Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия, так как в одних указаниях, небесный Иисус Христос действует через человека под именем Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при распятии; подругим источникам, человека Иисуса Христа совсем не существовало , а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только призрачною видимостью человека. “ Его действия и страдания были только кажущимися ” 74 . Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом. Манихейство еще долго существовало на востоке до Х или IX веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не помешало дальнейшему развитию. Оно повлекло за собой такие течения, как павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось на Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как нам известно, приверженцами этой ереси были люди из духовенства церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии. Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности Христа во время распятия, как и у Мани, так и у Василида, мы пришли к выводу, что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений. Почитание Девы Марии, икон, святых и их влияние Представление Корана о Троице. Далее мы отметим, что написано в Коране: “О, обладатели 75 Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины…” Другой перевод 76 с арабского текста нам говорит: “… не преступайте границ в вере вашей, и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три!” (сура 4:169). Сура 5:77,116 свидетельствует нам: “Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах – третий из трех”, – тогда как нет никакого божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать в боги наряду с Аллахом?”, он ответит: “Свят ты! Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский отмечает в своем комментарии, что Мухаммад под Троицей понимал Бога, Иисуса и Марию. Но А. В. Журавский в своей статье “Иисус в Коране“ цитирует так: “В то же время нет достаточных оснований утверждать, что Мухаммад так понимал христианскую Троицу. Он скорее, просто возражает против обожествления Иисуса и Марии” 77 . В Каабе, по мнению Ибн Исхака 78 , находилась картина Марии и ее Сына. Он также отмечает, что когда пророк ислама объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

