Что же – вы видите – говорится в 5-м члене? Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лице св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в третий день после смерти Своей воскрес, как заранее было написано о том св. пророками. Заучите слова 5-го члена. Урок 42. Объяснение и изучение 6-го члена Прочитайте 6-й член. И восшедшего на небеса и седяща одесную 81 Отца. Переведите. И возшедшего на небеса иседяща одесную Отца. (Я верю в Господа Иисуса Христа Сына Божия), Который взошел на небеса и воссел по правую сторону Отца. Здесь говорится о Иисусе Христе Сыне Божием, что Он восшел на небеса. А разве когда Он жил на земле для нашего спасения, то в это время уже не был на небе? Нет, Иисус Христос Сын Божий, как Бог, был и есть всегда везде, и на небе и на земле. Когда же говорится о Нем, что Он вознесся на небо; так это нужно понимать так: Он вознесся туда с телом Своим, а до сего времени Он был там только Божеством Своим. Это подобно тому как говорится в 3-м члене, что Иисус Христос Сын Божий сошел с небес на землю, т. е. стал видим на земле как человек, а до этого времени Он был на земле невидим, как дух. Объясните слова: и седяща одесную Отца. Это не значит, что Иисус Христос Сын Божий, вознесшись на небо, воссел и сидит по правую сторону Бога Отца: потому что ни Бог Отец, ни Сын Божий не сидят на одном месте. А это означает, что Сын Божий имеет и равную силу и равную славу с Отцом; потому что сидеть по правую сторону кого либо, т. е. сидеть рядом, значит иметь с тем равную силу и равное значение. (Повторите историю о Вознесении Христовом). А разве когда Иисус Христос жил на земле, то был ниже Бога Отца? Да; только по Своему человечеству, а не по Божеству. Что же – вы видите – говорится в 6-м члене. Здесь мы излагаем свою веру в то, что второе лицо Св. Троицы Сын Божий Иисус Христос в 4-й день после воскресения Своего вознесся с телом на небе и воссел одесную Бога Отца. Седьмой член Урок 43. О втором пришествии Сына Божия и страшном суде. Изучение 7-го члена Вознесшись с земли на небо, Иисус Христос не придет ли опять когда с небес на землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

17), преображении (17. 5) и смерти Иисуса (27. 54). В начале Евангелия ап. Матфей не называет Иисуса Христа Сыном Божиим, но пишет о «родословии Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (1. 1). Апостол опускает это наименование в случаях, когда передает слова нечистых духов (ср.: Мк 3. 11), но включает в слова, произнесенные гергесинскими бесноватыми (8. 29). Ап. Матфей приводит пророчество Осии: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (2. 15; Ос 11. 1). Иногда наименование «Сын Божий» приводится в др. контексте, с оттенком сомнения, как, напр., слова сатаны: «Если Ты Сын Божий...» (4. 3, 6), или злословие прохожих: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (27. 40), или же обращение первосвященника: «...скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (26. 63). Все приведенные случаи не вызывают сомнения в том, что ап. Матфей употребляет выражение «Сын Божий» в его наиболее полном смысле. Так называли Иисуса Христа и ученики. При хождении по водам те, кто были с Ним, поклонились Ему, сказав при этом: «Истинно Ты Сын Божий» (14. 33). Вера апостолов выражена в исповедании Петра: «Ты - Христос, Сын Бога Живого» (16. 16). Ап. Матфей передает слова Христа - когда Он благодарил Отца за то, что Тот укрывает нек-рые истины от мудрых мира сего и открывает их «младенцам»,- в к-рых звучит особенная близость Его к Богу: «Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (11. 27). В этих словах подразумеваются совершенно особые отношения с Отцом. Иисус Христос говорит о том, что Он имеет знание об Отце, так же как и Отец - о Нем. Подобных отношений не бывает ни у кого другого. 3. Евангелие от Луки. Ап. Лука также передает наименование Иисуса Христа «Сыном Божиим». Арх. Гавриил явился Марии и сказал Ей: «...и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус». И продолжал: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего». Далее Ангел сообщает о Его царском величии, и Мария спрашивает: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» И Гавриил отвечает: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (1.

