Четыре персонажа Нового Завета имеют в Коране следующие имена: Иса (Иисус), Марйам (его мать Мария), Яхья (Иоанн Креститель) и Закарийа (Захария, отец Иоанна). Как уже говорилось ранее, Мария – единственная женщина, которую в Коране называют по имени и которая пользуется в нем значительным уважением. Почтение к ней в первую очередь исходит из ее статуса – дева, мать Иисуса. Повествование о зачатии и рождении Иисуса широко раскрывается в сурах 3:42–47 и 19:16–34. О целомудрии Марии сказано в следующем отрывке: И ту, что сохранила девственную (плоть), и Мы от духа Нашего в нее вдохнули, и сделали ее и ее сына знамением для всех миров. (Сура 21:91) Иисусу в Коране как одному из величайших пророков Бога выражается глубокое уважение. Ему присвоены уникальные титулы, такие как Ал-Масих (Мессия), Калиматуху (Его слово) и Рухун Минху (Дух от Него). Все эти титулы принадлежат Ему одному (сура 4:171), хотя в Книге не предпринимается никаких попыток объяснить их происхождение. И не только Его чудесное рождение описывается с использованием терминов, подобных библейским, – Коран приемлет Его вознесение на небеса после смерти (сура 4:158) и упоминает о его возвращении на землю в качестве знаменья Часа (сура 43:61). Коран также признает Его способность с позволения Аллаха творить чудеса: оживлять глиняные фигурки птиц, лечить прокаженных, давать зрение слепым от рождения и возвращать к жизни умерших (сура 5:113). И еще: хотя Коран и следует библейским писаниям, он часто меняет их разнообразными способами, что еще раз подтверждает то, что Мухаммад не был полностью осведомлен в данной области и черпал знания извне. По свидетельству Корана, учеников Иисуса однажды попросили узнать у Учителя, сможет ли Господь послать с небес на землю стол, наполненный яствами. Тогда ученики обратились к Иисусу, заверив его в том, что в этом чуде они хотят увидеть лишь подтверждение истинности всего того, что Он говорил им. Иисус начал молиться, чтобы Бог послал на землю этот стол, и хотя Бог согласился выполнить просьбу, при этом Он выразил свое разочарование в недостаточности их веры (сура 5:115–118). В этом повествовании перепутаны две библейские истории – требовательный вопрос израильтян в пустыне во времена Моисея: «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» ( Пс.77:19 ) и Тайная вечеря из Нового Завета, когда Иисус сидел за столом со своими учениками и давал им есть хлеб как символ Своего тела, которое должно быть распято, и пить вино как символ Своей крови, которая будет пролита.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Коль скоро Аллах может призывать Своих рабов умереть за ислам, чем же так удивительно, если Бог призвал Своего Сына умереть ради того, чтобы спасение могло быть даровано и мусульманам, и всему остальному миру? В Коране имеется прекрасный пример заместительного жертвоприношения, когда описывается готовность Ибрахима [Авраама] принести в жертву своего сына на горе Мориа (ср. Быт. 22:1–19 ). Там говорится: Он сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву [...]» И когда они оба предались Аллаху и тот [Авраам] поверг его на лоб [для жертвоприношения], и воззвали Мы [Бог] к нему: «О Ибрахим! [...] И искупили Мы его великою жертвой» (Коран, сура 37:102–107; курсив Н. Г.). Употребление слов жертва и искупить подразумевает именно то, что имеют в виду христиане, когда говорят о смерти Христа через распятие. Теми же словами и Иисус говорил о Своей смерти ( Мк. 10:45 ). Таким образом, жертвенная смерть Христа не противоречит Корану. Как уже отмечалось, главный вектор этой направленной против распятия критики опирается на ту ложную посылку, что смерть Иисуса не была добровольной. Но смерть отнюдь не была для Него вынужденной. Предвидя Своё распятие, Он сказал Отцу: «не Моя воля, но Твоя да будет» ( Лк. 22:42 ). Ранее Иисус, как свидетельствует Евангелие от Иоанна, сказал о Своей приносимой в жертву жизни: «никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» ( Ин. 10:18 ). В Послании к евреям приведены такие слова Иисуса: «тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ). Невозможно по-другому искупить грех, как только через жертву безгрешного Сына Божьего. Ансельм доказывает (в Anselm, Cur Deus Homo?), что плата за грех должна быть отдана Богу. Праведность Бога требует, чтобы грех был искуплен (ср. Лев. 17:11 ; Евр. 9:22 ). Итак, ни о какой несправедливости не может быть и речи, но именно справедливость требует, чтобы совершилось заместительное жертвоприношение Христа. Коран учит, что Бог справедлив (см. Коран, сура 21:48–49/47–48). Абсолютная справедливость