Годовое богослужение складывается из двух, находящихся в различных временных плоскостях циклов: постоянного, календарного – «богослужения времени», начинающегося в сентябре; и переменного, ориентированного на лунный календарь пасхального цикла. «Богослужение времени» состоит из суточного, недельного и месячного кругов. Основу составляют службы суточного круга, в которые включается материал остальных кругов и пасхального цикла. Наряду с этим вся жизнь христиан и фактически главный пафос богослужения ориентированы на линеарное приближение и свершение завещанного Второго пришествия Христа, завершающего всякое время вообще. О реальности этого вневременного бытия постоянно напоминают верующим и собственно центральные моменты богослужения – таинства, которые являют собой фактически реальные прорывы феноменов вечности на уровень богослужебного времени. В результате получается противоречивое единство сложной многоуровневой циклической замкнутости времени и его эсхатологической протяженности и устремленности к конкретному концу. Здесь в структуре богослужения нашла свое отражение и конкретное воплощение важнейшая в византийской культуре антиномия времени – единство циклического и линеарного времен. В науке неоднократно подчеркивалось 525 , что для древнееврейского (ветхозаветного) менталитета характерно обостренное переживание времени, ощущения себя как находящегося в потоке времени, истории и т. п. Для древнегреческого же самоощущения более важна тенденция переживания пространства, ощущения себя как помещенного в определенную точку пространственного бытия, своего рода топография, в отличие от ветхозаветной хронографии 526 . О. Кульман убедительно показал, опираясь на своих предшественников, что христианство развивало в этом плане ветхозаветную традицию в большей мере, чем греко-римскую. Эсхатологические чаяния христиан базируются на понимании бытия как необратимого временного процесса. При этом не только собственно χρνος но и αν (вечность) часто имеет у христиан временной характер, в отличие от платоновского понимания «эона» как «безвременности». Христианство, по терминологии Дионисия Ареопагита , признает «длящуюся во времени вечность» (γχρονος αν) и «вечное время» (ανιος χρνος – DN 10, 3, 937D). Этот эон понимался христианами в различных смыслах, но все они имели характер бесконечно длящегося времени. Древние греки представляли время циклически замкнутым. Для них символом времени был круг в отличие от линии – у иудеев и персов. Поэтому греки стремятся вырваться из вечного круговорота бытия в надвременную вечность. «Грядущее Царство Божие» возможно только как завершение (и совершение) времени (истории).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

День с Часословом Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова. Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти. В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

http://pravoslavie.ru/55518.html

Повторение Иисусовой молитвы можно рассматривать как некую структурную тему, которая развивается в форме повторения все более и более обширных групп текстов. Эти повторяющиеся группы текстов образуют концентрические круги, расходящиеся от Иисусовой молитвы и охватывающие все большие промежутки времени. Наименьшим из кругов является суточный богослужебный круг, состоящий из молитвенных текстов, предназначенных для прочтения в определенные моменты суток и неуклонно повторяющихся изо дня в день. Следующий седмичный, или недельный, богослужебный круг состоит из текстов, предназначенных для чтения на протяжении недели. Каждому дню недели соответствуют определенные тексты, в результате чего полное повторение недельного богослужебного круга осуществляется через каждую неделю. Наконец, наиболее обширным но из богослужебных кругов является годовой богослужебный круг, состоящий из молитвенных текстов, предназначенных для чтения на протяжении года и полностью повторяющихся, соответственно, из года в год. Так повторение, заложенное в практике произнесения Иисусовой молитвы, превращается в основополагающий принцип артикуляционно-структурной организации текстового континуума. Другим артикуляционно-структурным принципом, формирующим облик текстового континуума, является принцип вариационности, порожденный соединением молитвенных текстов, принадлежащих к разным богослужебным кругам. Каждое конкретное богослужение происходит в определенный час суток, в определенный день недели и в определенный день года, а это значит, что богослужение как конкретное последование молитвенных текстов складывается из комбинации текстов суточного, седмичного и годового богослужебных кругов, которые каждый день образуют новые комбинации и новые соотношения между собой. Богослужебные круги содержат в себе различные объемы молитвенных текстов и имеют различные периоды обращения, из-за чего тексты меньших по объему кругов повторяются чаще, чем тексты более обширных кругов. Это несовпадение периодов обращения и несоответствие количества повторений приводит к тому, что комбинации молитвенных текстов, образующих ежедневные богослужения, постоянно обновляются, складываясь во все новые и новые варианты текстовых комбинаций. Это сочетание вариантности комбинаций со стабильной периодичностью повторений элементов, образующих при каждом новом повторении новые варианты комбинаций, и создает неповторимое своеобразие текстового континуума, или текстового потока, все время обновляющегося и при этом все время остающегося тем же самым.

http://predanie.ru/book/218567-avtoarheo...