http://pravenc.ru/text/149441.html

Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в Евангелии, что Он – Сын Божий, и Бог – Его Отец. Так Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному ( Ин. 9: 35 ), в продолжительных беседах с иудеями, и на суде в дому первосвященника ( Мф. 26: 63 ), и везде именует Бога Отцем Своим. Святые апостолы, еще до воскресения Иисуса Христа, исповедывали Его Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: «Ты еси Христос Сын Бога живаго» ( Мф. 16: 16 ), Нафанаил: «Ты еси Сын Божий», и все ученики совокупно: «воистину Божий Сын еси» ( Мф. 14, 33 ). Так они исповедывали и учили о Христе и по вознесении Его на небо. Апостол Иоанн Богослов пишет: «сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа» ( 1Ин. 3: 23 ); «иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Боге» ( Ин. 4: 15 ); «вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( Ин. 5: 20 ). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся Православная Христианская Церковь , исповедуя Его истинным Сыном Божиим. Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» ( Ин. 3: 16 ); «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Ин. 1: 14 ). И апостол Павел пишет: «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемого от жены» ( Гал. 4: 4 ). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Ин. 1: 12 ); «возлюбленнии, ныне чада Божия есьмы» ( 1Иоан. 3, 2 ); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати. «Вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе «( Гал. 3: 26 ), говорит апостол Павел. По естеству же единый истинный и Единородный Сын Бога Отца есть Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

" Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим " (Ин.19:7). Где в Священном Писании сказано, что Иудеи " ошиблись " и " неправильно поняли " слова Господа Иисуса Христа " Я Сын Божий " , когда заявили Ему о том, что Он " делает Себя равным Богу " (Ин.5:18), и " делает Себя Богом " (Ин.10:33)? И в каком библейском стихе сказано, что Иисус Христос такого смысла в Свои слова не вкладывал, и где Он прямо говорит, что Богу не равен и Богом, как и Его Отец, не является? По утверждению " Свидетелей Иеговы " , сказанное Господом " Я Сын Божий " Иудеи " ошибочно " истолковали, как " Я равен Богу " (Ин.5:18), и " Я Бог, как и Мой Отец " (Ин.10:33), так как Сам Господь Иисус Христос, по заявлению " Свидетелей Иеговы " , такого смысла в Свои слова не вкладывал, потому что в сектантском понимании Он Богу не равен, и Богом не является. Из чего следует, что Господа за богохульство осудили несправедливо, " по ошибке " , так как Он никогда не говорил о Себе прямо " Я равен Богу " и " Я Бог, как и Мой Отец " . Смысл же слов " Я Сын Божий " по отношению к Иисусу Христу, по словам " Свидетелей Иеговы " , заключается в том, что " Он был создан прежде всех других духовных сыновей Бога, и что только Он был создан непосредственно Богом " (Книга " Ты можешь жить вечно в раю на земле " , с.58). Обыкновенного же человека, заявившего о себе " Я Сын Божий " , Иудеи также осудили бы за богохульство, смысл которого, в данном случае, заключался бы в том, что этот человек лжет, так как он создан уже не " непосредственно Богом " , как Иисус Христос, а создан Богом и Архангелом Михаилом вместе. А потому все те, кто " ошибочно " мыслит о значении слов " Сын Божий " , как о Сыне Бога в полном смысле этого слова, как об унаследовавшем Божественную природу Своего Отца [Бога], по утверждению " Свидетелей Иеговы " , попросту стано-вятся на сторону фарисеев (Брошюра " Следует ли верить в Троицу? " , с.24). Хорошо видно, что " Свидетелями Иеговы " полностью утерян главный смысл слова " Сын " , подразумевающий в себе природное подобие своему " Отцу " . Сын льва - по природе лев, сын человека - по природе человек, Сын Бога - по природе Бог. Их мышление настолько заблокировано перетолкованными библейскими стихами и искаженными значениями слов, что даже эта простая логическая цепочка в сознании " Свидетелей Иеговы " не находит себе места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Этому противоречат слова Августина: «Бог Отец в силу Его природы без начала породил Сына равного Себе» 619 . Отвечаю: Сын не был