Комаровский скит (место действия романа Мельникова (Печерского) «В лесах») к сер. XIX в. пришел в упадок, но оставался местом паломничества старообрядцев. Особенно почитались могила И. К. и растущая рядом с ней ель, кора которой, как считалось, избавляла от зубной боли (к кон. XIX в. ель была срублена). В. И. Байдин на основе сочинений И. К. и документов по истории уральского старообрядчества сделал попытку отождествить И. К. с беглым дворовым человеком П. И. Салтыкова Иваном Филипповым, родившимся ок. 1710 г. в с. Новом Вяземского у. В возрасте ок. 15 лет Филиппов перешел в старообрядчество и бежал в Гуслицкую вол., где прожил, скрываясь, ок. 3 лет. В 1727-1728 гг. он был вывезен на Урал, где его приняли в старообрядческий скит. После 10 лет жизни в скиту Филиппов принял монашеский постриг с именем Исакий от известного старообрядческого священноинока Иова. В 1740 г. из-за усиления преследований он бежал в еще более глухие лесные кельи, где скрывался 3 года, в дек. 1743 г. отправился в Москву, жил в Гуслице до ареста в 1754 г., когда у него было выявлено более 60 старопечатных книг и рукописей, а также 100 печатных незаполненных паспортных бланков. В авг. того же года он бежал из тюрьмы, вскоре был схвачен, бит плетьми и отправлен в консисторию, откуда также пытался бежать, заявив, что хочет принять Православие. В 1756 г. Исакия отправили в Сыскной приказ; следствие, во время к-рого старообрядца жестоко пытали, тянулось более полутора лет. В нач. окт. 1757 г. его приговорили к смертной казни, к-рую заменили наказанием кнутом и отправкой на вечные каторжные работы в Рогервик (ныне Палдиски, Эстония), при этом Исакию вырвали ноздри и наложили на лицо клеймо. По предположению Байдина, Исакий бежал с каторги, в кон. 60-х гг. XVIII в. появился в пос. Нижнетагильский Завод и там стал схимником Ионой. Не поладив с уральскими заводскими староверами, он ушел на Керженец и там приобрел известность старообрядческого начетчика и историографа по прозвищу Курносый (в прозвище отразилось последствие вырывания ноздрей).

http://pravenc.ru/text/578346.html

Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Кирилловский собор. План и вид с юго-запада. Реконструкция Н. В. Холостенко Древнее кровельное свинцовое покрытие было разграблено войсками хана Батыя в 1240 г., что привело к разрушению сводов и перекрытий. От XII в. сохранились подпружные арки, все конхи, арки и свод под хорами. Исследования 60-х гг. ХХ в. позволили реконструировать покрытие: над крестовыми сводами нижнего яруса были устроены полуциркульные своды. На месте пересечения сводов был возведен мощный четверик с высоким цилиндрическим световым барабаном. Венчал сооружение полусферический купол. Сводам храма на фасадах соответствовали полукружия закомар, их нижняя часть сохранилась под карнизом XVIII в. Форма и пропорции закомар напоминают абрис апсид на плане храма, что особенно хорошо заметно на его западном фасаде. Плоскость стен была расчленена полуколоннами. Простоту и лаконизм здания подчеркивал скромный декор из аркатурного пояса, проходившего в верхней части по периметру стен и барабана. Самым ранним свидетельством восстановительных работ являются находки витражного стекла XV в., однако первые документальные сведения о ремонте относятся к нач. XVII в., когда обвалившиеся своды были переложены и сделаны коробовыми. В юж. части нартекса была расположена крещальня, разобранная, вероятно, в XVII в. при игум. Василии (Красовском), во время ремонтно-реставрационных работ. В кон. XVII на «строение церковное» «верхов или кровель» пошли доходы от 4 мельниц, переданных игум. Иннокентию (Монастырскому) Мазепой, который пожертвовал на ремонт 10 тыс. золотых ( Maproлiha, Ульяновський. 2005. С. 239). Были достроены 4 боковых купола, древнее позакомарное перекрытие переделано в 4-скатную крышу, окна в центральной и сев. апсидах частично заложены, а верхние окна на сев. и юж. стенах трансепта и зап. фасаде замурованы. Круглые полуколонны на фасадах были сбиты, на зап. фасаде их заменили массивными прямоугольными, ликвидирована аркатура на стенах и барабане купола, стесаны полуколонки между окнами барабана, тесовая кровля заменена железной, вместо закомарного завершения устроен антаблемент с развитым карнизом. В 1720-1730 гг. был заново выложен кирпичный пол.

