Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Любовь приходит в сердце постепенно именно через добрые дела. Когда мы делаем добрые дела людям, они перестают быть для нас безразличными, перестают быть для нас далекими, — они становятся близкими нам. И чем больше мы делаем этих добрых дел, тем сильнее любовь в нашем сердце, потому что нет иного способа и иной возможности возрастать в любви, как только творить те дела, которые спасут нас на Страшном Суде Божием». Проповедь в неделю о Страшном Суде 10 марта 2013 года. 14. О посте. «Мы ограничиваем себя в пище, сводя ее потребление до необходимого минимума. Речь идет не только об отказе от скоромной пищи — речь идет об умеренности в пище вообще, потому что, как говорили святые отцы, можно и постной пищей наесться не меньше, чем скоромной. Речь идет о самоограничении, через которое нам открывается великая истина, что похоть плоти — это не предопределение, не инстинкт, с которым бороться невозможно. Похоть плоти — в нашем сознании, в нашем уме, а не в потребностях нашего организма. Пост дает нам возможность прикоснуться к иному стилю жизни и осознать, что не только душа, но и физическое тело в пост расцветают. Пост дает нам возможность осознать правоту слов апостола и совершенно другими глазами посмотреть на наше целеполагание, на наши устремления, на доминанты, которые мы строим в этой жизни и которые стремимся реализовать». Проповедь в неделю сыропустную 17 марта 2013 года. 15. О морали. «На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировалась не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды. Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем — это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет вместе с собой некую относительность нравственных понятий.

http://pravmir.ru/glas-pastyrya-20-yarki...

Изложение служб по уставу типографскому у г. Одинцова начинается, как и в книге архимандрита Сергия, службою в неделю крестопоклонную. Это сходство в начале, в порядке самого изложения служб этого устава и их особенностей, повторение одних и тех же ошибок, какие замечаются в книге архимандрита Сергия, невольно наводит нашу мысль на то предположение, что первоначально автор излагал особенности типографского устава по книге архимандрита Сергия, а потом, побывав в Москве, после «личного ознакомления» с этим уставом, он подставил по нему только цитаты, не проверив даже, насколько подробно сделан анализ в известной ему книге, и верно ли архимандрит Сергий читал этот памятник. Типик типографский начинается службою в середу сырной недели, которая имеет свои особенности при сравнивании её со службою по уставу иерусалимскому. Утреня и первый час совершаются без пения псалтирного, часы же, наоборот, с Псалтирию. На вечерни пения псалтирного не было. После стихир «на Господи воззвах» совершался выход с кадилом, за которым следовали прокимен и чтение паремий. «Да исправится молитва моя» не пели, но вместо этого положено: «да уповает Израиль на Господа» 12 . В неделю сыропустную воспоминается память святых архиепископов Константинаграда Флавиана и Леонтия, благоверных царей Маркиана и Пульхерии 13 . На литургии стихиры «на блаженных» положены из Октоиха и из Триоди 3 песнь. Вечером в этот день стихир на «Господи воззвах» положено четыре. Повечерие читалось великое 14 . Относительно времени совершения службы в понедельник первой недели в уставе делается замечание: «предварившего дне утешения, встают поздее, начинающу семому (часу) нощи и бывает пение – три кафизмы – просто. Первый же час оприсн заутрени, уже свитающи дни, а прочая часы клеплют сице: третий убо третиюму начинающу, а шестый пятого имущю начало, а девятый в начало семаго. Вечерняя же клеплется, чтению бывающу на девятем часе... По скончании её. входят братия на трапезницу в начаток десятого часа... По встании же их от трапезы и мало поседети, клеплют павечерницю, прежде захода солнца. Тот устав часом же и прочей службе во весь пост да бывает. Во вторник, в среду и четверг клеплют заутреню в конец 3-го часа нощи... и кончается заутреня в начаток десятого часа».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Изгнание из рая Кондаки – одни из самых известных церковных песнопений. Каждому православному человеку хорошо знакомы слова рождественского кондака «Дева днесь», пасхального кондака «Аще и во гроб» и множества других. Однако не каждый знает, что то песнопение, что сейчас принято называть словом «кондак», в древности было всего лишь преамбулой (греч. проимий ) подлинного кондака. Словом «кондакион» в византийскую эпоху обозначались рукописные свитки, так что кондак уже по своему названию должен быть достаточно пространным текстом, а то, что сейчас называется «кондаками», – это, наоборот, очень короткие песнопения. Византийский кондак состоял из большого числа строф Византийский кондак состоял из большого числа строф – икосов, написанных одним размером и имеющих общий рефрен. Перед серией икосов выписывалась одна или несколько вступительных строф. Вступительная строфа, обозначавшаяся как проимий или кукулий, в позднейшей традиции и перетянула на себя название «кондак». В современных богослужебных книгах у кондака обычно имеется только один икос. Те древние кондаки, что состояли из многих икосов, в современных книгах сокращены. А более новые кондаки писались сразу с одним единственным икосом. Но есть в наших книгах и исключения, крайне редкие, когда кондак сохраняет несколько икосов. Одно из них – кондак в Неделю сыропустную, на Адамово изгнание (воспоминание изгнания Адама и Евы из рая после грехопадения, которое совершается в эту Неделю, то есть в воскресенье). В печатной Триоди у этого кондака 4 икоса, каждый со своим рефреном. При этом они обычно надписаны как один цельный икос – просто потому, что наличие у кондака нескольких икосов выглядит непривычно для читателя, не знакомого с древней гимнографической традицией, – но оформлены обычно как 4 отдельные строфы. Однако и эти 4 икоса – далеко не весь кондак на Адамово изгнание. Изначально у него было свыше 20 кондаков, но они сохранились лишь в очень редких рукописях. Полный текст кондака был издан в XIX веке Ж.-Б. Питрой, в XX переиздан Н. Томадакисом (в числе кондаков преподобного Романа Сладкопевца; хотя этот кондак ему не принадлежит), а также митрополитом Софронием (Евстратиадисом).

