91.1. Отказ Господа идти на праздник в Иерусалим 7:10–13 91.2. Тайный приход Господа на праздник. Спор в народе о Христе 7:14–36 91.3. Беседа Господа в преполовение праздника о Своем посланничестве и отшествии 7:37–44 91.4. Беседа Господа в последний день праздника о Святом Духе 7:45–53 91.5. Возвращение посланных за Господом к первосвященникам и фарисеям. Заступничество Никодима 8:1–11 92. Женщина, взятая в прелюбодеянии 8:12–59 93. Беседа Господа на следующий день после праздника кущей. «Я свет миру» 9:1–41 100. Исцеление слепорожденного. Обличение фарисеев 10:1 –21 101. Притча о Добром Пастыре 10:22–39 102. Беседа Господа на празднике обновления о Своем Богосыновстве 10:40–42 103. Уход Господа за Иордан и Его служение там 11:1 –46 118. Воскрешение Лазаря 11:47–54 119. Приговор синедриона и совет Каиафы; Господь удаляется в Ефраим 11:55–12:1 129. Господь в Вифании за шесть дней до Пасхи 12:2–11 130. Вечеря в Вифании; помазание Господа миром; решение убить Лазаря 12:12–19 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании 12:20–50 138. Встреча с Еллинами; слова Господа о Своем прославлении; глас с неба 13:1–30 143. Тайная Вечеря 13:1 –20 143.2. Умовение ног 13:21–30 143.3. Изобличение предателя; уход Иуды 13:31–38 144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва 13:36–38 143.5. Предсказание об отречении Петра и другие предостережения 14:1–17:26 144. Прощальная беседа с учениками и Первосвященническая молитва 146. Моление о чаше 18:2–12 147. Поцелуй Иуды; взятие Господа под стражу; рассеяние учеников 18:13–14 148. Допрос Господа у Анны 18:15–18 150. Отречение Петра 18:19–24 148. Допрос Господа у Анны 18:25–27 150. Отречение Петра 18:28–30 152. Господь перед Пилатом; попытка Пилата отпустить Господа 18:31–40 154. Новая попытка Пилата отпустить Господа; иудеи испрашивают Варавву; умовение рук 19:1–3 155. Осуждение Господа на смерть; бичевание и уничижение 19:4–16а 156. Последняя попытка Пилата отпустить Господа; «се, Человек! се, Царь ваш!»; предание Господа на распятие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Вся земная жизнь человека, по свидетельству святителя Игнатия Брянчанинова , должна быть школой для приготовления к вечности (143, 243). Поэтому для разработки концепции православного воспитания: определения его сущности и цели, формулирования его оснований и принципов, выявления основных категорий, – необходимо еще раз вернуться к вопросу о назначении человека в его православном понимании, то есть к учению о спасении, положения которого раскрывают природу человека. Согласно этому учению, человек предстает в трех своих состояниях: в естественном, неестественном и обновленном. Православная педагогика имеет дело с человеком в неестественном, падшем состоянии, опирается на знание его свойств в естественном, райском состоянии, все свои средства употребляет на то, чтобы вывести его из состояния неестественного и привести в состояние естественное, обновленное. 3.1.1. Назначение человека. Образ совершенного человека, стоящее состояние человека Как уже отмечалось, вопрос о понимании человека является главным для педагогики как науки о воспитании и обучении, образовании человека (241). Этот вопрос неразрывно связан с представлением о назначении человека и о его идеальном образе, то есть о человеке в обновленном состоянии, поскольку это необходимо для понимания цели и смысла педагогической деятельности. Назначение человека «Человек – тот, кто познал себя, кто познал свое значение, свое состояние, свое назначение», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов (104, 365). Нет ни одного вопроса, который представлял бы для педагога большую важность, чем этот: в чем состоит истинное назначение человека? Решением этого вопроса обусловливается каждое его действие, вся его деятельность в целом. Учение о спасении свидетельствует, что человек был создан как существо высокого достоинства и особого назначения. Он должен был охранять первобытную природу и поддерживать в ней порядок, должен был стать посредником между всем созданным и Богом (146, 170). Бог определил человеку не только великую роль в мироздании. Он предназначил его для вечного единения с Собой, для вечного блаженства (146, 169). Однако после грехопадения человек утратил свое высокое достоинство и естественное состояние, которые были ему даны Создателем и перешел в состояние неестественное, падшее (146, 172) (105, 329).

