Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БИБЛИЯ. II. РУКОПИСИ И ИЗДАНИЯ ЕВРЕЙСКОГО И ГРЕЧЕСКОГО ТЕКСТА Еврейские рукописи Ветхого Завета I. Письмо. Орфография. Формат. Древние евреи, появившиеся в Ханаане в кон. II тыс. до Р. Х., заимствовали у местного населения алфавит, изобретенный здесь (или, возможно, в Египте) в сер. II тыс. Основными материалами для письма в этот период служили глина, камень и металл (печати, сосуды, черепки, кинжалы, наконечники стрел). Самые ранние эпиграфические документы на древнеевр. датируются X-IX вв. до Р. Х. Это, как правило, очень небольшие тексты нелитературного характера. Весьма вероятно, что для записи пророчеств и царских хроник могли использоваться папирусные (или кожаные) свитки. Об этом не раз говорится в Б.; кроме того, под неоднократно употребляемым в ВЗ термином «книга» (  ) чаще всего подразумевается именно свиток. Книга пророка Иеремии является своеобразным документом активно развивающейся письменной культуры в Иудее VII-VI вв. до Р. Х.: Варух под диктовку Иеремии записывает его пророчества на свиток (Иер 36. 4), к-рый выглядит так же, как свитки Б., найденные в Кумране,- текст на нем записан колонками поперек длины свитка (Иер 36. 23); Иеремия сам записывает свои пророчества о Вавилоне в «книгу» (Иер 51. 60); упоминаются инструменты для письма: железный грифель и алмазное стило, табличка (Иер 17. 1), чернила (Иер 36. 18), а также нек-рые типы письменных документов: разводное письмо (Иер 3. 8), купчая (Иер 32. 10), частное письмо (Иер 29. 24-28). Природные условия Палестины не способствовали сохранности свитков, поэтому в нашем распоряжении имеется лишь 1 фрагмент папирусного свитка с небиблейским текстом из Палестины допленного периода (свиток из Вади- Мураббаат , VIII в. до Р. Х.). Т. о., книги ВЗ, подобно пророчествам Иеремии, были впервые записаны на свитках алфавитным письмом, представлявшим собой разновидность финик. До изгнания евреи пользовались т. н. палеоевр. письмом, а начиная с персид. периода в обиходе арам. письмо, к к-рому восходит евр. квадратный шрифт, используемый и в наст. время. Однако и в персид. период, и позднее для нек-рых целей продолжали использовать древнеевр. письмо: им записаны отдельные кумран. свитки, содержащие книги Б. (нек-рые рукописи Пятикнижия и Книги Иова), тогда как большая часть свитков записана арам. письмом. Как показывают кумран. находки, слова, а иногда и стихи в древнейших библейских свитках отделялись пробелами, присутствовало членение на абзацы с новой строки. Знаки огласовки или кантилляции (способ пропевания отдельных слогов, применявшийся при богослужебном чтении) отсутствовали, они появились лишь с VII-VIII вв. по Р. Х. (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/209477.html

62 Мнения исследователей о состоянии и числе городов перед арабским завоеванием весьма различны: от убеждения в почти полном их исчезновении в VII-VIII вв. [Kirsten, 1958; Patlagean, 1977, с. 43] до утверждения, что «о значительном сокращении числа городов в VI столетии не может быть и речи» [Claude, 1969, с. 12]. Не вступая здесь в полемику о масштабах сокращения числа городов в VII в., следует отметить, что в период до арабо-византийских войн можно говорить только о деградации мелких и некотором упадке крупных городов без существенного сокращения их числа. Г. Л. Курбатов считает упадок городов и значительную дезурбанизацию Византии в VII-VIII вв. конечным результатом разложения античного общества и перехода к феодализму [Курбатов, 1971, с. 206–213; Курбатов, 1984, с. 55–56; СРРО, с. 100–137]. Все же надо подчеркнуть, что в провинциях, завоеванных арабами, упадка городов не произошло ([Большаков, 1984, с. 56], замечания по этому поводу см. [Курбатов, 1984, с. 38–40]). 69 Д. Клауде считает епископа фактическим главой города в VI в [Claude 1969, с. 135, 137, 224]; возражения на это см. [Hohlweg 1971; СРРО с. 124–127]. 