Несмотря на это, устав Студийский среди древних иноческих уставов в течение почти трех веков (ΙΧ–ΧII) занимал первенствующее место. Это положение объясняется тем, что Студийский устав явился носителем и «устроителем общего жития», что он в строгом смысле содержал в себе идеалы монашеской жизни в чисто евангельском духе и что он явился полным выразителем идеальных взглядов св. отцов на иночество. Хорошо говорит о Студийском уставе древний автор краткого (изначального) Студийского начертания. «При множестве разных преданий, которыми исстари управляются разные монастыри, то, которое мы приняли от великого отца Нашего исповедника Феодора и которого держимся не только мы, но и большая часть добрых монахов есть наилучшее и совершеннейшее, чуждое излишеств и недостатков». 231 И сам преп. Феодор, восхваляя общежительный строй жизни им созданный, говорит: «Если я только хвалю и превозношу общежитие, то пусть умолкну, а если Сам Христос указал на общежитие двенадцатью Своими учениками, а после и божественные апостолы тремя и пятью тысящами ( Деян.2:41; 4:32 ), то как же и вам, чада, не согласиться со мною и не исповедать того же самого? Мы нашли искомое, мы нашли истину». 232 Явившись в свет после других иноческих уставов, Устав Студийский имел в себе особенности и отличительные черты. Особенности эти касались, главным образом, богослужебной практики, которая, как известно, составляет главный нерв монастырской жизни. Преп. Феодор Студит , по словам М. Скабаллановича , придал богослужебной практике «особый колорит, отличный от практики других монастырей и превосходнейший ее». 233 В IX веке на востоке и западе в церковном богослужении не было однообразия, существовало несколько различных по своему содержанию чинов суточного богослужения. 234 Студийский устав, явившись на церковную арену, упорядочил собою это неустройство. Заимствовав частично из палестинских монастырей круг суточного богослужения, преп. Феодор сделал в нем соответствующие изменения и добавления и, таким образом, дал ему определенное устройство и единую богослужебную практику.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Для сравнения, в древнейших сохранившихся рукописях византийского Евхология приводятся молитвы большего числа служб суточного круга – не только вечерни, утрени и паннихис, но и малых часов, – а в позднейших литургических книгах, вплоть до современных печатных изданий, священнические молитвы малых часов, паннихис и полунощницы не приводятся. Древнерусские Служебники студийской эпохи, регулярно содержащие молитвы паннихис, но никогда – малых часов 17 , не соответствуют ни тем, ни другим. В рукописях РНБ. Соф. 518 и 526, а также РНБ. О. п. I. 4 WAM. W. 548 молитвы паннихис выписаны между циклами молитв вечерни и утрени, что дает следующий порядок последований: В [ечерня]- П [аннихис]- У [треня]. В рукописях ГИМ. Щук. 745 и Воскр. 8, РГБ. Рогож. 566 и РНБ. Соф. 522 молитвы паннихис 18 выписаны также после молитв вечерни, но, как уже отмечалось, молитвы утрени в этих списках предваряют собой молитвы вечерни, так что порядок последований здесь таков: У – В – П 19 . Оба порядка – и В – П – У , и У – В – П – соответствуют структуре суточного круга богослужений как целого, поскольку паннихис – это служба, совершаемая после вечерни; первый порядок следует византийской традиции начинать круг суточных служб с вечерни 20 , второй порядок отличается от первого лишь перестановкой молитв утрени в начало всего корпуса 21 . В рукописях РНБ. Q. п. I. 67 и Соф. 523 , а также ГИМ. Син. 598 порядок последований отличается от описанных выше тем, что паннихис поставлена после утрени: В – У – П , – то есть на несвойственное ей место. Некоторую параллель этому порядку можно найти в особом типе Часословов, известном на Руси в студийскую эпоху, к которому восходят и дониконовские Часовники 22 . В NYPL. Slav. 1 молитвы паннихис (л. 88–90 об.) и вовсе выписаны вне связи с молитвами вечерни и утрени (л. 35–50 об.). Кроме того, во всех четырех перечисленных рукописях, а также в ГИМ. Щук. 745 и РГБ. Рогож. 566, молитвы паннихис дополнены кратким заупокойным последованием 23 , состоящим из нескольких молитв и ектении об усопших (в ГИМ. Син. 598 приведена только заупокойная ектения) 24 . Поэтому будет корректнее описать корпус священнических молитв суточных служб в РНБ. Q. п. I. 67 и Соф. 523 , ГИМ. Син. 598 и NYPL. Slav. 1 так: В – У – П – З [аупокойное последование].

