Последовательное знакомство оглашаемых 1-го оглашения с книгами Ветхого Завета параллельно с подробным исследованием синоптических Евангелий помогает им не только исправить свою внешнюю жизнь, но и внутренне принять библейское откровение о мире и человеке, о законе и грехе, о жизни и смерти. Из писаний мудрых Израиля катехумен узнает о том, что « Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих ...» (Прем 1:13), « Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его » (Прем 2:23-24). Из книг закона он узнает о том, как постепенно смерть входила в мир через грех человека и как Бог даровал Своему избранному народу закон для охраны жизни от агрессивной смерти, и что соблюдение закона — это «путь жизни» (Втор 30:16-19). Из книг пророков — о личной ответственности за грехи, а так же о грядущем наступлении Царства Божия, о суде и воскресении мертвых, о Христе-Искупителе и о грядущей победе над смертью. Постепенное принятие библейской картины мира ведет к изменению мировоззрения человека, и как следствие меняется и отношение к смерти: от языческого — к ветхозаветному. Из естественного, биологического закона жизни смерть становится врагом, и появляется желание избавиться от причины смерти — греха. Без этого изменения, без пробуждения в человеке жажды спасения от смерти, без опытного познания им силы греха путем начала борьбы с ним человек остается глух к Благой вести о Христе -— Победителе смерти, в результате чего 2-е оглашение и таинствоводство станут для него лишь набором знаний, «воскресной школой для взрослых». Да и бороться всерьез с грехом и злом в себе невозможно, если страх смерти еще живет в душе. По словам Максима Исповедника, «скрытый страх смерти есть причина всех страстей» [цит. по 19, с.133]. Христос добровольно принял смерть за грех всего мира, «чтобы чрез смерть упразднить имеющего власть над смертью, то есть диавола, и освободить всех, которые, в страхе смерти, были всю жизнь подвержены рабству» (Евр. 2:14-15).

http://bogoslov.ru/article/782964

Почему же собственно Православные искреннее могут любить своего Государя? Ответ на это весьма прост: потому что, без сего чувства любви, они бы не могли быть истинно Православными, хотя бы и величались таким названием: ибо, что такое Православный?– это тот, кто право следует учению Церкви; а чему учит Церковь Православная?– «Бога бойтесь, Царя чтите» ( 1Петра 2:17 .) «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, и существующие власти от Бога учреждены». Если Апостол Павел говорить это о языческих Кесарях, от которых и сам впоследствии пострадал, что же сказал бы он о Христианских? Достаточно, для обличения непокорных, того, что пишет он далее в послании к Римлянам: «посему противящийся власти противится Божиему постановлению, а противящиеся подвергнутся осуждению: ибо начальники не страшны для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться начальства?– Делай добро и получишь от него похвалу: ибо начальник, есть слуга Божий тебе на добро; если же делаешь зло, бойся, ибо не напрасно меч носит; он Божий слуга, грозный отмститель делающему злое, и потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, которые тем самым занимаются. Итак, отдавайте всякому что должно: кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому страхстрах, кому честь – честь» ( Рим. 13:1–7 ). Не вполне ли изображены здесь все обязанности подданных, не только к своему Государю, но даже и к поставленным от него властям? И могут ли внимающие сему учению, во святыне храмов, не повиноваться Слову Божию, во всей простоте души своей, если они действительно Православны? Если же кто-либо вздумал бы лицемерно объяснять по своему заповедь божественную, испытывая, что подобает от нас Кесарю?– он услышит обличительный голос самого Господа Фарисеям: «воздадите убо яже Кесарева Кесареви и яже Божия Богови» ( Лук. 20:25 ). И конечно те, которые веруют, по словам Апостола, что Господь наш Иисус Христос «есть сияние славы Отчей и образ его существа» ( Евр. 1:3 ), будут послушны его гласу и покоряться Царям земным: ибо и они носят на себе образ Божий, как избранные Богом, для управления созданными от него человеками. Искренняя, благоговейная любовь к сему царственному образу Божию на земле, необходимо исполняют сердца тех, которые сами в себе уважают божественный образ, по коему вначале сотворен человек: чувствуя собственное свое достоинство, они тем паче благоговеют пред Царским, воздавая по заповеди божественной «ему же честь – честь».