Вообще этот Ирод, имя которого стало в устах русского человека синонимом самой дикой грубости и варварского жестокосердия, был страстным поклонником эллинского искусства и римской цивилизации. Он обратил в настоящие мраморные города и Иерусалим, и Иерихон, и Вифлеем, создал около него на горе Рая свой знаменитый увеселительный дворец Иродион; в Антиохии воскресил олимпийские игры и всем своим детям дал греческие имена. Но хотя он умел молиться в одно и я же время и грозному еврейскому Иегове, и римскому Юпитеру, великолепно перестраивая Соломонов храм, празднуя с евреями Пасху и Пуриму, а с другой стороны также ревностно устраивая алтари Аполлону и Артемиде, – однако боги не защитили этого вероломного и кровожадного почитателя своего от позорного жребия издохнуть в гнилых язвах среди художественных сокровищ мраморного дворца... Трудно перечислить всех жертв его жестокой и коварной политики; в числе их были его собственные жены, сыновья, дяди... Это был достойный дед той Иродиады, которая потребовала, в награду за сладострастный танец дочери, голову заточенного праведника... Иродов Иерихон был так обширен, что занимал не только теперешнюю деревушку Риху, но и скаты горы, до сих пор кое-где покрытые камнями его развалин, до сих пор сохраняющее остатки римского шоссе и водоемов. Иерихон новый, Риха, был выстроен уже крестоносцами, на равнине; его уничтожил и привел в теперешнее запустение Ибрагим-паша египетский, когда отнимал у султана Сирию. Уцелела только одна старая башня времен крестовых походов, которая служит чем-то в роде форта для турецкого аги и его маленькой команды. Она одна придает этому местечку сколько-нибудь исторический и библейский вид. Кроме нее, всего 5 – 6 сносных домиков, охваченных вонючими земляными становищами арабов. Богомольная русская дама г-жа Богданова постоянно живет в Иерихоне, в одном из его домиков, делая довольно значительные жертвы на поддержание палестинских святынь через руки греческого духовенства. Живет тут еще какой-то русский монах с Афона; но главным центром русского духовного влияния и русской народной стихии служит, конечно, обширное здание «русских построек», гостеприимный приют всех приходящих и приезжающих к Иордану.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через год после свадьбы Саломия родила Зеведею первенца. На седьмой день, исполняя обряд обрезания, сына назвали в честь деда — Иаковом. Маленький Иаков после исполнения обряда зашелся криком и не мог успокоиться до вечера. Зеведей собирался на ночной лов. Он посмотрел на плачущего сына, поморщился, а затем, взяв его из рук Саломии, вышел из дома и направился к берегу озера. Саломия поспешила за мужем. Зеведей подошел к своей лодке и положил ребенка на рыбацкие сети. Малыш продолжал кричать. — Он нам всю рыбу перепугает, — в шутку сказал один из наемных рыбаков Зеведея. Саломия вопросительно посмотрела на мужа и хотела забрать ребенка, но Зеведей остановил ее: — Не трогай. Пусть привыкает к нашему делу. Покричит и успокоится. Пока Зеведей готовил другие снасти, ребенок, укачанный в лодке и обдуваемый свежим ветерком, успокоился и уснул. Хозяин подошел и, вынув сына, передал жене. Ребенок вновь проснулся и заплакал. — Видишь, — сказал с гордостью отец, — ему рыбацкие снасти приятней ваших люлек. Немного подрастет, и буду брать с собой на промысел. Саломия, возвращаясь с Иаковом на руках домой, подумала: «Хорошо, конечно, когда сын идет по стопам отца, но еще лучше, когда человек прежде всего следует путями Господа». Она вспоминала свои детские годы. Иосиф по вечерам собирал своих детей и рассказывал им о Боге, об истории израильского народа, о пророках. Сколько раз они слышали от отца, что из Давидова рода, к которому принадлежат и они, произойдет Мессия , будущий великий вождь народа израильского. Иосиф рассказывал, что Мессия не только восстановит былое величие дома Давидова, но и поведет народ по путям праведности, угодной Богу. Слава Израиля при Мессии будет намного выше славы царства Соломонова. Она вспомнила рассказы о Мессии одного книжника, пришедшего к ним в капернаумскую синагогу из Иерусалима. «Мессия будет обладать необыкновенной силой и дарованиями от Бога, — вещал им