Что касается сходства с Моисеем, то мы узнаем из книги Второзакония XXXIV, 10–12, что были два условия, оправдывавшие ожидание израильтянами будущего пророка, подобного Моисею: личное видение Бога и могущественные деяния. „И не воста ктому пророк в Израили якоже Моисей, его же позна Господь лицем к лицу, во всех знамениих и чудесах, его же посла Господь сотворити я в земли Египетская фараону и рабом его, и всей земли его, дивная, великая и руку крепкую (и мыщцу высокую), яже сотвори Моисей пред всем Израилем”. Что касается первого условия, то Мохаммед сказал, уже не по преданию: „Как мы можем не знать тебя в истине твоего ведения”, или: „Как ты желаешь быть узнан?” А по отношению к могущественным делам или чудесам 142 в Коране заявлено, что Мохаммеду не дано было силы творить чудеса (сура XVII, ст. 61; см. комментарии Байзави и Аббаса: сура II, 112; VI, 37, 57, 109; VII, 202; X, 21; XIII, 8, 30; XXIX, 49, 50). Наконец, Сам Бог изъясняет в Евангелии, что пророчество Второзакония относится к Иисусу Христу: И человек оный, иже не послушает словес его, яже возглаголет пророк оный во имя Мое, Аз отмщу от него. Второз. XXVIII, 15, 19. Сравн. это место с повествованиями евангелистов: Матфея, Марка и Луки (Мф. XVII, 5; Mapka IX, 2 ; Лyku IX, 35 ). Иисус Христос объясняет, что это место и другие места в законе относятся именно к Нему ( Иоан. 45 ): „Аще бо бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа”. Сравни: . Христос происходил от Иуды (Мф. I, 1–16; Лyku III, 23–38 ; Ebp. VII, 14 ), Он родился в Израиле и провёл большую часть своей жизни среди Иудеев и посылал Своих учеников на проповедь прежде всего к Иудеям (Мф. X, 6), и только уже после во второй очереди посланничества Он послал их к язычникам ( Лyku XXIV, 46 ; Мф. XXVIII, 18–20). В кн. „Деяний Апост.” III, 25, 26 пророчество определительно и ясно относится к Иисусу Христу: „Вы есте сынове пророк и Завета, его же завеща Бог ко отцем вашим, глаголя ко Аврааму: и о семени твоем возблагословятся вся отечествия земная – вам первее Бог, воздвигий Отрока Своего Иисуса, посла Его благословяща вас, во еже обратитися вам комуждо от злоб ваших”.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Как реакция человеческой немощи, спустя шесть веков после Рождества Христова, возникает Ислам . Это – выходит на историко–религиозную сцену потомство другого сына Авраама, Измаила, рожденного прежде Исаака от рабыни Агари. Основатель этой религии, Мухаммед, родился в 570 году в языческой Аравии. Он был религиозно пытливым человеком. Будучи погонщиком верблюдов, он много странствовал, знакомился и с иудейскими общинами, и с христианскими. Он был выдающимся человеком, и иудеи как–то даже чуть не предположили, что он и есть до сих пор ожидаемый ими Мессия. Однажды, в некоей пещере, куда Мухаммед уединялся для молитвы и размышлений, ему начались откровения, из которых и сложился Коран. Символ веры мусульман был направлен против многобожия, и заключался в том, что «нет бога, кроме бога, и Мухаммед пророк его». Сначала Мухаммед убедил в этом своих ближайших родственников, потом сложилась община, причем, вооруженная. Сначала последователи Мухаммеда должны были защищаться от активных противников. А потом эта защита плавно перетекла в военную арабскую экспансию. Вот это была уже настоящая религиозная война, с целью исламизации всего мира. Сначала были покорены противники в Аравии, потом начались и более отдаленные походы. Когда арабы подступали к границам государства, они сначала предлагали принять ту истину, что «нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его». В случае отказа, арабы ломали военную мощь государства, и создавали благоприятные условия для принятия Ислама его жителями. И не вместившие всей Богооткровенной сложности Христианства, поддавались на эту кажущуюся простоту. За один век преемники Мухаммеда захватили Персию, Египет и весь север Африки, и дошли до Испании. Мухаммед почитал и «Мариам пророчицу», то есть Пресвятую Деву Марию; почитал он и Иисуса Христа, но только как человека, как «пророка Ису». А уж учение о Троице для него было прямо–таки Богохульством. «О обладатели писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании» (Сура 5,15). «О обладатели писания!» – обращался он к христианам, – «Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Мариам, – только посланник Аллаха. ... Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три!» (А христиане ведь именно это и говорят, и будут говорить) «Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (Сура 4,171).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Как обстоит дело с их живыми святыми? Непрестанно цитируя библейские тексты, Иоанн Павел II не забывает обращаться и к Корану, тем самым показывая собеседнику, что ему известна " письменная традиция " мусульман. Так, достоинство человека основано на том факте, что, " согласно Корану – священной книге мусульман, – Бог вдохнул в человека дух Свой и наделил его слухом, зрением и сердцем, то есть разумением (сура 32, 8) " (Анкара). На встрече с участниками исламо-христианского симпозиума, посвященного вопросу о " святости " и проходившего в Риме, папа решительно напомнил о том, что " всякая истинная святость происходит от Бога, Который именуется Святым в священных книгах иудеев, христиан и мусульман. Ваш священный Коран называет Бога al-Quddûs – например, в следующем стихе: " Он есть Бог, и вне Его нет другого; Всевышний, Святой, (источник) мира " (сура 59, 23) 20 ... Неисчислимое множество людей во всем мире – христиан, мусульман и верующих других исповеданий, которые живут, следуя путями подлинного повиновения, хвалы и благодарения по отношению к Богу и бескорыстного служения по отношению к ближнему, – это множество людей предлагает человечеству реальную альтернативу " пути Божьего " – ради мира, который в противном случае будет разрушен эгоизмом, ненавистью и конфликтами " (Рим, 9 мая 1985 г.). Верующие не только " просветлены божественным солнцем " , но и опираются на пример пророков, посланных им в качестве образцов и вестников. Собор признает, что мусульмане " исповедуют веру Авраама " : это субъективный подход, к которому нужно отнестись со вниманием, поскольку ислам представляет себя как восходящий к пророкам монотеизм и отодвигает в сторону исторические иудаизм и христианство. В своих беседах Иоанн Павел II часто упоминает Авраама, однако в таких выражениях, которые остаются неопределенными. По его словам, Иерусалим есть " сердечная родина всех духовных потомков Авраама " (Redemptoris Anno), а " вера в Бога, которую исповедуют духовные потомки Авраама – христиане, мусульмане и иудеи " (Анкара, 29 ноября 1979 г.), делает нас " братьями и сестрами в вере Авраамовой " (Рим, 9 мая 1985 г.). В самом деле, мусульманская религия " связана с верой Авраамовой " (Рим, 5 июня 1985 г.), ибо " верующие трех [монотеистических] религий соотносят себя с Авраамом, pater omnium credentium [отцом всех верующих] (см. Рим 4:11), которого они глубоко почитают, хотя и по-разному " (Рим, 20 апреля 1991 г.). В Касабланке папа говорил также об Иисусе 21 , в Дамаске – о Марии и об Иоанне Крестителе 22 , а в канун Святого 2000-го года он сумел разъяснить нехристианам значимость этого чисто христианского юбилея.

