Антоний Великий (ок. 251 – 356), преподобный, авва, основатель отшельнического монашества. – 87. Антоний (Путилов) Оптинский (09.03.1795 – 07.08.1865), преподобный, младший брат прп. Моисея Оптинского. С 1839 настоятель Малоярославецкого Николаевского монастыря. В 1853 по ходатайству свт. Филарета (Дроздова) прп. Антоний был уволен на покой, вернулся в Оптину пустынь. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. – 54, 56, 78, 81, 123, 132, 133, 136, 142–144, 150, 162, 165, 170, 174, 188, 190, 196, 198. Аргиропуло Эмануил Яковлевич, первый драгоман (переводчик с дипломатическими функциями) российского посольства в Константинополе. – 200. Аскоченский Виктор Ипатьевич (1813 (01.10.1820?) – 18.05.1879). В переписке упоминается как Аскоческий. Поэт, журналист, писатель, историк. В 1856 опубликовал книгу «Киев с древнейшим его училищем академиею». С середины 1858 по 1877 издавал еженедельную газету «Домашняя беседа». В 1858 опубликовал роман «Асмодей нашего времени». – 139, 140, 190. Афанасия (Глебова), монахиня. В миру Александра Николаевна Глебова, родная племянница прп. Макария, пострижена в монашество в 23 года; казначея севского Свято-Троицкого женского монастыря. – 135,145, 146. Бажанов Василий Борисович (07.03.1800 – 31.07.1883), протоиерей, духовник императоров Николая 1, Александра 2, Александра 3; протопресвитер придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора; член Св. Синода с 03.04.1849. С 13.10.1858 – главный священник гвардии и гренадер. – 141. Баранов Павел Трофимович (30.12.1814 – 15.04.1864), граф, генерал-майор свиты его императорского величества. С 29.10.1857 по 14.10.1862 тверской гражданский губернатор и военный губернатор Твери. – 108. Барков Николай Акимович, статский советник, до марта 1859 г. служил в Лесном департаменте; член общего присутствия хозяйственного управления при Св. Синоде. Автор статьи «Современные идеи православны ли?». – 184, 187, 195, 196, 198. Бурачек Степан Анисимович (12.01.1800 – 26.12.1876), генерал-лейтенант Корпуса корабельных инженеров, русский кораблестроитель, русский писатель, литературный критик. Занимался проектированием и строительством морских судов, преподавательской деятельностью. С 1840 по 1845 издавал журнал «Маяк современного просвещения и образованности». – 139.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Пинега. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца , Илии Пророка Год постройки:Между 1800 и 1817. Год утраты:1936 (взорван) Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, пос. Пинега, (пл. Спорта) Координаты: 64.699422, 43.39658 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В состав прихода входили г. Пинега и 12 близлежащих деревень (на 1894 г.). В 1700 г. построен деревянный Благовещенский храм, в 1800-1817 г.г. - каменный двухэтажный Свято-Троицкий храм. На устройство Троицкого храма с разрешения Екатерины II было выдано из казны 8000 руб. ассигн. Престолы в Троицком храме: в верхнем этаже - во имя Живоначальной Троицы, в нижнем этаже - главный во имя свт. Николая, придельный во имя прор. Илии. При храмах в 1878 г. построена каменная колокольня, под которой находилась часовня. В 1863 г. в 2-х верстах от г. Пинеги на городском кладбище местными купцами Володиными и Кокиным построена деревянная церковь в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. В 1885 г. приход был включен в состав Вонгско-Юрольского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: купец Кобылин жертвовал на строительство каменного Свято-Троицкого храма; купец Александр Иванович Кокин построил на свои средства (до 15 000 руб.) каменную колокольню; архиепископ Воронежский Игнатий (Семенов) пожертвовал в 1849 г. напрестольное Евангелие стоимостью 425 руб. и массивный сребропозлащенный напрестольный крест с надписью имени жертвователя; Дмитрий Васильевич Шапкин построил чугунную лестницу в верхний этаж каменного храма и пожертвовал 500 руб. на приобретение нового колокола; братья Володины украшали соборные храмы; крестьянская вдова из Сояльского прихода Дарья Подомарева пожертвовала 1000 руб.; о. Иоанн Ильич Сергиев (прав. Иоанн Кронштадтский) пожертвовал в пользу храма 2000 руб.

