22 мая 2020 Восточно-Финляндский университет (кампус Йоэнсуу) проведёт 26–28 августа 2020 открытую Международную православную богословскую конференцию на тему «Православное богословие в XXI веке: новые направления и методологии» (”Orthodox Theology in the 21st Century: New Trends and Methodologies”). В конференции примут участие приглашённые специалисты из США, Греции, Румынии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Сербии и Финляндии, сообщает сайт Финляндской Православной Церкви. 6 мая 2020 В рамках проекта в свободный доступ выложена подборка лекций по богословию и презентаций о том, как теология, религиоведение и философия религии изучаются и преподаются в одном из лучших университетов мира. 16 апреля 2020 Дэвид Бентли Харт, богослов православной конфессиональной принадлежности и вполне «кросс-конфессиональной» направленности мысли, одну за другой пишет интересные, насыщенные дискуссионной общехристианской проблематикой книги. В начале 2020 года в издательстве ББИ вышла книга доктора философских наук, православного богослова, профессора Московской духовной академии Олега Борисовича Давыдова «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». О том, кому адресована эта книга, о философской и богословской риторике, спекулятивной догматике и о планах на будущее рассказывает автор книги. 23 марта 2020 «И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу», Сего-то, Которого вы не зная, чтите, я проповедую вам».     (Деян. 17, 23) 4 марта 2020 Главным мотивом для написания этой книги стала убежденность автора в том, что божественная тринитарная любовь есть истина реальности. Бытие творения, обретаемое им как сияющий дар красоты, истины и блага, аналогически указывает на щедрость и совершенство бесконечного трансцендентного истока – триединого Бога. Радость, свобода, наслаждение и полнота бытия, признание инаковости и позитивности различий, столь необходимые современному миру, рождаются в активном созерцании и экзистенциальной причастности к тринитарной жизни.

http://bogoslov.ru/tag/Богословие

«Для того, кто верит, больше нет смерти» 24 квітня 2008 р. 17:18 Пасхальное поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II читателям газеты «Аргументы и факты» («Аргументы и факты» 17 (1434) от 23 апреля 2008 года). Пройдет совсем немного времени, и мы вновь услышим пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!». С первых веков христианства звучат эти жизнеутверждающие слова. И ничто не может омрачить торжествующую пасхальную радость Христовых последователей. Ведь, по слову святого апостола Павла, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Праздник Светлого Христова Воскресения свидетельствует о победе Жизни над смертью, Истины над ложью, Любви над разделением. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга», — говорит Господь (Ин. 13:34). Издавна христиане в пасхальные дни посещали больных, одиноких, заключенных, делясь с ними радостью о Христе Воскресшем. Не будем забывать обездоленных и мы! Принесем пасхальное ликование не только родственникам и знакомым, но всем людям, с которыми сводит нас жизненный путь. Вся наступающая неделя, названная Светлой, будет исполнена торжества. Для того, кто верит во Христа Воскресшего, больше нет смерти. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?», — спрашивает апостол. И тут же возносит Господу хвалу: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:55-57). Торжество из торжеств — Пасху Христову — предваряет сорокадневный Великий пост, а последняя неделя перед Пасхой именуется Страстной. Мы вспоминаем последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа, Его вольные страдания ради нашего спасения, завершившиеся смертью на Кресте. Путь к Пасхе лежит через воздержание, через победу над своими страстями, лишающими нас подлинной свободы. В оставшиеся до светлого праздника дни и часы потрудимся усердно над собой. Оставим недовольство и злобу, отдалимся от всякого греха. Придем в храмы Божии, чтобы возблагодарить Господа за Крестную жертву и попросить Его очистить нашу жизнь от всякого греха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207351...

