Сосновское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (единоверческая). Рождественская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1832 и 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, с. Сосновское Координаты: 56.306837, 63.626872 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Сосновское село расположено на берегу озера Сосновского, в болотистой местности, поросшей лесами, и от уездного города отстоит в 25 верстах к северу. Почва черноземная, местами солонцы; климат не совсем здоровый. В начале XIX столетия село было заселено раскольниками беспоповцами, имевшими у себя деревянную часовню. В 1832 году здесь был открыт единоверческий приход, которому и передана была часовня, перестроенная с 18 мая по 7 сентября в церковь и освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В церковь перешла утварь и книги из раскольнической часовни, в числе которых было много древнепечатных книг, часть которых сохранилась и до сего времени. Таковы книги: Марковы главы, Москва, 7115 л. при патриархе Гермогене; Церковный устав М. 7118 л. При царе Василие Ив. (Шуйском); Октой часть первая М. 7127 л. в период между патриаршествами; изданные при патриархе Филарете: Триод цветная, 7129; Миней месячных январь, август и ноябрь 7130 л.; Служебник 7141 л., изданное при патриархе Иосифе: Триод постная, 47 л.; Псалтырь с возследованием 7142 л., Минеи месячные – сентябрь, октябрь и декабрь 7144 л., Потребник 7147 л., и изданные при патриархе Иосифе: Служебник 7155 л., Служебный Апостол 7156 л. и Минея общая 7158 л.; Учительное Евангелие Иоанна Златоустого 7129 л. Сверх того, несколько книг, напечатанных в типографиях Супральской, Почаевской и в Клинцах конца XVIII ст., и рукописных крюковатого пения.

http://sobory.ru/article/?object=48322

47 Зап. преосв. Василия Лужинского . I. В память воссоединения униатов была выбита медаль. Одна сторона ея представляет нерукотворенный образ Спасители, как единого истинного главы церкви, вокруг надпись: Такова имамы первосвященника ( Евр. 8:1 ), внизу: отвергнутые насилием (1596) воссоединены любовью (1839). На другой стороне – животворящий крест Господень в лучезарном сиянии, по сторонам его надпись: Торжество православия, а внизу: 25 Марта 1839 года. 48 Между тем некоторые, желая умалить значение пр. Иосифа в этом деле, считают его не более, как продолжателем дела митрополита Лисовского и архиепископа Красовского. Но это несправедливо. Тот и другой и не думали о воссоединении униатов с православной церковью, а только о том, чтобы униатскую церковь привести в то положение, в каком она была при учреждении унии; тогда как митрополит Иосиф еще за десять лет до воссоединения уже думал об этом, и всю свою деятельность направил к этой цели. Это дело он называл целью своей жизни и еще в 1832 г. писал: существенною для меня наградою, единственным ободрением была для меня мысль, что я некогда с сердечным удовольствием буду в состоянии сказать словами Св. Симеона. «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу, Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое». 52 Троицкий монастырь, в котором жили прежде базилиане, гражданское начальство хотело было закрыть еще в 1837 году. Но против этого восстал преосвященный Иосиф, находя неудобным истреблять этот русский древний памятник и думая, что он может сделаться орудием восстановления здесь древнего православия, и предложил отдать этот монастырь ему в управление для улучшения материального положения. 53 В этом слове он, прежде всего, говорит о бедствиях России от татар и западных соседей и об ее настоящем счастливом положении, когда она, между прочим, торжествует над своими врагами во храме, сооруженном на погибель православия злейшими его врагами–иезуитами. Далее он доказывает, что православная церковь не заслуживает вражды со стороны католиков, потому что она неизменно содержит учение Христово, тогда как западная церковь , дерзнувшая внести прибавление в символ веры , признавшая главенство папы и светскую власть его, запретила духовенству брак, лишила мирян чаши Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Ну, и