Архив Пн Разъяснение о совершении чина прощения в Неделю сыропустную 24 августа 2023 г. 20:55 Разъяснение, разработанное комиссией  Межсоборного присутствия  по богослужению и церковному искусству, одобрено на  заседании  Священного Синода 24 августа 2023 года ( журнал 70 ). Вопрос Как правильно совершать чин прощения в Сыропустную неделю? Ответ Чин прощения по обычаю совершается после вечерни в Неделю сыропустную 1 . Вечерня служится уставным порядком, как правило — в золотом (желтом) облачении; в некоторых местах существует традиция использования уже в недели о Страшном суде и Сыропустную 2 , то есть и на этой вечерне — фиолетового облачения. Во время чтения «Сподоби, Господи…» духовенство переоблачается в темные ризы, просительная ектения и все дальнейшие песнопения исполняются великопостным напевом. После отпуста, во время пения многолетия, предстоятель входит в алтарь, отлагает фелонь и берет в руки напрестольный крест, после чего исходит на амвон, облаченный в епитрахиль. Крест полагается на столец (аналой), заранее поставленный неподалеку от амвона. Если приход многоштатный, то вместе с предстоятелем исходят все священнослужители — священники в епитрахилях, диаконы — без богослужебного облачения, — и становятся перед солеей, обратившись к алтарю. Предстоятель произносит слово, в котором раскрывает смысл великопостного подвига, а также содержание предстоящего чина прощения. По окончании слова 3  он произносит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному вся, елика согреших во дни сем и во вся дни живота (жития) моего делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», после чего творит земной поклон молящимся, без крестного знамения. От лица молящихся старший клирик (если есть) или учиненный мирянин громко отвечает: «Бог ти простит, отче святый, прости и нас грешных и благослови, и помолися о нас, грешных» 4 , после чего все сослужащие также совершают земной поклон предстоятелю, без крестного знамения. Предстоятель, восстав, произносит в ответ:

http://patriarchia.ru/db/text/6053336.ht...

Предлагаем прослушать «Проповедь в Неделю сыропустную. Прощеное воскресенье»/1991 г. 17 февр. Проповедь в Неделю сыропустную. Прощеное воскресенье./Файл можно скачать или прослушать потоковое аудио Формат записи mp3, объем 55 MB.  Предлагаем прослушать «Проповедь в Неделю сыропустную. Прощеное воскресенье» /1991 г. 17 февр. Проповедь в Неделю сыропустную. Прощеное воскресенье./  Файл можно скачать или прослушать потоковое аудио Формат записи mp3, объем 55 MB. Скачать Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 18 марта, 2023 19 августа, 2020 11 апреля, 2020 1 апреля, 2020 30 июня, 2019 26 мая, 2019 16 декабря, 2018 30 сентября, 2018 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/propoved-v-nedelyu-syr...

Поучение 1-е в Неделю мытаря и фарисея. Характер мытаря и фарисея Поучение 2-е в Неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии Поучение в Неделю блудного сына. О покаянии Поучение в Неделю мясопустную. О Втором пришествии Христовом Поучение в Неделю сыропустную. Условие при вступлении в Святую Четыредесятницу Беседа в понедельник первой недели Великого поста. Приготовление к Таинству Исповеди Поучение в среду первой недели Великого поста. О вреде лицемерства Поучение в пяток первой недели Великого поста. О теле человеческом Речь к братии по приобщении Святым Христовым Тайнам Слово в первую Неделю Великого поста. О Православии Поучение во вторую Неделю Великого поста. Значение поста для человека Поучение в третию Неделю Великого поста. О крестоношении Поучение в четвертую Неделю Великого поста. Значение поста по отношению к падшим духам Поучение в пятую Неделю Великого поста. Сочетание поста с милостию и молитвою Слово 1-е в Неделю Цветоносную Слово 2-е в Неделю Цветоносную Слово в Великий Четверток на Литургии. О Святых Христовых Тайнах Слово в Великий Пяток на вечерне Поучение в Неделю Антипасхи. О христианстве Поучение в Неделю жен-мироносиц, третию по Пасхе. О мертвости духа человеческого Поучение в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном. О наказаниях Божиих Поучение в Неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Поучение в Неделю всех святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих Поучение в субботу четвертой недели. Условие усвоения Христу Поучение в девятую Неделю. Бог – помощник человека в скорбях его Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя «Вящшая закона: суд и милость и вера» Поучение на слова: «Вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их, грядущему ко Мне, совершаются» Поучение в дванадесятую Неделю. О спасении Беседа в тринадесятую Неделю. О причинеотступления человеков от Бога Беседа в двадесять вторую Неделю. О богаче и нищем