предполагает, что Бог не может просто не заметить грех. Его кто-то должен искупить, либо сами грешные люди, либо кто-нибудь другой вместо них, чтобы они смогли попасть на небеса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Е. Мельниковым , в ходе к-рого вновь подтвердились духовные и чувственные воззрения собеседников. ХХ век ознаменовался резким обострением полемики между этими направлениями, гл. обр. на востоке России, что привело к сближению непримиримых позиций и появлению ряда старообрядческих трудов, допускающих как букв., так и духовное понимание антихриста и пророков его пришествия Е. и Илии. В мусульманской традиции Е. известен под именем Идрис. В Коране о нем говорится, что «он был праведнейшим человеком и пророком», к-рый был вознесен Богом «на высокое место» (Сура 19. Аят 56-57). Он называется «терпеливым» (Сура 21. Аят 85). В «Историях о пророках» сообщается, что Идрис жил на протяжении 308 лет жизни Адама и, согласно Ибн Исхаку, 1-м начал писать тростью (каламом). Там же приводится хадис, в к-ром говорится, что Мухаммад видел Идриса на 4-м небе во время ночного путешествия и вознесения. Апокрифы, связанные с именем Е. Помимо 3 «главных апокрифов» -1-й Книги Еноха, 2-й Книги Еноха и 3-й Книги Еноха - с именем этого ветхозаветного праотца связано еще неск. произведений, к-рые были составлены в средние века. Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) Прор. Илия и праотец Енох. Фрагмент иконы «Воскресение - Сошествие во ад». 2-я пол. XVI в. (ГВСМЗ) «История Еноха и Илии» сохранилась на лат. языке в стихотворном переложении Готфрида из Витербо ( 1191) под названием «Пантеон» ( Esposito M. Un apocrifo «Libro d " Enoch ed Elia»//Città di Vita: Riv. di studi religiosi. Firenze, 1947. Vol. 2. P. 228-236). В этом апокрифе говорилось об острове, на к-ром Е. и Илия ожидают прихода антихриста. Помимо проч. чудес этот остров изобилует золотом. Кельт. монахам удалось доплыть до него и побеседовать с Е. и Илией, к-рые предстали перед ними в образе старцев. М. Эспозито выдвинул гипотезу о том, что этот апокриф лег в основу «Плавания св. Брендана», составленного в IX в. ( Idem. An Apocryphal «Book of Enoch and Elias» as a Possible Source of the Navigatio Sancti Brendani//Celtica.

http://pravenc.ru/text/189985.html

За отчетный период значительно увеличилось количество новых приходов, умножился штат священнослужителей. И хотя темпы развития в северных регионах заметно уступают положению дел в центральных областях, заметны результаты и у нас. В настоящее время Архангельская епархия имеет 139 зарегистрированных приходов. Территория поделена на 6 благочиний: Архангельское (город) - 11 приходов, Северное - 49 приходов, Плесецкое -33, Красноборское -9, Котласское - 14, Вельское -19. Общее количество храмов насчитывает 77. Для сравнения: в 1997 г. у нас было всего 78 приходов и 43 храма. За это время почти вдвое умножилось количество приходов, но остается острая нужда в строительстве новых храмов. На сегодняшний день в епархии 125 священнослужителей. Для сравнения. В 1912 в епархии действовали 698 храмов (из них соборов - 15). Духовенство составляло: протоиереев - 21, иереев - 355, диаконов 53, иноков 142, псаломщиков - 340, инокинь - 147, послушниц - 161. В течение этого года было совершено 14 хиротоний. Сегодня в епархии действуют 4 монастыря: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, Артемиево-Веркольский мужской монастырь, Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь, Иоанно-Богословский женский монастырь. В с. Сура Пинежского района, на родине св. прав. Иоанна Кронштадтского, женская община. Этот год был ознаменован многими важными событиями, как для епархии, так и для области в целом: выборы нового губернатора, освящение новых храмов, часовен, поклонных крестов. Мы пережили трагедию взрыва жилого дома в г. Архангельске, участвовали в различных юбилейных торжествах, провели 6 Образовательные Иоанновские чтения, и, наконец, подписали соглашение о сотрудничестве между администрацией области и епархией. В истекшем году мы совершали пастырские поездки по районам области, занимались социальным, миссионерским, образовательным деланием, проводили различные семинары, концерты. Участвовали в праздниках. В начале года, в праздник преп. Серафима Саровского, в храме при ПГУ была совершена Божественная литургия. В этот же день год назад состоялось освящение университетского храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, который в конце 19 в. Обучался в Архангельской семинарии, в здании которой сейчас размещается