В катехизисах московской печати более позднего времени перечень из де сяти положений мы встречаем в брошюре «Заповеди божия и церковныя, и иная некая виновная спасению словеса» л. 4–10 об.], из которой они потом перепечатывались в московских букварях 1704 и 1708 гг. 5]. Здесь предлагаются более пространные и детальные формулировки церковных предписаний. Основные отличия от варианта Гизеля и Симеона Полоцкого состоят в том, что положение о почитании духовных лиц совмещено с требованиям десятины; заповедь регулярной исповеди и причастия разделены на две самостоятельные, так же как разделены и почитание воскресного (праздничного) дня, и участие в литургии. Весьма примечательно, что в кириллических букварях XVIII в. церковные заповеди уже не встречаются; не включает их в свое «Первое учение» и Феофан Прокопович . Формулировки церковных предписаний в «Вопросах и ответах» в целом совпадают с формулировками, которые мы встречаем в «Зерцале», хотя и имеют некоторые интересные отличия. В первой заповеди конкретизируются участие в богослужении и обязательное посещение проповеди («Проповеди Слова Божого слухати»), а также неучастие в светских развлечениях. Второе предписание о постах дополняется многозначительным замечанием «выстерегатися тых дний постити, в которыи, Посты сутъ заказаны», что могло быть полемическим выпадом в адрес, например, католиков, которые в повседневной практике вопреки настойчивым запретам духовенства зачастую постились и по субботам. В контексте заповеди о регулярной исповеди и причастии включено положение «в хоробетеж напервей оутекатися до добродейств Церковных, то естъ до Споведи, до Причастия, до Помазаня остатнего Елеом». Запрет читать книги еретиков и внимать их учению дополнен предостережением, «не будучи выцвичоным, в жадныи Контроверсии [с еретиками] невдаватися: так теж на их Казанях и зборисках небывати». В «Зерцале» встречается также отсутствующий в «Вопросах» раздел о молитве и совмещенный с ним перечень евангельских блаженств; в контексте статьи символа «Распятого за нас…» – рассуждения о поклонении кресту и о крестном знамении со ссылкой на фальсификат начала XVIII в. «Соборное деяние на еретика Мартина». Перечни основных добродетелей и грехов со- вмещены в «Зерцале» с заповедями Декалога, что отличает данный катехизис от «Вопросов и ответов». Правда, в обоих сочинениях мы встречаем лишь формулировки десятословия, без его развернутого толкования, как это было в памятниках Киевской митрополии, в катехизических сочинениях Симеона Полоцкого , Феофана Прокоповича и катехитов XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНН У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) У. Пенн. Портрет. XVIII в. Копия с оригинала П. Лели (?) XVII в. (Историческое об-во Пенсильвании, Филадельфия, США) [Англ. Penn] Уильям (14.10. 1644, Лондон - 30.07.1718, Раскум, графство Беркшир), англ. квакер , основатель колонии Пенсильвания (ныне штат США). Старший сын адмирала Уильяма Пенна (1621-1670), служившего О. Кромвелю , а после его смерти - кор. Карлу II . Благодаря военной карьере отца П., принимавшего участие в завоевании Ирландии, захвате Ямайки и англо-голл. войне 1665-1667 гг., семья стала обладательницей крупного состояния (адмирал был одним из кредиторов королевской семьи, получил рыцарское звание в 1660). В 1660-1662 гг. П. обучался в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, но был исключен за радикальные пуританские взгляды. В 1663-1664 гг. обучался в гугенотской академии в Сомюре (Франция), где учил теологию у М. Амиро. В авг. 1664 г. П. вернулся в Лондон, где изучал право в Линкольнсинн. В начале англо-голл. войны принимал участие в военных действиях и в апр. 1665 г. в качестве курьера доставил Карлу II донесение отца о морском сражении с голландцами при банке Ганфлит. В 1666 г. отец отправил П., так и не получившего юридического образования, в Ирландию управлять семейным замком Шангарри. В окт. того же года П. участвовал в подавлении бунта англ. гарнизона в замке Каррикфергус, за что получил чин капитана. В 1667 г. под впечатлением от проповедей Томаса Лоу вступил в Об-во друзей (квакеров), приняв «истинную веру Сердца и Света Святого». После этого П. уже не мог следовать обычным для дворянина путем, выбрав военную, политическую службу или карьеру государственного служащего. Для вступления в любую офиц. должность необходимо было поклясться на Библии и принести присягу королю, что для квакера было невозможно, так же как носить оружие и пользоваться им, употреблять местоимение «Вы» и обнажать голову в знак уважения перед кем-либо (включая короля).