рожден из ничего. Ибо, как было сказано выше (27, 2; 33, 2, 3), отцовство, сыновство и рожденность действительно и истинно существуют в Боге. Далее, есть различие между истинным «порождением», когда некто происходит от другого как сын, и «изготовлением», когда изготовитель производит нечто из внешней материи, как, например, плотник изготавливает скамью из дерева, тогда как человек рождает сына сам. Далее, как ремесленник изготавливает вещь из материи, так Бог создает вещи из ничего, о чем будет сказано ниже (45, 1 ), но не так, что это ничто является частью субстанции изготовленной вещи, а поскольку вся субстанция вещи создана Им без чего бы то ни было предданного. Поэтому, если бы Сын происходил от Отца как из ничего, то тогда Сын был бы по отношению к Отцу тем же, что и вещь по отношению к изготовителю, и понятие сыновства было бы неуместным, кроме как по какому-либо сходству Таким образом, если Сын Божий происходит от Отца из ничего, то Он не может в собственном смысле истинно называться Сыном, тогда как сказано противоположное этому: «... да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» ( 1Ин. 5, 20 ). Следовательно, истинный Сын Божий не [происходит] из ничего и является не созданным, а рожденным. То, что некоторые твари, созданные Богом из ничего, называются сынами Божьими, следует понимать в метафорическом смысле, обусловленном некоторой степенью сходства с Ним, Который есть истинный Сын. Поэтому, коль скоро Он есть единственный по природе истинный Сын Божий, Он называется «единородным» согласно сказанному: «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). Также поскольку другие удостоены имени сынов в силу сходства с Ним, Он называется «первородным» согласно сказанному: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» ( Рим. 8, 29 ). Поэтому Сын Божий рожден от субстанции Отца, но не так, как человек рождается от человека; ведь часть человеческой субстанции при порождении переходит в субстанцию рождаемого, тогда как божественная природа не делится на части, из чего с необходимостью следует, что Отец при рождении Сына не передает какую-либо часть Своей природы, но сообщает Ему всю Свою природу, так что между ними остается различие лишь по происхождению, как было сказано выше (40, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Рождение Сына Божия есть рождение вечное, и следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось. Потому-то сам Бог Отец говорит Сыну в одном месте: прежде денницы родих тя ( Пс.109:3 ), т. е. родил прежде всех веков, безначально, а в другом: аз днесь родих тя ( Пс.2:7 ), т. е. родил только теперь, или рождаю вечно. Потому же и в других местах Писания употребляется безразлично – и то, что Бог изрек Слово, которое есть Сын, и то, что Бог изрекает Слово, или иначе, что Сын родился от Отца, и что Сын рождается от Отца. Впрочем, чтобы это, непостижимое для нас, вечное рождение Сына выражать ближе к нашим обыкновенным понятиям, гораздо лучше говорить, что Сын родился от Отца предвечно, нежели, – что Сын вечно рождается: ибо что рождается, то еще не родилось, а Сын рожден. Сын родился от Отца, но не отделился от Него, т. е. родился неразлучно Наконец, должно помнить, что Сын родился от Отца, но не отделился от Него, или что тоже, родился неразлучно. Потому и называется сущим в лоне Отчем ( Ин.1:18 ), во Отце пребывающим ( Ин.10:38 ). «Как огонь и происходящий от него свет, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – существуют вместе; не прежде бывает огонь, а потом уже свет, но огонь и свет вместе, – и как свет всегда рождается от огня, и всегда в нем пребывает и отнюдь от него не отделяется: так рождается и Сын от Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда существуя в Нем. Только свет, который рождается от огня, не отделяясь от него, и который всегда в нем пребывает, не имеет собственной самостоятельности без огня (потому что свет естественное качество огня); напротив, единородный Сын Божий, неотдельно и неразлучно от Отца рожденный и всегда в Нем пребывающий, имеет свою Ипостась, отличную от Ипостаси отчей» (Иоанн. Дамаск, кн. 1, гл. 8, стр. 20–21; снес. гл. 13, стр. 46). Цитаты о Сыне Божием «Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.