Эдиакарская биота — это, как шутят палеонтологи, «черновик Господа Бога», одна из первых попыток жизни перейти на Земле к многоклеточности. Не исключено, что хордовые унаследовали некоторые черты этой биоты, на смену которой затем приходит биота Кембрия. Отпечатки представителей Эдиакарской биоты говорят о том, что эти существа еще не имели скелетов, жили в мелких морях и питались одноклеточной слизью, выстилавшей дно. Наконец, ключевое — библейская весть о Премудрости — в переводе С.С. Аверинцева (Притч 8:22-3): Яхве имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я поставлена (другой перевод: «помазана»), от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не было бездны (tehumt), когда еще не было источников, обильных водою; я родилась прежде, нежели устроены были горы, прежде холмов, прежде, чем Он сотворил землю и долы, и начальные крупицы вселенной (tebel), когда Он утверждал небеса, я — там, когда Он чертил круг по лицу бездны (tehm), когда Он укреплял облака в выси, когда устанавливал источники бездны, когда давал морю предел, дабы воды не преступали уставов Его, когда полагал основания земли, тогда я была при Нем художницею, и была веселием каждый день, непрестанно радуясь пред лицеи Его, радуясь на земном кругу Его, и веселие мое — с сынами человеческими. Читайте также: Поэты уйдут, поэзия останется: проникновенные цитаты Новеллы Матвеевой Поэт, без которого мы не можем обойтись Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 апреля, 2014 28 ноября, 2015 21 марта, 2016 21 марта, 2024 13 марта, 2024 21 февраля, 2024 7 ноября, 2023 17 октября, 2023 23 июля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/oda-premudrosti-sozdav...

В этот день Церковь отмечает день своего рождения 20 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник – день Святой Троицы, или Пятидесятницу. В этот день Церковь отмечает день своего рождения, которое произошло в момент схождения Святого Духа на апостолов. На 50-й день после Воскресения Христа, когда они находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Праздником Святой Троицы этот день называют потому, что в тот момент обнаружилось видимым образом действие Третьего Лица Пресвятой Троицы – Духа Святого. По традиции на праздник Троицы православные храмы украшают травой и зелеными ветвями. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июня, 2023 20 июня, 2021 20 июня, 2021 17 июня, 2019 15 июня, 2019 27 мая, 2018 27 мая, 2018 4 июня, 2017 23 апреля, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/pravoslavnye-hristiane...

Патриаршее приветствие организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей " Фомы " » 18 апреля 2007 г. 13:18 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей “Фомы”». Организаторам, участникам и гостям «Вечера друзей " Фомы " » Уважаемые дамы и господа, дорогие братья и сестры! Христос Воскресе! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя для участия в «Вечере друзей " Фомы " ». Профессиональное умение и талант, поставленные на служение благим целям, способны оказывать благотворное воздействие на души людей. Вот почему труд тех, кто хочет противостоять злу и через СМИ донести до народа Евангельские истины, приобретает особенное значение и предполагает особую ответственность. Памятуя, что слово не должно быть «сказано праздно», православные журналисты призваны совершать свои труды в чистоте сердца, в твердой вере и искреннем братолюбии, в мире со всеми, кто нас окружает, ибо мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным (1 Кор. 2:12-13). Нам, православным христианам, нельзя забывать о нашей миссии в этом мире — свидетельствовать о Христе Распятом и Воскресшем, возвещать Истину ближним и дальним. Вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:17). Но нести Благую весть мы обязаны так, чтобы нас поняли. Для этого следует прибегнуть к опыту апостола Павла: для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его (1 Кор. 9, 22-23). «Фома» — уникальное православное издание, адресованное в первую очередь светской, невоцерковленной аудитории — той ее части, которой небезразличны наша вера, многовековая культура и полная великих свершений история. Отрадно, что работа, совершаемая ими, не проходит бесследно. Налаживаются контакты со светскими журналистами, повышается профессиональный уровень, значительно расширился состав друзей этого издания — его по праву можно назвать международным.

http://patriarchia.ru/db/text/230131.htm...