70 По каталогу И. И. Толстого, номисмы весом от 4,4 г и выше в чекане Юстина II (565–578) составляют 60 %, в чекане Тиберия (578–582) – 76 %, в чекане Маврикия (582–602) – 42,3 % [Большаков, 1984, рис. 22]. 74 Из-за отсутствия сколько-нибудь заметного повышения на водоразделе между Тигром и Каруном, Каруном и Керхе нижнее течение двух последних блуждает. Карун до X в. впадал в Персидский залив, а затем основная масса воды пошла в канал, соединявший его с Тигром, и этот канал стал главным руслом [Бартольд, т. 7, с. 187]. 76 При проверке кадастров сразу после завоевания Ирака арабами оказалось, что площадь обрабатываемых земель Нижней Месопотамии и долины Диялы – 36 млн. джарибов [А. Иус., с. 42; Балаэ., Ф., с. 269]. Исходя из принятого сейчас определения джарнба –1592 м2 [Хинц, 1970, с. 71, 73; Lassner, 1963], получим 5731 тыс. га, что составляет 85 % соответствующей территории (6,7 млн. га), тогда как доля обрабатываемых земель в аналогичных оазисах не превышает 50 %.их общей площади [Андрианов, 1969, с. 173, 179, 184, 225], лишь в Египте в средние века она доходила в лучшие времена до 60 % [Большаков, 1984, с. 217–219]. В Нижней Месопотамии в сасанидское время было много заболоченных и засоленных и просто неорошаемых земель, поэтому площадь обрабатываемых земель не могла быть больше 50 %.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Женская гавань – 17б. 23, 5 (Γυναικν λιμν) – так называли на местном языке гавань местности Моронтобары (см.). Так же «Женской гаванью» называется она у Птолемея (VI, 21,2). Объяснение названия здесь у Арриана считают легендарным. Идентифицируется как нын. залив Сонмиани (25°15», 66 о 30»), к западу от Карачи на юго-востоке Пакистана. журавли – 8. XV, 1, 57. 11. VII, 26 – в легенде о постоянной вражде и сражениях между пигмеями и журавлями; см. пигмеи. Заба – 23. VII, 4, 13 (Ζβα) – один из «1378» островов перед островом Тапробана (нын. Шри-Ланка). Считают, что по градусам у Птолемея он должен быть локализован к востоку от Тапробаны, т. е. должен относиться к нын. Никобарским островам (далеко к востоку от Шри-Ланки, к северо-западу от о-ва Суматра; центр – 08°00», 93°30»). Забы – 23. I, 14, 1; 3; 4; 5; 6; VII, 2, 6; VIII, 27, 4 (Ζβαι) – город в Индии по ту сторону Ганга, на побережье в области лестов, после Золотого Херсонеса и до Большого залива; идентифицируется как нын. город и мелководный порт Кампот (10°36», 104°12»), на самом юго-восточном побережье Камбоджи, у Сиамского залива (или, может быть, как Хатьен, 10°21», 104°32», немного к юго-востоку от Кампота, в южной части Вьетнама, у границы с Камбоджей). У Птолемея береговая линия от Золотого Херсонеса до Заб тянется в восточном направлении, а в действительности она тянется в юго-восточном. Забы у Птолемея – важный опорный пункт на карте. Считают, что в древности Забы были и важным торговым пунктом. Предполагают, что название города связано с сабеями, т. е. с аравийскими мореплавателями, которые, может быть, первыми с запада утвердились здесь. Точно так же по созвучию его связывают с названием Забаг (или Забадж), которым арабы в VIII–X вв. н. э. обозначали островную империю Шриваджайа, или государство Ява. Зададр – 23. VII, 1, 27; 42 (Р: Ζδαδρος; Η: Ζραδρος – Зарадр) – река, приток (восточный=левый) Инда с горы Имай; идентифицируется как нын. река Сатледж, самая большая из пяти рек Пенджаба (длина – ок. 1500 км), см. Гидасп, Гифасис. Истоки Сатледжа – в хребте Кайлас (=Кангринбоче), ок. 31°00», 81°00», на юге Тибетского нагорья (Китай), который простирается параллельно Гималаям. Древнеиндийское название Сатледжа – Catadru (Шатадру; ведийское – Sutudrî). Название «Зададр» встречается только здесь, у Птолемея. Некоторые связывают это название (в чтении «Зарадр») с названием народа «дарадры»="" txt " > зайцы – 2б. р. 46b. 17а. VI, 22, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они