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Обратимся к самому пользованию духовенства церковными земельными наделами. Удовлетворительность последних прежде всего, разумеется, зависела от их количества. К сожалению, мы не можем определить этого количества с надлежащей точностью, потому что оно зависело от разных случайных причин, которые имели влияние на доброхотство дателей, и было чрезвычайно разнообразно. Неодинаковы были даже земельные наделы церквей по писцовым книгам, которые мы могли бы принять за нормальные или, по крайней мере, более обыкновенные образцы для приходских наделов; по наказам 1680 и 1684 гг. писцам велено было отмежевывать ко всем церквам от 20 до 10 четей пашни в поле (по трехпольной системе хлебопашества), т. е. от 30 до 15 десятин во всех трех полях, и сенокосных лугов мерой по копне на 10 четей 1061 . По такому наделу священник очевидно делался хозяином мелким, которому трудно было пользоваться своей землей через отдачу ее в чужие руки, а нужно было обрабатывать ее самому лично. И вот, по словам Посошкова, попы становились «ничем от пахотных мужиков не отменны; мужик за соху, и поп за соху... Понеже, аще пашни ему не пахать, то голодну быть». Самая уже внешность священника принимала мужицкий характер, и порядочный человек XVIII столетия гнушался своего пастыря, ибо де «от него навозом пахло». Приведенные нами отзывы об этом предмете из сочинений Посошкова и Татищева замечают также и то, как чрезмерная, но неизбежная преданность духовенства сельским материальным заботам убивала его духовные силы и заставляла пренебрегать делом пастырства, оставлять свою паству в стороне. Практика действительно во многом оправдывала эти отзывы. Вот наприм. как описывает жизнь духовенства автор Очерков малороссийского духовенства в XVIII столетии: «священник заводил стада овец, выделывал и продавал сальные свечи, обделывал кожи, шерсть, сам шил и продавал свитки и кожухи, или же, нагрузив несколько возов пшеницей, рожью, овсом и под. и простившись на месяц – другой с семейством и приходом, отправлялся в Запорожье, в Крым, там продавал все, закупал в Крыму соль, на Дону рыбу, развозил по малороссийским ярмаркам и украинским местечкам, сам, сидя на возу, отмеривал покупателям соль, отсчитывал вялую и соленую рыбу, или же выпасал рогатый скот, сам с гайдаями гонял его в далекие места и продавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Причины тому две: во–первых, это было традиционным способом, с помощью которого государственная власть привыкла решать финансовые проблемы, а во–вторых, в XVIII в. земля все еще оставалась тем капиталом, которым правительство располагало в избытке. До предстоятельства патриарха Филарета (1619–1634) наделение приходского духовенства землей не было привычной или установленной законом нормой. Отводимые приходам церковные земли (приписные) в противоположность землям, пожалованным епископам, соборам или монастырям, не являлись вотчинами. Они были незаселенными, лишенными каких бы то ни было привилегий, но зато и освобожденными от налогов (окладов). В Патриаршей области, согласно разверстке поземельных книг 20–х гг. XVII в., к приходским церквам приписывались участки в 10–20 четей, т. е. в 5–10 десятин. Эти участки значились в писцовых книгах как находящиеся в пользовании духовенства, и при следующих земельных росписях их размеры и местоположение могли пересматриваться. На севере России крестьяне еще и прежде XVII в. имели обычай выделять на содержание клира собственную землю. Коль скоро эта земля являлась тяглой, т. е. обложенной государственным налогом, духовенство становилось налогообязанным. Точно так же обстояло дело и с землями, которые отходили приходским церквам по завещаниям помещиков. В 1632 г. такого рода отказы по завещаниям были запрещены, хотя сделанные ранее оставались в силе. По Уложению 1649 г. эти земли также не экспроприировались, но на просьбы церковных общин о выделении дополнительных земель, а помещиков — о разрешении передавать землю церкви правительство отвечало отказом. В 1676 г. вышел указ, решительно запрещавший всякое наделение церквей землею, однако уже в следующем году другим указом снова разрешались наделения из частного (но не государственного) фонда в размере от 5 до 10 десятин. В ходе земельной разверстки в 1674 г. всем церквам, построенным после разверстки 20–х гг., по желанию патриарха Иоакима (1674–1690) были предоставлены земельные имения, а указ 1685 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИЛЯРДИ Жилярди [Джиларди; итал. Gilardi] Дементий Иванович [Доменико] (4.06.1785, Монтаньола, близ Лугано - 26.02.1845, Милан), архит. 1-й трети XIX в., работавший в России. Один из главных создателей в 10-30-х гг. XIX в. стиля московский ампир, господствовавшего в архитектуре не только города, но и окрестных усадеб. Ж. принадлежал к известной творческой династии уроженцев кантона Тичино (Тессин) на юге Швейцарии и был наиболее одаренным и успешно реализовавшим себя ее представителем. Помимо него в России с 80-х гг. XVIII до сер. XIX в. работали еще 7 членов этой семьи, оставивших заметный след в истории московской архитектуры. В 11-летнем возрасте Ж. вместе с матерью переехал к отцу, И. Д. Жилярди, жившему в Москве с 1787 г. и состоявшему с 1799 г. архитектором Воспитательного дома. В 1799 г. Ж. был отправлен учиться рисованию и живописи в С.-Петербург, где брал уроки у итальянцев Дж. Феррари, А. Порта и К. Скотти. В кон. 1803 г. уехал в Италию, с лета 1804 г. жил в Милане, продолжая обучение в Академии искусств, где спустя год принял решение стать архитектором. На его творчество повлиял сложившийся в Италии стиль ампир, отличавшийся от французского легкостью постройки и ориентацией не столько на монументальное величие имп. Рима, сколько на рафинированные образцы греческой классики и палладианства. Основные принципы стиля и конкретные приемы Ж. заимствовал из произведений Л. Каньолы и Дж. А. Антолини. После завершения обучения в 1806 г. он задержался в Италии, где не только ознакомился с достопримечательностями, но и попробовал себя в качестве архитектора. Ж. принадлежит проект входной лестницы Палаццо Реале в Нов. Прокурациях в Венеции (1809, в сотрудничестве с Дж. Меццани). В 1810 г. Ж. вернулся в Москву, где в нач. 1811 г. был определен помощником отца в ведомство Воспитательного дома. Д. Жильярди. Литграфия М. Д. Быковского. 1-я четв. XIX в. (ГПИБ) Д. Жильярди. Литграфия М.