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

The euchanstic doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its sources//BZ, Bd 68. 1975, p. 4–22. 100 «Первообраз ( πρωττυπον) же есть то, что изображается, с чего делается снимок» (De fide orth. IV 16). 110 См.: Byikov V. Die asthetischen Anschauungen des Patriarchen Nikephoros//BS, t. 50/2, S. 181–192. 113 Подробнее см.: Бычков В. В. Три тенденции понимания образа в ранней средневековой эстетике//Eikon und Logos, Bd 1, Halle, 1981, или: Бичков В. В. За разбирането на образа в ранната средновековна култура//Философска мисъл, кн. 8. София, 1983. 116 Я оставляю сейчас в стороне собственно художественные аспекты этого синтеза, как составляющие, во-первых, предмет искусствоведческого анализа, а во-вторых, практически не анализировавшиеся самими византийцами. 117 Histona ecclesiastica патриарха Германа цитируется по изданию PG, t 98 с указанием в скобках соответствующего столбца. 119 Его трактаты цитируются по. PG, t. 155; подробнее о его концепции литургического образа см. в последней главе книги. 126 Подробнее см.: Byckov V. Anstoteles und emige Probleme der fnihbyzantinischen Asthetik//Proceedings of the World Congres: on Aristotle. Vol. II. Athenai. 1981, p. 31–34. 127 О патристической концепции любви см.: Bytschkow V. Die Liebe al Fundament menschicher Existenz//Stimme der Orthodoxie. N 11, 12, 1989. 128 Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146. 129 Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146. 130 Латинские переводчики гресческой патристики переводили термин παρδοση в данном контексте как traditio. 133 См The Homilies of Photms Patriarch of Constantinople Engl Transl by С Mango Cambridge/Mas 1958. 136 «Новизна» здесь имеется в виду, конечно, не абсолютная, но относительная, связанная, прежде всего, с новыми аспектами византийской культуры – социального, культурного и мировоззренческого характера. 142 Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

137 Ib. 142. Н, поэтому поводу (многократно) неодобрительно упоминает обычное у св. К. сравнение с телом и душой, которые отнюдь не сохраняют в своей природе каждое свои свойства, но находятся в природном и единстве и живут общей жизнью в некоем смешении (143). 138 Ibid, 142–3, 144–5. Заслуживает внимания, что образ храма и вселения в храм тела, характерный для антиохийцев, хотя и не составляющий их исключительной принадлежности, упоминается в Гераклиде лишь в виде редкого исключения (139, 260), зато слово prosopon встречается на каждом шагу. 142 Ibid 50, Ср. 53, 55, 66, 127, 129, 138–9, 140–1, 145, 146, 167, 169, 192–3, 194–5, 282. Из этого перечня, (конечно, не исчерпывающего) видно, как часто повторяется у Н. эта мысль. 144 Ib. 298, 303, 316, 327, 330. См. также appendix III, письмо Н. Константинопольскому населению: «мое учение есть тоже, которое определено почтенными мужами п. Флавианом и п. Львом» (ib., 361). 145 Ср. еще: «В том, что касается человечности, Он не божественен по природе, но по явлению... В человечности Он подобен всем. Существует только одно просопон’ в двух природах. Он есть Бог, Господь, Христос, п. ч. Он не пользуется просопон’, допускающим разделение, но Он им пользуется как Своим собственным просопон’. Все свойства сущности Ему принадлежат по силе единения, а не по природе». «Бог Христос не есть вне Бога Слова, но Он обозначает единение двух естеств: Бога Слова и человека, ибо Бог и человек образуют Христа» (146). Надо заметить, что мысль Н., и сама по себе запутанная, затемняется еще двойным переводом, чрез посредство которого мы ее воспринимаем. 146 «Это единение (природ) не есть природное единение с плотью, но свободное, насколько они соединены чрез просопон’, а не чрез природы» (Ib. 34). «Природы, которые соединены добровольно, получают единение не в одной природе, но чтобы (достигнуть) единения свободного в просопон’ икономии» (35). 147 Ib. 141. Это есть собственное сравнение Н. Но он не раз останавливается и на излюбленном сравнении св. К. – тела и души, применяя его однако и по своему: 35, 142, 145, 266. Отличие соединения души и тела, образующих одно природное просопон’, от соединения двух природ с их природными просопон’ во Христе в том, что последние не образуют природного просопон’, но просопон’ единения (145).