факт или известное историческое свидетельство.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010