и гордого распознает издалека. 7Если путь мой посреди напастей лежит, Ты животворишь меня, противу злобы врагов моих руку Твою прострешь, и спасет меня десница Твоя. 8Господь дело совершит за меня! Господи, милость Твоя вовек, не оставляй же дела рук Твоих! 142/143 Псалом Давидов. 1Господи, услыши молитву мою, вонми молению моему, в верности Твоей ответствуй мне, в правде Твоей! 2Но не входи в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобой никто из живых! 3Ибо теснит враг душу мою, втаптывает во прах жизнь мою, ввергает меня во тьму, как умерших в давние дни; 4и уныл во мне дух мой, цепенеет во мне сердце мое. 5Вспоминаю давние дни, рассуждаю о всех делах Твоих, мыслю о действиях руки Твоей, 6простираю к Тебе руки мои: душа моя – безводная земля, жаждет она Тебя! (Села!) 7Скоро, Господи, услышь меня! Изнемогает дух мой. Не отврати лица Твоего от меня, да не уподоблюсь тем, кто сходит во гроб. 8Открой мне поутру милость Твою, ибо на Тебя – упование мое. Укажи мне путь, которым мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою. 9От врагов моих, Господи, избавь меня! В Тебе – прибежище мое. 10Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой! Дух Твой благий да ведет меня на долы ровной стези. 11Господи, имени ради Твоего оживотвори меня! Правды ради Твоей выведи из уныния душу мою, 12и по милости Твоей истреби врагов моих, и погуби всех утесняющих душу мою, ибо я – раб Твой. 145/146 Аллилуйя! Хвали Господа, душа моя! 2Восхвалю Господа, доколе живу; буду петь пред Богом моим, покуда есмь. 3Не надейтеся на вельмож, на Адамова сына – в нем спасения нет: 4выидет дух его, он вернется в землю свою, в тот день погибнут все замыслы его. 5Благо тому, кому в помощь Иакова Бог, чья надежда – на Господа, на Бога своего, 6на Того, Чье творение – небеса и земля, и море, и все, что в них, Кто хранит верность вовек, 7для утесняемых вершит суд, алчущим подает хлеб; Господь выводит узников на свет, 8Господь отверзает очи слепцам, Господь выпрямляет тех, кто согбен, Господь праведным благоволит, 9Господь пришельцев хранит,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

И исполнят окрини 143 (чаши) яко жертвенник, т. е. – исполнят приношениями из военной добычи». Блаж. Феодорит. По переводу с еврейского, Иудеи, поражая врагов, будут в упоении от своих побед, шумно будут волноваться и торжествовать среди своих побед, как волнуются упоенные вином; полны будут радостью и веселием, как полон бывает жертвенный сосуд, наполненный кровью жертвенных животных, будут полны кровью врагов своих, как полны бывают углы жертвенника 144 по окроплении их кровью жертвенных животных ( Лев. 1:5, 11; 3:2 ). Т. е., вполне будут удовлетворены поражением врагов. Ст. 16. И спасет я Господь Бог их в день он, яко овцы люди Своя: зане камение свято валяется на земли Его. С евр.: И спасет их Господь Бог их в тот день, как овец, народ свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его. Как пастух охраняет и спасает своих овец от врагов, так Небесный Пастырь спасет Своих словесных овец в те дни, когда враги нападут на них, и не только спасет, но и возвеличит; ибо эти овцы Божии будут столь же славны, дороги в очах Божиих, как славны и дороги драгоценные камни в короне. В духовном смысле можно относить это к верным христианам, которые составляют народ избранный, царское священие, язык свят, люди обновления, а потому они и дороги, знамениты, как драгоценные камни в короне 145 . Ст. 17. Аще что благо Его, и аще что добро Его, пшеница юношам, и вино благоуханно девам. С евр.: О, как велика благость Его и какая красота Его! Хлеб одушевит язык у юношей, и вино – у отроковиц! Пророк выше говорил о благах, какие Бог готовит Еврейскому народу и чадам нового Израиля. Восхищенный красотою сих благ и, вместе, величием благости Божией, он невольно воскликнул: о, какие прекрасные блага у Господа! Как неизреченна и велика красота или благость Его! Всего дает Бог в изобилии, лучший хлеб – юношам, освежающий виноградный сок – отроковицам. Под хлебом и вином разумеется здесь совокупность всех благ духовных и телесных, земных и небесных (под. Втор 33:28 ). Под юношами разумеются не одни юноши, но и люди деятельные, стремительные на добро, потому, нуждающиеся в подкреплении; под отроковицами разумеются люди чистые, целомудренные, по св. Ефрему Сирину – те, «которые искоренили в себе семя диавола и не повредили прекрасного естества своего. Им уготовано (говорит св. отец), вино от Грозда, вознесенного на крест, которое исполнит их несказанным услаждением». Под хлебом бл. Иероним и другие разумеют Спасителя, который есть хлеб животный, или св. Евхаристию 146 . Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». 140 «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни знание, ни причастие таинств, священная трапеза, ни принятие тела, ни причастие крови, ничто другое из этого не в состоянии будет нам помочь, если не имеем жизни правой и удивительной, и свободной от всякаго греха». 141 Неотъемлемой частью нравственности является правильное почитание Бога, а нравственное самосовершенствование немыслимо без укрепления в истинной вере. Сравнение Исторически сформировались три взгляда на добрые дела: – православный, изложенный выше, и не совпадающие с ним католический и протестантский. Католическое юридическое воззрение. Заключается в том, что добрые дела заглаживают грехи человека. Вплоть до того, что можно совершить даже больше добрых поступков, чем нужно для спасения. Мнение не имеет оснований в Священном Писании. Оно не учитывает того, что все люди искуплены Страданиями Спасителя: «... Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, ...». 142 «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и всего мира» 143 . «... прощены вам грехи ради имени Его». 144 «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» 145 . «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. ... Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,»... 146 Из вышеприведенных высказываний совершенно ясно следует, что ни о какой плате за грехи нет и речи – Христос пострадал за грехи всех, каждый же человек должен добиваться, чтобы это прощение греха, содержащееся в потенции, отнеслось бы лично к нему. Католическая точка зрения не учитывает параллельных мест и игнорирует требование достижения святости, подменяя его формальным деланием добрых дел в качестве платы за грехи. Мы имеем дело с глубочайшим искажением основ духовной жизни, ее цели и сути доброделания. Юридическое воззрение фактически развивает низшую стадию доброделания, трансформируя ее в цель.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Ис. 9 :13. И народ не обратился, пока был поражен, и Господа не взыскал. Ис. 9 :14. И отнял Господь у Израиля голову и хвост, великого и малого, в один день: Ис. 9 :15. Старца и почтительных к (высокопоставленным) лицам, — это голова, и пророка, учащого беззаконию, — это хвост. Ис. 9 :16. И будут ублажающие народ сей льстецами и обольстят, чтобы поглотить его. Ис. 9 :17. Посему о юношах их не порадуется Господь, и сирот их и вдов их не помилует, потому что все они беззаконны и лукавы, и уста всех говорят неправду. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. Ис. 9 :18. И разгорится, как огонь, беззаконие и как сухой тростник будет пожран огнем 143 , и разгорится в чащах леса, и все, что в окрестности холмов, истребит. Ис. 9 :19. Яростию гнева Господня сожжена вся земля, и народ будет как бы пожжен огнем; не пощадит человек брата своего: Ис. 9 :20. Но наклонится направо, потому что голоден, и будет есть и по левую сторону, и не насытится человек, поедая плоть мышцы своей; ибо Манассия будет поедать Ефрема, и Ефрем — Манассию, и оба вместе будут воевать против Иуды. Ис. 9 :21. При всем этом не отвратится ярость Его 144 , но рука Его еще высока. Глава 10 Ис. 10 :1. Горе пишущим лукавство, ибо пишущие пишут лукавство 145 , Ис. 10 :2. Устраняя убогих от правосудия и похищая права у бедных из народа Моего, так что вдова ими расхищается и сирота грабится. Ис. 10 :3. И что они будут делать в день посещения? Ибо скорбь придет к вам издалека и к кому прибегнете за помощию (вам) 146 и где оставите славу 147 вашу, Ис. 10 :4. Чтобы не подверглась расхищению? И они падут между убитыми. И при всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. Ис. 10 :5. Горе Ассириянам! Жезл ярости Моей и гнев — в их руках. Ис. 10 :6. Гнев Мой пошлю 148 на народ беззаконный и у народа Моего повелю произвести расхищение и пленение 149 : опустошить города и повергнуть их в прах. Ис. 10 :7. А он 150 не так помыслил и в душе не так разсудил, но ошибочно подумает 151 истребить народы не малые.