http://pravenc.ru/text/2579954.html

Предлагаем вниманию читателя расширенный вариант доклада нашего постоянного автора Фёдора Алексеевича Папаяни . «Умная беседа», 26. О значении идеи «Москва — третий Рим» Одним из основных вопросов в повестке конференции значится такой: «Доктрина «Москва – третий Рим» как заявка на цивилизационно-идентичную идеологию российского государственного строительства». Вроде всё понятно. Но вот не совсем. А что такое «цивилизация», а что такое «идеология»? Разве на десять современников у нас не будет 10 определений на эти понятия? Отсутствие строгой определённости в де-идеологизированной России касается и понятий «империя», «справедливость», «душа» и «духовность». Особенно меня умиляет отсутствие единого толкования термина «русские». Не ясно, какое значение имеет этот термин: этническое, культурное или политическое. Говоря «русские», нынче каждый подразумевает своё. Подразумевая своё, мы тем самым путаемся сами и запутываем других. Нынешняя конференция приурочена к 570-летию падения Византии. А «Византия» – это, простите, что? Всем историкам известно, что империи с таким названием отродясь не было. А что было? Была Ромейская империя, что в переводе с греческого означает «Римская». Западные историки в XVIII столетии назвали её Византийской, чтобы отодвинуть её от Рима «первого» и вообще от западной части империи. В Римской империи можно условно выделить периоды деления империи: на две части (правление двух, диархия, двоевластие), восточную и западную (285-293 гг. и 313-324 гг.) и даже на четыре части (правление четырёх, четверовластие, тетрархия, 293-313 гг.). При этом Римская империя этих периодов являлась единым государством. Главная причина появления более чем странного (если не сказать оскорбительного для ромеев) названия «Византия» была в том, чтобы придать видимость законности существования Священной Римской империи германской нации, и обосновать её в качестве единственного законного наследника Римской цивилизации. С новым названием «Византия» империя стала как бы новым государством эллинов (греков), якобы не имеющим отношения к Римской империи. Однако сами эллины называли свою державу Римской (по-гречески – Ромейской), а себя – римлянами (по-гречески – «ромеями»). К слову сказать, греки Донбасса, к которым отношусь и я, будучи крымскими переселенцами XVIII века, вплоть до середины ХХ века по стародавней традиции продолжали называть себя ромеями как этническим самоназванием. Прошло пол-тысячелетия, а для ромеев имперско-государственное осталось в исторической памяти важнее национального. В этом как раз и проявляется мощь великой имперской идеи.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/07/do...

