В целом можно констатировать, что Диодор, несмотря на плохую сохранность его творений, производит впечатление значительного церковного писателя. По характеристике того же Н. Фетисова, «видно, что Тарсский епископ с замечательною смелостию мысли касался всех религиозных вопросов современной ему эпохи. Он дал блестящие образцы экзегезиса, был строго выдержанным, избегая малейшего склонения в опасное преувеличение и умаление в своих догматических построениях. Универсализм Диодора находил приложение и в анализе исторического знания, и в возвышенных построениях христианско-богослужебной поэзии. Все это делает Тарсского епископа по справедливости замечательным писателем своего времени на литературной ниве защиты Христовой Церкви от врагов, достойным соработником его друга, святителя Василия Великого , его ученика, святителя Иоанна Златоуста , и таких выдающихся современников, как святитель Григорий Богослов , святитель Григорий Нисский , святитель Амфилохий Иконийский » 1150 . Признавая значение Тарсского предстоятеля как церковного писателя, следует, на наш взгляд, несколько снизить мажорный тон этой характеристики, поскольку подлинных его произведений, как указывалось, сохранилось весьма мало. Но несомненно, что с разнообразием творений Тарсского епископа гармонировал и стиль, который высоко оценивал не только святитель Фотий. Святитель Василий Великий , которому Диодор прислал две свои книги, об одной из них отзывался так: «Простота и неискусственность слога показались мне приличными намерению христианина, который пишет не столько напоказ, сколько для общей пользы» 1151 . Безусловно, Диодор был и ярким проповедником, обладающим незаурядной силой убеждения; очень возможно, что проповеди его записывались и порой читались вслух. Во всяком случае, Златоустый отец отзывался о нем так: «Враги истины, не вынося силы языка его, со всех сторон строили бесчисленные козни, но от всех их Господь спасал его. Будем же слушать этот язык, чрез который он и подвергался опасностям, и спасался. Не погрешил бы тот, кто сказал бы о нем то же, что Моисей сказал о Земле обетованной. Что же он сказал о ней? Земля текущая млеком и медом ( Исх. 3:8 ). То же можно сказать и о его языке; это – язык, текущий молоком и медом. Итак, чтобы и нам насладиться этим молоком, прекратим здесь наше слово и послушаем его лиры и трубы. Когда я представляю приятность его слов, то называю голос его лирою; а когда представляю силу мысли, то некоторою воинственною трубою, такою, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона» 1152 . Глава III. Христологические воззрения Диодора

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Тогда преподобный призвал эконома и, отдавая ему гривну золота, сказал: «Как же ты говоришь, брат Афанасий, что нам не на что купить необходимое для братии, — вот, бери золото и иди покупать то, что нужно». Эконом, поняв, что это послано по милости Божией, поклонился святому в ноги, прося прощения. А преподобный поучал его по этому случаю так: «Брат, никогда не впадай в отчаяние, но всегда укрепляйся верою в Бога и во всякой печали надейся на помощь Господа, ибо Он позаботится о нас, если будет на то Его воля. Итак, приготовь праздничное угощение для братии, потому что это есть Божие посещение. Когда обеднеем, Бог тогда позаботится о нас, как было сегодня». Подобным же образом пришел однажды к преподобному келарь, именем Феодор и, сказал: «У меня нет ничего съестного, что я мог бы предложить братии к обеду». Преподобный же, как и в тот раз, отвечал: «Иди, потерпи немного и молись Богу. Он позаботится о нас, а если мы не будем достойны Его милости, то подай к обеду вареную пшеницу с медом. Но мы должны надеяться, что Господь, в пустыне пославший хлебы непокорным людям (Исх. 16, 15), может и нам подать пищу». Выслушав это, келарь удалился, а преподобный стал усердно молиться Богу. И вот по тайному внушению Божию