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Каковое предание или философия получила начало не от Бога, но от слабого ума человеческого, и не ко Христу ведет, но отвлекает от Христа: почему и увещевает апостол остерегаться ее» 143 . 6. Касаясь изречения 144 св. ап. Павла: аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, еже приясте, анафема да будет ( Гал. 1:8,9 ), св. отцы и писатели Церкви рассуждают: «Не удивляйся никто, что апостол с такою силою обуздывает жесткость нравов; ибо он негодует против врагов благочиния христианского, ревнуя о спасении галатов. Негодование это показывает, что возвращение к закону по принятии веры – немаловажный грех: ибо, утверждает он, проповеданное им у них благовестие столь твердо и истинно что если бы и сами они, т. е. апостолы, переменили мысли и стали проповедывать иное, не должно внимать им, несмотря на то, что молва о них, как апостолах Христовых, распространилась повсюду, или если бы диавол, преобразившись в ангела светла, чтобы обольстить их, явился с неба, проповедуя противное тому, то сего должно отвращаться 145 . Замечай благоразумие апостола! Чтобы кто не сказал, что он по тщеславию составляет свои собственные догматы, то он и себя самого подверг тому же проклятию. Поскольку (лжеучители, смущавшие галатов) опирались еще на достоинство Иакова и Иоанна, потому он упомянул об ангелах. Чтобы ты не указал мне, говорит, на Иакова и Иоанна, то я сказываю тебе, что хотя бы кто из первых ангелов с небеси стал повреждати проповедь евангельскую, анафема да будет... И не сказал: ежели противное будут благовествовать, или все превратят; но ежели и маловажное что будут благовествовать противно тому, что мы благовествовали, или хотя несколько изменят что-нибудь в проповеди, анафема да будут 146 . Чтобы охранить однажды преподанную веру, недостаточно было для него упомянуть о естестве человеческого свойства, если бы не обнял он и ангельского превосходства! Аще мы, говорит, или ангел с небесе. Не то значит это, будто святые и небесные ангелы могут погрешать; но вот что говорит он сим: если бы случилось даже невозможное, – кто бы ни был тот, кто покусится изменить однажды преданную веру, анафема да будет, да будет т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Народ Господи, помилуй. Трижды. Потом священник знаменует 143 Дары и, стоя, говорит про себя так: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк. 2, 14 ). Трижды. – Господи, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою ( Пс. 50, 17 ). Трижды. – Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твое ( Пс. 70, 8 ). Трижды. Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. Ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь 144 . И, поклонившись на все стороны, говорит: Величайте Господа со мной и будем превозносить имя Его вместе. И отвечают, наклонившись: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк. 1, 35 ) 145 . Потом священник пространно ( διεξοδικς) Посетивший нас милостями и щедротами, Владыка Господи, и даровавший нам, смиренным и грешным и недостой­ным рабам Твоим, дерзновение предстоять святому жертвеннику Твоему и приносить Тебе эту страшную и бескровную жертву за грехи наши и за грехи неведения народа ( Евр. 9, 7 ), призри на меня, непотребного раба Твоего, и изгладь преступления по милосердию Твоему, и очисти мои уста и сердце от всякой скверны плоти и духа, и отгони от меня всякий постыдный и неразумный помысл, и силой Всесвятого Твоего Духа сделай меня способным к службе этой, и по благости Твоей прими меня, приближающегося к святому жертвеннику Твоему, и благоволи, Господи, принять эти дары, приносимые нашими руками, снисходя моим слабостям, и не отвергни меня от лица Твоего, и не возгнушайся моим недостоинством, но помилуй меня по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония мои, чтобы мне, неосужденно представшему перед лицом славы Твоей, удостоиться покровительства Единородного Сына Твоего и озарения Всесвятого Духа, и не быть отверженным как рабу греха, но как рабу Твоему обрести благодать и милость и оставление грехов перед Тобой и в настоящем и в будущем веке. Ей, Владыка Вседержитель, всесильный Господи, услышь моление мое; ибо Ты совершаешь всё во всех и от Тебя все мы во всём испрашиваем помощи и заступления, и от Единородного Сына Твоего, и Благого и Животворящего и Единосущного Духа, ныне и вовеки 146 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Бог так прославил его, что никто не мог смотреть на лицо его, по причине блеска, который он имел на лице своем». 