В 1721 г. Петр I после завершения Северной войны, начал свой знаменитый " Персидский " или " Каспийский " поход с целью овладеть западной частью Каспийского моря, и предотвратить турецкую агрессию в Иран и на Кавказ. Конечной целью петровского похода было присоединение к России Восточной Армении и Восточной Грузии. Летом 1722 г. русские войска вступили в Дербент и заняли города Баку, Решт и ряд прикаспийских районов. Однако дальнейшее продвижение русских войск было остановлено широкомасштабной турецкой агрессией на Кавказ, и однозначной поддержкой Турции со стороны Англии и Франции. И хотя России были навязаны условия, по которым она не могла оказать прямую военную поддержку борющейся армяно-грузинской стороне, однако русское правительство оказывало негласную поддержку и материальную и моральную армянскому национально-освободительному движению Сюника и Арцаха. И даже в такие неблагоприятные для русской дипломатии времена, не снимался с повестки дня вопрос о присоединении Восточной Армении и Восточной Грузии к России. И только скоропостижная кончина Петра I отодвинула присоединение Восточной Армении и Восточной Грузии к России до начала XIX века. Черту под многовековое геополитическое противостояние подвели три русско-турецкие войны в XVIII веке. В результате войны 1735-1739 гг. русские войска перенесли театр военных действий в Крым и взяли Бахчисарай, а в 1737 году татары были разбиты в Карасу-Базаре, были освобождены Азов и Очаков, причем победы достигались сравнительно малыми потерями в сравнении с неприятелем (подчас в 10 раз). Война закончилась Белградским мирным договором, по которому России был возвращен Азов. Первая война при Екатерине II 1768-1774 гг. была начата Турцией и закончилась Кучук-Кайнарджийским миром 20 июля 1774 года и присоединением к России причерноморских провинций. Вторая война 1787-1791 гг. завершилась Ясским миром и навсегда ликвидировала господство Турции в Причерноморье, а русский флот получил право свободного прохода через проливы. В результате русско-турецких войн XVIII и XIX столетий Турции были нанесены такие удары, от которых она уже не смогла оправиться вплоть до новейшего распада СССР.

http://pravoslavie.ru/5113.html

В плане раннего демографического учета и выявления старообрядцев в росписях фиксируется, что в данном приходе «противящихся святой церкви раскольников нет». О каких бы приходских людях разных чинов ни говорилось в данных именных, по сути, росписях, всюду отражена семейно-родственная структура обитателей прихода, независимо от их социальной принадлежности. На исповедь приходили целыми семьями (за исключением до 7–10 лет), в связи с чем мы видим широкую терминологию родства как по прямой, так и по боковой линиям – муж, жена, сын, дочь, брат/сестра (родные, двоюродные), племянник, тетка; сноха/невестка, зять, вдова. В некоторых росписях видим даже обобщение местным священником статистических данных: всего данный приход охватывает столько-то деревень, в них столько-то дворов и столько-то человек. В заключение подчеркнем, что учетная документация разного происхождения ( государственного – ландратских переписей и материалов первой ревизии 1717–1727 гг. – и церковного– метрических книг и исповедных ведомостей 1718–1727 гг.) существенно дополняет друг друга. В переписях отражено все мужское податное население с показанием родственных отношений (а в ландратских книгах еще и женское), включая младенцев. В исповедных же ведомостях/росписях реализован всесословный принцип учета населения, хотя не отмечались дети до 7–10 лет, а систематическая фиксация возраста наблюдается в соответствии с указом от 16 апреля 1737 г. В любом случае данные о народонаселении и его возрасте в государственной и церковной документации позволяют вести сравнительно-историческую разработку этих источников, ценных для ряда проблем исторической демографии и исторической генеалогии.     © Пшеницын Д. А., Черкасова М. С., 2022   Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией Императорской Академии наук. Т. 4. СПб., 1846. С. 172–177. Государственный архив Вологодской области (далее – ГА ВО), ф. 1260 (Коллекция столбцов), оп. 3 (Устюжский архиерейский дом), д. 38. Кабузан В. М. Народонаселение России в XVIII – первой половине XIX в.: По материалам ревизий. М., 1963. С. 82–84.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190257/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛУППИ [итал. Galuppi] Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (18.10.1706, о-в Бурано близ Венеции - 3.01.1785, Венеция), итал. оперный композитор венецианской школы, автор церковно-муз. сочинений для католич. и правосл. богослужения. Б. Галуппи. Гравюра XVIII в. Худож. Дж. Бернассони Б. Галуппи. Гравюра XVIII в. Худож. Дж. Бернассони Учился у А. Лотти в венецианской консерватории Инкурабили. Известен как реформатор оперного жанра буффа; за период более 50 лет (20-70-е гг.) написал свыше 110 опер в различных жанрах. В 1740 г. занял должность maestro di coro (учителя хорового искусства) в консерватории Мендиканти. В 1741-1743 гг. Г.- капельмейстер королевского театра в Лондоне. В 1748 г. он вернулся в Венецию и занял должность помощника капельмейстера в соборе св. Марка; с 1762 г. до конца жизни - 1-й капельмейстер собора. В 1762 г. Г. был выбран директором консерватории Инкурабили. Ему принадлежит неск. ораторий и кантат: «Юдифь» (1746, Венеция), «Жертвоприношение Авраама» (1764, Венеция) и др. Для рус. музыки имеют значение церковные композиции Г., определившие стилевой поворот к классицизму. С 1765 до сент. 1768 г. Г. занимал должность 1-го придворного капельмейстера в С.-Петербурге при Екатерине II: руководил постановками спектаклей на придворной сцене, устройством концертов, работал в Придворной певческой капелле , писал оперы, инструментальную музыку, торжественные кантаты на памятные дни. В его обязанности входило разучивание с певчими Придворной капеллы хоровых сцен для постановок onep-seria, обучение композиции талантливых и способных певчих, сочинение церковной музыки. Одним из учеников Г. был Д. С. Бортнянский . Для РПЦ Г. написал цикл песнопений литургии, неск. духовных концертов и одночастных хоров. Не зная церковнослав. языка, он, как и мн. др. иностранцы, подтекстовывал слова в песнопениях, ориентируясь на их лат. аналоги. Г. стал родоначальником жанра многочастных композиций, для создания к-рых использовал форму a cappell " ного итал.