иерусалимский проповедник, — Он будет повелевать стихиями мира. Он выйдет к морю и скажет: «Отдай мне, море, все сокровища, хранимые тобой от века. И море выплеснет на берег драгоценные жемчуга и каменья, золото и серебро. И все будут богаты в Израиле и весь мир покорится Мессии». Вспоминая эту проповедь, Саломия почему-то сомневалась в словах этого книжника. «Неужели, — думала она, — Мессия за земные богатства купит мир и благоденствие народам? Ведь земные цари имеют богатства, а кровь и несчастья на земле не прекращаются. Нет, наверное, Мессия будет иметь силу воздействия на сердца и души людей. Как бы мне хотелось, чтобы пришел такой Мессия, который поведет за собой всех добрых людей и для них устроит на земле Свое мессианское царство! Как бы я хотела, чтобы мои сыновья служили Мессии». Проникнутая этими благочестивыми мыслями, Саломия теперь мечтала лишь об одном: чтобы в душах своих детей воспитать мессианские чаяния утешения Израиля. Глава 5

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Только свидетельство книги Деяний, где ее писатель, приводя изречение из 2 псалма, называет его словами «отрока Давида», дает точное указание на имя автора этого псалма, но не всей Псалтири. Объяснение же надписаний лиц других, кроме Давида, в смысле указания на первых исполнителей псалмов, произвольно; если пред этими именами, как пред именем Давида стоит частица «ле», и если псалмы с именем Давида в надписании считаются писанными именно Давидом, то по последовательности и все остальные псалмы должны считаться писанными теми лицами, имена которых стоят в надписаниях над ними. Попытка защитников первого мнения объяснить содержание псалмов, указывающих на события после Давидовского времени, даром пророчества Давида ошибочны: в содержании многих песней Псалтири встречаются черты, изображающие внешнее, случайное положение действующих лиц ( Пс. 136 ), или указание новых географических местностей ( Пс. 71:10 ), чем пророчество не занимается: в сферу пророчества входит только то, что своим предметом имеет раскрытие состояния Царства Божьего на земле, предметы из области мессианской и религиозно-нравственной жизни, к чему многое в содержании Псалтири не имеет никакого отношения. Ввиду всего вышесказанного ссылка на общеустановившийся обычай называть Псалтирь Давидовою имеет другое значение: так как большинство псалмов в Псалтири принадлежит Давиду, и так как поэтический талант последнего был разнообразен и силен, то последующие писатели старались подражать ему как в содержании своих псалмов, так и во внешней форме изложения; таким образом, Давид, как внешне, так и внутренне, главенствует в Псалтири. Если же последняя называется его именем, то это нужно понимать не в буквальном, но в относительном смысле, как и книга Притчей называется Соломоновою, тогда как он написал лишь ее большую часть. Известны имена следующих писателей псалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефан, он же Идифум, и сыновья Кореевы. По времени и обстоятельствам происхождения, равно также по количеству написанных псалмов, последние распределяются между означенными лицами следующим образом: Моисею принадлежит один ( Пс. 89 ), написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и в виду обетованной земли, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе не имели 20 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С окружающих высот в последующие времена можно бы было видеть отсюда вершину храма Соломонова; и это место, опозоренное впоследствии поклонением тельцу, находилось также в виду горы Мориа, где святилище истинного Бога неба и земли представляло безмолвный протест против нововведенного Иеровоамом идолопоклонства 129 . Глава XII. Аврам в Египте В земле обетованной Аврам вел спокойную пастушескую жизнь, останавливаясь на том или другом месте, пока был запас корма и воды, и когда они истощались, он передвигался в другую более плодородную местность, но все время «продолжал идти к югу», в южную область Палестины, которая называлась по-еврейски Негеб. Куда бы только он ни приходил, он везде приносил жертву и «призывал имя Господа». Своих домочадцев он заставлял поклоняться Иегове, и несомненно, по