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эти опыты дают Дарже поразительные результаты. Для наглядности приведем некоторые из добытых указанным путем фотографических снимков мысленных представлений. Рисунок 142, добытый посредством левой руки г-на Дарже и правой г-жи Агюлян. Позиция 12 минут. Была мысленно зафиксирована, голова птицы, которая и находится в самом низу снимка, посредине. Рисунок 143 получен С. Дарже, причем он смотрел на пластинку в проявляющейся ванне, положив свои пальцы со стороны стекла и сильно желая воспроизвести бутылку, которую он фиксировал, как указано выше за несколько времени раньше. Бутылка находится приблизительно посредине снимка. Следующий рисунок 144 представляет собой трость. Она получена тем же лицом и при тех же условиях. Рисунок 145, изображающий тоже бутылку получен тем же способом. Бутылка стоит около середины клише, немного вправо, над группой белых пятен, расположенных ниже к краю. Рисунок 146 воспроизводит полученный снимок орла, мысленно фиксированный г. Дарже в то время, когда держали пластинку над ее лбом, а она находилась в гипногенном состоянии. Все эти снимки воспроизведены с подлинных фотографий г-на Дарже. Рисунок 142 Рисунок 143 Рисунок 144 Рисунок 145 Рисунок 146 Это исследование дает основание ввести в ответ на предложенный нам вопрос третий элемент: лица, загипнотизировавшие себя на известной мысли, на известном ожидании, чрезвычайно легко могут отразить эту мысль, как на экране на туманном контуре спиритического призрака и таким образом увидать в последнем то или другое лицо, появление которого ожидают все на сеансе. Что же касается ответа на второй вопрос; почему медиум иногда сообщает о таких событиях из минувшей жизни вопрошающего или кого-либо из присутствующих на сеансе, о которых знает только лишь вопрошающий, умерший, – мнимый дух которого проявился, – и Бог, а иногда даже только лишь один вопрошающий и Бог? Ответ на этот вопрос мы добыли чисто практическим путем, и в значительной степени нам помог в этом один французский ясновидящий г. Фанег, который создал специальную теорию о так называемом «психометрическом ясновидении».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

U. von. Kosmische Liturgie Freiburg inv Br. 1947, S 323. 124 О некоторых других аспектах образа у Максима Исповедника см. в интересной, но дискуссионной в ряде пунктов статье В. Μ Живова «Мистагогия» Максима Исповедника и развитие византийской теории образа//Художественный язык средневековья. М., 1982. 125 См.: Alexander P. J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople Oxford. 1958, p. 242–262. 126 Подробнее см.: Byckov V. Anstoteles und emige Probleme der fnihbyzantinischen Asthetik//Proceedings of the World Congres: on Aristotle. Vol. II. Athenai. 1981, p. 31–34. 3 Mathew G. Byzantine Aesthetics, p. 120. 127 О патристической концепции любви см.: Bytschkow V. Die Liebe al Fundament menschicher Existenz//Stimme der Orthodoxie. N 11, 12, 1989. 128 Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146. 129 Подробнее в связи с проблемой мученичества см. в работе: Бычков В. В. Эстетика поздней античности, с. 143–146. 130 Латинские переводчики гресческой патристики переводили термин παρδοση в данном контексте как traditio. 131 До наших дней сохранились и исторические сочинения Никифора. 132 Он занимал кафедру константинопольского патриарха почти в течение десяти лет. 133 См The Homilies of Photms Patriarch of Constantinople Engl Transl by С Mango Cambridge/Mas 1958. 134 Wulff О Das Raumerlebnis des Naos lm Spegel der Ekphrasis, j S 539 135 Jbidem 136 «Новизна» здесь имеется в виду, конечно, не абсолютная, но относительная, связанная, прежде всего, с новыми аспектами византийской культуры — социального, культурного и мировоззренческого характера. 137 Weitzmann К Geistige Grundlagen und Wesen der Makedo-nischen Renaissance. Koln. 1963, S. 49. 138 Ibid., S. 51. 139 См… PG, t. 127, col. 702–878. 140 Цитируется по изданию PG, t 127 в переводе О В Бычкова 141 См.: PG, t. 106, col. 942–944. 142 Heisenberg A. Grabeskirche und Apostelkirche. II. TeiJ. Die Apostelkirche in Konstantinopel. Leipzig 1908, S. 8. издание текста Месарита: S 9—96, в дальнейшем цитируется по этому изданию с указанием глав трактата в скобках.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