создавались в период до провозглашения христианства гос. религией Византии (1-я пол. IV в.). Груз. мартирологи возникли во 2-й пол. V в., спустя 150 лет после Крещения Грузии, в христ., а не в языческой среде, их героями стали христиане, пострадавшие во времена господства в Грузии зороастризма (Иран) и ислама (Арабский халифат). Несмотря на то что груз. мартирология сформировалась под влиянием визант. лит-ры, она отошла от мн. формул первоисточника и отражает национальные груз. особенности. В основе груз. агиографии, и особенно произведений мартирологического жанра, наряду с бескомпромиссной защитой христ. заповедей присутствует идея борьбы за национально-гос. независимость Грузии: для героев этих сочинений защита христ. веры неразрывно связана с защитой целостности страны. Груз. мученичества актуальны с т. зр. истории с первых веков принятия христианства до XVIII в. Кименные редакции груз. мученичеств в отличие от визант. не имеют метафрастических параллелей. Мученичество св. Шушаник в Пархальском Многоглаве. Х в. (Кекел. А 95) Мученичество св. Шушаник в Пархальском Многоглаве. Х в. (Кекел. А 95) Груз. мученичества делятся на 3 группы: произведения, созданные о мучениках периода господства в Грузии зороастрийского (маздеистского) Ирана (до VII в.); араб. (после VIII в.) и персид. (XVII-XVIII вв.) ислама. К 1-й группе относятся мученичества св. Шушаник († 475), Раждена Первомученика († 457), Евстафия Мцхетского († 589), свт. Авива Некресского (2-я пол. VI в.), сохранившиеся в поздних рукописях (после X в.), что объясняется их использованием в качестве палимпсестов в связи с переходом груз. языка на новую орфографию. Мученичество св. Шушаник (476-482) признано наиболее ранним, дошедшим до нас груз. агиографическим произведением. Его автором является личный духовник царицы Якоб (Яков) Цуртавели. Самая древняя неполная рукопись датируется X в. (Кекел. А 95. Л. 353-359 об.); полностью Мученичество дошло лишь в 11 рукописях XVIII-XIX вв. (Кекел. А 130. Л. 99 об.- 107 об., 1713 г.; А 170, 1733 г.; А 176. Л. 98 об.- 109 об., 1743 г., и др.; 7-е изд., наиболее полное - Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник. 1938). Автор Мученичества св. Евстафия Мцхетели (Кекел. Н 341, XI в.; А 130, 1713 г.; А 176, 1743 г.; 5 рукописей 1736-1838 гг.- ПГП. Т. 1. С. 30-45) неизвестен, хотя, судя по реалиям, отраженным в произведении, он является свидетелем описанных событий. Наиболее раннюю рукопись Мученичества епископа Некреси Абибоса, созданного неизвестным автором, часть ученых датирует VI-VII вв., хотя наиболее вероятным представляется IX в. (Sinait. iber. 50, новая коллекция. Л. 92 об.- 105; Кекел. А 199, XII-XIII вв.). По сведениям о мученической кончине св. Раждена Первомученика, изложенным в «Истории Горгасали» Джуаншером (КЦ. Т. 6. С. 138-204), католикос-патриарх Вост. Грузии Виссарион (Орбелишвили) составил Мученичество (Кекел. S 3269, 1720 г.; Кекел. А 170, 1733 г.- ПГП. Т. 5. С. 64-75).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Текст, о котором мы говорим, – церковное песнопение; оно называется " μνος ακθιστος (букв. «гимн, при слушании которого нельзя сидеть», в старославянском переводе – «неседален») 815 . Когда столетия спустя византийцы, а за ними и другие народы восточноевропейского круга стали составлять подражания этому гимну, так что слово κθιστος – «акафист» – из обозначения текста превратилось в обозначение жанра, тогда ‘ μνος ακθιστος, этот прототип всех позднейших акафистов, стали в отличие от них и в согласии с его темой называть «Акафистом Богородице». Рассматривая содержательную и формальную структуру этого текста, мы можем «подглядеть» самый момент рождения стиховой рифмы в греческой литературной традиции. Мы имеем шанс выяснить, какое смысловое задание изначально вызвало к жизни стиховую рифму. К древнему песнопению стоит подойти с той стороны, с которой к нему еще не подходили на достаточно близкую дистанцию. Прежде чем разбирать текст, необходимо знать две вещи: к какому времени он относится и насколько аутентичен его сохраненный преданием облик. Перед лицом Акафиста наше положение довольно затруднительно: ответы на оба эти вопроса уже давно служат предметом споров. Лишь в самое последнее время споры затихают и проблема хоть отчасти проясняется. За столетие, истекшее со времен первооткрывателя византийской гимнографии Ж.