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Кондак «Плач Адама» (в неделю сыропустную) Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст Триоди в неделю сыропустную Кондак, глас 6: Премудрости наставниче, смысла подателю,/немудрых наказателю, и нищих защитителю,/утверди, вразуми сердце мое Владыко./Ты даждь ми слово, Отчее Слово,/се бо устне мои не возбраню,/во еже звати Тебе:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 1: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая,/рукама бия лице, и глаголаше:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 2: Видев Адам ангела изринувша, и затворивша божественнаго сада дверь,/воздохнув вельми, и глагола:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 3: Споболи раю стяжателю обнищавшему,/и шумом твоих листвий умоли Содетеля, да не затворит тя:/Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 7: Раю вседобродетельный, всесвятый, всебогатый,/ Адама ради насажденный, и ради Евы заключенный,/умоли Бога о падшем:/Милостиве, помилуй мя падшаго. 2. Полный церковно-славянский текст Кондак самогласен, глас 6: Премудрости Наставниче, смысла подателю, немудрых наказателю и нищих защитителю, утверди, вразуми сердце мое, Владыко. Ты даждь ми слово, Отчее Слово. Се бо устне мои не возбраню во еже звати Ти: Милостиве, помилуй мя падшаго. Икос 1: Седе Адам тогда и плакася, прямо сладости рая, рукама бия лице и глаголаше: Милостиве: Икос 2: Видев Адам ангела изринувша и затворивша Божественнаго сада дверь, возстеня вельми и глаголаше: Милостиве: Икос 3: Споболи раю стяжателю обнищавшему и гласом листвий твоих моли Содетеля, да не затворит тебе:Милостиве: Икос 4: Древа твоя склони, яко одушевленная, и приради ко имущему ключи, да тако пребудеши отверст взывающему: Милостиве: Икос 5: Обоняю доброту Твою и истощаюся поминая, како в сей вселихся о благоухании цветов: Милостиве: Икос 6: Ныне научихся, еже искусих: ныне познах, еже рече ми Бог в раи, яко от Евы прияв скрываешися Мене: Милостиве: Икос 7: Раю вседобродетельне, всесвяте, всебогате, Адама ради насажденный, Евы ради заключенный, како восплачу тебе: Милостиве: Икос 8: Окаляхся, обезобразихся, поработихся рабом моим. Гады бо и зверие, ихже покарях, страхом бегут мене: Милостиве:

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Часть 1 • Часть 2 • Часть 3 • Часть 4 • Часть 5 • Часть 6 Собрание поучительных слов, при высочайшем дворе сказыванных придворным Проповедником, бывшим потом Епископом Псковским и Святейшего Правительствующего Синода Членом, Гедеоном Содержание К читателю Часть 1-я Слово 1-е. В неделю по Крещении Господни Слово 2-е. В неделю о Закхее Часть 1-я Часть 2-я Слово 3-е. В неделю о Закхее Слово 4-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 5-е. В неделю мытаря и фарисея Слово 6-е. В неделю блудного Слово 7-е. В неделю о блудном сыне Слово 8-е. В неделю мясопустную Слово 9-е. В неделю мясопустную Слово 10-е. В неделю сыропустную Слово 11-е. В Неделю первую Великого Поста Слово 12-е. В неделю первую Великого Поста Слово 13-е. В неделю вторую Великого Поста Слово 14-е. Во вторую неделю Великого Поста Слово 15-е. В неделю третию Великого Поста Слово 16-е. В Неделю третью Великого Поста Слово 17-е. В Неделю третью Великого Поста     АВГУСТЕЙШАЯ ИМПЕРАТРИЦА! ГОСУДАРЫНЯ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШАЯ! Да понесет великодушно Ваше Священнейшее Императорское Величество, что сия, никакой внешней красоты не имеющая, (хотя по внутреннему своему содержанию и пребогатая,) убогого труда моего книга пред Высочайшим Лицом Вашим предстать дерзновение приняла. Она не без пристойных причин сие учинила. Познала она, сколькую Ваше Величество, подражая праведному оному Израильскому Царю, которого обыкновенная была песнь сия: весь день поучение мое, закон Твой 1 , имеет ревность и усердие к слову Божию; и особливо видела, с каким вниманием содержащиеся в ней Слова, когда устно предлагались они народу, от Священнейшего Вашего Величества были слушаны. Отсюда надежда возросла в ней, что и письменное тех же изображение от Высокомонаршего Лица Вашего не может быть отвержено. Прибавилось еще к сему то, что Именным Вашего Величества Указом ей в сем (типографском) виде на свет выйти повелено. Напоследок и самая нужда требовала, чтоб она отдала себя под Высочайшее Вашего Императорского Величества покровительство, для того, что она (как я теперь помянул) по