http://pravenc.ru/text/161597.html

Книги художник писал, как правило, на совр. ему бумаге, однако в редких случаях он использовал старую бумагу с древними филигранями, как, напр., при создании лицевой «Повести о Петре и Февронии Муромских» (Архив СПбФИРИ РАН, 50). Она была столь искусно стилизована «под древность», что ввела в заблуждение таких авторитетных исследователей древнерус. книжности, как О. И. Подобедова, Р. П. Дмитриева и др. Б. занимался также изготовлением «настенных листов», или «картин», с изображениями на историческую тему. Сохранились 2 «настенных листа» работы Б. с изображениями «Мамаева побоища» (в Городецком краеведческом музее и в ГИМ, созданы соответственно в 1894 и во 2-й пол. 90-х гг. XIX в.). Художественным источником для этих «настенных листов» являлся печатный гравированный лубок XVIII в., в них также есть перекличка с «настенными листами» поморских старообрядческих мастеров XVIII-XIX вв. и совр. Б. батальной живописью. По свидетельству А. И. Горячевой, дочери Б., ее отец написал «картину» «Иван Грозный убивает своего сына», местонахождение к-рой неизвестно. Б. рисовал и художественные полотна. В Городецком краеведческом музее сохранились 4 работы, созданные Б. в 10-х гг. XX в.: «Протопоп Аввакум и боярыня Морозова», «Жалованная грамота Григорию Орлову», «История Городецкой старообрядческой часовни» и картина на евангельский сюжет «Симоне Ионин, любиши ли Мя?». Рукописное наследие Б. в наст. время хранится в различных фондах отделов рукописей РГБ и РНБ, Отдела рукописей и старопечатных книг ГИМ, в Городецком краеведческом музее, в Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике. Архив Б. (как и собранная им коллекция рукописных книг) полностью не сохранился. Ряд архивных материалов ныне находится в составе творческого архива Б. в ОР РГБ, др. часть - в ГИМ и в Гос. архиве Нижегородской обл. Арх.: ОР РГБ. Ф. 491 [личный творческий архив]. Изд.: [Публикации рукописных книг работы Б.]: Слово о полку Игореве [факс. воспроизв. лицевого списка работ И. Г. Блинова из собр. ГБЛ]//Слово о полку Игореве/Л.

