Еще раз: задача Лафонтена – уравновесить рассказ и мораль. Именно потому, что он совершенно всерьез относится к морали как «душе» басни – «Le corps est la fable, lame la moralite» 288  – он старается избежать тривиальности в формулировке морального вывода. Он достигает в этом прямо-таки виртуозности, вкладывая moralite в уста своего Лиса (Maitre Renard), когда к концу перипетии Ворон выронил сыр: Le Renard s " en saisit, et dit: «Mon bon monsieur, Apprenez que tout flatteur Vit aux depens de celui qui l " écoute: Cette leçon vaut bien un fromage, sans doute» 289 . Признаем, что это очень «взрослая» формулировка, не имеющая ни малейшего привкуса скучного наивничания. В том же градусе серьезности Лафонтен относится и к другой составляющей басенной парадигмы – к правдоподобию повествования. Постольку, поскольку в басне звери разыгрывают людей, императив правдоподобия имеет двойной аспект: необходимо учитывать и обличье животного, и подразумеваемую ситуацию в обществе людей, причем то и другое опять-таки должно находиться в рационалистически понимаемом равновесии. Учет социального подтекста требует немалых усилий по части такта, в частности, тактичного и деликатного отношения к gender " ной идентификации персонажей. Мы в полной степени находим это у Лафонтена. Кузнечик (la Cigale, цикада) и муравей (la Fourmi) у Лафонтена – две дамы. (Гюстав Доре так и изобразил на своей гравюре молодую женщину романтически-цыганского вида, а ей решительно отвечает мать семейства, в подол которой уткнулись дитя и пес.) Дама обращается к своей соседке, voisine: …Elle alla crier famine Chez la Fourmi sa voisine, La priant de lui prêter Quelque grain pour subsister Jusqu " à la saison nouvelle… 290 Это сразу делает пристойнее в контексте простейших моральных конвенций и попрошайничество первой, и насмешливый отказ второй. Если бы первая обращалась к мужчине, возникала бы ситуация с более или менее непристойными возможностями: в какой, собственно, роли она вступает в его окружение? Равным образом насмешка мужчины над оказавшейся в беде и в зависимости от него дамой приобретала бы окраску садистической акции. В этом же отношении важно, что просительница вымаливает не какую-то неограниченную помощь, но четко конкретизированную ссуду, возвращение которой с процентами она формально гарантирует «честным словом животного»:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

А поскольку здесь во многих местах упоминается о типиках великих монастырей, составленных святыми отцами, то нужно вкратце и из них привести выдержки. Студийский типик, определяя количество и качество снедей, говорит: «Подобает знать, что после Пасхи до недели Всех святых едим вареное сочиво с елеем и зеленью, принимаем же и рыбу, и сыр, и яйца, кроме понедельника, среды и пятницы». Типик Иерусалимский пишет: «Подобает знать, что весь год в простые дни, когда нет праздника или поста, в пятый час клеплем 6 на литургию и после отпуста входим в трапезную и едим два кушанья: одно вареное, а другое – обваренную зелень или сочиво, в постные же дни, то есть в понедельник, среду и пятницу всего года, – сухоядение 7 , по преданию божественных отцов». Типик святой Афонской Горы говорит: «Подобает знать, что от Пасхи до недели Всех святых в трапезной едим два кушанья с маслом, зелень и сочиво, сыр и рыбу, если имеем». О Рождестве Христовом: «Если праздник Рождества Христова случится в среду или в пятницу, разрешаем: мирянам – мясо, монахам же – сыр и яйца, и едим от Рождества Христова во все дни до навечерия 8 святого Богоявления, миряне – мясо, монахи же – сыр и яйца». Об Успении Пресвятой Богородицы: «Если этот праздник будет в среду или в пятницу, разрешаем только рыбу и вино. Если же в понедельник, мирянам разрешается мясо, и сыр, и яйца, монахам же – только рыба и вино». Таково предание богоносных и всеблаженнейших отцов наших о воздержании от мяса, хранимое от дней апостольских одним только произволением каждого благочестивого монаха, в годы же Великого Антония и Евфимия, Саввы и Феодосия и прочих богоносных отцов собранное и утвержденное типиками и писаниями, принятое Святой Соборной Церковью и даже до нынешнего времени не изглаждаемое из книг церковных. Поэтому противники воздержания хотя и не дерзают изгладить это предание, однако имеют к этим правилам непримиримую вражду и ненависть и горе и долу выискивают подобные слова и древние истории для уничтожения и истребления их из монашеского чина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