досталось же Марье Евграфовне за этот поклон от госпожи Х.! Тем не менее, память о Паисии умерла не скоро. Большая доброта моей матери имела свойство у всех вызывать доверие к ней и откровенность. Так и бедная Марья Евграфовна пользовалась нашими приездами, чтобы отвести душу, поговорить о Паисии, о котором она до сих пор осмеливалась «своё суждение иметь». Стоит, бывало, Марья Евграфовна с кувшином в руке, подаёт маме воду для умывания, а сама шепчет, смигивая слёзы: – «Ангел мой, Марья Александровна, вы не можете себе —24— представить какой это был человек… Какая в нём божественность сияла… Истинно, ангел мой, божественность! И ежели вам его послушать…» Скрипнет дверь – и она быстро замолкнув, выпрямляется, принимает обычный суетливо-тупой вид под взглядом госпожи Х., устремлённым на её нелепую фигуру, как удар бича. Уйдёт благодетельница, и она опять зашепчет: – «Пускай его осудили, ангел мой, таких людей больше нет и не будет… Хоть и бранят меня – пускай. Уж я тем счастлива, что хоть послушала его речей благодатных!» А. Купреянова (Окончание следует). Туберовский А. Внутренний свет [Толкование слов «свет, который в тебе» (Мф.6:23; Лк.11:35)]//Богословский вестник 1914. Т. 2. 5. С. 25–47 (2-я пагин.). —25— …τ φς τ ν σοι… Мф.6:23 ; Лк.11:35 . Стихи 22 и 23 шестой главы евангелия по Матфею с параллельным текстом евангелия по Луке (XI, 33–36) образуют одно из труднейших для истолкования мест Свящ. Писания. Пишущему эти строки приходилось слышать и читать различные объяснения данного места, но не одно из них не могло дать чувство полного удовлетворения. Минувшим великим постом мне пришлось ещё раз задуматься над словами Спасителя о «свете, иже в тебе». Под рукой у меня был исправленный текст Нового Завета в издании и с примечаниями B. Weiss’a. Прочитав, по-гречески изречение, я познакомился и с объяснением, даваемым ему в примечании Б. Вейсом. Но и оно меня не удовлетворило – своей мало-определённостью и необоснованностью. По счастливой случайности, в тот же день мне пришлось быть в академической библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не допусти сердцу твоему сделаться непотребным, питая в нем злые помышления, постарайся сделать его благим. Взыщи благости и мира, стремись совершать все святые добродетели. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Тому, кто начинает служение Богу, открывается лишь образ добродетелей – поверхностное понимание их. Если он не вступит в подвиг самим делом, то не сможет приблизиться к Богу посредством деятельного и существенного понимания добродетелей ( 82, 175 ). Три добродетели, когда ум увидит их в себе, служат для него признаком, что он достиг бессмертия: рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях, благовременное предусмотрение и добра и зла, свобода от внешнего влияния. Авва Исаия ( 82, 185 ). Телесные добродетели должны соответствовать душевным, душевные – духовным, а духовные – богопознанию ( 47, 196 ). Даже тот, кто начал с детства и на протяжении всей жизни до поздней старости употреблял неослабевающую заботу, едва отпечатлеет в себе первообразную добродетель; какое же усилие требуется тем, кто не радел об этом в прошедшие годы? Преподобный Нил Синайский ( 49,158 ). Христиане – чада Божии, которые преобразуются в образ Божий по мере, дарованной человеку ( 6, 413 ). Христиане – члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или даровании Святого Духа – совершенны, в соответствии с достоинством Главы, Которая есть Христос. Святитель Василий Великий ( 6, 413 ). Господь награждает нас великими дарованиями, только бы мы искренне верили и никогда не колебались в помыслах ( 38, 407 ). Не станем делать небрежно то, от чего зависит наше спасение. От нас требуется тем высшая добродетель, чем высшие мы получили дары ( 38, 237 ). Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни знания, ни участие в таинствах, ни священная трапеза, ни вкушение Тела Христова, ни приобщение Крови и ничто другое не может нам принести пользы, если мы не будем иметь жизни правой и честной и чистой от всякого греха. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 7 ). Перечислив добродетели, о которых надлежит иметь все тщание по приятии благодатных сил, апостол в побуждение к этому сказал: «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без, успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Пет. 1, 8 ). Прибавим только, что добродетели эти требуют не только неоднократного проявления, они должны всегда пребывать в нас, быть присущими нам, укорененными в нас. И они не должны оставаться на одном уровне, но все более и более умножаться и возрастать в силе и плодотворности. Только в этом случае, говорит Спаситель, ты будешь иметь успех и не останешься бесплодным в познании Господа нашего Иисуса Христа. Входит в познание Господа тот, кто верует в Него и исповедует Его. Ты веруешь? – говорит Он.– Смотри же, не оставляй этой веры праздной и бесплодной.– Что же надо делать, чтобы моя вера не была такой?– Преуспевай во всякой добродетели.– Где утверждающие, что «веруй и довольно», ничего больше не нужно?! – Кто так думает – слеп ( 2Пет. 1, 8–9 ) ( 107, 24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

По важности воспоминаемых событий и лиц и по торжественности Богослужения праздники разделяются на великие, средние и малые. 1. Великие праздники в богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в красном круге. К этим праздникам — за исключением Пасхи как праздника праздников и торжества из торжеств, имеющего службу во многом отличную от других праздничных служб, — принадлежат: 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми: Рождество Богородицы — 8 сентября, Введение во храм — 21 ноября, Благовещение — 25 марта, Рождество Христово 25 декабря, Сретение Господне 2 февраля, Крещение (Богоявление) — 6 января, Преображение — 6 августа, Вход Господень в Иерусалим (неделя Ваий) за неделю до Пасхи, Вознесение в 40й день по Пасхе, Пятидесятница (Троицын день) — в 50й день по Пасхе, Успение Божией Матери 15 августа и Воздвижение животворящего креста Господня — 14 сентября; затем праздники Великие недвунадесятые: Рождество Иоанна Предтечи — 24 Июня, святых апостолов Петра и Павла — 29 июня и Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа; знаком великого праздника в Уставе отмечены также: Покров Пресвятой Богородицы — 1 октября и Обрезание Господне и вместе память святого Василия Великого — 1 января. О великих праздниках в Типиконе (гл. 47) сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». В церковном праздновании великих праздников следует различать: день самого праздника и дни предпразднства, попразднства и отдания праздника. Днями предпразднства (их нет у Входа Господня и у недвунадесятых великих праздников) Церковь , как бы пророчески предуказывая на день великого праздника, приготовляет верующих к достойному сретению его. Поэтому в дни предпразднства, наряду с молитвами и песнопениями воспоминаемым в эти дни святым, Церковь предлагает молитвословия и песнопения и в честь наступающего праздника. Двунадесятые праздники имеют по 1му дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, имеющего 5 дней, и Богоявления, имеющего 4 дня предпразднства.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-k-izucheniy...

Она напечатана в Москве в патриаршество Иосифа, а затем была не раз перепечатываема в старообрядческих типографиях. Не просмотренная патриархом, а только напечатанная с его разрешения, Кириллова книга по своему содержанию не может служить в полном своём составе выразительницей непогрешимого учения православной Церкви. В ней есть частные неверные мнения авторов, есть даже рассказы чисто баснословного характера. 