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Слово Святейшего Патриарха Алексия в Кафедральном соборном храме Христа Спасителя при вручении архиерейского жезла епископу Вяземскому Игнатию 7 июля 2005 г. 16:56 Преосвященный епископ Игнатий! Господь наш Иисус Христос голосом Церкви повелел тебе стать в ряды святителей Божественной Любви, и нет более ответственного и страшного призвания: «Вот, я посылаю вас» (Мф. 10. 16), — говорит Господь, — «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20. 21). Ты вошел в круг апостольский, в сонм епископов Русской Православной Церкви. Неумолим закон Христовой любви — сострадательной, крестной любви, любви доброго Пастыря, полагающего душу Свою (Ин 10. 11) за отступивших от Него людей. Господь зовет тебя соделаться жертвой (Флп. 2. 17), возлагает на тебя омофор, знаменующий собой заблудшую овцу, которую ты, ценой жизни своей, должен обрести и спасти от погибели, вручает жезл учеников Христовых (Евр. 11. 13; 1Петр 2. 11). Мы не сомневаемся в искренности твоей любви к Богу и к Церкви, и потому тебе и нам «дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1. 29). «Любовью Иисуса Христа» (Флп. 1. 8) возлюби каждого в мире, в который ты входишь с новой обновленной силой. Принеси им непобедимую Пасхальную радость нашу, чтобы рассеялся страх, чтобы погасла ненависть, чтобы Свет Христов озарил тех, кто до сих пор ходит во тьме, чтобы едиными устами и единым сердцем воспеть славу и хвалу Богу, Создателю всех. Имей «ум Христов» (1Кор. 2. 16) и «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2. 5), смирение Господне и верность до конца в совершенном послушании Ему Единому. Господь не оставит тебя и сподобит послужить Ему, если ты, подобно Предтече Христову и Крестителю Иоанну, изо дня в день будешь убывать, покоряя в себе греховное, чтобы Ему расти в тебе, пока не овладеет всем без остатка. При наречении ты исповедал свой страх перед величием архиерейской хиротонии и ответственностью епископского служения. Благодать есть действие Божие. Сам Бог, хотя и невидимо, присутствует и действует в Таинствах церковных. Таинство рукоположения во епископа есть явление силы и славы Самого Бога. В присутствии Бога, в близости Его чувство страха и трепета испытывает всякая плоть человеческая.

http://patriarchia.ru/db/text/27779.html

Субъекты воспитания Несомненно, что достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания. В России традиционно субъектами воспитания являлись семья, государство и Церковь. Семья Православная педагогика отводит семье особое место. По учению святых отцов, дети должны повиноваться своим родителям. Побуждением к этому должны быть не страх наказания и не своекорыстные расчеты, но сердечная любовь и страх Божий (?, 1908, ?). В Евангелии читаем: Дети! Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно ( Евр. 13, 17 ). Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле ( Еф. 6, 2 ). Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол. 3, 20 ). Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу ( 1 Тим. 5, 4 ). В первые века у христиан не было школ, через которые могло бы распространяться христианское вероучение. Поэтому главным «орудием» его распространения, помимо живого слова проповедников, служила семья. Христианская семья, по свидетельству одного из педагогов 19 века, долгое время оставалась «единственной школой» христианского воспитания. Домашняя жизнь приобрела «печать церковности»: совместное духовное пение и совместное чтение Священного Писания стали постоянным упражнением членов семьи (?, 1908, ?). Подобающее место заняла в семье женщина. «Было время, – пишет св. Иоанн Златоуст , – когда жены стояли наравне с мужчинами, теперь же наоборот… Женщины превосходят нас в благородстве, христианском усердии и благочестии, в любви ко Христу» (Цитирование по: см. 1908 г.?). Говоря о взаимных отношениях мужа и жены, Тертуллиан восклицает: «Какой тесный и сердечный союз между двумя верующими, у которых одна надежда, одно стремление, одинаковый образ жизни, одно служение Господу. Как брат и сестра, они живут в полном мире и согласии, они вместе молятся и постятся, взаимно друг друга наставляют и увещевают, друг друга во всем поддерживают; они вместе в храме, вместе у Причастия; они делят друг с другом радости и горести, никто изних ничего не скрывает от другого» (Цитирование по: 1908, с.?). Христианская женщина первых веков была украшена всеми возможными добродетелями, так что даже языческий оратор Ливаний невольно воскликнул: «Что за жены у христиан!» (?, 1908, ?).