Знаменский, - были знаки внимания и благоволения к ней Высочайших Особ, которых она удостоилась видеть в своих стенах».(52) 27 августа 1871 г. Императора Александра II и Великих князей принимали уже в только что отделанном каменном доме. «Так как все члены Августейшего Семейства, посещавшие Казань в прежние годы, - писал " Н.Р. " , - всегда удостаивали своего посещения крещёно-татарскую школу г. [Н.И.] Ильминского, весьма скромную по своему положению, но имеющую огромное значение для образования инородцев, в особенности же крещёных татар здешнего края: то и ныне как ученики и ученицы этой школы, так и учители её отраслей - инородческих школ, а также многие из их родителей и родных и наконец даже учители чувашских и черемисских школ, в надежде видеть обожаемого Монарха, - собрались в огромном числе во вновь отстроенное училищное каменное здание».(53) Как уточнялось в отчёте о деятельности Совета БСГ с 4 октября 1870 г. по 4 октября 1871 г., «все расположились в верхнем этаже нового дома (54) в следующем порядке: крещёно-татарские учителя и ученики, более ста человек, заняли одну комнату, тут же особой группой стояли чуваши с черемисами; в коридоре стояли крещёные татары - отцы учащихся; затем в другой комнате стояли воспитанницы с учительницами, и отдельно от них крещёно-татарские женщины - матери и родственницы учащихся».(55) «Самый вид высоких, чистых и светлых комнат, - отмечалось там же, - в сравнении с прежним тесным помещением роскошных, предрасполагал всех к радостным впечатлениям».(56) Высоких гостей встретили попечитель КУО П.Д. Шестаков, Н.И. Ильминский и священник В.Т. Тимофеев. «Когда Августейшие Посетители вступили в первую комнату, - писали " Казанские губернские ведомости " , - ученики запели " Спаси Господи люди Твоя " по-татарски, потом чуваши и черемисы пропели тот же тропарь на своих языках. Между тем государь Император изволил осведомляться об устройстве и назначении школы, которые имел счастие объяснять г[осподин] попечитель учебного округа. Потом Государь император перешёл к воспитанницам, которые пропели также " Спаси Господи люди Твоя " по-татарски и, по желанию Его Величества, по-русски».(57) После этого Император Александр II «обратил внимание на группу крещёно-татарских женщин» и вышел в коридор, где, «подошедши к отцам учащихся, изволил высказать им своё удовольствие, что их дети обучаются в этой школе, и надежду, что они выдут отсюда хорошими христианами».(58) «Крещёные татары были глубоко тронуты назидательными словами Монарха, - констатировалось в том же отчёте.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/15/...

Из упоминаемой нами описи монастыря видно, что ко времени вступления Дионисия в должность настоятеля, Старицкий монастырь как в церковном, так и в экономическом отношениях был очень нескудным. Управлялся он архимандритом, а братия в монастыре священников и дьяконов было 73, «да служек монастырских, поворков и конюхов и церковных сторожей», т.е. разной прислуги в монастыре было 43 человека 50 . Храмов в монастыре было три. Денег в монастырской казне было 200 рублей, да 79 кабал на 106 рублей и 116 кабал на 660 четвертей хлеба. Потом, монастырь владел несколькими селами и деревнями в Старицком, Тверском и Кашинском уездах; по описи сел насчитывается около 20 со многими деревнями. Наконец, монастырь обладал очень ценной ризницей, дорогими иконами и разными вкладами высоких особ, из которых стоит упомянуть Ивана Ивановича Грозного, который дал по сыне своем Иване Ивановиче два серебряных стакана 51 . При архимандрите же Дионисии монастырь обогатился новыми вкладами, из которых он сделал 20 и 22 октября 1606 года. Эти вклады состоят преимущественно из икон, то обложенных серебром, то позолоченных, то украшенных драгоценными камнями: драгоценные камни положены на иконах Вседержителя (9 камней разных), Пречистой Богородицы Одигитрии (четыре жемчужины да цата сканная), Николая Чудотворца (три жемчужины да три камышка) 52 . После смерти же Иова в монастырь поступило все его имущество, за исключением тех вещей, которые отданы за его погребение 53 , или же родственникам. Кроме вкладов Иова и вещей, поступивших в монастырь после его смерти, при архимандрите Дионисии поступили в монастырь книги после старца Афанасия: несколько Евангелий, одно из них толковое, две триоди, два октоиха, две общие Минеи: печатная и письменная, псалтырь и др. 54 Наконец, известно, что и сам преподобный Дионисий сделал много вкладов в Старицкий монастырь; но в несравненно большей своей части эти вклады сделаны преподобным тогда, когда он был уже архимандритом Троицким. Более ценные вклады его следующие: образ Успения Пресвятой Богородицы, образ Живоначальной Троицы, серебряные сосуды (потир, дискос, два блюдца и звезда) весом 3 фунта 14¼, золотников, серебряное кадило весом 2½ фунта, Евангелие, крест благословляющий, обложенный чеканным серебром и позолоченный, книга Пролог с марта по сентябрь 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Панихида по императрице Марии Федоровне совершена в день ее памяти в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга 12 октября 2007 г. 19:26 Панихида по императрице Марии Федоровне совершена сегодня в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Молитвенное поминовение возглавил настоятель собора игумен Александр (Федоров). Почтить память августейшей особы прибыла ближайшая из ныне здравствующих ее родственников — председатель Фонда «Программа помощи России» Ольга Куликовская-Романова. На панихиде присутствовали представители дипкорпуса Королевства Дании и прихожане храма святого Александра Невского в Копенгагене, где после эмиграции из России часто молилась вдовствующая императрица. На гробницу были возложены цветы. Как отметили гости, спустя год после перезахоронения она выглядит так же, как и соседняя, под которой покоится венценосный супруг Марии Федоровны. Традиция упокоения царствующих особ и их ближайших родственников под массивными беломраморными надгробиями с позолоченными православными крестами началась с императора Петра I, по указу которого был возведен собор-символ имперского Санкт-Петербурга. Принцесса Дагмар — дочь датского короля Кристиана и королевы Луизы — родилась в 1847 году. Став российской императрицей, она 52 года прожила на новой родине и покинула ее после революции. 79 лет назад супруга императора Александра III скончалась в Дании. После кончины Мария Федоровна покоилась в усыпальнице датских королей в Роскильде вблизи Копенгагена. По инициативе потомков Дома Романовых и по соглашению правительств России и Дании прах императрицы был перенесен в Россию и 28 сентября 2006 года перезахоронен в фамильную усыпальницу Романовых. Перенос останков состоялся в 140-ю годовщину ее прибытия в Россию в качестве невесты будущего государя. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/307722.htm...

гл, следует, что, по мысли того же Типикона, храм не есть единственное место для отправления сей службы, а из тех указаний Типикона, которые ниже мы цитируем, следует, что такими местами могут быть притвор и трапеза. 647 Так указано в особ. изд. Служб на кажд. день 1 седм. св. Четыред. Москв., 1893 г., понедел., л. 52. Но, как мы видели при изложении богослужения в Сырную среду, по Типик., л. 302 на обор., на часах чтец не сказывает прокимна, а объявляет только глас, на который надобно петь прокимен. 649 Хотя в 49 гл. Тип. об этой молитве умолчено, но она должна быть применительно к 1 часу, который в этом месте назначает молитву: Христе свете... 650 Не во все, впрочем, дни седмицы положено стихословие кафизмы на 9 часе; его не бывает по пяткам; на Страстной седмице ни в один день на 9 часе не стихословится кафизма. 652 Для сравнения изложим здесь устав о начальных молитвословиях изобразительных, поемых не во дни Великого поста. В среду и пяток Сырные, в которые вслед за часами совершаются сначала последование изобразительных, а потом вечерня без литургии, сливаясь с предыдущими службами в один состав, начальные псалмы: Благослови, душе моя. Господа. Слава, Хвали душе моя Господа..., положены (Тип., л. 303 и 304). Положены они также в навечерие Рождества Христова и Богоявления Господня, и не только в том случае, когда часы с изобразительными переносятся с субботы или воскресенья на пяток, в каковый день в этом случае литургии не бывает, но и в том, когда, кроме часов с изобразительными, отдельно от них поется полная литургия (Тип., л. 131 на обор. и дал., л. 147). В пасху вместо этих псалмов указаны пасхальные песнопения (Типик., л. 350). 653 В мрк. главе о празднике Благовещения, если он случится в один из постных дней ев. Четыредесятницы, даже и о 3 поклонах не упоминается на 3 и 6 часах, равно как и на 9, а только на 1 ч. (Тип., л. 204). В понедельник, вторник и среду Страст. седм., если случится праздник Благовещения, на всех часах 1, 3, 6 и 9 указываются 3 великие поклона (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