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В то время как константинопольский устав всюду всегда требует для совершения богослужения певцов, в богослужении по иерусалимскому типику можно ограничиться просто чтением. Довольно верный относительно позднейшей богослужебной практики по иерусалимскому уставу этот взгляд ошибочен в отношении к старейшему его исполнению: древнее иерусалимское богослужение, подобно константинопольскому, все исполнялось певчески, о чем свидетельствуют даже позднейшие наши уставы, говорящие о пении шестопсалмия, кафизм и т.п. частей.    Указав троякий источник нашего богослужебного устава, можно далее в грубых чертах и с приблизительной точностью частнее наметить отдельные его элементы, относящиеся к каждому из указанных источников. В обширном и сложном содержании типика различаются следующие наиболее существенные его стороны или части: во?первых, круг последований суточного богослужения, во?вторых, богослужебный календарь, то есть системы богослужебных памятей неподвижных и переходящих, в?третьих, особенности в порядке богослужения отдельных памятей или целых богослужебных периодов, и, наконец, некоторые составные части богослужения, именно чтения (и прежде всего паремьи, апостольские и евангельские зачала) и песнопения (разумеется стихословие Псалтири и затем произведения христианских песнотворцев). Из перечисленных элементов в нашем богослужебном уставе на долю древнего святогробского типика приходятся, во первых, главнейшие службы суточного круга, именно, последования утрени, вечерни, часов и, вероятно, повечерия. Все эти службы построены очень сходно и сравнительно просто: единство лежащей в основе их схемы затемняется позднейшими прибавками и осложнениями, а также допущенным уже издревле соединением нескольких совершавшихся рядом служб в одну. В наиболее чистом виде иерусалимская схема суточных служб выступает в последованиях часов: ее основу составляют три псалма. В последовании вечерни эта древняя схема осложнена прибавкой так называемого предначинательного псалма, то есть 103 — «Благослови душе моя Господа”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