http://pravenc.ru/text/149385.html

В. о. стало одним из главных идейных центров беспоповства. Здесь разрабатывались основные идеи этого направления в старообрядчестве: теория духовного антихриста , идея вынужденного отсутствия священства, определение «нужно-потребных» таинств (Крещение и Покаяние) и обоснование возможности их совершения «простецами», образование института духовного наставничества. Источники кон. XVII в. свидетельствуют о сложившемся к этому времени на Выге почитании старообрядческих мучеников и их мощей, об отсутствии моления за царя, о существовании обряда причащения Богородичным хлебом, об особенном совершении таинства Крещения и обряда погребения. Выговские наставники и жившие в поселении иеромонахи отправляли требы для местных жителей - крестили, исповедовали, причащали. В дискуссиях с федосеевцами , к-рые вели в первые годы XVIII в. А. Денисов, Л. Федосеев и др. выговцы, получили обоснование главные пункты разделения этих 2 крупнейших направлений беспоповства: вопросы о браке, о «торжищном брашне» (продуктах, покупаемых на рынке) и о титле на Кресте Христовом. Первый период истории В. о., до нач. 10-х гг. XVIII в., был для выговцев одним из самых трудных. В 1698 г. выговцы обсуждали проекты перехода из гос. крестьян в помещичьи и переселения в нижегородские земли. Затяжные неурожаи и голод в 1705-1712 гг. заставили искать более подходящие места хотя бы в Поморье. В 1713 г. была предпринята последняя попытка переселения - в более плодородные каргопольские земли. Укреплению общежительства способствовали значительный рост численности жителей суземка (в 1698 - ок. 2 тыс., помимо коренных жителей это были выходцы из Москвы, Поволжья, Новгорода, Архангельска, Вел. Устюга) и поддержка со стороны местных крестьян. К кон. XVII в. В. о. располагало обширным хозяйством: были распаханы пашни по обоим берегам Выга, имелись 2 мельницы, большое поголовье скота, были организованы различные ремесла, рыбные и звериные морские промыслы на Кольском п-ове и в Поморье, торговля в Архангельске, Москве, др.

http://pravenc.ru/text/161059.html

Климент XII, папа Римский. 30-40-е гг. XVIII в. Скульптор Ф. делла Валле (Музей Рима - Палаццо Браски в Риме ) Климент XII, папа Римский. 30-40-е гг. XVIII в. Скульптор Ф. делла Валле (Музей Рима - Палаццо Браски в Риме ) В 1734 г., во время противостояния Испании и Свящ. Римской империи, вызванного войной «за польское наследство» (1733-1735), собранная в Тоскане армия Карла Бурбона нарушила границы Папского гос-ва, пройдя через его территорию во владения Неаполитанского королевства, которое находилось под властью Габсбургов; там испанцы нанесли поражение войскам императора. После завоевания испан. войсками Сицилии Карл Бурбон провозгласил себя королем Неаполя и Сицилии Карлом VII, но К. отказался его признать, указывая на необходимость получения папской инвеституры, т. к. сюзереном Неаполитанского королевства считался папа Римский. После завершения войны «за польское наследство» и признания территориальных приобретений Испании К. пришлось искать примирения с кор. Филиппом V: 10 нояб. 1735 г. папа назначил администратором Толедского архиеп-ства 8-летнего инфанта Луиса Антонио (это дало возможность королевской семье получать доходы Толедской кафедры); на консистории 19 дек. того же года возвел Луиса Антонио в достоинство кардинала. Однако К. отказался признать инфанта Карла королем Неаполя и Сицилии, настаивая на необходимости получения им папской инвеституры. В марте 1736 г. под предлогом подавления волнений, связанных с призывом жителей Папской области в неаполитанскую армию, в Рим были введены испан. войска. 26 сент. 1737 г. был заключен конкордат между Испанией и Папским престолом, согласно к-рому значительно расширялись полномочия испан. короля в делах католич. Церкви в Испании (полномочия нунция в отношении католич. Церкви в Испании были сокращены, король получал ренту с вакантных бенефициев, испан. духовенство облагалось налогом, ограничены права церковного убежища и др.). Отношения между К. и испан. королевской семьей осложнялись и из-за отказа папы признать власть Карла VII в Неаполитанском королевстве, где правительство Б. Тануччи проводило политику по ограничению прав католич. Церкви (сокращение полномочий папского нунция и епископов, ограничение права на церковный иммунитет, снижение выплат Папскому престолу, запрет мон-рям приобретать в собственность земли и др.). В 1737 г. Карл VII назначил Бартоломео Корсини ди Сисмано, племянника К., вице-королем Сицилии. В мае 1738 г. К. выпустил буллу об инвеституре кор. Карла VII, признав его власть в Неаполитанском королевстве.

