СОБОР (слав. собрание, съезд) - 1. Архиерейский собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви для решения к.л. церковных вопросов. 2. Поместный собор - собрание всех правящих архиереев поместной церкви, представителей белого духовенства, монашества и мирян для решения важнейших церковных вопросов - избрания патриарха, канонизации новых святых и др. 3. Вселенский собор - собрание представителей поместных церквей для решения вероучительных и канонических вопросов. Православная церковь признает семь Вселенских соборов: Первый в 325 г. в Никее (Малая Азия); Второй в381 г. в Константинополе (на Первом и Втором Вселенских соборах был составлен и утвержден неизменяемым Символ веры); Третий 431 г. в Ефессе (Малая Азия); Четвертый в 451 г. в Халкидоне, городе вблизи Константинополя (установил догмат о двух естествах (природах) - божественном и человеческом - Иисуса Христа); Пятый в 553 г. в Константинополе; Шестой в 680 г. в Константинополе (установил догмат о двух волях и действиях Иисуса Христа); Седьмой в 787 г. в Никее (установил догмат иконопочитания). СОБОР - главный храм в городе или монастыре, рассчитанный на богослужение архиерея с большим числом духовенства. СОБОР - так в месяцеслове называются праздники, посвященные: а) Пресвятой Богородице - Собор Пресвятой Богородицы - на следующий день после праздника Рождества Христова; б) Иоанну Предтече - Собор Иоанна Предтечи - на следующий день после Крещения Господня. в) Архангелу Гавриилу - на следующий день после Благовещения. Название происходит от того, что в эти дни верующие собираются, чтобы прославить Пресв. Богородицу, Иоанна Предтечу или архангела Гавриила. СОБОРОВАНИЕ - см. елеосвящение. СОЛЕЯ - возвышенная часть пола перед иконостасом. Выдающаяся часть солеи напротив врат царских называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Со стороны средней части храма обычно солея ограждена невысокой решеткой. СОЧЕЛЬНИК - день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Соборование — см. Елеосвящение. Сочельник — день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник) В сочельник установлен строгий пост. По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво — вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название. Стихира — краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Мелодия стихир подчинена гласам. Требы — богослужения, совершаемые не ежедневно (т.е. не входящие в суточный богослужебный круг), а по их необходимости (по требованию верующих). Требы делятся на содержащие совершения таинств — крещение, миропомазание, венчание, исповедь, елеосвящение; и не содержащие — отпевание, панихида, постриг, различные молебны, освящение дома и т.п. Совершителями треб являются священник или архиерей (за исключением крещения, которое в крайних случаях может совершаться мирянином). Чинопоследования треб содержатся в требнике. Трисвятое — молитва «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Тропарь — краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Мелодия тропарей подчиняется гласам. Устав богослужебный — сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. Утреня — общественное богослужение, одно из богослужений суточного круга совершаемое, согласно Уставу, утром. В современной практике Русской Православной Церкви утреня совершается сразу по совершении вечерни, то есть вечером; в канун праздничных дней входит в состав всенощного бдения. Херувимская песнь — неизменяемое песнопение, поется во время великого входа на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (кроме дней Великого Четвертка и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI веке в Византии. Называется по начальным словам «Иже херувимы».