90 Ср. ниже указания св. Отцов («о Сыне человеческом» в конце сей главы); в ос. св. Гр. Бог. о Св. Духе л. 168, и (во вступл. в 3 главу) Афан. Велик. 1 Посл. к Серапиону ч. 3, стр. 52, изд. 1853. 92 См. Св. Отцев в конце главы и в особ. Гр. Богослова (посл, к Квидонию л. 249 на об. и 250) вопрошающего «Где убо пребывает ныне тело Господне?» 93 Как напр. гностиков, проповедовавших учение о демиурге и других порождениях необузданной фантазий, привитых из языческих религий востока. 98 Прекрасно говорит св. Григорий Богослов (слово 34-ое о Богосл. второе в перев. Архиеп. Иринея ч. 2, лист 117), – что один философ (Платон в Тимее) сказал: Бога понять трудно, изрещи же не возможно... «по моему же (Григор. Богосл.) мнению изрещи убо не возможно, разуметь же еще не возможнее»... «...Восприемлется же мысль о Боге только верою» (листы 118 на обор. 120 на об. 122, 124) «по благости Божией и благодати Им дарованной, ибо и самое хотение добра требует от Бога помощи», (слово 31; часть 2, лист 93 на обор.). 99 π – dum, nondum, adhuc; ποτ – aliquando, unquam когда-бы то ни было; в какое бы время то ни было. 108 Неученый народ в устах книжников назывался «презренный амхарец». См. в Талмуде, напр. в отд. Берахот fol. 43, col. 2. Презрение к народу ярко выразилось в словах фарисеев Ин. 7:49 ; «но народ сей иже не весть закона, прокляти суть». 111 О крещении Иоанновом ср. в Деян. главу 19 и в особенности ст. 4. «Иоанн крести крещением покаянья, людем глаголя, да во грядушаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса». 122 Лк. 4и сл; и Мф. 4и сл.; Мк. 1и сл. Мы решаемся указать, что три последние искушения, о которых упоминают Евангелисты суть 1) искушение плоти гладом; 2) искушение тщеславия человеческого царской всемирной славой и 3) искушение самое опасное для человека при кажущемся смирении – искушение тайной гордости человека, мыслящего себя совершенным и потому искушающего Бога. Но из Мф. 4ясно, что дьявол не знал наверное, Сын ли это Божий или нет. 124 Об установлении празднования Пасхи Христианской, которая бы никогда не совпадала с Пасхой еврейской и о споре по сему предмету ср. Канонич. Хрон. Евсевия Кесарии Палестинской кн. V гл. 23 и 24, и см. Книгу Правил св. Апостол и св. Соборов в издан. Св.-Пр. Синода 1862. Правило св. Апостол § 7 и постановление Никейского Собора в постановл. поместн. Антиохийского Собора § 1-й и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Повидимому, проф. Селлин пришел к своей гипотезе случайно 41 и в позднейшем своем сочинении „Studien zur Entstehungsgeschichte der judischen Gemeinde nach dem babylonischen Exil“, s. 163 даже уже теряет свою прежнюю уверенность, но не отказывается от предложенной гипотезы. Но здесь важно то, что к подобным же выводам пришел, и уже давно, серьезнейший и основательнейший знаток истории еврейского народа Эвальд и не из случайных побуждений, а путем вывода будто бы из исторических фактов (см. Geschichte, В. IV, 152–158, особ. s. 157). Такими данными для него являются псс. 88, 131, 41, 73, 78, 59, 85, хотя другими написание этих псалмов относится к иному времени 42 . В особенности Эвальд придает большое значение пс. 88, в начале которого говорится о вечном завете Иеговы с домом Давида (особ. 4–5 ст.), затем прославляется величие и всемогущество Божие, далее опять выставляется обетование Господне дому Давидову о вечном пребывании на престоле семени его и неизменных милостях Божиих к нему (ст. 35–38). Все это псалмопевец делает затем, чтобы тем ярче оттенить картину бедствия, постигшего помазанника Божия. „Но ныне ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; пренебрег завет с твоим, поверг на землю венец его; разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем соседей своих. Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брань; отнял у него блеск и престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом. Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно; будет пылать ярость Твоя, как огонь? Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жил – и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней? Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею. Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов; как поносят враги Твои Господи, как бесславят следы Помазанника Твоего“ (39–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