http://pravenc.ru/text/1841403.html

В течение XVIII в. в результате русско-австро-тур. войн румын. земли, в т. ч. и территории Валашского княжества, неоднократно переходили от одной стороны к другой. Так, по мирному договору в Пожареваце, увенчавшему австро-тур. войну 1716-1718 гг., Банат, Олтения и Воеводина перешли во владение Габсбургов и были возвращены Валашскому княжеству де-факто в 1737 г. (де-юре в 1739). Во 2-й пол. XVIII в. внешняя политика Российской империи, стремившейся к свободному выходу к Чёрному м., стала особенно активной в направлении Дуная. Осенью 1769 г. в рамках русско-тур. войны 1768-1774 г. рус. армия вошла в Молдавское и Валашское княжества и заняла столицы - Яссы и Бухарест. Летом-осенью 1770 г. рус. войска под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского одержала важные победы у Кагула и Бендер. В 1771 г. Российская империя завоевала Крым, и театр военных действий переместился к югу от Дуная. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (10 июля 1774) Российская империя получила право свободной навигации по Чёрному м. (военный флот) и Дунаю (торговый флот), Молдавское и Валашское княжества остались в составе Османской империи, назначение и смещение господарей должны были происходить с согласия Российской империи; также были установлены фиксированный налог в пользу Порты, амнистия местным волонтерам, участвовавшим в военных действиях, и др. Австрия получила Буковину. В ходе русско-австро-тур. войны 1787-1791 гг. рус. армия в июле 1788 г. форсировала Днестр и направилась к Яссам, однако военные действия были приостановлены ввиду вступления Швеции в войну против России и концентрации у российских границ прусской армии. Австрия, до этого выступавшая на стороне Российской империи, заключила с Османской империей сепаратный мир (1791). Оказавшись в изоляции, Российская империя согласилась на мир с Османской империей, по Ясскому договору (29 дек. 1791) граница между 2 империями устанавливалась по Днестру, Российская империя аннексировала территорию между Юж. Бугом и Днестром; Османская империя обязалась выполнять условия Кючук-Кайнарджийского договора относительно Дунайских княжеств. Вслед. русско-тур. переговоров, состоявшихся 12 сент. 1802 г. (Гульхан), был издан хатт-и-шариф, который вновь подтверждал и расширял привилегии, предоставленные Дунайским княжествам в предыдущий период: регламентацию сроков правления господарей-фанариотов Российской империей, уменьшение повинностей княжеств и др. В то же время были существенно укреплены позиции Российской империи в княжествах, она получила возможность отстаивать перед Портой их интересы ( Nistor . 2003. Vol. 2. P. 600-629).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010