мере возможности, действовал и в качестве миссионера по отношении к окружающим язычникам, проповедуя истинную религию и показывая делами одушевлявшую его веру. Но вот постигло его новое испытание. «Божий атлет», как говорит св. Амвросий, «упражняется и закаляется бедствиями». Земля, которая была обещана ему и в которую он переселился, как в свое будущее наследие, будучи столь чудесно руководим к ней, не могла содержать его долее. Настал сильный голод. Аврам должен был или оставить свое настоящее местопребывание, или измориться от недостатка воды и пастбищ. Такая страна, как Ханаан, отчасти только обработанная, без всякого искусственного орошения и большею частью находящаяся в зависимости от годичных дождей в отношении самого существования ее пастбищ, часто страдала от засухи. Подобные же большие голода случались впоследствии во времена пророков Илии и Елисея 130 ; о таких же бедствиях упоминается и у пророка Амоса: «за то и дал Я вам голые зубы во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех селениях ваших и удерживал от вас дождь за три месяца до жатвы» (4:6–8). При таких тяжелых обстоятельствах жители Палестины естественно обращали свои взоры к Египту. В этой стране, хотя дождь и не редкость на ее северных берегах, главным источником плодородия была река, и она своими правильными разливами делала обширную низменную равнину, по которой она течет, как бы раем плодородия. Не завися от местного выпадения дождей, Египет таким образом мог наслаждаться полным избытком в хлебе, когда другие окружающие его страны страдали от голода; и травы, и овощей, и пищи всякого рода там было в изобилии во все времена года. Туда-то Аврам и отправился пожить на некоторое время. Бытописатель ничего не говорит о том, чтобы Аврам предпринял этот важный шаг по указанию свыше, и последующие обстоятельства скорее заставляют полагать, что в этом отношении он руководился своим собственным побуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Две семьи снова оказались рядом – теперь в этом бараке унижения и горя. Новокрещенная Рахиль сняла одежду и беспрепятственно вышла вместе с другими во двор. Зато ее отца и мать впихнули за печь, забрав из рук младшего сына Якова. К Нухиму у следователей было всего два вопроса: про участие в террористической группировке, созданной протоиереем Тихоном и его сыном, и о местонахождении остальных членов его семьи – тещи и детей, которых сапожнику удалось вовремя увезти из Москвы. Нухим Соломонович в безумной надежде опустился на колени и стал умолять своих «благодетелей» отпустить его с женой и дочерью как ни в чем не виновных и полностью оклеветанных. Клялся кровью матери, что он всегда поддерживал советскую власть и ни в чем не препятствовал ей… У бывшего ефрейтора нервно дернулось лицо, и он велел вывести Нухима за дверь. Старый сапожник сник, безвольно подался вперёд, сопровождаемый ударом приклада в спину, упал и, с трудом поднявшись, шагнул на мороз. Жене сапожника приказано было ответить на вопросы, заданные прежде мужу. Рахиль, обессиленная и истощённая событиями этого дня, затряслась в истерике. – Раздеться догола, выпить – в чуть дрожащей руке палача сверкнул гранёный стакан с водкой. Рахиль отвернулась, продолжая судорожно всхлипывать. Короткий удар в губы… Плотоядный взгляд усатого человека в фартуке… Тёплая кровь капает на грудь… Строки прыгают перед глазами, рука не слушается. – Гони ее на улицу… Толку не будет! Вот белокожая, сутулая Рахиль с окровавленным лицом и животом стоит перед захлопнувшейся за ней дверью барака. Ноги мгновенно теряют чувствительность… Зачем… зачем Ты оставил меня? – Если ваши дети не замолчат, мы сейчас же выкинем их в отхожее место! – воскликнула писарь. После этой угрозы маленькая поповна Василиса перестала плакать, сама открыла двери барака и вышла на мороз, босиком, словно родители готовили ее к этому с рождения. Она подошла к черно-белой горе из земли и снега и легла на ледяное крошево… Матушке и другим женщинам с детьми было сказано бросить спящих, плачущих, сонных младенцев в снег и зарывать полные теплых трупов свежие могилы. Их мужья и сыновья отправились долбить мерзлую землю – последнее пристанище для себя и своих близких.