http://pravoslavie.ru/101336.html

Каковы особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого поста – это особенное время раскаяния во грехах, говенья, то в некоторые из этих дней (например, в понедельник, вторник и четверг) совсем не бывает Литургии как торжественной службы, служатся же часы; в среды и пятки совершается Литургия преждеосвященная, менее торжественная. Кроме того, Великим постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные облачения священнослужителей. Какие недели приготовительные к Великому посту? Четыре следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее; 2) неделя о блудном сыне; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная Каковы особенности богослужения в неделю о мытаре и фарисее? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенные покаянные песни. Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающегося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие покаянные стихи поются в это воскресенье на всенощной после Евангелия? Следующие: … Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет (рано утром стремится) бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых (злых дел) помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости Каковы особенности богослужения в неделю о блудном сыне? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма 136-го: «На реках Вавилонских». Для чего в воскресенье этой недели на Литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма 136-го: «На реках Вавилонских»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

По прочтении моего рапорта, давал какие-нибудь вопросы, например: «наставник чем болен?» «Чем больны ученики? Есть ли свидетельства об их болезни? Нет ли опасно больных?» Об одном ученике спросил: давно он болен? – Другую треть. «Коли другая треть хворает, худо для учения». Иногда и о подобных учениках говорил: «не для чего и держать их в семинарии». Когда больных было более 10 человек, он замечал: «много». Но однажды, именно в неделю Сыропустную не было вовсе больных учеников; по этому случаю, он выразился: «настала масленица, не стало больных!» В другое время возразил, что больных показал я в меньшем числе, сравнительно с донесением (месячным) семинарского врача. В апреле 1867 года сказал: «слышно, что пути в окрестностях Москвы испортились: как же ученики отпущены (на Пасху) в таком множестве?» Из сказанного мной видна та зоркость или наблюдательность, с какой архипастырь относился ко всякому делу. Московская семинария в шестидесятые годы – пред временем своего преобразования по новому уставу (преобразована была в 1869 г.), не могла похвалиться благоустроенностью. Все в ней опускалось. На моем рапорте о состоянии семинарии от 14 по 21 октября 1866 г., архипастырь написал (21 вкт.): «Частью отсутствие наставников в классах. Жаль сие для учеников и для благоустройства семинарии. Что значит, что часы г-на N совсем не были заняты? – О. ректору (Никодиму) нужно тщательно наблюдать, чтобы наставник, который не может быть в классах, предварял о том о. ректора заблаговременно и чтобы ученики чрез другого наставника получали по возможности занятие, чтобы они не теряли времени и чтобы не ослабевал порядок». – Резолюция от 4 ноября: «В одну неделю (с 29 окт.) пять наставников отсутствовали от классов. Недавно сказано было, чтобы предваряли о занятии классов вместо отсутствующих: и сие не исполнено. – Жаль. – Сдать в семинарское правление». Затрудняло инспектора, что многие ученики были довольно распущенны: ходили в классы неаккуратно, вели себя свободно и т. под., а обыкновенные меры, чтобы управиться с ними и ввести свободу их в законные границы, не были довольно сильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Объятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатство милостей Твоих, Спаситель! Не презри теперь моего обнищавшего сердца. Ибо Тебе, Господи, в умилении кричу: согрешил я, Отец, против неба и пред Тобою. Кондак по 6-й песни, гл. 3 Отеческия славы Твоея удалихся безумно, в злых расточив еже ми предал еси богатство. Темже Ти блуднаго глас приношу: согреших пред Тобою, Отче щедрый, прими мя кающася и сотвори мя яко единаго от наемник Твоих. От отеческой славы Твоей убежав безумно, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому взываю к Тебе словами блудного сына: я согрешил пред Тобою, Отче милостивый! прими меня, кающегося, и устрой как одного из наемников Твоих. В неделю мясопустную На утрене. Седален по 3-й песни, гл. 6: Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю; Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз; Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя. Помышляю о страшном дне и оплакиваю дурные мои поступка: как буду я оправдываться пред бессмертным Царем? как дерзну я, блудный, поднять глаза на Судию? Милосердый Отец, Сын Единородный, Дух Святой, помилуй меня! Кондак по 6-й песни, гл. 1: Егда приидеши, Боже, на землю со славою, и трепещут всяческая 85 : река же огненная пред судищем влечет, книги разгибаются, и тайная являются: тогда избави мя от огня неугасимаго и сподоби мя одесную Тебе стати, Судие Праведнейший. Когда придешь Ты, Боже, на землю со славою, весь мир затрепещет: вот огненная река течет пред Твоим судейским престолом; раскрываются книги, и тайны объявляются. Тогда избавь меня от огня неугасимого и сподобь стать по правую сторону от Тебя, Судия праведнейший! В неделю сыропустную На утрене. Седален по 3-й песни, гл.4: Изгнан бысть Адам от райския сладости, снедию горькою 86 , в невоздержании заповеди не сохрани Владычни, и осудися делати землю, от неяже взят бысть сам: потом же многим ясти хлеб свой. Темже мы возлюбим воздержание, да не вне рая возрыдаим, якоже он, но в него внидем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