http://sobory.ru/article/?object=21346

в) сказание его же о хитоне Господа нашего Иисуса Христа; 479  г) сказание Сидонии, ученицы св. Нины, о чудесном обращении Мириана, которое она видела и описала: чудесное обращение царя Мириана, поклонение Нине, об исповедании Христовом, устроении св. крестов, создании храмов и происходивших чудесах; 480  д) о воздвижении св. крестов; 481  е) письма патриарха Римского и франкского (aranjTa) царя, написанные Нине, царю и всему народу Картли; 482  ж) хроника Леонтия Мровели и протоиерея Иоанна; 483  з) хроника VIII в. Джуаншера Даншериани; 484  Арсения Католикоса X в.; i) хронограф Сумбата XI в. и друг. Грузинский текст Картлис Цховреба издан в двух громадных фолиантах, из коих первый том вышел под редакцией академика М. И. Броссе в 1849 году, заключает в себе 484 страницы и доведен до 1464 года, а второй-под редакцией профес. Д. И. Чубинова в 1854 году,-стр. 576 XXXIII, и доведен до 1800 года. Эти анналы переведены на французский язык покойным академиком М. И. Броссе, который снабдил свой перевод многочисленными и обширными историко-филологическими примечаниями. Все сочинение вышло в трех больших томах (in folio) под следующим заглавием: Histoire de la Gergie depuis J’antiquite jusqu’au... St. Petersburg 1849–1857 г. Кроме того в 1851 году издал еще дополнительный том: Additins et eclairciessements d I’histoire de la Gergie. Перевод М. И. Броссе не везде точный. Некоторые предубежденные писатели, незнакомые ни с грузинским языком, ни с существующими на нем древнейшими памятниками 485  силились доказать что грузин не было до XII века и что Картлис Цховреба мутный источник, измышленный армянским монахом или царем Вахтангом V (?) и следовательно лишенный исторического значения. Но академик Броссе 486 , грузинский историк Д. 3. Бакрадзе 487 , исследователь грузинских письменных памятников и ориенталист профес. A, C. Хаханов 488 , Такаишвили 489 , Ф. Д. Жордания 490 , М, Г, Джанашвили 491 опровергли основательным образом наветы клеветников и кривотолкователей и восстановили реноме отечественной летописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На правом берегу р. Айдара, вёрстах в 40 от Старой Айдари. Построение сего городка принадлежало также донцам, почему Новая Айдар долго называлась Новоайдарской станицей; жители до 1800 г. считались казаками Новодонецкого полка, а деревянная, но прочная ограда кругом церкви служила им крепостью. Построение городка и первого его храма в честь Архистратига Михаила относят ко времени царя Федора Алексеевича. Нынешний храм построен в 1797 г. Старанием священника Даниила Пантелеймонова, служившего храму более 40 лет. В 1845 г. Храм сей перестроен на каменном фундаменте, при чём особенно усердие ко храму Божию оказали прихожане – Константин Горшков и Сила Сотников. Церковной земли 179 десятин. В округе с давнего времени жили раскольники, с которыми боролись местные священники. Ныне остаётся до 9 душ суеверов в слободе Новой Айдаре. В 1802 г., в селе за тем, как Новодонецкое казачье войско, в составе которого были и Новоайдарцы, было обращено в положение однодворцев, до 400 человек мужского пола новоайдарцев, добровольно согласились перейти на р. Кубань, чтобы там оставаться в числе казаков. Приход – 3 класса; церковной земли удобной и неудобной 86 десятин. Число прихожан по ведомостям: в 1800 г. 1523 муж., 1529 жен.; в 1810 г. 948 муж., 992 жен.; в 1830 г. 1576 муж., 1780 жен.; в 1850 г. 1970 муж., 2062 