http://pravenc.ru/text/182307.html

Заглавный лист из книги Ш. Лебо «Histoire du Bas-Empire en commençant à Constantin Le Grand». (Париж, 1770) [Франц. Le Beau] Шарль (18.10.1701, Париж - 13.03.1778, там же), франц. ученый, историк, филолог, писатель, поэт. Получил образование в парижских коллежах св. Варвары и Плесси-Сорбонна; в последнем коллеже служил преподавателем. В 1736 г. стал профессором риторики в коллеже Грассен. С 1748 г. член Академии надписей и изящной словесности, с 1752 г. профессор латыни в Королевском коллеже (ныне Коллеж-де-Франс), с 1755 г. постоянный секретарь Академии надписей, главный редактор 15 томов «Истории академии» (Histoire de l " Académie royale des inscriptions et belles-lettres, avec les mémoires de littérature. P., 1759-1777. T. 25-39). Основной сферой научных интересов Л. была история и культура Византии. Л. стал автором 1-го в истории науки обобщающего труда по византийской истории - «История поздней империи, начинающейся от Константина Великого» (Histoire du Bas-Empire, en commençant à Constantin le Grand), которая была издана в 22 томах в 1757-1779 гг. как продолжение «Римской истории» (Histoire Romaine) Ш. Роллена и «Истории императоров» (Histoire des empereurs) Ж.-Б. Л. Кревье. История Л. содержала подробное изложение хода политических событий, известных в то время, характеризующих развитие византийского государства и Церкви. Кроме того, в книге большое внимание уделено анализу экономических и социальных отношений в Византии, положению городов, развитию ремесел, торговли, налоговой политике императоров. Изучая историю Византии на уровне развития науки своего времени и испытав сильное влияние идей эпохи Просвещения, Л. был склонен чрезмерно критически относиться к Византии, отмечая искажение античных традиций государственности и права. Л. воспринимал визант. гос-во как образец деспотизма, коррупции, осуждал поддержку монашества и увлечение визант. императоров и элиты богословием. При этом Л. преувеличивал роль гос-ва и личных качеств, достоинств и недостатков императоров в развитии всей страны. Несмотря на методологические недостатки, труд Л. сохранял значительное влияние на научные исследования в кон. XVIII-XIX в., служил справочным пособием. После смерти Л. «История поздней империи...» была завершена Ю. П. Амельоном, к-рый в 1781-1811 гг. написал еще 5 томов, закончив повествование падением К-поля.