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

В его правление открыты были мощи св. Бориса и Глеба и принесены были из Греции мощи св. великомученицы Варвары. По дошедшим до нас памятникам его пастырской заботливости, видно, что м. Никифор был человек образованный и ревностно заботившийся о благе свой паствы. Кроме посланий его против латинян о посте и воздержании чувств, к великому князю Владимиру Мономаху и другим князьям, от него мы имеем Поучение в неделю Сыропустную, в церкви, ко игуменам, и ко всему иерейскому и диаконскому чину, и к мирским людем. Из него видно, что м. Никифор, по незнанию русского языка, сам не произносил своих поучений к народу, а написавши по-гречески, поручал переводить их и призносить в церкви. Причина, побудившая митрополита-грека написать это поучение и предложить его в переводе своей пастве, кроме сознания своего пастырского долга, лежала между прочим, в обычае церкви греческой, пред наступлением поста, — предлагать особое поучение всей пастве, в виде окружного послания. В поучении в неделю сыропустную м. Никифор убеждает слушателей к покаянию и исправлению в наступающие дни поста и показывает, что истинный пост состоит в воздержании не от мяса овцы, или других животных, но от обид и оскорблений ближних, от лихвы, неправедной мзды, тяжкого роста, в частности предостерегает от пьянства, порока, господствовавшего в то время. Тон поучения, равно как и посланий, показывает в м. Никифоре умного и осторожного грека, который, поучая людей и указывая на их пороки, в то же время опасается оскорбить кого-либо и войти в неприязненные отношения. Поучение митрополита русского Никифора в неделю сыропустную, в церкви, ко игуменам, и ко всему иерейскому и диаконскому чину, и к мирским людям Много поучений, о любимцы мои и возлюбленные чада о Христе, мне надлежало бы предлагать вам языком моим, чтобы водою его напоить добрую и плодоносную землю, разумею души ваши. Но не дан мне дар языков, о котором свидетельствует божеств. Павел и посредством которого я мог творить порученное мне: оттого я стою посреди вас безгласен и совершенно безмолвен.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