жен. пола. От холеры 1848 г. умерло в Новой Айдари 154 человека; от цинги 1849 г. 87 человек. Трёхизбянск – на левом берегу Донца, в 16 верстах от Старой Айдари, с соседстве со множеством озёр. Близ нынешней слободы есть урочище, которое поныне называется городком. Множество ям, служивших, вероятно, погребами для пороха и имущества, подтверждает верность предания о бывшем здесь городке. Этот городок построен был также Донцами, для противодействия вторжению крымцев в Россию. Он назывался Трёхизбянском от того, что прежде, чем приступили донцы к построению городка, они нашли здесь три избы, построенные вероятно промышленниками – рыболовами и звероловами. В Чугуевской переписке 1691 г. Трёхизбянск называется Новым городком. Это название показывает, что Трёхизбянск основался около 1680 г. В последствии, Донец бурными разливами вынудил жителей городка удалиться от беспокойного соседа на версту и здесь основать слободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1750 г. выдан был антиминс «в село Белокуракино в храм Успения Пресвятой Богородицы»; а по делу 1759 г. видно, что в этом году при Белокуракинской церкви были уже три священника, и между ними один был протоиереем – Яков Оржельский. В 1792 г. князь Куракин выстроил каменный, поныне существующий храм. Придел во имя Св. Николая устроен в 1817 свободным хлебопашцем Григорием Гриньком. Приход – 1 класса; земли при храме 198 десятин. Число прихожан: в 1800 г. 2287 муж., 2160 жен.; в 1810 г. 2565 муж., 2494 жен.; в 1830 г. 4083 муж., 4106 жен. пола. Величайшим благодеянием Божием признают для себя жители Белокуракиной ту свободу, которую дал им князь Александр Борисович Куракин, предоставив им права вольных хлебопашцев. И они помнят благотворителя своего – совершают поминовение о нём в дни общего поминовения . От холеры 1848 г. было умерших 360 человек. От цинги умерших 350 человек. АЛЕКСАНДРОВКА На правом берегу р. Лозной, впадающей в Айдар, на границе Валуйского уезда. По преданию известно, что в 3 верст. От нынешней Александровки на месте, называемом Писарское, была слобода Лозная и здесь был храм. По тому же преданию, после чумы 1718 года жители Лозной сочли место жительства своего несчастливым и разошлись в разные стороны. Храм, спустя несколько времени, взят был жителями сл. Больших Липегов Валуйского уезда. Новое население местности было уже при князе Куракине. В 1757 г. жители, при посредстве приказчика, испросили разрешение построить храм во имя пр. Александра Свирского , и храм освящён был 30 августа 1758 г. Каменный храм освящён в 1824 г. был построен в 1817 году, на иждивении прихожан. В 1845 г. доставлена богатая разница в 1000 руб. серебром камергером Николаем Алексеевичем Мухановым. Приход – 1 класса, земли при храме 202 десятин. Число прихожан: в 1800 г. 1420 муж., 1342 жен.; в 1810 г. 2073 муж., 2057 жен.; в 1830 г. 3208 муж., 3216 жен.; в 1850 г. 2934 муж., 2916 жен. Из числа их умерло от холеры в 1831 г. 152 человек; в 1848 г. 250 человек. От цинги 1849 г. было умерших до 350 чел. НОВО-БЕЛЕНЬКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Борисоглебский, в Торжке, основан св. Ефремом (как утверждают) в отдалённой древности. Ныне второклассный. [III, 417.] Игумены Тихон , 1534–36. Киприан , 1537–51. (См. Опис.). Феофил Стремоухов … Архимандриты Мисаил , 1572–88. Иоаким , 1589–94, перев. в Псково-Печерский (?). Константин , 1600–9, в янв. убит Литвой. Иона Волков , 1609–34. Евфимий , 1637–52. Феодосий , 