На конец 8-й песни иерей, сотворив обычный поклон настоятелю, входит в алтарь и кадит. Затем выходит, становится пред святыми дверьми и по окончании 8-й песни возглашает: «богородицу и матерь света». Начинает десная страна стих «величит душа моя... честнейшую»... иерей продолжает кадить; по 9-й песни оба лика совокупльшеся поют «достойно есть». Во гораздо короче. Посем славословие великое поётся в глас 6. В нет. Изложение вседневной утрени в много короче и представляет дело в общем очерке. По шестопсалмие читает «един от братий», по «редовный брат». «кротким гласом и тихим»; «тихим гласом и лёгким». В подробности относительно чтения шестопсалмия, произнесения прокимна указано искать в уставе всенощного бдения. После 50-го псалма и спаси Боже люди твоя, говорится «глаголем песнь 1-ю господеви поим славно, таже начинаем канон от огустеша яко и стена; уставляем на 14 стихов, аще в пост предшествуют преже канону». Затем следует подробнейшее разъяснение, как, кому и какие каноны читать на каждый день недели. упоминает о литии после 1-го часа; нет. Служба по триоди. В указано исхождение в притвор, чтение оглашения Студитова и правило о посте арцивуриевом. В всё это есть, но изложено иначе и кроме того прибавлено замечание о пении евангельских стихир на литии от недели мытаря и фарисея до пятидесятницы. По в службе недели сырной, на вечернем входе выходит «священник в багряной фелони с кадилом». В нет этого замечания. лист 145. Перед отпуском вечерни в неделю сыропустную после Господи Владыко « цлумъ чтный кртъ кождо на. иже носи или сты иконы. идже стои». Далее замечено, что сий образ бывает всякую неделю вечер в Великий пост. В дополнено: до пятой недели Великого поста (лист 208 оборот), а о целовании сказано «и целуем святые иконы и ставимся на своих местах по обычаю». В понедельник первой недели Великого поста полунощница без поклонов утешения ради вечернего. Последнего объяснения в нет. Трисвятое с тремя поклонами; без поклонов. Шестопсалмие читается со всею стражею; вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