В то время как константинопольский устав всюду всегда требует для совершения богослужения певцов, в богослужении по иерусалимскому типику можно ограничиться просто чтением. Довольно верный относительно позднейшей богослужебной практики по иерусалимскому уставу этот взгляд ошибочен в отношении к старейшему его исполнению: древнее иерусалимское богослужение, подобно константинопольскому, все исполнялось певчески, о чем свидетельствуют даже позднейшие наши уставы, говорящие о пении шестопсалмия, кафизм и т.п. частей. Указав троякий источник нашего богослужебного устава, можно далее в грубых чертах и с приблизительной точностью частнее наметить отдельные его элементы, относящиеся к каждому из указанных источников. В обширном и сложном содержании типика различаются следующие наиболее существенные его стороны или части: во-первых, круг последований суточного богослужения, во-вторых, богослужебный календарь, то есть системы богослужебных памятей неподвижных и переходящих, в-третьих, особенности в порядке богослужения отдельных памятей или целых богослужебных периодов, и, наконец, некоторые составные части богослужения, именно чтения (и прежде всего паремий, апостольские и евангельские зачала) и песнопения (разумеется стихословие Псалтири и затем произведения христианских песнотворцев). Из перечисленных элементов в нашем богослужебном уставе на долю древнего святогробского типика приходятся, во-первых, главнейшие службы суточного круга, именно, последования утрени, вечерни, часов и, вероятно, повечерия. Все эти службы построены очень сходно и сравнительно просто: единство лежащей в основе их схемы затемняется позднейшими прибавками и осложнениями, а также допущенным уже издревле соединением нескольких совершавшихся рядом служб в одну. В наиболее чистом виде иерусалимская схема суточных служб выступает в последованиях часов: ее основу составляют три псалма. В последовании вечерни эта древняя схема осложнена прибавкой так называемого предначинательного псалма, то есть 103 – Благослови душе моя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Напротив, Синайский Часослов 865 знакомит нас с полунощницей, заключающей в себе едва ли не полную систему ночных часов. Он излагает две полунощницы – вседневную и «иную, поемую в субботу и воскресение». Эти две полунощницы стоять в начале Часослова. Каждая из них распадается на четыре части; в каждой части – по три тропаря и по две, а во второй полунощнице – по одной молитве; кроме того, в начале каждой службы положено по три тропаря. Таким образом, обе полунощницы заключают в себе 30 тропарей, из которых только два повторяются, и – 12 молитв. Подобного обилия и разнообразия молитвословий не имеют даже специальные последования ночных часов. Надо думать, поэтому, что рассматриваемые полунощницы являются в сущности особыми последованиями ночных часов, и что самое подразделение их на два вида допущено, прежде всего, с целью возможно полнее использовать молитвенный материал ночных часов. По крайней мере, большая часть тропарей и молитв, входящих в состав этих полунощниц, входит и в состав ночных часов. После полунощниц следует утреня, а за нею – «чин дневных молитв», или часов с почасиями. Вследствие утраты листов, не достает почасия девятого часа, изобразительных, вечерни и начала повечерия. Повечерие отличается обилием тропарей и молитв. Оканчивается Часослов особым «почасием ночи (μεσριον τς νοκτς), поемым в третий час ночи». Это – один из ночных часов. Положенные на нем тропари встречаются также в начале второй полунощницы. 3 Выделение междочасий и ночных часов. На основании рассмотренных памятников можно бы, пожалуй, прийти к выводу, что т. н. «последования ночи», или ночные часы находятся в самой близкой родственной связи с остальными суточными службами и составляют с ними одно неразрывное целое. Но против такого вывода говорит уже самое количество дневных и ночных служб, взятых вместе. Круг суточного богослужения заключал бы тогда в себе до 24 служб; причем некоторые из них, требуя для своего совершения более одного часа, делали бы чрез это невозможным самое выполнение суточного богослужебного круга, состоящего из 24 служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Тема 1. Вводные понятия 1.1. Богослужебное время Наши занятия мы начнем с материала, который вам уже отчасти известен из курса «Закона Божия». В нем давалось понятие о трех кругах времени, в соответствии с которыми строится Православное богослужение. Это суточный, седмичный 1 и годовой круги. Каждый из этих кругов является Божественным установлением. Сутки – это оборот Земли вокруг своей оси, год – оборот Земли вокруг Солнца. Из четырех семидневных фаз состоит месяц лунного календаря. Указания на эти циклы есть и в Священном Писании (1, с. 19–20). Разобраться с богослужебным временем для нас очень важно, поскольку это является основой для дальнейшего изучения структуры церковных служб. Суточный круг богослужения составляют те службы, которые положено совершать ежедневно: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1 час, 3 час, 6 час, 9 час. В этот перечень не входит литургия. Поскольку Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности, литургия выше всех остальных служб. Она является не частью суточного круга служб, а его вершиной, центром, целью. Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. Почему именно с вечера? С самым простым объяснением этого вы, наверняка, уже встречались. День начинается с вечера, потому что так говорится в Писании: И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один ( Быт.1:5 ). В ветхозаветные времена сутки начинались с вечера, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью. Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Литургия чаще всего служится после 6 часа. Ей предшествуют (наряду с малыми службами) вечерня и утреня. Посещение этих служб, как мы знаем, обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и обожению [там же, с. 23].

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богослужение – 1) одна из форм богообщения и богопочитания, основными компонентами которой служат чтение и пение просительных, хвалебных и благодарственных молитв , чтение Священного Писания , совершение Таинств и обрядов ; 2) храмовая служба; 3) служение Богу . Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом, посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них – Таинства Причащения (Евхаристии) , таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни. Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога. Православное богослужение очень символично, ни одного действия не происходит «для красоты», во всём заключён глубокий смысл, непонятный случайным посетителям. По мере изучения состава и строя службы приходит понимание заключённых в богослужебных действиях глубины, смысла и величия. Все церковные богослужения делятся на три круга : суточный, недельный и годовой. Богослужебный церковный год начинается 1го сентября по старому стилю, а весь годовой круг богослужения строится применительно к празднику Пасхи . Как узнать и полюбить церковное богослужение? Начните с литературы, прочтите сначала пособие с объяснением Литургии , можно даже начать с книги для детей . Потом закрепите прочитанное, участвуя в богослужении. Когда Вы изучите последование Литургии, прочтите другое пособие, более пространное. И каждый раз закрепляйте в храме прочитанное увиденным. Постарайтесь узнать и понять смысл каждого богослужебного действия, песнопений. Обратите внимание на устройство храма : иконостас, священнические облачения… Далее начните осваивать Всенощное бдение, потом праздничные службы, постовые, заупокойные, требы, последования Таинств. Осмысленное участие в богослужении доставит радость и положит начало более глубокому погружению в христианскую жизнь. Богослужение, как внешнее выражение внутренней устремленности человека к Богу

http://azbyka.ru/bogosluzhenie-sl

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010