университет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Когда в житиях святых приводятся споры между христианами и мусульманами, используется рассмотренная выше полемическая литература: в повествовании Еводия о страдании сорока двух мучеников аморейских вопрос о предопределении назван главным различием между двумя религиями 142 . Среди документов этого рода самым богатым по содержанию и оригинальным является рассказ о дискуссии ок. 850 г., в которой участвовал Константин – посол императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ известен по славянскому житию Константина. Позиция Константина «Философа» – всецело апологетическая: он защищает христиан от упомянутого выше обвинения – что они «рассекают Бога» 143 , – цитирует Коран (сура XIX, 17) в подтверждение христианского учения о девственном рождении и, как и АбуКурра, опровергает довод мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты доказывает его несостоятельность 144 . В свою очередь он обвиняет мусульман в моральной распущенности – обычное возражение христиан против исламской претензии на богооткровенный характер своей религии – и в заключение выражает классическое византийское притязание, что «империя ромеев» – единственное благословенное Богом государство. Он даже находит библейское основание этого притязания: дав Своим ученикам заповедь платить дань императору и заплатив налог за Себя и других ( Мф. 17:24–27; 22:19–21 ), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики ромеев. «Все искусства вышли от нас» («от нас суть вся художствия исшла»), – заключает Константин 145 . Ф. Дворник безусловно прав, усматривая в этой позиции Константина типично византийский подход ко всем «варварам», латинянам и арабам, выраженный в ряде документов IX в., изданных Михаилом III, Василием I или самим патриархом Фотием 146 . Культурная и национальная гордость подобного рода, разумеется, не способствовала взаимопониманию между христианами и мусульманами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

– Узнав о том, что кто-то из ваших прихожан планирует стать мусульманином, что вы предпримете? – Побеседую с ним. Дам почитать литературу. Буду молиться за него. Крещение троих мусульман      – Если бы к вам пришел мусульманин, желающий стать православным, вы бы согласились провести таинство крещения? В вашей практике бывали такие случаи? На каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина. – Как диакон, я не могу совершать крещение, это делает священник. Но, к примеру, проводить огласительные беседы (подготовку ко крещению) с бывшими мусульманами, желающими стать православными, мне доводилось. Ничего исключительного здесь нет – на каждом московском приходе вы найдете среди прихожан бывшего мусульманина, и каждый священник в более-менее крупном городском приходе имеет опыт крещения мусульман, которые сами пришли ко Христу и попросили принять их в Церковь. Рейтинг: 9.5 Голосов: 513 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей 23 июля 2015, 18:06 Интервью диакона Георгия (ныне священника) неудобно тем, что он просто высказал в ней своё аргументированное мнение, не занимая никаких позиций. Если бы он занял " радикальную " позицию - интервью бы опубликовали из-за желаемого образа РПЦ. Если бы позиция была " либеральной " - тоже бы опубликовали ввиду образа " хорошего батюшки " (разумеется, как исключение). Но диакон Георгий просто был самим собой, просто обрисовывал ситуацию такой, какая она есть. Этого-то как раз либеральным СМИ совершенно не нужно. Николай В. 21 декабря 2014, 19:44 В помощь православной полемике с исламом. Во-первых; покорность,а именно так переводится слово ислам присутствует и в Библии. См.послания Апостолов - Иакова,4:7; 1Петра,4:17; Евреям,13:17. Обращать их внимание следует на аяты Корана в которых предписывается принимать Библию наравне с Кораном,к примеру; сура 5,аят 46 или 29:46. Затем следует опровергнуть их излюбленную ссылку на Второзаконие 18:15-19. Не только в отношении Мухаммеда,но и Господа Иисуса Христа! Эту ссылку следует сопоставлять с пророчествами об Иоанне Предтече: Исаия 40:3-5; Малахия 3:1. Речь же св.ап.Петра в Деян.3:22-23 - ни в коей мере не указывает прямо на Спасителя! Напротив,Апостол прерывает свидетельство о Христе в ст.21 и возобновляет в 26,если внимательно прочитать там говорится о свидетельстве этого Пророка,как и всех прочих о времени пришествия обетованного Мессии-Христа. Сей же пророк выделяется согласно словам Господа: Матфея 11:7-15. И следует всячески указывать на грех,как причину искажения Истины в Коране,за которое ответствены не только мусульмане!..