В О. Т. включены слав. переводы ряда текстов, греч. оригиналы которых утрачены (напр., стихиры «Раскаися о злобе моей, Господи» в Неделю блудного сына, см.: Карабинов. 1910. С. 175). На л. 21 в составе канона на утрене сыропустной субботы помещена краткая Похвала (дополнение к Похвале общечтимым святым) первоучителям равноапостольным Кириллу и Мефодию и чтимым болгаро-македонским святым Иоанну Рильскому (Рыльскому), Иоакиму Сарандапорскому (см. Иоаким Осоговский ) и Прохору Пшинскому (Пчиньскому). В текст службы Страстям Христовым помимо триодного текста с новозаветными и паремийными чтениями и 12 отрывками о страстях Христовых из Евангелий в О. Т. включен древнейший список апокрифического Послания Понтия Пилата к имп. Тиберию (Acta Pilati. Л. 179-181 об.- см.: Ильинский. 1906). О. Т. использована в разночтениях издания Триодей Моминой и Н. Трунте (Triodion und Pentikostarion. 2004) и отдельно опубликована в совр. издании с указателями Э. Црвенковской и Л. Макариоской ( Црвенковска, Makapujocka. 2010). Особенностью О. Т. является присутствие в тексте многочисленных богослужебных (прежде всего относительно особенностей совершения богослужений в Сыропустную неделю, во время Великого поста, на Пасху и в дни Пасхальной седмицы) и дисциплинарных указаний (напр., о пище в период Великого поста; Дмитриевский. Описание. Т. 3). Исходя из характера этих указаний, объем к-рых в О. Т. значительно превышает их количество в греческих и славянских рукописных Триодях, А. М. Пентковский предположил, что они могут восходить либо к несохранившемуся южнослав. переводу визант. Типикона студийской традиции, либо к отдельным уставным рубрикам ( Пентковский. Типикон. С. 168). При этом он отметил (Там же. С. 167), что в болг. Триоди XIII в. (ГИМ. Хлуд. 133) имеются сходные богослужебные указания. Рукопись обильно снабжена певческой нотацией - надстрочными знаками фиты с дополнительными значками, всего в кодексе 35 фитных помет, в основном они сопровождают самогласные стихиры. О. Т. богато иллюминирована, что нехарактерно для литургических рукописей: в начале дневных служб помещены полихромные заставки и инициалы византийского, тератологического (т. н. народная тератология) и балканского (плетеные) стилей. Инициалы помещаются также в начале отдельных песнопений и чтений. Богатая иллюминация свидетельствует о том, что кодекс создавался скорее всего для кафедрального храма.

http://pravenc.ru/text/2581475.html

Синаксарий… Пролог. Синаксарий. Синаксарий. Синаксарий. Пролог. После 8 песни каждение. Пред 9 песнию поется Честнейшую... Пред 9 песнию поется Честнейшую, но не прип. Пред 9 песнию поется Честнейшую... Пред 9 песнию поется Честнейшую... Пред 9 песнию поется Честнейшую... Пред 9 песнию поется Честнейшую… По 9 песни и ектен. – Свяг Господь.. Светилен воскрес., также Триоди: Страшный день суда... Слава, Се день грядет... И ныне, Час испытания... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Светилен воскр. Слава – Предтечи. И ныне – Триоди. В неделю Сыропустную. По 3 песни и ектен. – седален Триоди: Изгнан бысть Адам.. Слава, Ныне добродетелей время явися... И ныне, Не умолчим никогда, Богородице... Так же, как выше. Так же, как выше. Так же, как выше. Чтение. Чтение. Чтение. Чтение Предтечи. По 6 песни и ектен. – кондак: Премудрости наставниче... Икос. Так же, как выше. Так же, как в нед. Мыт. и Фар. Так же, как выше. Синаксарий. Синаксарий. Синаксарий. Пролог. После 8 песни каждение. Пред 9 песнию поется Честнейшую. Пред 9 песнию поется Честнейшую. Пред 9 песнию поется Честнейшую. Пред 9 песнию поется Честнейшую. По 9 песни и ектен. – Свят Господь... Светилен воскр. Слава – Триоди: Заповедь твою, Господи... И ныне, Изгнана бывша, Господи... Так же, как выше. Так же, как в нед. Мыт. и Фар. Так же, как выше. Во все недели. Всякое дыхание, хвалитные псалмы и стихиры на хвалятех. В неделю Мытаря и Фарис. Из Октоиха воскресны 4 и Триоди 4: а) Не помолимся фарисейски... (писан на вечерни в стих. на Господи, воззв.). б) Фарисей тщеславием... (там же). в) Стих: Воскресни, Господи Боже мой... и: Мытаря и Фарисеа различие... г) Стих: Исповемся тебе, Господи... и: Фарисеа велехвальный глас.. Слава гл. 8: От дел похвалении 525 ... (Три последние песнопения находятся в хвал. стих. утрени. Песнопение: Мытаря и Фарисеа..., кроме того, помещено в литийных стихирах с надписью: Слава). Примеч. Первые шесть стихир надобно петь со стихами хвалитных псалмов. Из Октоиха воскресны 3. Праздника 3. Триоди 2: Ст.: Воскресни, Господи Боже... и: Мытаря и Фарис..., Ст.: Исповемся тебе, Господи... и: Фарисеа велехвальный глас... Слава, От дел похваленми...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010