БАЛЛАДА О СЫРЕ " - Чем вы там питались вообще? - Питались... Мы набрали много продуктов, думая о том, чтобы полностью обеспечивать себя. При этом мы умудрились в Москве забыть сыр, что обнаружилось по прибытии в славный город Вятку. При попытке найти сыр оказалось, что его нет. - В Вятке нет сыра? - Нет, не в Вятке, а у нас. 7 кг по 33 тысячи за килограмм. В Вятке нам не удалось купить сыр, потому что... Почему же нам не удалось купить сыр?!.. То ли мы... Все думали, что он где-то должен быть, а потом, уже когда наш поезд подходил, оказалось, что сыра-то и нет. Побежали в магазин, рядом на вокзале, но там, кроме рыбы, уже ничего купить не удалось. Вот, а так мы питались, в общем... В Утманове, конечно, Валентина Михайловна потчевала. Там такое количество малины, я вот не помню, чтобы столько ел. То есть, она поставила на стол три бидона с малиной. Конечно, этому мы очень обрадовались. А потом, в Ровдино, отец Василий, нам постоянно картошку привозил. В итоге, макароны у нас почти все остались. А так питались... Да, большой радостью для нас было, когда в Утманове купили-таки сыр! Вот все обрадовались-то " : Венчаются Николай Егорович и Раиса Федоровна. Село Устьинское. В село Устьинское наши миссионеры отправились ради двух людей, желавших обвенчаться - Николая Егоровича и Раисы Федоровны. " Это совершенно удивительная пара. Они всю жизнь прожили в этой маленькой деревне. Днем работали в колхозе, ночью - у себя, чтобы хоть как-то существовать. В то время, в тридцатые годы за прогул (даже по болезни!) одного рабочего дня в колхозе можно было получить тюремный срок. Сейчас они уже старики, но надо видеть, как они смотрят друг на друга. От них такая любовь исходит и удивительный какой-то мир. Они нам частушки пели. Раиса Федоровна с балалаечкой, а Николай Егорович на гармошке играл. Потом рассказывали про обычаи деревенские и угощали. А на следующий день состоялось их венчание. Они были очень рады, ведь ближайший храм - в соседней области, а дорога, между прочим, обрывается в 10 км от границы и начинается опять только километрах в десяти по другую сторону, (Мы, кстати, пытались проехать там на грузовике. В итоге преодолевали границу Вологодской и Кировской с помощью тягача). "

http://foma.ru/neobyiknovennyii-poxod.ht...

Академик Российской Академии Естественных Наук (А. Г. Назаров)   Доктор химических наук, профессор МГГА (А. В. Панкратов)   Кандидат биологических наук, Академик Международной Академии Наук Экологии и Безопасности Жизнедеятельности (Б. Г. Режабек)   Профессор Православного Университета св. Иоанна Богослова, писатель (В. Н. Тростников)   Директор Российского Центра Туринской Плащаницы при Сретенском монастыре (А. В. Беляков)   Преподаватель Православного Университета св. Иоанна Богослова (А. В. Московский)   Физик (С. А. Сошинский)   Приложение 2:            Крылов И.А  Басня          «ВОРОНА И ЛИСИЦА »            Уж сколько раз твердили миру,          Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,          И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                               _______            Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;          На ель Ворона взгромоздясь,          Позавтракать было совсем уж собралась,          Да позадумалась, а сыр во рту держала.          На ту беду Лиса близёхонько бежала;          Вдруг сырный дух Лису остановил:          Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.          Плутовка к дереву на цыпочках подходит;          Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит          И говорит так сладко, чуть дыша:          “Голубушка, как хороша!          Ну что за шейка, что за глазки!          Рассказывать, так, право, сказки!          Какие пёрушки! какой носок!          И, верно, ангельский быть должен голосок!          Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,          При красоте такой и петь ты мастерица, –          Ведь ты б у нас была царь-птица!”          Вещуньина с похвал вскружилась голова,          От радости в зобу дыханье спёрло, –          И на приветливы Лисицыны слова          Ворона каркнула во всё воронье горло:          Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Прп. Ефрем Сирин: Толкования на Книгу Бытия Гл.1    Василий Великий. Письмо к Амфилохию (Ответ на вопрос его. Разрешает ухищренный вопрос аномеев: чему поклоняешься — тому ли, что знаешь, или тому, чего не знаешь? (Писано в 376 г.)) 