1657–60. Кирилл , 1662–69, февр. Евстафий определён 20 авг. 1669–78. Сергий , 1680–82, 5 февр. хирот. в архиепископа Тверского. Тарасий , 1682–95, дек. Варлаам , 1696 и 97. Иона , 1697–1700. [В Опис. монастыря.] Евфимий , 1697–1700. Иоиль , 1700 и 1701, перев. в Антониев Новгородский. Игнатий , 1702. Боголеп , 1703 и 4. Герасим , 1705–12. Исаия , 1713–17. Никон , 1719. Макарий , 1720–25. Варсонофий , 1726–34. Иларион , 1734 и 35. Викентий , 1736–44. Адриан , с 1745; в 1756 перев. в Крестный. Наркисс , в февр. 1758, а 5 сент. 1763 перев. в Тихвин. Феофилакт , 1763 и 4. Кирилл Флоринский , из законоучителей кадетского корпуса, с 1765, а 13 янв. 1768 хирот. в викария Московской епархии. Варлаам Петров определён в 1768 и 5 окт. хирот. в епископа Тобольского. Феофилакт в 1768 перев. из Отроча, а в мае 1775 – в Московский Высокопетровский. Стефан в мае 1775 перев. из Отроча, а 14 сент. 1776 – в Колязин. Иларион Копьев перев. 1776 из Деревяницкого, а 1777. Палладий , 1777–83, по июль. Макарий , 1783–91, по июль. Мисаил перев. из Спасо-Евфимиева 14 июля 1791–95; по июль. Евгений Романов в 1795 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 13 янв. 1799 – в Колязин. Никанор , в 1800–18. Сергий перев. из Желтикова 1819–31. Арсений , 1831–36. Платон , 1837–40, перев. в Отроч. Сергий , с авг. 1840; по 1849. Христофор Еммауский с 8 февр. 1849 бывший архим. Загаецкого монастыря, а 25 мар. 1850 хирот., в еписк. Ревельского. Анастасий перев. из Белевского Спасского с мая 1850; † в 1868. 4 Воскресенский, в Торжке, когда основан, неизвестно. Ныне второклассный. [III, 619.] Игуменьи Евфросиния , прежде 1584. Евдокия , 1589. Маремиана , 1614 и 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состав причта был не одинаков. Можно сказать, что штат его не установился и до ныне, так как и теперь в причте есть лица, занимающие места вопреки прямым и самым ясным указам епархиального начальства (наприм. второй диакон, как ниже увидим). На первую пору, по построении церкви, причт составляли: 2 священника, диакон, 2 дьячка и пономарь. В конце прошлого столетия появлялся иногда и третий священник, как видно, временно, и потом куда-то исчезал; в 1800–3 г. было только 2 священника. С 1809 г., по-видимому, окончательно устанавливается штат из 3 священников и диакона, но в числе причетников определенности тоже не заметно. В 1828 г. потребовались точные сведения о составе причта и в одной ведомости за тот год записано: «по штатному положению священников 3, диакон 1, дьячков 3 и пономарей 3; но против штатного положения с давних времен не имелось одного дьячка и одного пономаря и ни малейшей нужды в том не имеется». В 1832 г. является уже 4 священника, что, по-видимому, с тех пор стало уже непременным правилом: меньше 4 священников с 1832 г. не было. Но и на этом дело не остановилось: в Восточную войну 1853–56 г., за сокращением полков, оказалось много свободных полковых священников; один из них, армейского ведомства Аландского полка священник Александр Кулевский указом дух. консистории от 3 ноября 1854 г. определен был на время к здешней церкви, с правом на долю из кружки, равную с другими священниками. В следующем 1855 г. Ку- левский помер и на его место выпросился и определен другой, тоже из полковых, священник Николай Черновский, поменявшийся местом со свящ. К. Никольским , служившим при соборе св. Владимира, на Петербургской стороне. С тех пор причт составили: настоятель и четыре священника. Тоже нужно