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Увлечение внешним блеском государства было заранее осуждено еще Моисеем. И пророк Исаия обличает здесь евреев за то, что они из-за денег готовы стали на все, не отрицая самого права на обогащение (ср. Ос.2:8 ). Ис.2:8 . и наполнилась земля его идолами: они по­кло­няют­ся делу рук сво­их, тому, что сделали персты их. «Идолы» по евр. clilim, т. е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога. Ис.2:9 . И пре­кло­нил­ся человек, и унизил­ся муж, – и Ты не про­стишь их. «Унижением» для человека представляется пророку, конечно, впадение в язычество с его пороками. Ис.2:10 . Иди в скалу и сокройся в землю от страха Го­с­по­да и от славы величия Его. Скалы в Палестине или собственно пещеры, находящиеся в скалах, всегда служили для иудеев местом убежища на случай нападения врагов ( Суд.6:2 ; 1Цар.13:6 ). Пророки Моисей и Илия также укрывались в скалах пред явлением славы Божией ( Исх.33:22 ; 3Цар.19:13 ). «Страх Господень» – это не только уже перед нашествием вражеских полчищ, какие пошлет против своего народа Господь, но и страх пред Самим выступающим в качестве Судии Сущим. Ис.2:11 . Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизит­ся; и один Го­с­по­дь будет высок в тот день. «В тот день» – выражение, сходное с выражением в последние дни ( Ис.2:2 ), но указывающее все-таки на более близкие к пророку времена, как это видно из контекста речи. Ис.2:12 . Ибо грядет день Го­с­по­да Саваофа на все гордое и высокомерное и на все пре­воз­несен­ное, – и оно будет унижено, – «День Господа Саваофа» – день грозного суда Божия (ср. Иоил.1:15 ; Иоил.2 и сл.). Об имени Господь Саваоф см. гл. 1 ст. 9. Ис.2:13 . и на все кедры Ливанские, высокие и пре­воз­носящиеся, и на все дубы Васанские, Ис.2:14 . и на все высокие горы, и на все воз­выша­ю­щиеся холмы, Ис.2:15 . и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, Ис.2:16 . и на все корабли Фарсисские, и на все вожделен­ные украше­ния их. «Кедры» на горах Ливана росли прежде в изобилии. Их вечно зеленый наряд и ветви, распространяющиеся зонтообразно, представляются очень красивыми и величественными.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это им в начале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы, как дети перед родителями своими, рабы перед господами своими, подвластные перед властями ничего непристойного не делают, но благоговейно поступают, так бы они перед Богом все замечающим, поступали и ходили со страхом, и думали бы, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их казнить, когда худо будут поступать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судья всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно. «Как, – говорит святой Златоуст, – страх Божий будет? Если помыслим, что везде предстоит Бог, что все слышит, что все видит, не только то, что делается и говорится, но и все то, что в сердце и что в глубине помышлений есть, ибо судит помышления и мысли сердечные. Если таким образом сделаем, ничего лукавого не сотворим, ничего не скажем, ничего не помыслим» (Беседа 8-я на Послание к Филиппийцам). 3) Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» ( Притч 23:13–14 ). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но из любви их наказывает, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр.12:6 ). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей своих из любви наказывать. Слепая же есть та любовь отчая, которая оставляет детей неисправных без наказания, как истинная и мудрая есть та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч 13:25 ; еще см. об этом Притч 29:17 ; Сир 7:25, 30:1–13 ). 4) Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» ( Кол 3:21 ), но средним путем поступать, как выше сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Это надменное предложение князя мира должно было потрясти ужасом все человеческое существо Христа. Его безгрешная плоть должна была инстинктивно содрогнуться при ужасной мысли о смерти, соединенной с подчинением власти дьявола. Так дьявол успел довести страх смерти во Христе до нечеловеческих размеров. Но он ошибся в своих горделивых замыслах. Христос, конечно, ни одного мгновения не имел мысли – последовать предложению искусителя. И когда Он увидел царства мира и их греховную славу, то они произвели на него совсем не такое действие, какого хотел дьявол . Христос «сжалился» над людьми – пленниками дьявола, «что они были изнурены и рассеяны как овцы, не имеющие пастыря» (Мф.9:36). Будучи «Сам обложен немощью», Христос мог «снисходить невежествующим и заблуждающим» ( Евр.4:2 ), – и вот, при виде царств мира, Его сердце исполнилось невыразимым сожалением и любовью к людям. Но истинная любовь крепка, как смерть (Песнь Песн.8:6 ); она даже сильнее смерти. Эта любовь к людям и преодолела во Христе страх смерти 12 , и чем сильнее было это последнее чувство, тем энергичнее был ответ Христа дьяволу . С Божественным величием Он говорить дьяволу: «отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу Твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.4:13 ). Каков же смысл этого ответа? «Я иду в мир, говорит Христос, чтобы пострадать и умереть. Я подчинюсь обычному закону человеческой природы и по смерти сойду в ад. Это будет верхом твоего торжества: но это не будет Моим поклонением тебе. Я подчинюсь по человечеству твоей власти, но только потому, что такова воля Божия. Мое уничижение будет поклонением Богу, Которому одному и должно покланяться» 13 ... Ст. 11. Тогда оставляет Его дьявол , и се ангелы приступили и служили Ему. – Так окончилось все искушение Господа ( Мф.4:11 ). Но, заканчивая повествование о нем, евангелисты сообщают нам нечто такое, что открывает смысл всего события. «И се ангелы приступили (ко Христу) и служили Ему». Чтобы понять значение этого момента в истории искушения, обратимся к одному месту из послания к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/messian...

1) Евангелие было от начала мира то же, что и ныне проповедуется. 2) Та же вера была от начала мира, которая ныне проповедуется, ибо отцы Ветхого Завета веровали в грядущего Христа, а мы веруем в пришедшего. 3) Тот же образ оправдания и спасения был у них, какой и у нас есть, то есть – вера во Христа. Ибо в предвечном Божием совете положено – человека согрешившего спасти не иначе, как только через Христа, верою в Него. И что определено тогда, то ныне делается, и кто ни спасается, верою спасается. Ибо Евангелие – это «тайна, скрывавшаяся от вечности в Боге» ( Еф.3:9 ), как сказано прежде. 4) Как христианин от веры, так вера от Евангелия начинается. Без Евангелия не может быть веры. Надо верить милостивому Божиему обещанию, которое относится к Евангелию, если хотим веру в сердце воспринять. 5) Чтобы веру в сердце воспринять от Евангелия, должно почувствовать в сердце силу, обличение, осуждение и страх суда Божия от закона. Для этого нужна проповедь закона Божия. 6) Отсюда видно, как нужно поучаться в Слове Божием, то есть в законе и Евангелии, так как «от закона познается грех» и ощущается гнев Божий против греха (см. Рим 3:20 ), а от Евангелия силою Святого Духа вселяется в сердце утешение и живая вера. 7) Евангелие неисправным, некающимся и не перестающим грешить никакой пользы не приносит, так как тем только благовествуется, которые Бога и Суда Его праведного боятся и страхом и печалью за грехи уязвлены. Им утешение от Евангелия нужно и предлагается. Им говорится: «не бойся, только веруй» ( Мк.5:36 ). Им Христос, в Евангелии проповедуемый – Утешитель и Врач, как и Сам Он говорит: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф.9:12 ). Глава 2: О вере «Праведный верою жив будет» ( Авв.2:4 ; Рим 1:17 ; Гал.3:11 ; Евр.10:38 ). «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). § 281. Вера – это то, чего не видим, или умом не постигаем, но веруем, что так и есть. Так, мы не видим Бога (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несовершенное, вера совершает, и так более от веры, нежели от разума познаем), но веруем, что есть Бог , есть Един.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