http://bogoslov.ru/article/4097628

Масло, как говорит Иоанн Кассиан , – это единственное лакомство для монахов и их гостей, подаваемое на десерт 460 . Но изначально скудное питание постепенно приводило к злоупотреблениям, о чем сокрушался, например, авва Иоанн: «В самом начале обходились вовсе без масла или одной меры хватало на весь год, чтобы принимать гостей. А сейчас ее удвоили и утроили, и этого им едва ли хватает». Как видим, обитатели пустыни далеко ушли от той капли масла, которой было достаточно первым отшельникам... «Дошли уже до того, что обильно смазывают маслом египетский сыр: это два кушанья, каждое имеет свою привлекательность, они и так могли бы служить монаху двумя хорошими лакомствами в разное время...» 461 В отличие от пахомиан 462 сыр у Отцов-пустынников, как кажется, не был частью рациона. Мы можем обнаружить только два упоминания о сыре в апофтегмах, причем одно можно трактовать как критику киновитов. Когда игумен киновии спросил авву Пимена: «Как стяжать страх Божий?», тот ответил: «А как мы можем стяжать страх Божий, когда у нас внутри лепешки из сыра и горшки с соленьями» 463 . Единственный раз мы видим отшельника, вкушающего сыр, – это авва Симон, но он ест хлеб с сыром только для того, чтобы отвадить чиновника, прибывшего к нему со своей свитой 464 . Откуда же взялся у него сыр? Может быть, авва Симон держал его у себя, чтобы потчевать им гостей? Вино и вода Согласно завету аввы Пимена, который приводит в своих правилах святой Бенедикт, «вино – вещь вовсе не монашеская» 465 . Старец изрек его, чтобы оправдать поведение одного брата, который никогда не пил. Это и понятно – большинство монахов не были абсолютными трезвенниками. Можно привести около пятидесяти упоминаний о вине в апофтегмах, и почти все свидетельствуют о том, что употребление вина было если и не всеобщим, то и не таким уж редким, как можно было бы подумать. Антоний Великий никогда не пил вина, как и те монахи, что с ним подвизались 466 . Но едва ли можно добавить к ним хотя бы еще два-три имени. Можно предполагать, что отшельник никогда не пил в своей келье один. Но он мог иметь небольшие запасы вина на случай прихода гостей, тогда он пил вино вместе с ними 467 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После литургии освящаются «брашна от мяс " 373 , чем и дается мирянам разрешение на вкушение этих брашн. 374 «Совершая благочестно, – говорятся в Новой Скрижали, – память Христа, Агнца Божьего, страдальчески закланного за очищение грехов всего мира, христиане, в доказательство духовного веселия, в день св. Пасхи, приготовляют пищу из мяс бессловесного агнца, освященного благословением церковным. И Церковь Христова издревле дозволяет употреблять христианам сей обряд не для сохранения древнего Иудейского закона, но для выражения христианского благочестия. Для сего, по окончании дней поста, при наступлении св. Пасхи Господней, напитав души верующих славословиями, как духовной пищей и небесным хлебом от трапезы благости Божьей, для некоторого телесного утешения и подкрепления, она приносить Богу и сие для нашей пользы дарованное создание, т.е., агнца, умоляя Бога благословить его для нас и сотворить полезным и приятным, дабы, вкусив его с благодарением, более и более с духовной алчбой и жаждой искали Самого Бога, Который есть пища душ и телес наших, и наслаждались Им непрестанно. «Молитва, во еже благословити брашна, мяса, во святую и великую неделю Пасхи», печатается в Требнике и Цветной Триоди. Брашна от мяс освящаются вне храма. «Мяс православнии христиане, – предписывается в Уставе, – в церкви не приносят, но в дом ко иерею». В Требнике и Цветной Трюди есть другая «молитва во еже благословити сыр и яйца». По Новой Скрижали, этот обряд более принадлежит монахам, которые, после совершения литургии в праздник св. Пасхи, благословляют сыр и яйца, и потом предлагают на трапезе эту пищу, как благословенную, прежде всех других снедей. По Уставу, «яйца и сыр принесенным поставляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносити». 375 «Вестно буди, говорится в Уставе, яко сицевый принос мяс и набелу (т.е., сыра и яиц) не есть пасха, ниже агнец, якоже неции глаголют и приемлют, и со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. 376 Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо, начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено да будет. И сего ради оныя приносы, яко не суть Пасха, во алтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити по 8-му правилу свв. Апостол и по 99 правилу собора, иже в Трулле». 377