143 «Говорили об авве Памво, что, как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его ( Исх.34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он был как царь, сидящий на престоле своем. Таков же был и авва Силуан и авва Сисой» 144 «Рассказывали об авве Сисое. Пред смертью его, когда сидели около него отцы, лицо его просияло как солнце. И он говорит отцам: «Вот пришел авва Антоний». Немного после опять говорит: «Вот пришел лик Пророков». И лицо его заблистало еще светлее. Потом он сказал: «Вот вижу лик Апостолов». Свет лица его удвоился , и он с кем-то разговаривал. – Тогда старцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он отвечал: «Вот пришли Ангелы взять меня: а я прошу, чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии». Он отвечал им: «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». А все знали, что он совершен. Вдруг опять лицо его заблистало подобно солнцу. Все пришли в ужас, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь – Он говорит: «Несите ко мне избранный сосуд пустыни»», – и тотчас предал дух и был светл, как молния. Вся храмина исполнилась благоухания. 145 «Один из отцов рассказывал: некто встретился с аввою Силуаном и, увидев, что он лицом и телом светел, как Ангел, пал на лицо свое. Он говорил при сем, что и некоторые другие старцы имели сей дар». 146 «Один брат, пришедши в скит, к кельи аввы Арсения, посмотрел в дверь и видит, что старец весь как бы огненный. Брат сей достоин был видения. Когда он постучался, старец вышел и, видя брата как бы в ужасе, спросил его: «Долго ли ты стучался? Не видел ли чего здесь?». Брат сказал ему: «Нет». Побеседовав, старец отпустил его». 147 Из примеров почти современных беру один только отрывок из рассказа Н. А. Мотовилова о посещении им в начале зимы 1831-го года, препод. Серафима Саровского . 148 Тут мы увидим, как умная интуиция воплощается во всех сферах конкретной данности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Но пусть, как мы сказали выше, мы упомянем это лишь прикровенно, чтобы показать, что превратно поняли те, кто утверждает: «Разные части земли с самого начала были вверены разным правителям и распределены между некоторыми властями, и в таком порядке они и управляются» 143 . Ведь именно их мнение изложил Цельс в приведенных выше словах. Поскольку же двинувшиеся «от Востока» за свои прегрешения были преданы [Богом] «превратному уму» и «постыдным страстям» и «нечистоте в похотях их сердец» ( Рим.1:28, 26:24 ), чтобы они пресытились грехом и возненавидели его, мы не согласны с тем, что угодно Цельсу, который говорит, что из-за правителей, назначенных в [разные] части земли, у каждого народа всякое поведение правильно. И если мы желаем следовать [каким-то] их законам, то вовсе не потому, что это им угодно 144 . В самом деле, мы считаем, что вполне благочестиво отменить изначально установленные местные обычаи более авторитетными и более божественными законами, которые установил Иисус, обладающий высшей властью и избавляющий нас «от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ) и «от преходящих властей века сего» ( 1Кор.2:6 ). Скорее наоборот, нечестиво будет не повергнуть себя [к ногам] Того, кто считается и действительно является более чистым и могущественным, нежели все остальные правители. Именно к Нему обращены слова Бога, которые провозвестили пророки за множество поколений: «Проси Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Ведь Он стал «чаянием» ( Быт.49:10 ) 145 нашим, то есть тех, кто из «народов» уверовали в Него и в Его Отца – Высочайшего Бога. 33 . Это мы сказали не только по отношению к приведенным выше словам Цельса о правителях, но в некоторой степени предваряя то, что он говорит против нас в другом месте 146 : «Пусть предстанет и другой/хор/. Я спрошу их, откуда они взялись или кто у них основоположник отеческих законов? Они никого не сумеют назвать, ведь они сами вышли оттуда, и оттуда же выводят своего учителя и предводителя. И тем не менее, они отпали от иудеев».