-Б. Питра, Акафист приписывали столь различным авторам, как Аполлинарий Лаодикийский (IV в.) 816 , Роман Сладкопевец (VI в.) 817 , патриарх Сергий (VII в.) 818 , Георгий Писида (VII в.) 819 , Георгий Сикелиот (VII-VIII вв.), патриарх Герман (VIII в.) 820 , Кассия (VIII в.) 821 , патриарх Фотий (IX в.) 822 и др. 823 Такая амплитуда датировок и атрибуций хоть кого приведет в растерянность. По счастью, она немедленно сократится, как только мы примем во внимание: что богословско-догматическое содержащие Акафиста возможно только после III Вселенского собора (Эфесского), чем исключаются все датировки до 431 года; что к концу VIII века или к самому началу IX века уже существовал полный латинский перевод Акафиста, возникший в среде южногерманских монастырей 824 , чем исключается авторство Фотия и тем паче более поздних гимнографов 825 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

2015 . Соболева Н. А. О ратификации русско-византийских договоров Х в.//Внешняя политика Древней Руси. – М., 1988. – С. 91–94. 2016 . Соколова И. В. Клады византийских монет как источник для истории Византии (VIII-XI вв.).//ВВ. – 1959. – Т 15. – С. 50–63. 2017 . Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – Л.: Искусство, 1983. – 176 с. 2018 . Соколова И. В. Чин стратигов византийских фем VIII – первой половины Х в. по данным сфрагистики//Българско средновековие. Българско-советски сборник в чест на 70-годишната на проф. И. Дуйчев. – София: Наука и изкуство, 1980. – С. 137–141. 2019 . Соколова Т М. Византийская сатира (Три византийских «путешествия в загробное царство»)//Византийская литература. – М., 1974. 2020 . Соколов И. И. Византологическая традиция в Санкт-Петербургской Духовной академии. Печалование патриархов перед василевсами в Византии IX-XV вв. Патриарший суд над убийцами в Византии в X-XV вв./Послеслов. А. В. Маркидонова. – СПб, 2005. 2021 . Соколов И. И. Вселенские судьи в Византии. – Казань, 1915. 2022 . Соколов И. И. Избрание архиереев в Византии IX-XV в. (Историко-правовой очерк). Избрание патриархов Александрийской Церкви. – СПб., 2004. 2023 . Соколов И. И. О византинизме в церковно-историческом отношении. Избрание патриархов в Византии с середины IX до начала XV века (843–1453). Вселенские судьи в Византии. – СПб., 2003. 2024 . Соколов И. И. О поводах к разводу в Византии с половины IX до половины XV в./Христианское чтение. – 1909–1910. – С. 322–367. 2025 . Соколов И. И. Сирийское монашество до начала VII века. Исторический этюд//Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. – 1912. – Т 23. – С. 21–33. 2026 . Соколов И. И. Состояние Византийской Церкви. – СПб., 2002. 2027 . Соколов И. Состояние монашества в Византийской церкви с половины IX до начала XIII века (842–1204): Опыт церковно-исторического исследования. – Казань, 1894. – 536, XX, XII, 9 с. 2028 . Соколов И. Церковная политика византийского императора Исаака II Ангела. – СПб., 1905.