http://religare.ru/2_560_1_21.html

После кончины Иоанна Кронштадтского церковь пришла в упадок. Уже через 21 год после смерти проповедника, так любившего родные земли и возведенный храм, церковь закрыли. Венчания были сломаны, и так простояло святое здание больше 70 лет. В 1980-х годах от пышного храма оставались только стены. Все же с начала 21 века стартовали работы по реконструкции церкви Николая Чудотворца. Работы уже ведутся долгое время, и зданию практически вернули былой вид: синеватый купол, блестящий шпиль с крестом и звонкой колокольней, и ровные белые стены, украшенные архитектурными элементами " историзма " . Реконструкция во многом посвящена памяти Иоанна Кронштадтского — чудотворца, что лишь пытался привить народу любовь к родине и уважение к святым писаниям. Никольская церковь, 1695 г. Село Сура (Сурское) расположено на р.Пинеге при впадении в неё Суры. На погосте было две церкви: Введенская 1587 г. и Никольская 1695 г., а также колокольня 1754 г. Никольский храм в 1894 г. был разобран, перенесён на другое место и вновь собран. При этом был несколько снижен шатёр, укорочена трапезная и расширены окна. Введенская церковь числится утраченной к 1970 г. (?), Никольская пущена на дрова в 1937-м. ...Другая церковь Сурского прихода, во имя Святителя и Чудотворца Николая, деревянная, теплая, существует, по указанию клировых ведомостей, с 1689-го года. Но этой церкви предшествовала еще другая, как видно из следующей сохранившейся благословенной грамоты: «Божьею милостью преосвященный архиепископ Холмогорский и Важеский: в нынешнем ? году марта в 15 день били челом нам преосвященному Архиепископу нашей Архиерейской епархии Кеврольского уезда, Сурской волости – священник Иаков Сергиев да той же церкви приказчик Ивашко Дружинин. А в челобитной их написано: " в той же Сурской волости церковь Св. Николая Чудотворца стоит многие лета и от многолетнего стояния та церковь обветшала и божественные службы служить в ней за ветхостью не возможно , и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы их велеть им в тое волости вместо тое ветхие церкви построить новую церковь во имя его Николаево на новом месте и о том дать им нашу Архиерейскую благословенную грамоту.

http://sobory.ru/article/?object=39065

Второй храм - Успенский собор. Он был построен в 1915 г., но проект разрабатывался еще при батюшке. Рассказывают о пророчестве св. Иоанна, что храм построят, но служить в нем не будут. С закрытием монастыря были закрыты и храмы. В Советское время в Успенском соборе был клуб, а сейчас храм пустует, разрушается. Никольский собор напротив подвергся разрушению, но ныне восстанавливается. При Сурском Иоанно-Богословском монастыре находился Троицкий скит. Этот скит был расположен в 18 верстах от монастыря, среди величественного векового корабельнаго леса. В скиту имелся храм во имя Св. Троицы. Теперь он частично разрушен Датой закрытия Сурского монастыря стало 8 декабря 1920 г. В этот день на заседании Сурского волостного съезда Советов (который, кстати, заседал в монастырских помещениях) было постановлено упразднить Сурскую обитель. Прошение, поданное монахинями в Архангельский губернский совет народного хозяйства, успеха не имело. Сурский монастырь подлежал уничтожению именно потому, что был монастырем. Это очевидно из того ответа, который получили монахини на свое прошение - «Рабочие труженицы Советской власти нужны, разрешить же образовывать отшельнические союзы людей, убивающих себя, Советская власть не намерена». В конце XX века монастырь стал возвращаться к жизни. 31 октября 1994 г. епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон благословил воссоздание в Архангельске женской общины Иоанно-Богословского Сурского подворья. В 1994-1996 гг. сёстры безуспешно пытались вернуть церкви здание Архангельского подворья бывшего Иоанно-Богословского-Сурского женского монастыря. В 1996 г. по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона община была переведена в деревню Ершовка Приморского района Архангельской области и преобразована в самостоятельный Иоанно-Богословский монастырь. А в селе Сура образовалась новая община возрождаемого Сурского женского Иоанно-Богословского монастыря. Источники: П.П. Сойкин. " Православныя русские обители; И.И. Иванов. " За Пинегой, в Суре…;  " Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь. Русские церкви " .