первый боярин князя Изяслава, по имени Иоанн, прислал преподобному в монастырь три полных воза со съестными припасами: хлебом, рыбой, овощами, пшеном и медом. Получив все это, преподобный прославил Бога, а келарю сказал: «Видишь, брат Феодор, Бог не оставит нас, если только мы будем надеяться на Него всем сердцем. Итак, иди и приготовь угощение братии, так как это посещение Божие». Так радовался духовно преподобный с братией во время трапезы и благодарил Бога за то, что несть лишения боящимся Его (Пс. 33, 10). Подобные чудеса Бог часто творил в Печерской обители по молитве преподобного. Однажды пришел из города к преподобному священник с просьбой одолжить вина для совершения Божественной литургии. Тотчас же святой Феодосий призвал церковного старосту и велел ему наполнить вином сосуд, с которым пришел священник. Староста же сказал, что у них самих так мало вина, что его едва хватит на совершение трех-четырех литургий. Преподобный же отвечал ему: «Вылей все вино этому человеку, а о нас позаботится Сам Бог».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Пусть меды текут им, колючий терновник имбирь пусть приносит.» (Эклог. 3). и еще: «И всюду ручьями текущия вина содержит». Или в переносном смысле под землею текущею медом и млеком мы должны разуметь Церковь , в которой мы младенцы и питающиеся молоком воспитываемся в вере, чтобы иметь возможность принимать твердую пищу. И Я отвечал и сказал: аминь, Господи. Вместо этого LXX перевели: да будет Господи, ибо это значит аминь. Господь говорил: Я поклялся отцам вашим, что дам им землю текущую медом и млеком, как теперь исполняется на самом деле. Пророк любящий народ свой припоминает Господу это слово Его и желает, чтобы было истинно и навсегда пребывало то, что дано, и потому говорит: поистине, Господи, Ты исполнил то, что обещал, или да будет, Господи, то есть да пребывает всегда то, что Ты дал. Ст. 6. И сказал Господь ко мне: провозгласи (или прочитай) все слова сии в городах Иуды и на площадях Иерусалима, говоря: слушайте слова договора сего и исполняйте их. Всемилостивый Бог часто предсказывает будущее, чтобы непокорливый к вере дух наконец смягчился. Предсказывает же бедствие как в городе Иерусалиме, так и вне его на поле, чтобы разделяющие одинаковое бедствие и покаялись одинаково. Ст. 7–8. Ибо увещевая увещевал Я отцов ваших со дня, в который Я вывел их из земли Египетской, до сего дня. Рано вставая увещевал Я и говорил: послушайте гласа Моего, но они не послушали и не приклонили уха своего, а ходили каждый в развращены сердца своего злого, и Я навел на них все слова договора сего, который Я заповедал им исполнять. До сих пор у LXX нет, а дальнейшие слова: а они не исполнили внесены ими и соединены с концом предыдущего стиха, в котором написано: слушайте слова договора сего и исполняйте их, а они не исполнили. А что значит с утра вставать и часто внушать им слова Божии чрез пророков, вывести из Египта, часто увещевать и говорить: послушайте гласа Моего, а они ходили по нечестию сердца своего, за что потом Бог воздает и они получают по заслугам, – об этом мы говорили уже выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Трапеза Успенского поста, по своему уставу, походила на Великий пост: рыба не разрешалась во все дни, кроме великих и больших праздников. Однако на Соловках традиционно по субботам и воскресеньям подавали рыбные пласти, в Волоколамском и Кирилло–Белозерском монастырях в субботу и воскресенье, как и Великим постом, ели икру. Соловецкий устав после 1566 года разрешал употреблять рыбу на праздник перенесения мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа). В этот день ставили две трапезы, и обе с рыбой (Устав. Л. 40 об.). Таким же образом память соловецких преподобных праздновали в Кирилло–Белозерском монастыре, что имеет свое объяснение. Соловецких чудотворцев особо чтили в Кирилловой обители. Оба монастыря связывали