(19 гл.). – Господь, восседая на облаке легком, грядет в Египет, и потрясутся пред Ним идолы египетские (1 ст.; ср. 2:18 и др.). Господь вооружит египтян против египтян, и дух Египта изнеможет в нем, и «прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывателям мертвых, и к гадателям» (2–3 ст.; ср. 8:19; 47:9, 12, 13...) и предаст их Господь в руки «властителя жестокого» (4 ст.), т. е. начнется в Египте борьба египтян с эфиоплянами, борьба династий, после которой Египет будет предан «властителю жестокому» или жестоким властителям – Навуходоносору (ср. Иер.46 гл. и особ. Иез.30:10, 13 , о чем еще ниже), Камбизу и др., прежде же всего Саргону, который поразил Фараона при Рафии (ок. 721 г.; ср. 20:1, 4) 121 . Тогда в Египте иссякнет река, от которой зависело благосостояние Египта, восплачут рыбаки, впадут в уныние обрабатывающие лен и ткачи белых полотен (5–11). Так, обезумели князья цоанские и мемфисские, «совет мудрых советников фараоновых» (ср. 47:13; 30:1–4) стал «бессмысленным» (ср. 29:14, 9 и др., 56:11...). «Как скажете вы Фараону: я сын мудрецов, сын царей древних?» (ср. особ. 23:7), обращается пророк к этим советникам. Где они? Где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе, пусть узнают, что Господь определил об Египте?» (ср. особ. 41:21–23; 45:20, 21…). «Совратили Египет с пути главы племен его» (11–13 ст.; ср. 3:12; 9:16; 56:11...) «Господь послал в него духа опьянения; и они ввели Египет в заблуждение, во всех делах его подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей» (14 ст.; ср. особ. 28:7–8; 29:9; 56:11–12). «И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость» (15 ст.; ср. 9:14). Египтяне затрепещут, подобно женщинам, от руки Господа Саваофа (16 ст.). «Земля Иудина (в которой «жилище» Господа – ср. 18:4) сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он постановил о нем» (17 ст.). «В тот день» будут в земле Египетской пять городов говорить языком ханаанским (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Близкое сходство 2-й части книги пр. Исаии с первою замечается сколько в раскрываемых мыслях, столько же в образах и выражениях. Так выше указано уже было на образ «отрасли Господа». Как самый этот образ, так и другие, напр. образы запустения страны, полевых зверей, зверей пустыни, процветания пустыни, пасения стад в опустевшей земле и т. п. в первой части книги пр. Исаии тесно примыкают к основной его мысли, образно выраженной в 6:13 так: «вся земля эта запустеет, но... святое семя будет корнем ее». Всем этим образам можно найти много соответствующих во 2-й части. С образом «отрасли Господа» срав. напр. следующие места: 44:3–4; 58:11; 53:2 333 . С другими из означенных образов ср. 43:19, 20: «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. Полевые звери прославят Меня – шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный Мой народ» (ср. с этим местом особ. 34:35 гл., 32:2...). Или: «бедные и нищие ищут воды, и нет ее, язык их сохнет от жажды... открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю – источниками воды; посажу в пустыне кедр, ситтим, и мирту, и маслину, насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (41:17–19, ср. особ. 33:16; 35 гл., 32:2; 30:25; 14:8 – о «кипарисах радующихся» и «кедрах ливанских», составляющих «славный лес, сад», 10:18... 37:24) или 55:13: «горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле – рукоплескать вам; вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт» (ср. 5:6; 7:19–25; 27:4; 30:13...); или 49:9–10: «они при дорогах будут пастись, и по всем холмам будут пажити их,.. при источниках вод», и 65:10: «и будет Сарон пастбищем для овец, и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего», ср. особ. 5:17; 30:23 и дал., 32:14 и дал. Образы «запустения страны» и «развалин»: см. напр. в 58:12: «и застроятся (потомками) твоими пустыни вековые; ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Только тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, не уклоняйся от него ни на право, ни на лево, поучайся в сей книге закона день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих... и