Мк.11:14 .  И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его. (См. Мф.21:18–19 ). «Ибо еще не время было собирания смокв». Это замечание евангелиста Марка имеет, несомненно, отношение только к ближайшему предложению: «ничего не нашел». Он объясняет, почему Господь не нашел на смоковнице плодов: не наступило еще лето, когда поспевают плоды. Но в таком случае, почему же Господь проклял дерево? Нет сомнения, что всё это происшествие имело символический смысл. Господь знал, что плодов на дереве нет, но эта смоковница против естественного порядка (в начале апреля, когда Господь проходил мимо смоковницы, на ней – и вообще на смоковницах – не бывает еще листвы) была украшена листьями. Вот это обстоятельство и подало повод Господу дать вразумление ученикам о подобном же обмане, какой представлял из себя тогдашний Иерусалим и величественное храмовое богослужение, которое только что накануне было предметом внимательного наблюдения Господа. Иерусалим и храм, как бы хочет сказать евангелист, не принесли желанных Христу добрых плодов, для этого еще не наступило время. Со временем и иудейство должно было принести плод веры. Теперь же ему предстояло испить чашу гнева Божия и подвергнуться грозному проклятию Божию (ср. Мф.23:28 ). «И слышали то ученики», т. е. вникали в смысл слов Христовых, который не мог быть для них непонятен после притчи о смоковнице, на примере которой Господь еще раньше изобразил им печальную судьбу иудейства ( Лк.13:6–9 ). Мк.11:15 .  Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; Мк.11:16 .  и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. Мк.11:17 .  И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов»? а вы сделали его вертепом разбойников. Мк.11:18 .  Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А почему Бог допустил не только убийство людьми друг друга, но и собственное убийство? Почему не ответил на призыв: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста!» (Мф. 27:40)? Ведь в христианстве отношение Бога к страданию и смерти не исчерпывается словами «и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18). Бог не упраздняет боль и смерть, но Своим распятием делает их местом Своего пребывания в мире. В этом и есть их единственный – временный! – смысл. Это касается не только зла, которое люди причиняют друг другу, но и природных бедствий. Кому должно быть стыдно? Богу или человеку? Кто вдыхает жизнь в материю, а кто тянет мир вниз? В сказке «Аленький цветочек» райский сад увядает со смертью его хозяина. И мир увял вместе с человеком. Мы, конечно, читали о том времени, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Ап. 21:4), и помним слова Спасителя: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:22-23). А пока мы падаем, тянем за собой друг друга и весь мир, а мир в это время разрушается. А поскольку падать нам, подобно Алисе, очень долго, то в процессе падения мы задаем вопросы. А почему Бог допустил, что мы падаем? А будет ли больно, когда мы упадем? И есть ли жизнь после падения? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 марта, 2012 18 июня, 2012 3 декабря, 2012 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 31 июля, 2023 17 июня, 2023 25 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vladimir-pozner-sprosi...

Местоблюститель Киевской кафедры митрополит Онуфрий Написанное митрополитом Онуфрием углубляет и расширяет пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского: «И сейчас, когда во многих любовь охладевает, задача Церкви Христовой и, в первую очередь, пастырей, делать все необходимое для пресечения вспышек, нетерпимости, злобы и других человеческих слабостей по отношению к братьям и сестрам, указывая на причины всех нестроений - гордость, зависть, властолюбие и потворство духу времени. Враг рода человеческого продолжает увлекать в свои сети слабых в вере и тем более неверующих людей, возбуждая в них жажду к хаосу и разрухе. Сегодня я снова и снова обращаюсь к вам, дорогие мои, со словами любви и мира. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин. 3,17)». Митрополит Одесский и Измаильский Агафнгел И далее владыка Агафангел предлагает всем нам обратиться к правде Божией, вечной, а не человеческой, сиюминутной, политической: «В эти судьбоносные для нашей Родины дни общественное благо требует от нас взаимной любви по закону и христианскому духу, любви до самоотвержения и самопожертвования. На такой любви основаны сила, крепость и могущество государства. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13,34-35). Так и никак иначе нужно воплощать в жизнь эту заповедь Христа. И тогда в мире не будет войн и разрушений и будет везде и во всем Христос». И реальным продолжением и подкреплением этих слов стал 23 апреля крестный ход в Одессе на Светлую Среду, когда молитвенно почитается чудотворный Касперовский образ Пресвятой Богородицы. Несколько тысяч одесситов во главе со своим владыкой Агафангелом и целым сонмом городского духовенства пронесли чудотворную икону Пречистой и практически все драгоценнейшие святыни Новороссийского края по Преображенской улице от Свято-Успенского до Спасо-Преображенского кафедрального собора, молитвенно испрашивая мира Украине. Надеясь на преображение Украины.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