http://sobory.ru/article/?object=16023

Возникает сразу несколько недоумений: 1. Ислам отрицает христианское учение о Пресвятой Троице, отрицает искупительную смерть Спасителя на Кресте, не признает Воскресение Христово. Неясно, как отец Георгий решился считать христианами тех, кто отрицает эти краеугольные истины. « А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15: 17). 2. Отец Георгий, по-видимому, не знает, что в Коране нет учения о Мессии. Иисус, сын Марии, в исламе только пророк (наби) и посланник Аллаха (расуль). Почему тогда в Коране употребляется слово «аль-Масих» (75-й аят, сура 5)? Согласно исламскому богослову Абу Исхак Ибрахим аль-Фирузбади (ум. в 1083 г.), слово «аль-Масих» применительно к Иисусу в Коране перенято у христиан и не несет в себе того сакрального смысла, которое придают христиане. Это мнение подтверждается обращением к Корану. Привожу 75-й аят (сура 5) в четырех переводах: Э. Кулиева: «Мессия, сын Марьям (Марии), был всего лишь посланником. До него тоже были посланники, а его мать была правдивейшей женщиной. Оба они принимали пищу. Посмотри, как Мы разъясняем им знамения. А затем посмотри, до чего они отвращены от истины». М.-Н. Османова: «Мессия, сын Марйам, – всего лишь посланник. Много посланников задолго до него [приходили и] уходили. Мать же его – праведница, и оба они принимали пищу. Смотри же, как Мы разъясняем им знамения. И вновь узри, до чего они далеки [от их понимания]!» И.Ю. Крачковского: «Мессия, сын Марйам, – только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница. Оба они ели пищу. Посмотри, как разъясняем Мы им знамения; потом посмотри, до чего они отвращены!» И.В. Прохоровой: «Мессия, сын Марйам, не боле чем посланник – Ему предшествовали многие другие, и праведницей мать его была. Они питались пищей (что для смертных), – смотри, как ясно разъясняем Мы Свои знамения для них, и посмотри, как все же далеки (от Истины) они!» Как видим, в 75-м аяте содержится не утверждение мессианства Иисуса, а, напротив, отрицание.

http://bogoslov.ru/article/3123502

Аллах – настоящий восточный деспот, которого надо не столько любить, сколько бояться. Подчинение его воле, т. е. «ислам», вот и вся религия! Те, которые подчиняются, суть «мослимэ», т. о. «преданные». С неумолимою строгостью предопределяет Аллах человеческую судьбу: «к вые каждого человека мы привязали птицу его», т. е. назначение (Сура 17, 14). Не смотря на некоторое количество находящихся в Коране изречений, подчеркивающих нравственную ответственность чело­века, в общем, официально-ортодоксальным учением яв­ляется фатализм, победоносно восставший против более свободных умозрений некоторых сект. Теперь спрашивается: как сам Мохаммед относился к своему призванию? Будда, сам себя производя в реформа­тора, находил, что задача его заключается в мирном распространении новых истин; Мохаммед придерживался совер­шенно иного взгляда. По его, заимствованному у иудео-христианской секты, мнению пророком бывает тот, кому через божественное озарение открыто содержание хранящейся на небе книги, – источника всякой истины. Избранных Бог знакомит с текстом этой книги для того, чтобы они могли поведать содержащиеся в ней истины людям, и делает таких пророков их руководите­лями. Это избрание соединено с высоким почетом, и пророк имеет право считаться духовным повелителем мирян. Пророками – предшественниками Мохаммеда были: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Соломон, Иов, Иосиф. Моисей, Аарон, Захария, Иоанн, Иисус, Измаил, Елисей, Иона и Лот. Сначала первым пророком и основателем монотеизма Мохаммед считал Ноя, но впоследствии, когда он познако­мился с деяниями Авраама, он признал его основателем древней религии, приписывал, ему же постройку Каабы, уста­новление Мекканского богослужебного ритуала, праздника пилигримов и обряда омовения. Из всех пророков Мохаммед считал себя наивысшим. Его коран – буквальная копия небесной книги, данная ему Гавриилом в часы видений. Поэтому, собственно, Коран и начинается словами: «Это писание есть руководство благочестивым,-в этом нет ника­кого сомнения» (Сура 2, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Эти великие ученые увековечили отношение Корана к первому Писанию как к подлинному Слову Божию, которое никогда не подвергалось изменениям. Христиане должны знать эти факты, дабы отвечать на неустанные выпады современных мусульманских писателей, делающих все возможное, чтобы опровергнуть достоверность Библии. 2. ДОКТРИНА О ТРИЕДИНСТВЕ Христианское учение о Боге 2.1 Библейские источники доктрины о триединстве Мусульманин: Нигде в Библии не говорится о том, что Бог триедин, и само слово «триединство» ни разу не встречается в ней. Иудеи верили в одного Бога, в то время как греки и римляне верили во многих богов. Церковь придумала теорию единства трех богов, дабы угодить и тем и другим. Доктрина о триединстве – это один из тех вопросов, которые более всего разделяют христиан и мусульман. Последние считают, что она бьет в самое сердце идеи абсолютного Божьего единства, являющейся основной мыслью Корана. Мусульмане верят, что любые попытки наделить Бога помощниками – это ширк (многобожие или «придание Богу сотоварищей»), величайший из всех грехов и единственный, который не может быть прощен. Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех. сура 4.48 Христианская доктрина о триединстве понимается ими как союз Иисуса с Богом и Святым Духом. Для мусульман допустить, что Аллах родил Сына, равносильно выражению полного неверия. С детства мусульмане учат наизусть суру, которая уже цитировалась в этой книге, – они считают ее одной из главных в Коране и по смыслу равноценной одной трети всего Корана: Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» сура 112.1–4 Свидетельствуя мусульманам, вы скоро обнаружите, что они энергично отрицают всякую возможность существования Бога в трех лицах и яростно нападают на учение, которое, по их мнению, является самым слабым звеном христианской веры. В конце концов, как могут три личности существовать в одном Боге? Когда умер Христос, Бог тоже умер? На кресте скончались все три личности? Если все они – одно, значит, так и должно было случиться.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