сказать и о диаконах. При Спасо-сенновской церкви всегда был и по штату должен бытъ один диакон, как и при всех других Петербургских приходских церквах. Но в 1849 г. указом дух. консистории от 18 января, прикомандировали сюда, на время, диакона Александра Васильева , которому нужно было дать какое-либо место потому, что место священника в Новой Деревне, назначенное Васильеву, по распоряжению Св. Синода было предоставлено другому искателю священства (о. Василию Флерову). Васильев, уже женившийся и посвященный, остался без места, и потому дали ему указ: «до времени священства послужить при Спасо-сенновской церкви с тем, чтобы это определение Васильева не давало другим права проситъ места второго диакона при показанной церкви по выбытии Васильева». Вышло однако же то, что и нередко бывает: Васильев так и прожил всю жизнь «в надежде священства». Когда он помер в сане диакона, то, вопреки указу 18 ноября 1849 г., дали другого диакона, почему и стало их в Спасо-сенновском причте двое. Разделение причетников на дьячков и пономарей мало-по-малу исчезло само-собою, и теперь в составе Спасо-сенновского причта находятся: 1 настоятель, 4 священника, 2 диакона и 5 псаломщиков. Очевидно, 1 священник, диакон и причетник существуют вопреки положению.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Строительство храма приближалось к своей завершающей стадии. Пётр Михайлович Бутурлин много делал для этого. Он даже передал церкви мельницу в деревне Берхино. Великое освящение новой церкви в селе Городна состоялась в 1825 году. За труды при строительстве городенского храма священник Терентий стал именоваться Терентий Симеонов Городенский (1800-1849). Дело отца Терентия продолжил новый настоятель - священник Исидор Нестеров (1849-1868). В 1858 году он продал 5 десятин неудобной пустоши за 13 000 рублей коломенскому купцу Тупицыну, из которых часть пошла на строительство часовни из красного и белого кирпича, возведённой на месте старой деревянной церкви, а часть средств ушла на приобретение 11 ноября 1858 года билета Зарайского общественного банка в 1500 рублей серебром с целью последующего получения ежегодного дохода. Кроме того, были приобретены ещё 5-процентные билеты. Новый вклад в развитие церкви внёс Колосов Лука Васильевич (с 1868 года). При нём в 1871 году к церкви была пристроена трапезная каменною прикладкой и приделами. В церкви было три придела: центральный - во имя святителя Николая Чудотворца, правый - во имя Сретения господня и левый - во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. При освящении обновлённой церкви в 1873 году для управления местным приходом Рязанской духовной Консисторией утверждён новый причт: один священник и один псаломщик. А через десять лет, в 1883 году, при церкви числился ещё и диакон. Церковь владела землёй 69 десятин, из них под усадьбой причта - 3, под сенокосом - 4, пахотной - 15 и неудобной пустоши - 42 десятины. На банковские билеты церковь ежегодно получала доход 85 рублей 50 копеек. Священнослужители имели собственные дома, расположенные на церковной земле, что рядом с церковью. Жалованья и окладов ниоткуда не получали и жили на добровольное подаяние приожан. В 1899 году церковным старостой был избран крестьянин села Городна Андрей Михайлович Каменский. Доход по братской кружке составлял 1003 рублей 50 копеек. К церкви относилась также деревянная на каменном фундаменте сторожка с десятиаршинным приделом для женской церковно-приходской школы.