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образованию Древнерусского государства предшествовал период активного расселения слав. племен в Вост. Европе, восстанавливаемый почти исключительно средствами археологии. Самыми ранними достоверно слав. археологическими культурами считаются пражско-корчакская и пеньковская культуры V-VII вв.: 1-я занимала ареал южнее Припяти, от верховьев Днестра и Зап. Буга до Ср. Поднепровья в районе Киева, 2-я располагалась южнее первой, от Н. Подунавья до Днепра, неск. заходя на днепровское левобережье на пространстве от Сулы до Орели. Обе соотносятся с известными по письменным источникам VI в. слав. группировками, к-рые именовались славинами (славенами; Σκλαβηνο, Sklaveni) и антами (Ανται, Antae). В это же время, в V-VII вв., на северо-западе Вост. Европы, от Чудского оз. и р. Великой на западе до бассейна Мсты на востоке, оформилась культура псковских длинных курганов, носителями к-рой, возможно, также были славяне. Между этими 2 зонами первоначального слав. расселения располагался пояс иноэтничных археологических культур: тушемлинско-банцеровской, мощинской и колочинской (верховья Немана, Зап. Двины, Днепра, Оки, Десны, Посемье), к-рые с большим или меньшим основанием можно считать балтскими по этнической принадлежности. На обширных пространствах к северу и востоку от описанного региона, от юж. берега Финского зал. и Приладожья до В. Поволжья, обитали фин. племена: эсты, водь, карелы, весь (вепсы), меря, мещера, мурома, мордва. В VIII-IX вв. зона слав. расселения расширилась: были ассимилированы племена балтского «пояса», в результате чего возникли слав. племенные группировки кривичей, оставивших культуру смоленско-полоцких длинных курганов, а также радимичей и дреговичей; активно осваивалось днепровское левобережье вплоть до верховьев Дона, где во взаимодействии с идущей, возможно, от пеньковских древностей волынцевской культурой сформировалась роменско-боршевская культура племенной группировки северян; славяне проникали в В. Поочье - здесь сложилась племенная группировка вятичей. В VIII в. северяне, радимичи и вятичи оказались в даннической зависимости от Хазарского каганата - этнически смешанного гос-ва, включавшего не только тюрк. (хазары, булгары и др.), но также и иран. (аланы) и др. народы и простиравшегося от Сев. Прикаспия и Н. Волги до Подонья и Крыма.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЛДЭР [англ. Kildare; ирл. Cill Dara], город в Ирландии, до XVI в.- кафедра католич. еп-ства; в наст. время кафедра англикан. еп-ства Мит и Килдэр. В VI-XII вв. одно из крупнейших в Ирландии церковных поселений, Келл-Дара (древнеирл. Cell Dara), местонахождение епископской кафедры и жен. мон-ря. Келл-Дара в раннем средневековье (до XII в.) Церковное поселение возникло в V-VI вв., в средневек. источниках его основание приписывается св. Бригите († 524 или 526). Согласно агиографическим преданиям, записанным в VII-VIII вв., св. Бригита принадлежала к племенному объединению Фотарта, одна из ветвей к-рого обитала в окрестностях Келл-Дары. Святая с детства славилась даром чудотворения; она исцеляла больных, щедро раздавала милостыню, заступалась за слабых и беззащитных. В Житии I св. Бригиты (Vita I S. Brigidae; VIII в.) повествуется о ее странствиях по Ирландии, встречах со св. Патрикием (Патриком) и его учениками. В древнейшем Житии св. Бригиты (VII в.), составленном Когитозом, обитель Келл-Дара описывается как процветающее церковное поселение; наряду с жен. мон-рем там находилась резиденция епископа. Как сообщается в Житии, св. Бригита пригласила благочестивого отшельника Конлаэда (Конлета), к-рый стал 1-м епископом Келл-Дары. С этого времени епископ и аббатиса совместно управляли церковной общиной (Vita II S. Brigidae//ActaSS. Febr. T. 1. P. 135). Однако ни в одном из Житий св. Бригиты не приводятся сведения о том, когда и при каких обстоятельствах была основана Келл-Дара. Св. Бригита. Витраж в капелле св. Нон. Сент-Дейвидс, Уэльс. 1934 г. Св. Бригита. Витраж в капелле св. Нон. Сент-Дейвидс, Уэльс. 1934 г. Согласно распространенной гипотезе (в наст. время исследователи поставили ее под сомнение), до распространения в Ирландии христианства на месте Келл-Дары находилось святилище ирл. языческой богини Бригиты, к-рую историки отождествляют с галльской Минервой и кельт.