143:6,7. Спасение от вод. См. коммент. к Пс. 17и 29:4. 143:9. Десятиструнная псалтирь (лира). Это типичный для того времени музыкальный инструмент, который упоминается и в древних ближневосточных текстах, изображен на рельефах и в живописи уже с 3-го тыс. до н. э. Лира отличается от арфы числом струн. Оба инструмента ручные и имеют деревянные рамы. В Угарите обнаружен музыкальный текст, который проливает свет на музыку позднебронзового века. В этом тексте упоминаются аккорды, которые исполнялись на лире, сопровождавшей исполнение хурритского культового гимна. 143:12. Искусно изваянные столпы в чертогах. К дворцам в древности обычно примыкали открытые дворы, залы для дворцовых приемов и садовые павильоны, которые были обрамлены колоннами конструктивного и декоративного назначения. Кариатиды (столпы в виде статуй, имеющих очертания человеческой фигуры) в Израиле не встречались, вероятно, вследствие запрета на изображения. Кариатиды такого типа обнаружены в Египте, где, например, надгробные храмы украшались колоннами с полуфигурами. Слово, переведенное здесь как «столпы», встречается еще раз только в Зах. 9:15 . В Израиле столпы представляли собой тщательно выточенные колонны, свидетельствующие о высоком уровне мастерства древних строителей. 146:4. Имена звезд. В Месопотамии различали в созвездиях очертания животных, например: козы (Лира) и змеи (Гидра); различных предметов, например: стрелы (Сириус) и телеги (Большая Медведица), и человеческих персонажей, например, пастуха (Орион). Самым популярным из всех созвездий были Плеяды, которые часто изображались на печатях даже в Палестине и Сирии. В текстах новоассирийского периода сохранились зарисовки звезд в созвездиях. Более подробная информация приводится в коммент к Пс. 8:4 . 148:7. Великие рыбы. В вавилонском «Гимне Шамашу» сказано, что солнечного бога восхваляют и почитают даже самые худшие живые существа. В этот перечень входили и страшные морские чудовища. И если вавилонский миф подразумевает, что все существа подчиняются Шамашу, то рассказ о творении в Книге Бытие говорит о том, что все существа созданы Яхве и, следовательно, подчиняются Ему. В «Мифе о Лаббу» рассказывается о создании морского змея, длина которого составляла 60 лиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Если не успокаивается душа — прочитай 50-й Псалом 50-й псалом царя Давида. В чем его смысл? Почему его нужно читать, когда на душе неспокойно? На эти и другие вопросы читателя журнала «Фома» отвечает протоиерей Игорь Гагарин в проекте «Тет-а-тет». Подпишитесь на плейлист проекта: «Тет-а-тет» — видеопроект журнала «Фома». Тут мы остро и интересно говорим со священником на актуальные темы. Вместе отвечаем на вопросы… 14.02.2023 Псалом 143 «Благословен Господь, твердыня моя» Псалом 143 читать: Псалом Давиду, к Голиафу. 1 Благословен Господь Бог мой, научаяй руце мои на ополчение, персты моя на брань. 2 Милость моя и прибежище мое, Заступник мой и Избавитель мой, Защититель мой, и на Него уповах: повинуяй люди моя под мя. 3 Господи, что есть человек, яко познался еси ему? Или сын человечь, яко вменяеши егó? 4 Человек суете уподобися:… 04.10.2022 Псалом 144 «Буду превозносить Тебя, Боже мой» Псалом 144 читать: Хвала Давиду. 1 Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века. 2 На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое в век и в век века. 3 Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. 4 Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят. 5 Великолепие славы святыни… 04.10.2022 Псалом 145 «Хвали, душа моя, Господа» Псалом 145 читать: Аллилуиа, Аггеа и Захарии. 1 Хвали, душе моя, Господа. 2 Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. 3 Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. 4 Изыдет дух его и возвратится в землю свою. В той день погибнут вся помышления его. 5 Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего, 6 сотворшаго… 04.10.2022 Псалом 146 «Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему» Псалом 146 читать: Аллилуиа. 1 Хвалите Господа, яко благ псалом. Богови нашему да усладится хваление. 2 Зиждай Иерусалима Господь, разсеяния Израилева соберет. 3 Исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их. 4 Исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй. 5 Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа, 6 Приемляй кроткия Господь, смиряяй же грешники до земли. 7 Начните Господеви во исповедании, пойте Богови…

http://foma.ru/tag/psaltyr