http://sobory.ru/article/?object=21830

108       По воспоминаниям святителя Иннокентия (Вениаминова) , в юности он, как один из первых студентов Иркутской семинарии, должен был стать кандидатом для поступления в Московскую духовную академию. Но до окончания семинарии вступил в брак, и был назначен на приходское служение (См.: Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Репринт. изд. М., 1997. С. 8–9). 112 Один только «разбор» – направление на воинскую службу всех, подлежащих исключению из духовного звания лиц и уволенных на неуспеваемость учеников духовных школ – закрепил за епископом Никодимом звание строжайшего (см.: Никольский Константин . Орловская духовная семинария до 1867 г. (церковно-исторический очерк): курс. соч. Киев. 1912//ИР НБУ. Ф. 160. Ед. хр. 2222. С. 374–376). 113 Иннокентий (Борисов , 1800–1857), епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии в 1836–1840 гг., впоследствии епископ Вологодский и Устюжский, затем Харьковский и Ахтырский (1840–1848); архиепископ Херсонский и Таврический 1848–1857; святитель (в 1997 г. Иннокентий Херсонский был причислен к лику местночтимых святых в Одесской епархии Украинской Православной Церкви). 117        Иеремия (Соловьев , 1799–1884), впоследствии епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии (1841–1843), первый епископ Кавказский и Черноморский (1843–1849), епископ Полтавский и Переяславльский (1849–1850), епископ Нижегородский и Арзамасский (1850–1857), скончался схиепископом Иоанном, последние годы провел в затворе. 118       Изданы отдельные его проповеди и незначительная часть духовных сочинений. Значительная часть его аскетических творений сохранилась в рукописях в личном фонде святителя Феофана в АРПМА. 119 Богданова Т.А. Преосвященный Иеремия, епископ Нижегородский (1799–1884). URL : 121        Димитрий (Муретов , 1811–1883), впоследствии епископ Тульский и Белевский (1851–1857), Херсонский и Одесский (1857–1874), Ярославский и Ростовский (1874–1876), скончался архиепископом Волынским и Житомирским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Причт госпитальной церкви состоял из священника и двух псаломщиков, или диакона на дьяческой вакансии. С 1800 по 1813 год здесь совсем не было причта и Богослужение совершал придворный причт; исполнение обязанностей церковника часто возлагалось на отставных, неспособных, даже безграмотных инвалидов. Таков был, например, унтер-офицер Конон Савельев, определенный сюда в 1820 году. В 1844 г. дьячок Иван Евдокимов был произведен в диакона и служил до 1852 года, когда перешел во вновь устроенный гатчинский собор; с 1860 года опять был здесь диакон, перешедший от гатчинского собора. Из прежних священников известны: Феодор Антонов, в 1797 г. перешедший в дворцовую церковь , а оттуда 12-го июня 1800 г. уволенный за «нетрезвое поведение». Захария Капицкий, также перешедший к дворцовой церкви. Он пользовался особым уважением царственных лиц и имел сан протоиерея; затем священствовали: Семен Семенов (1824–1827), Василий Кедров, окончивший курс в с.-петербургской духовной академии, бывший после священником гатчинского сиротского института; Григорий Славинский (1827–1849); Владимир Славинский, кандидат с.-петербургской духовной академии, перешедший в 1852 г. к гатчинскому собору, ныне – настоятель и протоиерей; Алексей Горский, перешедший, в 1865 г. в петербургскую Волковскую купеческую богадельню и скончавшийся в конце 70 годов: ныне служит Михаил Николаев Флоринский , окончивший курс в с.-петербургской духовной семинарии. Содержание госпитальному священнику, начавшееся в 1797 г. со 120 р., возвысилось до 400 р. в год, дьячку от 40 возвысилось до 79 р., пономарю – от 30 до 69 р. Как мало заботились прежде о положении здешнего причта, подтверждает фраза, сказанная в ответ на ходатайство священника об отводе причетникам квартиры: «но нам хоть в харчевне пусть наймут, да живут; нам до них никакого дела нет». В ответ на такой отзыв одного из смотрителей госпиталя, управляющий Гатчиною генерал-майор Обольянинов предложил городскому правлению «объявить гг. Павлову и Шпицбергу (смотрителям госпиталя), чтобы они чинили всякое справедливое удовлетворение и об оном учинить строжайшее подтверждение».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010