К. Е. считал педагогику главным призванием любого образованного человека. Совершенствуя методику преподавания предшествующих вардапетов, он создал неск. учебных пособий, в к-рых собраны комментарии, гомилии, увещевательные речи, материалы по философии и др. наукам (напр., Матен. 1379). К. Е. уделял особое внимание системе воспитания; стремился ликвидировать причины, рождающие порочные явления, усиливая в учениках сознательное чувство вины и желание исправиться. Исходя из возрастных особенностей, он разделил обучение на 3 этапа: на 1-м главную роль играет участие педагога; на 2-м - эрудиция ученика и его ответственность за свои поступки; для 3-го характерно сочетание этих составляющих. В ученике К. Е. больше всего ценил умение подражать учителю. По сведениям историка Акопа Карнеци (XVII в.), К. Е. похоронен в Ерзнке, в ц. св. Саргиса. М.-Э. С. Ширинян К. Е. является автором, завершающим тысячелетнюю историю классического периода арм. гимнографии (см. в ст. Армянский обряд ). Его шаракан в честь Успения Пресв. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце» 1-го побочного гласа с алфавитным акростихом отличается торжественной мелодией. К. Е. интересовали также вопросы теории, эстетики и практики духовной музыки. Он написал муз. эстетико-теоретический трактат «Толкование на Пс 28. 3 - «Глас Господень над водами»», который состоит из 3 частей: 1) толкование на текст псалма, 2) толкование на гласы, продолжающее традицию трактатов Мовсеса Грамматика «О церковных чинах» и Анании Ширакаци «О науке гласов», 3) толкование учения о звуке, основанное на идеях Давида Анахта и Ованнеса Ерзнкаци. А. С. Аревшатян Соч.: Послание к жителям Карни/Ред.: А. Даниелян//Гандзасар. Ереван, 1996. 6. С. 557-584 (на арм. яз.); Шаракан на Успение Св. Богородицы «Восток, блеском превосходящий солнце»//Духовные песнопения, записанные в Шаракане (Гимнарии). Вагаршапат, 1875. С. 1008-1015 (на арм. яз.); Karapetyan T. Kirakos Erznkaci " s On the Eight Thoughts of Evagrius//St. Nersess Theol. Review. New Rochelle, 2000/2001. N 5/6. P. 65-118; Пролог к Сретению Господню/Ред.: диак. Т. Багумян//Эчмиадзин. 2011. 3. С. 82-109 (на арм. яз.); На Пс 109/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 4. С. 106-119 (на арм. яз.); О молитве/Ред.: диак. Т. Багумян//Там же. 10. С. 59-90 (на арм. яз.); Поучения об исповедании грехов/Ред.: иером. Захария (Багумян) //Там же. 2012. 3. С. 68-94 (на арм. яз.); На Пс 28. 3/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 7. С. 64-91 (на арм. яз.); На Ин 1.1/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 78-107 (на арм. яз.); О грехах/Ред.: иером. Захария (Багумян)//Там же. 2013. 1. С. 55-65 (на арм. яз.); Наставительные слова/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 5. С. 75-87 (на арм. яз.); Похвала Богородице/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 9. С. 106-109 (на арм. яз.); На соч. «О восьми помыслах» св. Евагрия Понтийского/Ред.: архим. Захария (Багумян)//Там же. 12. С. 74-114 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/1840145.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010