Вечная жизнь, раскрывающаяся в духовном опыте как состояние человеческой души, не зависит от пространственно-временных условий, а зависит исключительно от нравственного развития человека, в частности, она не приурочена только к миру загробному и, следовательно, может начаться для совершающих умное делание уже сейчас, в земной жизни. Это положение подвергает критике основной тезис юридической теории оправдания – предвзятую мысль о потусторонности вечной жизни, которая нужна приверженцам этой теории для того, чтобы объяснить и обосновать столь же чуждый Православию тезис о делании добрых дел ради награды. Православное учение признает вечную жизнь ничем иным, как продолжением здешней жизни с. 115]. Здесь, на земле, человек создает себе то состояние, которое определит содержание его жизни за гробом с. 117]. Таким образом, дело спасения представляется в следующем виде. Человек на земле трудится, работает над собой, созидая в себе Царство Божие; постепенно он становится причастником вечной жизни в той степени, в какой позволяют ему это его духовные силы и способности. В будущем веке, когда злое начало будет окончательно побеждено, христианин наконец увидит Бога лицом к лицу и наследует вечную жизнь во всей ее бесконечной полноте. Нравственное обновление человека, таким образом, существенно связано с вечным спасением, которое есть не что иное, как совершенное раскрытие, осуществление начал, развитых человеком в земной жизни с. 120]. Что касается «воздаяния», то, несомненно, всякий человек за свои дела получает по заслугам, но награда заключается в самих его делах, в том воздействии, которое оказывают они на душу человека и ее развитие, на ее, уже теперь совершающуюся, вечную жизнь с. 142]. Равным образом, богословское представление о Правде Божией никак не противоречит представлению о Божественной Любви. Правда Божия, согласно со Священным Писанием, не есть кара, но такое свойство Божие, по которому Бог каждому свободному существу «воздает по делам его» с. 143]. «Всякое бытие, избирающее по своей воле зло, тем самым обрекает себя на участь, определенную злу: грешник должен умереть» с. 146]. Правда Божия осуждает не грешника, а грех, руководствуется, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а нравственным достоинством бытия. Осуществлением этого закона вечной правды и была Голгофская Жертва. «Господь Иисус Христос явился не простой, так сказать, вещественной “платой” за грехи людей (как полагают католики и особенно – протестанты), но разрушителем власти диавола над человеком и обновителем человеческого естества» с. 146].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Cathryn Hill A developmental perspective on adolescent “rebellion” in the Church. Journal of Psychology and Theology, 1986, v. 24, n. 4, c. 306-318. V. Bailey Gillespie The experience of faith. Religious Education Press, 1988, c. 126. Peter Blos On adolescence a psychoanalytic interpretation. The Free Press, New York, 1962, c. 195. Cathryn Hill A developmental perspective on adolescent “rebellion” in the Church. Journal of Psychology and Theology, 1986, v. 24, n. 4, c. 306-318. V. Bailey Gillespie The experience of faith. Religious Education Press, 1988, c. 141. Cathryn Hill A developmental perspective on adolescent “rebellion” in the Church. Journal of Psychology and Theology, 1986, v. 24, n. 4, c. 306-318. См. выше Charles Shelton Adolescent spirituality: pastoral ministry for high school and college youth. Loyola University Press, 1983, c. 143-146. См. выше, с. 146-147. Patricia Noller Relationships with parents in adolescence: process and outcome. “Personal relationships during adolescence”, Raymond Montemayor, Gerald Adams, Thomas Gullotta (eds.), Sage publ., 1994, c. 37-77. Robert Fuller Religion and the life cycle. Fortress press, Philadelphia, 1988, c. 40. См. выше. То есть мы должны понимать, насколько недальновидным и неплодотворным является поведение многих родителей, катехизаторов, клириков и всех тех, кто сосредотачивается исключительно на содержании веры, которую они передают, и совсем не помогают подросткам в формировании их личности. Merton Strommen Fivecriesofyouth . HarperSanFrancisco, 2nd revised ed., 1993, c. 127. Merton Strommen Fivecriesofyouth . HarperSanFrancisco, 2nd revised ed., 1993, c. 28. V. Bailey Gillespie The experience of faith. Religious Education Press, 1988, c. 137. См.выше Merton Strommen Five cries of youth. HarperSanFrancisco, 2nd revised ed., 1993, c. 37. Charles Shelton Adolescent spirituality: pastoral ministry for high school and college youth. Loyola University Press, 1983, c. 125-126. Charles Shelton Morality and the adolescent: a pastoral psychology approach. Crossroad, 1989, σ. 5.

http://pravoslavie.ru/55147.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010