крепкие духовные узы: преподобный Савватий был постриженником и воспитанником Кириллова монастыря. Кроме того, рыба Успенским постом в Кирилло–Белозерском монастыре разрешалась еще на праздник Василия Блаженного (2 августа) и на память преподобного Антония Римлянина (3 августа). Кроме рыбы с добавкой, за обедом в эти дни подавали еще белый хлеб и ячный квас; если празднование этих святых приходилось на постный день, то вместо рыбы подавали икру (для сравнения можно сказать, что сейчас рыба Успенским постом разрешается только на Преображение). В Волоколамском и Кирилло–Белозерском монастырях рыбу готовили еще на предпразднество Успения (14 августа). В этот день волоколамской братии подавали два рыбных блюда из хорошей рыбы со взваром и огурцами, «сельди переславские», калачи не в меру, пироги масленые, одни – с вязигой и перцем, другие – с горохом, оладьи с медом, хороший медовый квас, а вечером братия пили «обычный квас». Кирилловские монахи после обедни в навечерие Успения получали по просфире, потом келарь звал их в сытню, где они получали по чаше кваса медового, калачи, сущ (позже его заменили на осетрину) и по две чаши кваса сыченого. В сам день Успения в Волоколамском монастыре, для которого это был престольный праздник обители, устраивался почти пасхальный стол. Снова, как и на Пасху, братии подавали перепечи пшеничные не в меру, рыбу свежую жареную, два вида хорошей соленой рыбы со взваром и горчицей, калачи белые, два вида пирогов: одни – с яйцом и перцем, другие – с сыром, да еще оладьи с медом. Если Успение приходилось на непостный день, то устраивался ужин с лодожиной, калачами и квасом из сыты. Если праздник попадал на среду и пятницу, то в монастыре была только одна трапеза, а вечером братия пила еще «квас сычен». Если же Успение приходилось на понедельник, считавшийся в монастырях постным днем, то «по преданию и разсуждению преподобного старца Иосифа», пост ради великого и престольного праздника в этот день отменялся: за обедом и ужином братия ели сыр, яйца, коровье масло. В Кирилло-Белозерском монастыре на Успение устраивался большой корм с крушками, а на ужин подавали рыбу. Если праздник приходился на постный день, то за ужином обходились без рыбы (о понедельнике в кирилловском обиходнике ничего не сказано).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лишь только удалился эконом, как в келью вошел сияющий светом отрок в воинской одежде. Поклонившись, он положил на стол близ преподобного гривну золота и, ничего не сказав, вышел вон. Преподобный же встал и, взяв золото, со слезами благодарности помолился Богу. Наутро преподобный позвал привратника и спросил, не приходил ли кто в прошедшую ночь в монастырь. Привратник же отвечал: — Нет, как только зашло солнце, я тотчас же затворил ворота и с того времени не отворял их, потому что никто не приходил в монастырь. Тогда преподобный призвал эконома и, отдавая ему гривну золота, сказал: — Как же ты говоришь, брат Анастасий, что нам не на что купить необходимое для братии, — вот, бери золото и иди покупать то, что нужно. Эконом же, поняв, что это послано по милости Божией, поклонился святому в ноги, прося прощения. А преподобный поучал его по этому случаю так: — Брат, никогда не впадай в отчаяние, но всегда укрепляйся верою в Бога и во всякой печали надейся на помощь Господа, ибо Он позаботится о нас, если будет на то Его воля. Итак, приготовь праздничное угощение для братии, потому что это есть Божие посещение. Когда обеднеем, Бог тогда позаботится о нас, как было и сегодня. Подобным же образом пришел однажды к преподобному келарь, именем Феодор, и сказал: — У меня нет ничего съестного, что я мог бы предложить братии к обеду. Преподобный же, как и в тот раз, отвечал: — Иди, потерпи немного и молись Богу; Он позаботится о нас; а если мы не будем достойны Его милости, то подай к обеду вареную пшеницу с медом. Но мы должны надеяться, что