http://azbyka.ru/syn-bozhij

20. Мы знаем, опять же, что плоть Господня никогда не существовала сама по себе, и не имела никакого начала или причины существования, кроме Сына и Слова Божия, и не принадлежало святое это тело или непорочная душа никому другому, кроме Сына Божия, и все их свойства суть Его и считаются Его [свойствами], не Божественной Его природы, но поскольку плоть Его и никого другого, то все свойства Его плоти суть и считаются принадлежащими Ему. Поэтому мы говорим об одной ипостаси Слова и плоти, а не о двух, потому что не один и другой, но единый. Ведь если две ипостаси, то один и другой, потому что ипостась означает другого человека — а если один и другой, то уже не один, но два сына. 21. Итак, один Христос, а не два. Ибо плоть осуществилась, и нельзя принять, что она не осуществилась, но осуществилась не сама по себе, и не была чьей-то помимо Бога Слова — ведь существование не означает ипостась и ипостась, но частное, отдельное и обособленное существование каждого самого по себе, и что он есть такой-то и такой-то и имеет собственную личность. 22. Мы не говорим, что плоть Господня не имеет ипостаси или лица — ведь это невозможно — но утверждаем, что она не имеет иной ипостаси или лица помимо Бога Слова — ибо чьи душа и тело, тот и есть их ипостась и лицо. Посему если та плоть была чья-то еще, а не Бога Слова, как один Сын? Ведь мы отметили, что ипостась означает такого-то человека, например, Петра и Павла, и что Петр и Павел не суть один сын, и ни Петр есть Павел, ни Павел — Петр. Следовательно, если мы скажем, как вы, что есть две ипостаси, одна Сына Божия и другая сына Девы, то ни Сын Божий не есть сын Девы, ни сын Девы — Сын Божий, разве что, как мы, по благодати. И невозможно, чтобы Сын по природе и сын по благодати были одним Сыном — ибо сын и сын называются братьями, если они сыновья того же отца или той же матери, но одним сыном никоим образом, потому что и мы, ставшие по благодати сынами Божиими, тогда будем одним сыном вместе с Сыном Божиим, и пускай поклоняются нам небесные, земные и преисподние — но это не так. А что сын и сын суть многие сыны, говорит апостол: Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу (Евр. 2:10). Вот, сынов по благодати много, а не один.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3240...

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «Христос дал узнать Себя демонам настолько, насколько пожелал, а пожелал настолько, насколько было нужно. Дал узнать Себя не так, как святым ангелам, которые соучаствуют в Его блаженной вечности, но дал узнать посредством некоторых временных проявлений Своей власти» 185 . Так, поначалу увидев, что Христос, постившись, взалкал, они посчитали, что Он – не Сын Божий. Поэтому, комментируя слова [из евангелия от Луки]: «Если Ты – Сын Божий» и т д. ( Лк. 4, 3 ), Амвросий говорит: «Что еще это может означать как не то, что хотя ему и было ведомо о пришествии Сына Божия, тем не менее он не мог помыслить, что Тот явится в немощной плоти?». Но когда впоследствии дьявол увидел, что Он соделывает чудеса, у него возникло подозрение, что Он – Сын Божий. Поэтому Златоуст, комментируя слова [из евангелия от Марка]: «Знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий» ( Мк. 1, 24 ), говорит, что «он ничего не знал и даже не догадывался о пришествии Божием», но, тем не менее, знал, что Он был «предвозвещенным Законом Христом», в связи с чем читаем, что «они знают, что Он – Христос» ( Лк. 4, 41 ). Однако это знание о том, что Он – Сын Божий, было скорее предположительным, чем уверенным, и потому Беда, комментируя слова из [евангелия от Луки] ( Лк. 4, 41 ), говорит, что «демоны признают Сына Божия, и, как сказано далее, «они знают, что Он – Христос». Когда дьявол увидел Его ослабленным постом, то понял, что Он был настоящим человеком, но когда не смог превозмочь Его своим искушением, то засомневался, не Сын ли Он Божий. Теперь же, увидев силу Его чудес, он или понял, или заподозрил, что Он – Сын Божий. Поэтому причину того, что он убеждал евреев распять Его, нужно усматривать не в том, что он не считал Его Христом или Сыном Божиим, а в том, что он не предвидел, что Его смерть нанесет ему поражение. Поэтому апостол и говорит о сокровенной тайне, предназначенной прежде веков, которую «никто из властей века сего не познал (ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы) " » ( 1Кор. 2,7,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Это свидетельство Бог Отец повторил и во время Преображения на горе Фаворе ( Лк. 9:35 ). В Евангелии есть