2. Поэтому, о возлюбленная и верная в Господе Килония, – ибо к тебе с этого места мое слово, – я весьма радуюсь твоей истинной мудрости. Ибо истинная мудрость есть та, о которой рассуждает Соломон: «Начало мудрости – страх Божий» ( Притч. 1, 7 ). Это для многих показалось трудным, ибо на таких (людей) находят многие искушения. Говорю я об этом (по той причине), что брат, (написавший) мне послание, сказал мне то же самое: «Все твои бедствия и все (то, что) ты терпишь – Господни, как принятое тобою ради Его имени» ( Евр. 12, 5–6 ; ср. Притч. 3, 11–12 ). 3. Таков путь тех, которые жаждут небесного ( Мф. 6, 33 ; сравн. Кол. 3, 1 ) и стремятся к обладанию им. (Но), если путь этот узок ( Мф. 7, 14 ), то он и краток и выводит приходящих на великий простор и на свет. 4. Таков порядок для получения нами вечной жизни и этих неувядающих венцов ( 1Пет. 5, 4 ). Иаков сказал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, сделавшись искусным, он получит венец жизни» ( Иак. 1, 12 ). И какая польза человеку, – (употребим) Христово изречение – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?» ( Мф. 16, 26 ). 5. И притом жизнь эта весьма несчастна и не имеет ничего истинного, а Давид сказал: «Дни... наши – в них семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и большая часть их – труд и болезнь» ( Пс. 89, 10 ). 6. Поэтому (Моисей) захотел страдать с народом Божним ( Евр. 11, 25 ). А народ Божий – это те, которые получили дар горнего призвания ( Кол. 3, 1–2 ) и, ради (этого), приняли многие скорби ( Деян. 14, 22 ). Поэтому они не услышали, как тот богач, что они получили доброе свое в жизни своей ( Лк. 16, 25 ). 7. И исполины те, славные изначала ( Вар. 3, 26 ) люди, не сумели ничего достигнуть той силой и гордостью, как сказал и пророк Иеремия: «Но они погибли от того, что не имели мудрости» ( Вар. 3, 28 ). Глава 5 1. А нам Бог дал знать все, угодное ( 1Кор. 2, 12 ) Ему. Ибо «счастливы мы..., – сказано, – что мы знаем угодное Богу» ( Вар. 4, 4 ). А угодно Богу благоразумие 16 . Благоразумие же состоит в том, чтобы иметь здравый разум и не колебаться злобою мятущихся мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

3:12). Неверие бывает от же­стокости. Как отвердевшие и грубые тела не уступают усилиям врачей, так, и ожесточившиеся души не повину­ются слову Божию. Вероятно, между ними были не веровавшие в истину сказанного; потому он и говорит: " Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго " . Так как речь о будущем прини­мается не с таким убеждением, как речь о прошедшем, то он напоминает им об исторических событиях, в которых также недоставало веры. Если, говорит, отцы ваши, не уповая так, как должно было уповать, потерпели такие бедствия, то тем более (потерпите) вы, потому что и к ним от­носится сказанное. Слово: " ныне " означает: " всегда " , пока стоить мир. " Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: " ныне " " т.е. назидайте друг друга, исправляйте себя, чтобы (и с вами) не случилось того же. " Чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом " (Евр.3:13). 2. Видишь ли, что грех производит неверие? Как неве ри e бывает причиною порочной жизни, так и наоборот, когда душа нисходит во глубину зол, то она делается непослушною, а сделавшись непослушною, не хочет и верить, чтобы заглу­шить в себе страх. " И сказали " , говорит (Писание), " не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев " (Пс. хсш,, 7); и еще: " уста наши с нами; кто нам господин " (Пс. 11:5)? и еще: " Зачем нечестивый пренебрегает Бога " (Пс. 9:34)? и еще: " Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " . Они развратились, совершили гнусные дела " (Пс. 13:1); и еще: " нет страха Божия пред глазами его " ; и еще: " ибо он льстит себе в глазах своих, будто отыскивает беззаконие свое, чтобы возненавидеть его " (Пс. 35:2, 3). И Христос выражает то же самое, когда говорит: " ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету " (Иоан. 3:20). Затем (апостол) продолжает: " Ибо мы сделались причастниками Христу " (Евр. 3:14). Что значит: " сделались причастниками Христу " ? Мы сделались, говорит, причастными Ему; мы и Он стали одно; Он - Глава, а мы -тело Его, сонаследники и сотелесники; мы одно тело с Ним, от плоти Его и от костей Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010