1) В толковании Стефана Зизания высказываются уже мнения, несогласные с толкованиями церковных учителей. Таково мнение о кончине мира и о явлении антихриста в восьмом веке или, что то же, в 8 тысяче лет (с. 20). Мнение это очень древнее; но оно, как оказалось, не соответствовало событиям, и было во время борьбы с еретиками жидовствующими разъяснено в смысле неопределённого времени. Преподобный Иосиф Волоцкий в «Просветителе» объясняет, что слово «век» не тысячу лет числится, а означает не определённое годами время и употребляется в различных смыслах. Равным образом и упоминаемая в Апокалипсисе тысяча лет не означает определённого числа, как объяснил это ещё Андрей Кесарийский (сл. 8). Стефан Зизаний повторяет, таким образом, старое, оказавшееся уже неверным, мнение. Далее Стефан Зизаний, в порыве ревности, доказывал, что римский папа – антихрист, а в одном месте назвал его только «наивышним» его «предтечей» (л. 47). Наконец, в той же статье Кирилловой книги, говорится, что антихрист «до пришествия своего везде истинную жертву истребит» (л. 32), и делается ссылка на св. Златоуста. Но эта ссылка не верна (Толков. апост. зач. 150, л. 549 об.). 2) Особенно странными, чисто баснословными рассказами отличаются главы 25, 26 и 31. В главе 25, «о римском отпадении», между прочим, говорится, что папа Пётр Гугнивый повелел священникам иметь по семи жён, а наложниц кто сколько хочет (л. 231 об.); в главе 26 помещён цинический рассказ о брадобритии римского духовенства, высказано совершенно несправедливое мнение, будто латиняне не признают Божией Матери Богородицей (несторианство); в главе 31 помещён рассказ об армянском посте арцыурцов, установленным будто бы в честь собаки. Таким образом, Кириллова книга не только не может быть названа книгой, заключающей в себе учение богомудрых учителей церкви, но по своим недостаткам она далеко превосходит и большой Катехизис. Но и при означенных недостатках она может быть также полезной в борьбе с расколом. В ней ясно и основательно изложено учение о вечности Христова священства, (л. 77), о кратковременности царствования антихриста (л. 48 об.); наряду с мнением об истреблении Христовой Жертвы находится учение о вечном существовании оной (л. 37:351). Из обрядовых вопросов есть указание на существование в греческой церкви в очень давнее время троеперстного сложения (гл. 26); в особой статье объяснена важность молитвы: «Господи Иисусе Христе Боже наш» (л. 552); в той же статье находится указание на чтение 8 члена символа веры без слова «истинного» (554).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику иерусалимского богослужения V в. Чтение Д. с. а. в этом памятнике и его груз. аналоге (отражающем практику иерусалимского богослужения примерно V-VII вв.) также указывается на памяти: ап. Фомы (24 или 23 авг.) (Деян 1. 12-14; сейчас не читается), ап. Филиппа (15 нояб., сейчас - 14 нояб.) (Деян 8. 26-40), праотца Давида и ап. Иакова, брата Господня (25 или 24 дек.) (Деян 15. 1-29; в груз. переводе иерусалимского Лекционария - 26 дек., чтение сокращено до Деян 15. 13-29), первомч. Стефана (26 дек., сейчас - 27 дек.) (Деян 6. 8 - 8. 2), апостолов Иакова и Иоанна (евангелиста) Зеведеевых (29 дек.) (Деян 12. 1-24; в груз. переводе сокращено до Деян 12. 1-17); Вифлеемских младенцев (9 или 18 мая) (т. к. в Деян 12. 1-24 повествуется о неожиданной смерти Ирода, хотя это не тот Ирод, к-рый погубил младенцев, а гонитель апостолов) и в Великий четверг (Деян 1. 15-26 - рассказ об избрании Матфия на место Иуды-предателя). В совр. Апостоле из этих перикоп указываются только чтение на память первомч. Стефана (27 дек.; Деян 6. 8-15; 7. 1-5, 47-60) и ап. Иакова Зеведеева (30 апр.; Деян 12. 1-11). То же зачало, что и на память ап. Иакова Зеведеева, читается, согласно совр. уставу, на память вмч. Георгия Победоносца (23 апр., а также в дни памяти освящений церквей в его честь); среди памятников древнего иерусалимского богослужения чтение из Д. с. а. на память вмч. Георгия Победоносца указано в груз. переводе иерусалимского Лекционария, но выбор перикопы отличается от совр.- Деян 16. 16-34. В груз. переводе иерусалимского Лекционария есть еще 2 чтения из Д. с. а.- на память свт. Афанасия Великого и всех учителей Церкви (2 мая) (Деян 20. 28-32) и на память сожжения Иерусалима персами (17 мая) (Деян 4. 5-22). Кроме чтений на Усекновение главы Иоанна Предтечи и на памяти ап. Иакова Зеведеева, первомч. Стефана и вмч. Георгия Победоносца в совр. Апостоле указаны еще неск. чтений из Д. с. а. на праздники годового неподвижного круга : на память сщмч.