Господь, в пустыне пославший хлебы непокорным людям (Исх.16:15), может и нам подать пищу. Выслушав это, келарь удалился, а преподобный стал усердно молиться Богу. И вот по тайному внушению Божию первый боярин князя Изяслава, по имени Иоанн, прислал преподобному в монастырь три полных воза со съестными припасами: хлебом, рыбой, овощами, пшеном и медом. Получив все это, преподобный прославил Бога, а келарю сказал: — Видишь, брат Феодор, Бог не оставит нас, если только мы будем надеяться на Него всем сердцем. Итак, иди и приготовь угощение братии, так как это посещение Божие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Термин ρφος с различными вариациями сближается с Дионисом, посвященный в мистерии становится новым и именно новорожденным Дионисом. И этот новорожденный (а вместе и умерший) падает в блаженную область молока. Рейнах отвергает теорию млечного пути. Принимая во внимание, что выражение о козленке несомненно взято из ритуала мистерий, он ставит вопрос: не было ли у орфиков крещения в молоке тем более, что вера в молоко, как вещество восстановляющее юность, в некоторой мере существовала. Рейнах после некоторого анализа отвергает это предположение на том простом основании, что понадобилось бы слишком много молока. В конце концов он приходит к выводу, что выражение: упал в молоко надо переводить: я, посвятившись, нашел лучшее. Смысл в сущности тот же, что и у Дитериха. Гаррисон сближает речь о козленке с выражением таблицы: «я вступил в лоно верховной владычицы» и с одной надгробной надписью 1-го столетия по Р. X. «Здесь лежит Боэций, муж, вдохновленный музами, вечно он наслаждается радостью сладкого сна лежа в меду». «В первоначальной церкви, пишет Гаррисон, таинство крещения непосредственно сопровождалось причащением. Обычай этот до ныне сохранен у коптов. Неофит пил не только из чаши с вином, но и из чаши, в которой были смешаны молоко и мед, этим новорожденный во Христе принимал пищу ребенка. Наша церковь (т. е. англиканская) отделила причащение от крещения и забыла о символизме молока и меда, как она не возлагает теперь и венцов на своих неофитов после крещения... Блаженный Иероним упоминает о чаше молока и меда. Что чаша с молоком и медом была языческой, об этом мы знаем из прекрасного предписания, сохраненного в одном магическом папирусе, где поклонник веры наставляется так: «возьми меда с молоком, выпей перед восходом солнца и в тебе будет нечто божественное». Умерший согласно орфикам возрождается для новой жизни, и он питается сладкой пищей новорожденных. Питается молоком и медом. Умерший орфик падает в лоно Деспины, т. е. его хоронят в земле. Он соединяется с Деспиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

– Батюшка, а к Вам гости. – Кто такие? – Не знаем, говорят, эмигранты, русские. Супругам Беликовым отец Зинон распахнул 14 августа 1996 года свою келью и свое сердце. Из Аргентины у него еще никого никогда не было. Серьезно заинтересовался. Милости просим! Все смотрите! Вот законченные иконы… А вот работы моих итальянских учеников. Приезжают в свои отпуска, живут после Европы без удобств, без горячей воды – и все ради русской иконы! Пожалуйста, можно фотографировать. А хотите завтра на мессу, на католическое Успение… Итальянцы приглашают вместе с ними помолиться. Вам-то в Аргентине католическая традиция известна… Супруги Беликовы не отказались прийти на мессу. Выстояли до конца недолгую службу, всех высмотрели, все запомнили. Нет, они не возмутились дерзновенным проступком отца Зинона (статья известного ученого С.