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Следующий элемент крещения – крещальная Евхаристия. Она завершает процесс вхождения в Церковь, поскольку Евхаристия и является таинством таинств. Она – высшая точка богослужебной христианской жизни. Апостольское придание говорит: «И тогда же диаконы пусть принесут к епископу приношение (oblatio) и он пусть совершит благодарение над хлебом, являющимся образом и называемым греками антитипом [«вместообразное»] Тела Христова и над чашей со смешанным вином для антитипа, которое греки называют подобием Крови, пролитой за всех уверовавших в Него; а молоко, смешанное с медом, символизирует вместе полноту обетования, данного отцам, когда Он сказал: «Дам вам землю, источающую молоко и мед», которое и дал — Тело Свое — Христос, от Которого, подобно маленьким детям, питаются верующие, превращая в сладость Слова радость сердца, вода также в приношении [употребляется] в знак омовения, чтобы и внутренний человек, т.е. духовное начало, получил то же, что и тело. В крещальной Евхаристии присутствуют три чащи: чаша с вином, чаша с молоком и медом, чаша с водой. Новокрещенные причащаются из всех трех чаш. Молоко с медом – символ Земли Обетованной. Новокрещенный шел через пустыню своей жизни и сейчас он входит в Землю Обетованную – в Церковь, где ему дается молоко и мед. Интересно, что в древности, когда еще не существовало никаких смесей для младенцев, мамы подкармливали детей молоком с медом. В своем послании апостол Петр пишет: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2,2). Чаша с водой символизирует внутренне очищение, омовение человека. В четвертой главе Евангелие от Иоанна Иисус говорит самарянке о живой воде как о воде, которая утоляет духовную жажду. После того, как человек попробует этой воды, он больше никогда не будет испытывать жажду. Апостольское придание так описывает процесс Евхаристии крещаемых: Пресвитеры же, а если их недостаточно, то и диаконы, пусть держат чаши и стоят благочинно и со смирением: первый, кто держит [чашу] с водой, второй — кто держит молоко, третий — кто держит вино.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Иеронима, еп. Петра и др. 58 Из сделанной передачи содержания главы 7:11–25 можно видеть, что течение речи в этих стихах вполне последовательное и плавное: рождение Эммануила служит знамением спасения от царей Рецина и Факея; но за неверие Ахаза и народа земля иудейская придет в полное запустение от войск ассириян, египтян (и вавилонян, заступивших место ассириян. – хотя вавилоняне в отделе обозначаются еще общим именем с ассириянами. От общности изображения зависело и то, что моменты опустошения страны войсками ассириян и египтян еще не представляются с полною раздельностью). Однако исследователи при определении смысла отдела высказывают противоположные мнения. Недоумение возбуждают прежде всего слова стиха 15-го: «Он (Эммануил) будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе» и дал. (ст. 16), а также стихи 21, 22. Дело в том, что «питание молоком и медом» везде в Библии (напр. Исх.3:8 , Втор.32:13–14 и др.) служит признаком изобилия страны; между тем в 21 и 22 стихах, как признают большинство толкователей, (между ними, напр. св. Иоанн Злат., бл. Феодорит, бл. Иероним... однако не все, напр. см. толкование св. Ефрема Сирина , Генгстенберга в Christologie и др.), – выражение: «маслом и медом будут питаться все оставшиеся в земле этой» означает, по-видимому, крайнюю бедность страны: земледелие в стране по причине ее опустошения неприятелями и неприятельских нашествий будет невозможно, оставшиеся в ней жители придут в большую бедность, так что кто будет иметь одну корову и двух овец (ст. 21), будет считаться богатым, – крайне запустевшая страна станет столь богатым пастбищем для скота, (23–25 – богатое пастбище в земледельческой стране есть признак именно крайнего запустения), что даже одна корова и две овцы дадут необыкновенное обилие молока (22), и обладатели их по причине обилия молока будут питаться маслом, – а также медом диких пчел, умножившихся в запустевшей стране – 18–19 ст. При таком понимании последовательный ход речи ни в чем не был бы нарушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

В некоторых случаях дело написания иконописных изображений новомучеников совершается не самым лучшим образом. В Екатеринбургской митрополии в Троицком соборе подворья Боголюбского женского монастыря, находящегося в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского района, имеется икона священномучеников Александра Малиновского, Алексия Будрина и Льва Ершова, написанная на основании имеющихся их фотографических изображений. И это оригинальная икона. В Златоустовской епархии Челябинской митрополии на сайте Никольского собора в городе Сатки помещена та же икона, только на изображении у одного из священномучеников были добавлены усы и борода, у другого дорисована митра, а у центральной фигуры не стало палицы. И именуются они уже священномучениками Александром Махетовым, Алексием Канцеровым и преподобномучеником Иоасафом (Боевым). Такая практика недопустима. Тем более, что у всех трех новомучеников существуют вполне доступные фотографические изображения. К сожалению, в приходах епархий даются произвольные наименования новомученикам в соответствии с тем или иным географическим местом, такое наименование прописывается и на иконе, и в результате мы не знаем, кто перед нами, и установить это можно только после дополнительных исследований. Например, в Бакинской епархии священномученик Иоанн Ганчев назван Иоанном Бакинским. В Бежецкой епархии мученик Сергий Бородавкин назван Сергием Краснохолмским. В Кинешемской епархии преподобноисповедник Леонтий (Стасевич) назван не преподобноисповедником, а просто святым Леонтием Михайловским. В Благовещенской епархии священномученик Серапион Черных назван Серапионом Амурским; во Владимирской епархии священноисповедник Георгий Седов назван Георгием Романово-Борисоглебским; в Саратовской епархии священномученик Петр Покровский назван Петром Павлодарским, священномученик Владимир Пиксанов назван Владимиром Саратовским, священномученик Иоанн Днепровский назван Иоанном Полчаниновским; в Сердобской епархии преподобномученик Пахомий (Ионов) назван Пахомием Скановским и т. д.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537310...