http://pravenc.ru/text/2463215.html

Россия и война на Балканах 1877-1878 гг. 26.06.2017 09:37:01 Князь Александр Трубецкой В этом году прошло 140 лет с начала освободительной войны на Балканах. Вспомним, что оккупация  Балкан турками длилась более 500 лет и отличалась преследованием христиан  в этом регионе Европы.  Вспомним тоже, что за всю историю отношений России и Турции с XVIII в.  было не меньше 10 войн. Болгария в то время не была суверенным государством, хотя ее история упоминается еще со времен Гомера. Можно сказать, что Болгария была полностью вассалом Турции, которая ее считала частью своего государства. Во второй половине XIX  в.  появились разные движения за независимость. Один из лидеров Болгарии Стамбулов скажет после освободительной войны: Россия освободила нас от турок, но кто освободит нас от России? Уже в 1860-х гг.  Царь Александр II позволял русским офицерам добровольно принимать участие в военных операциях в основном против турок   в сербской армии.  Ситуация стала накаляться, когда в 1873 году турки казнили через повешение легендарного болгарского героя Васил Левски, который возглавлял одно из движений за независимость. В 1875 Россия и Австрия подписали соглашение о том, что  Австрия будет нейтральной страной в случае войны с Турцией,  но зато будет иметь право на Боснию и Герцеговину. ( Это право, предъявленное после войны и подтвержденное Берлинским конгрессом, будет иметь роковое последствие в 1914 году,  когда наследник Австрии будет убит именно в Боснии). В 1876 году начинается крупное востание против Турции в Сербии, Черногории и Болгарии.  Турки отвечают кровавыми репрессиями, и это вызывает общее возмущение европейских держав. Во Франции особенно выступает Виктор Гюго. Но западные державы ограничиваются только протестом. В России начинается активное  народное движение солидарности в защиту христианских,  в основном православных, балканских народов. Интересно отметить,  что XIX век является в Европе периодом колониального развития,  со многими войнами, имеющими целью завоевание новых территорий. А война, которую начнет Россия, будет преследовать только одну цель: освобождение угнетенных народов и предоставление им независимости. Вот почему в Софии заслуженно существуют памятник  и улица, посвященные Царю - Освободителю.  Во время периода коммунизма в Болгарии памятник и улица сохранили это название.

http://radonezh.ru/analytics/rossiya-i-v...

Комментарии Женевской Библии на евангелие от Матфея Введение Автор Текст Евангелия не содержит сведений об авторе, однако на некоторых ранних манускриптах встречается надпись: «по Матфею», а Евсевий (260–340 гг. по Р.Х.) сообщает: один из самых первых отцов церкви, Папий (60–130 гг. по Р.Х.), говорил, что апостол Матфей привел в порядок «речения», принадлежащие Христу или имеющие к Нему отношение. Позже общепринятое предание утверждало, что это Евангелие (см. 9,9–13) написал ученик по имени Левий Матфей, и до XVIII в. в этом не сомневались. Но не все так просто. Во-первых, Папий говорил, что Матфей «привел в порядок речения на иудейском наречии», а это означает, что Матфей писал на древнееврейском или арамейском языке, но современные ученые указывают на то, что это Евангелие не выглядит переводом. Кроме того, в литературном отношении оно очень близко к Евангелию от Марка, которое, несомненно, написано на греческом. Может быть, слово «наречие» означает здесь не «язык», а «стиль»; действительно, у Матфея немало «иудейских» стилистических особенностей. Возможно также, что Матфей писал и на греческом, и на еврейском, подобно тому, как Кальвин писал одни и те же труды на двух языках – латинском и французском. Во-вторых, Папий говорит не «Евангелие», а «речения», и потому некоторые считают, что «речения» эти – один из источников, которым пользовались все авторы Евангелий. Однако Евсевий, по всей видимости, считал, что это именно Евангелие, и Ириней Лионский (умер в 202 г. по Р.Х.) говорит о Евангелии от Матфея, написанном «для иудеев на их наречии». Другие научные возражения против того, что это Евангелие написал Матфей, еще более умозрительны. Некоторые исследователи полагают, что оно могло возникнуть в рамках некоей «школы», а его предполагаемая зависимость от Евангелия от Марка и, вероятно, сравнительно позднее происхождение (см. ниже) также позволяют усомниться в авторстве Матфея, но более убедительных гипотез до сих пор не выдвинуто. Авторство Матфея в некоторой степени подтверждается тем, как он говорит о себе в 9,9 и в 10,3. Однако прямых указаний на авторство нет. Вероятно, писавший считал, что для читателя не имеет значения, кто он, так как мы слышим в Евангелии голос его истинного Автора – Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