С. Аверинцева в «Общей газете» так и называлась «Дерзновение отца Зинона»). Не высказали ему сразу своего негодования. Не ушли, наконец, возмущенные и оскорбленные. Отправились вместе со всеми… пить чай. С медом. Накануне, по-православному, был первый, «медовый» Спас – и монах Павел обносил всех свежим псковским медом. Естественно, на прощание все трижды облобызались: Православные и католики, русские и итальянцы, псковичи и аргентинцы. Наивно-блаженно отец Зинон пригласил супругов Беликовых на скорый престольный праздник обители – Преображения Господня. Обещали… Но вместо этого сели и написали бумагу, которую, без экивоков, теперь можно назвать «просто донос». Я прилагаю ксерокопию этого, уже исторического, письма в Московскую Патриархию. Само собой, ему предшествовал устный донос в Псковскую епархию. Что было далее – в общем, хорошо известно. Безсрочное запрещение Архимандрита Зинона в священнослужении. Запрещение двум монахам (именно двум, по указке Беликовых) причащаться и носить монашескую одежду. Наконец, изгнание Архимандрита Зинона и всей его общины из Мирожского монастыря. Прошло 12 лет… Отец Зинон жил в это время в глухой псковской деревне Гверстонь, построил храм, тоже в честь Преображения Господня. В конце 2001 года, что называется через голову Псковского Архиерея, Святейший Патриарх Алексий II своим указом снял прещения с Архимандрита Зинона и двух его монахов.

http://pravoslavie.ru/37115.html

Ко времени переводных экзаменов наших из второго класса в третий (курс был двухгодичный) приехал к нам отец наш и пошел к учителю нашего класса Ф. М. Мму собрать справки об успехах наших. В невеселом расположении духа возвратился к нам: — тебя, Андрей, — сказал отец, — по просьбе моей, как старшего брата, обещал учитель перевести в следующий класс, а за тебя, Феофан, я дал целый рубль, чтобы перевели. Нельзя порицать за это Мго, приняв во внимание, что годовое жалованье его было всего 10 р., а он был женат и имел двух сыновей. Смотрителем богуславского училища, когда я и брат мой были во втором классе, считался игумен монастыря, о. Григорий, носивший кличку «Гречка», — человек лет 70 — 80, белый как лунь. Училища нашего не посещал, по крайней мере, младших классов, и мы видели его только в монастырской церкви, куда водили нас на богослужение, или проходящим в стенах ограды монастырской, при посещении келий братий монастырских. Тихий, безмятежный старец этот памятен мне по такому случаю. Когда меньший брат мой Феофан на первом году нахождения нашего в училище заболел корью, старушка-служанка посоветовала мне напоить его настойкой с липового цвета, подсластив медом, и сказала, что за копу грошей можно купить стакан меду в монастыре, где, по случаю великогопоста, бывает принос и медом. Я отправился в монастырскую церковь; но послушник сказал мне, что в этот день, за окончанием поминовений (великий четверг), все кухлички перенесены уже к о. игумену для раздела между братией. Что было делать? Река Росьбыла в разливе и трудно былодоставиться в город, чтобы купить там меду. Я решился пойти к о. игумену. Получив аудиенцию, я объяснил ему причину своего посещения. Он повел меня в свою коморку при келии, где находились кухлики, и предложил мне выбрать любой. Избравши самый больший, я дал о. Игумену копу грошей. Он рассмеялся, возвратил мне деньги и дал еще один кухлик. звонко, слова произносил громко, оглядываясь чуть не ежеминутно, заставлял за собою повторять то того, то другого ученика в одиночку, иногда, на кратких фразах, и хором, чем и пробудил нас от школьной дремоты.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Рождественский пост был первым постом нового года, он начинался в день памяти апостола Филиппа, поэтому его называли иногда Филипповым постом. Накануне, 14 ноября было заговенье, то есть монахи последний раз обильно ели скоромную пищу, набираясь сил на предстоящий пост. За обедом в Волоколамском монастыре подавали два рыбных блюда и оладьи с медом, за ужином – восьмую часть калача, столько же хлеба, лапшу, пироги с сыром, яйца, сыры и квас ячневый. В Кирилло–Белозерской обители монахи заговлялись «большой» рыбой, «пирогами тельными», битыми караваями с яйцами, пшенной кашей и ячневым квасом. За ужином на стол ставили два рыбных