У Феодосия было как будто даже дисциплинарное правило для келаря: что есть в печи, то на стол мечи, чтобы поддержать веру, что завтрашний день сам о себе позаботится. В день святого Дмитрия Феодосий собрался с частью братии в Дмитриев монастырь, а тут как раз привезли «от некоих» Феодосию хлебы «зело чисты». Феодосий приказал подать их оставшейся дома братии, а келарь припрятал их до следующего дня, чтобы предложить их, когда соберутся все иноки. Феодосий покарал это самоуправство келаря епитимьей и пояснил, что дело здесь не только в ослушании, но и в правилах о завтрашнем дне 226 . В первую неделю Великого поста постились строго. Но Феодосий не натягивал струн выше меры, и в пятницу этой недели у него было заведено предлагать братии хлебы «чисти зело» и, кроме того, хлебы «с медом и с маком». Как-то по его смерти у келаря (по лживому его заявлению) не оказалось нужной муки: и вдруг, откуда ни возьмись («откуда же бе, не начаатися»), привезли в монастырь целый воз таких хлебов. Зато когда через два дня ослушник распорядился испечь такие же хлебы, то в вскипяченной для них воде оказалась жаба, и хлебы вышли «оскверненные» этим «гадом». Это все за ослушание 227 . Аналогичный эпизод еще при Феодосии и с деревянным маслом, причем слабость проявил тут уже сам игумен. В Успеньев день «строитель церковный» спохватился, что нечем наполнить «кандила» для освещения храма, и спросил разрешения у Феодосия наскоро «от земных семян избита масла». Но не успел налить его в кандилы, как в сосуде заметил дохлую мышь. Сосуд был им самим предварительно тщательно закрыт, и он ума не мог приложить, «откуда влезе гад той и утопе» 228 . Феодосий и разъяснил, что это от «неверствия», что Бог , значит, подаст деревянного масла, и приказал вылить растительное вон. А к вечеру действительно «некто от богатых» привез громадную корчагу, полную деревянного масла. Такой же эпизод и с медом. Как-то заехал запросто к Феодосию князь Изяслав со свитой, остался после беседы на вечерню, а дальше пошел такой дождь, что пришлось приехавших оставить на ужин. В «бранше» затруднения на этот раз не встретилось, но меду в кладовой не оказалось ни капли: и бочка-то перевернута. Только на этот раз Феодосий проучил келаря иным способом: ступай в кладовую и найдешь мед «в сосуде том». Келарь клялся, что сам же его и перевернул; а придя вторично, нашел его полным таки медом. Должно быть, это был сюрприз, подстроенный Феодосием из привезенного князем же, чтобы покончить с «неверствием» келаря. Но характерно заключение: меду оказалось столько, что по отбытии гостей и братии «на многы дни довольным им тем быти». Мед держали в монастыре, значит, не только для знатных посетителей 229 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

п. Тоже самое повторяется и после венчания (Я. Г.). Венчание в церкви совершается, смотря по обстоятельствам, иногда до заключения брака, а иногда и после, уже без всякого пира. Если церковь находится на пути от невесты к деревне жениха, то по пути заезжают в церковь для венчания. После венчания, или вернее-от невесты свадебный поезд заезжает к родственнику жениха, который угощает их и потом присоединяется к их поезду. При въезде новобрачных во двор жениха дружка, встающий на видное место с мукою в берестовой чашечке, обсыпает троекратно всех приехавших во двор, начиная с новобрачных и оканчивая лошадьми, показывая этим, что у новобрачных изобилие хлеба должно изливаться на всех. Потом невеста становится на телегу и происходит обряд вручения ей власти над всеми животными, принадлежащими жениху. Для этого выводится наилучшая лошадь и жених вручает повод её невесте троекратно, причем тот и другая держат повод в полах верхней одежды. Затем невеста уносится в дом жениха, чем показывается, что она в этом доме не чужая, пришедшая откуда нибудь, а своя, потому что не видно никакого следа того, что она пришла