http://pravoslavie.ru/99803.html

Первое из приведенных мест само указывает, в каком смысле нужно понимать осуждение на последнем суде ниневитянами и царицей Савской современников Христа. Первые покаялись, когда их слуха коснулась проповедь Ионы; царица Савская показала себя столь ревностною в стремлении знать истину, что от пределов земли приходила послушать мудрости Соломоновой; иудеи же настолько ожесточили свое сердце, что, видя бесчисленные знамения Христовы, дерзали утверждать, что Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского ( Мф.12:24 ), и, слыша слова благодати, исходящие из уст Его, говорили, что Он безумствует. Поэтому Господь и говорит, что этот род лукавый и прелюбодейный ( Мф.12:39 ) не выдержит сравнения с ниневитянами, которые были осуждены Господом на окончательную погибель, и с царицей Савской, но будет посрамлен ими и лишен всякого оправдания. Так изъясняет эти слова Спасителя св. Иоанн Златоуст : когда Христос говорит: мужие ниневитстии восстанут... то не значит, что ниневитяне потребуют отчета от неверовавших тогда иудеев, но что вера тех осудит неверие этих» 433 . Совершенно параллельное данному место мы находим в той же главе Евангелия: Если Я (силою) веельзевула изгоняю бесов; то сыновья ваши чьею (силою) изгоняют? Посему они будут вам судьями ( Мф.14:27 ; Лк.11:19 ). И здесь точно также говорится о таком осуждении, которое будет состоять в сравнении поступков одного с поступками другого, о judicium comparationis, как называют эту форму суда схоластики. На такого же рода суд указывает Господь, когда говорит: отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судию себе: слово, которое Я говорю, оно будет судить его в последний день ( Ин.12:48 ). Его слово содержит в себе раскрытие божественной истины, и потому для суда совершенно достаточно, если она сделается ясною для сознания человека, так как последний должен будет понять, насколько он был далек от истины в своей жизни 434 . Поэтому-то и говорится в другом месте, что с пришествием Иисуса Христа на землю совершился и совершается суд над родом человеческим, и что неверющий уже осужден ( Ин.3:18–19 ) еще прежде, чем он является на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Иоанном Зеведеевым был скорее всего неназванный ученик, спутник Андрея в 1:35–42. Другой ученик, следующий вместе с Петром за схваченным Иисусом, может быть учеником, которого любил Иисус, однако его тождество с Иоанном Зеведеевым маловероятно ввиду того, что галилейский рыбак вряд ли мог быть знаком первосвященнику. Можно еще заметить, что любимый ученик упоминается только в изложении иерусалимских событий, в то время как сыновья Зеведеевы были галилеянами. Слова и видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его в 19:35 означают, что любимый ученик, о котором говорилось выше в 19:26–27, сам видел, как истекла кровь и вода и свидетельствует о достоверности того, что он видел. Здесь не утверждается, что свидетель и Евангелист — одно и то же лицо, и даже слова он знает, что говорит истину, дабы вы поверили могут относиться не к самому автору, а к тому лицу, на чье непосредственное свидетельство он опирается. Однако в 21:24 прямо говорится, что свидетель, подтверждающий правдивость излагаемого, и является автором, а подлинность написанного заверяется теми, кто говорит про себя в первом лице o‡damen ‘знаем’: Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Какая форма авторства здесь