блюда, лапшу, сыры: одни – пресные с медом, другие – сухие; молоко, калачи, квас ячный. Если заговенье приходилось на постный день, то один раз в день из утешительных блюд полагались только рыба сущ и ячневый квас. В понедельник, среду и пятницу каждой недели Филиппова поста в Волоколамском монастыре вареную пищу за трапезой не подавали. Один раз в день братия вкушала половину белого мягкого хлеба, капусту с «красным росолом» (густым квасом из солода) и толокно. Если в этот день случался праздник со славословием, то разрешалось одно вариво с маслом. На праздник Введения Пресвятой Богородицы в Кирилло–Белозерском монастыре устраивался традиционный корм с крушками, кроме того, братии подавали по две чаши медового кваса. В навечерие Введения также ставили праздничную трапезу; если день был непостный, то разрешалась осетрина (правда, ели один раз в день – вечером, а после обедни монахи получали по просфире, но в сытню пить квас келарь не звал); если постный, то сушеная рыба и по две чаши ячневого кваса. В Соловецком монастыре пост был несколько слабее: до праздника святителя Николая (до 6 декабря) в понедельник ели щи и еще одно горячее вариво, а также одну невареную еду – «ястие студеное» (например, кислую капусту), в среду и пятницу – щи и два «ястия студеных». Во вторник, четверг и субботу в Волоколамском монастыре за обедом разрешалось одно вариво с маслом и рыбное блюдо, в субботу разрешался ужин, но без рыбы. На Соловках по вторникам и четвергам рыбу ели один раз – в обед, а в субботу и воскресенье дважды – за обедом и ужином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот изображение и той благословенной земли, в которую Господь хочет ввести людей своих: снидох изъяти их, и ввести в землю кипящую млеком и медом. Но было в мире и другое освобождение – более общее и более важное. Вопль злобы и развращения целого человеческого рода взошел на небо, тяжкая болезнь сынов Адамовых обратила на себя взоры благоутробия Божественного – и милосердый Отец небесный посылает на землю Своего единородного Сына, чтобы избавить людей от ига греховной работы, и ввести их в обетованную землю, кипящую духовным млеком и медом. Воспоминание о начале сего величайшего события составляет предмет и начало настоящего празднества. Святая Церковь видит близкое сходство между сими двумя событиями: освобождением израильтян из Египта и избавлением всего рода человеческого от греха и вечной смерти. Посему-то в вечернем служении на сей праздник и положено читать повествование об освобождении израильтян из Египта. Посему-то и св. апостол Павел находит тесное отношение между обстоятельствами того и другого освобождения: в первых видит объяснение последних и рассматривает их как поучительный урок для искупленных грешников. В послании к Коринфянам, исчислив все важнейшие события и происшествия, совершившиеся при освобождении евреев из Египта, Апостол заключает, что все сие служит примером для нас и описано в назидание наше. Сия вся, говорит он, образы прилучахуся онем, писана же быша в научение наше ( 1Кор.10:11 ). Итак, вняв гласу Церкви и внушению Апостола, обратимся к истории освобождения израильтян из земли египетской и приложим ее к освобождению всего рода человеческого от уз греха и смерти и к духовной свободе каждого человека. История освобождения израильтян от чуждого ига полна бесчисленными знамениями и чудесами. Там дивно спасается от смерти и воспитывается при дворе царя-гонителя евреев будущий спаситель сего народа; там жезл обращается в змия и змий становится жезлом; там десять страшных казней поражают Египет; там море для одних делается гробом, а для других стезею удобопроходною; там пища с неба, питие из камня, врачевство от змия чрез змия же; одежды странников не ветшают, силы не ослабевают, там буйные враги смиряют свою гордую выю пред ведомыми Богом путниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010