иером. Иаков (Цветков) В субботу сыропустную 24 Кондак, глас 4-й. Подоб. Явился ecu... Во втором пришествии Твоем, Господи, даруй оставление грехов сущим в вере, тем, которых Ты взял от привременнаго (жития Я сего); ибо Ты Бог многомилостивый. Икосы (Α τξεες) Все чины ангелов и человеков, Блаже, со страхом предстоять пред судилищем Твоим, где ничто никаким образом не поможет, если не (добрыя) деяния. Почему вопию к Тебе, Безгрешно: «пощади меня тогда, как всегда (ν) Благоутробный; ибо знаю дела, который соделал я в жизни своей с небрежением, и страшусь осуждения: но умилосердися, Спасе, над делом рук Твоих и причти меня к лику избранных (Твоих), молитвами Рождшея Тя и святых; ибо Ты Бог многомилостивый. (λεως γενου μοι) Буди милостив ко мне, Спасе, егда приидеши во славе судить деяния человеков, и избави меня огня (геенскаго), как Единый Благий, пришедый на землю для спасения всего рода человеческаго (δι τ σσαι γνος πντον βροτν), претерпевый смерть, и разрешивый болезни смертныя ( Пс.17:5 ); и сподоби меня, вместе со избранными Твоими, царствия Твоего, в котором Сияетъ свет Лица Твоего и достойно веселится лик апостолов и пророков·, ибо Ты Бог многомилостивый. (Νυμφνος) Отверзи небесный чертог (Твой), Христе, как милостивый, рабам (Твоим), которых Ты взял (к Себе), как Бог , от сего превременнаго, и подай им разрешение прегрешений (πλημμελημτων)·, ибо Ты, Едине Господи, безгрешен, мы же все согрешаем пред Тобою в неведении и в ведении, Почему, совершая ныне песнь о умерших, взываем к Тебе: Егда приидеши на землю судити мир, даруй им созерцать Божественную славу Твою; ибо Ты Бог многомилостивый. 24 Переведено из Anal, sacra к. Питры. Акростих икосов неполный: Αν... Заимствовано Питрою из Таврин, кодекса, в котором (in fol.158) положено следующее надписание: над кондаком: πρς τ: επεφνης; а над 1-м икосом: πρς τ. Τ Γαλιλαα. Из сих надписаний видно, что кондак и икосы сии составлены по подражанию кондака и икосов св. Романа Сладкопевца на Богоявление. Явился ecu... из Галилеи языческой. Судя потому, что не только в слововыражениях (как во 2–м и 3–м икосах), но и во всех окончашях это творение представляет самое близкое подражание св. Роману Сладкопевцу , с достоверностию можно отнести его к песнопениям св. Иосифя песнописца, которому, по всем подобным признакам, мы приписываем и следующий кондак с икосом – в неделю сыропустную. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мф.19:17 Слово в 15-ю неделю по Пятидесятнице. Об истинной любви к самому себе и ближнему. Мф.22:39 Беседа в 19-ю неделю по Пятидесятнице. Поступайте с другими так, как желаете, чтобы с вами поступали. Лк.6:31 Слово в ту же неделю. О так называемой преждевременной смерти вообще и особенно юных лиц. Тоже. Слово в ту же неделю. О том, что Священное Писание, как Слово Божие, есть неоцененное сокровище для нас. Гал.1:11–12 Беседа в 21-ю неделю по Пятидесятнице. Слово Божие есть семя новой благодатной жизни и почему оно не всегда приносит плоды. Лк.8:5–8 Слово в ту же неделю. Союз между живыми и умершими никогда не прекращается и в чем он выражается. Лк.16:27–28 Слово в 23-ю неделю по Пятидесятнице. О постепенном охлаждении к вере Христовой до враждебного отвержения её. Мф.8:34 Слово в ту же неделю. С воскресшим Христом Господом нашим совоскресли все верующие в Него и потому они должны вышних искать. Еф.2:4–6 Беседа в 24-ю неделю по Пятидесятнице. При истинной вере, христианин может надеяться на помощь Божию, даже чудесную. Лк.8:48 Слово в ту же неделю. Еще при жизни мы должны сближаться духом с небесными нашими сродниками, т.е. святыми. Еф.2:19,20 Слово в ту же неделю. О возможности спасения для богатого и бедного. Тоже Том четвертый I. Неделя о мытаре и фарисее Слово – первое. Почему необходимо молиться о ниспослании нам благодати покаяния. Текст из богослужебных книг Слово – второе. Прошедшая жизнь наша исполнена грехов: подвигнись, душа грешная, на покаяние. Лк.18:13 . Слово – третье. Приготовительные недели к посту и покаянию. Из богослуж. книг II. Неделя о блудном сыне Беседа – первая. Объяснение притчи о блудном сыне. Бедственное состояние человека грешника в удалении от Бога. Из богослуж. книг Беседа – вторая. Объяснение той же притчи. О постепенном ниспадении человека в глубину греховной жизни. Лк.15:11 и след. III. Неделя мясопустная IV. Неделя сыропустная Слово – второе. Воспоминание грехопадения наших прародителей. Из богослуж. книг Слово – третье. Прощеное воскресенье.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