подразумевается? Если эти слова принадлежат Евангелисту, их надо понимать так, что Евангелие записано со слов любимого ученика Господа, и он гарантирует своим авторитетом достоверность всего изложенного (в таком случае можно переводить как ‘побудил написать’, ‘продиктовал’). Если же примечание 21:24 написано представителями той Церкви, в которой любимый ученик трудился над написанием Евангелия, оно означает, что он написал первые 20 глав его и, скорее всего, также 21:1–23, а эти представители подтверждают его авторство и подлинность написанного. Есть серьезные основания считать, что повествовательный материал Евангелия восходит к очевидцу, который был палестинским евреем. Так, топографические наименования (Вифава­ра, Кана Галилейская, Сихарь, Вифезда, притвор (портик) Соломонов и др.) предполагают личное знакомство автора с Палестиной; знание некоторых иудейских обычаев, причем таких, которые трудно было узнать в диаспоре, например, запрет на общение с самарянами в 4:9 (хотя и самаряне образовали диаспору в Средиземноморье); связь между праздником Кущей и иерусалимским обычаем почерпать воду (7:37) и зажигать светильники (8:12) во время этого праздника.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Паремии читаются подряд, и, казалось бы, между выбираемыми на каждый день чтениями нет специальных совпадений, тем не менее, сегодня, слушая чтение в храме, я обратил внимание на одно удивительное совпадение: в отрывке из книги Притчей Соломоновых, который сегодня читался, мы слышали такие слова: «Сын благоразумный послушлив отцу, сын же непокорный в бесчестии» (Притч. 13. 1). И сегодня же, чуть раньше, из книги Бытия было прочитано повествование о Ное и его трех сыновьях. Один из них, увидев, что отец, упившись вином, пребывает в неприглядном состоянии, насмеялся над ним и привел своих братьев для того, чтобы показать наготу их отца (см. Быт 9. 20-22). Но на самом деле грех Ноя был грехом человеческой немощи, а не злой воли, ибо Ной только научился возделывать виноград и, как явствует из Библии, никто еще не знал, какое действие оказывает алкоголь на поведение и умственные способности человека. Ной впервые выжал сок из плодов виноградной лозы и впервые употребил вино, которое оказало на него опьяняющее действие. Книга Бытия повествует и о внутреннем нравственном чувстве, что явили два других брата по отношению к своему отцу: братья Хама пришли, и, не оборачиваясь на наготу своего отца, прикрыли его, чтобы не увидеть в обнажении и сраме (см. Быт. 9. 23) − покрыли своей любовью, дабы не осудить его немощь или согрешение. Когда Ной проснулся, придя в трезвое состояние, и узнал, что совершили его сыновья, то проклял не Хама, а его сына Ханаана. Он сказал тогда, что потомство одного и другого сына будет благословенно, а Ханаан, сын Хама, будет рабом у сыновей Сима и Иафета (см. Быт. 9. 25-27). Почему такое странное проклятье? Почему оно адресовано не Хаму, который совершил грех, а его потомству? По-человечески можно понять, что обиженный отец, быть может, не хотел даже слышать имени своего сына, не желал произносить его. В то же время мы знаем, что благословение Божие, как и проклятье, передается из поколения в поколение, но слова праведника могут быть предсказанием, а не проклятьем, и поэтому Ной своему предсказанию дает вид проклятья, предрекая будущее и устрашая следующие поколения, чтобы не согрешали против родителей.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vel...