— Чем православие может привлечь современных французов? — Во Франции немало людей интересуется Православием. Но в целом Европа невероятно далеко отошла от христианства. Французская революция имела своей основной целью уничтожить христианскую веру как во Франции, так и во всей Европе. Они приложили к этому много усилий. Во Франции католичество оказывало достаточно сильную оппозицию и, к сожалению, в конце XIX - начале XX вв., правительство депортировало десятки тысяч монахов, которые основывали впоследствии монастыри в Англии, Бельгии и других странах. Особенно тяжелый период был с 1905 по 1920-е гг., и только после Второй мировой войны они смогли вернуться. — Какое сейчас отношение к монашеству во Франции? — Несмотря на то, что монахов во Франции не так уж и много, правительство очень враждебно к монашеству. — Почему во время секуляризации монашество страдает первым? — Во время революции 1789-93 гг. все монастыри и их имущество были конфискованы. Во многих епархиальных зданиях были организованы префектуры, библиотеки, и ничего не было возвращено. Монастыри же многие были впоследствии выкуплены. Начиная с революции, всякий раз, когда к власти приходят левые, можно говорить о тенденции к уничтожению христианства. Сейчас Франция самая отдаленная от христианства страна Европы. Так сложилось, что во Франции, начиная с учения Вольтера и философов-просветителей в XVIII в., было много обществ, не просто настроенных против религии. Они откровенно хотели религию уничтожить. Во время революции, была провинция во Франции, которая противилась этой тенденции, жители этой провинции хотели защитить изгнанных, осужденных на смерть священников (Провинция Вандея восстала в 1793 г. под лозунгом «За короля и веру», неудобный для историков-марксистов пример «контрреволюции низов» — ред.). Правительство первой Французской Республики опубликовало 1 августа 1794 году декрет, о том, что французская армия должна уничтожать население Вандеи, особенно женщин и детей, чтобы окончательно пресечь всякое распространение их идей. Было убито до 200 тысяч человек. (Командующий западной революционной армией генерал Тюрро сказал, что «Вандея должна стать национальным кладбищем». В одном только Нанте было убито около 10 тысяч человек. Забавляясь, революционеры топили в Луаре священников, связанных попарно с юными девушками из семей восставших. Однако Вандея так и не была покорена, и в 1795 г., после переворота Девятого Термидора, новая власть пошла на компромисс с повстанцами, в частности, остановила казни и преследование не присягнувших революции священников – ред.).

http://pravoslavie.ru/63147.html

его ниже стр. 36–37), благодаря которому ученикам «за прилежное учение» назначен был поденный корм по 10 денег в день человеку. Первым по успехам был Василий Курдевский: он «изрядно» умеет читать и писать по немецки, может разговаривать по немецки, а латинскому языку настолько научился, что с ученым может по латыни разговаривать. (Ему еще 18 апреля 1702 г. велено было «над протчими в той школе учениками смотреть прилежно», чтобы они учились прилежно). Такие же почти успехи оказали еще двое: Иван Грамотин и Копьев и немного, вероятно, меньшие – Губин и Андреев. О последнем шестом ученике (Ф. Богданов) Швимер выразился только: «изрядной малой и любит учение; учитца и он тому же, что и прочие учат». Из этого же отзыва видно, что пособиями при обучении были: 1) книга, именуемая «Вход латинского языка», из которой заучивались латинские и немецкие речения; и 2) Донат-латинская грамматика, из которой пройдены были склонения и спряжения. – Швимер, очевидно, плохо знал русский язык: Курдевский, его ученик, в 1702 г. писал, что он «учителю Швымеру в славенороссийском языке всякие способы чинит», а А. А. Матвеев, наш посол в Голландии, при коем Швимер состоял в 1704–1709 гг., отзывался о нем, что «он, Николай, в переводах словенского языка не сведом и к государственным делам затем при нем быть не употребительно». Это незнание или очень плохое знание русского языка, вероятно, и было причиной того, что в 1703 г. Швимер прекратил свою преподавательскую деятельность 5 : ученики его для продолжения обучения отданы были новому учителю – пастору Эрн. Глюку (Глику), а сам он в конце 1704 г. был отправлен в Голландию для посольских дел к А. А. Матвееву 6 . II. Глюк (1703–1705 гг.). 6 января 1703 г. был прислан в Москву из Пскова Б.П. Шереметевым взятый в плен в Мариенбурге 50-летний (род. В 1652 г.) апт Эрнст Глик 7 , вместе с женою, сыном, 4 дочерьми учителем детей и 4 челядниками. Глюк жил в Лифляндии с 1680 г. (приезжал туда еще в 1673 г.), занимая должность сперва пастора, а потом пробста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010