http://pravoslavie.ru/71036.html

Феодора и Феофана Начертанных, несли службу при императоре Феофиле , и с Самоной, παρακοιμμενος  Льва VI. В оккупированных областях христиане зачастую жили в закрытых гетто, избегая всякого общения с мусульманскими хозяевами земли: когда св. Стефан, монах монастыря преп. Саввы, пользовавшийся большим уважением как у христиан, так и у мусульман, узнал, что иерусалимский патриарх Илия арестован, он отказался пойти и заступиться за него, потому что знал, что это бесполезно . Когда в житиях святых приводятся споры между христианами и мусульманами, используется рассмотренная выше полемическая литература: в повествовании Еводия о страдании сорока двух мучеников аморейских вопрос о предопределении назван главным различием между двумя религиями . Среди документов этого рода самым богатым по содержанию и оригинальным является рассказ о дискуссии ок. 850 г., в которой участвовал Константин — посол императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ известен по славянскому житию Константина. Позиция Константина «Философа» — всецело апологетическая: он защищает христиан от упомянутого выше обвинения — что они «рассекают Бога» , — цитирует Коран (сура XIX, 17) в подтверждение христианского учения о девственном рождении и, как и АбуКурра, опровергает довод мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты доказывает его несостоятельность . В свою очередь он обвиняет мусульман в моральной распущенности — обычное возражение христиан против исламской претензии на богооткровенный характер своей религии — и в заключение выражает классическое византийское притязание, что «империя ромеев» — единственное благословенное Богом государство. Он даже находит библейское основание этого притязания: дав Своим ученикам заповедь платить дань императору и заплатив налог за Себя и других (Мф. 17:24-27; 22:19-21), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики ромеев. «Все искусства вышли от нас» («отъ насъ суть вся художствия исшла»), — заключает Константин . Ф. Дворник безусловно прав, усматривая в этой позиции Константина типично византийский подход ко всем «варварам», латинянам и арабам, выраженный в ряде документов IX в., изданных Михаилом III, Василием I или самим патриархом Фотием . Культурная и национальная гордость подобного рода, разумеется, не способствовала взаимопониманию между христианами и мусульманами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Иннокентий, игумен. С 1916 г. по сентябрь 1919 г. был настоятелем Трифоно-Печенгского монастыря. Иоанн (Иван Алексеевич Алексеев; 1873–1958), схиигумен. Из крестьян Тверской губ. Женат не был. 28 мая 1901 г. поступил в Валаамский монастырь. 21 декабря 1906 г. определен в послушники. 22 мая 1910 г. пострижен в монашество с именем Иакинф. Проходил послушания в монастыре, в Петроградской часовне, в скитах Ильинском и Германовском, состоял смотрителем Предтеченского скита. 19 октября 1921 г. назначен и. д. настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. 13 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона, 15 ноября 1921 г. – в иеромонаха. 11 декабря 1921 г. посвящен в сан игумена. 30 декабря 1921 г. вступил в должность настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря. В 1932 г. по прошению и собственному желанию был освобожден от должности настоятеля и вернулся на Валаам. Находился в Предтеченском скиту и вновь состоял смотрителем оного. 8 мая 1933 г. облачен в схиму. Проходил послушание духовника и исполнял чреду священнослужения. По переезде монастыря в Финляндию был известным духовником и старцем. Скончался и погребен на кладбище Валаамского монастыря в Финляндии. Финлядская Православная Церковь готовит материал к прославлению схиигумена Иоанна в лике святых. Иоанн (Илья Андреевич Волобьев; 1884–1964), иеромонах. Из крестьян Олонецкой губ. 1 сентября 1912 г. поступил в Свирский монастырь. 6 июля 1917 г. там же пострижен в монашество. 1 апреля 1919 г. пришел на Валаам. С 7 июня 1920 г. – в Коневском монастыре выполнял послушания чтеца, работал на кухне и в рухлядной. 28 июня 1954 г. рукоположен в иеродиакона, 29 июня 1954 г. в Валаамском монастыре – в иеромонаха. Был в обители духовником, свечником, выполнял чреду священнослужения. С осени 1961 г. пребывал на покое. Иоанн, инок – см. Исаев Иоанн Сергеевич. Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев; 1829–1908), протоиерей, святой праведный. Родился в с. Сура Архангельской губ., в бедной семье. В 1855 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную академию. После рукоположения был направлен в г. Кронштадт – место административной ссылки асоциальных личностей, многочисленных нищих и чернорабочих. Протоиерей (1875). С 1894 г. настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Еще при жизни почитался как великий молитвенник, чудотворец и прозорливец. Погребен в основанном им Иоанновском женском монастыре на Карповке (г. Санкт-Петербург). Прославлен в лике святых Русской Православной Церковью в 1990 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Однако тот же смысл мы находим и в поучениях, где говорится о том, что «молитва есть главное дело монаха» 659 . То же самое имеется в виду в совете аввы Аполлона молиться непрестанно, что напрямую восходит к Новому Завету ( 1Фес.5:17 ) 660 . Значение молитвы как «средства исцеления» от разного рода недугов – душевных, духовных и телесных – также встречается в нашем источнике. При этом исцеление телесных недугов часто сопровождается благословением елея – после чего им смазывают больное место и страждущие излечиваются. Таким образом, преп. Иоанн Ликопольский исцеляет жену сенатора от слепоты (cap. 1,12/cap. 1, 1:25), авва Аммон – пастуха, впавшего в глубокий обморок (cap. 9, 8/cap. , 14), преп. Макарий Египетский – девочку, у которой был опасный гнойник (cap. , 3:5–7) 661 . Душевные болезни или, например, одержимость бесами требуют только интенсивной молитвы – преп. Павел Простой (cap. , 19), усердно молясь, дает обет не есть весь день, если Господь не исцелит бесноватого 662 . Примеры использования в таких случаях елея нам не встречались 663 . Интересно обратить внимание на то, что в «Истории монахов» содержится пример исцеления не только людей, но и животных: преп. Макарий Египетский (cap. 21, 15–16) своими молитвами излечивает слепых детенышей гиены 664 . Молитва как средство преодоления затруднений, конфликтов или стихийных бедствий представлена в «Истории монахов» достаточно широко. Причем проступают как минимум два плана – «физический» и «социальный», как в «Житии св. Антония» и «Лавсаике». Уже во введении говорится о том, что египетские иноки своими молитвами останавливают наводнения, которые грозят затопить соседние с ними деревни 665 . Молитвой авва Аполлон восполняет недостаток съестных припасов для своих монахов во время Пасхи, а затем умножает монастырские запасы хлеба, чтобы раздать их голодающим мирянам (cap. 8, 39, 45/cap. , 10:3, 12:2), с помощью молитвы спасается от голода авва Эллий (cap. 12, 4) 666 . По молитве аввы Сура (cap. 11, 1–2/cap. , 8:3–4) появляется лодка, чтобы он и двое иноков с ним могли пересечь Нил 667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Время от времени в житиях святых воспроизводятся споры между христианами и мусульманами, и в этих случаях в них используется полемическая литература, о которой говорилось выше: и рассказе Эводим о страдании сорока двух мучеников аморийских проблема предопределения упоминается как основное различие между двумя религиями. Среди подобных документов богатейшим по содержанию и наиболее оригинальным является рассказ об имевшей место ок. 850 г. дискуссии, в которую оказался вовлечен Константин — посланник императора в Самарре и будущий апостол славян. Этот рассказ был сохранен в славянском житии Константина. Позиция Константина «Философа» — всецело апологетическая: он защищает христиан от обвинения, упомянутого выше, — что они являются «раскалывателями Бога», он цитирует Коран (сура XIX, 17) в поддержку христианской доктрины рождения от Девы и так же, как Абу–Курра, опровергает утверждение мусульман, что разделение христианства на различные ереси и секты — доказательство его непоследовательности. Он выдвигает встречное обвинение мусульман в недостаточной моральной строгости, что являлось обычным христианским возражением на претензию ислама быть Богоогкровенной религией. В заключение он выражает классическое византийское мнение, что «империя Ро–меев» — единственная, благословленная Богом. Он находит даже библейское основание для этого взгляда: дав Своим ученикам заповедь платить положенное императору и заплатив налог за Себя и остальных (Мф 17:24–27; 22:19—21), Иисус имел в виду только Римскую империю, а не любое государство; поэтому христиане не обязаны признавать власть халифа. Арабам нечем гордиться даже в области искусств и наук, ибо они всего лишь ученики римлян. «Все искусства пришли от нас», заключает Константин. Однако то там, то здесь в агиографических сочинениях звучит более положительная нота. В другом месте жития св. Стефана рассказывается, что святой «принимал с сочувствием и уважал всех, мусульман так же, как и христиан». Про святость и гостеприимство некоторых христианских святых говорится, что они производили благоприятное впечатление на сарацин, которые при этом изображаются в житиях с большей снисходительностью.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010