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ибо не бывают они священнодействуемы по примеру евхаристического во олтари хлеба и вина; не произносится над ними ни того Христова изречения 560 , установление Евхаристии заключающего: приимите, ядите; сие есть Тело Мое, и пийте от нея вси; сия есть Кровь Моя; ни оных слов, к совершению тайны надлежащих: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, и прочее. Да и нигде в книгах, разве только в развратнических, не показано, чтоб это было Тело и Кровь Христова: но и приносятся не в жертву Богу, а точию для благословения нам в снедь. А вода святится для нашего и домов наших освящения, как из самых молитв, над оными читаемых, явствует. Притом с куличом приносят на Пасху сыр и яйца, а инде ещё мёд, млеко, масло и мяса или в день Преображения мёд, гроздие, яблока и прочее; то неужели и сие всё почитать за таинственное брашно? Но сего не могут, конечно, допустить самые кривотолки. Следовательно, и о куличе, яко о равном с оными приношении, сказать того несовместно же. Противоположения Пасха, говорят, священная нам показася; но кулич есть пасха: убо есть священный и таинственный? Ответ. Кулич, а паче сыр, с ним приносимый, называется подлинно в простонародии пасхой, но весьма несправедливо и погрешительно. О сем в старопечатном требнике Петра Могилы , да и в самом ещё иосифовском 561 написано: «Яко сицевая принесённая брашна несть Пасха, ниже Агнец, яко же неции-де глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни, причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте брашно и сыр ясти от иерея предложенными молитвами в снедь благословенно будет. Пасха бо Сам-де Христос есть и Агнец, вземляй грехи, на олтари в бескровной жертве, в Пречистых Тайнах честного Тела и животворящей Крови Своея от иерея Богу и Отцу приносимый; и потому достойно причащающиеся истинную ядят Пасху. И сего-де ради оные приносы, яко не суть пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкви или в притворе молитвой благословити», и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Установление третье. О качестве пищи, необходимой для постящихся. Противники Святой Церкви говорят, что пост вообще состоит только в умерен­ном употреблении пищи. Можно, говорят они, соблюдать пост и употребляя в пищу мясо, масло, сыр, молоко и яйца, только не до сытости, а с воздержанием. Из этого ясно, что пост наших противни­ков основывается на одном только количестве пищи, а не на ее качестве, то есть на уме­ренном ее употреблении, а не на воздержании от некоторых вкусных яств, таких как мясо, масло, сыр, яйца, молоко. Наша же Православно-Кафолическая Восточная Церковь всецело сохраняет все три составные части поста: время, количество и качество. Время – чтобы не быстро употреблять пищу; количество – чтобы есть немного; качество – чтобы употреб­лять не всякую пищу, особенно же воздерживаться от мяса, масла, сыра, молока, яиц. О времени и количестве уже было сказано в начале этого Догмата в предисловии к нему, в ведении втором. Нам предстоит сказать здесь о качестве. Святая Церковь установила следующее определение. Тем, которые благочестиво постятся, по уставу Святой Церкви, всячески должно соблюдать и качество, то есть воздерживаться от некоторой пищи, не как от скверной (да не будет этого), но как посту неприличествующих и запрещенных Церко­вью. К таковым относятся мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, иногда и рыба, в зависимости от того, каков тот или иной святой пост. ЗДЕСЬ ПРОТИВНИКИ ВОЗРАЖАЮТ, ГОВОРЯ: На каком основании вы упот­ребляете в пост одну пищу, а от другой воздерживаетесь? ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Для чего Господь Бог повелел Адаму вкушать плоды от всякого древа, а от других воздержаться? О, если бы Адам соблюл этот пост, мы бы сейчас не имели потребности в нынешних наших постах! Еще спросим, для чего Господь Бог запретил народу Израильскому употреблять в пищу квасной хлеб, а повелел есть пресный (опресноки)? Он сказал: семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества (сынов) Израиле­вых, пришлец ли то. или природный житель земли той. Ничего квасного не ешьте; во всяком местопребывании вашем ешьте пресный хлеб ( Исх. 12, 19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В правление св. Ионы имел место один случай нарушения одним епископом принятого у нас тогда устава о посте, который показывает, какую необыкновенную важность придавали у нас тогда соблюдению уставных правил о посте. В 1455 году навечерие Богоявления Господня случилось в воскресенье, и архиепископ ростовский Феодосий распорядился, чтобы по отпению литургии и вечерни монахи ели сыр, молоко и рыбу, а миряне мясо, между тем как принятый тогда у нас устав о постах гласил: «аще прилучится навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня в субботу или в неделю, то не повеленно вам иноком разрешити на сыр и рыбу, а мирьским на мясо, но повеленно по отпущении литургия нечто мало причаститися скудно от пища, по вечернем же отпущения ясти совершенно, но постное ядение, а не сыр, ни рыбу, ни мирьстии человеци мясо» 1020 . Нарушение принятого устава, допущенное архиепископом, который руководился тем, что в день недельный не полагается поста (апостольское правило 64 и Гангрского собора правило 18) 1021 , митрополит нашёл столько важным, что хотел было снять с него сан, и не сделал этого только уступая печалованию за него великой княгини 1022 . На архиепископа был созван митрополитом собор, на котором присутствовал и великий князь со своим синклитом, и на соборе Феодосий принёс смиреннейшее и слёзное покаяние в своём злом грехе и своём преступлении, проклиная сотворённое им новоначальство и дав обещание твёрдо содержать преданные церкви правила и узаконоположенные писания 1023 . Сохранилась одна грамота св. Ионы, касающаяся обережения им своих преимуществ, как митрополита. Полоцкий епископ Симеон прислал ему свой лист о чём-то и назвал его в последнем не отцом своим, как надлежало, а своим братом. Св. Иона не пропустил этого даром и без внимания, но написал епископу нашу грамоту, в которой делает ему достаточно строгий выговор за нарушение долга подчинённости 1024 . Нам, впрочем, не думается, чтобы на основании этого случая должно было делать какие-нибудь заключения о личном характере св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

392 В этом псалме, говорит один из толковников (Muis), столько же подводных камней и лабиринтов, сколько слов и стихов, и по справедливости может назваться crucem ingeniorum et interpraetum opprobrium. См. у Калм. 398 Волен εκουσιον – добровольный, т. е. дождь не в определенное время являющийся, а по воле Божией ниспадающий во всякое время. 401 Бозлюбленнаго. Это слово повторяется в Римск. издании LXX и в Вульгате. Красотою, в Славянск. поправлено: ради красоты – ωραιοτητι; ωραιοτης значит также – зрелость, крепость, сила. Т. е. Царь сил ради силы или славы дома Своего возлюбленного народа разделит добычи – σκυλα. 403 Предел κληρων – ος – – камешки, ветки, прутики. Вероятно, LXX последнее и разумели под Евр. словом: шепаттаим – lapides focarii – очажные камни, ряд камней, на которых ставят коноб или котел. См. у Иез. 24:3, 40:43 . 405 Новейшие раввины переводят ст. 14: «ляжете ли у очагов – крылья голубки покрыты серебром, ее перья – блестящим золотом» и разумеют благословенную общину Израилеву, подобную голубю с блестящими перьями. См. Псалмы Давида. Перев. и объяснение Пумпянского. Варшава. 1872. Переводят и понимают различно. 407 Селмон гора в кол. Ефремовом, близь Иордана, гора сама по себе тенистая и мрачная, но блестит, когда покрывается снегом. От Евр. слова: цалам – был мрачен. 408 Усыренная τετυεωμενον – τυροω – делаю сыр, обращаюсь в сыр. Гора как бы обратившаяся в сыр, т. е. приятная, вожделенная. 410 Непщуете υπολαμβανετατι – vω – подхватываю, отвечаю, противоречу, понимаю и т. п. Усыренные – питательные и вожделенные. 411 Гобзующих ευθηνουντων – νεω – изобиловать, быть в цветущем состоянии и т. п. Vulg: laetantion. Митр. М. Филарет переводит: усугубляющих, и объясняет так: «я вижу на горе Божией две или многие колесницы Божии, т. е. Ангелов, служащих Ему... За ними следуют тысячи усугубляющих или составляющих второе воинство Церкви земное и небесное ( Anok. 19. II –). В них Господь,– Он сам является предводительствующие сими воинствами. Святилище присутствия Его столь обширно, что Синай со всеми чудесами своими является, как часть украшений оного». См. «Прав. Обозр.». 1869 г. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010