http://pravenc.ru/text/171799.html

16. Богу, который благословляет, мы также отвечаем благословением. Мелхиседек, царь Салема, благословляет Авраама (см. Быт. 14:19); Ревекку благословляет ее семья, незадолго до того, как она становится женой Исаака (см. Быт. 24:60), который в свою очередь благословляет своего сына Иакова (см. Быт. 27:27). Иаков благословляет фараона (ср. Быт. 47:10), своих внуков Ефрема и Манассию (ср. Быт. 48:20) и всех своих двенадцать сыновей (ср. Быт. 49:28). Моисей и Аарон благословляют общину (ср. Исх. 39:43; Лев. 9:22). Главы семейств благословляют своих детей на свадьбе, перед отправлением в путь, в преддверии смерти. Таким образом, эти благословения предстают как изобильный и безусловный дар. 17. Благословение в Новом Завете сохраняет в основном тот же ветхозаветный смысл. Мы видим божественный дар, который «нисходит», благодарение со стороны человека, которое «восходит», и благословение, данное человеком, которое «простирается» на его ближних. Захария, вновь обретший дар речи, благословляет Господа за Его чудесные дела (ср. Лк. 1:64). Престарелый Симеон, держа на руках новорожденного Иисуса, благословляет Бога за то, что Он даровал ему благодать созерцать спасительного Мессию, а затем благословляет родителей Марию и Иосифа (ср. Лк. 2:34). Иисус благословляет Отца в знаменитом гимне хвалы и ликования, обращенном к Нему: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Мф. 11:25). 18. По аналогии с Ветхим Заветом, в Иисусе благословение не только восходит, обращаясь к Отцу, но и нисходит, изливаясь на других в качестве жеста милости, защиты и добра. Сам Иисус внедрял и поощрял эту практику. Например, он благословлял детей: «И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10:16). А земная жизнь Иисуса закончится последним благословением, предназначенным для одиннадцати, незадолго до вознесения к Отцу: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50-51). Последний образ Иисуса на земле – Его поднятые руки в момент благословения.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Древнейшим сборником канонов на Востоке являются известные в науке «Никейские правила», в которых к правилам Первого Вселенского Собора присоединялись правила некоторых Поместных Соборов 47 . Первым систематическим сборником канонов был сборник в 60 титулов, не дошедший до нас (V-VI вв.). К этому сборнику, согласно заключению науки, было сделано самим составителем приложение в виде сборника церковно-гражданских законов в 25 главах (Collectio XXV capitulorum) 48 . Патриархом Иоанном Схоластиком были составлены (во второй половине VI в.) сохранившиеся до нас два сборника: первый – сборник канонов: « Συναγωγη κανο νων ε, κκλησιαστικων ει, ς πεντη κοντα τι τλους διηρημε νη» – свод церковных правил, расположенный в 50 титулах, и второй – «Собрание» светских законов по церковным делам в 87 главах: Collectio LXXXVII capitulorum 49 . Сборник канонов содержит 85 апостольских правил, 224 правила десяти Соборов (четырех Вселенских и шести Поместных) и 68 правил Василия Великого . Сборник в 87 главах составлен из 12 различных новелл Юстиниана. Оба сборника Иоанна Схоластика вскоре после него (VI-VII вв.) были соединены в один «Номоканон в 50 титулах» 50 ; при этом было удержано разделение на 50 титулов, но вместо полного текста канонов, который был опущен, поставлены только числа, указывающие на каноны; после обозначений канонов приведены соответствующие главы из сборника в 87 главах, дополненного некоторыми не вошедшими в него церковно-гражданскими определениями. Составитель «Номоканона в 50 титулах» остается неизвестным науке. Позднее Номоканон подвергся изменениям и дополнениям; последние составились из внесения в Номоканон правил Трулльского и Седьмого Вселенского Соборов, двух – Фотиевых, Карфагенского Собора 419 г., Правил святых отцов и других актов. Вместо обозначений канонов цифрами внесен был полный текст канонов. Вторым наиболее распространенным сборником византийского церковного права был так называемый Номоканон в XIV титулах, который имеет за собой большую историю и громадную литературу касательно истории своего происхождения и распространения в Византии и православных странах 51 . Последние голоса церковно-исторической науки в своем большинстве представляют эти вопросы в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

   Хотя этот праздник к большим праздникам и не принадлежит, к нему относятся с особым уважением, так как в Воскресенских храмах в этот день торжественно отправляли престольные праздники. В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустого. В главах 26—48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48—50 Устава.    В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием.    Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах». Если престольный праздник будет в понедельник 1-й седмицы Великого поста, он переносится на Сырное воскресенье; если в следующие 4 дня этой седмицы – на субботу 1-й седмицы Четыредесятницы; если в понедельник, вторник, среду и четверг Страстной седмицы – на Неделю ваий; если в пятницу и субботу этой седмицы или в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30—32, 45—47 Устава). Если храмовый праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то совершается служба праздника, и лишь в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона (храмовая глава 28 Устава).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010