http://pravenc.ru/text/1684604.html

Ист.: Коран/Пер. и коммент. И. Ю. Крачковский. М., 1963; Ал-Кур " ан ал-карим. Каир, 1976; Ибн Хишам. Ас-сарат Бейрут, 1990. 4 т. (на араб. яз.); Абд аль-Малик ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада, рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба (1-я пол. VIII в.)/Пер. с араб.: Н. А. Гайнуллин. М., 2003; Истории о пророках: От Адама до Мухаммада/Со слов Ибн Касира [ад-Дамашки]. СПб., 2008; Ибн Исхак. Жизнеописание Пророка. Великая битва при Бадре/Пер. с араб. и коммент.: А. Б. Куделин, Д. В. Фролов; Подгот. араб. текста и коммент.: М. С. Налич. М., 2009. Лит.: Винников И. Н. Легенда о призвании Мухаммеда в свете этнографии//С. Ф. Ольденбургу: К 50-летию научно-обществ. деятельности. Л., 1934; Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Пиотровский М. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины//Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 9-18; он же. Пророческое движение в Аравии VII в.//Ислам. Религия, общество, гос-во/Отв. ред.: П. А. Грязневич, С. М. Прозоров. М., 1984. С. 19-27; он же. Коранические сказания. М., 1991; Грязневич П. А. Развитие исторического сознания арабов (VI-VIII вв.)//Очерки истории араб. культуры V-XV вв. М., 1982. С. 75-155; Большаков О. Г. История Халифата. М., 1989. Т. 1: Ислам в Аравии, 570-633; Ислам: Энцикл. слов./Отв. ред. С. М. Прозоров. М., 1991; Резван Е. А. Коран и его мир. СПб., 2001; он же. Введение в коранистику. Каз., 2014; Encyclopaedia of the Qur " a  n. 5 vol. plus index/Ed. J. D. McAuliffe etc. Leiden etc., 2001-2006; Монтгомери Уотт У. Мухаммад в Мекке/Пер. с англ.: Н. С. Терлецкий, М. Е. Резван. СПб.., 2006; он же. Мухаммад в Медине/Пер. с англ.: М. Е. Резван. СПб., 2007; Бухарин М. Д. Аравия, Восточная Африка и Средиземноморье: торговые и историко-культурные связи. М., 2009; Куделин А. Б. «Ас-Сира ан-набавиййа» Ибн Исхака - Ибн Хишама (к истории текста и проблеме авторства)//Письменные памятники Востока. 2009. 2(11). С. 90-100; The Qur " a  n in Context: Historical and Literary Investigations into the Qur " a  nic Milieu/Ed. A. Neuwirth, N. Sinai, M. Marx. Leiden; Boston, 2010; Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней/Пер. с англ.: А. Н. Гордиенко, И. В. Матвеева, Н. В. Шевченко. М., 2013; Кудрявцева А. Ю., Резван Е. А. Человек в Коране и доисламской поэзии. СПб., 2016; Кобищанов Ю. М. Государства Аравии и христианство во II - 1-й трети VII в.//ППС. 2017. Вып. 113. С. 247-304.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

291). С самого раннего этапа существования города она выполняла роль храмового участка и это ее значение не изменилось после утверждения христианства. Единственное зримое отличие заключается, пожалуй, лишь в том, что по отношению к главной продольной улице ось площади была повернута под углом 30° на запад, тогда как поворот здания ранневизантийской Восточной базилики воздвигнутой тут же, имеет угол в 45° 814 . Основываясь на материалах раскопок 1908 r., К. Э. Гриневич относил к VII–VIII вв. первый строительный период храмика (по нумерации P. X. Лепера – 17) с северо-западной стороны этой площади, позднее переделанного в средневековую капеллу или часовню (6,4 х 4,92 м), с большой, пятигранной снаружи апсидой (рис. 292) 815 . Исходя из рабочего плана раскопок, выходило, что постройка имела два настила – нижний, более ранний, из прекрасно обработанных мраморных плит из проконнеского и белого греческого островного мрамора, и поздний, X–XII вв., лежавший на метр выше предыдущего, в котором были устроены две могилы. В действительности, евктирион мог быть и более раннего времени, нежели VII–VIII вв., поскольку в 1908 г. к востоку от его апсиды по верхнему слою до уровня пола апсиды оказались найдены монета Льва I (457–474) и три монеты Юстиниана I (527–565) 816 . Примечательно также, что на полу среди обнаруженных материалов оказался обломок мраморного карниза высотой 15,5 см, длиной 28 см, от внутреннего декора храма, с тщательно вырезанной однострочной надписью ранне-византийского времени, упоминавшей о постройке «по обету (молитве) такого-то» (...uper] euches t[ou]...) (рис. 293) 817 . Ha месте церквушки можно подозревать наличие остатков стены, которая с запада ограждала некогда находившийся здесь античный теменос. Одновременным с евктирием, судя по стратиграфии, был крытый водосток шириной 0,75 м, идущий через всю площадь в северо-восточном направлении 818 . Небольшое здание, расположенное близ Восточной базилики, в нескольких метрах от ее северо-западного угла, отличалось тем не менее монументальной кладкой, лежащей почти у скалы или на скале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010