Я буду с тобою» ( Нав.1:1–9 ). Итак, на Иисуса Навина возлагаются три обязанности: перейти через Иордан и занять обетованную землю, передать ее во владение евреям и строго исполнять все частные повеления и весь закон Моисея, поучаясь ему день и ночь. Соответственно этим повелениям, священный историк излагает повествуемые события и разделяет свою книгу на три части: 1. – переход через Иордан и завоевание обетованной земли (1–12 глл.); 2. – разделение обетованной земли (13–21 глл.); и 3. – исполнение Иисусом Навином Моисеева закона, увещание к тому же исполнению евреев и исполнение евреями закона Моисеева (22–24 глл., особ. 22:1–34; 23:6; 24:22–27). Изложенные во вступлении повеления и обетования Господни Иисусу Навину отразились и на всем характере повествования священного историка. Так, он очень часто замечает и всюду оттеняет точное исполнение Иисусом Навином повелений Господних, а равно повелений ему Моисея и всего Моисеева закона ( Нав.1:12–18; 8:27 ; особ. 8:30–34; 10:40; 11:9). Очень характерны его следующие слова: «как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею» ( Нав.11:15, 23 ). С той же целью священный историк подробно излагает точное исполнение Иисусом Навином и всеми евреями повелений Моисея о разделении обетованной земли, например о владениях сынов Рувима, Гада и Манассии ( Нав.4:12; 12:6; 13:8, 15–32 ), владениях Левиина колена (13:14, 33; 14:3–4; 21:1–42), владениях Халева (14:6–15); о городах убежища (20:1–9); о единстве места общественного богослужения ( Нав.22 гл.); излагает подробно увещательные речи Иисуса Навина к евреям о точном исполнении Моисеева закона (22:15; 23:6–7; 24:14–27). Оттеняя точное, дословное исполнение Иисусом Навином повелений Моисея и закона Господня, священный историк словами Господними, изреченными при избрании Иисуса Навина и написанными во вступлении к книге, означает благоволение Господне к Иисусу Навину: «как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» ( Нав.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

26 благословен ты, сын мой Давид. Настроение Саула неустойчиво. Давид, понимая это, не верит ни его исповеданию грехов, ни его благословению, предпочитая сохранять безопасную дистанцию (27,1). См. ком. к 24,21. Глава 27 27 когда-нибудь попаду я в руки Саула. Несмотря на все преподанные ему Богом уроки веры (напр., 26,10), Давид, устав быть беглецом и подвергаться постоянной опасности со стороны Саула, допускает в сердце страх, столь свойственный человеческой природе. Опасения Давида усугубляются тем, что его самого и его спутников в их скитаниях сопровождали семьи (ст. 3). Поэтому во второй раз (21,10) Давид решает искать убежище у злейших врагов Израиля филистимлян. 27 Анхусу. См. 21,10. Теперь, когда конфликт между Давидом и Саулом обострился до предела, Анхус с готовностью принимает у себя Давида. Его гостеприимство объясняется, вероятно, тем, что он понимал ту выгоду, которую союз с Давидом мог принести ему в войне против Саула (29,6). 27 обе жены его. См. ком. к 25,40–44. 27 для чего рабу твоему жить в царском городе вместе с тобою? Обращение Давида к Анхусу с просьбой о месте «в одном из малых городов» было продиктовано, по всей видимости, желанием покинуть столицу, что дало бы ему большую свободу действий и избавило от излишнего внимания со стороны Анхуса (ст. 8–11). 27 Секелаг. Упоминается среди городов «с края колена сынов Иудиных в смежности с Идумеею на юге» ( Нав. 15,21–32 ; особ. ст. 31) и в составе удела Симеонова, данного ему среди удела Иудина ( Нав. 19,1–9 ; особ. ст. 5). Предположительное местонахождение этого города совпадает с Телль Шариахом. Хотя Секелаг и принадлежал некогда израильтянам, из данного контекста можно заключить, что в описываемое время он находился в руках филистимлян. царями Иудейскими. Это упоминание о царях иудейских свидетельствует о том, что данная книга составлялась уже после разделения Израиля на северное и южное царства (3 Цар., гл. 12). 27 на Гессурян. Гессуряне, согласно Нав. 13,2 , были соседями филистимлян. Упоминаемых здесь не следует путать с одноименным народом, обитавшим в землях к востоку от Иордана ( Нав. 13,11 ; 2Цар. 15,8 ; 1Пар. 2,23 ). Из этого заиорданского народа Давид взял себе жену, которая стала матерью Авессалома ( 2Цар. 3,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010