в дом, а есть только след её выхода из дома. В избе моление сначала обычное, именно: хозяин дома, держа в руке чашку с пивом, испрашивает у Бога благословение на добрую жизнь в их семье новобрачной, в заключение льет в угол порога немного пива предкам. Потом начинают пить пиво все, причем более важные гости сразу пьют по три ковша, а менее важные только по одному. Молодая все это время сидит около одного угла, ей позволяется поплакать только троекратно с определенными причитаниями. Затем отцом жениха разрезывается хлеб на мелкие кусочки, которые полагаются возле чашки с медом. Отец молится над всем этим, прося у Бога, чтобы жизнь новобрачных была столь же приятна, как приятно вкушение меда. Затем из хлеба с медом делаются катушки, которые бросаются на домашний очаг с приговариванием: „пусть новая хозяйка имеет такое же важное значение, как печка». Бросая хлеб с медом в другой-передний угол, хозяин говорит: „пусть новобрачная будет иметь зятя в этом углу», наконец, бросая в угол ближайший к двери, хозяин приговаривает: „дай Бог, чтобы здесь все голодные были насыщаемы, а все холодные обогреваемы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Кутья, или коливо, есть снедь, или еда, а канон, или канун, есть питье. Греческое koukia, из которого наше русское «кутья», есть множественное слова kouki и значит «feve»– «бобы» (у Византия), а kolybon, употребляемое во множественном kolyba, означает один вид гороха. Эти названия кутьи показывают, что первоначально она приготовлялась у Греков из бобов или гороха. Потом она начала быть приготовляема у них из вареной пшеницы (kolyba sitos epsetos, Свида) с различным «набором», о котором см. устав патр. Алексия в Опис. синод. ркп. Горск. и Невостр. 380, л. 207 об., с. 260), Вопрошение Кириково у Павлова в «Памятн. канонич. права», со1. 32) и Симеона Солунского De ordine sepulmurae (сар. 371), в Патрол. Миня (t. 155, со1. 688–689). Кутья– вареная и сыченая медом пшеница (см. в Описании Московского Богоявленского монастыря, составленном епископом Никодимом (Белокуровым), грамоту великого князя Ивана III, с. 9 нач. (Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс. 1876, кн. IV). Канон, или канун, есть мед в смысле питья (напитка), известным образом приготовленного, или сыченое пиво (не совсем обстоятельное о приготовлении меда как напитка– в «Домострое», гл. 65). У Греков вместе с кутьей приносилось в церковь вино (Симеон Солунск, ibid.); у нас не было вина, а вместо него служил нашим напитком мед, он вместо вина и начал быть у нас приносим в церковь вместе с кутьей. Название, данное у нас меду,– канон, или канун,– есть или греческое kanoun, как назывались у Греков блюда, в которых приносилась в церковь кутья, или же от канона– известного песенного последования. Принимая второе, нужно будет объяснить усвоение меду названия тем, что он вместе с кутьей приносим был в церковь под храмовые праздники, когда после вечерни петы были молебны с каноном (откуда и название дня, предшествующего празднику, каноном, как он иногда назывался в книжном языке прежнего времени, или кануном, как он обыкновенно назывался и называется). В последующее время в Троицком монастыре всегда был большой запас «петого», или освященного, меда как питья, который под именем меда чудотворцова, то есть преподобного Сергия, раздаваем был на благословение (Симон Азарьин в предисловии к «Книге о новых чудесах...» и см. ниже, в главе 1-й Путеводителя, речи о хозяйстве и богатстве монастыря). В настоящее время в городах носят в церкви как заупокойный канун чайные чашки с медом-сырцом, но что каноны преподобного Сергия были именно медом-питьем– это, кроме сейчас указанного, видно из того, что о приготовлении их преподобным Епифаний употребляет выражение: «и канон творяше» (л. 120). Канун пили (см. Слово Илии, епископа Новгородского, открытое и напечатанное А. С. Павловым, с. 25).