«Поступая по всем заповедям и уставам...». Между «заповедями» ( ντολ) и «уставами» ( δικαωμα) различие заключается в том, что первые обозначают собой отдельные постановления закона Моисеева, а последние – лежащие в основе всего законодательства правовые нормы. Лк.1:7 .  У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Супруги не имели детей, что у евреев считалось очень большим несчастием, так как служило знаком немилости Божией ( Втор.28:18 ). В настоящем случае это, впрочем, как оказалось, не было делом немилости Божией, а, вероятно, служило к тому, что родившийся на старости лет у Захарии и Елисаветы младенец должен был стать предметом их нежнейших попечений, как некогда Исаак стал таким предметом для своих родителей – Авраама и Сарры. Кроме того, что Елисавета доселе была бесплодна, и сам возраст обоих супругов ( προβεβηκτες ν τας μραις – «в летах преклонных») не давал вообще надежды на получение детей. И тому и другому супругу было, вероятно, лет по шестидесяти (проф. Богословский, «Детство Господа нашего Иисуса Христа», с. 155). Лк.1:8 .  Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, Лк.1:9 .  по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, Лк.1:10 .  а все множество народа молилось вне во время каждения, – Лучше перевести эти стихи так: «Когда однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, то, по жребию, как было обыкновенно у священников, досталось ему кадить, когда он вошел в храм Господень, а все множество народа молилось вне во время каждения». «Однажды». Некоторые толкователи пытаются разъяснить это неопределенное выражение евангелиста и определяют, когда именно случилось рассматриваемое здесь происшествие и, следовательно, зачатие Иоанна Предтечи. Из того, что Иерусалимский храм был разрушен римлянами в 9-й день пятого месяца (15 июля) 823 года от основания Рима, именно в тот день, когда, по сообщению Талмуда, начинала свое служение череда первая, выводят заключение, что за год с небольшим до Рождества Христова, т.е. в год зачатия Предтечи, вероятно 748-й, череда Авиева служила в первом полугодии с 17 по 23 апреля, а во втором – с 16 по 22 сентября, и, следовательно, предполагают, что явление Ангела Захарии случилось во втором полугодии 748 года (Богословский, с. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Ветхом завете сказано относительно поста: «раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:7). И вот человек руководствуясь этим лозунгом начинает, скажем, переписываться с заключенным, слать ему бандерольки и т.д. Какое-то время дело несется на вдохновении и ощущается прямо таки небывалая духовная польза, а потом, понимаешь, что человек это чужой, к тому же плохой, а ты для него просто «дойная корова». Уже с усилием продолжаешь вымучивать из себя эти доброделания, и думаешь: «А есть ли вообще во всем этом какая-то польза и смысл?» — как Вы считаете? У каждого доброго дела есть некая мера глубины. Нам легко доступны вещи более поверхностные. Все что более доступно, гораздо легче исчерпывается, а когда исчерпывается потенциал, это просто становится привычкой. Ты смотришь на это и думаешь: «Ну, и что я такого особенного сделал?» В этом случае важно понимать следующее: Господь говорит про всякое делание, а так же попытку оценить его: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (Лк 17:10). Когда вы принимаете это, к вам приходит ощущение жизни и, может быть, ощущение ценности человека, ради которого все это делается. Все люди, когда им делается доброе дело, естественно этим пользуются, иначе в нем не было бы смысла. Всегда есть риск того, что этой пользой будут злоупотреблять. Ну и что. Если это доброе дело, и оно не потакает греху, то делать его — правильно, а ожидать, да еще с нетерпением, что вот-вот за спиной вырастут крылья, просто не стоит. Читайте также: Великий пост в 2011 году: 7 марта — 23 апреля Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА Великий канон прп. Андрея Критского Молитва св. Ефрема Сирина Соборование. Таинство Елеосвящения О Литургии Преждеосвященных даров О покаянии и Причащении Поучения в дни Великого поста Рецепты постных блюд Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/vyrastut-li-za-post-kr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010