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Они с коварной целью опаивали другие народы и, когда были в славе 142 , насыщались 143 позором и унижением других народов, поэтому должны и сами попробовать того же напитка. Халдеи должны сами пить чашу гневной десницы Господней и прийти в бесчувственное состояние 144 , свойственное пьяному. После прежней славы 145 , Халдеев покроет позор 146 , какому подвергаются великие люди, сделавшись пьяницами (Ср. Притч. 20:1; 31:4–5 ). Употребленный здесь образ, впоследствии подробно объяснен пророком Иеремией. Иеремия получил повеление от Господа взять Его чашу с вином ярости и напоить все окрестные, с Иудеей, народы, Иерусалим и Иудею. Они должны были, по слову Господа, выпить эту чашу, опьянеть и изрыгнуть, в знамение того, что назначенное Господом бедствие пойдет от народа к народу, и будут пораженные Господом от края до края земли. Суд над Иудеями и другими народами Господь совершит через Навуходоносора, Вавилонского царя, но затем, и Халдейское царство будет разрушено, и сделается пустыней ( Иер. 25 гл.). Этот Господень суд над Халдеями предрекают приточники (Ср. Мк. 10:38 ; Мф. 26:39 ). Авв. 2:17 Ибо злодейство твое на Ливане обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем. Из всех преступлений Халдеев по отношению к другим народам, выделяется беззаконие и насилие их на Ливане. Под этим, вероятно, разумеются насилия Халдеев в царствах, расположенных к северу от Иудеи, у подножия Ливана (ср. Ис. 10:33–34 ). Насилие в Ливанских царствах, по выражению приточников, покроет 147 Халдеев, подобно тому, как слава Господня покроет всю землю (14 ст.). Другое преступление Халдеев составляет истребление животных, может быть, стад, пасшихся в Ливанских горах. Такое истребление неизбежно во время войн в Ливанских царствах. Такой же страх, какой испытывают животные при истреблении их, должны испытать 148 сами Халдеи. К этим двум преступлениям присоединяется ранее упомянутое преступление против Иерусалима и Иудеи – истребление страны, города и живущих в них (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ос. 8 :8. Поглощен Израиль; ныне он, среди народов (тоже), что негодный сосуд. Ос. 8 :9. Ибо они пошли к Ассириянам; сам собою процвел Ефрем 130 , возлюбил дары 131 . Ос. 8 :10. Посему преданы будут народам. Ныне Я приму их 132 , и они на малое время перестанут помазывать царя и князей 133 . Ос. 8 :11. Ибо умножил Ефрем жертвенники, во грех 134 были ему любимые жертвенники 135 . Ос. 8 :12. Написал 136 Я ему множество законов 137 , но они думают о чужих, любимых жертвенниках 138 . Ос. 8 :13. Посему, если они будут приносить жертвы и есть мяса 139 , то Господь не примет их; ныне Он вспомнит неправды их и отмстит (за) грехи их: они в Египет возвратятся и в Ассирии будут есть нечистое. Ос. 8 :14. И забыл Израиль Творца своего и устроил капища 140 , и Иуда умножил укрепленные города, но пошлю огонь на города его, и поест основания его. Глава 9 Ос. 9 :1. Не радуйся, Израиль, не веселись, как (другие) народы, ибо ты соблудил от Господа 141 Бога своего, возлюбил дары 142 на всяком хлебном гумне. Ос. 9 :2. Гумно и точило не будут питать 143 их и вино обманет их. Ос. 9 :3. Не будешь жить 144 в земле Господней, Ефрем будет жить в Египте, и у Ассириян будут есть нечистое. Ос. 9 :4. Не возливали Господу 145 вина, не были приятны Ему жертвы их, (оне тоже) что хлеб печали 146 для них: все употребляющие их осквернятся; ибо хлебы их — (хлебы) душ их 147 , в дом Господень они не войдут 148 . Ос. 9 :5. Что будете делать во дни торжества и в день праздника Господня? Ос. 9 :6. Посему, вот они пойдут от Египетской работы 149 , и Мемфис примет их, а Махмас похоронит их, серебро их погибнет 150 , терн (будет) во дворах их. Ос. 9 :7. Пришли дни отмщения тебе, пришли дни воздаяния тебе, и будет Израиль подвергнут страданиям, как неистовствующий пророк 151 , человек, увлекаемый духом; по причине множества неправд твоих умножилось неистовство 152 твое. Ос. 9 :8. Ефрем — страж у Бога, пророк — обманчивая западня на всех путях его, утвердили неистовство в доме Божием 153 . Ос. 9 :9. Развратились, как во дни холма 154 : Он вспомнит неправды их и 155 отмстит за грехи их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010