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Рожон, или рожно, — заостренный шест, кол или «суковатый шестик» к сохе (см. Даль). Название этого предмета — производное от «рог», одно из значений которого — могущество, власть, сила. В Библии рожно упоминается не единожды. Так, один из судий израилевых «шестьсот человек филистимлян побил воловьим рожном» ( Суд.3:31 ). В Первой книге Царств рожон причислен к сельскохозяйственным орудиям. Евреи, не имевшие своих кузнецов, вынуждены были ходить к филистимлянам «оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить» ( 1Цар.13:20–21 ). Таким образом, это большего или меньшего размера шест с заостренным концом, иногда железным, многообразно используемый в хозяйстве и могущий служить оружием. В книге Деяний святых апостолов, откуда и пошло это выражение, рожон становится символом неодолимой силы. Савл, еврей из колена Вениаминова, принадлежал к фарисеям и был строгим ревнителем Закона Моисеева. Он оказался одним из самых яростных гонителей апостолов и их последователей. С целью схватить учеников Христа он отправился в Дамаск. «Когда же он шел и приблизился к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян.9:3–5 ). В речи сохранился текст слав. Б .: «Жестоко ти есть противу рожна прати». Здесь Савл уподоблен упрямому быку, а Господь — пастуху, направляющему его рожном на должный путь. Питаться медом и акридами ПИТАТЬСЯ МЕДОМ И АКРИДАМИ Жить впроголодь, обходиться минимумом пропитания; выражение носит шутливый оттенок, свидетельствует о том, что человек легко, с юмором относится к вынужденному или добровольному воздержанию в пище. Медом и акридами питался Иоанн Креститель. До начала своей проповеди, возвещающей явление Спасителя, Иоанн пребывал в пустыне и «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» ( Мф.3:4 ; Мк.1:6 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Что значат далее слова: «… землю добрую, текущую медом и млеком» 82 ? Благословен Господь наш, давший нам премудрость и ведение Своих тайн! Ибо пророк говорит: «притчу Господа кто уразумеет, разве премудрый и искусный и любящий Господа своего» 83 . Так как Господь обновил нас отпущением грехов, то дал нам новый образ, так что мы имеем младенческую душу, как воссозданные духовно. Ибо к нам относятся слова писания, которые Отец говорит Сыну: «… сотворим по образу и по подобию нашему человека, и да обладает зверями земными и птицами небесными и рыбами морскими» 84 . И, видя человека, прекрасное создание свое, Господь сказал: «… возрастайте и умножайтесь и наполняйте землю». Это в начале сказано о нас к Сыну. Далее я покажу вам, каким образом он в конце времен совершил в нас второе творение. Господь говорит: «… вот я сделаю последнее так, как первое» 85 . В этом смысле 86 проповедывал пророк: «вступайте в землю, текущую медом и млеком и обладайте ею». Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «… вот, говорит Он, отниму от них» т. е. от тех, которых провидел Дух Господа, «… сердца каменные и вложу в них плотяные» 87 , ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, так как, братия мои, обиталище нашего сердца есть святый храм для Господа. Еще говорит Господь 88 ; «… в каком месте явлюсь Господу Богу Моему и прославлюсь?» И далее: «… принесу исповедание Тебе в церкви, посреди братий моих, и воспою Тебя среди церкви святых» 89 . Итак, мы те, которых Бог ввел в землю добрую. Но что такое млеко и мед? То, что как жизнь младенца поддерживается сперва медом и потом молоком, так и мы, будучи оживотворяемы верою в обетование и словом Божиим, будем жить и господствовать над землею. Вначале сказано было людям, чтобы они растились и обладали зверями и птицами, и рыбами. Кто же ныне может обладать зверями или рыбами, или птицами небесными? А мы должны понимать, что обладать означает власть, когда кто-нибудь распоряжается и повелевает. Хотя этого обладания и нет ныне, однако оно обещано нам: когда же оно будет? Когда сами столько будем совершенны, что сделаемся наследниками завета Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010