Глава 4 1–19. Придворные и высшие чиновники Соломонова управления. 21–34 (евр.5:1–14). Содержание двора Соломона: его чрезвычайная мудрость. 3Цар.4:1 .  И был царь Соломон царем над всем Израилем. Вступительное замечание к перечню служащих Соломона (ср. 2Цар.8:15 ). 3Цар.4:2 .  И вот начальники, которые были у него: Азария, сын Садока священника; В принятом тексте LXX ( Αζαρας υς Σαδκ) нет слова «священника» ´ιερες, евр. когенс; членом: гакоген часто обознач. первосвященника ( Исх.29:30 ; Лев.21:10 и др.); но во многих текстах LXX (44, 92, 106, 120, 123, 134, 144, 236, 242, 244, 247 у Гольмеса), в Комплют., Альдинск., у Акилы, Симмаха, в Вульг. и слав.-русск. слово это имеется: по евр. т., греч. кодд. и слав. Азария сам был священник (или первосвященник); по Вульг. и русск., – только сын Садока (священника или первосвященника). По ( 1Пар.6:9 ; евр.5:35), Азария был внуком, а не сыном первосвященника Садока. Возможно, что в ст. 2 данной главы Садок не тождественен с первосвященником этого имени: последнее встречалось нередко ( 4Цар.15:33 ; Неем.3:4,29,13:13 ). 3Цар.4:3 .  Елихореф и Ахия, сыновья Сивы, писцы; Иосафат, сын Ахилуда, дееписатель; «Писцы», ( евр. соферим, греч. γραμματες, лат. scribae) ведали всю письменную часть двора, – письмоводство, корреспонденцию, указы, дипломатическую переписку. «Дееписатель» (евр. мазкир,, греч. ναμιμνσκων, лат. a commentariis, слав. «напоминатель»), вероятно – докладчик, канцлер. Вместе с «писцами» ведал государственный архив. 3Цар.4:4 .  Ванея, сын Иодая, военачальник; Садок и Авиафар – священники; Ванея, ср. 3Цар.2:35 . Удаленный Соломоном Авиафар ( 3Цар.2:26–27 ) называется как бы в качестве действительного первосвященника или потому, что в начале царствования Соломона был таким (Philippson), или же потому, что «Соломон отнял у Авиафара начальство ( ρχ), но не лишил его священства ( Ιερωσνη), потому что сан священства имели тогда не по рукоположению, а по родовому преемству» (блаженный Феодор, вопр. 15); невероятно предположение Клерика и др. о помиловании Авиафара Соломоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Победитель произнес свой суд. Сыновья Седекии были заколоты перед глазами отца; он сам был ослеплен, окован медными оковами и отведен в Вавилон, где и умер в темничном заключении. В следующем месяце седьмого дня прибыл в Иерусалим начальник телохранителей царя Вавилонского, Навузардан, и, в продолжение трех дней, он сожег храм Соломонов, дворцы царские и все замечательные здания в городе; а войско Халдейское разрушило и стены вокруг Иерусалима. Жители переселены в Вавилон только из бедного класса, народа оставлено несколько для обрабатывания виноградников и полей. Бывшие во храме сооружения из меди обращены в лом, оставшиеся сосуды собраны, и все отнесено в Вавилон. На пути переселения, в Ривле, первосвященник и князья Иудейские были представлены Навуходоносору, который повелел умертвить их. Иер. 39:1–14, 40:1–43, 7 Что касается до пророка Иеремии, Навузардан получил повеление от Навуходоносора оказать ему все знаки благорасположения и предоставить ему жить, где захочет. Иеремия остался жить в Массафе, куда перенесено было правление Иудеи, установленное Вавилонянами. Навузардан положил ему содержание и дал подарок. Иеремия недолго оставался в Массафе. С наступлением осени Годолия, сын Ахикама, поставленный от Навуходоносора областеначальником Иудеи, по наущению царя Аммонитского, был убит Измаилом, одним из Иудейских военачальников. Другой военачальник, Иоанан, услышавши, что Измаил произвел убийство и весь оставшийся в Иудее народ повел к Аммоннтянам, прогнал злодея, но сам не остался жить в Иудее. Несмотря на уверения Иеремии, что всего безопаснее остаться на земле Иудейской, под покровительством царя Вавилонского, Иоанан с народом пошли в Египет, куда увлекли и пророка вместе с Варухом. Господь повелел Ионе пророку идти в Ниневию и проповедывать, что жители ее своими грехами прогневили Бога. Иона, зная, что Господь милостив и если Ниневитяне станут каяться, сжалится над ними 160 , не хотел быть проповедником покаяния для язычников. И, конечно, он провидел, что возрастающее могущество Ассириян, которые еще со времен Саула сделались повелителями востока 161 , будет гибельно для его отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010