То, что название «Четыредесятница» связано с сорока днями поста, является также из того, что далее сказано в Апостольских постановлениях: «Совершайте пост этот прежде поста пасхального [вероятно, имеется в виду пост Страстной седмицы], начиная с понедельника [то есть с Чистого понедельника], оканчивая же в пятницу [накануне Лазаревой субботы]. После этих дней [сорока дней Четыредесятницы], отпостившись, начинайте святую неделю Пасхи, постясь в нее со страхом и трепетом». Четыредесятница очень рано была названа Великой. Это наименование было дано ей не только для того, чтобы выделить ее из других многодневных ежегодных постов, но и для того, чтобы подчеркнуть ее значение: строгость поста и предполагаемого им подвига вообще, а также цель, ради которой он был установлен, то есть нашу духовную подготовку к главному христианскому празднику – Пасхе. 5. Великая Четыредесятница, как известно, начинается с Чистого понедельника. Предшествующий ей период продолжительностью в три недели, от воскресенья мытаря и фарисея, с которого начинается употребление в богослужении Постной Триоди («открывается Триодь», как говорят в Греции), до Недели сыропустной, представляет собой подготовительный период, готовящий нас к вступлению в Четыредесятницу. Чтения Священного Писания и чудесные песнопения, полные умиления и сокрушения, раскрывают перед нами значение истинной молитвы, искреннего покаяния, поста и воздержания. Первая неделя – сплошная, то есть во все ее дни, включая среду и пятницу, разрешена любая пища. Во вторую неделю (от воскресенья блудного сына до мясопустного) любая пища разрешается во все дни, кроме среды и пятницы. В эти два дня положен пост, как и в дни Четыредесятницы. Эта неделя – и особенно третье воскресенье – называется мясопустной, так как в это время мы прекращаем вкушение мяса, то есть как бы прощаемся с ним, делаем ему «отпуст», собираясь вскоре начать пост. Третья неделя начинается с поне­дельника (после Недели мясопустной) и завершается сыропустным воскресеньем. Эту неделю – более известную под именем масленицы – святой Феодор Студит называет «предпостной», а церковные песнопения – «предочистительной» неделей, ибо она по преимуществу готовит нас к вступлению в Четыредесятницу. В эту неделю запрещается вкушение мяса, но разрешается – во все дни – вкушение рыбы, сыра (и всех прочих молочных продуктов) и яиц. Сыропустной Неделей завершается трехнедельный подготовительный период и на следующий день мы входим в Великую Четыредесятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Л. 23 об. (@П с . @). Ирмосов 16. В печ. 1. 9 (Осмоглас.). 3 (на Рожд. Христово). 1. 8 (Успения). 15. 6 (Пасхи). 24. 17. 11. 18. 19. 7 (Фомы). 10. 5 (Креста). 16-го в печ. нет. (@Несочетаненое чиста твое рожество богородице дво вышен силы нижен ликовества. воеди(но) совокопиво приснодв@). С л. 155–164. Трипеснецы: (@Декабр@) в 22-й день; в 23 д. на повечерии, в 24-й д. кн. на утрени и на повечерии; (@Генвар@) в 3-й д. трипеснец на повечерии; в 4-й д. кн. на повечерии; в 5-й д. кн. на повечерии. Ирмосы трипесньцев и канонов те же самые, что и в печ. Ирмологии. Л. 164. Под фигурною заставкою, сделанной чернилами: (@хтаикъ си р ч смогланикъ. прпбна. оца нашего. дамаскина@). Октоих содержит: в субботу вечера на малой вечерни стихиры на Господи воззвах, на великой вечерни стихиры на Господи воззвах и на стиховне, степенны или антифоны, стихиры на хвалитех в неделю вечера на стиховне богородичен; (@богородичны@) на стиховне: в понедельник утра и вечера; во вторник утра и вечера и также в среду, четверток и пяток – это последование написано во всех 8-ми гласах. Стихиры те же, что и в печ. Октоихе. Л. 264. (@Посл о вание потнаго во стю и великю четыредес т в нлю мытар фариси@). В последовании написаны: л. 264, в неделю о мытаре и Фарисее, на утрени по 50 псалме, стихира вместо «воскрес Иисус»; л. 264 об. в неделю сыропустную на утрени по 50-м псалме вместо молитв ради, (@покани товерзи ми двери@); л. 265 в неделю сыропустную вечера два прокимна великие; прокимны на утрени на первом часе; л. 266 прокимен великий, когда бывает преждеосвящённая служба; на преждеосвящённой стихи вместо херувимской песни и два причастна; л. 267 об. тропари на повечерии: «Господи сил с нами буди»; л. 269 задостойник на литургии воскресной; л. 270 об. «Взбранной воеводе победительная»; л. 271 об. во святой великий четверток на литургии стих вместо херувимской песни; л. 272. «Святый Боже» в великую субботу, надгробная; об. в великую субботу вечера на Господи воззвах стихиры дню 4, глас 8-й. два припева на паремиях, стихи: вместо трисвятого, аллилуиа и песни херувимской. Изложенное в последовании то же, что в печ. Постной Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010