много изречений, в которых Спаситель называет Себя Сыном Божиим. Так, в беседе с Никодимом Иисус Христос прямо называет Себя единородным Сыном Божиим : «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного (единственного), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Сын Божий и по Своим свойствам, и по Своим делам во всем подобен Богу Отцу и есть истинный Бог . Он, как и Его небесный Отец, вечен, т. е. не имеет ни начала, ни конца, Он есть, был и будет. Он всемогущ, вездесущ и всеведущ. Как на земле обыкновенно все живые существа имеют существо подобное своим родителям , так и Сын Божий, как рожденный от Бога Отца, имеет одно и то же существо, сущность, и потому называется Единосущным своему Небесному Отцу. Как от солнца рождается свет, видимый по всей вселенной, так рождается и Сын Божий от Бога Отца. Об этом подобии Иисуса Христа и говорится в Символе Веры в словах: «иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша». Иисус Христос Вседержитель. С иконы Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, иконописца середины 17 в. Симона Ушакова. С его работ начался решительный поворот иконописи к западному искусству. У ног Спасителя двое святых, имена которых, вероятно, носили заказчики иконы. Ангелы несут орудия страданий Христа Евангелист Иоанн начинает свое Евангелие так: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть». Эти слова Евангелия читаются за литургией в Пасхальную ночь. Здесь под Словом разумеется единородный Сын Божий и потому эти слова иначе могут быть выражены так; в начале был единородный Сын Божий и единородный Сын Божий был у Бога и был Сам Бог. Он был в начале у Бога. Все произошло через Единородного Сына Божия и без Него ничего не было, что есть.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Сын Божий свят как Бог, по природе Своей, но все-таки принимает помазание, чтобы через Самого Себя привести человеческое естество к благодати и сделать нас достойными благословения Бога Отца, хотя мы искони подпали гневу за преступление во Адаме, а после сего за царствующий в нас грех, ибо вси уклонились и вси ежеминутно творим дела злые. Христос не посланник и не Ангел, но истинный Сын Божий — Бог. Посему не было времени, когда бы Слово нуждалось в освящении. Оно и в веки вечные, и до обитания с нами, и в его время было свято и праведно. Иначе, как справедливы были бы слова богомудрого апостола Павла: Иже сый сияние славы и образ ипостаси Отчей (Евр. 1:3). Ведь образ во всяком случае есть точное отображение первообраза. Первообраз — Отец, образ — Сын. Свят по природе Отец — свят, стало быть, и Сын. Но Сын Божий принял освящение по человечеству, по плоти, после того как был истощен, сделавшись истинным человеком. Сын Божий соединил в воплощении Божество Свое с плотию человека и тем уже самым освятил ее, ибо Бог по естеству Своему есть освящение наше. Ничего нет удивительного, что Слово Божие, будучи Богом, приняло на Себя природу человеческую из любви к добру и по плану домостроительства. Ставши же плотию, Сын Божий помазал Духом Святым храм Свой. Как же Сам Он помазал? А так, что Бог Отец все, что бы ни делал, все делает через Сына Своего. Посему с одной стороны говорится, что Он домостроительно принимает Духа, как человек; с другой стороны, как Бог, Он есть Сам полный распределитель и раздаятель Духа всем достойным и могущим восприять сей Божественный огонь. Посему Он и дунул на святых Своих учеников и апостолов, говоря: примите Духа Святаго (Ин. 20:22). А святой апостол Петр, как повествуется в Деяниях, сказал народу иудейскому: Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2:33). В этих словах ясно и решительно говорится о том, что Сын Божий десницею Божией возносится, — для чего? Для того, чтобы и приять и раздаять Духа. Возносится же, разумеется, совершив дело спасения, после истощания Себя и смирения даже до крестной смерти, — теперь Он Сам возносит уже Себя, подобно тому, как ранее Сам низвел Себя в рабское состояние, возносит Себя уже с плотию воспринятою, Сам будучи рукою Отца, которой Он все совершает, что и как подобает Божеству. Итак, Он возносится по воле Отца после того, как растерзал узы смерти и сущим в темнице духовныой рек: “изыдите”, возносится и садится одесную Бога Отца, с плотию Своею, разделяя всю славу Отчую. Что Иисус Христос Бога Отца называет Отцом по человечеству, сие можно выводить из Его слов, сказанных Марии Магдалине, а через нее и всем апостолам, во время явления Его ей при гробе после воскресения: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010